<< Предыдущая

стр. 15
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

В силу требований, содержащихся в ст. 312-317 УПК, приговор суда должен быть не только законным и обоснованным, но и не вызывающим сомнений при его исполнении, составленным в ясных и понятных выражениях. В порядке обращения приговора к исполнению и в ходе самого исполнения могут возникать различного рода сомнения и неясности, которые затрудняют или препятствуют обращению приговора к исполнению и самому его исполнению. Эти вопросы решаются судьей в судебном заседании с обязательным участием прокурора. Разрешая сомнения и неясности в порядке, установленном законом (ст. 368 УПК), судья в своем постановлении не






300
вправе корректировать приговор. Нарушением закона считается, когда в приговор вносятся исправления, касающиеся назначения наказания по совокупности преступлений, определения испытательного срока при условном осуждении, изменения меры пресечения до вступления приговора в законную силу. Иногда затрагиваются вопросы, связанные с юридической оценкой преступления, мерой наказания или с суммой причиненного ущерба. Эти вопросы могут быть разрешены только в кассационном или надзорном порядке. Все уточнения и изменения, вносимые судом в порядке исполнения приговора, не должны касаться его существа.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 22 декабря 1964 г. № 18 "О некоторых процессуальных вопросах, возникающих в судебной практике при исполнении приговора" применение ст. 368 УПК возможно в случаях: - применения акта об амнистии, если суд при постановлении приговора не входил в обсуждение этого вопроса; - отмены меры пресечения при постановлении судом оправдательного приговора или при освобождении осужденного от отбывания наказания; - зачета предварительного заключения в срок отбывания наказания; - зачета отбытого наказания при назначении наказания по совокупности приговоров; - определения судьбы вещественных доказательств; - освобождения описанного имущества от ареста; - устранения ошибок в написании фамилии, имени, отчества или иных биографических данных осужденного1.

§ 3. Надзор за законностью исполнения приговоров, связанных с лишением свободы
Надзор за исполнением законов в местах лишения свободы представляет собой наиболее трудный участок в деятельности прокуроров. Это определяется прежде всего сложностью контингента отбывающих наказание, в особенности в тюрьмах и исправительных колониях строгого и особого режимов. В местах лишения свободы отбывает наказание одновременно около миллиона осужденных. Осуществляя надзор за исполнением законов в исправительной или в воспитательной колониях для несовершеннолетних, прокурор прежде всего проверяет законность и обоснованность водворения осужденного в колонию определенного режима, избранного судом или судьей при постановлении приговора. Прокурор делает это путем ознакомления с судебным приговором.
' Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР 1924-1986. M., 1987. С. 773-774.




301
Прокурорам, осуществляющим надзор в исправительных учреждениях, надлежит иметь в виду, что в связи с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 21 января 1993 г. "О временных следственных изоляторах, расположенных на территории исправительно-трудовых колоний, для содержания осужденных, в отношении которых приговоры не вступили в законную силу", в исправительных учреждениях наряду с осужденными, приговоры в отношении которых вступили в законную силу и обращены к исполнению, могут содержаться лица, приговоры в отношении которых находятся в стадии кассационного производства'.
В исправительные колонии направляются осужденные, содержащиеся в наиболее переполненных следственных изоляторах. Из установившейся практики должны быть исключены случаи, когда в ИУ направляются лица, находящиеся под следствием, причем перевод этих лиц из следственных изоляторов не согласовывается со следователем; в ряде случаев переведенные в ИУ осужденные размещаются совместно с осужденными, приговоры в отношении которых находятся в стадии исполнения; некоторые осужденные размещаются в колониях особого режима, что категорически запрещено постановлением Верховного Совета от 21 января 1993 г.; в отдельных случаях перевод осужденных в ИУ производится без согласия на это самого осужденного, приговор в отношении которого находится в стадии кассационного рассмотрения. Согласие осужденного - непременное условие выполнения этого процессуального действия. Прокурор осуществляет надзор за тем, чтобы начальник следственного изолятора направлял осужденных только в ИУ тех регионов, перечень которых указан Верховным Советом Российской Федерации в приложении к его постановлению от 21 января 1993 г.
Весьма целесообразно, чтобы осужденные в ожидании кассационной проверки приговора направлялись в ИУ того режима, который был определен судом в приговоре: общего режима - в колонию общего режима, усиленного - в колонию усиленного режима и т. д. Это не вызовет необходимости дальнейшего этапирования осужденного в другую колонию, он может отбывать наказание в той колонии, в Которую направлен в ожидании вступления приговора в законную силу. Следует иметь в виду, что срок кассационного производства по крупным, групповым и многоэпизодным делам занимает в ряде случаев значительное время - от двух до шести месяцев.
Прокурор проверяет, чтобы эта категория осужденных не имела контактов с лицами, отбывающими наказание: может случиться так, что в кассационном порядке дело будет прекращено производством, изменена юридическая оценка преступления или снижена мера наказания с освобождением осужденного из-под стражи.

' См.: ВВС РФ. 1993. № 6. Ст. 184.





