<< Предыдущая

стр. 23
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

трудно и, несомненно, слишком замедлило бы работу
авторов. Да и это не имеет большого значения для
нашего замысла, потому что (как мы сказали в C X V I I I
афоризме I книги) истинность аксиом очень скоро изо­
бличит ложность эксперимента, если только она сама
всюду не обнаруживается. Однако, если факт окажется
весьма важным или сам по себе, или по тому влиянию,
которое он может оказать на многие другие явления,
следует во всяком случае назвать имя автора, и не
просто назвать, но и сделать соответствующее указа­
ние: узнал ли он этот факт из чьих-то сообщений, или
переписал из какого-то сочинения (таковы почти все
сочинения Гая Плиния), или же он утверждает что-то
на основании собственного изучения, а также к какому
времени относится сообщаемый факт: ко времени жизни
автора или к более раннему. Кроме того, принадлежит
ли этот факт к таким, для доказательства истинности
которых необходимо множество свидетелей, или нет. На­
конец, что касается личности самого автора — пусто­
слов ли он, не заслуживающий внимания, или же
серьезный и строгий ученый и тому подобное, все, что
придает должный вес и достоверность изложению. И
последнее, сведения, очевидно недостоверные, но полу­
чившие тем не менее широкое распространение и за
долгие века, отчасти из-за недостаточного внимания к
фактам, отчасти же под влиянием сравнений, приобрет­
шие прочность предрассудка, например, что алмаз свя­
зывает магнит, а чеснок лишает его силы, что янтарь
притягивает все, кроме базилика, и множество других
подобных утверждений не должны обходиться молчани­
ем, а ясно и недвусмысленно быть осуждены, чтобы
подобные выдумки не мешали в дальнейшем развитию
науки.
Кроме того, было бы полезным, если к тому пред­
ставится случай, отметить источник этого пустословия
или по меньшей ме.ре легковерия: например, что трава
сатирия будто бы способна возбуждать половое чувство,
потому что ее корень имеет форму мошонки; а на самом
деле она имеет такой корень потому, что каждый
год рождается новый клубневидный корень, вырастающий

166
рядом с прошлогодним, отсюда и эта своеобразная
форма. Ясно же вот что: новый корень всегда плотный
и сочный, а старый — высохший и похожий на губку, и
поэтому не удивительно, если один тонет в воде, а
другой всплывает, что, однако, считается чем-то удиви­
тельным и способствует тому, что в этой траве видят
и другие чудесные свойства.


IX

Остается несколько дополнений, которые могут
быть полезными для естественной истории и лучше
приспособить ее к той работе истолкования, которая
нам предстоит. Этих дополнений пять. Во-первых, нужно
ставить такие вопросы (я говорю не о причинах, а о
фактах), которые бы способствовали и побуждали к
дальнейшему исследованию проблемы, например в исто­
рии земли и моря: существуют ли приливы и отливы в
Каспийском море и каковы промежутки между ними,
существует ли какой-нибудь Южный континент или это
остров и тому подобное.
Во-вторых, производя какой-нибудь более тонкий и
новый эксперимент, следует сообщать и методику, при­
менявшуюся в нем, чтобы люди могли свободно судить
об истинности или ложности информации, даваемой
этим экспериментом, и чтобы побудить людей к поис­
кам, если это возможно, более точной методики.
В-третьих, если при изложении той или иной темы
возникнут какие-то трудности или сомнения, они ни в
коем случае не должны замалчиваться или обходиться,
наоборот, на них следует четко и ясно указать в форме
сноски или примечания. Ведь мы хотим, чтобы первая
история была написана самым точным образом, как бы
связанная клятвой свято блюсти истину в каждом от­
дельном факте, ибо эта книга творений господних и
(насколько допустимо сопоставлять величие божествен­
ных деяний с ничтожностью дел человеческих) как бы
второе Писание.
В-четвертых, было бы полезно время от времени
приводить различные наблюдения (как это делал
Г. Плиний): например, в истории земли и моря можно
отметить факт, что очертания суши (насколько они в
настоящее время известны) в сравнении с очертаниями
моря неровны и как бы заострены в южном направле-

