<< Предыдущая

стр. 2
(из 7 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

первобытность, а также – историками культуры, предметом исследования кото-
рых были отдельные периоды культурного процесса. В их числе в первую оче-
редь следует назвать С.С. Аверинцева, Л.М. Баткина, М. Блока, А. Боннара,
Ф. Броделя, Я. Буркхардта, И.П. Вейнберга, Л. Винничук, Э. Гарэна, А.Я. Гуре-
вича, В.П. Даркевича, К. Леви-Брюля, Ж. Ле Гоффа, П. Монте, В.Я. Проппа,
П. Слотердайка, Э. Тайлора, М. Фуко, Й. Хейзинги, Д.Э. Харитоновича. Изуче-
ние их работ позволяет проследить генезис эстетического сознания, технологий,
социально-экономических предпосылок, приводящих к появлению такого фено-
мена культуры как дизайн.
Неоценимую помощь в исследовании современного дизайна играет изучение
работ, посвященных архитектуре и деятельности по преобразованию простран-
ства, а также анализирующих отдельные аспекты дизайна. Здесь в первую оче-
редь необходимо назвать труды А.А. Барабанова, В.Г. Глазычева, А.Б. Гофмана,
В. Гропиуса, А. Гутнова, В.Е. Звагельской, Р. Ингардена В.Г. Иоффе, Ш. Ле
Корбюзье, А.Э. Коротковского, Ф.Т. Мартынова, Н.Н. Мосоровой, С.В. Норен-
кова, И.В. Приваловой, С.О. Хан-Магомедова и др.
Уточнить элементы и характеристики процесса проектирования и создания
вещей в дизайне помогает сравнительный анализ его с искусством, являющимся
родственным видом эстетической деятельности. Системные исследования искус-
ства активно производились в ХХ в. как отечественной, так и зарубежной эстети-
кой. Сущность и социокультурные функции искусства, генезис и структура эсте-
тического сознания, приводящего к возникновению художественной практики
исследуют Е.Я. Басин, Е.В. Волкова, Х.-Г. Гадамер, З.И. Гершкович, А.В. Гулы-
га, Л.А. Закс, М.С. Каган, В.В. Кандинский, С.Х. Раппопорт, Л.Н. Столович,
А.Д. Столяр и др. Природа эстетического, его происхождение из утилитарного,
связь красоты и целесообразности, необходимая для понимания задач дизайна
являются темой работ М.М. Бахтина, Ю.Б. Борева, А.Ф. Еремеева, М.С. Кагана,
В.П. Крутоуса, А.Ф. Лосева, В.И.Самохваловой, В.П. Шестакова и др. Законы
формообразования в искусстве и архитектуре исследуются в работах Ю.Я. Гер-
чука, А.В. Иконникова, М.С. Кагана, А.Ф. Лосева, К. Малевича, А.Г. Раппопор-
та, Г.Ю. Сомова.
Замысел дизайнера реализуется в условиях крупного промышленного произ-
водства, поэтому необходимо сказать о философском осмыслении техники. Без
учета этого фактора остаются непонятными как возможности, так и функции ди-
зайна в культуре. В первую очередь следует назвать традицию, сформировав-
шуюся в ХХ в. в разных странах, представители которой - Н.А. Бердяев, Х. Орте-
га-и-Гассет, Э. Фромм, О. Шпенглер, М. Хайдеггер, К. Ясперс, – показывали за-
кономерность и необходимость технического процесса, одновременно предосте-
регая от превращения техники в самоцель, которому сопутствует уничтожение
духовности. Сегодня в новых условиях разработкой этой проблемы занимаются
А.А. Воронин, В.Г. Горохов, В.Ф. Кормер, В.М. Розин, Е.Г. Яковлев.
