<< Предыдущая

стр. 14
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>



278
занные выше ходатайства, есть ли ходатайство обвиняемого о рассмотрении дела на предварительном слушании в его отсутствие либо если он сам отказывается от участия в заседании. Без указанных документов дело в предварительном слушании рассмотрено быть не может. Прокурор на предварительном слушании оглашает резолютивную часть обвинительного заключения, высказывает свое мнение относительно ходатайств, заявленных другой стороной, сам заявляет в необходимых случаях ходатайство. Важное значение при этом имеет оценка прокурором допустимости доказательств, если этот вопрос возникает на предварительном слушании. Прокурор, участвующий в предварительном слушании дела, вправе отказаться от обвинения полностью или частично. В этом случае судья прекращает дело полностью или в соответствующей части. Так как на предварительном слушании ведется протокол заседания, то прокурор в случаях несогласия с его содержанием может дать замечания в порядке, предусмотренном ст. 265 УПК.
Существенной особенностью участия прокурора в разбирательстве дела судом присяжных является его активное участие в отборе присяжных заседателей. Учитывая принципиальную важность роли, играемой присяжными заседателями в судебном процессе, прокурор должен с максимальным вниманием выяснить все вопросы, касающиеся личности присяжных заседателей, могущие повлиять на объективность их решения по делу. С этой целью он может подготовить и передать в письменном виде вопросы к конкретным кандидатам в присяжные заседатели, с тем, чтобы их выяснил председательствующий и, таким образом, решил вопрос об отводе присяжного заседателя. Прокурор сам может заявить отвод по основаниям, предусмотренным ст. 59, 60 УПК. Прокурор в процессе отбора присяжных заседателей имеет право на безмотивный отвод их, но числом не более двух. С этой целью он на карточке с фамилией присяжного заседателя пишет слово "отведен". Для выяснения личности присяжных заседателей прокурор может через председательствующего просить, чтобы интересующий его присяжный заседатель представился. После формирования председательствующим суда коллегии присяжных заседателей, но до принятия ими присяги, прокурор имеет право, если придет к такому выводу, заявить, что вследствие особенностей рассматриваемого дела этот состав коллегии присяжных заседателей в целом может оказаться неспособным вынести объективный вердикт. В случае, если такое заявление председательствующим будет признано обоснованным, он может распустить коллегию присяжных заседателей. Активное использование рассмотренного выше права в отборе присяжных заседателей является существенной гарантией законности их последующего решения по делу.
Центральное место в деятельности прокурора в суде присяжных имеет его участие в судебном следствии. Особенностью этой деятельности государственного обвинителя является уже то, что в со-




279
ответствии с требованием закона (ст. 446 УПК) прокурор сам зачитывает резолютивную часть обвинительного заключения. При этом выступлении он не имеет права упоминать о фактах судимости подсудимого и фактах признания его особо опасным рецидивистом в прошлом. Дальнейшие действия государственного обвинителя зависят от признания или непризнания вины подсудимыми. Если все подсудимые полностью признают свою вину, у прокурора, как и у других участников процесса, не возникает никаких сомнений, то судебное следствие на этом может быть закончено. Если же подсудимые вину не признают и у прокурора есть сомнения и вопросы по поводу их показаний, то государственный обвинитель допрашивает подсудимых. Затем, по мере необходимости, прокурор допрашивает свидетелей, экспертов и других лиц, вызванных в судебное заседание.
В процессе судебного следствия прокурором (как и другими участниками процесса) исследуются только те доказательства, которые были допущены на предварительном слушании дела. В случае необходимости прокурор может ходатайствовать об исследовании доказательств, исключенных ранее судьей из разбирательства, а также высказывать свое мнение о необходимости их исследования, если об этом заявит ходатайство другая сторона. Важно подчеркнуть, что бремя доказывания вины подсудимых в суде присяжных лежит на государственном обвинителе. Поэтому исход дела, достижение цели обвинительного заключения зависят от профессиональной подготовленности и активности прокурора. Допрашивая подсудимых, свидетелей, других участников процесса, исследуя доказательства по делу, прокурор должен постоянно иметь в виду необходимость убеждения присяжных заседателей в виновности подсудимых. При этом он должен учитывать их юридическую неподготовленность к восприятию доказательств, неосведомленность в правовых, процессуальных, криминалистических вопросах, хорошо известных профессиональным юристам, и с учетом этого строить тактику участия в судебном следствии.
Еще в большей степени это требование относится к выступлению государственного обвинителя в судебных прениях. Его речь должна быть не только профессиональна, убедительна логикой исследованных и предъявленных доказательств, анализом законодательства, но и доходчива для восприятия непрофессионалов по своей форме, эмоциональной напряженности, четкости структуры и выражению мысли. В своем выступлении прокурор должен не только изложить все доказательства вины подсудимых, но и убедить присяжных заседателей в виновности подсудимых. Для этого он должен учитывать особенности рассматриваемого преступления, его восприятия и отношения к нему присяжных заседателей, уровень их образования, профессию, образ жизни и многие другие факторы, определяющие характер социальной психологии этой группы граж-






280
дан, уровень их правосознания, а следовательно, и отношение к преступлению и лицам, его совершившим.
Конечно, если прокурор в процессе судебного следствия придет к выводу о полной или частичной невиновности подсудимых вследствие недоказанности их участия в совершении преступления либо отсутствии в их деянии состава преступления, он обязан отказаться от обвинения. В таких случаях при отсутствии возражений со стороны потерпевшего судья прекращает дело полностью или в соответствующей части.
Государственный обвинитель может на любом этапе разбирательства дела, вплоть до удаления присяжных заседателей в совещательную комнату для вынесения вердикта, изменить обвинение в сторону смягчения путем: 1) исключения из юридической квалификации деяния признаков преступления, отягчающих ответственность; 2) исключения из обвинения ссылки на какую-либо норму УК, если действия подсудимого полностью охватываются другой нормой УК, нарушение которой вменялось в обвинительном заключении; 3) переквалификации деяния по норме УК, предусматривающей более мягкое наказание.
В последнем случае государственный обвинитель еще на предварительном слушании должен представить суду новое обвинительное заключение, утвержденное соответствующим прокурором.
Особенностью участия прокурора в разбирательстве дел судом присяжных является его участие в постановке и формулировании вопросов, подлежащих разрешению коллегией присяжных заседателей. Согласно ст. 450 УПК государственный обвинитель, как и другие участники сторон в процессе, может предложить поправки к сформулированным председательствующим вопросам, поставить дополнительные к ним вопросы.
В связи с напутственным словом председательствующего присяжным заседателям государственный обвинитель вправе заявить в судебном процессе возражения по поводу нарушения принципа объективности. Если такие возражения своевременно заявлены не были, то в последующем прокурор не имеет права ссылаться на нарушение объективности председательствующего при последующем пересмотре этого дела вышестоящим судом.
Уголовно-процессуальное законодательство (ст. 455 УПК) предусматривает возможность возобновления судебного следствия по просьбе присяжных заседателей или уточнения вопросов, поставленных перед ними председательствующим. В таких случаях государственный обвинитель по тем же правилам принимает участие в судебном следствии и формулировании или уточнении поставленных вопросов.
Существенное значение имеет деятельность прокурора в суде после вынесения вердикта присяжных заседателей. Согласно ст.




