<< Предыдущая

стр. 7
(из 7 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

пансивности, развитии по органическим законам, стремлении к захвату все
новых «территорий». Понять специфику цельности помогает сопоставление
индивидуального стиля с имиджем, последовательность решений которого
обусловлена внешними причинами, прежде всего, стремлением произвести
благоприятное впечатление на окружающих. Имидж создается и «надевает-
ся», стиль возможно только выявить, проявить. Верно найденный имидж мо-
жет «прирасти» к человеку, обратного движения по превращению стиля в
имидж не существует, поскольку стиль целостен своей органической вырази-
тельностью (и позволяет алогизм). Огромную роль в достижении стиля как
качества играет «последний штрих», достраивающий цельность, придающий
ей неповторимое своеобразие.
При изучении «больших» стилей можно заметить ряд закономерностей,
позволяющих одновременно уточнить методологию их изучения. Стиль воз-
никает в ставшей культуре, потенциал которой уже раскрыт в достаточной
мере. Возникнув, он проявляется в различных сферах культуры. Искусство
или архитектура, в силу их художественно-эстетической природы, наиболее
полно выражают черты стиля, однако понять стиль только из них представля-
ется невозможным. Чем шире исследовательское поле, тем больше шансов на-
хождения адекватного «первофеномена» (О. Шпенглер).
На стиль распространяется закон неодновременности. Наряду со стилевы-
ми выражениями продолжают существовать традиционные формы, близкие
архаичным и не составляющие оппозиции «большому» стилю. Стилевые вы-
ражения и проявления варьируются, меняются, но лишь в определенных пре-
делах. Пределы вариативности задаются мироощущением и миропредставле-
нием человека-творца. Органичность существования приводит к естествен-
ности стилевых проявлений для человека, находящегося в пространстве сти-
ля. Без нее стиль деградирует, перестает развиваться. В итоге стиль любого
масштаба определяется как диалектическое единство всеобщего и индивиду-
ального. Первое присутствует в стиле в силу его органических культурных
оснований, второе обеспечивает полноту проявления.
На основании этих черт в §3 «Способы работы с историческим материалом
в дизайне» предложена типология методов работы дизайнера с историческим
стилевым материалом, актуализирующим культуру различных эпох и регио-
нов. Шкала методов строится сообразно степени индивидуальной творческой
проработке материала, что дифференцирует спектр различных приемов,
обычно обозначаемых единым термином «стилизация». Это позволяет впи-
сать работу дизайнера в общий культурный процесс и способствует тактич-
ному, аккуратному обращению с историческим предметным наследием. Пер-
вая группа приемов, включающая заимствование и имитацию, связана с от-
носительной пассивностью творческого субъекта, попадающего под власть
«большого» стиля, восприятием этого стиля на уровне явления, воспроизве-
дения внешних форм. Из другого стиля могут быть взяты и использованы фраг-
менты, иконография, формальные черты, реалии. При этом автор довольствуется
восприятием стиля на уровне явления. Позиция не вполне творческая, поскольку
не создается ничего принципиально нового, но в ряде случаев подход вполне оп-
равдывает себя. Найти в арсенале культуры интересный образец действительно
легче, чем вырабатывать собственный. Имитация отличается от буквального за-
имствования тем, что предполагает поиск иного, возможно, более дешевого ма-
териала. Ко второй группе, предполагающей нарастание творческого автор-
ского начала при сохранении формального подхода к стилю, отнесены под-
ражание, работа по мотивам и стайлинг как усиление потребительских ха-
рактеристик вещи. Речь идет об обращении к одному или нескольким фор-
мальным стилевым элементам и их дальнейшей авторской разработке. Прие-
мы третьей группы предполагают работу с двумя и более историческими
стилями, ставящую вопрос о критериях их отбора, сочетаемости друг с дру-
гом. Автор считает, что эклектика позволяет механически смешивать фор-
мальные элементы различных стилей, а стилевой синтез, хотя и сохраняет
формальный подход к материалу, добивается органичности решения, строясь
по законам диалога культур. Наконец, собственно стилизацией можно на-
звать работу, отталкивающуюся от «духа» того или иного исторического
стиля. Такой прием существовал не всегда. Стилизация предполагает макси-
мальную открытость автора навстречу историческому материалу и не требу-
ет буквальной точности воспроизведения форм. «Дух» существующего стиля
переносится в иную реальность, но не ради новизны формообразования как
такового. Центром становится человек-носитель стилевых черт. Стилизация
возможна при формировании качественно нового типа творческого сознания, ори-
ентированного на диалог с историей, а не на пользование ею. Законы стилеобразо-
вания в дизайне и других областях культуры являются едиными, универсальными.
