<< Предыдущая

стр. 7
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

некоторых других областях знания... Ведь по
мере того как физика день ото дня будет при­
умножать свои достижения и выводить новые
аксиомы, она будет во многих вопросах нуж­
даться все в большей помощи математики; и это
приведет к созданию еще большего числа обла­
стей смешанной математики» (5, 1, стр. 249—
250).
IV. О Д У Ш Е
И ЕЕ С П О С О Б Н О С Т Я Х




Представления Бэкона о душе и ее способ­
ностях составляют центральное содержание его
философии человека и вместе с тем тот пункт,
в котором особенно отчетливо прослеживается
ряд мотивов, характерных вообще для фило­
софских концепций Возрождения. Я имею в ви­
ду, в частности, ту зачастую непонятную для
более позднего времени разнокачественность
воззрений, в которых причудливо сплелись за­
имствованные из античной философии, ортодок­
сально христианские и новые натуралистические
представления, не вступая между собой ни в ор­
ганическую связь, ни в явное и открытое про­
тиворечие. Конечно, всякое время имеет и не­
изжитые традиции мышления, и неустранимые
при существующем состоянии науки пробелы
в миропонимании, но в эпоху Возрождения все
контрасты были разительными, и, перефразируя
Ларошфуко, можно сказать, что эта философия
торжествовала над прошлым и будущим, но
настоящее торжествовало над ней.
По-видимому, трудно недооценить влияние
в этом пункте на Бэкона знаменитого итальян­
ского натурфилософа Б Телезио. Он хорошо
знал его трактат «О природе вещей согласно их
собственным началам» и неоднократно в своих
49
4 1321
сочинениях обращался к разбору взглядов фи­
лософа из Козенцы. «...О самом Телезио я имею
хорошее мнение и признаю в нем искателя исти­
ны, полезного для науки, реформатора некото­
рых воззрений и первого мыслителя, проникну­
того духом современности» (5, 2, стр. 338),—
писал он. Бернардино Телезио считал, что ма­
териальная душа человека происходит вместе
с телом из семени и в своих отправлениях су­
щественно зависит от тела. Субстрат чувствен­
ных форм познания, она есть проявление того
жизненного духа, который роднит человека с
природой. Однако в человеке обитает и высшая,
нематериальная и нетленная душа. Божествен­
ная по своему происхождению, она является но­
сителем высших духовных потенций человека,
его бескорыстной нравственности и благочестия.
Так, в одном из решающих пунктов философ­
ских воззрений натуралистическая концепция
Телезио находила компромисс с ортодоксальной
доктриной католицизма.
И Фрэнсис Бэкон различал в человеке две
души — разумную и чувственную. Первая —
боговдохновенная, вторая — подобная душе жи­
вотных; первая происходит от «духа божья»,
вторая — из набора материальных элементов и
является органом разумной души. Все учение
о боговдохновенной душе — о ее субстанции и
природе, о том, врождена ли она или привнесе­
на извне, отделена или не отделена от тела,
смертна или бессмертна, в какой степени подчи­
нена законам материи и в какой свободна от
них — он оставляет компетенции религии. «И хо­
тя все такого рода вопросы могли бы получить в,
философии'более глубокое и тщательное исследо*
вание по сравнению с тем состоянием, в котором

