<< Предыдущая

стр. 9
(из 71 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

¦ ¦во карт, ¦ ПВН ¦банкоматов¦ эквайринга ¦POS-терми-¦
¦ ¦ млн. ¦ ¦ ¦ ¦ налов ¦
+---------+---------+-----------+----------+-----------------+----------+
¦ 1999 ¦ 0,49 ¦нет данных ¦ 335 ¦ 1450 ¦ 5000 ¦
+---------+---------+-----------+----------+-----------------+----------+
¦ 2000 ¦ 0,87 ¦ 2740 ¦ 795 ¦ 2100 ¦ 7000 ¦
+---------+---------+-----------+----------+-----------------+----------+
¦ 2001 ¦ 1,36 ¦ 4500 ¦ 1115 ¦ 4000 ¦ 10500 ¦
+---------+---------+-----------+----------+-----------------+----------+
¦ 2002 ¦ 2,00 ¦ 4500 ¦нет данных¦ 7000 ¦ 15300 ¦
+---------+---------+-----------+----------+-----------------+----------+
¦ 2003 ¦ 2,75 ¦ 4600 ¦ 2099 ¦ 7400 ¦нет данных¦
+---------+---------+-----------+----------+-----------------+----------+
¦ 2004 ¦ ¦ ¦ ¦ 9400 (принимают ¦ ¦
¦ (3 ¦ 2,70 ¦ 5000 ¦ 2765 ¦карты "Сберкарт")¦нет данных¦
¦квартала)¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---------+---------+-----------+----------+-----------------+-----------

Платежная система CyberPlatR

Весной 1998 г. на рынке банковских услуг банком "Платина" была представлена банковская
платежная система безналичных расчетов для электронной коммерции в реальном времени CyberPlat.
Весной 2000 г. для ведения электронной коммерции, включая процессинг платежей и закрытый
документооборот в режиме онлайн, и предоставления инфраструктурных услуг была создана компания
CyberPlatCOM. Продуктом этой компании является универсальная интегрированная мультибанковская
платежная система CyberPlatR, а целью - превращение системы CyberPlatR в национальную платежную
систему электронной коммерции и достижение уровня, необходимого для конкуренции на
международных рынках. Система CyberPlatR использует следующие технологии:
CyberCheckR - защищенный документооборот по совершению сделок и их онлайновой оплате;
CyberPOSR - эквайринг платежных карт в Интернете.
Технология CyberPOS позволяет подключать банки через шлюз системы к авторизационному
серверу, в том числе по стандарту ISO 8583-87, благодаря чему банк-эквайрер может предоставлять
своим клиентам дополнительные услуги по расчетам через Интернет. При присоединении банков по
технологии CyberCheck клиенты получают возможность осуществления расчетов по интернет-сделкам
непосредственно со своих банковских счетов.
Данные технологии позволяют реализовать следующие четыре инструмента, которые сейчас
применяются в среде Интернет:
- решение В2С, основанное на авторизации платежных карт через платежный сервер;
- решение В2В, основанное на использовании защищенного документооборота;
- решение "интернет-банкинг" - платежные поручения - "банк-клиент" в Интернете;
- решения для банков, позволяющие им стать участниками системы и предоставлять своим
клиентам услуги интернет-расчетов.
Универсальная мультибанковская платежная система CyberPlatR позволяет принимать к оплате
наряду с международными картами и электронными чеками карты российской платежной системы
"Юнион Кард" и скрэтч-карты e-port компании Автокард-холдинг. В 2001 г. компания CYBERPLAtCOM
получила сертификат Internet Processor Provider от международной платежной системы Diners Club Int.
Схема расчетов в платежной системе CyberPlatR представлена на рис. 3.
Сформировав заказ, покупатель выбирает форму оплаты "с помощью кредитной карты" (1).
Магазин переадресует информацию с атрибутами заказа на авторизационный сервер CyberPOS (2).
Авторизационный сервер предлагает покупателю заполнить защищенную форму для безопасной
передачи данных о реквизитах платежной карты на авторизацию (3). Технологией предусмотрена
двухуровневая авторизация:




"Рис. 3. Схема расчетов в платежной системе CyberPlatR АС - авторизованный сервер"

проверка параметров платежа по внутренним критериям CyberPOS;
авторизация карты в соответствующих платежных системах. При положительном результате
первого этапа авторизации CyberPOS переходит к передаче информации в процессинговый центр банка-
партнера (4), где и происходит авторизация карты (5). Полученный от процессингового центра результат
авторизации CyberPOS передает участникам сделки (6).
В случае успешной авторизации магазин оказывает услугу и производится операция снятия
средств с личного счета покупателя (7) непосредственно банком-партнером. Средства перечисляются на
соответствующие счета в банке-партнере (8). Банк-партнер уже на этой стадии зачисляет сумму покупки
на счет продавца за вычетом комиссии системы (9).

Таблица 5

-----------T-------T--------------T----------T--------------T-----------¬
¦ Год ¦Оборот,¦ Количество ¦Количество¦ Количество ¦Количество ¦
¦ ¦ $ млн.¦ клиентов, ¦ точек ¦ обслуживаемых¦ банков - ¦
¦ ¦ ¦обслуживаемых ¦ интернет-¦ интернет- ¦участников ¦
¦ ¦ ¦ платежной ¦эквайринга¦ магазинов ¦и партнеров¦
¦ ¦ ¦системой, млн.¦ ¦ ¦ ПС ¦
+----------+-------+--------------+----------+--------------+-----------+
¦ 1999 ¦ 0,3 ¦ 0,04 ¦ 30 ¦ - ¦ - ¦
+----------+-------+--------------+----------+--------------+-----------+
¦ 2000 ¦ 7,8 ¦ 0,25 ¦ 71 ¦ - ¦ 7 ¦
+----------+-------+--------------+----------+--------------+-----------+
¦ 2001 ¦ 57,4 ¦ 0,6 ¦ 177 ¦ 197 ¦ 13 ¦
+----------+-------+--------------+----------+--------------+-----------+
¦ 2002 ¦ 90,0 ¦ 0,75 ¦ 600 ¦ 220 ¦ 20 ¦
+----------+-------+--------------+----------+--------------+-----------+
¦ 2003 ¦ 162,00¦ 1 ¦ 1 000 ¦ 260 ¦ 27 ¦
+----------+-------+--------------+----------+--------------+-----------+
¦ 2004 (I ¦ 186,00¦ 1,44 ¦ 1 100 ¦ 280 ¦ 29 ¦
¦полугодие)¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L----------+-------+--------------+----------+--------------+------------

Таблица 5 отражает показатели по CyberPlatR за период с 1999 по 2004 г.
В настоящее время в системе CyberPlatR действуют 2175 пунктов моментального пополнения
счетов клиента.
Сохранение динамики роста результатов платежной системы CyberPlatR обусловлено как
постоянным совершенствованием качества услуг и сервиса, так и значительным вниманием к внедрению
платежной системы CyberPlatR в регионах. В частности, налажено сотрудничество с глобальными
сетями, работающими на региональных рынках, в том числе сетями магазинов "МИР", SPAR, сетью АЗС
"Сибнефть", дилерскими сетями "Связной", "Диксис" и "Евросеть", а также с игровой системой "Джекпот".