281







УПК государственный обвинитель с участием представителей сторон, но уже в отсутствие присяжных заседателей, может исследовать доказательства, не подлежащие исследованию с участием присяжных заседателей, выступать по вопросам, связанным с юридическими последствиями вынесенного вердикта, включая вопросы квалификации содеянного подсудимым, назначения ему наказания и разрешения гражданского иска. При этом в своих выступлениях прокурор не имеет права ставить под сомнение правильность вынесенного присяжными заседателями вердикта.
Особенность надзорной деятельности прокурора в кассационном порядке по делам, рассмотренным судом присяжных, состоит в том, что закон (ст. 464 УПК) четко определяет, какие из не вступивших в законную силу приговоров и постановлений суда могут быть опротестованы прокурором. К ним относятся: а) приговоры суда присяжных; б) постановления председательствующего судьи в суде присяжных о прекращении уголовного дела; в) постановления председательствующего судьи о возвращении дела для производства дополнительного расследования; г) постановления председательствующего судьи в суде присяжных о прекращении дела в процессе предварительного слушания.
Другие постановления, Вынесенные председательствующим в суде присяжных судьей, опротестованию не подлежат.
Протест на указанные приговоры и постановления приносится в кассационную палату Верховного Суда Российской Федерации.
Основанием для принесения протеста на приговоры и постановления суда присяжных является: 1. Односторонность и неполнота судебного следствия, возникшая вследствие: а) ошибочного исключения из разбирательства допустимых доказательств, которые могут иметь существенное значение для исхода дела; б) необоснованного отказа стороне в исследовании доказательств, которые могут иметь существенное значение для исхода дела; в) неисследования существенных для исхода дела доказательств, подлежащих обязательному исследованию в силу ст. 79; ч. 2 ст. 232; ст. 258; ч. 2 ст. 308; п. 2 ч. 2 ст. 343, ч. 4 ст. 352 УПК; г) исследования в судебном заседании недопустимых доказательств, если это могло иметь существенное значение для исхода дела.
2. Существенное нарушение уголовно-процессуального законодательства.
3. Неправильное применение закона к обстоятельствам дела, как они были установлены судом присяжных.
4. Назначение несправедливого наказания. Прокурор, участвующий в кассационном рассмотрении дела, должен учитывать, что кассационная палата не может принять ре-




282







шения, ухудшающего положение подсудимых или направить дело на новое расследование.
Приговоры и постановления суда присяжных, вступившие в законную силу, могут быть опротестованы в порядке надзора только при наличии названных выше оснований, предусмотренных ст. 465 УПК.

§ 10. Организация участия прокурора в рассмотрении судом уголовных дел
Участие в рассмотрении районными и городскими судами уголовных дел осуществляют специально выделенные для этой цели заместитель или помощник районного или городского прокурора. Каждый из прокуроров, независимо от отрасли надзора, которой он ведает, обязан поддерживать в суде государственное обвинение по уголовным делам, эта функция присуща всем без исключения прокурорам. Координируют эту деятельность прокуроров руководители органов прокуратуры: прокуроры районов, городов, областей, краев и республик. Руководство работой районных и городских прокуратур по участию в рассмотрении судами уголовных дел возложено на прокуроров областей, краев и республик. В структуре этих прокуратур есть управления или отделы по надзору за рассмотрением уголовных дел в судах. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации руководство этой работой осуществляет Управление по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам. Указанные управления или отделы прокуратур субъектов РФ и Генеральной прокуратуры РФ не только руководят работой нижестоящих прокуратур по надзору за законностью и обоснованностью судебных приговоров, но и обеспечивают участие прокуроров в рассмотрении уголовных дел соответствующими судами субъектов РФ и Верховным Судом РФ, как по первой инстанции, так и в кассационном и надзорном порядке.
Работа управлений и отделов строится по зональному или предметному принципу. При зональном принципе за каждым прокурором отдела (управления) закрепляется несколько районных и городских прокуратур. Аналогично строится руководство и в Управлении Генеральной прокуратуры РФ. Прокурор Управления осуществляет руководство работой входящих в его зону прокуратур областей, краев и республик по рассмотрению уголовных дел по первой инстанции, а также по кассационному опротестованию незаконных и необоснованных приговоров, определений и постановлений суда, и оказывает им практическую помощь в организации этой работы. В круг обязанностей зонального прокурора входит непосредственное участие в рассмотрении Верховным Судом РФ в кассационном порядке уголовных дел, поступивших из судов его зоны, а также дел, рассмотренных коллегией по уголовным делам Верховного Суда РФ. Прокурор Управления сосредоточивает у себя данные о количестве




