<< Предыдущая

стр. 9
(из 23 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Глава 15. Конституционные обязанности человека и гражданина
Обязанности - составная часть правового статуса личности. Они тесно связаны с правами и свободами человека и гражданина, и этим следует объяснить то обстоятельство, что обязанности закрепляются в гл. 2 Конституции России ("Права и свободы человека и гражданина"). Нельзя представить себе человека, несущего только обязанности, как невозможны и права человека без обязанностей. Свобода только тогда становится реальной, когда она обретает черты порядка, основанного на праве, а порядок это и есть единство прав и обязанностей.
§ 1. Равенство обязанностей
Этот принцип, установленный ч. 2 ст. 6 Конституции, касается каждого гражданина России и непосредственно связан с равенством прав и свобод. В практическом плане он означает, что ни один гражданин не должен освобождаться или уклоняться от обязанностей, это бремя в равной мере распространяется на всех граждан.
270
Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина
Однако в России проживает много лиц, не являющихся гражданами. Конституция не освобождает их от некоторых обязанностей (платить налоги, сохранять природу), коль скоро за ними закреплены многие права и свободы. Но некоторые обязанности на этих лиц не распространяются, они свойственны только гражданам (защищать Отечество и др.).
§ 2. Соблюдение Конституции и законов
Это самая главная обязанность, лежащая на гражданах, о чем говорится в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ. По сути, она распространяется и на неграждан, поскольку нельзя допустить, чтобы кто-то из проживающих в стране лиц имел привилегию не соблюдать действующие в этой стране законы. Соблюдение Конституции и законов - всеобщее правило, не знающее исключений.
Данную конституционную обязанность не следует ограничивать только Конституцией РФ и собственно законодательными актами. В ней заложено более широкое содержание, которое можно определить, как законопослушание. А это значит, что граждане обязаны также соблюдать подзаконные акты, конституции и законы субъектов Федерации, акты местного самоуправления. По существу, речь идет о соблюдении действующего российского законодательства, которое включает акты не только высшей юридической силы.
Помимо общей обязанности соблюдать Конституцию, существует и прямое предписание гражданам соблюдать конкретные конституционные запреты. Так, в ч. 5 ст. 13 запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Эта норма конкретизирует конституционную обязанность гражданам, предписывая им воздерживаться от указанных действий.
§ 3. Уважение прав и свобод ,
других лиц
Это важнейшее условие свободы, ее необходимое ограничение и фундаментальный принцип правопорядка. Часть 3 ст. 17 Конституции устанавливает, что осуществление прав
а 15 Конституционные обязанности человека и гражданина 271
свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Уважение к чужим правам требует развитого правосоз-ания и сдерживающих нравственных начал в человеке, особенно когда права другого лица оказываются препятствием к осуществлению собственных желаний, даже законных. Эгоистическая реализация своих прав за счет прав других является одновременным нарушением норм как права, так и морали, это путь к конфликтам между людьми и утверждению царства права сильных. Конституция предлагает единственно возможный путь избежать этого - закрепляемая ею обязанность вводит человеческие страсти и амбиции в русло сознательной саморегуляции и разумного баланса собственных и чужих прав.
§ 4. Забота о детях и нетрудоспособных родителях
В ч. 2 и 3 ст. 38 Конституции закреплены две конституционные обязанности граждан. Во-первых, родители обязаны заботиться о детях, их воспитании. Во-вторых, трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Эти обязанности граждан отражают личную ответственность каждого человека за судьбу своих родителей и детей, когда они уже или еще не в состоянии обеспечить свои жизненные потребности. Наряду с правовым закреплением высокоморального содержания этих конституционных предписаний государством предусмотрены соответствующие обязанности граждан, в частности материальное обеспечение. Гражданское и семейное законодательство регламентирует правоотношения, вытекающие из рассматриваемых конституционных обязанностей, обеспечивая охрану соответствующих им прав.
§ 5. Получение основного общего образования
Конституция возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, а на родителей или лиц, их заменяющих, - обязанность обеспечить получение детьми этого образования (ч. 4 ст. 43). Естественно, дети не могут нести ответственность за нарушение этой обязанности, трудно также представить себе, какова может быть их ответственность в зрелом возрасте, тем более что требование обязанности основного общего образования сохраняет силу до достижения подростком 15 лет. Единствен-
272
Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина
ным последствием для необразованного человека является невозможность поступления без аттестата зрелости в высшее учебное заведение и занятия ряда должностей.
Установление обязанности родителей носит более конкретный характер, но и здесь нарушение обязанности, к сожалению, не влечет какой-либо ответственности. Следовательно, правовой смысл данных обязанностей невелик, он сводится к разумному напоминанию людям о необходимости получения их детьми основного общего образования, без чего их жизненная адаптация окажется затрудненной.
§ 6. Забота о памятниках истории и культуры
Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции). Ясно, что данная обязанность не может лежать только на государстве, к тому же многие культурные ценности находятся в частной собственности у граждан. Отношения в этой области регулируют Основы законодательства Российской Федерации о культуре, Закон РСФСР об охране и использовании памятников истории и культуры (в редакции от 18 января 1985 г.). Указом Президента РФ от 20 февраля 1995 г. утвержден Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, включающий такие объекты всех регионов страны.
Данная конституционная обязанность направлена на сохранение материальных и духовных ценностей многонационального народа России, развитие его культуры.
§ 7. Уплата налогов и сборов
Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ). Это элементарное требование к человеку и гражданину, который живет в обществе и пользуется благами государственной деятельности. С помощью налогов государство обеспечивает обороноспособность и безопасность граждан, развивает экономику, образование, науку, здравоохранение в интересах всего общества. Однако налоги и сборы могут устанавливаться только законами, а не подзаконными правовыми актами.
Налоговым кодексом Российской Федерации от 31 июля 1998 г. (первая часть) установлено, что налоги подразделяются на федеральные, субъектов Федерации и местные. Они уплачиваются в определенных размерах и в заранее указанные сро-
15 Конституционные обязанности человека и гражданина 273
За уклонение от уплаты и нарушение порядка уплаты на-к ГОБ налогоплательщики несут административную, а в отельных случаях и уголовную ответственность.
Конституционный Суд РФ отметил в постановлении от 21 марта 1997 г., что общие принципы налогообложения и сборов относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в Российской Федерации.
Однако обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы сочетается с определенными правами налогоплательщиков, установленными в законе (знакомиться с материалами проверок, обжаловать решения налоговых инспекций и др.). Конституция добавляет к этому, что законы, устанавливающие новые налоги, или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
§ 8. Сохранение природы и окружающей среды
Для выживания человечества нет большей опасности, чем уничтожение природы, загрязнение воздуха, земли и водоемов. Сохранение окружающей среды осознано мировым сообществом как первейшая задача и долг не только каждого государства, но и каждого человека планеты. Конституция РФ гласит: "Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам" (ст. 58).
Конституционная обязанность конкретизирована в ряде законодательных актов. Так, в Законе об охране окружающей природной среды (в редакции от 2 июня 1993 г.) закреплена обязанность граждан соблюдать требования природоохранного законодательства и установленные нормативы качества окружающей среды. Обязанность по охране лесов зафиксирована в Лесном кодексе Российской Федерации от 29 января 1997 г. 24 апреля 1995 г. вступил в силу Федеральный закон о животном мире, который вводит ряд обязанностей граждан (соблюдать установленные правила, нормы и сроки пользования животным миром, не допускать разрушения или ухудшения среды обитания животных, обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, Применять при пользовании животным миром гуманные способы и др.). Действуют и иные природоохранные акты.
За нарушение природоохранного законодательства установлена имущественная, административная и уголовная ответственность.
274
Раздел IV. Права и свободы человека и гражданин
§ 9. Защита Отечества
Конституция РФ объявляет защиту Отечества "долгом ц обязанностью гражданина Российской Федерации" (ст. 59). g данном случае правовая обязанность соединяется с моральной категорией (долгом), тем самым образуя непреложный закон гражданского поведения. Понятие "Отечество" относится к вечным ценностям, оно выражает связь каждого человека с его предками и их делами, в нем олицетворение героической истории, культуры, духовности многонационального народа России. Отечество - это безопасность и спокойствие сегодняшней жизни, нерушимость границ и прочность государственности. Но защита Отечества и несение военной службы -: это не одно и то же. Защита Отечества предполагает обязанность каждого военнообязанного гражданина "встать под ружье" в случае агрессии против России, официального объявления войны и всеобщей мобилизации.