Платежная система "Золотая Корона"

"Золотая Корона", межбанковская платежная система, основанная на использовании
микропроцессорных карт, создана летом 1994 г. Разработчиком технологии Smart-Card Technology для
платежной системы является компания "Центр Финансовых Технологий" (Новосибирск).
К ноябрю 2004 г. участниками системы являлись 204 банка из 75 регионов России, а также стран
СНГ. На 1 ноября 2004 г. общее количество карт в системе превысило 2,4 млн. штук, среднемесячный
оборот составил более 7 млрд. руб. в месяц (прирост по сравнению с предыдущим годом 36%).
Количество совершенных операций - более 3,8 млн. в месяц (прирост по сравнению с предыдущим
годом 32%). Карты "Золотая Корона" принимаются к обслуживанию в 268 населенных пунктах России, а
также в Украине (22 крупнейших города), Белоруссии (Минск), Кыргызстане (7 городов) и Казахстане
(Алматы). С 2003 г. карты платежной системы начали принимать в Китае - обслуживание по "Золотой
Короне" стало доступным в городах Суйфэньхе и Хэйхе.
Отличительными особенностями системы являются использование многофункциональных
микропроцессорных и магнитных карт в рамках единой инфраструктуры, а также развитая платежно-
сервисная сеть их обслуживания, включающая более 13 261 торговых терминалов, 2 288 пунктов выдачи
наличных и более 900 банкоматов.
Динамика развития платежной системы "Золотая Корона" с 1997 г. отражена в таблице 6.
Развитие инфраструктуры платежной системы в текущем столетии показано в таблице 7.
Таблица 6
-----------T--------------T----------------------T----------------------¬
¦ Год ¦Оборот, млрд. ¦Количество карт, млн. ¦ Количество операций, ¦
¦ ¦ руб. ¦ шт. ¦ млн. шт. ¦
+----------+--------------+----------------------+----------------------+
¦ 1997 ¦ 3,23 ¦ 0,31 ¦ 6,56 ¦
+----------+--------------+----------------------+----------------------+
¦ 1998 ¦ 5,43 ¦ 0,47 ¦ 8,82 ¦
+----------+--------------+----------------------+----------------------+
¦ 1999 ¦ 10,7 ¦ 0,67 ¦ 13,97 ¦
+----------+--------------+----------------------+----------------------+
¦ 2000 ¦ 15,5 ¦ 0,82 ¦ 17,56 ¦
+----------+--------------+----------------------+----------------------+
¦ 2001 ¦ 25,52 ¦ 1,2 ¦ 22,3 ¦
+----------+--------------+----------------------+----------------------+
¦ 2002 ¦ 43,1 ¦ 1,513 ¦ 29,24 ¦
+----------+--------------+----------------------+----------------------+
¦ 2003 ¦ 61,4 ¦ 1,804 ¦ 36,85 ¦
L----------+--------------+----------------------+-----------------------
Таблица 7
------T------------T----------T-----------T---------------T-------------¬
¦ Год ¦ Количество ¦Количество¦ Количество¦Число городов, ¦ Количество ¦
¦ ¦ торговых ¦ пунктов ¦банкоматов,¦ где ¦ банков - ¦
¦ ¦организаций,¦ выдачи ¦ шт. ¦ обслуживаются ¦ участников ¦
¦ ¦ ед. ¦наличных, ¦ ¦ карты системы ¦ платежной ¦
¦ ¦ ¦ шт. ¦ ¦ ¦системы, ед. ¦
+-----+------------+----------+-----------+---------------+-------------+
¦ 2001¦ 7000 ¦ 1150 ¦ 430 ¦ 90 в России ¦ 160 ¦
+-----+------------+----------+-----------+---------------+-------------+
¦ 2002¦ 8000 ¦ 1400 ¦ 500 ¦ 95 в России; ¦ 186 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 9 в Украине; ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦7 в Киргизии и ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Казахстане ¦ ¦
+-----+------------+----------+-----------+---------------+-------------+
¦ 2003¦ 10000 ¦ 1850 ¦ 637 ¦ 110 в России; ¦ 199 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 9 в Украине; ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦7 в Киргизии и ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Казахстане; ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2 в Китае ¦ ¦
L-----+------------+----------+-----------+---------------+--------------
Большинство участников платежной системы - крупные и средние региональные банки,
карточный бизнес которых строится в основном на реализации зарплатных и бюджетных проектов.
Банками - участниками "Золотой Короны" реализовано более 1100 зарплатных проектов на
предприятиях, среди которых "СургутНефтеГаз" (Тюменская область), Южно-Уральская железная
дорога, Западно-Сибирская железная дорога, Дальневосточная железная дорога, ОАО "Мечел",
комбинат "Магнезит", АО "Челябинскуголь", моторостроительный завод им. Баранова (Омск), "Якутуголь"
(Нерюнгри), ОАО "Автогаз" (Нижний Новгород), "Экспоцентр" (Москва).
До 1997 г. в платежной системе "Золотая Корона" использовались карты Е3744 компании Soliac,
с 1998 г. имеют хождение карты MPCOS-EMV компании GemPlus, позволяющие размещать на одной
карте несколько финансово-информационных приложений. С июня 2000 г. на микропроцессорных картах
стало возможно размещать приложения различных эмитентов, в результате чего банки-эмитенты смогли
предоставлять ресурс карт сторонним организациям, в том числе в рамках проектов лояльности.
Платежная система предлагает банкам два варианта программного обеспечения - Btrieve и Oracle
release, которые работают на платформах UNIX и WINDOWS. В зависимости от масштабов
реализуемого проекта банки могут выбрать наиболее подходящий для себя вариант.
В рамках формируемой ЦБ РФ сети специализированных расчетных организаций, у которых был
бы существенно снижен финансовый риск проводимых операций, с 2001 г. в "Золотой Короне" начал
функционировать единый расчетный центр системы - РНКО "Платежный центр". Он оснащен
технологией интернет-банкинга и предоставляет банкам-участникам услуги удаленного управления
счетом, посредством которых все проводки осуществляются в режиме реального времени.
В качестве основных направлений развития платежной системы "Золотая Корона" на текущий
момент можно выделить следующие:
"социальная карта горожанина" - универсальное решение на основе многофункциональных
микропроцессорных карт с широким набором социальных и коммерческих приложений (пример:
"Социальная карта челябинца", где многофункциональная социальная карта выполняет функцию
универсального платежно-учетного инструмента);
"транспортная карта" - специализированное решение для учета пассажиропотоков, в том числе
всех категорий льготников, и оплаты проезда как в муниципальном, так и коммерческом транспорте;
"программы лояльности" - инструмент привлечения и поощрения постоянных покупателей;
кредитные карты - полноценный кредитный инструмент с широким спектром возможностей
получения и погашения кредита.
Общее управление средствами обеспечения безопасности осуществляет главный
процессинговый центр системы. При этом если какой-либо участник игнорирует требования системы
защиты, то он повышает только собственные риски, но не имеет возможности повлиять на
защищенность других участников. Платежная система имеет все необходимые лицензии ФАПСИ на
эксплуатацию, установку и оказание услуг по шифрованию для своих участников.