302
В случаях, когда прокурор признает, что перевод осужденного в ИУ является незаконным или необоснованным, он в порядке, установленном ст. 32 Закона о прокуратуре, своим постановлением возвращает осужденного в следственный изолятор.
В предмет прокурорского надзора включается соблюдение режима, установленного в ИУ. В местах лишения свободы должны быть созданы такие условия, чтобы они могли обеспечить: обязательную охрану и изоляцию всех осужденных, в особенности в колониях особого режима камерного типа; постоянный надзор и контроль за осужденными как в рабочей, так и в жилой зонах; раздельное содержание осужденных как по полу, так и по характеру совершенных преступлений; приобщение осужденных к труду, а несовершеннолетних и к получению образования, строгое исполнение ими своих обязанностей; участие осужденных в общественной жизни колонии.
Прокурор обращает особое внимание на то, чтобы перевод осужденных из одной колонии в другую, а также из колонии в тюрьму и наоборот производился в строгом соответствии с законом. В обязанности прокурора входит проверка законности расконвоирования отдельных осужденных, чтобы это не было одним из видов привилегий и поблажек некоторым осужденным.
В случае обнаружения лиц, незаконно содержащихся под стражей, прокурор своим постановлением освобождает их (ст. 33 Закона о прокуратуре). Незаконно содержащимися под стражей являются лица, которые: а) подлежали освобождению по окончании срока наказания, помилованию или амнистии, но не были по каким-то причинам освобождены; б) должны быть освобождены в связи с пересмотром приговора в порядке надзора со снижением наказания, но продолжают содержаться в колонии; в) были условно-досрочно или по болезни судом освобождены, но по каким-либо причинам были задержаны в колонии.
Когда из судебных документов и личной беседы с осужденным прокурор приходит к выводу о незаконности или необоснованности приговора (недоказанность совершенного преступления, неправильная юридическая оценка преступления, несправедливость наказания и т. д.), он ставит вопрос перед соответствующим прокурором (ст. 371 УПК) о пересмотре приговора в порядке надзора.
Проверяя в ИУ соблюдение законов о труде, прокурор принимает меры к тому, чтобы все осужденные были заняты общественно полезным трудом, с учетом их состояния здоровья и квалификации. Проверяется также исполнение правил, регулирующих условия труда, продолжительность рабочего дня, порядок оплаты их труда, соблюдение правил охраны труда и техники безопасности. Проверяя соблюдение законов об охране труда и техники безопас-




303
ности, прокурор знакомится с актами о несчастных случаях с людьми и материалами их служебного расследования. При этом выясняются причины и условия происшедших несчастных случаев, устанавливаются виновные в этом должностные лица, определяется степень тяжести причиненных увечий и т. д. Если несчастный случай повлек за собою смерть осужденного или причинение тяжких увечий, прокурор возбуждает уголовное дело, поручая его расследование следователю органов прокуратуры.
Один из вопросов, который привлекает внимание прокуроров, - это правильность удержаний из начисленного осужденным заработка. В соответствии с ч. 4 ст. 99 и ст. 107 УИК РФ администрацией ИУ должна строго соблюдаться последовательность и правильность удержаний. С заработанной платы, пенсий и иных доходов осужденных в первую очередь удерживаются алименты на несовершеннолетних детей. Затем удерживается подоходный налог, отчисления в Пенсионный фонд РФ и иные обязательные отчисления, затем удерживается стоимость питания и одежды, кроме стоимости спецодежды, в целом стоимость содержания осужденного в исправительной колонии. После этого производятся взыскания в погашение материального ущерба, причиненного преступлением, по исполнительным листам и иным исполнительным документам. После всех удержаний на лицевой счет осужденного должно быть начислено не менее 25% начисленной зарплаты, пенсий или иных доходов. Не менее 50% должно начисляться мужчинам старше 60 лет, женщинам старше 55 лет, инвалидам 1-й и II-й группы, несовершеннолетним, беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в домах ребенка ИУ.
Прокурор проверяет законность и обоснованность приказов, инструкций, распоряжений и иных правовых актов, издаваемых администрацией ИУ. В случае установления правовых актов, противоречащих закону, он приостанавливает их действие, а затем приносит протест для их отмены или приведения в соответствие с законом. -
При установлении нарушений закона сотрудниками администрации ИУ прокурор вправе возбудить уголовное дело, а также поставить вопрос о применении к ним административной, дисциплинарной или материальной ответственности.
Если ранее, до принятия в 1992 г. Закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор при установлении незаконного или необоснованного дисциплинарного взыскания, наложенного на осужденного администрацией исправительного учреждения, вправе был лишь опротестовать этот приказ или внести соответствующее представление об его отмене, то отныне прокурор полномочен своим постановлением отменить дисциплинарное взыскание, наложенное в нарушение закона на осужденного, немедленно освободить лиц, содержащихся в штрафном изоляторе, помещении камерного типа, в дисциплинарном изоляторе воспитательной колонии.





304
Особое внимание прокурор уделяет законности применения к осужденным наручников, смирительной рубашки и оружия. Прокурор проверяет не только наличие оснований для применения этих мер воздействия, но и соблюдение порядка их применения. С этой целью он проверяет обоснованность составляемых актов о применении этих мер, может опросить осужденного, должностных лиц, применивших эти меры дисциплинарного воздействия. Каждый случай применения оружия должен быть предметом специальной прокурорской проверки. Прокурор во всех случаях должен быть уведомлен о применении оружия. Он проверяет обоснованность сообщения об этом. Если при применении оружия кто-либо был убит или тяжело ранен, прокурор обязан выехать в ИУ и на месте проверить законность и обоснованность применения оружия. В случае незаконного применения оружия прокурор возбуждает дело об уголовном или дисциплинарном преследовании виновных в этом лиц.
В случае привлечения осужденного к уголовной ответственности за совершение в период отбывания наказания нового преступления прокурор следит за тем, чтобы в отношении этого лица была избрана мера пресечения в виде содержания под стражей и он содержался в штрафном изоляторе ИУ или в дисциплинарном изоляторе ВК для несовершеннолетних.
Прокурор как территориальной, так и специализированной прокуратуры осуществляет надзор за законностью постоянно, систематически бывает в учреждениях, исполняющих наказание, независимо от поступления сигналов или имеющихся сведений о допущенном нарушении закона. При посещении исправительной колонии прокурор в каждом случае проводит прием осужденных, чтобы выслушать их жалобы, заявления и предложения. Как правило, они касаются лишения или ограничения их прав и законных интересов.
Проверка исполнения законов администрацией ИУ может быть проведена не одним, а одновременно несколькими прокурорами с распределением между ними вопросов, составляющих программу проверки (соблюдение режима, дисциплинарная практика, охрана труда и соблюдение правил техники безопасности и т. д.). В ряде случаев для проведения проверки целесообразно пригласить членов наблюдательной комиссии или специалистов - врача, педагога, бухгалтера-ревизора, инспектора по охране труда и т. д. Мнение специалистов впоследствии находит отражение в справке о результатах проверки.
Охраняя права и законные интересы осужденных, прокурор
призван своевременно устранять допущенные в отношении них нарушения, закона. Для того, чтобы успешно охранять права и законные интересы осужденных, прокурору надо хорошо знать правовой статус осужденного. Отбывающие наказание несут обязанности и пользуются правами, установленными для граждан Российской Федерации, с ограничениями, предусмотренными законодательством,




