<< Предыдущая

стр. 22
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Воинские звания офицеров органов военной прокуратуры соответствуют классным чинам прокурорских работников территориальных органов прокуратуры.

434 Приложения
При увольнении офицеров органов военной прокуратуры (до полковника включительно) с военной службы и поступлении на службу в территориальные или специализированные органы прокуратуры им присваиваются соответствующие их воинскому званию классные чины, а при определении на военную службу прокуроров и следователей, имеющих классные чины (до старшего советника юстиции включительно), им присваиваются соответствующие воинские звания (в ред. Федерального закона от 10.02.99).
11. Аттестация военных прокуроров и следователей производится в порядке, устанавливаемом Генеральным прокурором Российской Федерации для всех прокурорских работников, с учетом особенностей прохождения военной службы.
Военным прокурорам и следователям с учетом профессионального опыта и квалификации присваиваются, квалификационные классы в порядке, устанавливаемом Генеральным прокурором Российской Федерации.
12. Военные прокуроры и следователи поощряются и несут дисциплинарную ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом и Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации. Право поощрения и наложения дисциплинарного взыскания имеют только вышестоящие военные прокуроры и Генеральный прокурор Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 10.02.99).
13. Численность военнослужащих и лиц гражданского персонала органам военной прокуратуры выделяется за счет и пропорционально численности соответственно Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований. Численность личного состава органов военной прокуратуры включается в штатную численность Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований (в ред. Федерального закона от 10.02.99).
Статья 49. Материальное и социальное обеспечение военнослужащих и работников органов военной прокуратуры
1. На военнослужащих органов военной прокуратуры распространяется законодательство Российской Федерации, устанавливающее правовые и социальные гарантии, пенсионное, медицинское, другие виды обеспечения военнослужащих.
2. Денежное довольствие военных прокуроров и следователей состоит из оклада по должности, оклада по воинскому званию; надбавок за выслугу лет, за особый характер службы (в размере 50 процентов оклада по должности); за сложность, напряженность и специальный режим службы (в размере до 50 процентов оклада по должности); процентных надбавок за ученую степень, почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации", а также иных надбавок и дополнительных денежных выплат, предусмотренных для военнослужащих. Должностные оклады военных прокуроров и следователей устанавливаются в соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 44 настоящего Федерального

Основные нормативные акты 435
закона. Выплата денежного довольствия производится Министерством обороны Российской Федерации, командованием Федеральной пограничной службы Российской федерации, других войск, воинских формирований и органов.
Доплата за сложность, напряженность и специальный режим службы устанавливается по решению руководителя органа военной прокуратуры с учетом объема и результатов работы каждого военного прокурора или следователя (в ред. Федерального закона от 10.02.99).
3. Военным прокурорам и следователям, имеющим право на пенсию за выслугу лет, выплачивается ежемесячная надбавка к денежному содержанию в размере 50 процентов пенсии, которая могла быть им назначена (в ред. Федерального закона от 10.02.99).
4. Правовое положение и материальное обеспечение гражданского персонала органов военной прокуратуры определяются по правилам, предусмотренным для работников территориальных органов прокуратуры (введен Федеральным законом от 10.02.99).
Статья 50. Финансирование и материально-техническое обеспечение органов военной прокуратуры
1. финансирование органов военной прокуратуры осуществляется соответственно Министерством обороны Российской Федерации, командованием Федеральной пограничной службы Российской Федерации, других войск и воинских формирований за счет выделяемых им для этих целей средств федерального бюджета (в ред. федерального закона от 10.02.99).
2. Материально-техническое обеспечение органов военной прокуратуры, выделение им служебных помещений, транспорта, средств связи и других видов обеспечения и довольствия производятся Министерством обороны Российской Федерации, командованием Федеральной пограничной службы Российской Федерации, других войск и воинских формирований по установленным нормам (в ред. Федерального закона от 10.02.99).
3. Охрана служебных помещений органов военной прокуратуры осуществляется воинскими частями.
Раздел VII. Иные вопросы организации и деятельности органов прокуратуры
Статья 51. Статистическая отчетность
Генеральная прокуратура Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными министерствами и ведомствами разрабатывает систему и методику единого учета и статистической отчетности о состоянии преступности, раскрываемости преступлений, следственной работе и прокурорском надзоре, а также устанавливает единый порядок формирования и представления отчетности в органах прокуратуры.