Обязанность по защите Отечества не распространяется на граждан, если воинские формирования Вооруженных Сил РФ, в которых они несут службу, направляются за пределы территории РФ для участия в миротворческой деятельности. Федеральный закон "О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного .мира и безопасности" от 23 июня 1995 г. предусматривает, что военный персонал, направляемый для участия в миротворческой деятельности, комплектуется на добровольной основе военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (ст. 8).
Граждане несут военную службу в соответствии с федеральным законом. Федеральный закон о воинской обязанности и военной службе (в редакции от 21 июля 1998 г.) установил, что на военную службу призываются все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва. Предусматривается возможность поступления мужчин и женщин на военную службу по контракту. За уклонение от призыва на военную службу установлена уголовная ответственность. Указом Президента РФ от 25 января 1996 г. отдельным представителям талантливой молодежи (до 500 человек ежегодно) предоставляется право на отсрочку от призыва на военную службу.
Вопросы прохождения военной службы (срок, заключение контракта, порядок отбора кандидатов и др.) регулируются Положением, утвержденным Указом Президента РФ
15. Конституционные обязанности человека и гражданина 275
ГлаБ!----------------------:------------------------------------------------------------------------------------------------------------
, редакции от 26 июня 2000 г.). Правовое положение воен-ослужащих опРеДелено Федеральным законом "О статусе ноеннослужащих" (в редакции от 19 июня 2000 г.). Ъ Однако существует много граждан, убеждениям кото-оых или их вероисповеданию противоречит несение военной службы. В этих, а также в иных установленных законом случаях граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской. Такое правило закреплено не только в Конституции РФ, но и в конституциях и законах многих стран (Франция, Италия, Германия и др.).
Альтернативная служба может осуществляться в медицинских и других учреждениях, о чем должен быть принят федеральный закон. Отсутствие закона, который бы определял условия и порядок замены военной службы альтернативной гражданской службой, создает препятствия для полного осуществления гражданами их конституционного права, прежде всего применительно к случаям, которые согласно ч. 3 ст. 59 Конституции РФ должны устанавливаться именно в нем.
В то же время Конституционный Суд РФ в определении от 22 мая 1996 г. отметил, что буквально закрепленное в ч. 3 ст. 59 Конституции РФ и не нуждающееся в конкретизации право граждан, чьим убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, на замену ее альтернативной гражданской службой является непосредственно действующим и должно обеспечиваться независимо от принятия федерального закона. Стремление гражданина реализовать это свое право не запрещенными законом способами во всяком случае не может служить основанием для возбуждения против него уголовного или иного преследования. Статья 80 УК РСФСР, предусматривающая ответственность за уклонение от очередного призыва на действительную военную службу, по буквальному своему смыслу может быть распространена лишь на лиц, подлежащих призыву на такую службу, и не касается правоотношений, связанных с прохождением альтернативной гражданской службы. Это подтверждается содержанием и ч. 2 ст. 6 Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе", согласно которой уголовной ответственности за уклонение от призыва на военную службу подлежат лишь граждане, не явившиеся по повестке военного комиссара на военную службу или военные сборы без уважительной причины. Конституционный Суд сделал вывод, что действия граждан, реализующих свое конституционное право на замену военной службы альтернативной гражданской службой, не могут расцениваться как уклонение без уважительной причины от военной службы и, следовательно, не подпадают под признаки уголовного правонарушения.
М. В. Баглай "Конституционное право РФ"
276
Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина
Необходимо учитывать, что начавшаяся реформа армии, и особенно предстоящий переход к регулярной армии на профессиональной основе, повлечет существенное изменение законодательства о военной службе.
Глава 16. Гражданство
§ 1. Понятие гражданства
Важнейшей предпосылкой обязанности государства защищать в полном объеме закрепленные в конституции права и свободы личности является гражданство. Под гражданством понимается правовая принадлежность лица к данному государству, т. е. признание государством этого лица в качестве полноправного субъекта конституционно-правовых отношений. Состояние гражданства создает права и обязанности для лица не только на территории своего государства, но и за рубежом.
В монархических государствах употребляется термин "подданство", который формально устанавливает личную верность монарху, но фактически равнозначен гражданству. Независимо от формы правления в правовом государстве гражданство означает согласие лица на распространение на него юрисдикции государства, всех обязанностей, установленных конституцией и законами. В то же время граждане обладают в отношении государства определенными правами и могут требовать от него защиты своих прав.
Для подавляющего большинства людей в каждой стране установление гражданства не представляет чего-то сложного, так как они являются гражданами данного государства с самого рождения и сохраняют это правовое состояние на протяжении всей жизни. Однако по разным причинам, и прежде всего вследствие межнациональных конфликтов и растущей интернационализации экономики, возникают различные миграционные петоки, т. е. перемещения больших групп людей из одной страны в другую. Такие передвижения - индивидуальные и групповые, распространенные и в Российской Федерации, а также браки, заключаемые между гражданами различных государств, постоянно порождают проблемы приобретения и изменения гражданства. Законодательство об иммиграции и гражданстве, судебная практика по этим вопросам весьма развиты. Значительная часть практических вопросов, связанных с определением гражданства, разрешается с помощью международного права (по соглашениям, заключаемым между государствами).
Глава 16. Гражданство
277
В государствах с унитарной формой правления существу-единое гражданство, в то время как во многих федеративных государствах лицо считается гражданином союза и одновременно субъекта федерации. На него, следовательно, распространяются не только федеральные законы, но и законодательство данного субъекта федерации. Практическое значение такого положения обусловлено тем, что в федеративных государствах существует разделение компетенции между союзом и субъектами федерации, вследствие чего имеются некоторые различия в правовых нормах между субъектами одной и той же федерации (например, в сфере действия налогового, уголовного, семейного законодательства и т. д.). Такое положение характерно и для Российской Федерации.
В любом государстве проживают люди, правовое положение которых отличается от статуса большинства. Большинство жителей всегда являются гражданами данного государства, но значительные группы не имеют гражданства (апатриды) или являются иностранными гражданами. В некоторых государствах признается двойное гражданство - такие лица называются бипатридами. Различия в правовом положении не означают дискриминации неграждан, государство защищает права этой категории жителей, поскольку многие права, как это установлено международным правом, принадлежат человеку независимо от гражданства. Разумеется, в полном объеме государство охраняет права и свободы тех, кто его учредил и несет все обязанности, т. е. своих граждан.
В Российской Федерации основополагающие принципы гражданства относятся к числу основ конституционного строя (ст. 6 Конституции). Установлено, что гражданство является единым и равным независимо от оснований приобретения. Гражданин не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.
В главе "Права и свободы человека и гражданина" содержатся еще две важные гарантии гражданства (ст. 61). Во-первых, гражданин России не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству. Во-вторых, Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.
Следовательно, теперь не может быть речи о высылке нежелательного для властей гражданина, как это не раз бывало в прошлом. Более того, никакие органы не вправе не принять в страну ее гражданина, находящегося за рубе-ом и желающего вернуться на Родину.
Невыдача гражданина России, совершившего преступление на территории и по законам другого государства, не
278
Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина
означает, что данное лицо освобождается от ответственности. Российская Федерация, как это предусматривается в международных договорах о правовой помощи, обязана судить такое лицо по своим законам и информировать об этом заинтересованную сторону. Что же касается выдачи (экстрадиции) иностранного гражданина его государству, то это возможно также при наличии договора между двумя государствами или по решению компетентных российских органов как проявление доброй воли.
Зарубежные посольства и консульства Российской Федерации обязаны оказывать помощь своим гражданам в случаях задержания, ареста и других затруднений, что, однако, не означает обязанности оплачивать их долги и т. п.
Федеральным законом, регулирующим вопросы гражданства в Российской Федерации, является Закон о гражданстве (в редакции от 6 февраля 1995 г.). Некоторые положения этого Закона вошли в текст Конституции 1993 г., другие требуют корректировки в связи с принятием Конституции. Например, в первоначальной редакции (1991 г.) Закон устанавливал одновременное гражданство Российской Федерации и "республик в составе" Федерации, но установленное Конституцией равноправие субъектов Федерации (ст. 5) заставляет признать гражданство и других, помимо республик, субъектов Федерации, тем более что за ними признано право иметь свой устав и законодательство. Это, однако, не ведет к раздроблению гражданства Российской Федерации, оно согласно ч. 1 ст. 5 Конституции является единым. Об этом снова напоминает п. "в" ст. 71 Конституции, который относит гражданство в Российской Федерации к ведению Российской Федерации. Субъект Федерации вправе требовать от гражданина России только одного дополнительного условия для приобретения гражданства данного субъекта Федерации: постоянного или преимущественного в нем проживания.