283
и видах (по основаниям) кассационных протестов прокуроров своей зоны, о результатах их рассмотрения.
При организации работы по предметному принципу (иногда его называют и отраслевым) за каждым прокурором закрепляется определенный участок работы. При этом одним прокурорам отдела (управления) поручается проверка дел, поступивших в кассационную инстанцию, и участие в их рассмотрении, другим - контроль за работой нижестоящих прокуроров по кассационному опротестованию приговоров, не вступивших в законную силу, по проверке \ жалоб и дел в порядке надзора. В некоторых прокуратурах сочетаются зональная и предметная формы организации работы. Такой принцип характерен для управлений и отделов крупных областных, краевых и республиканских прокуратур. При подобной организации одни прокуроры осуществляют надзор по зональному принципу, другие - по предметному. При решении вопроса о том, какой участок работы поручить тому или иному прокурору отдела (управления), учитываются его опыт и квалификация. Наиболее теоретически подготовленному и квалифицированному прокурору отдела или управления поручается, как правило, выполнение методической работы, связанной с проведением обобщений судебной и прокурорской практики по кассационной проверке уголовных дел. Этот прокурор организует также проведение учебно-методических семинаров и научно-практических конференций. В целях предупреждения ошибок в работе по кассационному опротестованию приговоров прокурор изучает каждый отозванный и отклоненный кассационный или частный протест, устанавливает допущенные ошибки и помогает прокурорам составлять правильные и обоснованные протесты. Прокурорский надзор за законностью приговоров, определений и постановлений суда по уголовным делам должен быть организован таким образом, чтобы он способствовал успешному выполнению судами всех инстанций стоящих перед ними задач по осуществлению правосудия по уголовным делам в строгом соответствии с законом (ст. 2 УПК). Только такой надзор будет по-настоящему действенным и эффективным. Для ответа на вопрос, было ли участие прокурора эффективным, надо выяснить: помогло ли суду его участие в судебном заседании принять правильное решение по делу; оказал ли судебный процесс воспитательное воздействие на аудиторию; были ли своевременно устранены нарушения материального закона и уголовно-процессуальных норм; как осуществлялась охрана прав и законных интересов подсудимого, потерпевшего и иных лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве; какое влияние оказал прокурор на повышение качества дознания и предварительного следствия; способствовал ли он улучшению деятельности государственных органов, общественных организаций и должностных лиц по исполнению судебного приговора и т. д.
Задача, поставленная перед прокурором по активизации участия прокурора в рассмотрении судами уголовных дел, требует




284







дальнейшего совершенствования работы органов прокуратуры всех ее звеньев. В особенности важно правильно организовать эту работу в районных (городских) народных судах. Известно, что все без исключения звенья судебной системы рассматривают уголовные дела по первой инстанции, однако основная их масса (98,2%) разрешается по первой инстанции районными и городскими народными судами. Законность правосудия в стадиях кассационного и надзорного производства в конечном счете определяется уровнем деятельности судов первой инстанции.
В связи с этим Генеральный прокурор Российской Федерации в ряде приказов предлагает Управлению прокуратуры Российской Федерации, прокурорам республик, краев, областей, городов и районов, соответствующим прокурорам специализированных прокуратур обеспечить организацию работы по надзору за исполнением законов при рассмотрении уголовных дел в судах так, чтобы она в полной мере способствовала: осуществлению целей правосудия, повышению уровня организации руководства работой нижестоящих прокуратур по надзору за исполнением законов при рассмотрении уголовных дел в судах; усилению контроля за деятельностью подчиненных прокуратур.
Генеральный прокурор предлагает больше оказывать практической помощи в организации работы районным и городским прокурорам, повышать их ответственность за качество поддержания государственного обвинения, опротестование незаконных или необоснованных судебных решений, за личное участие в этой работе, повседневное руководство деятельностью своих заместителей и помощников при строгом соблюдении их процессуальной самостоятельности. Руководителям органов прокуратуры предлагается показывать своим подчиненным пример в деле поддержания в судах государственного обвинения. Предлагается изменить подход к оценке работы прокуроров, осуществляющих поддержание государственного обвинения. Основным критерием оценки деятельности этих прокуроров является обеспечение законности в правосудии, помощь суду в принятии законного решения по уголовному делу.
Важным средством повышения эффективности деятельности прокурора в данном направлении является усиление контроля за соответствующей деятельностью подчиненных прокуроров. Систематические проверки, проводимые в нижестоящих прокуратурах, позволяют не только вскрывать и устанавливать недостатки и упущения в их работе по обеспечению участия прокурора в рассмотрении в суде уголовных дел, но и рекомендовать передовые методы надзора и более эффективные средства прокурорского реагирования на нарушения закона.
Одной из наиболее эффективных мер по совершенствованию этой деятельности является изучение и обобщение работы прокуроров во всех стадиях судебного производства по уголовным делам. Изучение и обобщение состояния поддержания государственного




285
обвинения, материалов кассационной и надзорной практики дает полное представление о состоянии работы прокуроров при рассмотрении судами уголовных дел. Поэтому такие обобщения следует организовывать периодически. На практике они обычно проводятся ежеквартально или раз в полугодие. При обобщении материалов кассационной практики особое внимание уделяется протестам, принесенным прокурорами на оправдательные приговоры и определения судов о прекращении уголовных дел производством. Именно на такие решения судов чаще всего прокуроры приносят протесты. Особое внимание прокуроров должны привлекать протесты, принесенные в связи с нарушениями материального закона и уголовно-процессуальных норм, допущенными в стадии предварительного следствия. Здесь наиболее рельефно выявляются недостатки, промахи и ошибки, а также нарушения законов, допущенные органами дознания и предварительного следствия. Результаты изучения и обобщения практики реализуются в виде информационных писем или обзоров, которые направляются областным, городским и районным прокурорам.
В целях дальнейшего совершенствования деятельности прокуроров в суде при рассмотрении уголовных дел в органах прокуратуры проводится работа по повышению деловой квалификации и профессионального мастерства прокуроров. Основное внимание при организации обучения уделяется прокурорам низового звена - прокурорам районов и городов, их заместителям и помощникам, несущим основную тяжесть по участию в уголовном судопроизводстве. Повышение квалификации и профессионального уровня прокуроров приобретает особую актуальность в условиях реализации судебной реформы. В этих целях важное значение приобретает создание постоянно действующей системы совершенствования квалификации и профессионального мастерства прокуроров, в особенности прокуроров, в" обязанности которых входит поддержание государственного обвинения в суде. В эту систему включены как давно известные, апробированные формы обучения, так и новые, нетрадиционные виды повышения деловой квалификации прокуроров: семинары, научно-практические конференции, смотры работы прокуроров, изучение и внедрение положительного опыта работы, проведение деловых игр, издание методических пособий, информационных бюллетеней, обзоров практики исполнения законов при судебном рассмотрении отдельных категорий уголовных дел, создание фоно- и видеотек и т.д.
Некоторые прокуроры субъектов РФ регулярно издают сборники речей государственных обвинителей. В сборник помещается по 10-12 речей прокуроров по различным категориям уголовных дел. К каждой речи дается комментарий, в котором отмечаются ее достоинства и недостатки. Такие сборники помогают государственным обвинителям лучше готовить свои выступления в суде, повышать свою квалификацию и профессиональный уровень.





