<< Предыдущая

стр. 16
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>



321
требования (ст. 166 ГПК). Прокурор вправе представить суду письменные документы. Участвуя в судебных прениях, прокурор, предъявивший иск, выступает первым (ст. 185 ГПК).
Участие прокуроров в судебном рассмотрении гражданских дел. Участие прокуроров в рассмотрении гражданских дел в судах первой инстанции является одной из существенных гарантий всестороннего, полного и объективного исследования судом фактических обстоятельств, а также вынесения судом законного и обоснованного решения. Ни закон, ни Генеральный прокурор РФ не обязывают прокуроров принимать участие по каждому без исключения гражданскому делу. В этом и нет процессуальной необходимости, так как многие дела по своей фактической стороне не представляют особой сложности, да и физически прокуроры не могут охватить своим участием все гражданские дела, количество которых, как было сказано выше, составляет свыше двух миллионов.
Закон о прокуратуре (ст. 35) не определяет обязательной для участия прокурора категории гражданских дел, а предоставляет ему полномочия "вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует охрана прав и законных интересов граждан, общества и государства".
Прокурор вправе принять участие в рассмотрении любого гражданского дела, так же, как он обязан принять участие в процессе, если это будет признано необходимым судом (ст. 41 ГПК). По этому поводу суд выносит специальное определение, которое обязательно к исполнению прокурором.
Гражданский процессуальный закон предусматривает категорию гражданских дел, в рассмотрении которых прокурор принимает обязательное участие. Это дела особой значимости, существенно затрагивающие права и охраняемые законом интересы граждан. Только с участием прокурора суд может рассмотреть дело о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим (ст..255 ГПК). Дело о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным (ст. 261 ГПК) суд обязан рассмотреть также с участием прокурора.
В соответствии со ст. 70 Семейного кодекса РФ прокурор обязан принять участие в рассмотрении гражданского дела о лишении родительских прав. Во всех указанных случаях суды не обязаны выносить специальные определения об участии прокурора в судебном рассмотрении дела. Требования закона для прокурора обязательны.
В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ № 1 от 5 января 1997 г. "Об участии прокурора в гражданском судопроизводстве" прокуроры обязаны принимать участие также по делам о восстановлении на работе, выселении без предоставления жилого помещения, об освобождении имущества от ареста. Прокуроры принимают участие в рассмотрении судами дел, возбужденных по за-




322







явлениям и искам прокуроров. Они участвуют также при рассмотрении исков граждан к средствам массовой информации о защите чести и достоинства, по жалобам на действия должностных лиц и органов управления, ущемляющих права и охраняемые законом интересы граждан. Прокурор обязан также принимать участие в рассмотрении дел, возбужденных по его инициативе.
По делам других категорий прокурор принимает участие, исходя из их актуальности, сложности, общественного и социального значения, состояния законности в районе или городе.
В целом по стране участие прокуроров в суде первой инстанции составляет около 15% к общему числу рассмотренных судами гражданских дел. В отдельных республиках, краях и областях участие прокуроров достигает 40-50%. Вместе с тем в ряде республик, краев и областей не всегда обеспечивается участие прокурора по важнейшей категории гражданских дел. В особенности это недопустимо, когда речь идет о выселении граждан из жилища или восстановлении на прежней работе.
Одним из недостатков в деятельности прокуроров является то, что некоторые из них, участвуя в суде, недостаточно активно способствуют суду в полном, всестороннем и объективном рассмотрении дела. В то же время именно вследствие неполноты или необъективности рассмотрения дела отменяется в кассационном порядке наибольшее количество решений судов первой инстанции. По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, по этим основаниям в кассационном порядке и в порядке надзора пересматривается около 60% неправосудных решений.
Своим участием в судебном разбирательстве прокуроры обязаны предупреждать нарушения норм материального и процессуального права, между тем некоторые прокуроры не всегда выполняют эту обязанность достаточно активно. Например, по делам о восстановлении на работе уволенных за нарушения трудовой дисциплины не всегда проверялись с достаточной полнотой доводы заявителей о причинах отсутствия их на работе, о переводе без их согласия на другую работу, которая не входила в круг их обязанностей, предусмотренных трудовым договором. По делам о снятии дисциплинарного взыскания, выплате премий и другим трудовым спорам прокуроры не всегда способствовали судам в тщательной проверке обоснованности доводов истцов о нарушении их прав вследствие обращения их с жалобами, заявлениями и выступлениями критического характера. При этом, зачастую, не выяснялось, в чем конкретно состояли эти сигналы, какие меры по ним принимались, как оценивалась работа истца до и после его критического выступления.
Не всегда прокуроры уделяют должное внимание делам о возмещении вреда, причиненного рабочим и служащим увечьем либо иным повреждением здоровья. Некоторые дела этой категории принимаются судами к своему производству без проверки соблюдения

VIII. Участие прокурора в рассмотрении судами гражданских дел


323
истцами установленного порядка предварительного внесудебного разрешения спора администрацией, а в случаях несогласия с ее решением - комитетом профсоюза. В ряде случаев решения по этим делам о степени утраты трудоспособности принимаются на основании заключения судебно-медицинской экспертизы, тогда как следует исходить из заключения медико-социальной экспертной комиссии.
Своим участием в судебном рассмотрении дела прокурор оказывает помощь лицу, права и законные интересы которого нарушены. Он способствует суду в их восстановлении. Участию прокурора в судебном заседании предшествует его ознакомление с материалами дела. При этом мотивы искового заявления не имеют для прокурора заранее предустановленной силы. В процессе исследования доказательств они могут отпасть или измениться.
Прокурор, участвующий в судебном разбирательстве гражданских дел, должен удостовериться в правомочиях состава суда, рассматривающего дело. При этом следует иметь в виду, что законом установлен дифференцированный порядок рассмотрения дел по первой инстанции и определен состав вышестоящих судов, полномочных проверить дело в кассационном и надзорном порядке.
Рассмотрение гражданских дел по первой инстанции может производиться как судом в коллегиальном составе, так и судьей единолично. Судья, рассматривающий дело единолично, действует от имени суда (ст. 6 ГПК).
Прокурор следит за тем, чтобы суд (судья) строго руководствовался предписанием закона об отнесении к единоличной подсудности судей гражданских дел определенной категории. Судья единолично рассматривает все дела, подсудные мировому судье (их перечень дан в ст. 113 ГПК) в субъектах РФ, где не назначены (не избраны) на должность мировые судьи (ч. 2 ст. 114 ГПК).
Из категории дел, относящихся к административно-правовым отношениям (ст. 232 ГПК), судья не вправе рассматривать единолично дела по жалобам на неправильности в списках избирателей и по жалобам на действия должностных лиц, ущемляющих права граждан. Это правило распространяется и на дела о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным (ст. 24? ГПК).
В случае, если в ходе единоличного рассмотрения судьей дела выяснится, что оно подлежит рассмотрению судом коллегиально, прокурор заявляет ходатайство о передаче дела на рассмотрение суда в полном составе судей.
Право судьи на единоличное рассмотрение дела является правом альтернативным: закон не предписывает, а разрешает судье рассмотреть единолично определенную категорию дел. Прокурор, участвующий в судебном разбирательстве, следит за тем, чтобы судья в каждом случае выяснял у сторон, согласны ли они на рассмотрение дела судьей единолично. Это положение закона в полной