Договором о создании Союзного государства России и Белоруссии от 8 декабря 1999 г. установлено, что граждане этих государств являются одновременно гражданами Союзного государства (ст. 14). Однако до принятия союзного нормативно-правового акта правовое положение граждан регулируется национальными нормативно-правовыми актами и • соглашениями.
Российская Федерация способствует сокращению без-гражданства, поощряя приобретение гражданства лицами. не имеющими никакого гражданства. В этом отношении она следует Конвенции о сокращении безгражданства 1961 г., принятой в соответствии с Резолюцией Генеральной Ассам-
279
и ей ООН. В этой Конвенции содержится рекомендация го-арСТВам предоставлять гражданство апатридам и лицам, поживающим на территории государства, если они не были псуждень1 за совершение тяжких преступлений.
Закон о гражданстве регулирует широкий комплекс воп-оосов, связанных с гражданством, и прежде всего условия приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации. В нем закреплены полномочия государственных органов, ведающих делами о гражданстве, регламентируется производство по делам о гражданстве. Закон устанавливает также порядок исполнения и обжалования решений по делам о гражданстве.
§ 2. Двойное гражданство
Такое правовое состояние возможно, когда, например, женщина выходит замуж за иностранца, а по законам его государства жена обязана принять гражданство мужа. В таком же состоянии находится ребенок, родители которого имеют разное гражданство. Частыми стали случаи, когда русскоязычные граждане ряда государств СНГ желают одновременно состоять в гражданстве России.
Пребывание в двойном гражданстве расширяет не только права, но и обязанности гражданина. Он должен платить налоги двум государствам, в каждом из них нести воинскую службу и т. д. Ни одно государство, признающее двойное гражданство, не делает каких-либо послаблений таким лицам в отношении их гражданских обязанностей.
Конституция РФ допускает для своих граждан право иметь также гражданство иностранного государства, т. е. двойное гражданство, но только в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ст. 62). Следовательно, и иностранный гражданин может иметь одновременно российское гражданство на основе соответствующего международного договора (между данным государством и Российской Федерацией). Но если международного договора с соответствующим государством у Российской Федерации нет, то приобретение российского гражданства возможно только при условии отказа лица от прежнего гражданства.
Конституция ясно указывает, что приобретение гражданином Российской Федерации второго гражданства не меняет его правового статуса как гражданина России. За ним сохраняются все права и свободы, и он не освобождается от обязанностей, вытекающих из российского гражданства. Однако в этом е тексте (ч. 2 ст. 62) допускаются отступления от этого обще-
280
Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина
го правила в соответствии с федеральным законом или между, народным договором Российской Федерации. Но пока таких законодательных норм или договорной практики нет.
§ 3. Гражданство и брак
Заключение брака между мужчиной и женщиной, имеющими разное гражданство, может породить для них и их детей известные трудности. Значительные трудности возникают также при разводе и связанном с ним разделении имущества. Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г. в целях защиты интересов женщин предусматривает, что заключение или расторжение брака с иностранцем, как и перемена гражданства мужем во время существования брачного союза, не должны автоматически отражаться на гражданстве жены.
Для современной России данные нормы весьма актуальны. Если в СССР долгое время браки с иностранцами были просто запрещены, то с переходом к демократии и в связи с растущими связями между людьми разных стран они становятся все более распространенными. В связи с этим Закон о гражданстве (ст. 6) закрепил три важные нормы:
1) заключение или расторжение брака гражданином России с лицом, не принадлежащим к гражданству Российской Федерации, не влечет за собой изменения гражданства;
2) изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменения гражданства другого супруга;
3) расторжение брака не влечет за собой изменения гражданства родившихся в этом браке или усыновленных детей.
На защиту интересов детей направлены положения Закона на случай изменения родителями своего гражданства. Установлено общее правило: гражданство детей в возрасте до 14 лет следует гражданству родителей, а в возрасте от 14 до 18 лет изменяется при наличии согласия детей. При изменении гражданства родителей, лишенных родительских прав, гражданство детей не изменяется.
Но в жизни часто встречаются случаи изменения гражданства родителей (приобретения российского гражданства или его прекращения). В таких случаях соответственно изменяется гражданство детей, причем сохраняется условие получения согласия на это детей в возрасте от 14 до 18 лет. Когда же российское гражданство приобретает один из родителей, то ребенку предоставляется гражданство Российской Федерации при наличии ходатайства этого родителя и письменного согласия другого. При прекращении российско-
281
"гражданства одного из родителей за ребенком сохраняет-гражданство Российской Федерации - оно может быть С екращено только с согласия обоих родителей и при усло-ии предоставления ему иного гражданства.
Ряд норм гарантирует право на гражданство детей по усыновлению.
§ 4. Приобретение гражданства
Закон о гражданстве устанавливает семь оснований приобретения гражданства Российской Федерации.
1) В результате его признания (ст. 13). В настоящее время гражданами России признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу Закона о гражданстве (6 февраля 1992 г.), причем в течение одного года после этого дня всем было предоставлено право заявить о нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации. Лица, родившиеся 30 декабря 1922 г. (дата создания СССР) и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, если они родились на территории России или если хотя бы один из родителей был гражданином СССР и постоянно проживал на территории России.
Эти простые демократические нормы сразу определили гражданское состояние подавляющего большинства населения Российской Федерации. При этом российское гражданство было признано и за лицами, которые родились на тех территориях Российской Федерации, которые впоследствии были переданы другим союзным республикам, а ныне принадлежат соответствующим независимым государствам. Это означает, например, что российское гражданство имеют жители Крыма, родившиеся до передачи его Украине в 1954 г., и др.
В то же время закон был составлен так, что большие группы граждан бывшего СССР, родившиеся на территории России и уехавшие в другие республики СССР без желания потерять свое гражданство и приобрести другое, оказались в положении, когда они могут восстановить свое гражданство России по регистрации, но не считаются гражданами России по рождению. Это положение было исправлено Конституционным Судом РФ.
Конституционный Суд РФ в постановлении от 16 мая 1996 г. по делу в связи с жалобой А. В. Смирнова отметил, что употребленное в ч. 2 ст. 13 Закона РФ "О гражданстве Российской Федерации" применительно к указанным в ней лицам выражение "считаются состояв-
282
Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина
П1ИМИ в гражданстве. Российской Федерации" означает, что такие лица считаются состоявшими в российском гражданстве по рождению не только в прошлом, до утраты ими гражданства бывшего СССР, но и после этого они продолжали и продолжают сохранять российское гражданство вплоть до момента, пока оно не будет прекращено на основании их собственного волеизъявления. Они не утрачивают его в силу одного только факта проживания за пределами Российской Федерации на момент вступления в силу названного Закона, так как в его ст. 4 установлено, что проживание гражданина Российской Федерации за ее пределами не прекращает российского гражданства. Суд далее подчеркнул, что факт нахождения гражданина бывшего СССР за пределами Российской Федерации в момент вступления в силу Закона РФ "О гражданстве Российской Федерации" может рассматриваться как одно из условий для приобретения гражданства Российской Федерации в порядке регистрации только в отношении лиц, которые не считаются состоящими в гражданстве Российской Федерации по рождению. Иное понимание не соответствует ст. 27 Конституции РФ, согласно которой гражданин Российской Федерации имеет право свободно выезжать за пределы Российской Федерации, не утрачивая гражданства, и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию. Все состоявшие в гражданстве Российской Федерации по рождению, независимо от времени их возвращения в Российскую Федерацию, должны пользоваться равными правами, включая равное право на гражданство.
2) По рождению (ст. 14-17). Приобретение гражданства в силу рождения ("филиация") не связано с волеизъявлением лица, не требует совершения каких-либо действий, свидетельствующих о его желании приобрести гражданство данного государства. Оно осуществляется автоматически на основе действующего законодательства. При этом в качестве основных принципов применяются "право крови" и "право почвы". Так называемый принцип права крови признает гражданином любое лицо, родившееся от граждан данного государства (в некоторых странах считается достаточным, чтобы один из родителей имел соответствующее гражданство). На территории какого государства родилось это лицо, значения не имеет. Принцип "права почвы" признает гражданином любое лицо, родившееся на территории данного государства, независимо от гражданства родителей. Для большинства современных государств характерно сочетание этих двух принципов.
Российское законодательство следует по этому же пути. Ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве Российской Федерации, является ее граж-
283
"ином независимо от места рождения. Ребенок также ста-а"ится гражданином России, если один из родителей со-н ит в российском гражданстве, а другой является лицом без гражданства (место рождения при этом не имеет значения). Но если вторым родителем является иностранный гражданин, то положение меняется: гражданство ребенка определяется письменным соглашением родителей (место рождения значения не имеет), а если соглашения нет, то ребенок приобретает российское гражданство при условии, что он родился на территории России, или если ему грозит возможность стать лицом без гражданства.