305
а также судебным приговором и условиями режима. Закон охраняет жизнь, здоровье осужденных, их гражданские, трудовые, семейные права. В то же время их правовое положение допускает определенные ограничения в передвижении. В отношении них может быть произведен обыск, досмотр, применено оружие и т. д. В целях устранения и предупреждения нарушений законов прокуроры как территориальных, так и специализированных прокуратур помимо производства комплексных проверок обязаны систематически посещать учреждения, исполняющие наказание, для проверки законности водворения осужденных в штрафные помещения и применения иных мер взыскания.
Обеспечение прав и охраняемых законом интересов осужденных в первую очередь требует от прокуроров принятия мер по предупреждению и выявлению нарушений законности и произвола по отношению к осужденным со стороны работников и военнослужащих исправительных колоний и тюрем. Уголовные дела о допущенных злоупотреблениях расследуются следователями прокуратуры, а рассматриваются судами с обязательным участием прокуроров. Как правило, уголовные дела рассматриваются с выездом в ИУ.
Прокуроры проверяют соблюдение законов о порядке рассмотрения администрацией ИУ жалоб, заявлений и предложений осужденных. В случае нарушения установленного порядка прокурор предлагает его устранить и о принятых мерах сообщить осужденному.
Прокурор следит за исполнением требований закона о праве осужденных к лишению свободы обращаться с жалобами и заявлениями в государственные органы, общественные организации и к должностным лицам и об обязанности администрации направлять жалобы и заявления по принадлежности в установленном порядке.
Если осужденный обратился к прокурору с жалобой или заявлением, администрация учреждения; исполняющего наказание, обязана не позднее чем в суточный срок препроводить их прокурору. Такие жалобы цензуре не подлежат. Получив жалобу или заявление, прокурор обязан рассмотреть их s установленный законом срок, принять необходимые меры и сообщить осужденному о принятом решении в устной или письменной форме.

§ 4. Надзор за законностью исполнения приговоров; связанных с исправительными работами
Действующее уголовное законодательство предусматривает наказание в виде применения исправительных работ. Осуществляя надзор за законностью исполнения приговора в отношении лиц, которым назначены к отбыванию исправительные работы, прокурор следит за тем, чтобы районные (межрайонные) и городские уголовно-исполнительные инспекции вели строгий персональный учет всех


306
осужденных, отбывающих наказание в пределах района (районов) или города, оказывали содействие в трудоустройстве лицам, осужденным к исправительным работам, следили за соблюдением предприятиями, учреждениями и организациями порядка и условий отбывания наказания и правильностью удержания и перечисления удержанных сумм в доход государства из заработной платы осужденных.
В необходимых случаях инспекции должны оказывать осужденным помощь в трудоустройстве. Если осужденные злостно уклоняются от исполнения приговора, то прокурор дает указание уголовно-исполнительной инспекции и одновременно территориальному отделу милиции о розыске осужденного и направлении материала в суд для замены неотбытого срока исправительных работ лишением свободы из расчета один день лишения свободы за три дня исправительных работ (ст. 50 УК). Прокурор следит за тем, чтобы исправительные работы отбывались по месту их работы в районе жительства осужденных с учетом их трудоспособности. Прокурор своим вмешательством должен предупредить обращение к исполнению приговора, связанного с исправительными работами, когда это наказание назначено нетрудоспособным лицам, несовершеннолетним, не достигшим 16-летнего возраста, а также неработающим женщинам, имеющим на иждивении малолетних детей или находящихся в состоянии беременности. Обнаружив эти нарушения, прокурор приносит протест на незаконный приговор, с тем, чтобы исправительные работы были заменены иным, более мягким наказанием с учетом тяжести преступления и личности осужденного.
В обязанности прокуроров входит также надзор за законностью отбывания исправительных работ по месту работы. Отбывание этой меры наказания не должно быть связано с выполнением осужденным служебных или профессиональных обязанностей, когда оставление виновных на прежней работе может привести к снижению воспитательного и предупредительного воздействия назначенного
наказания.
В целях устранения нарушений закона прокуроры систематически проверяют законность деятельности уголовно-исполнительных инспекций, а также администрации предприятий, учреждений и организаций по трудовому использованию осужденных к исправительным работам. При этом прокурор выясняет, трудоустроены ли осужденные к исправительным работам и правильно ли они организованы. В необходимых случаях прокурор вносит представление соответствующим должностным лицам уголовно-исполнительной инспекции или администрации предприятий об устранении установленных нарушений закона.
Осуществляя надзор за своевременностью исполнения приговора, связанного с исправительными работами, прокурор учитывает, что началом срока отбывания исправительных работ считается




307
день получения предприятием копии приговора. С этого же дня производятся удержания из заработной платы осужденного. Лица, уволенные с места прежней работы, состоят в уголовно-исполнительной инспекции на учете. По истечении 15-дневного срока инспекция принимает меры к их трудоустройству.
Одним из существенных недостатков исполнения приговоров, связанных с исправительными работами, является то, что исполнение этого наказания нередко сводится лишь к удержанию определенной судом части из заработной платы осужденного. Главное же средство исправления осужденного - контроль за его поведением, вовлечение в общественную жизнь, влияние коллектива и общественности - остается без применения. Прокурор обязан организовать надзор таким образом, чтобы в содержание этого вида наказания вкладывался элемент общественного труда, работы в коллективе. Это наказание будет эффективным средством исправления осужденных только тогда, когда оно будет связано с мерами общественного воздействия со стороны коллектива, в котором они отбывают
наказание.
Прокурор следит за тем, чтобы при направлении копии приговора в отношении лица, осужденного к исправительным работам по месту работы, суды обращали внимание коллектива трудящихся на его обязанность в силу ст. 43 УИК РФ осуществлять контроль за поведением осужденных и проводить с ними воспитательную работу. При условии добросовестной работы и примерного поведения в период отбывания исправительных работ суд по представлению уголовно-исполнительной инспекции может условно-досрочно освободить осужденного от отбывания наказания (ст. 79 УК).

