<< Предыдущая

стр. 8
(из 73 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

лей проекта.
Бизнес-план инвестиционного проекта 47


Выбор технологии, а также планирований приобретения и освое-
ния «ноу-хау» основываются на анализе технологических вариан-
тов, учитывающих производственный потенциал предприятия.
2. Анализ внешних и внутренних факторов производства.
Для каждой технологии определяются:
• максимальный, минимальный и номинальный объемы произ-
водства и время выхода на эти объемы;
• требуемые производственные, складские и др. площади;
• сроки монтажа и наладки машин и оборудования;
• требуемые для производства лицензии, патенты и т. п.;
• необходимые для производства согласования с государствен-
ными структурами различного уровня;
• доступность и стоимость сырья, материалов, полуфабрикатов,
энергии, трудовых и прочих ресурсов;
• взаимосвязь с коммунальными службами;
• необходимая для производства инфраструктура;
• правила технического обслуживания и требования безопасно-
сти;
• описание наиболее часто требуемых запчастей и расходных
материалов;
• потребность в технической документации, профессиональ-
ных навыках персонала, средствах защиты окружающей сре-
ды и др.;
• изменение потребности в различного рода материальных, фи-
нансовых, экономических, экологических, трудовых и прочих
ресурсах в зависимости от объема производства.
3. Проверка соответствия необходимых ресурсов и ресурсов, имею-
щихся в наличии либо потенциально доступных.
В случае, если выбранная в результате тщательного анализа тех-
нология не является общедоступной или собственной, ее можно
приобрести по одной из следующих схем:
• покупка лицензии на производство;
• совместное предприятие с лицензиаром — частичное участие
поставщика технологии своим акционерным капиталом и пол-
ное обеспечение технологией;
• покупка оборудования, которое реализует технологическое
«ноу-хау»;
46 Глава 3


• покупка технологии с комплексом инжиниринговых услуг,
включающих поставку и пуск оборудования, наладку техноло-
гического процесса и пр.;
• покупка технологии с комплексом инжиниринговых услуг,
включающих поставку и пуск оборудования, наладку техноло-
гического процесса и пр. плюс обучение персонала до тех пор,
пока предприятие не произведет необходимый готовый про-
дукт.
4. Определение себестоимости производимой продукции (работ,
услуг).
Желательно, чтобы уже в технической части проекта были сопо-
ставлены затраты на приобретение и отдача от использования со-
ответствующей технологии и была скалькулирована себестои-
мость производимой продукции.
5. Определение организационной структуры управления проектом —
схема, состав подразделений и их функции, координация и взаи-
мосвязь, распределение обязанностей.
4. Маркетинговый анализ
Обратим внимание читателей на то, что целью данного параграфа и
учебника в целом не является изложение методов маркетингового ис-
следования и системы маркетинга. Здесь приводится лишь перечень
тех вопросов, на которых следует остановиться на этапе маркетинго-
вого анализа в процессе разработки инвестиционного проекта.
Цель маркетингового анализа в рамках разработки инвестиционно-
го проекта заключается в ответе на следующие вопросы:
• На какой рынок сфокусирован проект?
• Возможно ли продать продукт, являющийся результатом реали-
зации проекта?
• Возможно ли получить от этого планируемый объем прибыли,
оправдывающий инвестиционный проект?
Так как проекты осуществляются на уже сформировавшихся рын-
ках, в проекте должна быть приведена их характеристика. Маркетин-
говый анализ должен также содержать характеристику целевого
рынка, анализ потребителей и конкурентов. Анализ потребителей —
отразить потребительские запросы, потенциальные сегменты рынка и
характер процесса покупки.
На основе результатов маркетингового анализа разрабатывается
маркетинговый план. В нем определяется маркетинговая стратегия
Бизнес-план инвестиционного проекта 49