Некоторую сложность представляет определение гражданства ребенка, родившегося на территории России, родители которого являются иностранцами. В этом случае ребенок становится гражданином Российской Федерации, если соответствующие государства не предоставляют ему своего гражданства или если родители состоят в гражданстве других республик, входивших в состав СССР по состоянию на 1 сентября 1991 г.
Соблюдая общепринятые порядки в определении гражданства по рождению, Российская Федерация в максимальной степени обеспечивает возможность приобретения российского гражданства по рождению.
3) В порядке регистрации (ст. 18). Этот порядок распространяется на шесть категорий лиц, которые могут сравнительно просто приобрести российское гражданство путем подачи заявления в органы внутренних дел (т. е. не оформляя ходатайства о приеме в гражданство). Чаще всего этим порядком пользуются лица, у которых супруг либо родственник по прямой восходящей линии (отец, мать) является гражданином России, следовательно, речь идет о регистрационном приобретении гражданства мужем или женой, сыном или дочерью российского гражданина. В порядке регистрации приобретается также российское гражданство лицом, у которого на момент его рождения хотя бы один из родителей был гражданином России, но которое приобрело иное гражданство по рождению; такие лица могут приобрести гражданство России в течение 5 лет по достижении ..18-летнего возраста (т. е. до 23 лет). В течение такого же срока могут стать гражданами России дети бывших ее граждан, родившиеся после прекращения у родителей российского гражданства; это правило важно для детей тех лиц, которые в тоталитарный период были насильно лишены российского гражданства.
Другие категории, предусмотренные данной статьей Закона, либо воспользовались своим правом и получили
284 Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина
российское гражданство в порядке регистрации, либо по-теряли это право в связи с истечением предусмотренных Законом сроков.
4) В результате приема в гражданство (ст. 19). Прием осуществляется Президентом РФ по личному ходатайству. О приеме в гражданство ("натурализации") может ходатайствовать без всякой дискриминации любое дееспособное лицо, достигшее 18-летнего возраста. Однако для приема в государство иностранца или лица без гражданства необходимо его постоянное проживание на территории России в течение 5 лет или 3 лет непрерывно непосредственно перед обращением с ходатайством, а для беженцев - вдвое меньше.
Закон допускает облегченный прием в российское гражданство (т. е. без соблюдения сроков оседлости) для тех, кто в прошлом состоял в гражданстве СССР, при усыновлении ребенка, являющегося гражданином России, для выдающихся деятелей в области науки, техники и культуры или обладающих профессией или квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации, при наличии заслуг перед народами России и в осуществлении общечеловеческих идеалов и ценностей, при получении убежища на территории России.
Однако предусмотрены и прямые основания для отклонения ходатайства о приеме в гражданство Российской Федерации тех лиц, которые:
• выступают за насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации;
• состоят в партиях и других организациях, деятельность которых несовместима с конституционными принципами Российской Федерации;
• осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые по законам Российской Федерации.
Эти ограничения также распространяются на приобретение гражданства в порядке регистрации (ст. 18) и на восстановление в гражданстве Российской Федерации (ч. 3 ст. 20).
5) В результате восстановления в гражданстве (ст. 20). На восстановление гражданства, которое осуществляется в порядке регистрации, имеют право лица, которые по каким-то причинам его утратили. Это лица-, у которых гражданство прекратилось в связи с усыновлением, установлением опеки или попечительства, а также те, у кого российское гражданство прекращено в связи с изменением гражданства родителей (они могут восстановить гражданство
285
ссийской Федерации в течение 5 лет по достижении 18-летнего возраста). Восстановлению в российском граж-нстве также подлежат те, кто утратил его на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР о выходе из пажданства СССР лиц, переселяющихся из СССР в Израиль от 17 февраля 1967 г. или иных указов, если эти лица не отказались от российского гражданства.
Наконец, любой человек, ранее состоявший в гражданстве Российской Федерации, может ходатайствовать о восстановлении российского гражданства.
6) Путем выбора гражданства при изменении границы Российской Федерации (ст. 21). Право на выбор гражданства в таком случае называется оптацией. Следовательно, и тогда, когда к России присоединяется новая территория, людям обеспечивается право самим определять свою гражданскую принадлежность - сохранить прежнее гражданство или приобрести российское. Порядок оптации должен быть предусмотрен международным договором Российской Федерации.
7) Иные основания. В Законе о гражданстве указано несколько оснований приобретения гражданства, касающихся детей и недееспособных (ст. 25-31).
§ 5. Прекращение гражданства
Этот институт полностью соответствует ч. 3 ст. 6 Конституции РФ, согласно которой гражданин России не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. О прекращении гражданства, следовательно, логично говорить только в случае добровольного волеизъявления гражданина. Закон о гражданстве устанавливает четыре основания прекращения гражданства Российской Федерации.
1) Вследствие выхода из гражданства (ст. 23). Выход из гражданства может иметь место как по ходатайству гражданина, так и в порядке регистрации (если хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство). Регистрационный (упрощенный) порядок направлен на содействие в воссоединении семей.
Однако ходатайство о выходе из гражданства может быть отклонено, если данное лицо имеет имущественные обязательства перед физическими или юридическими лицами Российской Федерации, а также неисполненные обязательства перед государством, а страна, в которой оно собирается поселиться, не имеет с Россией договора о правовой помощи. Данная норма направлена на обеспечение таких, например, обязательств, как алименты, долги и пр. Выход из граждан-
286
Раздел IV. Права и свободы человека и граждани
на
ства не допускается после получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания, а также в случае возбуждения уголовного дела (д0 окончания его рассмотрения) или действия обвинительного приговора суда, подлежащего исполнению.
Для предотвращения произвола в отношении прав человека Закон о гражданстве устанавливает, что отклонение ходатайства о выходе из гражданства или отказ в регистрации выхода из гражданства Российской Федерации должны быть мотивированы полномочными органами.
2) Вследствие отмены решения о приеме в гражданство (ст. 24). Это единственное основание, которое допускает прекращение гражданства без добровольного волеизъявления лица. Но речь идет о случае приобретения гражданства РФ на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. При наличии такого факта, устанавливаемого в судебном порядке, решение о приеме в гражданство может быть аннулировано, а лицо привлечено к ответственности.
При этом отмена решения о приеме в российское гражданство не распространяется на членов семьи, т. е. супруга и детей, приобретших гражданство России вместе с таким лицом, если не будет доказана их осведомленность в том, что российское гражданство было приобретено незаконным путем. Предельный срок для отмены решения о приеме в гражданство России - пять лет.
3) Путем выбора гражданства при изменении границы Российской Федерации (оптация). Если какая-то территория выходит из состава Российской Федерации, то граждане России, проживающие на этой территории, вправе прекратить российское гражданство (ст. 21).
4) Иные основания. Закон о гражданстве предусматривает некоторые дополнительные основания прекращения гражданства недееспособных и детей (ст. 25-31).
§ 6. Государственные органы по делам гражданства
Решение сложных вопросов приобретения и прекращения гражданства может быть доверено только строго определенным государственным органам, полномочия которых установлены законом. К числу таких органов относятся: Президент РФ, Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ, Министерство внутренних дел РФ, Министерство иностранных дел РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ. Закон о гражданстве закрепляет полномочия каждого из них.
287
В Законе подробно регламентируется порядок произ-одства по делам о гражданстве - порядок подачи и форма •заявлений и ходатайств, порядок вынесения заключений и представлений по ходатайствам, сроки подачи и рассмотрения заявлений и ходатайств, исполнение решений по делам о гражданстве. Строгая регламентация в данном отношении призвана исключить чиновничий волюнтаризм в решении вопросов гражданства и защитить права человека.
Важной гарантией соблюдения законности при решении вопросов гражданства является возможность обжалования этих решений. Так, отказ в регистрации приобретения или прекращения гражданства либо в принадлежности к гражданству Российской Федерации может быть обжалован в месячный срок в суд. Отказ в приеме заявлений и ходатайств по вопросам гражданства, нарушение сроков их рассмотрения, а также другие действия должностных лиц, нарушающие порядок рассмотрения дел и исполнение решений, могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу либо в суд.
Порядок рассмотрения вопросов российского гражданства установлен Положением, утвержденным Указом Президента РФ (в редакции от 17 мая 2000 г.). Весьма демократический порядок приобретения российского гражданства помогает многим людям. Так, в 1992-1993 гг. гражданство Российской Федерации приобрели 130 тыс. человек, в 1994 г. - 502 тыс., в 1995 г. - 563 тыс.