286
Для прокуроров, участвующих в стадиях кассационного и надзорного производства, составляется тематика семинаров и научнопрактических конференций с учетом специфики их работы.
Одной из эффективных форм повышения квалификации и профессионального уровня прокуроров является стажировка. Прокуроры, не имеющие достаточного опыта, в особенности молодые специалисты, вызываются на стажировку в вышестоящую прокуратуру или направляются в районную или городскую прокуратуру, где хорошо организовано участие прокурора в суде первой инстанции. Программа стажировки составляется заранее. В ней учитываются недостатки и упущения в работе прокурора, которому предстоит ее пройти. Оправдала себя и такая форма стажировки, когда молодые прокуроры поддерживают обвинение по крупным уголовным делам совместно с опытными государственными обвинителями.
Одним из условий повышения эффективности прокурорской деятельности в данном направлении является демократизация, укрепление связи с общественностью, опора на ее помощь. При организации участия прокурора в рассмотрении судами уголовных дел прокурору следует учитывать, что воспитательное воздействие судебных процессов по уголовным делам лучше всего достигается при рассмотрении дел на выездных заседаниях1.
Воспитательное значение выездных заседаний повышается, когда ход судебного процесса транслируется по радио и телевидению, а его итоги освещаются в местной и центральной печати.
Руководствуясь указаниями Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроры проявляют инициативу в организации выездных судебных заседаний прежде всего по делам, имеющим наибольшее актуальное общественное значение. Чтобы выездное заседание не оказалось формальным, а выполнило свою воспитательную и предупредительную роль, прокуроры активно участвуют в его подготовке и организации.
Воспитательный эффект выездных заседаний будет гораздо выше, если уголовное дело будет заслушано с участием общественного обвинителя. Действующее законодательство предоставляет органам прокуратуры широкие возможности для привлечения общественности к судебному разбирательству уголовных дел. Прокуроры оказывают помощь представителям общественности, выдвинутым для участия в судебном разбирательстве, в реализации их процессуальных полномочий. Участие общественных обвинителей и защитников в отправлении правосудия способствует повышению воспитательной роли судебных процессов по уголовным делам, создает обстановку нетерпимости вокруг лиц, совершивших преступление, помогает суду постановить законный, обоснованный и справедливый приговор.
' Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР 1924-1986. M., 1987. С. 450.




287
Правильно организованный прокурорский надзор за законностью актов судов по уголовным делам оказывает положительное влияние на улучшение качества дознания и предварительного следствия. В прокуратурах республик, краев и областей проводится большая работа по улучшению качества предварительного следствия путем использования материалов о недостатках следствия, выявленных при рассмотрении судами уголовных дел. Эту обязанность прокуроры выполняют одинаково активно и настойчиво во всех стадиях рассмотрения уголовных дел в суде :- от предания суду до производства по делу в стадии надзора.
Пленум Верховного Суда СССР в постановлении от 5 декабря 1986 г. "О дальнейшем укреплении законности при осуществлении правосудия" предлагает судам повысить требования к качеству дознания и предварительного следствия. Установив нарушения законности, суды должны в необходимых случаях принимать меры для привлечения к ответственности должностных лиц правоохранительных органов, допустивших это нарушение.
В зависимости от тяжести нарушений закона, а также их последствий прокурор и суд в целях улучшения качества предварительного следствия могут использовать различные процессуальные и организационные меры. Если по делу допущены неполнота или односторонность предварительного следствия, существенное нарушение уголовного или уголовно-процессуального закона, то прокурор ходатайствует перед судом о возвращении дела на дополнительное расследование (ст. 232 и 258 УПК). Прокурор в своем ходатайстве должен указать не только на недостатки и пробелы предварительного следствия, но и на перечень процессуальных действий, проведением которых они могут быть восполнены или устранены.
В случаях, когда не установлено событие преступления или в действиях подсудимого нет состава преступления, а также когда не доказано участие подсудимого в совершении преступления и если нет оснований предполагать, что материалы дела могут быть восполнены путем проведения дополнительного расследования, суд постановляет оправдательный приговор (ст. 309 УПК). По тем же основаниям суды кассационной и надзорной инстанций вправе прекратить дело производством.
В целях установления ошибок или нарушений закона, повлекших за собою постановление судом оправдательного приговора и установление виновных в этих нарушениях, прокурорам субъектов РФ следует обеспечить проверку каждого дела, по которому судом был вынесен оправдательный приговор или определение о прекращении дела за отсутствием события или состава преступления либо за недоказанностью участия обвиняемого в совершении преступления.
В соответствии со ст. 321 УПК суд первой инстанции вправе частным определением обратить внимание соответствующих должностных лиц на нарушения, допущенные при производстве дозна-




288







ния или предварительного следствия. Аналогичное право предоставлено суду кассационной инстанции (ст. 355 УПК). В тех случаях, когда эти меры не были приняты первой или кассационной инстанцией, суд, рассматривая дело в порядке надзора, вправе восполнить эти упущения (ст. 378 УПК).
Частное определение суда является наиболее действенным средством влияния на улучшение качества расследования. Исходя из этого прокурор в случае обнаружения грубого нарушения закона предлагает суду вынести соответствующее частное определение. Как правило, суды выносят данное определение не во всех случаях, когда допущены нарушения закона, а лишь тогда, когда эти нарушения повлекли за собой серьезные последствия. Наиболее распространенными основаниями для вынесения частных определений являются: нарушение права обвиняемого на защиту; нарушение закона о национальном языке судопроизводства; оставление на свободе опасных преступников; неполнота и односторонность следствия; оставление без реагирования обоснованных ходатайств обвиняемого, его защитника или потерпевшего; нарушение сроков расследования.
В последнее время многие прокуроры, в особенности краевые и областные, при участии в рассмотрении уголовных дел по первой инстанции обращают внимание на то, когда преступление раскрыто оперативно, а расследование произведено полно, объективно и всесторонне. В этих случаях прокуроры отмечают высокое профессиональное мастерство следователя, строгое соблюдение закона, обеспечение прав и законных интересов граждан. Такие материалы, направляемые руководителями прокуратур в следственные органы, способствуют распространению передового опыта среди следователей края и области. В ряде случаев эти материалы служат основанием для поощрения следователей.
Контрольные вопросы
1. Исполнение каких функций возложено на прокурора, поддерживающего в суде государственное обвинение по уголовным делам?
2. В каких формах осуществляется реагирование прокурора на нарушения закона, допущенные при судебном разбирательстве уголовных дел?
3. Какие нормативные акты Определяют процессуальное положение прокурора в суде?
4. В чем состоят особенности участия прокурора в суде присяжных?
5. В каких случаях прокурор обязан отказаться от обвинения?
6. Каким требованиям должны отвечать кассационные и частные протесты прокуроров?




