<< Предыдущая

стр. 23
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Производить предварительное следствие по всем делам о преступлениях военнослужащих, призванных на сборы военнообязанных, а также по делам о преступлениях рабочих и служащих воинских частей, предприятий, учреждений и организаций, совершенных по службе.
Если лицо, совершившее преступление на территории воинской части, не установлено, расследование до установления виновного проводить военным прокурорам,
Транспортным прокурорам: '
Осуществлять надзор:
за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов Государственным таможенным комитетом, Министерством

452


Приложения






путей сообщения Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации (за исключением вопросов автомобильно-дорожной службы), Федеральной авиационной службой России, Федеральной службой морского флота России, Федеральной службой речного флота России и входящими в их систему государственными предприятиями, организациями, учреждениями и контролирующими органами, общественными объединениями транспорта, Межгосударственным авиационным комитетом; за исполнением законов о безопасности движения, соблюдением прав и свобод человека и гражданина всеми предприятиями, организациями, учреждениями железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности (кроме Министерства обороны Российской Федерации, особо важных и особо режимных объектов, согласно действующему перечню);
за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание, предварительное следствие в органах внутренних дел на транспорте, таможенных органах.
Производить предварительное следствие:
по делам о преступлениях, совершенных на полотне железной дороги, станциях, вокзалах, платформах, пристанях, судах, воздушных судах, в аэропортах, поездах, морских и речных портах системы Министерства путей сообщения и Министерства транспорта Российской Федерации, а также о преступлениях, совершенных по службе работниками государственных предприятий, организаций, учреждений системы Министерства путей сообщения, Министерства транспорта Российской Федерации (за исключением автомобильно-дорожной службы), Федеральной авиационной службы России, Федеральной службы морского флота России, -Федеральной службы речного флота России, органов внутренних дел на транспорте, Государственного таможенного комитета Российской Федерации;
по делам о преступных нарушениях правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, водного и воздушного транспорта независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности транспортных средств (за исключением объектов Министерства обороны, особо режимных объектов, поднадзорных прокурорам войсковых частей);
по делам о контрабанде и других нарушениях таможенного законодательства, возбужденным таможенными органами, а также непосредственно транспортными прокуратурами.
Прокурорам войсковых частей:
Осуществлять надзор:
за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями, органами контроля, их должностными лицами в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и особо режимных объектах, в закрытых и обособленных военных городках и особо режимных воинских частях, независимо от ведомственной при-

453






надлежности, в отношении которых имеется решение об осуществлении надзора прокурорами войсковых частей, за исключением объектов, поднадзорных военным прокурорам, органами военного управления, специализированными военно-строительными и иными воинскими формированиями, занятыми на строительстве, в охране и эксплуатации особо важных и особо режимных объектов, согласно действующему перечню, а также территориальными органами министерств и ведомств в отношении перечисленных объектов. (В ред. приказа от 23.05.97 № 26.);
за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание, предварительное следствие в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных объектах, в особо режимных военно-строительных и воинских частях, согласно действующему перечню, по месту совершения правонарушения.
Производить предварительное следствие по всем делам' о преступлениях, совершенных на особо режимных объектах, а также за их пределами, если они непосредственно связаны с деятельностью объектов, а также о преступлениях, совершенных военными строителями и военнослужащими войсковых частей, включенных в действующий перечень, занятых на строительстве, в охране и эксплуатации особо важных и особо режимных объектов, независимо от места совершения, а также преступлениях, совершенных гражданскими лицами, не связанными с военными ведомствами, либо лицами гражданского персонала военных ведомств не в связи с исполнением ими служебных обязанностей, в закрытых административно-территориальных образованиях, закрытых и обособленных военных городках и особо режимных воинских частях Министерства обороны Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации и других ведомств. (В ред. приказа от 23.05.97 № 26.)
Волжскому природоохранному прокурору:
Осуществлять надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды и экологических прав граждан, органами власти субъектов Федерации, местного самоуправления, природоохранными контролирующими органами, предприятиями, учреждениями, организациями, расположенными или функционирующими в бассейне реки Волга. (В ред. приказа от 04.08.97 № 48.)
Конкретная сфера деятельности Волжской природоохранной прокуратуры определяется Волжским природоохранным прокурором по согласованию с прокурорами субъектов Федерации. (В ред. приказа от 04.08.97 № 48.)
Производить предварительное следствие по делам об экологических преступлениях, в том числе совершенных на предприятиях, в учреждениях, организациях и иных субъектах хозяйственной деятельности, расположенных в бассейне реки Волга. (В ред. приказа от 04.08.97
№ 48.)
Природоохранным прокурорам (на правах межрайонных):
Осуществлять надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды, экологических прав граждан, природоохранными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, их