324







мере относится и к прокурору, в особенности тогда, когда дело рассматривается по его исковому заявлению. В случае возражения хотя бы одной из сторон против единоличного рассмотрения дела оно рассматривается судом коллегиально.
Отказ в удовлетворении заявленного по этому поводу ходатайства является существенным нарушением установленных форм гражданского судопроизводства и поводом для принесения прокурором протеста по делу.
В порядке гражданского судопроизводства могут рассматриваться дела, связанные с государственной тайной. Прокурор, осуществляя свои полномочия в гражданском судопроизводстве, должен следить за тем, чтобы эти дела - при неуклонном соблюдении принципа гласности (ст. 9 ГПК) - рассматривались в закрытом судебном заседании. При этом следует иметь в виду, что такие дела подлежат рассмотрению по первой инстанции Верховными судами республик, краевыми, областными и приравненными к ним судами (ст. 115 ГПК).
В качестве кассационной инстанции для гражданских дел этой категории выступает во всех случаях Верховный Суд Российской Федерации. В тех случаях, когда дела, связанные с государственной тайной, принимаются к производству по первой инстанции районными (городскими) судами, прокурор в подготовительной части судебного разбирательства должен, ссылаясь на вышеуказанный Закон, заявить ходатайство о направлении дела в вышестоящий суд.
Прокурор, участвующий в судебном разбирательстве гражданских дел, принимает одинаково активное участие во всех стадиях производства.
В подготовительной части судебного заседания проверяется явка заинтересованных лиц, устанавливаются причины их отсутствия, выясняется мнение участников о возможности слушания дела в их отсутствие, В предусмотренных законом случаях (ст. 18-24 ГПК) прокурор вправе заявить отвод составу судей или судье, секретарю судебного заседания, эксперту, переводчику, представителю общественной организации или трудового коллектива. В необходимых случаях прокурор заявляет ходатайства. Он может заявить ходатайства об отложении слушания дела, если досудебная подготовка дела была проведена неполно или она не проводилась вовсе.
Прокурор должным образом реагирует на нарушения закона и норм процесса, допускаемые при рассмотрении дела в судебном заседании. В ряде случаев суды рассматривают дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, но не извещенных о месте и времени проведения судебного заседания. Эти и ряд иных нарушений, перечисленных в ст. 308 ГПК РФ, влекут за собою отмену состоявшегося по делу судебного решения.
В судебном заседании прокурор задает вопросы истцу, ответчику, третьим лицам, экспертам, представителям общественных ор-

VIII. Участие прокурора в рассмотрении судами гражданских дел


325
ганизаций и коллективов трудящихся. Он заявляет ходатайства об истребовании новых и дополнительных доказательств, назначении экспертизы, исследовании приобщенных к делу документов и т.д.
Участвуя в судебных прениях, прокурор дает заключение в целом по делу. В нем содержатся соображения прокурора по тем вопросам, которые суду предстоит обсудить и решить в совещательной комнате (ст. 194, 197 ГПК). Заключение как процессуальный акт, исходящий от прокурора, должно отвечать определенным требованиям. Оно должно быть объективным, то есть позиция прокурора как блюстителя закона должна отражать интересы лица, права которого нарушены, независимо от его процессуального положения в суде. Заключение должно быть обоснованным, то есть все предложения и выводы прокурора должны быть основаны на анализе и оценке конкретных доказательств. Оно должно быть полным, а не однозначным ("поддерживаю" или "не поддерживаю заявленный иск"). Прокурору надлежит высказаться определенно о судьбе заявленного иска, а не альтернативно, то есть оставляя решение иска на усмотрение суда. Заключение, наконец, должно быть законным, то есть основанным на нормах материального и процессуального права.

§ 3. Участие прокурора в рассмотрении гражданских дел в стадии кассационного производства
Процессуальное назначение участия прокурора в стадии кассационного производства по гражданским делам определяется тем, что предметом проверки судом кассационной инстанции являются важнейшие акты правосудия по гражданским делам - решения, определения и постановления суда, которые должны быть законными, обоснованными и справедливыми. Прокурор приносит протест на незаконное или необоснованное решение суда независимо от того, участвовал ли он в· данном деле или дело рассмотрено в его отсутствие (ст. 282 ГПК). По общему правилу кассационный протест приносит прокурор, в обязанности которого входит надзор за законностью актов, принимаемых судом при рассмотрении гражданских дел: прокурор района или города (помощник прокурора) - на решения районного или городского народного суда, прокурор субъекта РФ (старший помощник, помощник прокурора) - на решения суда соответствующего субъекта РФ и т.д. Прокурор субъекта РФ вправе опротестовать решение любого суда в пределах субъекта. Заместители прокуроров районов, городов и субъектов РФ в пределах своей компетенции также вправе принести кассационный протест на судебные решения. Помощники прокуроров, прокуроры управлений и отделов прокуратур субъектов РФ могут принести протесты только по делам, в рассмотрении которых они участвовали (ст. 36 Закона




