<< Предыдущая

стр. 24
(из 71 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

¦Плата за операции по оплате товаров¦ 0% ¦ 0% ¦ 0% ¦
¦и услуг ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------+-----------+------------+----------+
¦Плата за оформление операций по¦ ¦
¦получению наличных: ¦ ¦
+-----------------------------------+-----------------------------------+
¦- в отделениях и банкоматах банка: ¦ ¦
+-----------------------------------+-----------------------------------+
¦валюта наличных, руб. ¦ 0,1% ¦
+-----------------------------------+-----------------------------------+
¦валюта наличных, $ ¦ 0,5% ¦
+-----------------------------------+-----------------------------------+
¦- в других банках (без учета¦ 1% (мин. $3) ¦
¦комиссии банков, выдающих наличные)¦ ¦
+-----------------------------------+-----------------------------------+
¦Конверсия ¦ по курсу банка ¦
+-----------------------------------+-----------------------------------+
¦Штраф за овердрафт ¦ 40% годовых ¦
+-----------------------------------+-----------------------------------+
¦Штраф за проведение блокировки¦ $15 ¦
¦счета в случае утраты карты ¦ ¦
+-----------------------------------+-----------------------------------+
¦Предоставление копии платежного¦ $5 ¦
¦документа ¦ ¦
+-----------------------------------+-----------------------------------+
¦Начисление процентов на остатки по¦ 1% годовых ¦
¦счету ¦ ¦
L-----------------------------------+------------------------------------

Страховой депозит/неснижаемый остаток

Это еще один рудиментный ресурсный тариф. В начале 90-х ставка депозита доходила до $5000
по картам типа Gold. Сейчас редко где можно встретить ставку в $500. Соображения, лежавшие в основе
установления тарифа, были также двоякие: с одной стороны, депозит был призван покрыть
овердрафтные риски, а с другой - позволить увеличить объем привлеченных средств, да к тому же и
более "длинных" по сравнению с остатками на картсчетах.
Время рассудило по-своему. Во-первых, сначала менеджмент карт-подразделений, а сейчас и
все более широкие круги клиентов обнаружили, что даже огромные депозиты не спасают от умышленно
допущенных (тем более злонамеренно допущенных) овердрафтов. Об овердрафтах, сделанных
профессиональными мошенниками, и говорить нечего: "профессионально" устроенный овердрафт редко
бывает меньше $20 000. Разумеется, депозитом дело не поправишь, и его наличие в тарифах все
сложнее объяснять потенциальным клиентам. Во-вторых, овердрафт, допущенный случайно, не
умышленно, да и просто возникший по техническим причинам (например, за счет курсового скачка), не
представляет большого риска: он будет погашен клиентом, да еще и с уплатой процента по овердрафту.
Указанный процесс в понимании существа овердрафтных рисков приведет, как представляется, в
ближайшем будущем к исчезновению этого тарифа. Помимо рисковой составляющей в пользу такого
развития событий говорит и резко негативное отношение к этому тарифу клиентов.
В отношении депозита/неснижаемого остатка можно еще добавить следующее. Если тариф
назван "депозитом", то это накладывает определенные требования по ведению бухгалтерского учета:
размещенные средства должны учитываться на отдельном лицевом счете с другой балансовой частью
(42308 в действующем Плане счетов). А это означает, что система автоматизированного ведения счетов
должна поддерживать число объектов, в два раза превышающее количество клиентов. Это может
вызвать дополнительные затраты. Неснижаемый остаток означает просто технологическую блокировку
определенной суммы на картсчете клиента. При этом срочность, "долгота" денег, размещенных на
депозите/заблокированных в качестве неснижаемого остатка, оказывается равной "до востребования".
Дело тут вот в чем. К более высокой срочности могут быть отнесены только те средства, которые
размещены клиентом на определенный срок в виде вклада, и срок должен быть зафиксирован в
договоре вклада. Карточный же депозит может быть "распакован" в любой день - потому что овердрафт
может также возникнуть в любой день даже без ведома клиента, да и клиент не дает никаких
обязательств по срочности вклада. Конечно, де-факто использование депозитных средств происходит
гораздо реже, чем остатка по картсчету, но для устойчивости банка необходимо неукоснительно
соблюдать все требования ликвидности, в том числе баланс привлеченных/размещенных средств по
категориям срочности. Если использовать карточные депозиты для долгосрочных активных операций,
резко вырастает вероятность перекоса в текущей ликвидности. Для банка в целом это вряд ли серьезная
угроза - карточные депозиты составляют ничтожную часть пассивов, а для картбизнеса - это не лучшая
ситуация.