454


Приложения






должностными лицами, общественными объединениями, перечень которых определить прокурорам субъектов Российской Федерации.
Производить предварительное следствие по делам об экологических преступлениях, совершенных преимущественно на предприятиях, перечень которых определить прокурорам субъектов Российской Федерации.
Прокурорам по надзору за соблюдением законов в ИТУ:
Осуществлять надзор:
за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина администрацией исправительно-трудовых учреждений, специальных подразделений по обеспечению безопасности объектов уголовно-исполнительной системы;
за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность в исправительно-трудовых учреждениях, специальных подразделениях по обеспечению безопасности объектов уголовно-исполнительной системы.
Производить предварительное следствие по делам о преступлениях, совершенных осужденными в исправительно-трудовых учреждениях, а также по службе работниками этих учреждений, специальных подразделений по обеспечению безопасности объектов уголовно-исполнительной системы, если вышестоящим прокурором не принято иное решение. Установить следующий порядок участия специализированных прокуроров в рассмотрении уголовных, гражданских, арбитражных дел:
военные прокуроры:
поддерживают государственное обвинение в военных и территориальных судах по делам, за расследованием которых они осуществляли надзор, участвуют в рассмотрении судами гражданских и арбитражных дел, опротестовывают незаконные приговоры, решения, определения и постановления военных судов, а территориальных судов - лишь по делам, в рассмотрении которых они принимали участие;
прокуроры войсковых частей, транспортные, природоохранные прокуроры и прокуроры по надзору за соблюдением законов в ИТУ:
поддерживают государственное обвинение соответственно в военных и территориальных судах по делам, за расследованием которых они осуществляли надзор, и в случаях, предусмотренных приказом Генеральной прокуратуры РФ от 18.08.94 № 44 "О повышении качества и эффективности участия прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства в условиях судебной реформы". В остальных случаях о направлении дела в суд уведомляется соответствующий территориальный прокурор либо военный прокурор с передачей ему надзорного производства;
участвуют в рассмотрении судами гражданских дел в порядке, установленном указанием Генеральной прокуратуры РФ от 16.11.92 № 48/8 "Об участии прокурора в гражданском судопроизводстве";
участвуют в рассмотрении дел арбитражными судами в порядке, установленном приказом Генеральной прокуратуры РФ от 01.08.95 № 41 "О задачах органов прокуратуры по реализации полномочий в арбитражном процессе";

455






в кассационном порядке опротестовывают незаконные судебные постановления по делам, в рассмотрении которых они участвовали. По другим делам протесты приносятся территориальными прокурорами либо военными прокурорами. Ими же опротестовываются судебные постановления, вступившие в законную силу, в том числе по представлениям специализированных прокуроров.
Проверка в кассационные сроки законности судебных решений, постановленных по делам, рассмотренным без участия государственных обвинителей, возлагается на соответствующих территориальных либо военных прокуроров, а в закрытых административно-территориальных образованиях - на прокуроров войсковых частей, которые в этих случаях правомочны опротестовывать незаконные судебные постановления.
Всем территориальным прокурорам, военным и иным специализированным прокурорам обеспечивать постоянное взаимодействие по актуальным проблемам организации надзора, вопросам борьбы с преступностью.
В случаях чрезвычайных происшествий, отдаленности специализированных прокуратур, наличия других объективных причин, препятствующих своевременному производству неотложных следственных действий, эти действия выполнять территориальной прокуратуре с последующей передачей всех материалов соответствующему специализированному прокурору.
При обнаружении признаков преступления на "спорной" территории первоначальные неотложные следственные действия незамедлительно выполнять прокуратуре, получившей сообщение о преступлении, а затем в установленном порядке решать вопрос о подследственности.
Управлениям и отделам Генеральной прокуратуры Российской Федерации обеспечить согласованность действий в работе прокуратур субъектов Российской Федерации и специализированных прокуратур.
Контроль за исполнением приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации.
Приказ от 11.11.93 № 34 "О разграничении компетенции территориальных и специализированных прокуратур" считать утратившим силу.
Приказ направить прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и другим специализированным прокурорам, прокурорам городов, районов.