§ 7. Правовое положение иностранцев
В результате проводимого Российской Федерацией курса на преодоление тоталитарного изоляционизма и интеграцию страны с мировым сообществом на территории РФ стало проживать - постоянно и временно - много иностранных граждан и лиц без гражданства. Конституция России устанавливает, что они пользуются правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами. Исключения возможны только в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч. 3 ст. 62). Роль Закона, регулирующего правовое положение иностранцев в России, пока выполняет Закон СССР о правовом положении иностранных граждан в СССР от 24 июня 1981 г., хотя многие его положения перестали действовать.
Иностранными гражданами в России признаются лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и име-
288
Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина
ющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства. К ним приравниваются лица без гражданства и те лица, которые в иностранном государстве не обладают гражданством, но имеют вид на жительство.
В понятие "иностранные граждане" включаются разные категории лиц с иностранным гражданством, а также без гражданства. Это могут быть сотрудники дипломатических и консульских представительств (и члены их семей), постоянно проживающие в России иностранные граждане, если они имеют на то разрешение и вид, на жительство, выданные органами МВД России, а также лица, временно пребывающие в России (члены экипажей иностранных самолетов и морских судов, туристы, бизнесмены, деятели науки и культуры, родственники российских граждан и др.). Особую группу составляют беженцы, правовое положение которых регулируется специальными актами.
Все иностранные граждане пользуются равной защитой со стороны Российского государства в отношении своих личных прав (неприкосновенность личности и жилища, свобода совести и др.), а также экономических, социальных и культурных прав, если они предусмотрены для неграждан (право на экономическую деятельность и частную собственность, трудовую деятельность, отдых, охрану здоровья, социальное обеспечение, образование, участие в общественных организациях, пользование достижениями культуры и др.). Но они лишены тех прав, преимущественно из категории политических, которые согласно российской Конституции и законам предоставляются только гражданам России (занятие некоторых государственных должностей, участие в политических партиях, право избирать и быть избранными в органы государственной власти, участие в референдумах и др.). Иностранный гражданин вправе защищать свои права всеми предусмотренными Конституцией РФ средствами, включая право на обращение в суд.
Тот же принцип лежит в основе определения обязанностей иностранных граждан. Эти граждане не несут военную службу в рядах Вооруженных Сил РФ (согласно Конституции РФ это обязанность только граждан России), но на них распространяется конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, беречь памятники истории и культуры. Иностранные граждане обязаны уважать Конституцию РФ и соблюдать законы, действующие на территории России.
Глава1б.?ражданство
289
Иностранные граждане, совершившие преступления, пминистративные или иные правонарушения на террито-ии России, несут ответственность на общих основаниях с российскими гражданами. Однако сотрудники дипломатических и консульских представительств и члены их семей обладают иммунитетом и привилегиями, установленными международным правом, вследствие чего юрисдикция Российской Федерации на них не распространяется. Некоторые категории лиц (лица, обладающие консульским иммунитетом, члены экипажей самолетов и морских судов, военнослужащие, находящиеся в России по долгу службы) подчиняются юрисдикции Российской Федерации в определенных пределах. При нарушении иностранными гражданами правил пребывания в России (проживание без документов на право жительства или проживание по недействительным документам, несоблюдение порядка въезда в Россию, уклонение от выезда и т. д.) к ним могут быть применены в качестве меры административного взыскания предупреждение или штраф, а злостное нарушение правил пребывания влечет уголовную ответственность. Органы внутренних дел вправе также сократить срок пребывания иностранного гражданина в России.
Иностранный гражданин может быть выдворен из пределов России:
1) если его действия противоречат интересам обеспечения государственной безопасности или охраны общественного порядка;
2) если это необходимо для охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан России и других лиц;
3) если он грубо нарушил законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, таможенное, валютное или иное законодательство России.
Решение о выдворении принимается компетентными органами. Уклоняющиеся от выезда в таких случаях подлежат с санкции прокурора задержанию и выдворению в принудительном порядке. Однако срок задержания не может быть неограниченным.
Конституционный Суд РФ в постановлении по делу Яхья Гафура от 17 февраля 1998 г. отметил, что по смыслу ст. 22 Конституции РФ установленный ею порядок применения соответствующих мер принуждения распространяется и на задержание, производимое в целях обеспечения исполнения постановления о выдворении из Российской Федерации в административном порядке. Право на свободу и личную неприкосновенность и право на судебную за-
290
Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина
щиту являются личными неотчуждаемыми правами каждого человека, вне зависимости от наличия у него гражданства какого-либо государства, и, следовательно, должны гарантироваться иностранным гражданам и лицам без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации.
В силу ст. 22 (ч. 2) Конституции РФ иностранный гражданин или лицо без гражданства, пребывающие на территории Российской Федерации, в случае выдворения из Российской Федерации в принудительном порядке могут быть до судебного решения подвергнуты задержанию на срок, необходимый для выдворения, но не свыше 48 часов. Сверх указанного срока лицо может оставаться задержанным лишь по судебному решению и лишь при условии, что без такого задержания решение о выдворении не может быть исполнено. При этом судебное решение призвано гарантировать лицу защиту не только от произвольного продления срока задержания сверх 48 часов, но и от неправомерного задержания как такового, поскольку суд в любом случае оценивает законность и обоснованность применения задержания к конкретному лицу. С учетом всего вышесказанного Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что оспариваемое положение ч. 2 ст. 31 Закона СССР "О правовом положении иностранных граждан в СССР", исходя из его буквального смысла, рассматривается в правоприменительной практике как основание для задержания лица на срок свыше 48 часов без судебного решения. Данное положение нарушает конституционное право каждого на свободу и личную неприкосновенность, а также на судебную защиту и, следовательно, не соответствует ст. 22 и 46 Конституции РФ.
Российская Федерация - правопреемник и правопродол-жатель Российского государства, Российской республики, РСФСР и СССР. Эта непрерывность (континуитет) российской государственности отражается на институте российского гражданства, порождая особый порядок приобретения гражданства, государственной поддержки, правовой защиты в отношении граждан России, постоянно проживающих за рубежом, или выходцев из России (эмигрантов), состоявших в гражданстве России или СССР, но ставших гражданами другого государства или лицами без гражданства. Эти лица, как и их потомки, называются соотечественниками, и их правовое положение регулируется Федеральным законом "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" от 24 мая 1999 г. Порядок рассмотрения вопросов гражданства таких лиц регулируется Указом Президента РФ от 17 мая 2000 г.
291
Указанный Закон закрепляет порядок и основания признания и подтверждения принадлежности к соотечественникам, принципы и цели государственной политики России отношении соотечественников. Установлен порядок приобретения российского гражданства для каждой группы соотечественников и формы государственной поддержки в области основных прав и свобод человека и гражданина, в экономической и социальной областях, в области культуры, языка и образования, в области информации.
§ 8. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
Как всякая демократическая страна, Россия сталкивается с проблемой миграции. Перемещения больших групп людей из других стран в Россию и на территории России в основном являются следствием распада СССР и возникших в связи с этим межнациональных конфликтов, а также преследований людей по разным основаниям. Эти миграционные потоки, часто весьма мощные, порождают необходимость решения сложных вопросов гражданства и обеспечения прав человека. Законодательство закрепляет в отношении таких людей два правовых статуса: беженца и вынужденного переселенца. Первый - Федеральным законом о беженцах (в редакции от 7 августа 2000 г., вступает в силу с 1 января 2001 г.), второй - Законом РФ о вынужденных переселенцах (в редакции от 7 августа 2000 г., вступает в силу с 1 января 2001 г.).
Беженцами признаются лица, не имеющие российского гражданства, прибывшие или желающие прибыть на территорию Российской Федерации. Эти лица не могут или не желают пользоваться защитой страны своей гражданской принадлежности из опасений стать жертвой преследований по признаку расы, национальности, гражданства, вероисповедания, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.
Беженцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечности, военное преступление или другое тяжкое преступление неполитического характера. Правовой статус беженцев регулируется Международной конвенцией о статусе беженцев, принятой 28 июля 1951 г., к которой в 1992 г. присоединилась и Россия.
Ходатайство лица, желающего получить статус беженца, рассматривается компетентными органами, которые при
292
Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина
наличии необходимых данных выдают ему свидетельство, предоставляющее ряд прав (проживать в центре временного размещения, получать питание, пользоваться медицинской помощью, получать пособие). Такое лицо несет обязанности соблюдать Конституцию РФ, законы и иные правовые акты, своевременно прибыть в центр временного размещения, проходить медицинские осмотры и др.
