<< Предыдущая

стр. 45
(из 71 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

соответствующим счетом клиента, а также между идентификаторами организаций торговли (услуг), ПВН,
банкоматов и банковскими счетами организаций торговли (услуг), ПВН, банкоматов.
На практике часто возникают вопросы, связанные с оформлением операций по приему (выдаче)
валюты РФ и иностранной валюты с использованием платежных карт в обменных пунктах. В связи с
этим в главе 3 присутствуют следующие специальные положения. При выдаче или приеме наличных
денежных средств в валюте РФ или в иностранной валюте с использованием платежных карт в ПВН
кредитной организации помимо документов по операциям с использованием платежных карт могут
оформляться приходные (расходные) кассовые ордера, предусмотренные Положением Банка России
от 09.10.2002 N 199-П "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории
Российской Федерации" (далее - Положение N 199-П), а также должны оформляться документ,
подтверждающий проведение операций с наличной валютой и чеками, и реестр операций с наличной
валютой и чеками, предусмотренные Инструкцией Банка России от 28.04.2004 N 113-И "О порядке
открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными
банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и
валютой Российской Федерации, чеками (в том числе, дорожными чеками), номинальная стоимость
которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц" (далее - Инструкция N 113-И). В
случаях совершения клиентами операций по получению или внесению наличных денежных средств в
банкоматах документ, подтверждающий совершение указанных операций, предусмотренный
Положением Банка России N 199-П, а также Инструкцией Банка России N 113-И, не оформляется.
При этом следует отметить, что в случае выдачи (приема) в ПВН кредитной организации
клиентам - физическим лицам (от клиентов - физических лиц) с использованием платежных карт
наличных денежных средств в валюте Российской Федерации со счетов (на счета) в валюте Российской
Федерации, открытых в данной кредитной организации, документы, предусмотренные Инструкцией N
113-И, не оформляются, за исключением случаев, когда операции совершаются в иностранной валюте.
Реализация на практике данного подхода сократит трудоемкость оформления таких операций, что
положительно скажется на реализации зарплатных проектов с использованием платежных карт.
На практике у кредитных организаций также возникают вопросы, касающиеся отличительных
особенностей документов по операциям, совершаемым с использованием карт, и документов,
предусмотренных Инструкцией N 113-И и подтверждающих проведение операций с наличной валютой и
чеками. Если документ по операциям, совершаемым с использованием карт, как следует из Положения
N 23-П, является основанием для осуществления расчетов по указанным операциям и/или служит
подтверждением их совершения, то документ, предусмотренный Инструкцией N 113-И, предназначен
для целей валютного контроля.
В связи с принятием Федерального закона "О валютном регулировании и контроле" из нового
Положения исключены нормы, обязывающие юридические лица-резиденты представлять отчеты по
операциям в иностранной валюте с использованием корпоративных карт в уполномоченные банки.
После принятия нового Положения будет отменен целый ряд нормативных актов Банка России:
Положение N 23-П, Указание Банка России от 03.07.98 N 276-У "О порядке выдачи разрешений
кредитным организациям-резидентам на распространение платежных карт или предоплаченных
финансовых продуктов других эмитентов"; Указание Банка России от 03.07.98 N 277-У "О порядке
выдачи регистрационных свидетельств кредитным организациям-резидентам на осуществление эмиссии
предоплаченных финансовых продуктов"; Указание Банка России от 09.04.99 N 536-У "Об изменении
порядка распространения кредитными организациями платежных карт и предоплаченных финансовых
продуктов".

Налогообложение операций с банковскими картами

В качестве общего замечания следует отметить, что налоговое законодательство недостаточно
учитывает специфику операций с банковскими картами. Однако в силу отсутствия в законодательстве
понятия "карточный счет" все, что в актах по налогообложению имеет отношение к обычному
банковскому счету, применяется и к "карточным счетам". С другой стороны, в ряде случаев
положительный эффект может дать рассмотрение операций с банковскими картами с точки зрения их
составляющих - операций по банковским счетам, расчетных, кассовых и кредитных операций.

