<< Предыдущая

стр. 63
(из 71 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

магнитная полоса, голограмма, фольга, полоса для подписи, а также имплантирован любой контактный
чип-модуль (т.е. изготовлена комбинированная контактно-бесконтактная карта).
С точки зрения бесконтактных технологий все перечисленные возможности дизайна не влияют
на качество карты MIFARER и позволяют ее двойное (тройное и т.д.) применение. Например, магнитная
полоса может быть использована для платежных операций или получения наличных (применение БСК в
качестве обычной банковской карты), а чип - для проезда в общественном транспорте (применение БСК
в качестве проездного билета). Существуют устройства, которые могут работать с БСК, имеющей и
стандартную магнитную полосу, и дополнительный "контактный" чип, одновременно по всем трем
указанным технологиям.

Примеры проектов на основе мультиаппликационных карт

Перечислим ниже крупнейшие в мире проекты, использующие мультиаппликационные карты.
Москва - "Транспортные карты метрополитена и Московской железной дороги (пригородное
сообщение)". Начало - 1997 г. (метро), 1999 г. (МЖД), обращается более 1,6 млн. карт, приложения:
транспортные, идентификационные.
Пусан (Южная Корея) - "Цифровая карта Пусана". Начало - 2000 г., обращается 1 млн. карт,
приложения: транспортные, платежные.
Пекин - "Единая карта". Начало - 2001 г., план - 5 млн. карт, приложения: транспортные,
банковские, платные дороги, оплата коммунальных услуг, электронная коммерция.
Лондон - "Престиж". Начало - 2002 г., план - 1,5 млн. карт. Приложения: проезд в метро и на
железной дороге, банковские, интернет-платежи, дисконтные.
Москва - "Социальная карта москвича". Начало - 2001 г., к концу 2004 г. - 2,3 млн. карт,
приложения: идентификационные, транспортные, расчетные, дисконтные, банковские.
Как уже отмечалось, основой большинства таких проектов является транспортное приложение.
Но в мире растет число карточных проектов, где на первый план выходят иные приложения. Вот
некоторые из этих проектов.

Проект Octopus в Гонконге

Проект Octopus ("осьминог") начался в 1994 г., а в 2000 г. насчитывал уже более 6,5 млн.
бесконтактных карт, сходных по возможностям с MIFARER. Первоначально карты использовались для
оплаты проезда на всех видах городского транспорта. Но затем они стали применяться для покупок в
закусочных, кофейнях, магазинах и через сети торговых автоматов как электронный кошелек. Сегодня
карту принимают к оплате сеть магазинов 7-Eleven, существующих в каждом районе, кондитерские и
рестораны быстрого питания, парковки и даже муниципальные бассейны. Добавление новых платежных
функций принесло значительный дополнительный оборот компании Creative Star, управляющей
проектом.

Проект многофункциональной карты в Брэкнелле (Великобритания)

Эти бесконтактные карты применяются в проекте Connexions Pathfinder, проводимом
департаментом образования и занятости (DfEE). Карты предназначены для регистрации посещения
занятий при помощи специальных устройств, установленных в классах. Студенты, аккуратно
посещающие занятия, будут вознаграждены баллами, которые потом могут использовать для посещения
мест отдыха (бассейн, гольф, местный кинотеатр и т.п.). Картой также можно оплачивать питание.
Разработчик утверждает, что регистрационные функции и функции оплаты питания уже начали работать
в январе 2001 г., а затем добавлялись членство в клубе, библиотека, оплата парковки, электронный
кошелек (закрытая схема только для местных жителей). Первая фаза проекта - 5 тыс. карт, а в
перспективе будет 100 тыс. карт.

Проект мультиаппликационных карт в Манчестере

Компания Prepayment Cards Ltd., интегратор проекта, в рамках которого будет выпущено более
1,2 млн. бесконтактных карт, рассчитывает на покрытие трети всех расходов на проект за счет
нетранспортных применений карты. Это - оплата мест парковки, учет посещений занятий студентами и
школьниками, оплата за питание в школьных буфетах, заменяющая наличные деньги.

Проект авиакомпании Lufthansa для постоянных клиентов

Карты Lufthansa Frequent Flier помогают ускорить проход на посадку через терминалы Lufthansa в
крупнейших аэропортах для постоянных клиентов авиакомпании. Карты также работают как элемент
системы лояльности, храня информацию для расчета скидки, и служат для идентификации их
держателей.