436 Приложения
Статья 52. Финансирование и материально-техническое
обеспечение органов и учреждений прокуратуры
1. Финансирование и материально-техническое обеспечение органов и учреждений прокуратуры осуществляются за счет средств федерального бюджета. Финансирование строительства и капитального ремонта зданий, технического оснащения органов прокуратуры может осуществляться также за счет средств местных бюджетов.
Финансовое обеспечение деятельности органов и учреждений прокуратуры осуществляет Генеральная прокуратура Российской Федерации.
2. Органы местного самоуправления обеспечивают расположенные на подведомственных им территориях органы прокуратуры соответствующими служебными помещениями на условиях аренды и их охрану органами внутренних дел.
3. Транспортными и техническими средствами и форменным обмундированием органы прокуратуры обеспечиваются в централизованном порядке Правительством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета (в ред. Федерального закона от 10.02.99).
4. Финансирование материально-технического и иного обеспечения органов прокуратуры, мер по социальной защите работников осуществляется также из средств внебюджетного Фонда развития прокуратуры Российской Федерации. В указанный фонд перечисляется 10 процентов денежных средств, поступающих по инициативе прокуратуры в доход предприятий и организаций (введен Федеральным законом от 10.02.99).
Положение о Фонде развития прокуратуры Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации (введен Федеральным законом от 10.02.99).
Статья 53. Печать органов и учреждений прокуратуры
Органы и учреждения прокуратуры имеют печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и полным наименованием учреждения.
Статья 54. Разъяснение некоторых наименований,
содержащихся в настоящем Федеральном законе
Содержащиеся в настоящем Федеральном законе наименования обозначают:
прокурор (в пункте 3 статьи 1, статье 3, пунктах 3 и 4 статьи 4, пунктах 1 и 2 статьи 5, статьях 6, 7 и 10, пункте 1 статьи 22, статьях 25 и 27, пункте 1 статьи 30, статье 31, пункте 1 статьи 33, статье 34, пунктах 1-4 статьи 35, статье 37, пункте 3 статьи 40, пунктах 1 и 5 статьи 401, статье 404, пункте 3 статьи 405, пункте 5 статьи 41, статье 411, статье 414, статье 42, пункте 3 статьи 43, пункте 2 статьи 434, пунктах 2- 5 и 7 статьи 44, статье 45, пункте 3 статьи 46, статье 47, пунктах 1, 2, 6, 10-12 статьи 48, статье 49 настоящего Федерального закона) - Генеральный прокурор Российской Федерации, его советники, старшие помощники и помощники по особым поручениям, заместители Генерально-

Основные нормативные акты 437
го прокурора Российской Федерации, их помощники по особым поручениям, заместители, старшие помощники и помощники Главного военного прокурора, все нижестоящие прокуроры, их заместители, помощники прокуроров по особым поручениям, старшие помощники и помощники прокуроров, старшие прокуроры и прокуроры, старшие прокуроры-криминалисты и прокуроры-криминалисты управлений и отделов, действующие в пределах своей компетенции;
прокурорские работники - прокуроры и следователи, а также другие работники органов и учреждений прокуратуры, имеющие классные чины (воинские звания) (в ред. Федерального закона от 10.02.99).
15 - 545