Трактуя стиль вещи как эстетическое явление, как выражение «души» отдельного
человека, группы людей или культуры в целом, мы тем самым вписываем стиль в
дизайне в синхронный процесс становления культуры.

Научная новизна и положения, выносимые на защиту. Разработанная в
диссертации философско-культурологическая концепция вещи как продукта ди-
зайнерской деятельности и феномена культуры позволяет прийти к следующим
основным выводам.
1. В работе обосновано понимание дизайна как социокультурной деятельности
по созданию эстетически-выразительных вещей и систем вещей, возникшей в
системе общественного производства во второй половине XIX века. Показано,
что в ХХ в. дизайн стал неотъемлемым элементом культуры, основной сферой
эстетической предметной формообразующей деятельности, ответственной за
гармонизацию взаимодействия человека с миром вещей. Поэтому сегодня акту-
ально философско-культурологическое исследование вещи как продукта и цели
дизайнерской деятельности, взятой в единстве проективного, формального и
смыслового аспектов. Это позволяет разработать представление о дизайне как о
системе создания вещей, которая выполняет посредническую функцию между
крупным промышленным производством и потребностями конкретного человека
в гармоничном предметном окружении.
2. Показано, что генеральной функцией дизайна как системы и метода создания
вещей является гармонизация предметного мира и человеческого бытия для удов-
летворения потребностей человека культуры (витальных, экзистенциальных, ду-
ховных и социальных). При этом вещью можно считать востребованный предмет,
способный реализовать свое назначение в процессе со-бытия с человеком.
3. В работе определены социокультурные детерминанты дизайнерской дея-
тельности, а именно: повышение эффективности массового производства вещей
и систем вещей, эстетизация и гармонизация повседневной жизни, возрастающее
внимание к индивидуальности человека, его конкретным потребностям.
4. Дана характеристика исторического развития отношения человека к вещи
как «удвоения себя». Рассматривая основные этапы и тенденции генезиса отно-
шения человека к вещи, автор доказывает, что на разных этапах развития культу-
ры оно воспроизводит отношение к себе/ другому; в этом смысле современный
дизайн действует в условиях «неодновременности», поскольку возможна актуа-
лизация любого способа взаимодействия с предметно-вещественным миром из
всех, что прежде существовали в истории. Вещь как культурный феномен рож-
дается как ответ на конкретную потребность, адекватность формы вещи потреб-
ности в ней (отношению к ней) дают возможность быть востребованной, реали-
зовать свою сущность, тогда как функциональное соответствие приводит к суже-
нию поля взаимодействия человека и вещи, деградации предметного мира.
5. В работе исследуется семантика вещи как элемента культуры в ее значении
для отдельного человека и пути формирования этих значений. Показано, что
первой осваиваемой человеком вещью является человеческое тело, процесс об-
живания которого задает спектр последующих культурных значений вещей как
таковых. Тело становится первым объектом, фиксирующим в процессе раскра-
шивания, украшения или деформации многообразную культурную информацию,
как связанную с принадлежностью к данной социальной группе, так и сугубо ин-
дивидуальную. В дизайне ведущей становится тенденция индивидуального вос-
приятия вещи, взятой в единстве проективного, формального и смыслового ас-
пектов.
6. В работе показано, что на стадии проекта наиболее важными профессио-
нальными задачами являются: осознанная соразмерность (мера) будущей вещи
человеку, для которого она предназначена; доминанта эстетического отношения
к материалу, приводящая к формированию новых упорядоченных структур бы-
тия посредством преодоления стереотипных культурных образцов и реализации
принципа целостности в подходе к проектированию; целостность видения буду-
щей вещи, детерминирующая все ее частные качества и свойства; связь возни-
кающей вещи с наличным предметным миром; связь функциональных и фор-
мальных показателей проектируемой вещи с восприятием и состоянием челове-
ка, ее использующего.