Анализ вещи как продукта дизайна приводит к постановке проблемы воспри-
ятия формы, цвета и других ее элементов. Эти исследования представлены таки-
ми авторами, как Ж. Агостон, Р. Арнхейм, Л.С. Выготский, И.-В. Гете, В.В. Дра-
гунский, В.В. Кандинский, Г. Клар, М. Люшер, Д.А. Норман, Д.В. Пивоваров,
Б.В. Раушенбах, С.Х. Раппопорт, П.А. Флоренский, К.-Г. Юнг.
Исследовать смысловую глубину вещи как феномена культуры помогают ра-
боты по семиотике, касающиеся как понятия «смысл», так и рассмотрения се-
мантики отдельных феноменов культуры, выполненные Р. Бартом, А. Белым, О.
Вайнштейн, И. Ильиным, Ж.Ф. Лиотаром, Д.С. Лихачевым, Ю.М. Лотманом,
Б.А. Успенским, М. Фуко, Л.Ф. Чертовым. Современная ситуация, культура и
ментальность постмодерна, специфические приемы и механизмы формообразо-
вания рассмотрены в работах Р. Барта, О. Вайнштейн, И. Ильина, Т.П. Калуги-
ной, П. Козловски, С.Л. Кропотова и др.
Качественные характеристики стиля и проблемы стилеобразования в отдель-
ных видах искусства и культуре в целом рассматриваются в трудах Л.П. Бергер,
Е.А. Борисовой, Г.К. Вагнер, Г. Вёльфлина, Ч. Дженкса, Е.И. Кириченко, К. Кон-
Винера, Д.В. Сарабьянова, О. Шпенглера. Большой фактографический материал
по этой теме можно найти в исследованиях по истории моды О. Гербеновой,
Л.М. Горбачевой, Ш. Зелинг, Л. Кибаловой, Ф.Ф. Комиссаржевского, Н. Котор-
на, М. Ламаровой, М.Н. Мерцаловой, Н.С. Николаевой, Н.М. Тарабукина.

Предмет, цель и задачи исследования
Объектом исследования является процесс становления вещи, созданной ди-
зайном в ответ на определенные потребности человека, живущего в предметной
среде, и ее дальнейшее существование в культуре. Вещь необходима человеку,
иначе материальная культура не существовала бы, а человек не мог бы реализо-
вать себя во всей полноте потребностей и проявлений. Это означает, что в фило-
софии культуры вещью можно назвать только востребованный предмет, отве-
чающий на потребность или совокупность потребностей, находящийся во взаи-
модействии с человеком. Без этого вещь не приобретает статуса необходимости,
оставаясь фрагментом бытия, веществом, чем-то нейтральным для человека либо
даже чуждым ему.
В ХХ в., как и сегодня, основная часть вещей разрабатывается и создается ди-
зайном, который рассматривается нами как система, включающая в себя творца,
реализованный продукт его проективной деятельности, а также пользователя ве-
щи. Постановка проблемы вещи как цели и продукта дизайнерской деятельности
позволяет обобщить богатый эмпирический опыт, методы проектирования, раз-
работанные в отдельных сферах, и дополнить их теоретическим обоснованием
сущности и границ современного дизайна, выведением единых закономерностей
и существенных свойств, выступающих критерием принадлежности к дизайну
как эстетической предметной формообразующей деятельности. В условиях бы-
строго изменения методов и практик, связанных, в частности, с интенсивной
компьютеризацией проектировочной деятельности, эти свойства оказываются
связанными прежде всего с вещью как формой реализации замысла, материали-
зованной целью дизайнерской деятельности, носителем эстетических качеств,
элементом культуры, аккумулирующим в себе многообразный опыт человечест-
ва. Вещь как объект философско-культурологического исследования нуждается в
системном рассмотрении, объединяющем различные ипостаси ее бытия, как про-
странственные, так и временные. Предметом исследования данной работы явля-
ется вещь в дизайне во всем многообразии ее проявлений, взятая в единстве про-
ективной, формальной и смысловой сторон.