Плата за оформление и годовое обслуживание, продление срока действия карты

Этот тариф является основной и самой важной статьей операционного дохода. Собственно, этот
тариф отражает продажу услуги как таковой. Указанные в табл. 1 ставки являются нормальными
рыночными ставками по состоянию на начало 2002 года. Разброс цен на оформление и годовое
обслуживание карты типа Classic в различных банках может составлять от -50% до +100%. Карты типа
Gold имеют более стабильные цены и разброс составляет от -30% до +50%. Карты типа Business
(тарифы на которые мы опустили) тарифицируются в промежутке Classic-Gold. Тариф на электронные
карты устанавливается примерно на уровне себестоимости, может быть, на $1-2 дороже.
Иногда стоимость первого года пользования картой тарифицируется на 25-100% дороже
стоимости пользования в последующие годы. В тарифах это обстоятельство отражается разделением
тарифа на "оформление" и "годовое обслуживание" либо отдельно указывается стоимость
обслуживания за первый и последующие годы. Такой подход, будучи реализован, действительно
приведет к некоторому увеличению дохода, но при этом, как показывает практика, вызывает у клиентов
стойкое ощущение, что их обобрали. Плюс к этому некоторые из клиентов могут отложить или совсем
отказаться от намерения приобрести карту. В долгосрочной перспективе (а карт-бизнес по своей
природе долгосрочен) все же более ценным представляется доверие клиента банку, нежели
сиюминутное 5-10-процентное увеличение дохода по валу.
Противоположный подход заключается в отмене платы за оформление и годовое обслуживание
(касается карт Classic и Gold, в отношении прочих подход не имеет смысла). Такая тактика связана с
какими-либо маркетинговыми мероприятиями и кампаниями. Первый пример: предсезонная распродажа,
когда карта оформляется бесплатно для лиц, подавших заявление в мае. Второй - презентационная
кампания, когда карта оформляется и впоследствии вручается в виде подарка (например,
руководителям всех корпоративных клиентов банка). Такие наскоки на рынок не лишены смысла, но
перед принятием решения следует четко оценить, каков может быть экономический эффект.
В первом примере текущий валовой доход не только не увеличится, но существенно
уменьшится, так как в мае постараются приобрести карты все, кто и так планировал это сделать, а также
те, кто, возможно, "дозрел" бы в июне и июле. Некоторый рост будет наблюдаться в отношении
привлеченных средств и, вероятно, в отношении транзакционных доходов, получаемых в последующих
периодах. На прирост в доходах за выпуск карт можно рассчитывать только на следующий год при
перевыпуске, и этот прирост в лучшем случае составит 5-7%.
Во втором примере количество карт, которые заработают после их вручения (адаптационный
период - от 1 до 6 месяцев), почти наверняка не превысит 25% от всех выпущенных карт. Полноценные
доходы от таких картсчетов будут получены только на второй год, а до этого времени еще около 40%
держателей отсеются.
Переменные же издержки по некоторым статьям в обоих примерах вырастут пропорционально
количеству карт и сразу. Так что рекомендуется оценивать такие шаги весьма тщательно. С другой
стороны, помимо голого счетоводства есть и другие соображения, которые могут оказаться для бизнеса
гораздо важнее с точки зрения перспектив.
Приведем еще одну характерную ситуацию. Один владелец ресторана, где умеренный ужин на
двоих обходится под $150, добившись личной встречи с руководителем карточного управления банка,
повел речь о 50-процентной скидке на выпуск золотой карты. Интересно, как бы отреагировал
уважаемый ресторатор, если бы его клиент, отужинав, также бы потребовал 50-процентную скидку от
цен, указанных в меню? Ответ очевиден. Аналогия вполне оправдана - обе услуги носят массовый
тарифный характер и торгу в розницу не подлежат. Другое дело опт, здесь скидки уместны. Это,
например, касается разного рода агентов, которым можно отдавать до 50% тарифа "за оформление"
карт типа Gold и до 100% по картам Classic. Но при этом агентская схема должна быть отрегулирована
таким образом, чтобы была уверенность: агент приводит работающие счета. А торговля с клиентом по
розничному тарифу, пусть читатель простит, это mauvais ton*(79). Если вы сами не будете ценить свои
тарифы и свои услуги, кто их будет тогда ценить и относиться к ним серьезно?
В отношении процедуры продления карты (физически это означает выдачу клиенту нового
пластика) можно обратить внимание на следующее. Для контроля и управления потоком доходов
необходимо предусмотреть в правилах или условиях договора, чтобы инициатива по списанию тарифа
за "перевыпуск" оставалась за банком, равно как и принятие самого решения о перевыпуске.
Единственным критерием здесь должно стать наличие соответствующей суммы на картсчете. Оставив
инициативу за клиентом, банк будет перевыпускать в лучшем случае 10% карт, а в первом случае - не
менее 70%. При этом банк руководствуется прежде всего интересами держателей карт, активно их
использующими и не имеющими времени заранее приезжать в банк для оформления заявлений на
продление срока действия карты.
В заключение остается сказать, что основным инструментом увеличения этого вида доходов
является умение, если угодно - искусство, продавать. Кадровый состав службы продаж, качество
маркетинга - вот основные факторы успеха.