Проект City Omnfficket на Олимпиаде-2000 в Сиднее

Карты MIFARER были использованы во время Олимпийских игр в Сиднее (Австралия). Городская
карта City OmniTicket распространялась вместе с перечнем олимпийских мероприятий и предоставляла
ее владельцу прямой доступ на мероприятие, а также скидки на товары и питание в организациях -
участниках системы.

Проект японской компании NTT по использованию бесконтактных смарт-карт для
таксофонов

Компания Nippon Telegraph and Telephone Corp. (NTT) успешно начала проект создания
таксофонной сети с использованием бесконтактных смарт-карт и намеревается заменить 800 тыс.
таксофонов для работы с магнитными картами. Пока сама NTT не дает информации о проекте, но
поставщики утверждают, что, поскольку счет карт пойдет на сотни миллионов (по словам поставщика, до
400 млн. карт), это сильно удешевит относительную стоимость карт и оборудования. По мнению
начальник отдела маркетинга Infineon Technologies AG, поставщика большей части карт проекта NTT,
Юргена Кутруфа, развитие проекта докажет, что бесконтактная технология имеет и другие массовые
применения помимо транспорта.

Проект "Социальная карта москвича"

Ярким примером мультиаппликационных карт стал проект "Социальная карта москвича". В
результате его выполнения в Москве появилась настоящая городская многофункциональная карта,
держателями которой к концу 2004 г. стали более 2,3 млн. москвичей. Проекту целесообразно посвятить
целый раздел.
Социальная карта москвича
С 15 сентября 2001 г. для комплексного предоставления социальных льгот населению и их учета
в трех районах Москвы (Чертаново Центральное, Чертаново Южное, Бирюлево Западное) начался
эксперимент по внедрению московской многофункциональной карты, имеющей различные приложения
социального характера*(170). Основные цели проекта:
упрощение и упорядочение предоставления льгот, обеспечение полного их учета и адресности;
введение единой идентификации льготников на основе чиповой карты;
создание единого электронного регистра льготников.
Участниками проекта стали:
- департаменты Москвы (экономической политики и развития города, социальной защиты
населения, здравоохранения, потребительского рынка и услуг);
- Московский метрополитен;
- Московская железная дорога;
- организации наземного транспорта Москвы (Мосгортранс, Зеленоградский автокомбинат);
- Московский городской фонд обязательного медицинского страхования;
- ОАО "Банк Москвы";
- магазины и предприятия сервиса;
- поликлиники и аптеки;
- Московская городская телефонная сеть;
- государственное унитарное предприятие "Московский социальный регистр".
Технологическое обеспечение проекта основывалось как на использовании уже построенных
автоматизированных систем обработки, хранения персональных данных льготников и развитой сети
приема бесконтактных смарт-карт на транспорте, так и на новых разработках, выполненных участниками
проекта. Работы по системной интеграции проекта, а также изготовление социальных карт осуществляет
московская компания "РОЗАН".
Технической основой проекта стала пластиковая бесконтактная чиповая карта стандарта
MIFARER с магнитной полосой и штриховым кодом (опционально - контактно-бесконтактная карта
JCOP30 с дуальным интерфейсом). Внешний вид карты, а также распределение памяти приведены на
рис. 2 и 3.
В памяти социальной карты размещены: номер социальной карты, персональные данные
льготника (ФИО, пол и дата рождения), корпоративные приложения участников проекта.
К корпоративным приложениям относятся: проезд на метрополитене, наземном транспорте
Москвы, в пригородных поездах Московской железной дороги, данные страхового полиса обязательного
медицинского страхования, сведения для предоставления социального дисконта.
Кроме того, в памяти социальной карты имеются учетный номер льготника в реестре
Департамента социальной защиты населения города Москвы, список кодов льгот держателя социальной
карты.
Банковское приложение размещено на магнитной полосе социальной карты (в случае карты
JCOP30 - также в чипе карты). С июля 2002 г. начался новый этап развития проекта - эмиссия
социальных карт с логотипом VISA Electron. Социальная карта москвича получила международный
статус. Первая международная транзакция по социальной карте зафиксирована уже в августе 2002 г.;
самая восточная транзакция по социальной карте зафиксирована на берегу Байкала - в поселке
Листвянка Иркутской области.
"Рис. 2. Внешний вид и технические атрибуты СКМ"