ИЗВЛЕЧЕНИЕ
из Федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации"
от 10 февраля 1999 г. № 31-ФЗ
Статья 2. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившими силу:
постановление Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 13 января 1992 года № 2181-1 "Об органах военной прокуратуры" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1992, № 5, ст. 202);
постановление Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 28 июня 1993 года № 5275-1 "Об утверждении Положения о классных чинах работников органов прокуратуры Российской Федерации, норм выдачи и описания форменной одежды для прокурорских работников" и Положение, утвержденное этим Постановлением (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 28, ст. 1103);
постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 23 июня 1997 года № 1607-II ГД "Об утверждении Положения о прохождении службы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации" и Положение, утвержденное этим Постановлением (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 27, ст. 3174).
Статья 3. Признать не действующими на территории Российской Федерации со дня вступления в силу настоящего Федерального закона:
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 17 февраля 1984 года "Об утверждении Положения о поощрениях и дисциплинарной ответственности прокуроров и следователей органов прокуратуры СССР" и Положение о поощрениях и дисциплинарной ответственности прокуроров и следователей органов прокуратуры СССР, утвержденное этим Указом (Ведомости Верховного Совета СССР, 1984, № 8, ст. 121);
Закон СССР от 11 июня 1991 года "О рассмотрении судом обращения прокурора о признании правового акта незаконным и о внесении дополнений в Закон СССР "О прокуратуре СССР" (Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1991, № 26, ст. 737).
Статья 4. Предложить Президенту Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Основные нормативные актыии 439
Статья 5. Поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом, а также определить типы и модели боевого ручного стрелкового оружия, предназначенного для личной защиты прокуроров и следователей, и порядок его приобретения органами прокуратуры Российской Федерации.
Статья 6. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 1 статьи 44 федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в части, устанавливающей доплаты к должностным окладам прокурорских работников за особые условия службы, сложность, напряженность и высокие достижения в труде и почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации".
Пункт 1 статьи 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в части, ^устанавливающей доплаты к должностным окладам прокурорских работников за особые условия службы, сложность, напряженность и высокие достижения в труде и почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации", вступает в силу с 1 января 1999 года.
15·

Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 18 апреля 1996 г. № 567
ПОЛОЖЕНИЕ
о координации
деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью
I. Общие положения
1. Координация деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, органов Федеральной службы безопасности, федеральных органов налоговой полиции, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов осуществляется в целях повышения эффективности борьбы с преступностью путем разработки и осуществления этими органами согласованных действий по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению,
2. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а также настоящим Положением.
3. В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью координируют Генеральный прокурор Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации, городов, районов и другие территориальные прокуроры, а также приравненные к ним военные и иные специализированные прокуроры.
Координация деятельности правоохранительных органов с учетом криминогенной обстановки может проводиться на межрегиональном уровне по поручению руководителей федеральных правоохранительных органов или по согласованию с ними.
4. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью осуществляется на основе:
соблюдения законности;
равенства всех участников координационной деятельности при постановке вопросов, внесении предложений, разработке рекомендаций и мероприятий;

Основные нормативные акты 441
самостоятельности каждого правоохранительного органа в пределах предоставленных ему законодательством Российской Федерации полномочий при выполнении согласованных решений, рекомендаций и проведении мероприятий;
гласности в той мере, в какой она не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации о защите прав и свобод человека и гражданина, о государственной и иной охраняемой законом тайне;
ответственности руководителя каждого правоохранительного органа за выполнение согласованных решений.
II. Основные направления координационной деятельности
5. Правоохранительные органы осуществляют:
совместный анализ состояния преступности, ее структуры и динамики, прогнозирование тенденций развития, изучение практики выявления, расследования, раскрытия, предупреждения и пресечения преступлений;
выполнение федеральных и региональных программ борьбы с преступностью;
разработку совместно с другими государственными органами, а также научными учреждениями предложений о предупреждении преступлений;
подготовку и направление в необходимых случаях информационных материалов по вопросам борьбы с преступностью Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации и Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органам местного самоуправления;
обобщение практики применения законов о борьбе с преступностью и подготовку предложений об улучшении правоохранительной деятельности;
разработку .предложений о .совершенствовании правового регулирования деятельности по борьбе с преступностью;
обобщение практики выполнения международных договоров Российской Федерации и соглашений с зарубежными странами и международными организациями по вопросам сотрудничества в борьбе с преступностью и выработку соответствующих предложений;
изучение координационной деятельности правоохранительных органов, распространение положительного опыта.
6. Координация деятельности правоохранительных органов осуществляется в следующих основных формах:
проведение координационных совещаний руководителей правоохранительные органов;
обмен информацией по вопросам борьбы с преступностью;
совместные выезды в регионы для проведения согласованных действий, проверок и оказания помощи местным правоохранительным орга-