Оформление и годовое обслуживание дополнительной карты

Дополнительная карта является дополнительной услугой, и по идее тариф на ее выпуск должен
быть ниже тарифа на выпуск основной карты. Некоторые банки руководствуются именно такой логикой.
Это не совсем правильно. Клиентская психология устроена так, что дополнительная карта не
воспринимается как некая менее значимая услуга: пластик-то выдается такой же! В этой связи можно
смело устанавливать тариф на уровне основной карты - ущерба для продаж почти наверняка не
произойдет. В заключение можно сказать, что дополнительные карты выпускаются достаточно часто:
каждая пятая розничная карта имеет дополнительные карты, иногда даже не одну.

Переоформление карты в случае утраты, штраф за утерю

Под утратой фактически понимаются две неприятных ситуации - утеря либо кража. Оба случая
чаще всего сопровождаются такой же "утратой" кошелька и документов. В случае с кражей ситуация
имеет место в 99% случаев. Очень часто, более чем в 60% случаев это происходит во время
заграничных поездок. Утрата карты клиентом подвергает риску утраты деньги - прежде всего самого
клиента, а во вторую очередь - банка. При этом клиент стремится как можно быстрее восстановить карту
и часто просит выслать ее по месту своего пребывания. Вообще, розничные потребители карточных
услуг очень редко бывают небрежны с картой, другое дело, что представления о мерах по обеспечению
безопасности собственного кошелька у всех различные, да и ситуации встречаются
слабопредсказуемые. Халатное отношение к карте, скорее, характерно для участников зарплатных
проектов, но эту ситуацию мы рассмотрим отдельно.
По всем изложенным выше причинам дополнительно наказывать клиента по меньшей мере
неуместно. Достаточно, что клиент понесет расходы (а банк получит доходы!) по выпуску новой карты.
Кроме того, клиент оплатит блокировку и, возможно, стоимость включения карты в стоп-лист.
Оптимально тариф по перевыпуску карты в такой ситуации должен быть равен оригинальному тарифу за
выпуск.