§ 5. Надзор за законностью досрочного освобождения осужденных от отбывания наказания
Действующее законодательство (ст. 79, 81 УК РФ) предусматривает широкие возможности досрочного освобождения от отбывания наказания лиц, осужденных за совершение преступлений, делая эти меры поощрения одним из важнейших стимулов исправления осужденных. Существенное расширение контингента осужденных, к которым может быть применено досрочное освобождение от отбывания наказания, значительно повышает ответственность администрации исправительных учреждений, органов суда, прокуратуры общественных организаций за принятие законного и обоснованного решения о досрочном освобождении осужденного, так же как и за необоснованный отказ в досрочном освобождении.
При наличии установленных законом условий к осужденным могут быть применены условно-досрочное освобождение от отбывания наказания и закон о досрочном освобождении может быть применен также к лицам, заболевшим в период отбывания наказания




308

психической или иной тяжелой болезнью (см. ст. 81 УК). Правильность применения законов о досрочном освобождении осужденных от отбывания наказания зависит в существенной мере от действенности прокурорского надзора. Ошибки в применении закона о досрочном освобождении осужденного дискредитируют в глазах широкой общественности исправительную политику нашего государства, формируют ошибочные представления о безнаказанности преступников, тем более, если досрочно освобожденный впоследствии совершает тяжкое преступление или уклоняется от труда и ведет паразитический образ жизни.
Рассмотрим некоторые особенности прокурорского надзора по каждому из указанных выше видов досрочного освобождения осужденных от отбывания наказания.
Осуществляя надзор за законностью применения закона (ст. 363 УПК) об условно-досрочном освобождении, прокурор проверяет как соблюдение установленного порядка представления осужденных к этой мере поощрения, так и соответствие закону судебных решений. Однако некоторые прокуроры формально выполняют свои обязанности, явно Недооценивая процессуальное значение условно-досрочного освобождения как важного стимула к исправлению осужденных.
В связи с этим Генеральный прокурор РФ в приказе № 8 от 26 февраля 1997 г. предлагает прокурорам: "Регулярно проверять законность досрочного освобождения от отбывания наказания, а также установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
Задача прокурора состоит в том, чтобы не допустить, с одной стороны, досрочного освобождения из мест лишения свободы осужденных, не вставших на путь исправления, а с другой стороны, исключить из практики случаи отказа в применении этой меры поощрения к тем, кто этого заслуживает. Прокурор в целях предупреждения или устранения нарушения закона при применении закона об условно-досрочном освобождении осужденных применяет следующие меры: 1. Еще до судебного заседания прокурор тщательно изучает материалы, содержащие представление администрации исправительного учреждения, согласованное с наблюдательной комиссией об условно-досрочном освобождении осужденного. Иногда администрация ИУ представляет к условно-досрочному освобождению осужденных, к которым в силу закона условно-досрочное освобождение вообще применено быть не может. В таких случаях прокуроры предупреждают направление в суд таких материалов, а если этого сделать не удалось, дают в судебном заседании заключение об отказе в применении условно-досрочного освобождения.
2. Если нельзя сделать вывод о законности и обоснованности представления о досрочном освобождении по направленным в суд




309
материалам, прокурор знакомится с личным делом осужденного или с данными картотеки о поощрениях и взысканиях. Это делается потому, что в отдельных случаях администрация ИУ, чтобы представить в суд более "убедительный" материал, срочно снимает с осужденных взыскания, изымает из личных дел документы о наложенных взысканиях, приказы, докладные записки о нарушениях, объяснения осужденного, составляет на осужденных необъективные характеристики, умалчивая в них о допущенных осужденным нарушениях установленного режима. По этой причине ежегодно суды (судьи) по заключениям прокурора отказывают в применении закона об условно-досрочном освобождении в отношении большого числа осужденных.
3. Одной из действенных форм надзора за законностью условно-досрочного освобождения является участие прокуроров в работе наблюдательной комиссии. Они оказывают комиссиям большую правовую помощь в принятии законных и обоснованных решений. Однако не все наблюдательные комиссии тщательно знакомятся с материалами, представленными на их рассмотрение. Есть факты, когда участие наблюдательной комиссии сводится к формальности: заседания не проводятся, материалы об условно-досрочном освобождении не рассматриваются, участие и контроль комиссии сводится к тому, что председатель подписывает представленные в комиссию администрацией ИУ документы. Прокурор должен реагировать на такие нарушения закона путем принесения протеста или внесения представления. Если наблюдательная комиссия приняла незаконное или необоснованное решение, то прокурор приносит протест на это решение, требуя его отмены. Протест вносится или в комиссию, принявшую незаконное и необоснованное решение, или в орган местного самоуправления.
4. Прокурор определяет наличие критериев исправления осужденного, при которых может быть применено условно-досрочное освобождение. Условно-досрочное освобождение применяется к осужденному лишь в том случае, если он доказал свое исправление честным отношением' к труду и примерным поведением. Между тем важно четко представлять, какие факторы определяют честное отношение к труду и примерное поведение осужденного и как это должно быть отражено в процессуальных документах. Честное отношение к труду - это постоянное выполнение осужденным установленных норм выработки, с хорошим качеством работы, строгое соблюдение трудовой дисциплины, а также овладение более сложной специальностью или получение более высокого разряда. Примерное поведение выражается в безусловном и образцовом выполнении осужденным требований установленного режима, повышении своего общеобразовательного уровня, участии в самодеятельных организациях.
Вывод об исправлении осужденных делается на основании данных об их поведении за весь период отбывания наказания, а не за