326







о прокуратуре). Генеральный прокурор РФ или его заместитель приносят протест в кассационную коллегию Верховного Суда РФ, на решения, определения коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ.
Предметом кассационного опротестования могут быть решения судов, не вступившие в законную силу1: 1) решения районных (городских) судов - соответственно в суд субъекта РФ; 2) решения суда субъекта РФ - в Верховный Суд Российской Федерации; 3) решения коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ - в кассационную коллегию Верховного Суда РФ.
Кассационные протесты приносятся прокурорами через суды, вынесшие решения. Подача протеста непосредственно в кассационную инстанцию не является препятствием для его рассмотрения. Однако предпочтительнее подавать протесты в суд, принявший решение, чтобы истец, ответчик, третьи лица имели возможность заранее ознакомиться с доводами протеста и представить на него свои возражения.
Кассационные протесты могут быть поданы в течение десяти дней после вынесения решения в окончательной форме. Протест, поданный по истечении кассационного срока, оставляется судом без рассмотрения и возвращается прокурору, принесшему протест. В этих случаях дело не выносится на рассмотрение суда кассационной инстанции.
Прокуроры обязаны в период кассационного срока проверить законность решений по всем гражданским делам, рассмотренным судом как с участием прокурора, так и без его участия. Незаконные решения судов прокуроры опротестовывают, как правило, в кассационные сроки. Между тем некоторые дела, рассмотренные без участия прокурора, вопреки требованиям Генерального прокурора РФ в течение кассационного срока не проверяются. В результате не все незаконные и необоснованные решения опротестовываются в кассационном порядке. Ошибки судов по таким делам исправляются в надзорном порядке, а то и вовсе остаются неустраненными. В отдельных республиках, краях и областях около 60% неправосудных решений исправляются в надзорном порядке, а в кассационном - лишь 40%. Иначе говоря-, надзорное опротестование становится обычным средством исправления ошибок судов первой инстанции, а кассационное - исключительным. Между тем опыт работы многих прокуратур убедительно подтверждает, что при правильной
' Незаконные решения мирового судьи согласно ст. 318' ГПК обжалуются прокурором в апелляционном порядке в соответствующий районный суд через мирового судью.

VIII. Участие прокурора в рассмотрении судами гражданских дел


327
организации работы прокуроров .кассационное опротестование может и должно стать основным средством устранения нарушений закона, допущенных при рассмотрении дел судами первой инстанции. Это возможно при условии, если все решения по делам, рассмотренным без участия прокурора, тщательно проверяются в кассационный срок, при этом выявляются незаконные или необоснованные решения, на которые приносятся кассационные протесты. В результате правильной организации работы по протестам прокуроров отменяется или изменяется половина незаконных решений, пересматриваемых в кассационном порядке. В этих республиках, краях и областях удельный вес кассационных протестов в сопоставлении с надзорными - свыше 60%, что можно считать правильным соотношением.
Для того, чтобы выявить незаконное или необоснованное решение, прокурор применяет определенную методику проверки их законности. Некоторые прокуроры начинают изучать дело с ознакомления с решением суда, а затем изучаются материалы дела. При такой методике прокурор вольно или невольно будет оценивать материалы дела только с позиции правильности вынесенного решения и может не уделить внимания обстоятельствам, имеющим существенное значение для дела, но оставленным судом без оценки в принятом решении. Опытные прокуроры поступают по-иному. Они начинают изучать дело не с решения суда, а с искового заявления. Это дает им возможность определить подведомственность спора суду, правоспособность сторон, соблюдение порядка возбуждения гражданского дела, полномочия суда или судьи на рассмотрение конкретного дела. Далее изучаются приложенные к исковому заявлению документы, представленные в суд доказательства, а также протокол судебного заседания. Из анализа этих документов прокурору становится очевидным, соблюдены ли требования закона о всесторонности, полноте и объективности рассмотрения дела, соблюдены ли судом, требования материального и процессуального закона, обеспечены-ли права и законные интересы участников процесса. В завершение прокурор изучает решение суда. При такой методике проверки ему нетрудно определить законность и обоснованность решения и определить свою позицию относительно его опротестования.
Если прокурор пришел к выводу о незаконности или необоснованности решения суда, он приносит кассационный протест. Протест как процессуальный акт, исходящий от прокурора, на которого возложены обязанности надзора за законностью этих актов, должен отвечать определенным требованиям, Он должен быть объективным, мотивированным, убедительным и юридически обоснованным. Протест, отвечающий этим требованиям, поможет кассационной инстанции исправить судебную ошибку и принять законное и обоснованное определение.




328

Протест прокурора содержит определенные реквизиты. В нем должны содержаться1: 1) наименование суда, которому адресуется протест; 2) должностное положение прокурора, принесшего кассационный протест; 3) содержание решения суда, на которое приносится кассационный протест; 4) приведенные обоснования к отмене или изменению решения суда; 5) обоснование мотивов к отмене или изменению решения суда; 6) ссылка на нормы материального и процессуального закона, в силу которых опротестованное решение суда подлежит отмене или изменению; 7) изложение требований прокурора относительно судьбы опротестованного решения (отменить, изменить решение и т. д.); 8) перечень документов, прилагаемых к протесту прокурора. Кассационный протест поддерживается соответствующим прокурором: самим автором протеста или прокурором отдела вышестоящей прокуратуры. Кассационный протест представляется в суд с копиями по числу лиц, участвовавших в деле. В необходимых случаях по предложению председателя суда или судьи "прокурор в том же порядке представляет копии прилагаемых к протесту письменных материалов по числу лиц, участвовавших в деле.
Основаниями кассационного опротестования в соответствии со ст. 306 ГПК являются: 1) неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, которые суд считает установленными; 3) несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права.
В соответствии со ст. 37 Закона о прокуратуре прокурор, принесший протест, вправе отозвать его с рассмотрения кассационной инстанции. Это может быть сделано до начала судебного заседания. Вышестоящие прокуроры лишены этого права. Это обеспечивает процессуальную самостоятельность авторов протестов и в то же время повышает их ответственность за законность и обоснованность приносимых протестов.
Об отзыве протеста извещаются лица, участвующие в деле. Если прокурор в ходе судебного заседания убеждается в необоснованности принесенного протеста, он не вправе его отозвать, протест подлежит отклонению кассационной инстанцией.
' Аналогичные требования, согласно ст. 3183 ГПК, предъявляются к апелляционной жалобе прокурора на незаконное решение мирового судьи.