Федеральная миграционная служба (ФМС) принимает решение о признании лица беженцем и выдает ему удостоверение, на основании которого лицо пользуется правами российского гражданина, а также рядом льгот по налогам и сборам. Лицо признается беженцем на срок до трех лет. При сохранении обстоятельств, вынудивших его покинуть свою страну, этот срок может продлеваться на каждый последующий год. Статус беженца позволяет работать по найму или заниматься предпринимательской деятельностью, приобретать в собственность недвижимое имущество (на условиях для иностранных граждан), ходатайствовать о получении российского гражданства. Беженец не может быть возвращен против его воли в страну, которую он покинул, но он при определенных условиях утрачивает статус беженца (при получении гражданства Российской Федерации или другого государства, выезде за пределы России на постоянное жительство, при умышленном представлении ложных сведений, добровольном принятии защиты государства, территорию которого он был вынужден покинуть). ФМС оказывает помощь в приеме, признании, размещении и обустройстве беженцев.
Вынужденными переселенцами признаются граждане России, которые вынуждены или имеют намерение покинуть место постоянного жительства на территории другого государства или на территории России. Причиной для этого служат те же основания, что и для беженцев, но они связываются Законом о вынужденных переселенцах с проведением враждебных кампаний применительно к отдельным лицам или группам лиц, массовыми нарушениями общественного порядка и другими обстоятельствами, существенно ущемляющими права человека. При определенных условиях вынужденными переселенцами могут быть признаны лица, не имеющие гражданства России, а также граждане бывшего СССР.
Права вынужденных переселенцев во многом схожи с правами беженцев. Практически в той же мере определены обязанности органов государственной власти, органов мест-
ГО самоуправления в отношении вынужденных переселенцев, гарантии их прав и др.
Растущая иммиграция по экономическим причинам, а также рост числа задерживающихся на территории России транзитных иностранцев обусловили ужесточение контроля за въездом на территорию России. В связи с этим 16 декабря 1993 г. был издан Указ Президента РФ о мерах по введению иммиграционного контроля, а 8 сентября 1994 г. приняты постановление Правительства РФ об утверждении Положения об иммиграционном контроле, постановление о мерах по предупреждению и сокращению неконтролируемой внешней миграции и Положение о порядке работы с иностранными гражданами и лицами без гражданства, прибывающими и находящимися в России в поисках убежища, определения их правового статуса, временного размещения и пребывания на территории Российской Федерации.
§ 9. Право на политическое убежище
В соответствии с данным правом каждый человек, преследуемый за убеждения, может искать убежище в других странах и пользоваться этим убежищем. В таком виде это право закреплено во Всеобщей декларации прав человека и большинстве конституций мира. Такой защитой пользуется человек, которого на его родине преследуют за политические, религиозные и иные убеждения, если эти убеждения не являются преступными с точки зрения международного права. Например, право на убежище не признается за теми, кто совершает неполитические преступления или деяния, противоречащие целям и принципам ООН (военные преступления, преступления против мира и человечества), не могут претендовать на убежище также лица, совершившие уголовное преступление (убийство, террористические акты, выступления в защиту расизма, подрыв общественного порядка и т. д.).
Конституция РФ воспринимает этот подход цивилизованного мира, предоставляя право на политическое убежи-Ще иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права (ч. 1 ст. 63). Предоставление политического убежища относится к компетенции Президента России. Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. утверждено Положение о
294 Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина
порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, которое регулирует все практические вопросы предоставления политического убежища. Число обращений незначительно.
С предоставлением политического убежища тесно связан вопрос о выдаче другим государствам лиц, преследуемых за такие убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в России преступлением. По общему правилу, установленному Конституцией РФ (ч. 2 ст. 63), выдача таких лиц не допускается. Другое дело - выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах. Это возможно на основе федерального закона (которого пока в России нет) или международного договора России. Российская Федерация имеет договоры о правовой помощи по гражданским и уголовным делам с Алжиром, Болгарией, Венгрией, Грецией, Италией, Кубой, КНДР, Польшей и другими государствами; в этих договорах определены круг подлежащих выдаче лиц и условия их выдачи. Аналогичные нормы содержатся в Конвенции стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. Вопросы о выдаче решаются Генеральным прокурором Российской Федерации.
Россия ратифицировала Европейскую конвенцию о выдаче и протоколы к ней (Федеральный закон от 25 октября 1999 г.), но с оговорками (в выдаче может быть отказано, если приговор вынесен чрезвычайным судом, если есть угроза применения пыток, лицо достигло преклонного возраста и др.). Федеральным законом, принятым в тот же день, ратифицирована Европейская конвенция о правовой помощи (тоже с оговорками).
В 1993 году Российская Федерация произвела выдачу Правительству Азербайджанской Республики бывшего министра обороны Р. Г. Казиева, что вызвало протест Государственной Думы. В Заявлении "Об ответственности за выдачу иностранным государствам лиц, преследуемых за политические убеждения" от 17 апреля 1996 г. Дума расценила эту выдачу как нарушение Конституции РФ и норм международного права, указав, что ссылка на существующие между Россией и Азербайджаном договоры о правовой помощи несостоятельны, так как речь идет не о выдаче уголовных преступников, а о передаче иностранному государству инакомыслящих. На этом инцидент был исчерпан. Одна-
ГдЯЯа6.Гражданство
295
о при ратификации Договора между Российской Федера-гией и Китайской Народной Республикой о выдаче Федеральный закон от 13 июня 1996 г. установил, что для целей данного Договора компетентными органами со стороны Российской Федерации являются Генеральная прокуратура РФ и Министерство юстиции РФ. Можно предположить, что указанные в Законе органы будут рассматриваться как компетентные при выдаче и в других случаях.
I
Раздел V. Федеративное устройство
Федеративное устройство - разновидность государственного устройства, являющегося необходимым институтом конституционного права каждой страны. Государства по-разному определяют свое внутреннее устройство в зависимости от исторических традиций, национального состава населения и других факторов. Территориально крупные государства (Россия, США, Канада, ФРГ, Австралия, Бразилия, Аргентина, Мексика, Нигерия, Индия, ЮАР) принимают федеративную форму государственного устройства - одни по соображениям решения национального вопроса, другие в силу невозможности эффективного демократического управления из одного центра. Устанавливая ту или иную форму государственного устройства, конституция любого государства распределяет или, наоборот, концентрирует властные полномочия, тем самым предопределяет правовую базу решения проблем общественного развития.
Глава 17. Общие положения
§ 1. Понятие и формы государственного устройства
Под государственным устройством понимается политико-территориальная организация власти, определяющая правовое положение региональных частей государства и их взаимоотношения с центральной властью. Следовательно, государственное устройство определяет меру централизации и децентрализации власти (соотношение между частями и между частями и целым). Эта проблема сравнительно легко решается в территориально небольших государствах, но она становится сложной и приобретает политическую окраску в более крупных государствах.
Различаются две основные формы государственного устройства: унитарная и федеративная.
Унитарное государство - это единое государство, внутри которого нет государственных образований, а административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью. Большинство государств мира приняли именно эту форму государственного устройства.
Федеративное государство - это союз государственных образований, каждое из которых обладает определен-
17. Общие положения 297
Ой самостоятельностью. Субъекты такого союзного государ-н а имеют одинаковый статус и равные права. С Теоретически можно себе представить еще одну форму сударственного устройства - конфедерацию, которая предполагает объединение нескольких суверенных государств. Но такое объединение носит уже не государственно-правовой, а международно-правовой характер. В прошлом конфедерациями были США, Швейцария, Германский Союз, ныне такое устройство формально сохраняют Канада, Швейцария, хотя по сути они давно превратились в федерации. Идея создания конфедерации иногда выдвигалась как способ преодоления раскола в прошлом единых государств (например, Кореи, СССР), но эта идея нигде не была реализована.
Определение оптимальной формы государственного устройства особенно важно для многонационального государства. Чтобы называться многонациональным, государству недостаточно иметь среди своих граждан лиц различной национальности (такими являются большинство развитых стран мира). Речь идет об исторически сложившихся национальных группах населения, компактно проживающих на различных частях территории государства. Такие национальные группы обычно носят коренной характер, т. е. проживают на данной территории с далеких времен.
Очень важно установить правовые гарантии сохранения и свободного развития языка, культуры, обычаев этих национальных групп. Каждая нация обладает своеобразным суверенитетом, который предполагает и решение вопроса о национальной государственности. Исторические особенности и культурный уровень одних наций определяет их желание жить в многонациональном сообществе, а других - создавать свое национальное государство. Но в любом случае нации стремятся не допустить дискриминации и обеспечить себе свободное развитие, а объединяющее их государство - исключить основу для межнациональных конфликтов.