310







время, непосредственно предшествующее внесению представления об их условно-досрочном освобождении.
5. Участие прокурора в рассмотрении судом материалов об условно-досрочном освобождении осужденных является одним из условий, обеспечивающих вынесение судьей законных и обоснованных постановлений. В обязанности прокурора входит осуществление надзора за соблюдением требований закона о том, что судья только в судебном заседании, по рассмотрении представленных материалов, объяснений осужденного, представителей администрации ИУ, выслушав заключение прокурора, в условиях гласности и устности судебного рассмотрения выносит постановление об отказе в применении закона об условно-досрочном освобождении осужденного от отбывания наказания. Из практики судов должны быть исключены такие нарушения, когда отдельные судьи, не вынося материал на судебное рассмотрение, отказывают в применении условно-досрочного освобождения. Такие постановления судей, как противоречащие закону, подлежат опротестованию и отмене.
Прокурор следит за тем, чтобы судебные заседания проводились при строгом соблюдении процессуальных норм и, как правило, непосредственно в местах лишения свободы в присутствии других осужденных. Он обращает внимание суда также на необходимость участия в заседании должностного лица из администрации как представителя органа, ведающего исполнением приговора (ст. 369 УПК). При рассмотрении материалов о досрочном освобождении несовершеннолетних целесообразно вызывать помимо лиц, указанных в ст. 369 УПК, также мастеров, бригадиров производственного обучения, классных руководителей, представителей общественных организаций. Суд обязан во всех случаях известить о месте и времени рассмотрения представления об условно-досрочном освобождении состав наблюдательной комиссии или комиссии по делам несовершеннолетних.
Прокурор обязан решительно выступать против упрощенчества при рассмотрении судами материалов об условно-досрочном освобождении. Отдельные суды в одном заседании рассматривают по двадцать - тридцать, а то и более материалов, что лишает их возможности тщательно разобраться в обоснованности представлений о досрочном освобождении осужденного от отбывания наказания.
6. Давая заключение в судебном заседании, прокурор в каждом случае выясняет: соблюдено ли требование закона об истечении установленного срока, необходимого для представления осужденного к условно-досрочному освобождению; есть ли подтверждение примерного поведения и честного отношения к труду.
7. Прокурор при обсуждении вопроса о применении условно-досрочного освобождения учитывает имеющиеся в представленных материалах сведения об избранном осужденным месте жительства, возможности его трудоустройства. Если таких сведений в матери-




311
алах не оказалось или они недостаточны, то прокурор вправе заявить ходатайство об отложении рассмотрения материалов, либо о возвращении их органу, исполняющему наказание. В своем заключении прокурор, исходя из требований ст. 175 УИК РФ, высказывает свое мнение об организации воспитательной работы с лицом, освобожденным условно-досрочно.
8. Прокурор обязан проверить законность и обоснованность каждого постановления судьи об условно-досрочном освобождении. Если он признает, что постановление не соответствует или противоречит закону, то приносит протест для его отмены. Принесение прокурором протеста приостанавливает исполнение такого постановления (ст. 357 УПК).
Осуществляя надзор за законностью выносимых судьей постановлений, прокурор следит за тем, чтобы судьи в отношении условно освобождаемых осужденных правильно устанавливали испытательный срок, исходя из того, что испытательным сроком во всех случаях служит неотбытая часть наказания. Этот срок нельзя ни сократить, ни увеличить.
При решении вопросов, связанных с досрочным освобождением осужденных по болезни, прокурор исходит из того, что такое освобождение может наступить лишь в случаях, когда осужденный после совершения преступления заболел психическим расстройством, лишающим его возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, или иной тяжелой болезнью во время отбывания наказания (ст. 81 УК РФ, ст. 362 УПК РСФСР).
Материал о досрочном освобождении по болезни представляется начальником органа, ведающего исполнением наказания, на основании заключения врачебной комиссии. В отдельных случаях прокуроры и судьи предлагают проводить судебно-медицинскую экспертизу. Такие требования не основаны на законе. Судебно-медицинская экспертиза может быть назначена и проведена лишь в тех случаях, когда у судьи и прокурора возникают сомнения в обоснованности заключения врачебной комиссии. Рассмотрение материалов о досрочном освобождении по болезни производится судьей с обязательным участием прокурора. При решении судом вопроса об освобождении от дальнейшего отбывания наказания лиц, заболевших тяжелой болезнью, прокурор, давая заключение, должен учитывать тяжесть совершенного преступления и данные о личности осужденного. На практике может оказаться, что осужденный заболел тяжелой болезнью (рак и т.п.), но судом в его действиях установлен особо опасный рецидив (ст. 18 УК), а потому осужденный представляет повышенную социальную опасность. По освобождении он может совершить, а некоторые и совершают, опасные преступления. В этих случаях прокуроры должны давать заключение об отказе в досрочном освобождении. Если судья вопреки заключению
11·




312

прокурора примет решение об освобождении осужденного по болезни, прокурор в соответствии со ст. 331 УПК приносит частный протест для отмены этого постановления. При этом принесение протеста прокурором приостанавливает исполнение постановления судьи.
Однако при решении вопроса об освобождении от отбывания наказания осужденного, заболевшего психическим расстройством, лишающим его возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, указанные выше условия (тяжесть преступления и данные о личности осужденного) в расчет не принимаются: освобождение от отбывания наказания осуществляется во всех случаях. При этом судья вправе применить принудительные меры медицинского характера или передать осужденного на попечение органов здравоохранения.
Контрольные вопросы
1. Какими законодательными актами определяются полномочия прокурора по осуществлению им надзора в стадии исполнения приговоров?
2. Выполнение каких действий администрацией мест лишения свободы требует предварительной санкции прокурора?
3. В каких случаях прокурор вправе освободить осужденных из места лишения свободы как незаконно содержащихся?
4. Каким требованиям должно отвечать заключение прокурора при решении судом вопросов, связанных с досрочным освобождением осужденных от отбывания наказания?
5. В чем состоят особенности прокурорского надзора за законностью дисциплинарной практики, применяемой администрацией мест лишения свободы в отношении осужденных?
6. Какими полномочиями обладает прокурор при осуществлении надзора за законностью исполнения приговоров, связанных с исправительными работами?