Глава VII ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ В СТАДИИ ИСПОЛНЕНИЯ ПРИГОВОРОВ

§ 1. Сущность и задачи прокурорского надзора в стадии исполнения приговоров
Исполнение приговоров - это завершающая стадия уголовного процесса, в которой происходит реализация вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда, а также разрешение судом вопросов, возникающих как при обращении приговора к исполнению, так и в ходе самого его исполнения. Когда вступивший в законную силу приговор будет обращен к исполнению и исполнен, судопроизводство по делу считается оконченным. В стадии исполнения приговора претворяется в жизнь решение, вынесенное судом по уголовному делу. Именно в этой стадии осуществляется одна из главных задач уголовного судопроизводства - исправлять осужденного, а также предупреждать совершение преступлений как им самим, так и со стороны других неустойчивых лиц. В борьбе с преступностью важно, чтобы приговор был своевременно и правильно обращен к исполнению и исполнен, ибо только при этом условии будет обеспечена реальность неотвратимости наказания за совершенное преступление. Своевременное и надлежащее исполнение приговора является одним из непременных условий эффективности уголовного наказания. И наоборот, несвоевременное и ненадлежащее исполнение приговора не только снижает эффективность судебного приговора, но и отрицательно сказывается на предупреждении правонарушений.
В судебной практике есть еще факты, когда приговоры судов несвоевременно обращаются к исполнению, в отдельных случаях суды не направляют в установленный срок в органы юстиции сообщений о вступлении приговора в законную силу, что на длительное время затягивает фактическое приведение приговора в исполнение, некоторые приговоры вовсе не исполняются и утрачивают свою законную силу по причине истечения срока давности уголовного преследования. Есть факты, когда осужденные к лишению свободы, но находящиеся длительное время на свободе, совершают новые, подчас более опасные преступления.
Вступившие в законную силу приговор, определение и постановление суда обязательны для всех государственных и общественных организаций, должностных лиц и граждан и подлежат испол-





290







нению на всей территории Российской Федерации (ст. 358 УПК). Это закрепленное в законе положение способствует успешному обращению к исполнению вступившего в законную силу приговора и устранению препятствий, которые могут встретиться при реализации предписаний суда, содержащихся в постановленном им приговоре. Однако само по себе это положение, закрепленное в законе, без вмешательства государственных органов, способствующих его фактическому исполнению, не может гарантировать успешное и своевременное исполнение приговоров. Прокурорский надзор за соблюдением законности в стадии исполнения приговоров является одним из тех процессуальных средств, которые обеспечивают реальное проведение этого закона в жизнь. Прокурор осуществляет надзор за тем, чтобы вступившие в силу приговоры приводились в исполнение, а не оставались лишь провозглашенными, и само исполнение производилось в полном соответствии с требованиями уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства.
В соответствии с требованиями Закона о прокуратуре (ст. 32), УПК (ст. 356-370) Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор в стадии исполнения приговоров с тем, чтобы: вступившие в законную силу приговоры своевременно и правильно обращались к исполнению; обращенные к исполнению приговоры приводились в исполнение в строгом соответствии с законом; содержание осужденных в местах лишения свободы производилось не иначе как по основаниям и в порядке, установленном законом; соблюдалось законодательство о порядке и условиях отбывания наказания, исправления и перевоспитания осужденных; обеспечивалось соблюдение установленных законом прав и обязанностей осужденных; исполнялось законодательство об условно-досрочном освобождении осужденных от отбывания наказания и досрочного освобождения осужденных по болезни.
В понятие исполнения приговоров включается как деятельность суда, исправительных учреждений (ИУ), общественных организаций, призванных способствовать исправлению и перевоспитанию осужденных, так и надзор органов прокуратуры за законностью деятельности этих государственных органов и общественных организаций. Прокурорский надзор за законностью исполнения приговоров является деятельностью строго процессуальной и представляет собой самостоятельную отрасль прокурорского надзора. Эта отрасль надзора существенно отличается от других отраслей как по методам его осуществления, так и по полномочиям прокурора. Прокурор не только проверяет законность правовых актов, издаваемых администра-




291
цией ИУ, но и осуществляет надзор за исполнением законов в процессе всей деятельности администрации ИУ. В деятельности администрации ИУ нет ни одного участка, который бы оставался вне сферы прокурорского надзора. Органами прокуратуры последовательно осуществляются мероприятия по неуклонному повышению эффективности надзора за исполнением законов в ИУ.
Существенно активизировался надзор после образования в 1985-1986 гг. специализированных прокуратур по надзору за соблюдением законов в ИУ. Прокуроры стали чаще проверять законность деятельности администрации ИУ, глубже вникать в проблемы исправления осужденных, проявлять инициативу и настойчивость в установлении и устранении нарушений законности. Вместе с тем состояние прокурорского надзора в данном направлении продолжает оставаться не всегда удовлетворительным, отвечающим современным требованиям. Обобщением, проведенным Генеральной прокуратурой РФ, установлено заметное ухудшение состояния законности в ИУ. За последнее время возросло количество преступлений, совершаемых в исправительных колониях и тюрьмах. Ежегодно в местах лишения свободы совершается большое число убийств. Совершаются нападения на лиц из состава администрации ИУ. Нарушая порядок отбывания наказания, некоторые осужденные, в особенности из числа неоднократно судимых, совершают опасные преступления, нередко с применением холодного и огнестрельного оружия. С каждым годом возрастает количество массовых беспорядков, нарушений режима содержания осужденных.
Серьезную угрозу установленному режиму вызывает проникновение в ИУ спиртных напитков, наркотиков, денег в крупных суммах, в том числе иностранной валюты, холодного и огнестрельного оружия. Весьма характерно то обстоятельство, что значительная часть запрещенных предметов изымается не в процессе их доставки, а уже на территории ИУ, что свидетельствует о слабой работе оперативно-розыскных служб и о сращивании этого контингента с осужденными. Массовые беспорядки, проявления коллективного и индивидуального неповиновения, объявление отказов от приема пищи, побеги из мест лишения свободы вызваны, главным образом, неудовлетворительными материально-бытовыми условиями, отсутствием должных условий содержания. Допускаются незаконные ограничения прав и законных интересов осужденных. Не искоренены еще факты неправомерных действий в отношении осужденных со стороны администрации и военнослужащих внутренних войск, что вызывает справедливое возмущение и неповиновение осужденных, доходящие в ряде случаев до массовых беспорядков. Неудовлетворительно организовано профессиональное обучение осужденных.
В ряде ИУ, в особенности в колониях строгого и особого режимов, отсутствует элементарное медицинское обслуживание. В итоге заболеваемость туберкулезом легких среди осужденных в 17 раз