ПРИКАЗ
ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина"
от 22 мая 1996 г. № 30
В целях совершенствования прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, приведения его в соответствие с новыми правовыми и социально-экономическими реалиями, руководствуясь ст. 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации'",
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Заместителям Генерального прокурора, начальникам управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, военным прокурорам, прокурорам специализированных прокуратур в полной мере использовать предоставленные Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" полномочия для укрепления правовых основ российской государственности, обеспечения верховенства закона и единства законности.
Основными направлениями надзорной деятельности считать надзор за законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор в сфере экономики и экологической безопасности, предупреждение преступных проявлений.
2. В надзорных действиях руководствоваться положением о высшей юридической силе Конституции Российской Федерации, прямом ее действии и применении на всей территории России, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
3. Надзор за законностью правовых актов, издаваемых федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля, их должностными лицами, осуществлять независимо от поступления информации о нарушениях законности.
' Далее Закон о прокуратуре.

457
Использовать для этого систематическое ознакомление с протоколами заседаний, право участия в заседаниях представительных (законодательных), исполнительных органов и органов местного самоуправления, периодические проверки и т.п.
4. Обеспечить надзор за соответствием конституций республик, уставов, законов, нормативных актов субъектов Российской Федерации, а также уставов муниципальных образований Конституции Российской Федерации и федеральным законам. При этом прежде всего исходить из установленного распределения компетенции между Российской Федерацией, составляющими ее субъектами и органами местного самоуправления.
4.1. В целях предотвращения принятия представительными (законодательными) органами субъектов Российской Федерации законов и иных нормативных актов, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, в соответствии со ст. 9 Закона о прокуратуре наладить необходимое взаимодействие органов прокуратуры с представительными органами, обеспечить непосредственное участие прокуратуры в правотворческом процессе (разработка законопроектов, имеющих принципиальное значение, в составе рабочих групп, подготовка заключений на законопроекты, выступления на заседаниях и др.).
4.2. При выборе форм реагирования на выявленные незаконные правовые акты руководствоваться тем, что прокурор вправе по своему усмотрению либо принести протест на незаконный правовой акт, либо обратиться по этому поводу непосредственно в суд.
В случае отклонения органом власти субъекта Российской Федерации протеста на противоречащий Конституции России правовой акт, принятый по вопросам ведения Российской Федерации или совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, все материалы с необходимым обоснованием незамедлительно направлять в Генеральную прокуратуру.
При отклонении иных протестов добиваться отмены противоречащих Конституции Российской Федерации и законам правовых актов путем обращения в суды общей юрисдикции, военные или арбитражные суды.
5. Установить постоянный надзор за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, включая не противоречащие федеральному законодательству законы субъектов Федерации. О наиболее серьезных нарушениях законности и возникающих проблемах в осуществлении прокурорского надзора информировать Генеральную прокуратуру.
6. Проверки исполнения законов проводить на основании поступившей в органы прокуратуры информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий, в первую очередь - для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и гарантий групп населения, трудовых коллективов, репрессированных, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой охране.