VIII. Участие прокурора в рассмотрении судами гражданских дел


329
Участие прокурора в рассмотрении гражданских дел в кассационной инстанции судов обеспечивается прокурорами отделов по надзору за законностью постановлений судов по гражданским делам прокуратур субъектов РФ или Генеральной прокуратуры РФ. Это, как правило, высококвалифицированные, профессионально подготовленные прокуроры. Генеральный прокурор РФ предоставляет этим прокурорам полную процессуальную самостоятельность при определении ими позиции по рассматриваемому кассационной инстанцией делу. Прокурору не требуется согласовывать свою позицию с руководителями прокуратуры перед тем, как дать заключение в кассационной инстанции. Единственное, что он не вправе сделать, это отозвать протест прокурора. В то же время прокурор вправе дать заключение об отклонении кассационного протеста. Участие прокурора помогает кассационной инстанции принять законное и обоснованное определение по делу. Прокуроры, участвующие в заседании суда кассационной инстанции, поддерживают обоснованные кассационные и частные протесты; принимают меры к отмене или изменению судебных решений и определений, вынесенных с нарушениями норм материального и процессуального права. В практике осуществления надзора за законностью решений, определений и постановлений суда по гражданским делам есть определенные недостатки. Иногда решения судов первой инстанции, признанные кассационной инстанцией законными и обоснованными, впоследствии отменяются или изменяются в надзорном порядке. По некоторой части этих дел прокуроры давали в кассационной инстанции заключения об оставлении таких незаконных решений в силе. Участие прокуроров по этим делам, в конечном итоге, оказалось формальным, оно не оказало влияния на выполнение судами обязанностей по своевременному исправлению судебных ошибок, отмене незаконных или необоснованных решений, вынесенных судами первой инстанции. В практике кассационного производства есть и такие факты, когда суд второй инстанции отменяет или изменяет законные и обоснованные решения. По некоторым из таких дел прокуроры давали заключения, в соответствии с которыми суды выносили необоснованные определения. Такие ошибки судов кассационной инстанции исправлялись в надзорном порядке, а в ряде случаев и вовсе не исправлялись.
Прокуроры, осуществляющие надзор за законностью решений суда в стадии кассационного производства, организуют свою работу так, чтобы без их внимания не оставалось ни одного дела, поступившего с жалобой или протестом. Ни закон, ни Генеральный прокурор Российской Федерации не обязывают прокуроров давать заключение по каждому делу, поступившему в кассационную инстанцию, в этом нет процессуальной необходимости. Но проверить законность и обоснованность опротестованных или обжалованных решений прокурор обязан по всем без исключения делам. При этом прокурор проверяет законность и обоснованность решения, изучая ма-






330
териалы дела и приложенные к протесту или жалобе документы. Особое внимание прокурор уделяет соответствию доводов протеста или жалобы материалам дела. Если протест направлен на отмену или изменение законного и обоснованного решения, он дает заключение об отклонении этого протеста. Если протест является обоснованным, он его поддерживает.
В некоторых случаях, когда протест недостаточно обоснован, прокурор предлагает прокурору района (города) или его помощнику дать самому заключение в суде кассационной инстанции. Однако было бы целесообразным, в интересах объективности, чтобы в судах кассационной инстанции давали заключение прокуроры республиканских, краевых и областных прокуратур, то есть прокуроры, не связанные с производством по делам в судах первой инстанции.
Участвуя в суде кассационной инстанции в рассмотрении жалоб или протестов, прокурор в случае установления нарушения закона делает об этом заявление суду, а затем использует этот факт при принесении протеста в порядке надзора, если нарушение повлекло за собою принятие судом незаконного и необоснованного определения.
Прокурор самостоятелен в выборе дел, по которым он дает заключение. По общему правилу прокурор вступает в дело, рассматриваемое по протесту прокурора, а также в дела важнейшей категории. Это те дела, по которым закон и Генеральный прокурор РФ в приказе № 1 от 5 января 1997 г. обязывают прокуроров давать заключения в судах первой инстанции.
Участвуя в рассмотрении дела, прокурор дает заключение о законности и обоснованности решения после объяснения лиц, участвующих в деле (ст. 303 ГПК). Прокурор высказывает свои соображения о судьбе решения применительно к полномочиям суда кассационной инстанции, содержащимся в ст. 305 ГПК. Давая заключение в кассационной инстанции, прокурор дает заключение в целом по делу, а не только в пределах протеста или жалобы. Если при этом будут установлены нарушения норм материального или процессуального права, прокурор дает заключение об отмене решения независимо от того, содержатся ли указания об этих нарушениях в протесте или жалобе*.
При обнаружении оснований для вынесения частных определений в случаях, указанных в ст. 225 ГПК, прокурор высказывает соответствующие предложения суду кассационной инстанции.
Деятельность прокурора в суде кассационной инстанции завершается составлением отчета (заключения), в котором указываются: содержание решения суда, повод к рассмотрению дела в кассацион-

' См.: постановление Пленума Верховного Суда СССР от 8 октября 1973 г. (с изменениями на 6 сентября 1979 г.) "О практике рассмотрения гражданских дел в кассационном порядке" // Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР 1924-1986. M., 1987. С. 356.

VIII. Участие прокурора в рассмотрении судами гражданских дел


331
ной инстанции, мотивы опротестования или обжалования решения и результаты рассмотрения дела. Если имеются расхождения в позиции прокурора с определением суда, - допустим, прокурор просил об отмене решения, а суд оставил его без изменения, и наоборот, - он докладывает об этом прокурору, имеющему право принесения по делу протеста в порядке надзора, который и принимает решение о принесении надзорного протеста.
Руководитель органа прокуратуры утверждает отчет (заключение) прокурора, который после этого становится процессуальным документом. Он хранится в специальном наряде в отделе прокуратуры республики, края или области. К заключению прокурора могут впоследствии обратиться другие прокуроры, которые будут проверять дело в порядке надзора. По этим документам впоследствии производится также изучение и обобщение кассационной практики по определенной категории гражданских дел или за определенный период.
После вынесения судом кассационного определения прокурор проверяет его законность и обоснованность. Если он установит, что определение не соответствует или противоречит закону, он решает вопрос о возможности принесения протеста в порядке надзора. В этом случае он докладывает дело прокурору, полномочному принести протест в надзорном порядке, и тот принимает окончательное решение.