Операции покупок

Операции безналичной оплаты совершенных картодержателем покупок являются основным
транзакционным доходом банка от розничных карт. Собственно, для таких операций и предназначается
карта. С тарифом на эти операции, однако, дело обстоит не так просто. Дело в том, что в рамках обеих
рассматриваемых платежных систем, да и не только, предусмотрены межбанковские комиссии в пользу
эмитента, исчисляемые с оборота по торговым операциям, совершенным держателями эмитированных
карт (тот самый interchange fee). Размер этих комиссий зависит от некоторых дополнительных
параметров, например степени географической разделенности эмитента и эквайрера в смысле
географического деления на регионы, предусмотренного платежными системами. В любом случае
эмитент получает не менее 0,5% от оборота, а по некоторым операциям до 1,25%. Чтобы понять
изначальный финансовый смысл рассматриваемой комиссии, необходимо напомнить, что практически
все зарубежные карты работают в "расчетном" либо "кредитном" режиме с так называемым льготным
периодом. Это означает, что накопленные за месяц и оплаченные банком по мере поступления
операции списываются со счета клиента один раз в месяц, и за это уплата процентов не предусмотрена!
Более того, по кредитным картам даются еще дней 5-10 (grace period), за которые проценты также не
взимаются. Но ресурсы стоят денег, и рассматриваемые межбанковские комиссии как раз призваны
компенсировать эмитенту стоимость ресурсов, зависающих в расчетах.
В начале 90-х годов применялся ненулевой тариф по безналичным операциям, впоследствии он
был отменен. В середине 90-х годов некоторые банки опробовали в качестве меры по поощрению
торгового оборота приплату картодержателю за использование карты в торговле. Тариф составлял
0,1-0,2% с оборота. Но результата не получилось, более того, такой тариф вызывал недоумение
клиентов и опять же ощущение, что где-то их очень крепко обирают, если даже приплачивают.
В деле увеличения торгового оборота по картсчетам по валу и его доли в общем обороте
наиболее верным оказывается одновременно и самый трудный путь. Единственной действенной мерой
является воспитание клиентов путем настойчивой и постоянной пропаганды расчетов картами с
использованием рекламных материалов. Вы можете рассчитывать на помощь в этом деле со стороны
платежных систем.

Операции выдачи наличных "у нас"*(80)

Розничные карты очень редко используются для получения наличных со счета в своем же банке.
Если объем таких операций превышает 1-2%, это означает либо неправильный маркетинг, либо
неправильную тарификацию операций. Последнее бывает чаще, особенно аккуратно следует
обращаться с конверсионными курсами: нельзя допускать ситуации, при которой клиенту выгоднее
внести деньги на счет в одной валюте, а получить их в другой через кассу или банкомат, чем совершить
конверсионную операцию в банке.
В нашем тарифном примере для получения наличных рублей и валюты применены различные
тарифные ставки, что на самом деле не является оптимальным. Хотя наличные доллары и рубли против
безналичных имеют разную цену, ставку стоит сделать единой, например 0,5 или даже 1%. В силу того
что этот тариф является "вспомогательным" и клиенты совершают указанные операции только по каким-
либо выходящим за рамки обычного обстоятельствам, указанные ставки не рассматриваются как
высокие и раздражения не вызывают.

Операции выдачи наличных "у них"*(81)