458 Приложения
В качестве повода для прокурорских проверок рассматривать материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях закона.
При рассмотрении сигналов о правонарушениях в сферах, на которые распространяется действие законодательства о коммерческой или банковской тайне, руководствоваться порядком, установленным для таких случаев законом.
7. В области экономических отношений сосредоточить усилия на надзоре за исполнением законов о собственности, земле, приватизации, предпринимательской деятельности, финансового, налогового, банковского, таможенного законодательства.
Особое внимание уделять положению дел на объектах военно-промышленного комплекса и предприятиях, имеющих стратегическое значение.
Максимально использовать потенциал прокурорской системы, имеющиеся права и полномочия в интересах осуществления экономических реформ для пресечения и устранения нарушений законности.
8. С учетом экологической обстановки в каждом регионе наладить эффективный надзор за исполнением законов об охране природы и рациональном использовании ее ресурсов.
По каждому факту экологического правонарушения остро ставить вопросы об ответственности виновных и взыскании причиненного материального ущерба.
9. В надзоре за исполнением законов контролирующими органами первостепенное значение придавать выполнению ими обязанностей по выявлению и пресечению правонарушений. Требовать в необходимых случаях выделения специалистов для выяснения возникших вопросов. Проверять законность и полноту принятых этими органами мер по устранению нарушений и привлечению виновных к ответственности.
В случае бездействия органов контроля решать вопрос об ответственности их руководителей.
10. Конкретными и систематическими действиями реализовывать приоритетное направление прокурорского надзора - соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, воинскими частями и учреждениями, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (предприятий, хозяйственных товариществ и обществ, производственных и потребительских кооперативов, общественных объединений, благотворительных и иных фондов).
10.1. Акцентировать внимание на защите закрепленных в Конституции Российской Федерации трудовых, имущественных, жилищных, экологических, избирательных и иных политических прав и свобод человека и гражданина.

459
При проверках на предприятиях и в организациях анализировать выполнение работодателями обязанностей по своевременной выплате заработной платы и созданию работникам безопасных условий труда.
10.2. Решительно пресекать факты незаконного применения к гражданам административного задержания, штрафов и иных мер административной ответственности. Активнее использовать предоставленное ст. 22 Закона о прокуратуре право освобождать, своим постановлением лиц, необоснованно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов.
10.3. При осуществлении надзора за исполнением законов органами власти и управления в обязательном порядке оценивать правомерность принимаемых в отношении граждан решений по жалобам на действия подчиненных организаций.
10.4. В случаях обнаружения нарушений прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, по возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы, либо когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо если в силу других обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, предъявлять и поддерживать в суде (арбитражном суде) иски в интересах пострадавших.
11. Обеспечить профилактическую направленность прокурорского надзора. Систематически проверять исполнение законов о занятости населения, о борьбе с наркоманией, пьянством, нарушением порядка приобретения и использования оружия.
Стремиться к соединению надзорных действий с мерами по укреплению правопорядка, предпринимаемыми со стороны представительных (законодательных) и исполнительных органов, органов местного самоуправления. Шире использовать в профилактических целях материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел.
12. В документах прокурорского реагирования излагать правовую сущность, а также негативные последствия нарушений закона, причины и условия, которые этому способствовали, ставить вопрос об их устранении и ответственности виновных лиц. Контролировать фактическое устранение нарушений законов, принципиально реагировать на неисполнение требований прокурора.
При внесении представлений и протестов в каждом случае решать вопрос о необходимости участия прокурора в их рассмотрении.
13. Прокурорский надзор осуществлять гласно. Гражданам; общественным организациям, средствам массовой информации предоставлять возможность получения в предусмотренных законом пределах сведений о деятельности прокуратуры, состоянии законности и правопорядка. Регулярно информировать об этом органы законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, а также население.
14. При обнаружении пробелов и противоречий в действующем законодательстве, руководствуясь ст. 9 Закона о прокуратуре, вносить в . законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной

460


Приложения






инициативы, предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов.
В случае выявления несоответствия постановлений Правительства Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам, несовершенства федерального законодательства представлять материалы Генеральному прокурору.
15. Деятельность прокуроров по надзору за исполнением законов, законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина оценивать, исходя из правомерности и своевременности вмешательства, полноты использования предоставленных им полномочий, принципиальности и настойчивости в устранении нарушений закона, восстановлении нарушенных прав, привлечении виновных к ответственности.
16. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур обеспечить должную организацию прокурорского надзора подчиненными им органами и контроль за их работой, оказывать им необходимую методическую и практическую помощь. Создать эффективную систему изучения действующего законодательства и повышения профессионального уровня подчиненных работников.
Направлять в Генеральную прокуратуру Российской Федерации копии документов прокурорского реагирования по наиболее актуальным вопросам, информировать ее о возникающих проблемах, имеющих общегосударственное значение и требующих разрешения на федеральном уровне.
17. Управлениям по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов, по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах, по делам несовершеннолетних и молодежи, второму управлению, Главной военной прокуратуре:
осуществлять надзор за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, ведомствами, органами контроля, военного управления, их должностными лицами, соблюдением законов общероссийскими общественными объединениями по предметам их ведения;
систематически анализировать состояние законности, изучать прокурорскую и правоприменительную практику, определять актуальные проблемы, вносить предложения по их разрешению;
оказывать практическую помощь нижестоящим прокурорам в организации прокурорского надзора, осуществлять руководство и контроль за их деятельностью;
наладить взаимодействие всех звеньев органов прокуратуры, используя при этом предметный принцип организации работы. Установить тесную координацию надзорных действий территориальных, транспортных, военных прокуроров, прокуроров специализированных прокуратур;
совместно с Научно-исследовательским институтом проблем укрепления законности и правопорядка и Институтом повышения квалифи-

461
кации руководящих кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации разрабатывать нормативно-методические основы прокурорского надзора, распространять положительный опыт работы прокуроров.
18. Считать утратившими силу пп. 2-3, 7.3, 8, 10 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 28.05.92 № 20.
Контроль за исполнением приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации Давыдова В. И. и Паничева В. Н.
Приказ направить прокурорам субъектов Российской Федерации, прокурорам городов и районов, прокурорам специализированных прокуратур.

ПРИКАЗ
ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Об участии органов и учреждений прокуратуры в правотворческой деятельности и систематизации законодательства в прокуратуре Российской Федерации"
от 9 августа 1996 г. № 47
Интенсивный законотворческий процесс в Российской Федерации и ее субъектах, необходимость правового обеспечения эффективной реализации проводимых в стране реформ и действенной борьбы с преступностью, обеспечения соответствия принимаемых законов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, устранения имеющихся в законодательстве пробелов и выявляемых противоречий, а также необходимость исчерпывающего знания законов и правильного их применения требуют от органов прокуратуры активного участия в правотворческой деятельности, обеспечения полного и достоверного учета нормативных правовых актов Российской Федерации и ее субъектов.
В целях обеспечения единства правовой политики, реализуемой Генеральной прокуратурой Российской Федерации, исключения фактов направления в законодательные и иные органы не согласованных между собой инициативных законопроектов и заключений по поступающим проектам нормативных актов органов законодательной и исполнительной власти, повышения уровня работы по систематизации законодательства в органах прокуратуры Российской Федерации
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам управлений и отделов Генеральной прокуратуры, прокурорам субъектов Российской Федерации обеспечить активное участие органов прокуратуры в правотворческой деятельности на основании статьи 9 федерального закона."О прокуратуре Российской Федерации".
2. Начальникам управлений и отделов Генеральной прокуратуры, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, приравненным к ним прокурорам при выявлении пробелов и недостатков законодательства, требующих дополнительного правового регулирования, предложения с необходимым обоснованием и приложением конкретных формулировок предлагаемых норм направлять в управление правового обеспечения Генеральной прокуратуры Российской Федерации для проработки и представления на рассмотрение руководства.