§ 4. Участие прокурора в рассмотрении гражданских дел в стадии надзорного производства
Надзорное производство по гражданским делам, так же как и в уголовном судопроизводстве, .является стадией исключительной. Исправление ошибок судов первой инстанции должно происходить, как правило, в судах кассационной инстанции. Между тем в надзорном порядке пересматривается незаконных и необоснованных решений больше, чем в кассационном порядке. Происходит это, главным образом, вследствие неудовлетворительной работы прокуроров, осуществляющих надзор за законностью решений, определений и постановлений судов первой и кассационной инстанций, которые своевременно не принимают надлежащих мер к исправлению ошибок этих судов. Надзорное производство по гражданским делам призвано исправлять эти ошибки. Участие прокурора в стадии надзорного производства является одной из существенных гарантий успешного пересмотра решений, определений и постановлений судов, вступивших в законную силу. Генеральный прокурор РФ предлагает подчиненным прокурорам правильно и своевременно проверять и разрешать надзорные жалобы, в необходимых случаях приостанавливать исполнение незаконных и необоснованных решений и опротестовывать такие судебные решения. При отсутствии оснований для принесения протеста предлагается составлять мотивированное за-




332







ключение с сообщением заявителю результатов рассмотрения его жалобы с изложением мотивов отказа.
Обобщения производств прокуроров в надзорном порядке, проведенные Генеральной прокуратурой России, показывают, что в целом надзорное производство по гражданским делам в органах прокуратуры осуществляется правильно. Многие неправосудные решения исправляются по протестам прокуроров. Однако не все прокуроры выполняют указания Генерального прокурора о своевременном и правильном рассмотрении жалоб и проверке гражданских дел. Некоторые дела изучались прокурорами невнимательно, без учета существенных доводов, содержащихся в жалобах, в результате чего по делам принимались необоснованные решения об отказе в принесении протеста. Это порождает направление гражданами и должностными лицами повторных жалоб и обращение в центральные органы прокуратуры и правосудия, тогда как подавляющее большинство таких жалоб могло бы получить правильное разрешение на местах. Вследствие недостаточно глубокого анализа материалов гражданского дела и жалоб, а также ошибок в применении норм материального и процессуального права некоторые прокуроры приносят необоснованные протесты. В результате суды надзорной инстанции отклоняют около 15% протестов, принесенных прокурорами. Определенная часть постановлений и определений судов, которыми отклонены надзорные протесты прокуроров, пересматриваются вышестоящими судами надзорных инстанций (около 5%), однако то, что отклоняется каждый десятый протест прокуроров, свидетельствует о серьезных недостатках в подготовке надзорных протестов.
Некоторые прокуроры не проявляют должной принципиальности и в тех случаях, когда необоснованно отклоняются их протесты, они не переносят решения этих вопросов на рассмотрение вышестоящих прокуроров и не добиваются отмены необоснованных и незаконных постановлений и определений судов надзорной инстанции. В то же время до сих пор не исключены из практики случаи необоснованного отзыва протестов прокуроров с рассмотрения суда надзорной инстанции. Бывает и такое, когда прокурор района или города вносит вышестоящему прокурору представление об опротестовании в порядке надзора незаконного определения кассационной инстанции, отменившей законное и обоснованное решение, но оно не поддерживается вышестоящим прокурором.
Субъектами надзорного опротестования являются прокуроры, перечень которых содержится в ст. 320 ГПК1. Этот перечень не подлежит расширительному толкованию. Прокурор, не обладающий правом принесения надзорного протеста, вносит соответствующее представление вышестоящему прокурору, правомочному это сде-
' Эти же прокуроры, согласно ст. 320 ГПК, вправе приносить протесты на вступившие в законную силу решения и определения мировых судей.

VIII. Участие прокурора в рассмотрении судами гражданских дел


333
лать. Свои полномочия по принесению надзорных протестов прокуроры используют в случае необходимости исправить ошибки мировых судей, судов первой инстанции, которые не были своевременно исправлены. Предметом надзорного опротестования могут быть также решения и определения суда апелляционной инстанции (ст. 31810 ГПК), определения судов кассационной инстанции, когда необоснованно отменялись или изменялись законные и обоснованные решения судов первой инстанции, и наоборот, оставлялись без изменения решения незаконные и необоснованные, а протесты и жалобы, принесенные на предмет их отмены, необоснованно отклонялись апелляционными или кассационными инстанциями. Определенная часть надзорных протестов приносится прокурорами в связи с необходимостью отмены или изменения определений и постановлений самих надзорных инстанций, которые не соответствуют или противоречат закону. Допустим, президиум областного суда отклонил протест прокурора области. Последний вносит представление Генеральному прокурору РФ, и тот приносит протест в Верховный Суд РФ, в котором предлагает отменить постановление президиума областного суда.
Закон (ст. 322 ГПК) предоставляет прокурорам, приносящим надзорный протест, а также прокурорам районов и городов право истребования из суда гражданских дел для разрешения вопроса о наличии оснований для принесения протеста в порядке надзора. При этом следует иметь в виду, что гражданское дело может быть истребовано лишь в том случае, когда решение по нему вступило в законную силу. Поводами для истребования и проверки дела могут быть жалобы сторон, третьих лиц, представителей общественных организаций и трудовых коллективов, сообщения в печати и в других средствах массовой информации, результаты проверки деятельности судов, а также усмотрение самого прокурора. Иначе говоря, любой сигнал о незаконности судебного решения служит поводом для производства по делу в порядке надзора.
Каждая жалоба на решение, вступившее в законную силу, подлежит тщательной проверке. При этом не может быть без внимания оставлен ни один довод, приведенный в жалобе. В результате проверки жалобы и изучения материалов дела прокурор принимает решение об отказе в принесении протеста или о принесении протеста.
В случае отклонения жалобы прокурор составляет заключение. В нем указывается: содержание решения Мирового судьи, суда· первой инстанции, апелляционного или кассационного определения; наиболее существенные доводы, приводимые в жалобе; ссылка на доказательства, опровергающие доводы жалобы; материальные и процессуальные основания, в силу которых решения суда признаются законными и обоснованными; решение об отказе в принесении протеста и сообщении заинтересованному лицу о принятом решении. При составлении заключения прокурор руководствуется ст. 322 ГПК. Заключение подписывается прокурором, от имени которого оно