Глава VIII УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В РАССМОТРЕНИИ СУДАМИ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ

§ 1. Сущность и задачи участия прокурора в рассмотрении судами гражданских дел
В судах Российской Федерации ежегодно рассматривается свыше двух миллионов гражданских дел. Около 90% заявленных исков удовлетворяется судами. Это свидетельствует об обоснованности заявляемых исков и возросшей активности граждан по защите своих прав и охраняемых законом интересов.
Осуществление выработанного стратегического курса на укрепление социально-экономического развития, качественное преобразование всех сторон жизни нашего общества, переход на новые методы хозяйствования расширяют сферу применения правовых норм, регулирующих жилищные, трудовые, имущественные и другие правоотношения.
В связи с расширением компетенции судов по разрешению споров гражданско-правового характера растет из года в год число гражданских дел по спорам о жилище. Дела этой категории среди всех иных категорий гражданских дел, рассматриваемых судами по первой инстанции, составляют свыше 10%. Количество гражданских дел о праве на жилище за последнее время неизмеримо возрастает в связи с приватизацией жилья. Процессуальное значение судебного рассмотрения этих дел определяется тем, что принятие судом по ним правосудного решения связано с охраной конституционных прав граждан на жилище.
Увеличивается число исков о восстановлении на работе, выплате заработной платы рабочим и служащим, о расторжении брака2. Правильное разрешение судом бракоразводных дел имеет важ-
1 Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР" от 7 августа 2000 г. № 120-ФЗ (Российская газета 2000. 15 авг.) внес в действующий ГПК новую главу 35 "Аппеляционное производство по пересмотру решений и определений мировых судей" (ст. 318'-31816) и изменения в целый ряд статей, регулирующих деятельность суда, а следовательно, и прокуроров, участвующих в рассмотрении гражданских дел. Так как большинство дополнений и изменений в ГПК связано с регулированием деятельности мировых судей, а процесс их назначения (избрания) далеко не завершен, то деятельность прокурора по исполнению и надзору за исполнением этих внесенных в ГПК изменений и дополнений в настоящей главе специально не рассматривается.
2 См.: Социалистическая законность. 1989. № 2. С. 11.




314

ное значение в сохранении семей, в особенности тех, в которых есть несовершеннолетние дети.
В связи с изменением трудового законодательства существенно трансформирован порядок рассмотрения споров, возникающих между участниками производственного процесса. Значительный удельный вес среди трудовых дел занимают дела о восстановлении на работе. Причем следует отметить, что суд восстанавливает на прежней работе каждого второго из числа обратившихся в суд с исковым заявлением.
Возникают неизвестные ранее споры имущественного характера, разрешаемые в суде, между участниками предприятий, созданных совместно с зарубежными странами, в том числе странами СНГ.
Особое место в гражданском судопроизводстве занимает рассмотрение судами жалоб на неправомерные действия государственных органов и должностных лиц, ущемляющих права и законные интересы граждан.
Сложность задач, стоящих перед судами при разрешении ими споров, вызывает необходимость активизации участия прокуроров в сфере гражданского судопроизводства, в обеспечении прав и охраняемых законом интересов граждан, государства, предприятий, организаций. Участие прокурора в гражданском судопроизводстве является одной из существенных гарантий вынесения судами всех инстанций законных и обоснованных решений, определений и постановлений. Между тем, как показывает практика участия прокуроров в гражданском судопроизводстве, прокурорский надзор не всегда был способен противостоять нарушениям законности. Прокуроры не в полной мере используют предоставленные им полномочия для надежной охраны собственности, всемерного укрепления прав и законных интересов физических и юридических лиц.
Не все прокуроры ведут бескомпромиссную борьбу с нарушениями закона о правах и интересах граждан, с нарушениями принципа социальной справедливости, проявлениями бюрократизма, волокиты, бездушного отношения к людям. Прокурорский надзор за законностью решений, постановлений и определений, издаваемых в гражданском судопроизводстве, не всегда способствовал достижению целей правосудия.
Все это выдвигает необходимость совершенствовать деятельность прокуроров в гражданском судопроизводстве, чтобы она стала надежной гарантией соблюдения законности в этой отрасли права, способствовала вынесению судами законных и обоснованных решений.
Задачи и основные направления деятельности прокуроров в гражданском судопроизводстве сформулированы в Конституции Российской Федерации, Основах гражданского судопроизводства, ГПК, Законе "О прокуратуре Российской Федерации", а также в приказах Генерального прокурора Российской Федерации № 1 от 5

VIII. Участие прокурора в рассмотрении судами гражданских дел


315
января 1997 г. "Об участии прокурора в гражданском судопроизводстве". Прокурор обязан во всех стадиях гражданского судопроизводства своевременно принимать предусмотренные законом меры к устранению нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили. В соответствии с требованиями, вытекающими из указанных нормативных актов, Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры осуществляют свои полномочия при рассмотрении гражданских дел в судах с тем, чтобы: - выполнялось требование закона о всестороннем, полном, объективном и своевременном разбирательстве дела во всех судебных инстанциях; - выносились по каждому делу законные и обоснованные решения, определения и постановления; - решения, определения и постановления суда своевременно, в соответствии с требованиями закона, обращались к исполнению.
Прокуроры способствуют осуществлению целей правосудия и выполнению задач, стоящих перед судом, при строгом соблюдении принципа независимости судей и подчинения их только закону.
Определяя задачи прокуроров в сфере гражданского судопроизводства на современном этапе, Генеральный прокурор России предлагает подчиненным прокурорам сосредоточить особое внимание на защите гарантированных Конституцией РФ и иными законами прав и свобод граждан, обеспечении законности при осуществлении правосудия по гражданским делам, устранении и искоренении нарушений законности. При этом предлагается целенаправленно использовать средства прокурорского воздействия в интересах успешного осуществления задач по защите имущественных интересов граждан, государства, прав предприятий и трудовых коллективов. Как одно из необходимых условий укрепления законности в сфере экономики указывается на роль прокурорского надзора в возмещении ущерба, причиненного гражданам, государству, предприятиям и организациям. При применении полномочий прокурора главный упор сделан на борьбу с нарушениями конституционных прав граждан, укрепление предусмотренных законом новых экономических отношений.
Прокурорам следует добиваться привлечения каждого' виновного в причинении ущерба к материальной ответственности, используя при этом инициативу руководителей и юридической службы предприятий и организаций. Особое внимание предложено уделять соблюдению конституционных прав граждан на труд, жилище, право авторов, изобретателей и рационализаторов, прав, возникающих из брачно-семейных отношений, а также требований Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27 апреля 1993 г.' Участие прокуроров в граж-
' Ведомости Съезда народных депутатов и ВС РФ. 1993. № 19. Ст. 685.