Независимо от воли и желания создатель «вкладывает» в вещь информацию о
себе. Поэтому вещь отражает и воплощает как уровень индивидуальных способ-
ностей, вкусов, знаний, мировоззренческих установок и т.п., так и уровень разви-
тия культуры и цивилизации, техники и технологии, методов и навыков, отно-
шении культуры к природе; вещь может выступать носителем культурных сим-
волов и ценностей.
Всякая вещь есть форма, которая рождается на пересечении временных пото-
ков культуры и в этом смысле лишена сиюминутности. Одну ось составляет
своеобразная культурная «вертикаль», уходящая вглубь времени, к ее «прообра-
зу», первоформе, выступающей инвариантом всех последующих решений. Осо-
бость каждого из них задается воздействием культурной «горизонтали», содер-
жащей многочисленные обстоятельства, от образа жизни до тенденций моды, от
климата до системы ценностей. Любой создатель вещей должен учитывать, как
многослойны они внутри себя: соприкосновение с вещью – это соприкосновение
с родом человеческим в его генезисе.
Вещи в культуре создают механизм реального наследования опыта в процессе
социализации. В отличие от искусства, переживание образов которого научает
«опыту чувств» (А. Натев), пользование вещами формирует тело, поведенческие
навыки, память движений. Если восприятие искусства происходит как самопро-
екция зрителя на художественный материал, со-бытийное достраивание автор-
ской версии, то воспроизведение какого-либо движения в процессе пользования
вещью органично совместит пласты времени, «заставляя» проделывать его так
же, как это делал создатель вещи. А значит, – ощущать, думать, оценивать не-
привычным образом, находясь как бы в состоянии ино-бытия. Это качество ве-
щей гарантирует репродукцию, устойчивость культуры, без которых всякое но-
ваторство утратит почву под ногами. Человек в культуре лишится неполноты и
односторонности, если усвоение информации гармонично объединено с усвое-
нием предметного опыта.
История культуры показывает, что отношение человека к вещи воспроизводит
отношение к себе самому, а также определяет ее назначение и сущность, следо-
вательно, форму вещи. Субъектом любой формообразующей деятельности вы-
ступает человек, вернее, два человека: тот, кто ее проектирует и производит, и
тот, кто нуждается в ней и пользуется ею.
Потенциальный пользователь в современной культуре способен актуализиро-
вать любую ситуацию взаимодействия с вещами из тех, что уже существовали в
истории. Это значит, что дизайнер сегодня работает в условиях неодновременно-
сти. Форма вещей, им создаваемых, определяется системой культурно-истори-
ческих координат заказчика-пользователя. Поэтому отдельные вещи могут быть
асинхронны по отношению друг к другу. В свою очередь, большинство людей
сегодня живут – и всегда жили – в многовременной и многопространственной
предметной среде, обеспечивающей наполненность и богатство восприятия жиз-
ни в такой же степени, как природа.
Главной целью работы является разработка философско-культурологической
концепции вещи как продукта дизайнерской деятельности и феномена культуры;
вещь рассматривается в единстве ее проективной, формальной и смысловой сто-
рон. Достижение исследовательской цели связано с решением ряда задач:
1. Рассмотреть историческое развитие отношения человека к вещи с целью
определения спектра возможных потребностей человека, на которые ори-
ентируется дизайнер, создавая вещь. Показать, чем отличается отношение
человека к предметно-вещественному миру на разных этапах развития
культуры, выявить социокультурные детерминанты этого отношения.
2. Обосновать понимание дизайна как исторически-необходимой социокуль-
турной деятельности по созданию эстетически-выразительных вещей и
систем вещей, гармонизирующих предметный мир и бытие человека.
3. Исследовать вещь в дизайне как феномен культуры и аккумулятор социо-
культурного опыта. В процессе изучения социокультурных функций вещи
как продукта дизайна определить условия превращения предмета в вещь.
4. Проанализировать отдельные смысловые социокультурные аспекты вещи,
исходя из трактовки тела как первой вещи, осваиваемой человеком.