334
составлено, и утверждается прокурором, правомочным принести надзорный протест. После этого заключение приобретает силу процессуального документа. Оно остается в надзорном производстве, которое хранится в отделе по надзору по гражданским делам прокуратуры субъекта РФ. К заключению могут обратиться в последующем и другие прокуроры, которым предстоит проверять жалобы на решение суда. Автору жалобы прокурор сообщает о принятом решении. При этом от прокурора требуется, чтобы он подробно, с указанием мотивов, убедительно и в уважительной форме сообщил заинтересованному лицу о своем решении. При этом автору жалобы должен быть разъяснен порядок обжалования принятого решения. Ответ должен быть подписан прокурором субъекта РФ или заместителями этих прокуроров. Если лицо, получившее это сообщение, не согласится с принятым решением, оно обращается с жалобой к вышестоящему прокурору, приложив к жалобе ответ этого прокурора. В этом случае вышестоящая прокуратура обязана принять жалобу к своему производству, истребовать дело и проверить его. Закон о прокуратуре (ст. 10) запрещает прокурорам пересылать жалобы тем прокурорам, на решения которых приносится жалоба.
В случае необходимости прокуроры вправе приостановить исполнение соответствующих решений, определений и постановлений до окончания производства в порядке надзора. Указание прокурора о приостановлении решения дается в письменном виде и направляется в суд, принявший решение по делу. Некоторые прокуроры ошибочно направляют указание о приостановлении решения в суд, который будет впоследствии рассматривать его надзорный протест.
При принесении надзорного протеста прокурор исходит из требований закона (ст. 330 ГПК) об основаниях к отмене в порядке надзора решений, определений и постановлений судов. Основаниями к опротестованию являются их необоснованность или существенные нарушения норм материального или процессуального права. Существенными нарушениями процессуального закона являются: рассмотрение дела судом в незаконном составе; нарушение принципа независимости судей; нарушение принципа о национальном языке судопроизводства; рассмотрение дела в отсутствие лиц, которые не были своевременно извещены о месте и времени судебного заседания, и др. Нарушения норм материального права заключаются в неприменении судами закона, подлежащего применению; в применении закона, не подлежащего применению; неправильном толковании закона. Необоснованность решения означает, что фактические обстоятельства, имеющие значение по делу, не были проверены, как того требует закон - всесторонне, полно и объективно.
К надзорному протесту прокурора предъявляются те же требования, что и к кассационному. Его содержание должно быть объективным, с подробным изложением фактических обстоятельств дела; выводы должны быть мотивированными; предложения о судьбе опротестованных решений должны быть основаны на нормах ма-

VIII. Участие прокурора в рассмотрении судами гражданских дел


335
териального и процессуального права. Целесообразно, чтобы в протесте содержалось изложение наиболее существенных мотивов жалобы, послуживших поводом к принесению протеста. В необходимых случаях жалоба или ее копия должны быть приложены к протесту.
Прокуроры, принесшие протест в порядке надзора, вправе отозвать его до начала рассмотрения дела (ст. 37 Закона о прокуратуре). Вышестоящему прокурору такое право не предоставлено. Это свидетельство повышения процессуальной самостоятельности прокуроров, принесших надзорные протесты, и в то же время повышения их ответственности за качество приносимых протестов. Об отзыве протеста суд извещает лиц, участвующих в деле. В ходе рассмотрения дела необоснованный протест не может быть отозван, он подлежит отклонению (ст. 326 ГПК).
Суд, рассматривающий дело, обязан заблаговременно известить прокурора о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 328 ГПК участие Генерального прокурора РФ в заседании Президиума Верховного Суда РФ, а прокурора субъекта РФ в заседании президиума соответствующего суда обязательно. В практике есть факты, когда в рассмотрении дела участвуют не прокуроры субъектов РФ, как того требует закон, а их заместители. Это является существенным нарушением закона. Заместитель прокурора вправе участвовать в рассмотрении дела, если он исполняет обязанности прокурора субъекта РФ. При отсутствии прокурора рассмотрение дела должно быть отложено.
Прокурор, участвующий в рассмотрении гражданского дела в надзорной инстанции, проверяет полномочия суда данного состава на рассмотрение конкретного дела. Если кто-то из судей неправомочен участвовать в рассмотрении деда, прокурор заявляет ему отвод.
Прокурор, участвуя в рассмотрении дела судом надзорной инстанции, поддерживает протест, принесенный им или вышестоящим прокурором, или дает заключение по делу, рассматриваемому по протесту председателя суда или его заместителя. При даче заключения прокурор указывает мотивы, в силу которых он считает протест обоснованным или необоснованным. Суд надзорной инстанции при рассмотрении дела не связан доводами протеста и обязан проверить дело в полном объеме. Это обязывает прокурора при даче заключения учитывать не только доводы, содержащиеся в протесте, но и все иные существенные нарушения норм материального и процессуального права. Если таковые будут установлены, прокурор дает заключение об отмене решения с учетом этих нарушений.
Деятельность прокурора в суде надзорной инстанции заканчивается его надзором за законностью и обоснованностью постановления или определения суда надзорной инстанции. Если оно является незаконным или необоснованным, прокурор входит с представлением к вышестоящему прокурору о его отмене или изменении.
Близко по правовой природе и процессуальному значению к надзорному производству стоит возобновление дела по вновь от-





336
крывшимся обстоятельствам. По этой причине некоторые прокуроры при исправлении судебных ошибок подменяют один вид производства другим, и вместо того, чтобы обратиться в суд, вынесший решение о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам, приносят по делу надзорный протест. В отличие от уголовного судопроизводства возобновляет гражданское дело по вновь открывшимся обстоятельствам не прокурор (ст. 384 УПК), а суд, вынесший решение, подлежащее пересмотру (ст. 333' ГПК).
Проверяя дело, прокурор учитывает особенности оснований к возобновлению дел по вновь открывшимся обстоятельствам (ст. 333 ГПК). Этими основаниями являются: 1) существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю; 2) установленные вступившим в законную силу приговором суда заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложные показания эксперта, заведомо неправильный перевод, подложность документов или вещественных доказательств, повлекших за собою вынесение незаконного или необоснованного решения; 3) установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные действия сторон, других лиц, участвующих в деле, или преступные действия судей, допущенные при рассмотрении
данного дела; 4) отмена решения, приговора, определения или постановления
суда либо постановления другого органа, послужившего основанием к вынесению данного решения, определения или постановления.
Установив новые обстоятельства, прокурор в течение трех месяцев со дня их обнаружения подает заявление в суд, вынесший решение. В заявлении прокурор указывает конкретные фактические обстоятельства, являющиеся новыми для заявителя. При этом он дает обоснование их существенного значения по делу и указывает, в силу каких причин они не были известны.
Если речь идет о лжесвидетельстве, ложности заключения эксперта или перевода, а также о злоупотреблении судей, прокурор прилагает к заявлению копию вступившего в законную силу приговора в отношении виновных лиц. В указанных случаях прокурор приводит мотивы, в силу которых нельзя признать законным и обоснованным решение по делу. Если новые обстоятельства не повлекли за собою принятия судом незаконного или необоснованного решения, он отказывает в принесении заявления и сообщает об этом заинтересованным лицам.
Заявление прокурора о возобновлении дела суд рассматривает в судебном заседании с участием прокурора. Прокурор в суде дает заключение об обоснованности заявления и о необходимости его удовлетворения. В случае отмены решения дело рассматривается судом в обычном порядке. Суд, рассмотрев заявление о пересмотре решения, определения или постановления по вновь открывшимся обстоятельствам, вправе, удовлетворив заявление, отменить реше-