50
они находятся в настоящее время, тем не менее
мы считаем более правильным передать эти
вопросы иа рассмотрение и определение религии,
потому что иначе они получили бы в большин­
стве случаев ошибочное решение под влиянием
тех заблуждений, которые могут породить у фи­
лософов данные чувственных восприятий» (5, 1,
стр. 281—282). Англиканская церковь не
так ревностно, как католическая и протестант­
ская, защищала свои догматы, но осторож­
ность Бэкон всегда считал лучшей частью
мужества.
Гораздо свободнее рассуждает он о природе
низшей, чувственной, или созданной, души. Он,
конечно, не удовлетворен аристотелевским опре­
делением души как энтелехии, некоего активного
начала, охватывающего всеединство четырех
причин и осуществляющего формирование, изме­
нение и деятельное функционирование живого
тела. Для Бэкона душа не просто функция, а ма­
териальная, телесная субстанция — носитель
способностей к произвольному движению и к
чувствованию или ощущению. Он с сочувствием
излагает взгляды Б. Телезио и его ученика
А. Дониуса, которые рисовали чувственную ду­
шу как невидимую телесную субстанцию, раз­
реженную под влиянием тепла —- одного из двух
основных космических начал, и представляющую
собой как бы «дуновение», сходное по природе
с пламенем и воздухом. Податливость воздуха
дает ей возможность воспринимать впечатления
извне, мощь огня делает ее активной; питается
такая душа маслянистыми и водянистыми ве­
ществами, заключена в телесную оболочку и у
высших животных находится, по-видим-ому, в го­
ловном мозге, откуда по нервам распространяется

4* 51
по телу, восстанавливая и поддерживая себя
с помощью артериальной крови. Впрочем, счи­
тает Бэкон, вопрос о ее природе требует даль­
нейшего и более тщательного исследования, во-
первых, чтобы понять, каким образом с ж а т и я ,
расширения и волнения духа приводят в движе­
ние тяжелое и плотное тело, а во-вторых, чтобы
не укрепилось мнение о слишком близком род­
стве человеческих и животных душ, как и суевер­
ное представление о метемпсихозе — способно­
сти души переселяться из одного смертного тела
в другое, в частности из тела человека в тело
животного, и наоборот. Ведь чувственная душа
является высшей способностью у животных и
тело животных есть ее орган, у человека же она
сама является органом разумной, боговдохновен-
ной души «и скорее могла бы н а з ы в а т ь с я
ж и з н е н н ы м духом, чем душой» ( 5 , 1, стр. 2 8 2 ) .
И здесь мы опять вспоминаем Б. Т е л е з и о , у
которого учение о животной душе тесно с в я з а н о
с учением о ж и з н е н н ы х духах, а поэтому такая
душа именуется у него «духом» ( s p i r i t u s ) в
отличие от «души» ( a n i m a ) , данной богом, в то
время как Бэкон «духом» н а з ы в а л и разумную,
боговдохновенную душу.
Е с т ь и еще одна в а ж н а я точка соприкоснове­
ния воззрений Бэкона с органистической натур­
философией Возрождения. Б э к о н различает
«перцепцию», или «восприятие» ( p e r c e p t i o ) , и
«чувство», или «ощущение» ( s e n s u s ) . Первое
является общим свойством природных тел, вто­
рое — принадлежит лишь телам одушевленным.
«...Мы в и д и м , — писал о н , — что почти всем те­
лам в природе присуща я р к о в ы р а ж е н н а я спо­
собность восприятия и даже своего рода выбора,
дающего им возможность принимать то, что им

52
приятно, и отвергать то, что им чуждо и враж­
дебно» (5, 1, стр. 2 8 7 ) . И он приводит как
пример притяжение железа магнитом, стремле­
ние пламени к нефти, соединение при сближении
пузырьков воздуха, отражение света белыми
предметами, усвоение животными одних веществ
и выбрасывание других. «...Ни одно тело, при­
ближенное к другому, не может ни изменить его,
ни измениться само под его влиянием, если
этому действию не предшествует взаимное вос­
приятие. Т е л о воспринимает пути, которыми
оно проникает внутрь; воспринимает силу дру­
гого тела, которому оно уступает; воспринимает,
отходя назад, удаление другого тела, которое
его удерживало; воспринимает р а з р ы в своей це­
лостности, которому оно определенное время
сопротивляется. Словом, всюду существует вос­
приятие» (5, 1, стр. 2 8 7 ) . Т р у д н о сказать более
определенно, что он вкладывал в этот термин
«перцепция», вероятно, то, что последующая
материалистическая философия назовет отраже­
нием как всеобщим свойством материи. Из кон­
текста бэконовского рассуждения ясно, что, уста­
навливая это различие восприятия и чувства,
он в о з р а ж а л против гилозоизма — учения, по
которому чувствительность и одушевленность
изначально присущи всем телам природы. Од­
нако, в о з р а ж а я тем, кто, по его словам, не по­
нимал, каким образом может происходить про­
извольное движение без участия чувства и как
может существовать восприятие без души, он сам
фактически в ы я в л я л потенцию ощущения в неко­
торой всеобщей способности материи и тем самым
сохранял тот мост через пропасть между одушев­
ленным и неодушевленным, психическим и мате­
риальным, который воздвигла натурфилосо-