442 Приложения
нам в борьбе с преступностью, изучения и распространения положительного опыта;
создание следственно-оперативных групп для расследования конкретных преступлений;
проведение совместных целевых мероприятий для выявления и пресечения преступлений, а также устранения причин и условий, способствующих их совершению;
взаимное использование возможностей правоохранительных органов для повышения квалификации работников, проведение совместных семинаров, конференций;
оказание взаимной помощи в обеспечении собственной безопасности в процессе деятельности по борьбе с преступностью;
издание совместных приказов, указаний, подготовка информационных писем и иных организационно-распорядительных документов;
выпуск совместных бюллетеней (сборников) и других информационных изданий;
разработка и утверждение согласованных планов координационной деятельности.
Выбор названных и иных форм координационной деятельности определяется ее участниками, исходя из конкретной обстановки.
Материально-техническое обеспечение координационной деятельности возлагается на ее участников.
III. Полномочия участников координационной деятельности
7. В целях обеспечения координации деятельности правоохранительных органов прокуроры созывают координационные совещания. В состав координационного совещания входят прокурор (председатель совещания) и руководители соответствующих правоохранительных органов или исполняющие их обязанности (члены совещания). Совещание созывается председателем по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал, а также по инициативе одного из членов координационного совещания.
На координационные совещания могут быть приглашены другие должностные лица правоохранительных органов, руководители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их подразделений, органов местного самоуправления, органов военного управления, общественных объединений, научные и педагогические работники, представители средств массовой информации. Согласованное решение об их участии принимается членами координационного совещания.
Для подготовки вопросов, рассматриваемых на координационном совещании, и участия в его работе могут привлекаться представители органов контроля и других государственных органов.
Члены координационного совещания при обсуждении вопросов пользуются равными правами.

Основные нормативные акты 443
8. Решение координационного совещания оформляется в письменной форме и считается принятым, если оно одобрено руководителями правоохранительных органов, на которых возлагается его выполнение. Руководители правоохранительных органов во исполнение решений координационного совещания издают приказы, указания, распоряжения и принимают соответствующие организационно-распорядительные меры. Если в реализации решения участвует несколько правоохранительных органов, организационное обеспечение возлагается на орган, указанный в решении первым.
Решения координационного совещания подписывают его председатель и руководители тех правоохранительных органов, на которые возложено его выполнение, а протоколы координационного совещания - его председатель.
Руководители правоохранительных органов - члены координационного совещания обеспечивают выполнение принятых решений в области, относящейся к ведению и компетенции возглавляемых ими органов.
9. Председатель координационного совещания:
созывает координационное совещание;
истребует информацию, необходимую для организации координационной деятельности;
организует рабочие группы из представителей правоохранительных органов;
назначает из числа работников прокуратуры ответственного секретаря координационного совещания, который возглавляет секретариат координационного совещания.
10. Члены координационного совещания:
вносят предложения по вопросам, относящимся к координационной деятельности, с обоснованием необходимости их рассмотрения, путей и способов решения;
вносят в согласованном порядке проекты документов, иные материалы, требующие обсуждения и принятия решения;
участвуют в обсуждении и выработке решений по вопросам, вынесенным на рассмотрение;
определяют участников рабочих групп;
вносят предложения об оценке эффективности принятых совместных решений и мер по их реализации. '
11. В целях подготовки материалов и проектов документов тю конкретным вопросам, вынесенным на рассмотрение координационного совещания, сбора и направления необходимой в связи с этим информации , в различные государственные органы и осуществления взаимодействия со средствами массовой информации организуются рабочие группы.
12. Секретариат координационного совещания формируется из представителей всех правоохранительных органов.
Секретариат координационного совещания:
проводит текущую организационную работу;
ведет документацию координационного совещания с соблюдением требований секретного делопроизводства;