VIII. Участие прокурора в рассмотрении судами гражданских дел


337
ние, определение или постановление, либо отказать в удовлетворении заявления, тем самым отказывая в пересмотре дела. Определение суда об удовлетворении заявления о пересмотре решения, определения или постановления обжалованию не подлежит.
В случае отмены решения, определения или постановления дело рассматривается в обычном порядке (ст. 337 ГПК).

§ 5. Прокурорский надзор в стадии исполнительного производства
В стадии исполнительного производства реализуются предписания судов и других государственных органов и общественных организаций, содержащиеся в их решениях (ст. 338 ГПК). Вынесение судом решения об удовлетворении иска еще не означает его автоматического проведения в жизнь. Восстановленный на работе гражданин, как незаконно уволенный, может иметь на руках положительное решение суда, однако если руководитель предприятия откажется исполнить решение суда, оно останется нереализованным, и нарушенные права и законные интересы незаконно уволенного гражданина не будут восстановлены. Эффективность и действенность решений суда определяется в конечном итоге реальным их исполнением. Поэтому прокуроры, осуществляющие надзор за законностью решений, постановлений и определений по гражданским делам, обязаны уделять такое же пристальное внимание правильному и своевременному исполнению решений суда, какое они уделяют соблюдению законов в предшествующих стадиях гражданского
.судопроизводства. Эта функция прокуроров обусловлена требованиями, вытекающими из ст. 1 Закона о прокуратуре, а также из Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 21 июля 1997 г. № 119-Ф31.
Предметом надзора являются гражданские дела, исполнительное производство, все гражданско-процессуальные действия, совершаемые в стадии исполнения решений, определений и постановлений суда. Особое место среди них занимают действия судебных приставов-исполнителей, регулируемые Федеральным законом "О судебных приставах" от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ2 и упомянутым выше Федеральным законом "Об исполнительном производстве". Деятельность прокурора по надзору за исполнением указанных законов судебными приставами осуществляется в соответствии с указанием Генерального прокурора РФ "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении полномочий судебными приставами" от 6 января 1999 г. № 1/7. В предмет надзора включаются постановления суда или судьи в части имуществен-
' СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3591. 2 СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3590.





338
ных взысканий по делам об административных нарушениях; исполнительные надписи нотариальных органов; решения третейских судов; постановления профсоюзных комитетов предприятий, учреждений, организаций по трудовым спорам о возмещении вреда; постановления прокуроров о выселении в административном порядке граждан, самоуправно занявших жилые помещения или проживающих в домах, находящихся в аварийном состоянии и т. д.
Предметом прокурорского надзора в стадии исполнения решений являются также судебные приговоры по уголовным делам в части разрешения гражданского иска о возмещении ущерба, причиненного преступлением (ст. 310 УПК). Некоторые прокуроры, осуществляющие надзор в стадии исполнения решений по гражданским делам, не придают должного значения рассмотрению судом в порядке гражданского судопроизводства исков, вытекающих из уголовного дела. Суду, рассматривающему уголовное дело, предоставлено право в исключительных случаях, при невозможности произвести подробный расчет по гражданскому иску, признать за гражданским истцом права на удовлетворение иска с передачей вопроса о его размерах на рассмотрение суда в порядке гражданского судопроизводства. В этих случаях прокуроры, участвующие в рассмотрении гражданского иска, не всегда учитывают, что суд в порядке уголовного судопроизводства уже положительно решил вопрос о признании за гражданским истцом права на возмещение ущерба, однако они вопреки требованиям закона входят в обсуждение этого вопроса. Единственное право суда в этом случае - это уточнить размеры
взыскания.
При осуществлении надзора значительное внимание уделяется исполнению решений судей об исключении вещей из описи. На практике случается так, что следователь прилагает большие усилия, чтобы обнаружить преступно нажитое имущество или ценности, а также имущество, которое по приговору суда должно быть конфисковано и обращено в доход государства, однако судьи не учитывают важность этого фактора в борьбе с преступностью и с большой легкостью по искам заинтересованных лиц выносят решения об исключении вещей из описи. В ряде случаев судьи даже не знакомятся с уголовными делами, по которым произведены соответствующие процессуальные действия как следственными органами, так и судом. По искам заинтересованных лиц описанное имущество и ценности безнаказанно "растаскиваются", и в итоге преступно нажитое имущество и ценности оказываются во владении близких или родственников осужденных за совершение преступлений.
Субъектами исполнения, согласно ст. 3, 5 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ, являются судебные приставы-исполнители, предприятия, учреждения, организации, должностные лица и граждане. Задача прокурора состоит в том, чтобы устранить нарушения закона, допущенные этими субъектами.