292
выше, чем в целом по стране, а смертность среди осужденных выше
в 10 раз.
В весьма критическом состоянии находятся следственные изоляторы и тюрьмы, 60% из которых построены до 1917 г., а некоторые из них - в XVII-XVIII вв. Вместе с ростом преступности заметно нарастает перелимит в следственных изоляторах, тюрьмах и в исправительных колониях.
В существенной степени обстановку в ИУ осложняет то обстоятельство, что с годами увеличивается число осужденных, не занятых общественно полезным трудом. В условиях спада промышленного производства, исключения предприятий ИУ из сферы государственного управления, разрыва хозяйственных связей между предприятиями ИУ и объединениями отраслевых министерств резко обострилась проблема занятости осужденных.
Как показали социологические исследования, проведенные учеными-юристами, в целом труд осужденных малоэффективен, вследствие этого зарплата осужденных весьма низкая. Десятки тысяч осужденных имеют настолько низкие заработки, что неспособны возмещать не только материальный ущерб, причиненный совершенными преступлениями, но и расходы по их содержанию в ИУ, не говоря уже о взыскании алиментов на детей. При организации труда нет творческого подхода, осужденные редко используются по имеющейся у них специальности.
Немало отступлений от требований закона допускают администрация ИУ, прокуроры и суды при применении закона об условно-досрочном освобождении осужденных от отбывания наказания, не выработано четкой системы трудового и бытового устройства освобожденных из мест лишения свободы.
Указанные негативные обстоятельства в существенной степени осложняют деятельность органов прокуратуры по надзору за исполнением законов в ИУ. В то же время необходимо отметить, что заметно эффективнее стала действовать система специализированных прокуратур по надзору за соблюдением законности в ИУ. С созданием этих прокуратур - в Российской Федерации их свыше 120 - прокурорский надзор заметно приближен к ИУ и оказывает заметное влияние на соблюдение законности в этих учреждениях. Прокурорами территориальных и специализированных прокуратур ежегодно проводится свыше 6 тыс. проверок соблюдения законности в ИУ, в ходе которых выявляются многочисленные нарушения законности. За нарушение законности, установление неслужебных связей органами прокуратуры привлекается к уголовной, административной и дисциплинарной ответственности значительное число должностных лиц, военнослужащих и вольнонаемных.
Вместе с тем состояние и самого прокурорского надзора еще недостаточно эффективно, в этой работе органов прокуратуры немало ошибок, просчетов и упущений.




293
В целях успешного устранения нарушений закона как территориальным прокурорам, так и прокурорам специализированных прокуратур следует систематически проверять соблюдение законов в ИУ; осуществлять постоянный контроль за безотлагательным устранением администрацией учреждений нарушений закона; шире использовать право вынесения обязательных к исполнению представлений, постановлений и предложений относительно соблюдения правил отбывания наказания и соблюдения режима. От прокуроров требуется, чтобы они проводили мероприятия по профилактике преступных проявлений в исправительных и воспитательных учреждениях и добивались их полного искоренения. Каждый случай совершения преступления в местах лишения свободы должен рассматриваться как чрезвычайное происшествие. При этом расследуется не только совершенное преступление с привлечением виновного к уголовной ответственности, но и рассматривается вопрос об ответственности должностных лиц, по вине которых совершение преступления стало возможным.
Действующее законодательство наделяет прокуроров весьма существенными полномочиями, применение которых позволяет вовремя выявить и устранить установленные нарушения закона. Эти полномочия содержатся в ст. 33 Закона о прокуратуре, а также в Уголовно-процессуальном кодексе РСФСР и Уголовно-исполнительном кодексе РФ.
Осуществляя надзор за исполнением законов в местах лишения свободы, а также при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы, и иных мер принудительного характера, назначаемых судом, прокурор в пределах своей компетенции имеет право: 1) в целях проверки исполнения законов посещать систематически и в любое время места лишения свободы и иные учреждения по применению мер принудительного характера, назначаемых судом; 2) знакомиться с документами, на основании которых лица отбывают наказание в виде лишения свободы и иных мер наказания или подвергнуть мерам принудительного характера; 3) немедленно освобождать лицо, которое незаконно содержится в местах лишения свободы или в нарушение закона подвергнуто применению мер принудительного характера; 4) отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, дисциплинарного изолятора; 5) производить опрос осужденных и лиц, подвергнутых применению мер принудительного характера; 6) проверять соответствие приказов, распоряжений и постановлений администрации ИУ законам, регулирующим порядок и усло-