444 Приложения
извещает членов координационного совещания и приглашенных на него лиц о повестке дня совещания с приложением проектов документов, подлежащих обсуждению, и других материалов;
организует подготовку и внесение предложений правоохранительных органов по плану работы координационного совещания;
формирует проекты планов работы и представляет их на рассмотрение руководителям правоохранительных органов;
анализирует ход выполнения планов и решений координационного совещания, о результатах информирует его председателя;
выполняет иные поручения председателя координационного совещания.
13. Проекты документов по вопросу, рассматриваемому на координационном совещании, готовит правоохранительный орган, которым в инициативном порядке внесено предложение о его рассмотрении, либо созданная для этих целей рабочая группа из представителей соответствующих правоохранительных органов.
IV. Взаимодействие с судами и органами юстиции
14. В целях повышения эффективности координации деятельности правоохранительных органов осуществляется взаимодействие с судами и органами юстиции.
Взаимодействие с судами и органами юстиции может проводиться в следующих согласованных формах:
взаимное информирование о состоянии преступности и судимости;
использование данных судебной статистики и материалов судебной практики при разработке мер по усилению борьбы с преступностью;
совместная работа по подготовке законопроектов о борьбе с преступностью;
проведение совместных семинаров и конференций, участие соответствующих специалистов в работе по повышению квалификации работников правоохранительных органов;
направление совместных информационных, писем, справок, обзоров;
участие в подготовке постановлений Пленума Верховного Суда РОССИЙСКОЙ Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Председатели судов, руководители органов юстиции могут принимать участие в координационных совещаниях правоохранительных органов.
15. Взаимодействие правоохранительных органов с судами по вопросам борьбы с преступностью осуществляется с соблюдением принципов самостоятельности органов судебной власти, независимости судей и их подчиненности только Конституции Российской Федерации и федеральным законам.


ПРИКАЗ
ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Об организации надзора и управления в органах прокуратуры Российской Федерации"
от 28 мая 1992 г. № 20
Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" определил ее назначение и место в .системе государственно-правовых институтов как самостоятельного, независимого, подотчетного только Съезду народных депутатов и Верховному Совету России органа надзора за исполнением законов.
Первоочередной задачей и конечной целью всех направлений прокурорской деятельности становится правовая защита граждан. Впервые законодательно закреплено, что возложение на прокуратуру иных, кроме предусмотренных законами Российской Федерации, функций не допускается, что прокуратура не подменяет органы государственного управления и контроля, не вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность. Расширены организационная и процессуальная самостоятельность прокуроров, усилены гарантии их независимости.
Изменение содержания прокурорской деятельности требует адекватных подходов к организации надзора и управления в органах прокуратуры.
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Начальникам управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам республик, краев, областей, гг. Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, городов и районов, военным, транспортным и иным специализированным прокурорам, всем прокурорским работникам в решении практических задач руководствоваться изложенными в ст. 4 Закона "О прокуратуре Российской Федерации" принципами организации и деятельности прокуратуры.
1.1. Исходить из того, что основное значение централизации прокурорской системы состоит в обеспечении единообразного исполнения за-