Другая функция государственного устройства состоит в создании необходимых политико-правовых условий для эффективного экономического и социального развития всех частей государства. Этому может мешать как чрезмерная Централизация власти, так и ее чрезмерная децентрализация. Цивилизованное государство заинтересовано в максимально возможной интеграции своего хозяйства при обеспечении экономической свободы для всех граждан независимо °т национальности. Важным является и равномерное экономическое и социальное развитие, отсутствие отсталых в этом отношении регионов. В наше время в "спокойных" странах
298
Раздел V. Федеративное устройства
этническое содержание государственного устройства все чаще уступает место территориально-экономическому и там где преодолены узконациональные подходы к организации социально-экономической жизни, достигнуты наибольшие социальные и экономические успехи.
Унитарное государство - централизованное государство, в котором законодательная, исполнительная и судебная власти имеют единые высшие органы, функции которых без всякого дробления распространяются на все части территории. Это не исключает существования в административно-территориальных единицах местного самоуправления, которое в пределах своей компетенции действует самостоятельно. В унитарном государстве иногда создаются автономные образования, также обладающие определенной степенью самостоятельности.
Унитарное государство имеет одну конституцию, его суверенитет признается единым и неделимым всеми частями этого государства, не возникает вопроса о внутренних границах и территориальной целостности. В таком государстве гражданство бесспорно признается единственным. Унитарное государство может быть многонациональным, например Великобритания, в которой компактно проживают англичане, шотландцы, ирландцы (Северная Ирландия) и валлийцы (Уэльс). В таких случаях унитарное государство приобретает децентрализованный характер, поскольку некоторые народы имеют автономные органы управления. Но подавляющая часть унитарных государств не знает каких-либо национальных административных образований. Группы граждан отдельных национальностей, организуя свои общины, не претендуют на автономию или собственную государственность.
Федеративное государство - это только общая форма государственного устройства, а ее конкретное содержание - политическое и правовое - весьма неоднородно. Сами федерации, правовой статус и объем полномочий их субъектов формировались в разных условиях и с разными целями, а потому во многом неодинаковы. Исторически идея федерализма была выдвинута в XVIII в. как средство децентрализации управления ("горизонтальное разделение власти"), а следовательно, для демократизации государственного строя. Ни в одной западной стране, где утвердился федерализм, он не рассматривался и сейчас не рассматривается как форма решения так называемого национального вопроса (США, ФРГ, Бразилия, Австралия и др.). И дело здесь не в том, что какие-то круги преследуют цель угнетать другие наро-
17 Общие положения 299
а в том, что демократическое правовое государство оекрывает цели национальной государственности. Хотя П которые государства (Франция, ФРГ, Италия и др.) оста-Н тся национальными по названию, их правовая система ис-лючает какие-либо привилегии граждан по национально-титульному признаку.
Государства же, избравшие федерацию как способ решения национального вопроса, распались (СССР, Югославия, Чехословакия). Межэтнические противоречия разрушили федерации в Индонезии, Южной Аравии, Йемене, Объединенной Арабской Республике и др. В тех государствах, в которых федерация сохраняет национальную основу (Канада, Индия), развивается кризис федерализма и сильны сепаратистские тенденции.
Федеративные государства юридически закрепляют добровольность объединения народов, но, как правило, не предусматривают права выхода того или иного субъекта федерации из союза. Распад федераций обычно происходил в ходе революционных восстаний, т. е. в неправовых формах. Но в спокойной обстановке субъекты федерации добровольно ограничивают свою компетенцию в пользу федерации и признают высшую юридическую силу федеральной конституции и законов. Сами эти субъекты являются унитарными государствами, хотя внутри них могут создаваться автономные образования.
Труднейшей проблемой федеративного устройства является разделение компетенции между федеральной властью и властью в субъектах федерации. Трудности связаны с тем, что субъекты федерации порой претендуют на чрезмерную самостоятельность или даже на статус государственных образований с суверенитетом. В любом случае они обычно обладают своей конституцией, органами государственной власти, гражданством. Федеральная власть совместно с властями субъектов федерации определяет (часто в обстановке острых разногласий) федеральную компетенцию, компетенцию субъектов федерации и совместную компетенцию. Осуществление последней носит сложный характер, нередко порождая противоречия между властями федерации и ее субъектов.
Мировой опыт показывает, что федеративное государственное устройство более прочно в тех странах, где ликвидирована дискриминация по национальному признаку, укоренилась политическая культура. Мощным фактором дости-единообразного правового регулирования и равенства является успешное экономическое развитие, общий
300
Раздел V. Федеративное устройств
рынок. Федерация не может исключить всех кризисов, ногласий и различий в способах решения общегосударствен-ных проблем, но она, и особенно в крупных государствах создает единственно возможную демократическую основу этих решений, способных удовлетворить интересы всех политических, экономических и националистических сил.
§ 2. Исторические этапы российского федерализма
В своем развитии российский федерализм прошел три основных этапа:
1) создание основ социалистического федерализма (1918-1936);
2) утверждение фактического унитаризма в государственном устройстве России (1937-1985);
3) реформы государственного устройства перед принятием Конституции 1993 г.
Федерализм в России возник и развивался по идеологическим схемам большевизма, положившего в основу федерации не реальную демократизацию власти, а преодоление "национального гнета". В федерации, кроме того, виделся государственно-правовой базис мировой социалистической революции, которую проповедовали большевики. В. И. Ленин прямо называл советскую федерацию переходной формой к полному единству трудящихся разных наций1. Оснований для цивилизованного федерализма в стране, до 1917 г. бывшей унитарным государством, не было, ибо подавляющую часть населения составляли русские, и поэтому РСФСР могла сложиться только как федерация, основанная на автономии небольшого числа других наций с произвольными границами. Но это, разумеется, с самого начала была не федерация в общепризнанном смысле этого слова.
Российская Федерация была провозглашена на III Всероссийском съезде Советов в январе 1918 г. Этим устанавливалось новое государственное устройство не только собственно России (как мы ее понимаем сегодня), но и всей бывшей Российской империи, на территории которой впоследствии был создан СССР. Но на первых порах федерации всех бывших окраинных территорий Российской империи не получилось. Была провозглашена независимость Финляндии, Польши, Литвы, Латвии, Эстонии и Тувы, а Украина, Бе-
1 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 41. С. 164.
7 Общие положения
301
ссия, Туркестан и закавказские республики, также Лй явленные независимыми, вступили в договорные отно-0 ения с Российской Федерацией.
На собственно российской территории начался хаотичный процесс создания автономий (республик и областей) по , национальному или географическому признаку, хотя ясных границ национального расселения не существовало, да и население в национальном отношении часто было смешанным. Тем не менее этот процесс активизировался после принятия Конституции РСФСР 10 июля 1918 г. Были созданы Башкирская, Татарская, Дагестанская и другие АССР, а также ряд автономных областей (Чувашская, Карельская, Марийская и др.). Ясного представления о различиях между республикой и областью (а были еще трудовые коммуны и округа) не было, так как разграничения компетенции между центральным правительством и автономией не проводилось. Поэтому они часто меняли статус, а в ходе гражданской войны некоторые автономии вообще прекратили свое существование. Но большинство административно-территориальных частей России оставались в статусе областей и губерний, в которых были созданы административные органы для решения вопросов национальных меньшинств. Всего в 1923 г. в составе РСФСР находилось 11 автономных республик, 14 автономных областей и 63 губернии и области.
Процесс создания автономий, изменения их границ и полномочий продолжался и после принятия в 1925 г. новой Конституции РСФСР. Принятая за год до этого Конституция СССР закрепила создание союзного государства, в котором РСФСР стала одной из равноправных республик; статус ее автономий и административно-территориальных единиц в принципе не изменился, подчиняясь проявившейся общей тенденции движения к фактическому унитаризму. • Проводившаяся Коммунистической партией политика индустриализации ломала национальные границы автономий, ибо была направлена на создание единой экономики страны. Постепенно утвердилось понимание того, что собственно национальные интересы укладываются в рамки культурной автономии каждого народа.
Созданный в 1922 г. СССР являл собой совершенно иное федеративное государство, ибо состоял из равных субъектов с правом выхода из федерации. Это объединение народов было тесно увязано с антидемократической сущностью тоталитарного государства и являло собой фиктивную федерацию. Считалось, что субъекты федерации являются национальными по форме и социалистическими по содержа-
302
Раздел V. Федеративное устройств
нию, но главное звено реального управления, каковым быда Коммунистическая партия, рассматривалось как сила интернациональная, что и превращало формально федеративное государство в фактически унитарное. Самым заметным результатом такого устройства как СССР, так и РСФСР явился подспудно развившийся национализм, особенно опасный там, где он проявился в этнически смешанном обществе ц на произвольно определенных территориях. Национальная государственность в таком обществе неизбежно порождала дискриминацию других национальностей, поскольку в руководящие органы назначались или "избирались" преимущественно лица титульной национальности.