Налог на добавленную стоимость

Применение НДС к операциям с банковскими картами в настоящее время регулируется главой
21 второй части Налогового кодекса Российской Федерации. Данным налогом не облагаются банковские
операции. Несмотря на то что операции с банковскими картами прямо не отнесены к банковским
операциям, по сути операции с банковскими картами состоят из них, поскольку подразумевают открытие
и ведение банковских счетов, осуществление расчетов, в отдельных случаях - осуществление
кредитования и депозитных операций. Отдельно стоит вопрос о "технической начинке" операций с
банковскими картами. Здесь следует отметить, что эта составляющая операций с банковскими картами
носит вспомогательный, служебный характер по отношению к банковским операциям, осуществляемым
с использованием банковской карты.
В силу изложенного операции с банковскими картами не подлежат обложению НДС, за
определенными исключениями.
Приведенная логика в настоящее время разделяется налоговыми органами. В п. 25.5
"Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового
кодекса Российской Федерации"*(139) говорится о том, что в качестве банковских операций от
налогообложения освобождены "межбанковские расчеты, включая расчеты между эмитентом-
эквайрером по операциям с использованием банковских карт (interchange - комментарий наш), а также
расчеты по поручению физических и юридических лиц с использованием банковских карт, включая
расчеты (комиссии - комментарий наш) между эмитентом-клиентом, эквайрером и держателем
банковской карты, эквайрером и организацией торговли".
В отличие от прежнего регулирования часть вторая НК РФ установила, что не подлежат
обложению НДС "операции, осуществляемые организациями, обеспечивающими информационное и
технологическое взаимодействие между участниками расчетов, включая оказание услуг по сбору,
обработке и рассылке участникам расчетов информации по операциям с банковскими картами" (подп. 4
п. 3 ст. 149 НК РФ).
В приведенном абзаце заслуживают внимание два момента. Во-первых, он прямо приводит
определение процессинга по банковским картам в качестве не облагаемой НДС операции. Во-вторых, он
говорит не только о карточном процессинге, но и об операциях любой организации, обеспечивающей
информационное и технологическое взаимодействие между участниками любых расчетов.
Согласно толкованию, приведенному в Письме Управления Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам по городу Москве от 29.04.2002 N 24-14/20275 "О налоге на
добавленную стоимость", следующие операции являются процессинговыми и соответственно не
облагаются НДС:
оказание услуг по обеспечению информационного и технологического взаимодействия между
участниками финансовых расчетов, включая услуги по сбору, обработке и рассылке участникам
расчетов информации по операциям с банковскими картами и платежными документами;
предоставление процессинговых услуг по расчетам для предприятий торговли и сервиса, банков,
финансовых компаний и других организаций:
- выполнение действий, связанных с приемом от продавцов электронных платежных документов,
сформированных покупателями;
- идентификация продавцов и покупателей;
- проверка целостности электронных платежных документов;
- маршрутизация электронных платежных документов на оплату в соответствующий расчетный
банк;
прием ответов расчетных банков о проведении или отказе от проведения платежей покупателей
на счета продавцов;
направление продавцам информации о результатах проведения платежей.
В приведенном Письме также содержится перечень следующих операций, которые, по мнению
Управления, не относятся к процессингу и в этом качестве подлежат обложению НДС:
- по предоставлению инструктивных материалов в электронном виде;
- передача специализированного программного обеспечения;
- консультирование по телефону либо электронной почте, т.е. консультационные услуги,
оказываемые в рамках обеспечения технологического взаимодействия между участниками расчетов;
- услуги по обеспечению технологического оборудования расходными и комплектующими
материалами (необходимыми для бесперебойной работы платежной системы банка);
- услуги по техническому обслуживанию (профилактике и ремонту) терминальных устройств -
банкоматов, кассовых (торговых) терминалов, других устройств, обеспечивающих управление
финансовыми ресурсами клиентов с помощью банковских карт;
- услуги по сопровождению и обеспечению функционирования программного обеспечения для
ЭВМ;
- услуги, оказываемые в рамках обеспечения информационного взаимодействия между
участниками расчетов по мониторингу (удаленному электронному контролю) за состоянием банкоматов
и терминалов;
- услуги по сопровождению процессинговых центров, программного обеспечения для
банкоматов;
- другие аналогичные операции банков и процессинговых центров.
При этом п. 4 ст. 149 НК РФ установлено, что в случае если налогоплательщиком
осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие
налогообложению (освобождаемые от налогообложения), то он обязан вести раздельный учет таких
операций.
Согласно второй части НК РФ (подп. 3 п. 3 ст. 149 НК), как и согласно прежде действующему
законодательству, подлежат обложению НДС операции по инкассации, в том числе связанной с
операциями с банковскими картами, если банки - эмитенты и эквайреры пользуются услугами
инкассаторских организаций, не входящих в их структуры ("сторонняя инкассация").