5. Определить цели и критерии проективной деятельности по созданию ве-
щей средствами дизайна. Рассмотреть вещь как форму, сосуществующую
с человеком и разнообразно воздействующую на него в процессе воспри-
ятия и пользования. Исследовать формальные особенности вещи как необ-
ходимого итога дизайнерской деятельности.
6. Рассмотреть вещь с эстетической точки зрения – как продукт и элемент
стиля. Проанализировать стиль как культурно-исторический способ фор-
мообразования вещей в дизайне, воплощающий единство всеобще-
значимого и индивидуального.
7. Определить и классифицировать способы работы дизайнера с историче-
ским стилевым материалом с целью разработки теоретической основы
анализа творческих методов и приемов современного дизайна.
Методологические основания исследования заданы как его предметом, так и
основными задачами. Методология имеет комплексный характер в силу много-
сторонности и сложности предмета исследования.
Во-первых, это принцип целостности в подходе к исследованию процесса
проектирования, создания и потребления вещи в дизайне как системы, вклю-
чающей в себя не только творца и материальный субстрат, но и адресата, для ко-
торого создается и которому будет служить вещь. Это позволяет преодолеть
ставший стандартным подход к работе над формой, соотносящейся прежде всего
с так называемым «источником вдохновения», которая неправомерно узко трак-
тует процесс формообразования, забывая о сути и цели конкретных вещей.
Принцип целостности касается также и исследования самой вещи в единстве
проективной, формальной, смысловой сторон, как в пространственном, так и во
временном (становление, оформление, со-бытие с человеком) отношениях. При
этом автор сознательно обращается к разнообразному иллюстративному мате-
риалу, составляющему как бы второй план работы. Стремление совместить сис-
темно-методологический и предметный аспекты дизайна прослеживается во
многих современных исследованиях1. Без опоры на конкретный материал работа
по изучению материально-вещественных процессов может оказаться умозри-
тельно-схематичной либо утопической. Необходимость рассмотрения и учета
всех существенных свойств продуктов дизайна приводят к необходимости иллю-
стративного ряда, в том числе примеров, взятых из художественных произведе-
ний, и их интерпретации.
Во-вторых, это сравнительно-исторический метод, позволяющий рассмотреть
существующие подходы к трактовке вещи, формы и стиля в связи с соответст-
вующим культурным контекстом и системой ценностей, не абсолютизируя их, но
делая стартовой точкой для понимания современной ситуации в дизайне. На се-
годняшний день тема отношения человека к вещи практически не поднимается в
литературе, между тем хотя бы для осмысления дизайна как эстетической фор-
мообразующей деятельности это имеет первостепенное значение. Каждая эпоха
характеризуется собственным аксиологическим набором, соответствия которому
можно найти в различных группах или у различных индивидов сегодня.
В-третьих, это презентистский метод, предполагающий не только изучение
существовавших прежде точек зрения на форму, стиль и т.д., но живой диалог
исследуемых философских концепций с современностью, демонстрацию их эв-
ристических возможностей – при наличии собственной позиции. Автор опирает-
ся прежде всего на работы Платона, Аристотеля, И. Канта, Ф.В. Шеллинга, И.-В.
Гете, О. Шпенглера, М. Хайдеггера, М.М. Бахтина, А.Ф. Лосева, А.Ф. Еремеева,
М.С. Кагана.
В-четвертых, это аналитический метод, связанный с выделением и обособле-
нием в ходе исследования различных элементов и аспектов вещи, с опорой на
конкретные примеры, взятые из практики современного дизайна.

1
См., напр.: Генисаретский О.И. Методологические и гуманитарно-художественные проблемы дизайна:
Автореф. … докт. иск. М., 1990; Leitherer E. Industrie-Design: Entwicklung – Produktion – Oekonomie. Stutt-
gart, 1991; Norman D.A. Dinge des Alltags: Gutes Design und Psychologie fuer Gebrauchsgegenstaende. Frankfurt,
New York, 1989.