446


Приложения






конов в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеративным Договором.
Прокурор самостоятелен в решении всех отнесенных к его компетенции вопросов и несет всю полноту ответственности за организацию и осуществление надзора.
В случаях, когда нарушение закона не может быть устранено нижестоящим прокурором вследствие недостаточности его полномочий или по иным причинам, использовать преимущества централизации прокурорской системы, прав вышестоящих прокуроров и Генерального прокурора Российской Федерации. В руководстве и контроле за деятельностью подчиненных исключить диктат административный и навязывание позиций, противоречащих их основанным на законе убеждениям. Ограждать подчиненных от любого неправомерного вмешательства в их деятельность, привлекая виновных к ответственности.
1.2. Прокурорский надзор осуществлять гласно. Гражданам, общественным организациям, средствам массовой информации предоставлять возможность получения в предусмотренных законом пределах сведений о деятельности прокуратуры, состоянии законности и правопорядке.
2. На основе анализа надзорной и правоприменительной практики выявлять недостатки и пробелы действующего законодательства, потребности в дополнительном регулировании правоотношений. Необходимые материалы направлять соответствующим прокурорам для реализации ими права законодательной инициативы либо обращения в Конституционный Суд.
Прокурорам республик в рамках предоставленных полномочий активно влиять на законодательный процесс. Во всех случаях принятия республиканскими органами государственной власти нормативных актов, противоречащих Конституции и законам Российской Федерации, незамедлительно ставить в известность Генеральную прокуратуру России.
Использовать участие прокурора в заседаниях местных Советов народных депутатов и органов исполнительной власти для предотвращения принятия ими незаконных правовых актов.
3. Отказаться от контрольно-ревизионных методов надзора за исполнением законов местными представительными органами, органами исполнительной власти, управления и контроля, политическими и общественными объединениями, юридическими и должностными лицами. Проверки проводить лишь при наличии данных о нарушениях закона и в случаях, требующих непосредственного прокурорского вмешательства, когда полномочия других органов для их устранения и привлечения виновных к ответственности исчерпаны.
Поводами для проведения проверок считать прямые обращения, материалы уголовных, гражданских и арбитражных дел, контролирующих органов, средств массовой информации, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также другую информацию, содержащую достаточные данные о правонарушениях.
3.1. Прекратить практику проверок исполнения подзаконных и ведомственных актов. Внесение протестов и иных актов прокурорского

447
надзора по фактам, не носящим характер нарушения закона, рассматривать как вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность.
3.2. Соответствие законам нормативных актов местных Советов народных депутатов и органов исполнительной власти проверять независимо от наличия сведений об их нарушениях.
3.3. Изменить характер отношений с контролирующими органами. Прерогатива прокуратуры - исключительно в надзоре за исполнением ими законов и вправе требовать от них проведения проверок в подконтрольных организациях и на предприятиях, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов. Проверять законность и полноту принятых этими органами мер по устранению выявленных нарушений и привлечению виновных к ответственности.
3.4. В целях отмены незаконного акта обращаться по своему усмотрению с протестом в орган, издавший этот акт, или, если иное не предусмотрено законом, - с заявлением в суд. В суд обращаться также в случае необоснованного отклонения протеста либо его нерассмотрения в установленный срок.
4. Возложить непосредственный надзор за исполнением законов, а также за соответствием законам правовых актов, издаваемых:
федеральными министерствами и ведомствами, всероссийскими общественными объединениями
- на Генеральную прокуратуру Российской Федерации;
республиканскими министерствами, ведомствами и общественными объединениями
- на прокуратуры республик;
краевыми, областными, автономной области, автономных округов Советами народных депутатов, органами исполнительной власти и управления, региональными общественными объединениями
- соответственно на прокуратуры краев, областей, автономной области, автономных округов и приравненные к ним специализированные прокуратуры;
иными местными представительными органами, органами исполнительной власти и управления, юридическими лицами, общественными объединениями
- на другие территориальные и специализированные прокуратуры. Надзор за исполнением законов органами военного управления, воинскими частями и учреждениями осуществляется военными и соответствующими специализированными прокуратурами.
5. Средствами прокурорского надзора пресекать нарушения органами, осуществляющими дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность, процессуального порядка расследования преступлений и законов, направленных на борьбу с преступными проявлениями.
5.1. Руководствоваться тем, что Закон, наделяя прокуратуру полномочиями по осуществлению уголовного преследования, не возлагает на нее функции организации или координации работы по борьбе с преступностью. Ее задача - надзирать за выполнением названными органами возложенных законом обязанностей по выявлению, предупреждению,