294
вия исполнения наказания; приостанавливать исполнение таких актов и опротестовывать их в случае противоречия закону; 7) давать заключение в суде о законности и обоснованности представления осужденного к условно-досрочному освобождению от отбывания наказания или замене неотбытой части наказания более
мягким видом наказания; 8) участвовать в судебном заседании при рассмотрении вопросов, связанных с устранением сомнений и неясностей, возникающих при исполнении приговоров.
Генеральный прокурор Российской Федерации в приказе № 8 от 26 февраля 1997 г. "О совершенствовании прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и в следственных изоляторах" предлагает: осуществлять строгий и постоянно действующий надзор за исполнением законов в исправительных и иных учреждениях, исполняющих уголовное наказание; проверять законность содержания в них осужденных, соблюдение установленных законодательством порядка и условий их содержания; проверять соответствие законам правовых актов, издаваемых администрацией ИУ.
При этом подчеркивается, что в этой сфере надзора прокуратура наделена властно-распорядительными полномочиями, необходимыми для обеспечения законности и защиты прав и законных интересов осужденных и граждан, имеющих отношение к исполнению приговоров.
Необходимо отметить, что ни в какой иной отрасли надзора за исполнением законов прокурор не обладает такими властно-распорядительными полномочиями, как в сфере надзора за исполнением приговоров. В соответствии со ст. 34 Закона о прокуратуре постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания осужденных к лишению свободы и иным мерам наказания, а равно лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
Закон о прокуратуре ввел в правовой обиход новое, неизвестное дотоле средство прокурорского реагирования на допущенное нарушение закона как требование прокурора· об устранении этого нарушения. Требование прокурора может быть выражено как в устной, так и в письменной форме. Правовая сила этого правового акта на практике приравнивается к протесту или представлению прокурора. Невыполнение администрацией ИУ требований прокурора об устранении нарушений закона влечет за собою те же последствия, что и невыполнение предложений, содержащихся в его протесте или
представлении.




295

§ 2. Надзор за законностью обращения к исполнению приговоров
Обращение приговора к исполнению возложено на суд, постановивший приговор (ст. 359 УПК). Распоряжение об исполнении приговора направляется судьей или председателем суда тому органу, на который возложена обязанность приведения приговора в исполнение. Прокурор следит за тем, чтобы установленный порядок обращения приговоров к исполнению строго соблюдался. Обращая приговор к исполнению, судья направляет распоряжение: 1) администрации следственного изолятора, если осужденный приговорен к лишению свободы и к моменту постановления приговора содержится под стражей; 2) начальнику местного (районного, городского) органа юстиции, когда осужденный к лишению свободы к моменту обращения приговора к исполнению находится на свободе; 3) уголовно-исполнительной инспекции районного (межрайонного) или городского отдела управления органов юстиции при осуждении виновного к исправительным работам; 4) судебному приставу-исполнителю - в случае необходимости взыскания штрафа, осуществления конфискации имущества, взыскания причиненного материального ущерба и возмещения гражданского иска; 5) администрации предприятия, учреждения или организации в случаях назначения судом такой меры наказания, как увольнение от должности; 6) органам управления различных ведомств, если осужденный лишен права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; 7) военному командованию, если осужденный подлежит направлению в дисциплинарную воинскую часть.
Необходимо подчеркнуть, что надзор прокурора в сфере обращения приговора к. исполнению распространяется на весьма широкий круг органов и должностных лиц, причастных к исполнению судебных приговоров. К их числу следует отнести суды, судебных приставов, органы юстиции, в том числе инспекции и отделы исправительных работ, исправительные учреждения, наблюдательные комиссии при местных органах самоуправления, финансовые, медицинские учреждения и т. д. Прокурор следит за тем, чтобы действия этих должностных лиц, государственных органов и общественных организаций строго соответствовали закону, чтобы предписания суда, содержащиеся в приговоре, своевременно и точно исполнялись. Осуществляя надзор в стадии исполнения приговора, прокурор использует различные формы своей деятельности и применяет присущие этой деятельности средства реагирования на обнаруженные нарушения закона. В необходимых случаях он приносит протест на




296







незаконные акты судебного пристава или вносит представления в органы суда, местные учреждения юстиции или внутренних дел с предложением устранить допущенное нарушение закона.
На прокурора возлагается обязанность осуществлять надзор за соблюдением установленной законом своевременности обращения приговора к исполнению, чтобы обвинительный приговор приводился в исполнение по истечении установленного законом срока на его обжалование или по оставлении его в силе вышестоящим судом. В соответствии со ст. 356 УПК вступивший в законную силу приговор обращается к исполнению судом, постановившим приговор, не позднее трех суток со дня его вступления в законную силу или возвращения дела из кассационной инстанции.
Оправдательный приговор и приговор, освобождающий осужденного от отбывания наказания, обращается к исполнению немедленно по его провозглашении. В случае нахождения подсудимого под стражей суд освобождает его из-под стражи в зале судебного заседания.
В тех случаях, когда кассационная инстанция принимает решение об освобождении осужденного из-под стражи в связи с прекращением дела или заменой лишения свободы иным наказанием, не связанным с лишением свободы, копия определения в течение суток направляется непосредственно администрации места лишения свободы, минуя суд первой инстанции (ст. 354 УПК). Если кассационная инстанция выносит определение об отсрочке исполнения обжалованного или опротестованного приговора, то копия определения направляется также администрации места лишения свободы. Определение кассационной инстанции подлежит немедленному исполнению. Прокурор следит также и за тем, чтобы суды в целях повышения воспитательного и предупредительного воздействия направляли копии приговоров по месту работы, учебы или месту жительства осужденного.
Говоря о прокурорском надзоре за законностью обращения приговоров к исполнению, следует подчеркнуть, что прокуроры уделяют большее внимание надзору за законностью исполнения приговоров, связанных с лишением свободы, и не всегда осуществляют должный надзор за законностью исполнения приговоров, связанных с иными видами как основного, так и дополнительного наказания, а также за исполнением законов по различного рода имущественным взысканиям. Вот почему Генеральный прокурор РФ в приказе № 8 от 26 февраля 1997 г. привлекает внимание прокуроров к осуществлению должного надзора за своевременностью и правильностью исполнения всех, без исключения, судебных приговоров. В связи с этим необходимо раскрыть некоторые особенности прокурорского надзора за исполнением судебных приговоров, связанных с различного вида наказаниями. Прокурор должен следить за соблюдением установленного законом (ст. 368 УПК) правила: если приговор при-