7. Исходя из аристотелевской трактовки формы («что») и материала («то, из
чего») развито понимание формы в дизайне как эстетически организованного со-
отношения всех материальных элементов вещи. Обосновано, что с точки зрения
формы вещь, спроектированная и реализованная дизайнером, может быть рас-
смотрена как: объективация всей информации о создателе и способе изготовле-
ния; способ реализации замысла; способ эстетической организации и структури-
рования материала; материализация сущности предмета; способ коммуникации
создателя вещи и ее адресата. Форма процессуальна, т.е. дизайнер может учиты-
вать моменты сотворчества, со-бытия с вещью, возможной смены функций, эта-
пов старения и исчезновения. Дизайн-форма может быть охарактеризована как
«нестандартный стандарт» (Г.Б. Борисовский). Профессиональная позиция ди-
зайнера, исключающая манипулирование поведением человека должна оцени-
ваться здесь в том числе и с этической точки зрения.
8. Развито понимание стиля в дизайне как культурно-исторического способа
формообразования вещей, воплощающего единство всеобще-значимого и инди-
видуального. Разделяя трактовку стиля как проявления «души» культуры (О.
Шпенглер) или души человека (А.В. Чичерин, А.Ф. Лосев), автор показывает не-
сводимость стиля в дизайне к совокупности формальных элементов, его цель-
ность, обусловленную связью с внутренним миром человека.
9. В работе дана характеристика способов работы с историческим стилевым
материалом в современном дизайне, принадлежность к которым определяется
степенью творческого переосмысления этого материала (имитация, стайлинг,
стилизация и др.).
Обозначенные нами результаты исследования открывают дальнейшие пер-
спективы философско-культурологического исследования вещи в дизайне. Раз-
витие информационной цивилизации влечет за собой размывание представлений
о предметности, формируя виртуальный дизайн. Быстрая дифференциация уже
существующих областей дизайна ставит задачу типологизации их задач, мето-
дов, продуктов, притом с учетом социокультурных и экономических обстоя-
тельств существования различных стран и культур. Особое значение приобретает
постановка этических проблем дизайна как деятельности, формирующей совре-
менный предметный мир, по существу едва обозначенных в теории.

Основные положения диссертации отражены в следующих публика-
циях:
1. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. – Екатеринбург:
изд-во Урал. ун-та, 2002. – 288 с.
2. Вещь в дизайне. – Екатеринбург: Архитектон, 1999. – 117 с.
3. Культурные смыслы вещи как продукта дизайна// Известия УрГУ. № 27.
С. 33 – 46.
4. Значение гегелевской теории идеала для формирования личности// Человек как предмет
философского исследования. Тезисы участников VII Всесоюзных чтений молодых уче-
ных. – М., 1987. – 0,2 п.л.
5. Критический взгляд на гегелевское представление о синтезе искусств// Синтез искусств
в эпоху НТР. – Казань, 1987. – 0,1 п.л.
6. Искусство как общечеловеческое в эстетике Гегеля// Современное взаимодействие на-
ционального, интернационального и общечеловеческого в жизни, культуре и искусстве.
Тезисы докладов и выступлений участников Всесоюзной научной конференции. –
Минск, 1988. – 0,2 п.л.
7. Творчество и культурное наследие// Творчество как предмет философского исследова-
ния. Тезисы участников Всесоюзной конференции. – Киев, 1989. – 0,1 п.л.
8. Проблема субъекта диалога в эстетике М. Бахтина// Эстетика М.М. Бахтина и совре-
менность: Сб. науч. тр. – Саранск, 1989. – 0, 4 п.л.
9. М. Бахтин и Э. Блох об отношении человека к миру// М. Бахтин и методология совре-
менного гуманитарного знания. Тезисы докладов участников II Саранских Бахтинских
чтений. – Саранск, 1991. – 0,1 п.л.
10. Творческие и утопические потенции пред-видения в «Принципе надежды» Э. Блоха//
Творчество – основа духовного обновления и выживания человечества: Материалы
Всесоюзной конференции. –М.,1991. – 0,1 п.л.
11. Проблемы бытия искусства// М.М. Бахтин: Эстетическое наследие и современность.
Межвуз. сб. науч.тр. – Саранск, 1992. – 0,3 п.л.
12. Вл. Соловьев и Э. Блох: Сравнительный анализ эстетики как способ систематизации//
Современная философия Запада и Востока на пороге XXI в: Материалы межвузовской
конференции. – СПб., 1994. – 0,2 п.л.
13. Надежда как возможность культуры// Культура и рынок: Тезисы докладов Междуна-
родного симпозиума. – Екатеринбург, 1994. – Ч.2. – 0,1 п.л.