448


Приложения






пресечению и раскрытию преступлений, а также за тем, чтобы ни одно действие либо решение указанных органов не расходилось с законом.
5.2. На стадии дознания и предварительного следствия (кроме производства по делам, подследственным прокуратуре) осуществлять не процессуальное руководство, а надзор за законностью мер по раскрытию преступлений, обеспечением всестороннего и объективного расследования, соблюдением прав всех участников процесса.
6. В местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных учреждениях, исполняющих уголовное наказание, проверять законность нахождения лиц, соблюдение установленных уголовно-исполнительным законодательством порядка и условий их содержания, а также соответствие законам правовых актов администрации.
Иметь в виду, что в этой сфере прокуратура наделена властными правами, необходимыми для обеспечения законности и защиты прав граждан.
7. Полномочия прокурора в гражданском, уголовном и арбитражном судопроизводстве осуществлять в соответствии с процессуальным законодательством. Выполняя в суде функцию уголовного преследования, прокурор участвует в качестве стороны обвинения.
7.1. Принимать участие в рассмотрении дел судами первой инстанции в случаях, предусмотренных законом, приказами и указаниями Генерального прокурора России, а также когда этого требует общественная значимость или сложность дела.
7.2. Незаконные и необоснованные приговоры, решения или иные судебные акты опротестовывать независимо от участия в рассмотрении дел, преимущественно в кассационном порядке.
При кассационном рассмотрении протеста участвовать прокурору, его принесшему, а если он не воспользуется этим правом, - вышестоящему прокурору. Определяя позиции по протесту, руководствоваться законом, материалами дела и внутренним убеждением.
7.3. Право на обращение с заявлением в суд использовать в интересах лиц, особо нуждающихся в социальной и правовой защите, а также общества и государства, не допуская при этом подмены функций юридических служб и хозяйственных руководителей.
8. Принимать к разрешению, кроме жалоб и заявлений, указанных в ст. 9 Закона "О прокуратуре", также и обращения, связанные с необходимостью защиты неперсонифицированного (общественного) и безгласного интереса (несовершеннолетние, престарелые, недееспособные и другие).
В остальных случаях жалобы направлять по принадлежности или давать заявителям необходимые разъяснения.
9. Работу с кадрами, в основе которой должно быть живое общение и реальная забота о людях, строить в соответствии с Положением о порядке прохождения службы в органах прокуратуры. Выработать гибкую систему, предусматривающую меры стимулирования труда каждого, его заинтересованность работать творчески, повышать деловую квалификацию. Рассматривать как несовместимые с пребыванием в органах проку-

449






ратуры недобросовестность, безответственность и моральную нечистоплотность.
10. Отойти от практики оценки работы органов прокуратуры только по количественным показателям. Считать критерием оценки полноту и своевременность использования прокурорами предоставленных полномочий, принципиальность и настойчивость в устранении нарушений закона, привлечении к ответственности виновных.
11. Главной целью выездов в подчиненные прокуратуры сделать оказание помощи в организации надзора. Проверять их при наличии конкретных данных о серьезных недостатках в работе в целом или на отдельных ее направлениях. В ходе каждой проверки давать оценку деятельности прокуратуры и конкретных работников, устанавливать причины просчетов и недостатков, предлагать практические рекомендации по их устранению.
12. При планировании работы на основе анализа складывающихся тенденций и информации о распространенных правонарушениях выделять наиболее актуальные проблемы, требующие прокурорского вмешательства.
Планируя мероприятия, оставлять возможность для оперативного реагирования на поступающую информацию о нарушениях законности.
13. Организовать работу коллегии с учетом того, что в соответствии с Законом она является совещательным органом, предназначенным для выработки надзорной политики в масштабах России или отдельных ее регионов. Рассматривать на ее заседаниях принципиальные проблемы, связанные с организацией надзора и управления. Для обсуждения иных вопросов использовать оперативные совещания.
В состав коллегии включать профессионально подготовленных, инициативных и творчески мыслящих работников.
14. Приказы и указания Генерального прокурора СССР, Генерального прокурора РСФСР и их заместителей, изданные до принятия Закона Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации", действуют в той части, которая не противоречит названному Закону и
настоящему приказу.
Заместителям Генерального прокурора России обеспечить подготовку в месячный срок приказов и указаний по вопросам, требующим
дополнительной регламентации.
Контроль за исполнением приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации.
Приказ объявить всем прокурорским работникам.