297
водится в исполнение вне района деятельности суда (судьи, мирового судьи), постановившего приговор, то эти вопросы разрешаются мировым судьей по делам, отнесенным к его подсудности, и судьей одноименного суда, по остальным делам при отсутствии в районе исполнения приговора одноименного суда или мирового судьи - судьей вышестоящего суда. В этом случае копия постановления направляется суду (судье, мировому судье), постановившему приговор.
Наибольшую сложность в осуществлении этого надзора составляют приговоры, по которым осужденные приговорены к мерам наказания в виде лишения свободы. При назначении наказания, связанного с лишением свободы, суд определяет вид исправительного учреждения (исправительная колония, колония-поселение, тюрьма, воспитательная колония для несовершеннолетних), а если речь идет о лишении свободы, то и вид исправительной колонии (общего, строгого и особого режима). Прокурор следит за тем, чтобы судом строго исполнялось требование закона (ст. 315 УПК) в части направления осужденных к лишению свободы в одно из указанных в законе ИУ, колонию-поселение или тюрьму.
Лица, осужденные к лишению свободы, направляются для отбывания наказания не позднее 10-дневного срока со дня обращения приговора к исполнению, либо со дня вступления приговора в законную силу. В отдельных случаях осужденный может быть оставлен в следственном изоляторе, если это вызывается необходимостью производства следственных действий по делу о преступлении, совершенном другим лицом. Этот вопрос решается только с санкции прокурора. Прокурор может оставить осужденного в следственном изоляторе на срок до 2-х месяцев, а Генеральный прокурор Российской Федерации - до 4-х месяцев.
Осуществляя надзор за своевременностью и правильностью обращения к исполнению приговоров, связанных с лишением свободы, прокурор обязан систематически знакомиться с данными учета и регистрации уголовных дел в суде, в которых отражается движение уголовного дела. Необходимо также проводить целевые проверки исполнения законов об обращении приговора к исполнению за определенный период или по определенной категории уголовных дел. Проверяя законность содержания заключенных в следственных изоляторах, прокурор убеждается в своевременном и законном обращении к исполнению приговоров, по которым виновные осуждены к лишению свободы. Установив нарушение закона, определяющего порядок обращения приговоров к исполнению, прокурор вносит представление председателю суда по месту обращения приговора к исполнению или председателю вышестоящего суда, либо местному органу юстиции. Если обнаружено существенное нарушение закона, например, приговор вовсе остался не обращенным к исполнению, то прокурор возбуждает вопрос о дисциплинарной ответственности судей или должностных лиц исправительных учреждений.





298
Приведение в исполнение приговоров в отношении лиц, осужденных к исправительным работам, осуществляют городские, районные и межрайонные уголовно-исполнительные инспекции органов Минюста. Уголовно-исполнительные инспекции несут ответственность за своевременность и правильность приведения в исполнение приговоров, связанных с исправительными работами. Прокурор выясняет также, нет ли препятствий к обращению приговора к исполнению. Если, например, лицо, осужденное к исправительным работам, к моменту вступления приговора в законную силу заболело, то прокурор предлагает инспекции направить осужденного на врачебную экспертную комиссию для определения его трудоспособности. В случае признания осужденного нетрудоспособным суд по предложению уголовно-исполнительнрй инспекции в порядке ст. 368-369 УПК заменяет исправительные работы иным, более мягким видом наказания.
Когда речь идет об обращении к исполнению приговора, связанного со штрафом, прокурор следит, чтобы взыскание штрафа не было обращено на имущество осужденного прежде, чем ему будет предоставлена возможность погасить штраф добровольно. Только после истечения установленного судом срока судебный пристав-исполнитель обязан произвести у осужденного опись имущества. В соответствии со ст. 52 УК предметы, не подлежащие конфискации, не могут быть изъяты и при взыскании штрафа. В случае невозможности взыскания штрафа суд вправе постановить о замене штрафа исправительными работами. Особое внимание прокуроров должны привлекать составляемые приставами-исполнителями акты о несостоятельности должников, что во всех случаях препятствует взысканию штрафа. Незаконность таких актов подчас обнаруживается при повторных проверках имущественного положения осужденного, когда имущество укрывается осужденным или его близкими.
При осуществлении надзора за законностью обращения к исполнению приговора в части конфискации имущества прокурор устанавливает, чтобы в приговоре было указано, какое имущество (определенная часть или конкретные приметы) подлежит конфискации. Путем ознакомления с документами судебного пристава-исполнителя, а также местных финансовых органов прокурор определяет соответствие закону порядка реализации описанного имущества. При этом должны быть строго соблюдены интересы государства, чтобы подлежащие конфискации имущество и ценности были обращены в доход государства. В то же время прокурор должен обеспечить права и законные интересы осужденного и иных лиц в части сохранения имущества, не подлежащего конфискации, оставшегося во владении этих лиц. В опись имущества не должны быть включены вещи и предметы, не подлежащие конфискации.
Исходя из требований закона (ст. 310 УПК) и указаний Генерального прокурора Российской Федерации прокуроры обязаны осуществлять систематический надзор за своевременным и правиль-




299
ным обращением к исполнению приговора в части взыскания с осужденных материального ущерба, причиненного государственным, общественным организациям, а также отдельным гражданам. Роль прокурорского надзора особенно возрастает, когда речь идет о возмещении ущерба, причиненного растратами и хищением общегосударственного и общественного имущества.
Проверяя обращение приговора к исполнению в части имущественных взысканий, прокуроры выявляют подчас, что следователи не всегда производят опись имущества или делают это несвоевременно; подчас в протокол описи имущества включаются вещи и предметы, не подлежащие конфискации, что влечет за собою последующее исключение судом описанных вещей и предметов из описи; описанные вещи и предметы не во всех случаях изымаются и передаются лицам под ответственное хранение; к обвинительным заключениям не всегда приобщаются справки о размере причиненного и возмещенного материального ущерба. Установив эти нарушения, прокурор принимает соответствующие меры по их предупреждению.
В соответствии со ст. 369 УПК вопросы, связанные с исполнением приговора (условно-досрочное освобождение, отмена отсрочки исполнения приговора, замена исправительных работ и штрафа другим наказанием и т. д.), рассматриваются в судебном заседании судьей (мировым судьей) единолично.
В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ № 8 от 26 февраля 1997 г. "О совершенствовании прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и в следственных изоляторах" прокуроры обязаны осуществлять надзор за законностью рассмотрения этих материалов. Прокурор, участвуя в суде, выступает с заключением после объяснений лиц, участвующих в заседании. Заключение прокурора в стадии исполнения приговора, так же, как его заключение в предшествующих стадиях уголовного судопроизводства, должно быть обоснованным, объективным и основанным на законе и опираться на точно установленные факты. В случае вынесения судьей незаконного или необоснованного постановления прокурор, руководствуясь ст. 331 УПК, приносит частный протест на предмет отмены такого постановления.

<< Предыдущая

стр. 14
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>