53
ф и я В о з р о ж д е н и я и который впоследствии
будет разрушать механистический материа­
лизм.
И т а к , тело и душа — это две р а з л и ч н ы е
сущности, однако взаимодействующие и «рас­
к р ы в а ю щ и е друг друга». Поэтому, вообще гово­
р я , можно кое-что узнать о теле, исходя из
состояния духа, и кое-что о духе, исходя из
состояния тела. Первое из этих искусств — толко­
вание естественных снов, второе — физиогноми­
ка. И хотя эти искусства обросли суеверными и
нелепыми измышлениями, покоятся они на до­
статочно прочном природном основании. Ведь
«если действие какой-то внутренней причины
аналогично действию какой-то внешней причи­
ны, то это внешнее действие обычно воспроиз­
водится во сне» (5, 1, стр. 2 5 6 ) . Т а к тошнота,
в ы з в а н н а я морской качкой, похожа на тошноту,
происходящую от внутренних причин, а поэтому
ипохондрикам часто снится, что они плывут на
корабле и их качает. С другой стороны, по
чертам лица, по его в ы р а ж е н и ю , по строению
тела, а также жестам и движениям человека
можно многое у з н а т ь о его душевном состоянии,
настроении и желаниях. Ведь мы смеемся, пла­
чем, краснеем, мрачнеем почти одинаково и в
большинстве случаев то же самое имеет место и
при более тонких д в и ж е н и я х души: «Это пре­
красно известно множеству проходимцев и под­
лецов, которые ни на минуту не отрывают взора
от в ы р а ж е н и я лица и движений собеседника и
используют это в своих интересах,— ведь имен­
но в этом и состоит в значительной мере их
ловкость и мудрость. И конечно, н е л ь з я отри­
цать того, что выражение лица и жесты чело­
века удивительным образом выдают его при-

54
творство и великолепно могут подсказать мо­
мент, когда удобнее всего обратиться к нему,
а это составляет немаловажную часть житейской
мудрости» (5, 1, стр. 255). Принимая физио­
гномику, предлагая расширить ее за счет изуче­
ния не только строения тела и черт лица, но и
его выражения, жестов и других телесных дви­
жений, Бэкон вместе с тем решительно отвергал
хиромантию как «абсолютно несерьезную и пу­
стую вещь».
Что физическое состояние тела действует на
душу, давно известно в медицине, поэтому вра­
чи и выписывают лекарства для лечения душев­
ных болезней и изыскивают различные средства
для восстановления хорошего настроения, укре­
пления духа, снятия возбуждения, улучшения
умственной деятельности, памяти и т. п. Это
же наблюдение лежит в основе и многих рели­
гиозных предписаний, касающихся выбора той
или иной пищи и питья, соблюдения постов и
плотского воздержания. Так что в сущности
здесь возводится в ритуал полезный многовеко-
вый жизненный опыт людей. Но Бэкон указы­
вает и на другую сторону этой взаимосвязи —
и это звучит очень современно — телесное здо­
ровье во многом определяется состоянием духа.
Поэтому в медицине учитывают и влияние ду­
шевных переживаний, аффектов, представлений
и навязчивых мыслей на физическое состояние
человека, и все серьезные врачи должны при­
нимать это во внимание при выборе средств и
проведении курса лечения.
Итак, чувственная душа взаимодействует с
телом — это очевидно. Взаимодействует ли с
телом боговдохновенная душа —• этого Бэкон
специально не уточняет. Но он замечает, что
55
познание субстанции разумной души должно

<< Предыдущая

стр. 7
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>