Налог на доходы физических лиц

Применение данного налога к операциям с банковскими картами в настоящее время
регулируется главой 23 НК РФ. Налог на доходы физических лиц может применяться к кредитным
картам, как они определены российским законодательством, т.е. картам, по которым предоставляется
кредит. Объект по налогу, называемый "материальная выгода", образует следующее:
1) превышение суммы процентов за пользование заемными средствами, выраженными в рублях,
исчисленной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования, установленной
Центральным банком Российской Федерации на дату получения таких средств, над суммой процентов,
исчисленной исходя из условий договора;
2) превышение суммы процентов за пользование заемными средствами, выраженными в
иностранной валюте, исчисленной исходя из 9% годовых, над суммой процентов, исчисленной исходя из
условий договора (п. 2 ст. 212 НК РФ).
Применительно к операциям с банковскими картами приведенные положения означают, что если
по предоставленному клиенту кредиту предусмотрен "льготный период", в течение которого он не
уплачивает банку проценты (или уплачивает их в размере меньше установленного НК РФ), то
полученная клиентом материальная выгода подлежит обложению налогом. При этом следует отметить,
что налоговая ставка в этом случае составляет 35% (п. 2 ст. 224 НК РФ).
Вопрос о применении данного налога возникает и при совершении операций с картами, по
которым кредит банком-эмитентом не предоставляется. Дело в том, что сумма операции подлежит
списанию со счета клиента 1-3 и больше дней с момента совершения операции, т.е. клиенту
предоставляется рассрочка в оплате товара (работы, услуги), приобретенного с использованием
банковской карты, которая ст. 823 ГК РФ рассматривается как разновидность займа.
Однако в п. II-2 "Методических рекомендаций налоговым органам о порядке применения главы
23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Налогового кодекса Российской Федерации"*(140)
разъясняется, что "не производится определение материальной выгоды в соответствии со ст. 212
Кодекса в случае заключения налогоплательщиком договора коммерческого кредита, определяемого ст.
823 параграфа 3 главы 42 Гражданского кодекса Российской Федерации либо договора приобретения
товара в кредит или рассрочку".
Таким образом, согласно приведенному разъяснению при совершении операций в организациях
торговли, принимающих банковские карты, обязанность по удержанию налога не возникает.
Применительно же к операциям по выдаче наличных денежных средств для обоснования отсутствия
обязанности по удержанию налога можно привести следующую аргументацию.
После осуществления авторизации денежные средства клиента блокируются в пределах
авторизованных сумм, т.е. возможность клиента распоряжаться этими денежными средствами
ограничивается. Указанное ограничение является правомерным, если оно предусмотрено договором
между банком и клиентом (п. 3 ст. 845 ГК РФ).
Отсутствие у клиента возможности по распоряжению денежными средствами в пределах
авторизованных сумм не позволяет говорить, что клиент получил заемные или кредитные средства,
поскольку заем предполагает переход денежных средств в собственность клиента (п. 1 ст. 807 ГК РФ),
которая невозможна без правомочия распоряжения (п. 1 ст. 209 ГК РФ). Для случаев, когда заем
выдается безналичными денежными средствами, которые не могут являться объектом права
собственности, судебно-арбитражная практика выработала правило, согласно которому сумма займа
должна поступать в свободное распоряжение заемщика, что в изложенных условиях также не
происходит.
Отсутствие заемных или кредитных отношений в данном случае означает, что рассматриваемый
объект налогообложения по налогу на доходы физических лиц также не возникает, поскольку он
определен строго как "материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование
налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами", (подп. 1 п. 1 ст. 212 НК РФ).

Об оформлении кассовых чеков

Статья 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой
техники при осуществлении наличных денежных расчетов и/или расчетов с использованием платежных
карт" (далее - Закон о ККТ) устанавливает, что "контрольно-кассовая техника, включенная в
Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке
всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных
денежных расчетов и/или расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров,
выполнения работ или оказания услуг".
Поскольку Закон о ККТ не уточняет, при расчетах с какими субъектами должна применяться
контрольно-кассовая техника, то следует считать, что сфера ее применения включает наличные
денежные расчеты или расчеты с использованием платежных карт как с физическими, так и с
юридическими лицами. Приведенная точка зрения разделяется в Письме Департамента налоговой
политики Министерства финансов Российской Федерации от 06.08.2003 N 04-03-11/63 "О порядке
ведения книг продаж при реализации товаров за наличный расчет и с использованием платежных карт".
Следует отметить, что согласно ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг) без применения в надлежащих
случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на граждан в
размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - от
тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от трехсот до
четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