316

данском судопроизводстве обеспечивают Генеральный прокурор РФ, прокуроры республик в составе Российской Федерации, прокуроры краев, областей, городов и районов. В целях оперативного руководства деятельностью органов прокуратуры в этом направлении надзора в Генеральной прокуратуре РФ, прокуратурах республик, краев и областей образованы управления и отделы по надзору за законностью судебных постановлений по гражданским делам. В районах и городах эти функции выполняют заместители или помощники районного или городского прокурора.
В целях успешного выполнения стоящих перед прокурорами задач закон предоставляет прокурору необходимые для этого полномочия. В концентрированной форме они изложены в ст. 35 Законна о прокуратуре, ГПК и приказах Генерального прокурора. Осуществляя надзор за законностью постановлений суда по гражданским делам, прокурор в пределах своей компетенции: 1) участвует в судебном разбирательстве дел по первой инстанции, в кассационном и надзорном порядке; дает заключения по вопросам, возникающим при рассмотрении дел; направляет в суд исковые заявления, дает заключения по существу дела в целом по гражданским делам; совершает иные процессуальные действия, предусмотренные законом; 2) опротестовывает незаконные и необоснованные решения, определения и постановления суда, постановления судей; 3) проверяет законность обращения к исполнению решений, определений и постановлений суда, опротестовывает незаконные действия судебного пристава; 4) принимает меры в случаях, предусмотренных законом, к пересмотру решений, определений и постановлений по гражданским делам.
Осуществляя предоставленные законом полномочия, прокурор организует свою работу в гражданском судопроизводстве таким образом, чтобы реально способствовать проведению в жизнь законодательства о всестороннем, полном, объективном и своевременном разбирательстве гражданских дел в суде, чтобы по каждому делу были вынесены законные и обоснованные решения.
Предметом деятельности прокурора являются не только решения, определения и постановления суда, но и законность процессуальных действий, выполняемых как до судебного рассмотрения гражданского иска, так и в ходе его рассмотрения. Прокурор, не имея никакого личного интереса, а исходя лишь из общегосударственных интересов, следит за тем, чтобы соблюдались требования гражданского и гражданского процессуального законов как составом судей, так и участвующими в деле лицами - сторонами, третьими лицами, свидетелями, экспертами, переводчиками, представителями органов государственного управления, содействующими суду в отправлении правосудия.

VIII. Участие прокурора в рассмотрении судами гражданских дел


317

§ 2. Участие прокурора в рассмотрении гражданских дел судом первой инстанции
Участие прокурора в рассмотрении гражданских дел в суде первой инстанции осуществляется в формах предъявления и поддержания в суде иска, а также участия в рассмотрении судом гражданских дел и дачи заключения.
Предъявление прокурором иска. Прокурор не обладает правом применения мер принуждения к лицам, виновным в нарушении закона. Однако он не может оставаться безучастным, если возникает необходимость устранить нарушение закона, восстановить нарушенные права и охраняемые законом интересы государства, предприятий, организаций и граждан. В этих целях ему предоставлено право обратиться в суд с исковым заявлением, чтобы посредством судебного воздействия восстановить нарушенный закон. Предъявление прокурором иска является одним из средств его реагирования на установленные нарушения закона.
Процессуальное положение прокурора, внесшего исковое заявление, характеризуется некоторыми особенностями, отличающими его от иных лиц, заявляющих иск. Прокурор не несет судебных расходов по заявленному иску. Ему не может быть отказано в принятии искового заявления. Только в одном случае, когда у лица, в интересах которого предъявляется иск, нет права на обращение в суд, прокурору может быть отказано в принятии искового заявления. К прокурору нельзя предъявить встречный иск. Ответчик может предъявить встречный иск лишь к лицу, в интересах которого прокурор предъявил иск. Решение суда по иску прокурора распространяется не на прокурора, а на лицо, в интересах которого заявлен иск. Прокурор не вправе совершать процессуальные действия, свойственные стороне: заключать мировое соглашение, передавать дело в третейский суд. "'
Свои полномочия по предъявлению исков прокуроры используют главным образом тогда, когда необходимо защитить имущественные интересы государства, предприятий и организаций. Возмещение материального ущерба, причиненного правонарушениями, нередко связано с необходимостью проявлять прокурорами принципиальность в борьбе с местничеством и ведомственными интересами. Прокурор использует предоставленное ему законом право предъявления иска лишь в тех случаях, когда виновное лицо уклоняется или отказывается добровольно возместить ущерб. В случаях добровольного возмещения материального ущерба прокурору следует оказать руководителям предприятий, а также юридической службе необходимую правовую помощь, создавая обстановку неотвратимости ответственности должностных лиц предприятий и организаций за невыполнение требований законодательства о привлечении к ответственности работников, по вине которых причинен материальный ущерб.




318







Свои полномочия по предъявлению исков прокурор использует также при защите интересов несовершеннолетних, инвалидов, престарелых, многодетных родителей, лиц, находящихся под опекой или попечительством, военнослужащих, то есть тех, кто не имеет возможности самостоятельно обратиться в суд за защитой своих интересов.
Генеральный прокурор Российской Федерации в приказе № 1 от 5 января 1997 г. "Об участии прокурора в гражданском судопроизводстве" предлагает прокурорам использовать их право на обращение в суд с исковым заявлением в интересах лиц, особо нуждающихся в социальной и правовой защите, а также общества и государства, не допуская при этом подмены функций юридических служб и хозяйственных руководителей.
Если должностные лица или граждане не используют свое право на заявление исков, а того требуют интересы обеспечения законности, прокурор доводит до сведения этих должностных лиц и граждан информацию об их праве обратиться в суд за защитой своих прав и законных интересов и разъясняет, как это сделать. Однако, если эти должностные лица и граждане не желают воспользоваться этим правом, прокурор самостоятельно возбуждает производство в суде. Это прежде всего касается таких сфер гражданского судопроизводства, как охрана федеральной собственности от противоправных посягательств на нее; возмещение вреда; нарушение законов об охране труда и технике безопасности; нарушение природоохранного законодательства и т. д.
Прокурор предъявляет иск в случаях, когда нарушенные права и охраняемые законом интересы предприятий и граждан имеют особое общественное значение. Сюда можно отнести иски прокуроров, поводом для которых послужили стихийные бедствия, несчастные случаи с людьми, катастрофы, аварии, когда прокурор обязан принять меры к защите прав и законных интересов пострадавших, а также предприятий и организаций, которым причинен материальный ущерб. В случаях посягательств на интересы государства путем заключения различного рода договоров и соглашений, когда заведомо государству причиняется материальный ущерб, прокурору необходимо предъявить иск о признании недействительными заключенные договоры и соглашения.
Прокуроры используют свое право предъявления исков, когда требуется защитить права и законные интересы граждан, нарушенные неправомерными действиями государственных органов и должностных лиц. В соответствии с Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан'", рассмотрение жалоб в суде происходит по правилам гражданского су-
' Ведомости съезда народных депутатов и ВС РФ. 1993. № 19. Ст. 685 (в ред. Федерального закона от 14 декабря 1995 г. № 197-ФЗ).