проекта, в частности должны быть идентифицированы целевые груп-
пы и продукты, определены стратегии разработки продукта, ценооб-
разования, продвижения товара на рынок и сбыта.
В маркетинговом плане следует также учитывать наличие других
продуктов в ассортименте предприятия, а также организационные,
финансовые, производственные и снабженческие аспекты его дея-
тельности. В рамках маркетингового плана желательно спрогнозиро-
вать реакцию конкурентов и ее последующее влияние на возможность
выполнения маркетингового плана.
Маркетинговый анализ включает в себя прогнозирование спроса.
Хотя процесс принятия решений осуществляется в условиях неопре-
деленности, правильный прогноз может уменьшить степень этой нео-
пределенности.
Основные элементы маркетингового анализа в рамках разработки
инвестиционного проекта: анализ рынка, анализ конкурентной среды,
разработка маркетингового плана продукта, обеспечение достоверно-
сти информации, используемой для предыдущих разделов.
Ниже приведена краткая характеристика этих элементов.
Цель анализа рынка — выявление потребительских запросов, опре-
деление сегментов рынка и процесса покупки для улучшения качества
и ускорения процесса принятия решени^по маркетингу. При анализе
спроса и сбыта должны быть рассмотрены следующие ключевые во-
просы:
• Кто является потенциальным покупателем?
• Причины покупки продукта.
• Как будет производиться покупка?
• Какая информация нужна, и как ее можно собрать?
Анализ конкурентной среды начинается с выявления потенциаль-
ных конкурентов — государственных или частных предприятий, мест-
ных, национальных или международных компаний, традиционных
или новых, маркированных или немаркированных продуктов. Следу-
ет также оценить возможность и значение вхождения на рынок новых
участников (будущих конкурентов), конкуренцию со стороны това-
ров-заменителей. Ключевые вопросы, требующие обязательного отве-
та, сводятся к следующему:
• Какова существующая структура рынка данного продукта?
• Основа конкуренции в данной отрасли.
• Как на конкурентную среду влияют институциональные ограни-
чения?
50 Глава 3


Маркетинговый план должен быть составной частью проекта. При
его разработке маркетологу нужно ответить на следующие вопросы:
• Была ли определена правильная стратегия ценообразования?
• Была ли определена правильная стратегия продвижения товара
на рынок?
• Обеспечивает ли сбытовая система эффективную связь продав-
ца и покупателя?
• Объединены ли элементы маркетинговой стратегии в единый ра-
ботающей маркетинговый план?
Маркетинговый раздел имеет определяющее значение при анализе
проектов, так как позволяет получить рыночную информацию, необ-
ходимую для оценки жизнеспособности проекта. Очень часто случа-
ется, что фирма расходует значительные средства и усилия на осуще-
ствление все разрастающихся снабженческих и сбытовых операций
только ради того, чтобы никогда не получить ожидаемую выгоду, упу-
щенную из-за плохого маркетингового анализа.
Маркетинговые издержки на данном этапе относят к издержкам,
связанным с разработкой инвестиционного проекта.
5. Коммерческий анализ
На основе оцененных в технической части проекта инвестиционных
издержек, а также издержек, возникающих на этапе эксплуатации и
доходов, оцененных в рамках плана сбыта на этапе маркетингового
анализа, осуществляется оценка коммерческой эффективности инве-
стиционного проекта.
Расчет показателей коммерческой эффективности основывается на
следующих принципах: *
• используются предусмотренные проектом (рыночные) текущие
или прогнозные цены на продукты, услуги и материальные ре-
сурсы;
• денежные потоки рассчитываются в тех же валютах, в которых
проектом предусматриваются приобретение ресурсов и оплата
продукции;
• заработная плата включается в состав операционных издержек в
размерах, установленных проектом (с учетом отчислений);
1
«Методические рекомендации по оценке эффективности инвестицион-
ных проектов», утв. Минэкономики РФ, Минфином РФ, ГК РФ по строи-
тельной, архитектурной и жилищной политике № ВК 477 от 21.06.1999 г.
Бизнес-план инвестиционного проекта 51