Платежная система ACCORD

Российская межбанковская платежная система ACCORD учреждена ОАО "УРАЛСИБ" в 1995 г., к
настоящему времени включает в себя 11 банков-партнеров и 12 банков-участников. Все расчеты
осуществляются через единый расчетный центр в ОАО "УРАЛСИБ".
Платежная система ACCORD реализована на основе технологии ЗАО "СканТек сервис", все
расчеты в ней осуществляются с использованием многофункциональной микропроцессорной карты
стандарта PCOS. В качестве программного обеспечения применяется система безналичных расчетов
SmartPay. Используемое оборудование: устройства чтения карт СКАТ-200 и Ven'Fone CM-450; чек-
принтеры Ven'Fone P350, платежные терм и налы Nurit-3000, Nurit-3010; банкоматы ProCash-2000,
ProCash-2050, Ulysse 4f4, Ulysse 4r4, Ulysse 4f3.
Основные виды предоставляемых услуг:
внедрение зарплатных проектов;
реализация дисконтных и клубных программ в торгово-сервисной сети;
организация небанковских платежных систем в сетях АЗС;
организация локальных расчетных систем;
решение социальных программ (предоставление товарных кредитов, пособий по безработице,
детских пособий, отпуск и учет лекарств по бесплатным и льготным рецептам, оплата коммунальных
услуг, медицинское страхование).
Виды карт ACCORD, предлагаемые платежной системой для реализации услуг:
- для физических лиц;
- зарплатные;
- корпоративные;
- клубные;
- бензиновые.
В рамках зарплатного проекта платежная система ACCORD обеспечивает разработку и
внедрение следующих дополнительных услуг:
талонной системы;
автоматизированной системы обслуживания в пунктах общественного питания;