После создания СССР внимание к процессам государственного устройства РСФСР было существенно ослаблено. Во-первых, к этому времени всем стало ясно, что утопическая идея мировой революции и ожидания соответствующего расширения территориальных границ РСФСР потерпела полный крах. Во-вторых, в центре внимания правящей партии оказались вопросы укрепления Союза ССР, который преподносился как результат национальной политики партии и лично И. В. Сталина.
Ко времени принятия Конституций СССР (1936 г.) и РСФСР (1937 г.) государство стало уже, по существу, унитарным. В Конституции РСФСР были поименно перечислены 16 автономных республик и 5 автономных областей (10 имевшихся национальных округов не были названы). Что касается краев и областей, в которых проживало подавляющее большинство населения страны, то они субъектами Федерации по-прежнему не признавались. Автономные республики стали рассматриваться как несуверенные государства, их конституции, например, подлежали утверждению Верховным Советом РСФСР. Весьма неопределенным оставалось положение автономных областей.
Конституционные гарантии не оказали какого-либо сдерживающего влияния на политику репрессий, которая осуществлялась под руководством коммунистической партии в масштабе всей страны. Без какого-либо правового камуфляжа были ликвидированы многие автономии, а целые народы подвергнуты массовой депортации. В 1941 г. эта варварская акция была осуществлена в отношении немцев Поволжья, в 1943 г. - калмыков и карачаевцев, в 1944 г. -• чеченцев, ингушей и балкарцев. С мест проживания были принудительно выселены крымские татары, турки-месхе-тинцы, корейцы, греки, курды и др. В послесталинский период (в конце 50-х гг.) автономии некоторых из этих народов
17 Общие положения 303 Глава1:------------------------------------------------------------------------------------
восстановлены, но только в 1991 г. Законом РСФСР о билитации репрессированных народов эти акции были PfъЯВлены преступными, а народы реабилитированы. ° Опыт государственного устройства советского периода 0 указывает, что тоталитаризм и федерализм несовместимы. Идеи преодоления "национального гнета" и утверждения "национальной государственности" служили средством, отвлекающим народы от создания подлинной демократии и правового государства. Интернационализм и "дружба народов", которыми так гордились коммунистические лидеры, держались на страхе и насилии, федерализм являл собой только прикрытие для жестко централизованного государства. В то же время идея национальной государственности пустила глубокие корни, многие народы видели в ней некую гарантию национального самосохранения.
Мощная демократическая волна, вызванная перестройкой и последующими реформами, обострила процессы государственно-правового развития страны в целом и России в частности. Народные массы поддерживали меры по преодолению наследия тоталитаризма, ликвидации формализма федеративного устройства. Они требовали подлинной свободы и самостоятельности в решении вопросов собственного развития. Неумение властей найти адекватные политические ответы на этот вызов времени в соединении с нараставшими объективными потребностями в демократизации государственного устройства привели к распаду СССР и "параду суверенитетов" автономных образований РСФСР.
В 1990-1991 гг. большинство автономных республик и многие автономные области России провозгласили себя суверенными государствами в составе РСФСР. В ряде республик (Чечня, Татарстан и др.) сепаратистские силы стали требовать выхода из состава Федерации. На IV Съезде народных депутатов РСФСР было принято решение об исключении из названия республик термина "автономная", они приобрели конституционный статус "республика в составе Российской Федерации".
В условиях усилившихся центробежных тенденций, создававших опасность распада Российской Федерации, большое значение имело заключение 31 марта 1992 г. Федеративного договора, который 10 апреля 1992 г. был включен в Конституцию как ее составная часть. Договор подтверждал суверенитет республик в составе Российской Федерации, а края, области, города Москва и Санкт-Петербург признавались субъектами Федерации. При этом Договором было проведено разграничение предметов ведения и полномо-
304 Раздел V. Федеративное устройств
чий между федеральными органами государственной влас-ти и органами власти республик, краев, областей, город0в Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и авто, номных округов в составе Федерации. Эти акции не рещ, ли всех проблем государственного устройства Российской Федерации и не привели к полной ликвидации националистических устремлений в ряде регионов. Хотя права субъектов Федерации и были расширены, но их равноправие по существу закреплено не было.
§ 3. Общая характеристика современного российского федерализма
Конституция 1993 г. продолжила процесс совершенствования федеративных отношений. Она закрепляет положение, которое позволяет преодолеть крайние подходы к государственному устройству, которые культивируются определенными политическими силами: сепаратизм республик, т. е. их выход из состава РФ, с одной стороны, и возврат к унитарной структуре регионов -• с другой. Таким образом, только демократический федерализм способен внести политическую стабильность в межнациональные отношения. Идя по этому пути, новая Конституция закрепила равенство всех субъектов Федерации, провела более четкое разделение предметов ведения и полномочий федеральной власти и власти субъектов Федерации.
Российская Федерация возникла в силу определенных исторических причин. И хотя эти причины в наше время потеряли смысл, федерализм выступает как единственно возможная форма демократического управления столь обширным государством. Вхождение в состав Федерации 89 субъектов (самая большая по числу субъектов федерадия в мире) явилось результатом включения всех автономий и административно-территориальных единиц, далеко не равных в экономическом отношении. Отсюда выдвижение определенными кругами различных проектов по сокращению числа субъектов Федерации, часто обоснованных необходимостью создания крупных экономических комплексов. Экономико-географический федерализмв будущем, несомненно, испытает влияние интеграционных процессов развития рыночных отношений, подгонять которые политическими методами нельзя.
Нельзя считать бесспорным и закрепление национально-государственных основ российского федерализма, особенно в отношении прав и обязанностей национальных и территориальных субъектов Федерации. Сегодняшняя Российская Федерация включает 32 весьма неоднородных национальных
1 Q Конституционно-правовой статус России 305 j-jiaBaj------.-----------------------------------------------------------------------------
ударства или образования, а 57 субъектов имеют только Г° питориальную основу. В результате можно сделать три важных правовых вывода:
1) Россия не является национальным государством, это многонациональное государство;
2) республики - субъекты Федерации признаются национальными государствами, несмотря на многонациональный состав их населения;
3) русская нация не имеет в составе Российской Федерации полноценной национальной государственности, из чего следует, что русская нация видит воплощение своих национальных интересов в создании многонационального демократического правового государства - Российской Федерации.
Незавершенность процессов создания нового федерализма, весьма естественная для сложной обстановки, в которой принималась Конституция 1993 г., порождает асимметрию прав экономически неоднородных субъектов Федерации, которая часто приобретает национальную окраску. В дотациях и субвенциях из федерального бюджета допускается двадцатикратный и даже тридцатикратный разрыв. Неравенство прав и обязанностей порождает иждивенчество во взаимоотношениях многих субъектов с федеральной властью. Выравнивание прав и обязанностей субъектов Федерации составляет важное направление совершенствования государственного устройства России.
В 2000 г. Конституционный Суд РФ постановлением от 7 июня и определением от 27 июня дезавуировал суверенитет республик как не соответствующий Конституции РФ.
Глава 18. Конституционно-правовой статус Российской Федерации
Поскольку любое федеративное государство состоит из частей для него чрезвычайно важно достичь гармонии в отношениях частей и целого. Федерацию всегда подстерегают две противоположные опасности: скатиться к унитаризму и распасться на независимые государства. Каждая из этих опасностей, всегда имеющих какую-то объективную основу, "эксплуатируется соответствующими политическими силами, согласование интересов которых возможно только в четких правовых установлениях как в отношении самой федерации, так и ее субъектов. Эту задачу и решает конституция, закрепляющая статус (правовое положение) федера-
306 Раздел V. Федеративное устройств
ции и ее субъектов, т. е. основы их взаимоотношений между собой.
В мире нет "легких" федераций, все федеративные государства сталкиваются с какими-то трудностями или проблемами. Особенностью России на ее нынешнем этапе развития является то, что ее федерализм переживает переходный период, обретая демократические формы в сложных экономических и политических условиях, и прежде всего - обострения межнациональных отношений. Отсюда незавершенность, а иногда и противоречивость норм, определяющих правовой статус Федерации и ее субъектов. Еще не приняты многие федеральные законы, предусмотренные Конституцией, не сложилась судебная практика по спорам о компетенции, нет отрегулированной вертикали исполнительной власти.
§ 1. Состав субъектов Федерации

<< Предыдущая

стр. 9
(из 23 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>