VIII. Участие прокурора в рассмотрении судами гражданских дел


319
допроизводства, с изъятиями и дополнениями, установленными настоящим законом и другими законодательными актами.
При предъявлении исков прокурор исходит из требований закона о подведомственности жалоб судебным органам. Если жалоба о нарушенном праве подведомственна суду, то прокурор вправе предъявить иск, если нет, то он использует иные средства прокурорского реагирования - протест, представление об устранении нарушений закона и т. д.
Судам подведомственны жалобы граждан в отношении незаконно наложенного штрафа, отказа в регистрации транспортных средств или строения; в приеме детей в дошкольные учреждения или в школу. В суде могут рассматриваться также жалобы и на другие действия должностных лиц, ущемляющих права граждан.
Суд не вправе принять к рассмотрению жалобы на действия лиц, производящих дознание, следователя, прокурора, судьи, судебного пристава (здесь речь не идет о подаче заявления об отмене меры пресечения и о продлении срока следствия и содержания обвиняемого под стражей, эти процессуальные действия относятся к сфере уголовного судопроизводства).
Иск в связи с действиями должностного лица подается в суд по месту нахождения учреждения, где работает должностное лицо.
С иском в суд могут обратиться представители органов местного самоуправления или организаций, если об этом их просит лицо, права которого нарушены. Прокуроры следят за тем, чтобы полномочия представителей, предусмотренные ст. 42 ГПК, не нарушались.
Прокурору следует соблюдать требование закона о месячном сроке, в течение которого суд вправе принять к производству его исковое заявление. Прокурор вправе обратиться в суд также с заявлением, когда требуется возбудить особое производство. Эта форма прокурорского реагирования на нарушение закона применяется в случаях признания лица безвестно отсутствующим, признания лица ограниченно дееспособным вследствие злоупотребления им спиртными напитками или наркотиками либо недееспособным вследствие психического расстройства (ст. 29 ГК РФ). При этом прокурор держит на контроле выполнение решений суда по его искам и заявлениям, и если при эффективном лечении алкоголиков и наркоманов получен положительный результат или, если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным, отпали, прокурор ставит вопрос о восстановлении их дееспособности.
Одной из форм участия прокурора в гражданском судопроизводстве является вступление прокурора в рассматриваемый судом спор. Он может сделать это, когда лицо, интересы которого надлежит защищать, неправомочно само обратиться в суд с исковыми притязаниями. Это прежде всего касается интересов несовершеннолетних, когда требуется решить вопрос о лишении родительских прав или об отмене усыновления и т. д.





320







По какому бы поводу ни предъявлялся прокурором иск, этому должна предшествовать всесторонняя и тщательная подготовка исковых материалов, в необходимых случаях требования прокурора должны быть подкреплены соответствующими документами.
Форма и содержание искового заявления прокурора должны соответствовать требованиям, изложенным в ст. 126 ГПК. В заявлении надлежит указать: 1) наименование суда, в который направляется исковое заявление; 2) наименование истца, место его нахождения; 3) наименование ответчика, его место жительства или, если ответчик является юридическим лицом, его место нахождения; 4) обстоятельства, на которых прокурор основывает свое требование, и доказательства, подтверждающие изложенные прокурором обстоятельства; 5) в чем заключается нарушение или угроза нарушения прав, свобод или охраняемых законом интересов защищаемых прокурором лиц и предъявляемые в связи с этим требования; 6) цена иска, если иск подлежит оценке; 7) перечень прилагаемых к исковому заявлению документов.
Заявление подписывается прокурором. Исковое заявление представляется в суд с копиями по числу ответчиков. В зависимости от характера и сложности иска суд может обязать прокурора представить копии документов, приложенных к исковому заявлению.
Дальнейшая деятельность прокурора сводится к участию в рассмотрении дела судом и поддержанию своих исковых требований. Предъявляемый прокурором иск должен быть поддержан им в суде. Однако в судебном процессе прокурор не связан своей позицией, изложенной в исковом заявлении, и позицией лица, в интересах которого заявлен иск. Прокурор как представитель органа, осуществляющего надзор за исполнением законов, исходит в этих случаях не из интересов истца, а из требований закона. Поэтому если прокурор, исходя из материалов дела, приходит к выводу о необоснованности требований истца, он не только вправе, а обязан отказаться полностью или частично от предъявленного иска. Однако отказ прокурора от иска не лишает заинтересованное лицо права требовать рассмотрения дела.
При судебном рассмотрении заявленного иска прокурор процессуально самостоятелен. Как правило, прокуроры поддерживают заявленный иск, но если по обстоятельствам дела необходимо отказаться от исковых требований, или изменить основания иска, либо снизить размер взыскания, прокурор вправе сделать это. В этих случаях прокурору не требуется согласовывать свою позицию с лицом, чьи интересы он защищает.
Прокурор дает объяснения по предъявленному иску, представляет доказательства, в силу которых он считает обоснованными свои

VIII. Участие прокурора в рассмотрении судами гражданских дел

<< Предыдущая

стр. 15
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>