VIII. Участие прокурора в рассмотрении судами гражданских дел


339
Особое внимание прокуроры придают проверке законности и своевременности исполнения решений суда о возмещении материального ущерба, причиненного предприятиям, учреждениям и организациям, о восстановлении на работе незаконно уволенных, о выселении из жилого помещения, о взыскании алиментов на содержание детей и других решений, которые направлены на восстановление прав и законных интересов государства, предприятий и организаций, а также граждан.
Прокурор проверяет законность и обоснованность таких решений в ряде случаев только тогда, когда к нему поступают жалобы от заинтересованных лиц на отказ соответствующих должностных лиц исполнить решение суда. В таких случаях прокурор, используя свои полномочия, принимает меры к исполнению судебного решения. Между тем от прокурора требуется, чтобы он систематически, а не только по поступившим к нему сигналам проверял своевременность и правильность исполнения судебных решений. Он обязан также проверять правильность и своевременность исполнения решений и постановлений иных государственных органов и общественных организаций. С одинаковой тщательностью прокурор проверяет как дела, так и исполнительное производство, находящееся у судебного пристава-исполнителя. Изучая исполнительное производство, прокурор проверяет правильность оформления исполнительного листа; соответствие его содержания предписаниям суда, изложенным в решении; наличие соответствующих документов, приложенных к исполнительному листу. Прокурор осуществляет надзор также за соблюдением установленного порядка взыскания ущерба (удержание из зарплаты должника не выше 50%).
Целесообразно проверить все списанные в архив исполнительные документы, в особенности по мотивам "безнадежности" взыскания причиненного материального ущерба. За этим могут скрываться злоупотребления должностных лиц учреждений и предприятий, которые представляют судебному исполнителю соответствующие документы. При определении судом солидарной ответственности прокурору надлежит проверить сводное исполнительное производство. Оно находится у судебного пристава-исполнителя или в канцелярии суда. Он проверяет, взыскан ли ущерб в полном объеме, с кого из должников, разъяснено ли лицу, с которого взыскан ущерб, его право предъявления регрессного иска к другим должникам.
Прокурору следует обращать внимание также и на то, производят ли судебные приставы-исполнители повторные проверки у должников, имущество которых может быть возвращено на прежнее место после того, как судебный пристав-исполнитель убедился в его "отсутствии".
Проверяя на предприятиях и в организациях законность исполнения решений суда, прокуроры следят за тем, чтобы руководители совместно с главными бухгалтерами не отзывали необоснованно исполнительные листы и не снижали размера удержаний из за-






340
работной платы должника, установленного судебным приставом-исполнителем. При проверке деятельности судебного пристава-исполнителя прокурор вправе истребовать любое исполнительное производство, потребовать представления ему объяснений при нарушении порядка исполнения решений. При установлении нарушения закона о порядке исполнения судебного решения прокурор вносит представление в суд или в местные органы юстиции, которые обязаны принять меры к упорядочению исполнения решений и сообщить об этом прокурору (ст. 24 Закона о прокуратуре). В случае нарушения судебным приставом-исполнителем закона о порядке исполнения решения суда, в подчинении которого он находится, прокурор приносит в этот суд протест. Если отказ от исполнения решений суда носит преступный характер, прокурор вправе возбудить против виновного уголовное преследование.
Правильная организация работы прокуроров по проверке законности исполнительного производства оказывает положительное воздействие на совершенствование работы следственного аппарата органов прокуратуры и внутренних дел. Следователи не всегда производят опись имущества у лиц, совершивших корыстные преступления, или это делают с опозданием, когда похищенные или нажитые преступным путем деньги и иные ценности запрятаны или реализованы. Следователи не всегда передают описанное имущество под ответственное хранение конкретным лицам, чтобы впоследствии с виновных можно было взыскать стоимость укрытого или реализованного имущества. Не всегда к обвинительному заключению приобщаются справки о размере причиненного ущерба и возмещении вреда. Располагая этими сведениями, прокурор принимает меры к устранению отмеченных недостатков в деятельности работников следственного аппарата по возмещению материального ущерба, причиненного преступлениями.
Контрольные вопросы
1. Какими средствами реагирования располагает прокурор при устранении нарушений закона в гражданском судопроизводстве?
2. В чем состоят особенности предъявления прокурором исков в суд?
3. Какая категория гражданских дел является для прокурора обязательной для его участия в рассмотрении их в суде?
4. В каких случаях решение суда подлежит опротестованию прокурором?
5. Каков круг полномочий прокурора, участвующего при кассационном рассмотрении гражданского дела?
6. Какова методика проверки прокурором исполнительного производства?


Глава IX ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ О НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

§ 1. Надзор за исполнением законов о борьбе с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних
Забота о воспитании несовершеннолетних является важной конституционной обязанностью всех граждан, государственных органов и общественных организаций. Реализация правовой реформы предполагает повышение требований к трудовому, идейно-политическому и нравственному воспитанию молодежи.
В настоящее время, когда решение социальных проблем по воспитанию молодежи существенно усложнилось, возросла необходимость правового воздействия на совершенствование воспитания и образования подрастающего поколения, его гражданское, трудовое и интернациональное становление. Важная роль в выполнении этих задач принадлежит органам прокуратуры. Однако, как отмечается Генеральным прокурором РФ в приказе № 30 от 18 мая 1995 г. "О задачах органов прокуратуры по повышению эффективности надзора за исполнением законов о несовершеннолетних", а также в указании заместителя Генерального прокурора РФ № 12/21 от 27 февраля 1996 г. "Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о социальной защите материнства и детства", органы прокуратуры не всегда используют свои полномочия, часто действуют без учета реальных проблем, рожденных жизнью. Прокуроры недостаточно внимания уделяют вопросам охраны прав и законных интересов· несовершеннолетних, особенно в сфере образования, семейного воспитания, деятельности органов опеки, социальной защиты и здравоохранения. Отмечая эти недостатки, Генеральный прокурор РФ в своем приказе № 30 от 18 мая 1995 г. потребовал активизации прокурорского надзора в данном направлении, повышения его эффективности, особенно в предупреждении правонарушений несовершеннолетних.
В практике работы органов прокуратуры слабо используются возможности индивидуальной работы с подростком, профилактики правонарушений. В предупредительной работе преимущественно преобладают мероприятия "общего характера", многие из которых страдают формализмом и казенщиной. Некоторые прокуроры в своей профессиональной деятельности слабо связаны с местными органами самоуправления, их комиссиями по делам несовершеннолетии-




342

них, учреждениями просвещения, профобразования, трудовыми коллективами. Это существенно отражается на эффективности предупредительной работы, которая занимает важное место в системе мер по борьбе с безнадзорностью несовершеннолетних.
Задачи органов прокуратуры состоят в том, чтобы, используя полномочия по осуществлению надзора за исполнением законов, обеспечивать гарантии прав и законных интересов несовершеннолетних, улучшать работу по борьбе с преступностью и правонарушениями, выявлять и устранять причины и условия, им способствовавшие, добиваться возвращения к честной трудовой жизни каждого оступившегося подростка. В целях устранения нарушений закона и восстановления нарушенных прав и законных интересов несовершеннолетних прокуроры используют предусмотренные Законом о прокуратуре средства реагирования: протест, представление, постановление, право заслушивать на заседаниях коллегий прокуратур сообщения и объяснения руководителей и иных должностных лиц органов государственного управления, предприятий и организаций.

<< Предыдущая

стр. 16
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>