• если проект предусматривает одновременно и производство, и
потребление некоторой продукции (например производство и
потребление комплектующих изделий или оборудования), в рас-
чете учитываются только затраты на ее производство, но не рас-
ходы на ее приобретение;
• при расчете учитываются налоги, сборы, отчисления и т. п., пре-
дусмотренные законодательством, в частности — возмещение
НДС за используемые ресурсы, установленные законом налого-
вые льготы и пр.;
• если проектом предусмотрено полное или частичное связывание
денежных средств (депонирование, приобретение ценных бумаг
и пр.), вложение соответствующих сумм учитывается (в виде от-
тока) в денежных потоках от инвестиционной деятельности, а по-
лучение (в виде притоков) — в денежных потоках от операцион-
ной деятельности;
• если проект предусматривает одновременное осуществление не-
скольких видов операционной деятельности, в расчете учитыва-
ются затраты по каждому из них.
Коммерческая эффективность проекта определяется соотноше-
нием финансовых затрат и доходов, обеспечивающих требуемую
норму доходности. Для оценки коммерческой эффективности все
денежные потоки инвестиционного проекта разделяют по трем ви-
дам деятельности: инвестиционной, операционной и финансовой.
Их различие заключается в структуре доходов и затрат (притоков и
оттоков), учитываемых при расчете потока реальных денег. Сальдо
реальных денег b(t) называется разность между притоком и отто-
ком денежных средств от всех трех видов деятельности (на каждом
этапе проекта).
Поток реальных денег от инвестиционной деятельности включает
затраты и поступления от вложений в основной капитал и прирост
оборотных средств. При этом затраты (на приобретение активов, уве-
личение оборотного капитала) учитываются со знаком «минус», а по-
ступления (от продажи активов за вычетом налогов, уменьшения обо-
ротного капитала на всех шагах проекта, от возврата оборотных
активов в конце проекта) — со знаком «плюс».
Поток реальных денег от операционной деятельности учитывает
проектируемый чистый доход и амортизацию. Проектируемый чис-
тый доход равен сумме выручки от реализации конечной продукции,
внереализационных доходов и прочих доходов за вычетом включае-
52 Глава 3


мых в цену налогов и сборов, амортизации по активной и пассивной
части основных средств, постоянных и переменных издержек произ-
водства, процентов по кредитам.
Раздельный учет амортизации по активной и пассивной части ос-
новных средств связан с необходимостью расчета чистой ликвидаци-
онной стоимости объекта.
Чистая ликвидационная стоимость объекта (чистый поток реаль-
ных денег на стадии ликвидации объекта) определяется на основании
данных, приводимых в табл. 3.1.
Порядок оценки ликвидационной стоимости объекта при ликвида-
ции его на Г-ом шаге (первом шаге за пределом установленного для
объекта срока службы) следующий.
Балансовая стоимость объекта для шага Т определяется как раз-
ность между первоначальными затратами (строка 2) и начисленной
амортизацией (строка 3), т. е. строка 4 = строка 2 — строка 3.
Прирост стоимости капитала (строка 6) относится к земле и опре-
деляется как разность между рыночной (строка 1) и балансовой (стро-
ка 4) стоимостью имущества.
Операционный доход (убытки), показываемый по строке 7, отно-
сится к остальным элементам капитала, которые реализуются отдель-
но, т. е. строка 7 = строка 1 — (строка 4 + строка 5).
Чистая ликвидационная стоимость каждого элемента представляет
собой разность между рыночной ценой и налогами, которые начисля-
ются на прирост остаточной стоимости капитала и доходы от реализа-
ции имущества, т. е. строка 9 = строка 1 — строка 8.

Таблица 3.1 Данные для определения чистой ликвидационной
стоимости объекта
Здания Машины,

Земля
Наименование Всего
ит д
строк оборудование
Рыночная стоимость
1
2 Затраты
3 Начислено амортизации
4 Балансовая стоимость
на Т-ом шаге
5 Затраты по ликвидации
нет
Доход от прироста нет
6
стоимости капитала
нет
7 Операционный доход
(убытки)
8 Налоги
Чистая ликвидационная
9
стоимость
Бизнес-план инвестиционного проекта 53


Следует иметь в виду, что если по строке 7 показываются убытки,
то по строке 8 налог также показывается со знаком «минус», а потому
его значение добавляется к рыночной стоимости.
Объем чистой ликвидационной стоимости показывается по строке
9 в графе «Всего».

<< Предыдущая

стр. 8
(из 73 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>