463
Исключить факты направления законодательных предложений (за исключением предложений по совершенствованию законодательства субъектов Федерации) в другие органы, минуя управление правового обеспечения Генеральной прокуратуры.
3. Управлению правового обеспечения заключения на поступающие в Генеральную прокуратуру проекты законодательных и иных нормативных актов подготавливать с учетом замечаний и предложений соответствующих подразделений аппарата, о чем ставить их в известность.
Заместителям Генерального прокурора при необходимости использования специальных знаний по проблеме разработку инициативных законопроектов, а также подготовку заключений по поступающим проектам поручать отраслевым подразделениям аппарата с соблюдением требования обязательной проработки и визирования подготовленных документов в управлении правового обеспечения.
4. Заместителям Генерального прокурора, управлению правового обеспечения при необходимости вносить предложения об обсуждении законопроектов, затрагивающих спорные концептуальные вопросы правовой реформы, в научно-консультативном совете.
5. Инициативные проекты законодательных и иных нормативных актов, заключения на поступающие проекты направлять в соответствующие органы за подписью Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя, курирующего правотворческую деятельность.
6. Начальникам и прокурорам управлений и отделов Генеральной . прокуратуры Российской Федерации, научным и педагогическим работникам институтов прокуратуры принимать участие в рабочих группах, создаваемых в Государственной Думе и других органах для разработки проектов законодательных и иных нормативных актов, только по уполномочию руководства Генеральной прокуратуры, которое систематически информировать о ходе работы.
7. Прокурорам субъектов Российской Федерации обеспечить активное участие в разработке законодательных актов субъектов Российской Федерации, используя в этих целях такие формы работы, как представление инициативных проектов, участие в составе рабочих групп, направление заключений на законопроекты, участие в обсуждении проектов на пленарных заседаниях представительных (законодательных) органов. Добиваться предоставления прокурорам права законодательной инициативы конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.
Организацию участия прокуратуры в правотворческой деятельности осуществлять лично или поручить одному из своих заместителей.
8. Систематизацию законодательства возложить в Генеральной прокуратуре на отдел систематизации законодательства управления правового обеспечения, в прокуратурах субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратурах - на старших помощников прокуроров по правовому обеспечению (отделы правового обеспечения), в прокуратурах городов, районов, приравненных к ним прокуратурах - на одного из старших помощников (помощников) прокурора.
Руководителям прокуратур укомплектовать этот участок работы опытными кадрами,- повышать их деловую квалификацию, создавать

464 Приложения
необходимые условия для ведения систематизации законодательства, внедрения автоматизированной системы информационно-правового обеспечения, обсуждать состояние работы по систематизации законодательства на заседаниях коллегий, оперативных совещаниях.
9. На отдел систематизации законодательства управления правового обеспечения Генеральной прокуратуры Российской Федерации возложить:
учет и поддержание в контрольном состоянии поступающих федеральных законов и иных нормативных правовых актов, ведение их систематической картотеки, а также картотек судебной практики;
учет и поддержание в контрольном состоянии конституций (уставов), кодексов, законодательных актов субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, ведение их систематической картотеки;
проведение консультационно-справочной работы;
обеспечение аппарата Генеральной прокуратуры нормативными материалами и юридической литературой;
издание Экспресс-бюллетеня Генеральной прокуратуры, сборников нормативных актов по отдельным отраслям законодательства;
внесение информационному центру предложений по совершенствованию информационной системы федерального законодательства;
проверку состояния работы по систематизации законодательства в подчиненных органах прокуратуры, оказание им практической помощи, распространение положительного опыта работы;
организацию мероприятий по повышению квалификации подведомственных кадров, их стажирование;
сотрудничество с прокуратурами государств СНГ по вопросам, отнесенным к компетенции отдела.
10. На старших помощников прокуроров субъектов Российской Федерации по правовому обеспечению (отделы правового обеспечения) и приравненных к ним прокуроров возложить:
учет и ведение систематических картотек федеральных нормативных правовых актов, судебной практики, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;
поддержание нормативной базы в контрольном состоянии;
проведение консультационно-справочной работы;
обеспечение своих аппаратов и подчиненных прокуратур нормативными материалами и юридической литературой;
контроль за состоянием работы по систематизации в подчиненных прокуратурах и оказание им практической помощи.
11. Прокурорам субъектов Российской Федерации обеспечить своевременное направление в управление правового обеспечения Генеральной прокуратуры Российской Федерации по одному экземпляру конституций (уставов), кодексов и законодательных актов субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, а также актов о внесении в них изменений и дополнений.
12. Прокурорам городов и районов, приравненным к ним прокурорам обеспечить учет и ведение систематических картотек и поддержа-