ПРИКАЗ
ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О разграничении
компетенции территориальных прокуроров и прокуроров специализированных прокуратур"
от 9 апреля 1996 г. № 24
(с изменениями, внесенными приказами Генерального прокурора Российской Федерации от 23.05.97 № 26, от 04.08.97 № 48 и от 08.12.98 № 88)
В соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" и в целях разграничения компетенции территориальных прокуроров и прокуроров специализированных прокуратур, повышения эффективности взаимодействия между ними
ПРИКАЗЫВАЮ:
Территориальным прокурорам;
Осуществлять надзор за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, иные функции, установленные федеральными законами, в пределах компетенции, определенной Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", за исключением вопросов, отнесенных настоящим приказом к ведению специализированных прокуроров.
Возложить на территориальных прокуроров надзор:
(Абзац исключен приказом от 08.12.98 № 88.)
за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание, предварительное следствие в территориальных органах безопасности Федеральной службы безопасности, органах пограничной службы Российской Федерации по делам и материалам в отношении иных лиц, кроме военнослужащих, указанных в настоящем приказе.
Военным прокурорам:
Осуществлять надзор:
за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами военного управления, воинскими частями, учреждениями, военными комиссариатами, военно-учебными заведениями, предприятиями, организациями, подразделениями Министерства обороны, Федеральной службы охраны, Федеральной пограничной службы, Службы внешней

451
разведки Федерального агентства правительственной связи и информации, Федеральной службы железнодорожных войск, Главного управления командующего внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также воинскими формированиями других министерств и ведомств, органами безопасности в войсках, военно-строительными подразделениями, центрами специальной подготовки и подразделениями специального назначения, территориальными органами безопасности и структурными подразделениями центрального аппарата Федеральной службы безопасности Российской Федерации (за исключением органов военного управления и воинских частей, поднадзорных прокурорам войсковых частей). (В ред. приказов от 04.08.97 № 48 и om08.12.98 № 88.);
за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание, предварительное следствие в воинских частях, учреждениях, подразделениях Федеральной службы охраны, Службы внешней разведки, Главного управления командующего внутренними войсками Министерства внутренних дел, Министерства обороны Российской Федерации, а в Федеральной службе безопасности, Федеральной пограничной службе, Федеральном агентстве правительственной связи и информации Российской Федерации только по делам и материалам в отношении военнослужащих, военнообязанных, призванных на учебные и поверочные сборы, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил и воинских формирований других министерств и ведомств в связи с преступлениями, совершенными при исполнении служебных обязанностей. (В ред. приказа от 04.08.97 JV° 48.);
за производством по делам об административных правонарушениях в отношении граждан Российской Федерации, лиц без гражданства и иностранных граждан, допустивших нарушения режима Государственной границы Российской Федерации, нарушения пограничного режима в погранзоне, нарушения режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации. (В ред. приказа от 08.12.98. № 88.);
за исполнением органами и войсками Федеральной пограничной службы Российской Федерации законов в изоляторах временного содержания и помещениях, специально оборудованных для содержания лиц, подвергнутых административному задержанию на основании ст. 30 Федерального закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации". (В ред. приказа от,08.12.98. № 88.)

<< Предыдущая

стр. 22
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>