В-пятых, феноменологический метод, позволяющий рассуждать о качествах
вещи в их связи с восприятием, ощущениями и переживаниями человека, учиты-
вать направленность и целостность этого восприятия.
Научно-практическая значимость работы. Работа имеет важное концеп-
туальное значение для дальнейшего философии культуры, а также смежных
дисциплин, таких как эстетика, история дизайна, теория дизайна и др.
Положения и выводы, полученные в результате диссертационного иссле-
дования, могут быть использованы в качестве теоретико-методологической и
источниковедческой базы в гуманитарных и специальных отраслях знания,
изучающих проблему возникновения и существования предметного мира,
гармоничного человеку, - психологии, социологии, имиджелогии, а также
при разработке дизайн-концепций и проектов. Автор использовал теоретиче-
ские положения диссертации в процессе преподавания таких учебных дисци-
плин, как «Философия дизайна», «Философия», «Психология и педагогика»,
«Культурология» в Уральской государственной архитектурно-художест-
венной академии, а также «История и теория стиля», «История костюма» в
ряде других учебных заведений г. Екатеринбурга.
Апробация работы. Основные положения диссертации и полученные ре-
зультаты представлены автором в монографии, научных статьях, учебном
пособии и методических изданиях. Положения и основные идеи работы об-
суждались на семинаре докторантов ИППК при Уральском государственном
университете им. А.М. Горького (Екатеринбург, 2001, 2002); на кафедре со-
циальных наук УГАХА; на международной конференции «Архитектура и
рынок» (Екатеринбург, 1996), всероссийском научно-практическом семинаре
«Проблемы культуры городов России» (Омск, 1996), всероссийской научно-
практической конференции «Культурное наследие российской провинции:
история и современность» (Екатеринбург, 1998), I и II Международных Эрь-
зинских чтениях (Саранск, 1997, 2001), Международных научных конферен-
циях «Язык и культура» (Киев, 2001, 2002).
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав и
заключения. Общий объем работы составляет 305 машинописных страниц, спи-
сок литературы содержит 326 наименований.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновываются актуальность проблемы, характеризуется сте-
пень ее разработанности, определяются цели и задачи исследования, его методо-
логические установки, определяются его новизна и научно-практическая значи-
мость.
В главе 1 «Историческое развитие отношения человека к вещи» рас-
сматривается необходимость и сущность дизайна как предметной формооб-
разующей деятельности по созданию вещей и систем вещей, гармонизирую-
щих бытие человека и его взаимодействие с другими людьми, закономерно
продолжающей процесс достижения телесно-духовного соответствия между
вещью и человеком. Рассмотрен генезис отношения человека к вещам, тен-
денции и социокультурные детерминанты этого отношения. Под вещью по-
нимается востребованный предмет, с которым сосуществует человек, поэто-
му первоочередным является рассмотрение вопроса о том, какие обстоятель-
ства и качества взаимодействия с человеком позволяют предмету реализо-
ваться. Исторический экскурс дает богатый материал для обобщения и учета
в проектной деятельности, поскольку в современной культуре возможна ак-
туализация любого типа отношения к вещи: дизайнер моделирует не столько
форму, сколько материально-духовные связи с ней человека.
§1 «Развитие отношения человека к вещи в доиндустриальную эпоху» за-
дает методологию философско-культурологического рассмотрения вещи в
дизайне – как ответа на совокупность определенных витальных, экзистенци-
альных, социальных и духовных потребностей человека. Последовательное
применение принципа системности позволяет преодолеть узко-
функциональную трактовку продукта дизайна как формы, отвечающей за це-
лесообразное удовлетворение какой-либо одной потребности, не соотнося-
щейся с другими сторонами жизнедеятельности. К вещи человек относится

<< Предыдущая

стр. 2
(из 7 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>