О составлении счетов-фактур

Согласно п. 3 ст. 168 НК РФ и п. 3 ст. 169 НК РФ плательщики НДС обязаны составлять счета-
фактуры при совершении операций реализации товаров (работ, услуг), за исключением случаев,
предусмотренных п. 4 ст. 169 и п. 7 ст. 168 НК РФ: "Счета-фактуры не составляются
налогоплательщиками по операциям реализации ценных бумаг (за исключением брокерских и
посреднических услуг), а также банками, страховыми организациями и негосударственными
пенсионными фондами по операциям, не подлежащим налогообложению (освобождаемым от
налогообложения) в соответствии со ст. 149 настоящего Кодекса"; "при реализации товаров за наличный
расчет организациями (предприятиями) и индивидуальными предпринимателями розничной торговли и
общественного питания, а также другими организациями, индивидуальными предпринимателями,
выполняющими работы и оказывающими платные услуги непосредственно населению, требования "..."
по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если
продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы".
Поскольку операции, совершаемые с использованием корпоративных банковских карт при
расчетах за купленные юридическим лицом у организации торговли товары (работы, услуги), в основном
не подпадают ни под одно из приведенных исключений, то по общему правилу они должны
сопровождаться обязательным составлением счетов-фактур.
Статья 120 НК РФ, рассматривая отсутствие счетов-фактур в организации как грубое нарушение
правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, предусматривает за данное нарушение
ответственность в виде штрафа размером от 5 (совершение деяния в течение одного налогового
периода) до 15 тыс. руб. (совершение деяния в течение более одного налогового периода).

Ответственность банка перед клиентами при операциях с платежными картами

Когда клиент принимает решение обратиться в банк для получения платежной карты, он
оценивает не только ее полезность и функциональность, но и надежность как платежного инструмента.
Ведь каждый платежный инструмент - будь то пластиковая карта, дорожный чек или наличные деньги -
не только выполняет функции средства обращения и средства платежа (при оплате товаров и
погашении долгов) или средства накопления, но и несет определенный риск, связанный с его
использованием.
К примеру, при использовании наличных денег при оплате товаров за рубежом есть опасность,
что они будут признаны неплатежными либо не будет возможности конвертировать их в местную валюту
(риск неконвертируемости). Наличные деньги могут быть украдены (непосредственно у их владельца
или из его номера в отеле), они могут сгореть или утонуть - существуют множество рисков, с которыми
сталкивается обладатель банкнот. В случае использования платежных карт в череде подобных
опасностей появляется еще и технический фактор - в месте, где клиент пожелает расплатиться своей
платежной картой, ее могут не принять в качестве средства платежа ввиду отсутствия POS-терминала.
Могут быть и другие ситуации, в которых использование платежных карт станет проблематичным.
Именно поэтому разговор об ответственности при операциях с платежными картами банков
необходимо начинать с источников этой ответственности, т.е. ситуаций, которые влекут за собой ее
наступление.
Право знает различные виды ответственности: гражданскую, налоговую, уголовную и
административную.
Гражданская ответственность возникает из гражданско-правовых сделок, обязательств
вследствие причинения вреда и других оснований.
Уголовная ответственность предполагает как ответственность преступника в форме наказания,
установленного уголовным законом, так и гражданскую ответственность преступника по
удовлетворенному судом гражданскому иску, заявленному в уголовном деле.
Налоговая ответственность может возникать как у банка, так и у клиента в соответствии с
нормами налогового законодательства (Налогового кодекса РФ) в виде санкций за нарушение порядка
отчетности по финансовым операциям, неуплату или уклонение от уплаты налогов, сокрытие объекта
налогообложения и т.п. Однако в нашем контексте налоговая ответственность держателей карт и
банков-эмитентов не рассматривается, т.к. налоговая ответственность наступает по отношению к
государству и, таким образом, призвана защищать государственные, т.е. публичные интересы.
То же относится и к административной ответственности, которая наступает в соответствии с
нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Нас же
интересует прежде всего защита частных интересов клиентов банков - держателей платежных карт.
Источниками гражданской ответственности являются наступившие события или факты, которые
в соответствии с законом признаны основаниями для возникновения гражданских прав и обязанностей.
Источником уголовно-правовой ответственности и ответственности за вред, причиненный
преступлением, является состав преступления, содержащий его признаки.
Согласно ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из норм законов и иных
правовых актов, а также из действий граждан и юридических лиц, в том числе:
- из договоров и сделок, как предусмотренных законом, так и не противоречащих ему;
- из актов государственных органов, которые предусмотрены законом в качестве оснований
возникновения гражданских прав и обязанностей;
- из судебного решения;

<< Предыдущая

стр. 45
(из 71 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>