167
нии, к северу же — гладкие и ровные, очертания же
морей — наоборот; и то, что большие океаны рассекают
сушу заливами, вытянувшимися с севера на юг, а не с
запада на восток, за исключением, может быть, крайних
полярных областей. Очень хорошо привести еще и ка­
ноны (которые есть не что иное, как общие и всеохва­
тывающие наблюдения), как, например, в истории не­
бесных явлений то, что Венера никогда не отстоит от
Солнца больше, чем на 46 частей, а Меркурий — на 23
и что планеты, располагающиеся выше Солнца, движут­
ся очень медленно, потому что очень далеко отстоят от
Земли, планеты же, расположенные ниже Солнца, дви­
жутся очень быстро. Следует, кроме того, применить и
другой род наблюдений, который до сих пор еще не
вошел в употребление, несмотря на то что он весьма
и весьма важен. Состоит он в следующем: нужно ука­
зывать наряду с тем, что существует, и то, что не
встречается. Например, в истории небесных явлений
следует отметить, что не встречаются звезды продолго­
ватой или треугольной формы, но что всякая звезда
имеет шарообразную форму: либо просто шарообразна,
как Луна, либо на вид представляется угловатой, а
по существу шарообразна, как остальные звезды,* либо
на вид представляется как бы косматой, а по существу
шарообразна, как Солнце. Или то, что звезды никогда
не располагаются в определенном порядке, так что нель­
зя найти здесь ни пятиугольника, ни четырехугольника,
ни другой правильной фигуры (хотя им и дают назва­
ния дельты, короны, креста, квадриги и т. д.), даже
прямая линия найдется с трудом, за исключением, по­
жалуй, только пояса и меча Ориона. В-пятых, быть
может, принесет какую-то пользу человеку ищущему, а
принимающего все на веру совершенно собьет с толку
и погубит, если общепринятые ныне представления со
всей их пестротой и разнообразием направлений, как бы
походя, в нескольких словах, будут ставиться под
сомнение, чтобы не дать разуму уснуть, но не более.


X
Итак, сказанного будет вполне достаточно, посколь­
ку речь идет об общих правилах; если все эти положе­
ния тщательно исполнять, то наш труд по созданию
истории пойдет прямиком к своей цели и не разрастется
чрезмерно. Ну, а если какому-нибудь малодушному че-

168
ловеку труд этот в намечаемых нами границах вдруг
покажется слишком обширным, пусть взглянет он ча
библиотеки и, между прочим, окинет взглядом своды
гражданского или канонического права, с одной сторо­
ны, и комментарии ученых и юристов — с другой, и
он увидит все различие между ними в отношении массы
материала и количества самих томов. Ведь нам (кото­
рые подобно аккуратным секретарям слушаем и запи­
сываем только сами законы природы) необходима крат­
кость, предписываемая самим существом предмета. А
всяческим мнениям, гипотезам и спекуляциям нет ни
числа, ни конца.
Что же касается упомянутых нами в распределении
нашего труда основных качеств (cardinales virtutes) в
природе и того, что их история должна быть написана
еще до того, как мы обратимся к труду истолкования,
то мы вовсе не забыли об этом, но оставили этот труд
для самих себя, ибо не рискуем слишком полагаться
на чужой энтузиазм в этом деле, прежде чем люди не
сойдутся с природой несколько теснее. Итак, теперь
следует обратиться к проекту отдельных историй. Но
поскольку в настоящее время мы завалены другими
делами, у нас хватит времени лишь на то, чтобы напи­
сать каталог отдельных историй, приведя только их
заглавия. Но как только мы сможем найти для этого
свободное время, мы намерены в каждой теме в виде
вопросов дать наставления о том, что именно прежде
всего нужно исследовать и о чем писать в каждой из
этих историй, так, чтобы это соответствовало постав­
ленной нами цели, нечто вроде своеобразных частных
топик или скорее (пользуясь сравнением с гражданским
процессом) мы собираемся в ходе этого великого разби­
рательства или процесса, порученного нам и назначен­
ного божественной милостью и провидением (с чьей
помощью род человеческий стремится осуществить свое
право на природу), допросить по каждому из пунктов
саму природу и искусства ( 5 3 , 1, стр. 3 9 1 — 4 0 3 ) .
УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН

Августин, Аврелий 102 Гершель Д. 91, 101
Гиз Г. 21
Агрест М. М. 74
Гильберт В. 77, 83, 84,
Адан Ш. 112
85
Анаксимен 108
Аполлоний 47 Гленвилл Д. 149, 150
Аристотель (Стагирит) Гоббс Т. 99
15, 32, 36, 38, 42, 43, Гомер 114
58, 61, 62, 70, 77, 78, Греневский Г. 91
103, 105, 119, 122, Грутер И. 31
131
Д'Аламбер Ж. 29
Арно А. 59
Арондель Т. 27 Данте А. 117
Архимед 47, 98 Декарт Р. 7, 71, 79, 82,
Асмус В. Ф. 71, 72, 112 98
Ашэм Р. 15 Демокрит 38, 46, 71,
105, 110, 112, 113
Баранзан 42, 90 Демосфен 61
Бойль Р. 149 Джонсон Б. 16
Боккаччо Д. 117 Дониус А. 51
Бруно Д. 117, 118 Дэникен Э. 74
Бэкон А. 133
Бэкон Н. 13, 15 Евсевий Кесарийский 102
Бэкон Р. 83 Елизавета I 14, 16, 21

Венн Д. 91 Казанцев А. П. 74
Калашников А. Г. 84, 85
Вилльерс Д. (Бекингем)
Кампанелла Т. 71, 146,
23, 24
147
Кардано Д. 32
Галилей Г. 71, 83, 98
Карнап Р. 91
Гаррингтон Д. 149
Квинтиллиан 69
Гартлиб С. 149
Кейнс Д. 91
Генрих VIII 14
Кеплер И. 29
Геснод 114
Коперник Н. 29
Гераклит 108

170
Климент Александрий­ Раули В. 20, 31
ский 102 Рейхенбах Г. 91
Кромвель Т! 14 Решер Н. 91
Кук, Анна 13
Кук, Антони 13 Сесиль В. (Берли) 14,
17
Лактанций 103 Скалигер 32
Лаплас П. 91 Скиапарелли Д. 73
Ларошфуко Ф. 49 Сократ 70
Леонардо да Винчи 83 Спеддинг Д. 144
Ловелл П. 73 Спрат Т. 149
Локк Д. 63 Стевин С. 98
Лукреций 110 Сэндис 32

Макиавелли Н. 140 Татиан 102
Маркс К. 44, 100 Телезио Б. 49—52, 87,
Мерсенн М. 85 110
Местр Ж. 123 Тертуллиан 102, 122
Милль Д. 91, 96, 101 Толанд Д. 119
Монтень М. 125 135
136 Фалес 108
Мор Т . 146, 147, 149 Фаррингтон Б. 35
Фейербах Л. 122
Непер Д. 47 Фишер К. 115, 122
Николь П. 59 Фома Аквинский 103
Ньютон И. 100
Цицерон 6 1 , 69
Окино Б. 13
Оккам В. 122 Шаррон П. 125
Шеллинг Ф. 117
Папп 47 Шекспир В. 75
Парацельс 83 Шкловский И. С. 74
Парменид 110, 119
Пифагор 46 Эдуард VI 13
Платон 36, 70, 103, 105 Эзоп 114—115
119, 122, 130 Эпикур 72, 111
Плиний Старший 32 Эссекс Р. 20, 21
Плотин 105
Порта Ж. 32 Ю м Д . 135, 150

Рамус П. 58, 59, 6 1 , 67, Яков I 22—25
68, 69
ЛИТЕРАТУРА
1. Маркс К. Передовица в № 179 «Kolnische Zeitung».—
К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 1.
2. Маркс К. и Энгельс Ф. Святое семейство, или кри­
тика критической критики.— К. Маркс и Ф. Энгельс.

<< Предыдущая

стр. 23
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>