465
ние в контрольном состоянии нормативных правовых актов Российской Федерации и ее субъектов, судебной практики.
13. Указание Генерального прокурора Российской Федерации от 22 февраля 1993 г. № 3/22 считать утратившим силу.
14. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Генерального прокурора Российской Федерации С. Г. Кехлерова.
15. Приказ довести до сведения всех работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации.

ПРИКАЗ
ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Об организации надзора за исполнением Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности"
от 9 августа 1996 г. № 48
В целях организации прокурорского надзора за исполнением Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", руководствуясь Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации",
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Возложить надзор за исполнением органами, которым предоставлено право осуществлять оперативно-розыскную деятельность, требований Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" на прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и других специализированных прокуроров, прокуроров городов и районов, других территориальных, военных и иных специализированных прокуроров, а также выделенных для этой цели приказами прокуроров субъектов Российской Федерации уполномоченных прокуроров, а в Генеральной прокуратуре Российской Федерации - на заместителей Генерального прокурора России, Главного военного прокурора и его заместителей, начальников управлений и отделов и их заместителей (старших помощников и помощников), старших прокуроров и прокуроров в соответствии с их функциональными обязанностями'.
Уполномоченным прокурорам иметь для работы с документами допуск, оформленный надлежащим образом.
2. При осуществлении или организации надзора исходить из того, что предметом прокурорского надзора являются соблюдение прав и свобод человека и гражданина, порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий, установленного законами и нормативными актами, принятыми в развитие этих законов, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Сведения об организации, о тактике, методах и средствах осуществления оперативно-розыскной деятельности в предмет прокурорского надзора не входят.
Далее именуется "уполномоченный прокурор".

467
3. Проверки установленного порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий и законности принимаемых при этом решений осуществлять:
а) по мере необходимости по материалам в связи с отсутствием положительных результатов при розыске -
обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам, лиц, совершивших преступления,
без вести пропавших;
б) по информации о ненадлежащем реагировании - на поручения следователя, органа дознания и суда по уголовным делам, находящимся в их производстве;
на указания прокурора;
в) в других случаях с учетом состояния законности в этой сфере деятельности.
Постановление органа Федеральной службы безопасности Российской Федерации об осуществлении контрразведывательной деятельности и судебное решение по нему, а также материалы оперативных дел затребовать только в случаях проведения проверок в порядке надзора по поступившим в прокуратуру материалам, информации и обращениям граждан, свидетельствующим о нарушениях органами ФСБ России законодательства Российской Федерации.
4. Уполномоченным прокурорам требовать у руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, подлинные оперативно-служебные документы, послужившие основанием для заведения дел оперативного учета, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий и их учета.
В случаях незаконного отказа в предоставлении документов в зависимости от обстоятельств рассматривать его как невыполнение требований прокурора или воспрепятствование его законной деятельности. Прокурору в этом случае при наличии оснований принимать меры для привлечения к ответственности виновных должностных лиц в установленном законом порядке.
5. При восстановлении нарушенных прав и свобод граждан, защите конституционных гарантий от нарушений со стороны должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и проведении проверок по другим основаниям уполномоченным прокурорам использовать определенные законом методы прокурорского надзора:
а) знакомиться с документами, содержащими сведения об основаниях, порядке и решениях оперативно-розыскных мероприятий;
б) давать письменные указания об осуществлении по уголовным делам оперативно-розыскных мероприятий, расширения их комплекса либо требовать их прекращения;
в) отменять необоснованные постановления органа дознания (следователя) о возбуждении уголовного дела, вынесенные в соответствии с п. 6 ст. 108 УПК РСФСР на основании оперативно-розыскных материалов;
г) направлять в суд жалобы, проверка которых относится к исключительной компетенции судей;