--------------T------------------------------------------T-------T------¬
¦ Тип ¦ Наименование приложения ¦Область¦Объем,¦
¦ приложения ¦ ¦ памяти¦байты ¦
+-------------+------------------------------------------+-------+------+
¦Идентификация¦Номер карты, социальный номер, дата¦ 15 ¦ 48 ¦
¦ ¦окончания срока действия, эмиссионная¦ ¦ ¦
¦ ¦серия ¦ ¦ ¦
+-------------+------------------------------------------+-------+------+
¦ ¦ФИО, пол, дата рождения ¦ 13-14 ¦ 96 ¦
+-------------+------------------------------------------+-------+------+
¦Указатель ¦Список кодов приложений карты ¦ 0 ¦ 48 ¦
+-------------+------------------------------------------+-------+------+
¦Транспортные ¦Проезд в московском метрополитене ¦ 1 ¦ 48 ¦
+-------------+------------------------------------------+-------+------+
¦ ¦Проезд по пригородной железной дороге ¦ 2-3 ¦ 96 ¦
+-------------+------------------------------------------+-------+------+
¦ ¦Проезд на наземном транспорте ¦ 4 ¦ 48 ¦
+-------------+------------------------------------------+-------+------+
¦Социальные ¦Перечень категорий льгот¦ 10-12 ¦ 144 ¦
¦ ¦(открытый/социальный) ¦ ¦ ¦
+-------------+------------------------------------------+-------+------+
¦ ¦Социальная идентификация (ДСЗН, МГФОМС) ¦ 5 ¦ 48 ¦
+-------------+------------------------------------------+-------+------+
¦ ¦Социальный дисконт (скидки в магазинах) ¦ 7 ¦ 48 ¦
+-------------+------------------------------------------+-------+------+
¦Медицинские* ¦Витальная (жизненно важная) информация ¦ 6 ¦ 48 ¦
+-------------+------------------------------------------+-------+------+
¦ ¦Перечень категорий льгот¦ 9 ¦ 48 ¦
¦ ¦(закрытый/медицинский) ¦ ¦ ¦
+-------------+------------------------------------------+-------+------+
¦Прочие* ¦Частное приложение (опция) ¦ 8 ¦ 48 ¦
L-------------+------------------------------------------+-------+-------

------------------------------
* Зарезервировано для дальнейших применений.

Рис. 3. Распределение памяти СКМ

Кроме стандартных банковских реквизитов на поверхности карты в толще пластика размещены:
фотография держателя карты, его ФИО, номер социальной карты (включающий социальный номер), а
также штриховой код с идентификационными данными социальной карты, используемый для
предоставления скидок держателю карты торгово-сервисными организациями.
Социальный номер является ключевым элементом в системе социальных карт, на основе этого
номера происходит интеграция информационных ресурсов отдельных корпоративных систем в
интересах участников проекта и Правительства Москвы. Социальный номер присваивается единожды,
при первичной регистрации льготника. Структура социального номера гарантирует его уникальность в
пределах данного региона России, что позволяет перенести практику учета льготников и на другие
российские регионы. В 2004 г. был подготовлен проект национального стандарта России по
формированию социального номера и кодов льготных категорий граждан России. Структура социального
номера и кода льготной категории представлена на рис. 4.




"Рис. 4. Структура идентификационных данных СКМ в условном примере"