Таблица 8
-----------T---------T------------T-------T----------T-------T----------¬
¦ Год ¦ Число ¦ Число ¦ Число ¦Количество¦ Число ¦ Число ¦
¦ ¦ карт, ¦банкоматов, ¦ ПВН, ¦точек ТСП,¦городов¦зарплатных¦
¦ ¦ шт. ¦ шт. ¦ шт. ¦ шт. ¦приема ¦ проектов,¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ед. ¦
+----------+---------+------------+-------+----------+-------+----------+
¦ 2000 ¦ 141 900 ¦ 97 ¦ 183 ¦ 395 ¦ 14 ¦ 260 ¦
+----------+---------+------------+-------+----------+-------+----------+
¦ 2001 ¦ 266 000 ¦ 208 ¦ 286 ¦ 972 ¦ 25 ¦ 560 ¦
+----------+---------+------------+-------+----------+-------+----------+
¦ 2002 ¦ 453 000 ¦ 232 ¦ 300 ¦ 1400 ¦ 100 ¦ 700 ¦
+----------+---------+------------+-------+----------+-------+----------+
¦ 2003 ¦ 914 455 ¦ 390 ¦ 357 ¦ 2047 ¦ 140 ¦ 1329 ¦
+----------+---------+------------+-------+----------+-------+----------+
¦ 2004 (I ¦ 978 000 ¦ 528 ¦ 546 ¦ 2381 ¦ нет ¦ 1670 ¦
¦полугодие)¦ ¦ ¦ ¦ ¦данных ¦ ¦
L----------+---------+------------+-------+----------+-------+-----------
расходно-лимитной схемы;
системы доступа в помещения.
Динамика платежной системы ACCORD представлена в таблице 8.
В ближайших планах платежной системы - развитие дистанционных услуг для населения и
создание комплекса мобильного банкинга. В качестве первого шага в этом направлении реализована
возможность открытия пластиковой карты ACCORD через Интернет, в ближайшее время стартует
первый этап системы интернет-банкинга для держателей пластиковых карт банка ОАО "УРАЛСИБ" -
информирование об остатке на счете и предоставление выписки о последних операциях.

Платежная система "Рапида"

Это одна из наиболее молодых российских платежных систем, ставшая пионером на рынке
интегрированного платежного сервиса. "Рапида" предоставляет свои услуги с сентября 2001 г.
Платежными инструментами, посредством которых платежная система "Рапида" предлагает свои услуги
физическим лицам, являются пластиковые карты двух видов: предоплаченные карты "Рапида",
получившие уже достаточно широкое распространение на российском карточном рынке, и карты
международных или локальных систем банков - участников платежной системы. Платежная система
позволяет не только проводить традиционные платежи, характерные для виртуального рынка, но и
предоставляет возможность удаленно управлять банковскими счетами и осуществлять денежные
переводы в адрес физических и юридических лиц (при этом неважно, входят ли реципиенты в
платежную систему или нет).
Организатором платежной системы является компания "Платежная интернет-система Рапида",
имеющая свой собственный процессинговый центр, через который система обеспечивает доступ
пользователей к таким каналам доставки транзакций, как Интернет, телефонные сети (телефон с
тоновым набором), SMS (все перечисленные каналы обеспечивают возможность оплачивать товары и
услуги 24 часа в сутки 7 дней в неделю).

<< Предыдущая

стр. 9
(из 71 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>