14. Попытка определения художественного таланта в категориях философии надежды Э.
Блоха// Творчество и молодежь: Тезисы докладов международной конференции. – Киев,
1994. – 0,1 п.л.
15. Диалог и общение: границы понятий// М.М. Бахтин и гуманитарное мышление на по-
роге XXI в.: Тезисы докладов международной конференции. – Саранск, 1995. – 0,2 п.л.
16. О хронотопе двух современных культур// Архитектура и рынок (проблемы профессии
и архитектурно-художественного образования): Тезисы докладов международной науч-
ной конференции. – Екатеринбург, 1996. – 0,2 п.л.
17. Пространство города: Сравнительный анализ// Второй всероссийский научно-
практический семинар «Проблемы культуры городов России»: Тезисы докладов участ-
ников. – Омск, 1996. – 0,2 п.л.
18. Урал и Екатеринбург в восприятии двух немецких путешественников XIX – начала XX
вв.// Тезисы докладов Российской конференции «Личность и культура на рубеже веков».
– Екатеринбург, 1997. – 0,2 п.л.
19. Любовь как психологическое и онтологическое состояние художника// Творчество Сте-
пана Эрьзьи в контексте диалога культур ХХ в. Тезисы докладов I Междунар. Эрьзьин-
ских чтений. – Саранск, 1997. – 0,2 п.л.
20. Эстетика Эрнста Блоха// Культура ХХ в.: Персоналии и проблемы. Рукопись депониро-
вана в ИНИОН 24.07.97. № 52862. – 0,6 п.л.
21. Методологические возможности выделения стилевых черт уральской архитектуры//
Культурное наследие российской провинции: история и современность. Тезисы докла-
дов и сообщений Всероссийской научно-практической конференции. – Екатеринбург,
1998. – 0,25 п.л.
22. Онтология искусства в философии Владимира Соловьева// В.С. Соловьев. Жизнь. Уче-
ние. Традиции. Материалы I Всероссийской научной заочной конференции. – Екате-
ринбург, 2000. – 0,1 п.л.
23. Содержание и методологические возможности понятия «эпоха»// Язык и культура. Те-
зисы докладов X Международной научной конференции. – Киев, 2001. – 0,7 п.л.
24. Онтология художественного стиля// Тезисы докладов II Междунар. Эрьзьинских чте-
ний «Уникальность и универсализм творчества С.Д. Эрьзьи в контексте современной
культуры». – Саранск, 2001. – 0,1 п.л.
25. Актуальность простого в современном дизайне// Урал на пороге третьего тысячелетия.
Тезисы докладов и сообщений Всероссийской научной конференции. – Екатеринбург,
2000. – 0,2 п.л.
26. Русская эстетика: тема художника как любящего существа. Материалы Всероссийской
научной заочной конференции. – Екатеринбург, 2002. – 0,2 п.л.
27. Современный дизайн: тенденции глобализации// Глобализация: реальность, противо-
речия, перспективы. Материалы Всероссийской научной конференции. Екатеринбург,
2002. – Т. 1. – 0,1 п.л.
28. Смысловые характеристики вещи как продукта дизайна// Язык и культура. Тезисы док-
ладов XI Международной научной конференции. – Киев, 2002. – 0,7 п.л.
29. Прошлое и настоящее китча в дизайне// Мировоззрение как социокультурный фено-
мен. Материалы Всероссийской научной конференции. Екатеринбург: Банк культурной
информации, 2002. – 0,1 п.л.
30. Границы, сущность, проблемы современного дизайна. Отчет по НИР за 2002 г. Регист-
рационный №01.20.03 01940. Инв.№02.20.03 01122. –1 п.л.
31. Мода и история// Современная мода: Механизмы формирования. Сб. тезисов межву-
зовской научно-практ. конференции. Екатеринбург: изд-во УрГЭУ 2003. – 0,1 п.л.
,
32. Необходимость регионального компонента в образовании дизайнеров// Снежинск и
наука. Тезисы докладов Международной конференции. Снежинск, 2003. – 0,1 п.л.
33. Взаимодействие традиционного и современного в мышлении дизайнера: образова-
тельный аспект// Контуры будущего. Тезисы докладов научно-практической конферен-
ции. Ханты-Мансийск, 2003. – 0,3 п.л.

<< Предыдущая

стр. 7
(из 7 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