Надо сказать, что социальный номер используется не только в московских социальных картах.
Так, карты учащегося Санкт-Петербурга, а также единая транспортная карта жителя Санкт-Петербурга
несут социальный номер, построенный по указанному стандарту, и имеют дизайн, аналогичный
московскому. С декабря 2004 г. Банк "Возрождение" приступил к эмиссии социальной карты жителя
города Серпухова (пилотный проект, построенный на картах с дуальным интерфейсом и имеющий
целью отладить технологию выпуска и приема социальных карт и распространить стандарт на всю
Московскую область). С 2005 г. бесконтактную карту по этим же стандартам планирует выпускать банк
"Солидарность" для жителей Самарской области. Карта будет нести банковское и идентификационное
приложения.
Следует также отметить, что проект не предусматривает существенное изменение
информационных технологий участников системы. Для изготовления и персонализации социальных карт
используются самые современные технологии. Сейчас можно говорить об определенных
положительных итогах проекта "Социальная карта москвича", получившего в 2002 г. престижную
международную премию "Card Advance Award".
В рамках проекта разработана уникальная технология "безбланковой"*(171) эмиссии карт. Проект
предоставил возможность детальной выверки данных о льготниках в базах данных участников,
подробной систематизации льгот и т.д.
В районных управлениях социальной защиты населения (РУСЗН) оборудованы пункты для
приема анкет и выдачи социальных карт льготным категориям граждан - 104 пункта во всех
административных округах города Москвы.
Средний возраст держателей социальных карт, получаемых через РУСЗН, составляет сейчас 50
лет, при этом возрастной диапазон льготников - от 6 до 98 лет.
С сентября 2002 г. социальная карта также выдается московским учащимся и студентам (обе
категории имеют льготы на проезд в московском метрополитене). Прием анкет и выдача карт
производятся через учебные заведения или через кассы московского метрополитена.
Получение карты проводится на добровольной основе; сама карточка для ее держателя
бесплатна.
Правительством Москвы установлен жесткий срок изготовления и выдачи социальной карты,
включая проведение всех информационных процессов. С момента подачи заявки до момента получения
карты проходят 10 рабочих дней.
Обеспечивает эмиссию и обращение социальных карт специально созданное для этого
предприятие "Московский социальный регистр".
Эмиссия социальных карт осуществляется весьма интенсивно, что говорит о востребованности
этих карт населением Москвы. Если в 2002 г. было произведено и выдано жителям Москвы около 100
тыс. карт, то только в первом полугодии 2003 г. уже около 350 тыс. карт. Эмиссия социальных карт
отличается интенсивной динамикой. Так, во II квартале 2003 г. было выпущено около 210 тыс.
социальных карт по сравнению с 84 тыс. и 23 тыс. в I квартале 2003 г. и в IV квартале 2002 г.
соответственно. Как уже отмечалось, к концу 2004 г. общее число социальных карт (включая социальные
карты студентов и школьников) достигло 2,3 млн.
Держатель может воспользоваться социальной картой как идентификационным документом для
льготного проезда на общественном транспорте (метрополитен, трамвай, троллейбус, автобус) и в
пригородных поездах, получения услуг в поликлиниках, скидок при покупках в магазинах. Одновременно
карта является полноценным платежным средством.
На всех линиях Московского метрополитена и в пригородном сообщении Московской железной
дороги, а также в наземном общественном транспорте Москвы (автобус, троллейбус, трамвай)
социальная карта действует в качестве льготного проездного документа.
В 6 поликлиниках Южного административного округа Москвы оборудованы рабочие места для
учета застрахованных при оказании медицинской помощи в системе обязательного медицинского
страхования с применением социальной карты. Правительством Москвы принято решение оснастить к
2005 г. все лечебно-профилактические учреждения города (районные больницы и поликлиники)
устройствами для считывания информации с социальных карт в целях их приема наравне с полисами
обязательного медицинского страхования.
В декабре 2004 г. в старейшей московской школе N 110 по инициативе дирекции был запущен
проект по использованию социальных карт для обеспечения и контроля доступа в школу. Особенностью
проекта является то, что школа не несет затрат на карты учащихся - ученики получают их в
установленном порядке через кассы метрополитена. Причем в перспективе эти социальные карты
можно использовать не только как идентификатор школьника при входе в школу, но и в других целях
(например, для доступа в Интернет, для организации "электронного" классного журнала, для расчетов за
питание и т.д.).
Социальная карта дает право на получение скидок в предприятиях торговли и услуг. Например, в
трех супермаркетах торговой сети "Петровский" (до марта 2003 г. - в супермаркетах "БИН") в
Центральном Чертанове и Западном Бирюлеве социальные карты (за исключением социальных карт
учащихся и студентов) принимались как дисконтные.
Уже за 2002 г. в торговой сети "Петровский" зарегистрировано около 8 тыс. покупателей с
социальными картами, число покупок составило примерно 147 тыс. на сумму более 17,6 млн. руб., сумма
скидок - около 883 тыс. руб. Скидки предоставляются на весь ассортимент магазинов в размере 5% от
стоимости товаров в розничных ценах.
Социальные карты принимаются в качестве дисконтных во всех магазинах торговой сети
"Петровский" (сейчас - 17 универсамов), в ряде других продуктовых магазинов Москвы; в настоящий
момент таких торговых предприятий 186.
Кроме того, с сентября 2002 г. к приему социальных карт в качестве дисконтных подключилась
сеть химчисток и прачечных "Диана" (12 фабрик и 268 приемных пунктов). Кроме этой крупной сети
социальную карту в качестве дисконтной принимают еще 59 предприятий бытового обслуживания.
Как дисконтную социальную карту принимают и ряд московских аптек (к концу 2004 г. - 54).
Фактически ГУП "Московский социальный регистр" на базе социальных карт создал московскую
дисконтную систему универсального типа, актуальное состояние которой отражается на сайте этого
предприятия*(172). Не имеющие возможность выхода в Интернет держатели социальных карт получают
печатные каталоги этой дисконтной системы и могут уточнить адреса торгово-сервисных предприятий по
телефону "горячей линии" проекта. С начала 2004 г. к началу ноября этого же года в магазинах и аптеках

<< Предыдущая

стр. 63
(из 71 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>