468


Приложения






д) требовать письменные объяснения от должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и допустивших нарушения закона при проведении^ оперативно-розыскных мероприятий;
е) опротестовывать противоречащие закону приказы и указания руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
ж) вносить представления по поводу выявленных нарушений закона должностными лицами этих органов и требовать от руководителей отстранения их от дальнейшего ведения оперативных разработок.
При обнаружении признаков преступления проверку проводить в соответствии с требованиями ст. 109 Уголовно-процессуального кодекса.
6. Руководителям органов прокуратуры создать условия, обеспечивающие защиту от разглашения сведений, содержащихся в представляемых прокурору оперативно-служебных документах.
При осуществлении надзора иметь в виду, что сведения о внедренных в организованные преступные группы лицах, о штатных негласных сотрудниках, а также о тех, кто оказывает или оказывал содействие на конфиденциальной основе, предоставляются прокурору только с их письменного согласия, за исключением случаев привлечения этих лиц к уголовной ответственности.
7. Уполномоченным прокурорам при проведении проверок обращать внимание:
а) на законность принимаемых решений о производстве или прекращении оперативной проверки и использовании результатов оперативно-розыскной деятельности;
б) на соответствие оперативно-розыскных мероприятий целям и задачам оперативно-розыскной деятельности, а также недопустимость применения информационных систем и технических средств, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде;
в) на наличие предусмотренных законодательством полномочий у лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе на проведение которых разрешение дано судом;
г) на соблюдение установленных законодательством условий и порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также привлечения граждан к их осуществлению на конфиденциальной основе или на основе доверительных отношений.
8. Уполномоченным прокурорам, используя предоставленные им полномочия, пресекать нарушения прав и законных интересов физических и юридических лиц при проведении оперативно-розыскной деятельности, принимать своевременные меры к их восстановлению, возмещению причиненного вреда и при наличии оснований привлечению к ответственности виновных должностных лиц.
9. Прокурорам субъектов Федерации и приравненным к ним прокурорам информировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации о результатах надзора за законностью в оперативно-розыскной деятельности по итогам 1996 года.

469
10. Управлениям и отделам Генеральной прокуратуры Российской Федерации, к компетенции которых отнесен надзор за оперативно-розыскной деятельностью, Главной военной прокуратуре, прокурорам субъектов Федерации и приравненным к ним прокурорам обеспечить контроль за организацией надзора за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, анализировать материалы проверок и оказывать подчиненным прокурорам необходимую помощь; регулярно проверять постановку делопроизводства, учета и сохранности документов оперативно-розыскной деятельности в подразделениях органов прокуратуры.
11. Ввести в действие с 1 января 1996 г. отчет о работе по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности (ОРД) (приложение 1). Утвердить Инструктивные указания о порядке формирования этого отчета (приложение 2) и Инструкцию об организации делопроизводства в органах прокуратуры по документам оперативно-розыскной деятельности (приложение 3).
Приказ объявить прокурорским и следственным работникам, направить прокурорам субъектов Федерации и приравненным к ним прокурорам, в Министерство внутренних дел, Федеральную службу безопасности, Федеральную службу налоговой полиции, Главное управление охраны и Службу безопасности Президента Российской Федерации, Федеральную пограничную службу, Государственный таможенный комитет, Службу внешней разведки, Министерство обороны И Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации.
Контроль за выполнением приказа возложить на заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Катышева М. Б. и заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора Паничева В. Н.
Приказ "Об организации надзора за исполнением Закона Российской Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации" от 20.05.93 № 15, указания "Об изменении отчетности о работе по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативной розыскной деятельности" от 18.11.93 № 36/20-1 и от 06.06.94 № 25/20-1 считать утратившими силу.
16 - 545

<< Предыдущая

стр. 23
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>