Операции получения наличных в других банках достаточно важны для бизнеса. Остановимся на
них подробнее.
Вначале подчеркнем, что некоторые клиенты имеют специфический и выгодный для банка
взгляд на карту как на инструмент работы с наличными. Возможность решения двух проблем, а именно,
недекларируемый "вывоз" наличных и минимизация конверсионных потерь, иногда подталкивают
клиентов на использование карты исключительно для этих целей. Более того, карты типа Electron иногда
используются как одноразовый "транспорт" наличных.
Многие зарубежные банки ограничивают возможность получения наличных по эмитируемым
картам. Применяются два способа: технологический лимит по объему или количеству операций, а также
заведомо невыгодные тарифы (например, 4-5%, особенно за рубежом по операциям "ручной" выдачи
наличных в кассах банка). Для отечественного рынка со стороны банков такие ограничения неуместны. А
технологические ограничения по сумме операции со стороны банков-эквайреров (особенно АТМ-
эквайреров) даже играют на руку отечественному эмитенту, так как вынуждают клиента совершать много
операций на небольшие суммы.
Если вернуться к клиентам, не имеющим целью исключительно получение наличных, то
операция также крайне важна для получения полноценного сервиса. Наличные требуются всегда и
везде, и даже состоятельные клиенты часто оценивают удобства, связанные с картой по тому, насколько
беспроблемно можно получить наличные в нужном им месте. Еще следует иметь в виду, что
подавляющий объем наличных операций совершается в банкоматах (более 95%), так как они, как
правило, работают круглосуточно, не взимают комиссию за выдачу наличных, да и расположены "под
рукой".
С внешними операциями по наличным связан второй важнейший вид межбанковских комиссий -
interchange fee. В этом случае уже банк - эмитент карты, по которой была совершена такая операция,
уплачивает определенную комиссию банку, выдавшему наличные через кассу или банкомат.
Экономический смысл данной операции заключается в необходимости компенсировать операционные
затраты и уплатить за ресурсы, временно выданные из кассы банка (напомним, что взимание платы за
операции АТМ-эквайрерами запрещено правилами платежных систем).
Рассматриваемая комиссия имеет процентную структуру с оговоркой "но не ниже некоторой
минимальной ставки". Указанная ставка различна по операциям, совершенным через банкомат (в этом
случае она ниже) и по операциям ручной выдачи (выше). В тарифном примере (табл. 1) различия не
внесены во избежание лишних вопросов. Экономические потери от такого решения ничтожны.

Конверсионные операции

Конверсионные тарифы не играют для розничного сегмента такой роли, как для зарплатного, но
все же вопрос этот важный.
На самом деле сумма транзакции за время прохождения транзакцией своего расчетного цикла
может быть проконвертирована неоднократно. Схематично такие возможности отражены на рис. 1.




"Рис. 1. Возможные конверсионные участки на трассе карточного платежа"

При этом даже банк-эмитент не в состоянии оперативно определить условия конверсии,
применявшиеся на отрезке трассы платежа от торгового предприятия до расчетного банка. Тем более
неразумно по собственной инициативе пускаться в подобные рассуждения с клиентом. Главное, чтобы
курс валют был в значительной мере похож на информацию из каких-либо общедоступных источников
по валютному рынку (например, из системы Reuters - именно этими курсами руководствуются расчетные
банки Visa и Europay/MasterCard, а реальные конверсионные курсы отличаются от Reuters максимум на
0,05%).
Прежде чем рассмотреть степень свободы банка в возможности конверсионного заработка,
следует прояснить один немаловажный момент. До сих пор в некоторых карточных подразделениях
путают понятия "конверсия" и "пересчет валют".
Конверсия происходит в случае, если банк по поручению клиента или по собственной
инициативе, предусмотренной договором с клиентом, осуществляет на своем балансе продажу одной
валюты (валюты картсчета) за другую (валюта выставления платежного требования) с целью оплаты
обязательства клиента по расчетам.
Пересчет валют происходит в момент расчета банком или процессинговым центром суммы,
подлежащей списанию с картсчета. Пересчет валют происходит всегда, если валюта счета различается
с валютой транзакции. Но конверсии валют в банке-эмитенте при этом может и не быть. Например, если
операция совершена в евро, банк-эмитент рассчитывается с расчетным банком по указанной операции в
долларах США, а счет клиента также ведется в долларах США.
Чтобы правильно выстроить тактику тарификации и учета, необходимо учитывать указанное
выше разделение. Предлагается следующий принцип. По транзакциям, в отношении которых имеет
место лишь пересчет валют, ввести комиссионный тариф, например, по ставке 0,3%. В отношении

<< Предыдущая

стр. 24
(из 71 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>