<< Предыдущая

стр. 24
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

ПРИКАЗ
ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О задачах органов прокуратуры по реализации полномочий в арбитражном процессе"
от 24 октября 1996 г. № 59
Результаты работы органов прокуратуры по использованию полномочий в арбитражном процессе свидетельствуют о реальном становлении нового направления прокурорской деятельности, положительной роли прокуратуры в защите государственных и общественных интересов, в укреплении законности и предупреждении правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Достижение позитивных результатов во многом обусловлено правильными ориентирами в организации работы, выборе методов и средств прокурорского реагирования.
В целях дальнейшего совершенствования работы, полного и эффективного решения органами прокуратуры задач в арбитражном судопроизводстве
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, военным, транспортным и иным специализированным прокурорам принять, в пределах их компетенции, исчерпывающие меры, направленные на полное, своевременное использование полномочий на подготовку и предъявление в арбитражные суды исков в защиту государственных и общественных интересов, участие в их рассмотрении, обжалование и опротестование незаконных и необоснованных судебных актов.
Участие прокуроров в арбитражном процессе рассматривать как действенное средство укрепления законности и предупреждения правонарушений в экономической сфере, защиты государственных и общественных интересов, нарушенных или оспариваемых прав участников предпринимательской деятельности.
2. Использовать обращения с исками в арбитражные суды в целях оперативного и реального пресечения и устранения правонарушений, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и затрагивающих государственные и общественные интересы, а также для возмещения причиненного ущерба, привлечения виновных к установленной законом ответственности.

471
2.1. При решении вопросов о подготовке и предъявлении исков считать безусловно необходимым вмешательство прокурора для защиты государственных и общественных (публичных) интересов в случаях:
- выявления правонарушений, для устранения которых законодательство обязывает прокурора обратиться с иском (ст. 30 Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", ст. ст. 4 и 7 Закона Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" и др.);
- занятия запрещенными видами деятельности либо занятия коммерческой деятельностью, на осуществление которой необходимо специальное разрешение (лицензия), когда оно отсутствует или просрочено;
- наличия данных о недействительности оспоримых сделок и о ничтожности сделок, не соответствующих требованиям закона, а также совершенных с целью, противной основам правопорядка и нравственности;
- нарушений природоохранительного законодательства, связанных с причинением ущерба здоровью людей и окружающей природной среде;
- невыполнения обязательств в пользу государства, если это привело или могло привести к срыву крупных инвестиционных проектов, целевых программ;
- несоответствия учредительных документов юридических лиц требованиям законодательства и нарушения установленного порядка их образования и государственной регистрации.
2.2. Особую взвешенность проявлять при подготовке исков в интересах предприятий, организаций и граждан-предпринимателей.
Считать необходимым предъявление подобных исков в первую очередь в защиту интересов государственных и муниципальных предприятий, в том числе федеральных казенных предприятий, когда они сами по объективным причинам не могли обратиться с иском либо такое обращение не последовало из-за недобросовестности руководителей и других должностных лиц. В последнем случае наряду с предъявлением иска следует решать вопросы о привлечении к ответственности виновных.
Иски в интересах иных юридических лиц предъявлять в случаях нарушения не только прав истцов, но и ущемления государственных и общественных (публичных) интересов (срыв выпуска социально значимой продукции, нарушение нормальной эксплуатации объектов транспорта, энергетики, оборонного комплекса, медицинских, образовательных учреждений, создание предпосылок экологических катастроф, серьезных социальных конфликтов и др.).
3. Работу по подготовке, предъявлению и поддержанию исков в арбитражных судах строить в тесном взаимодействии прокуратур-субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратур, их подразделений, городских и районных прокуратур.
Ответственность за своевременную и качественную подготовку проектов исковых заявлений (заявлений) в защиту государственных и общественных интересов возложить на руководителей районных, городских и приравненных к ним прокуратур, а также начальников управлений и отделов вышестоящих прокуратур, проводящих надзорные проверки, осуществляющих изучение материалов, расследование уголовных
16*

472 Приложения
дел, проверку законности приговоров и решений по уголовным и гражданским делам.
4. В целях создания надлежащих организационно-кадровых предпосылок эффективного решения задач на актуальном направлении прокурорской деятельности завершить работу по формированию в аппаратах прокуратур субъектов Российской Федерации на правах самостоятельных подразделений отделов (групп) по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе. Укомплектовать их подготовленными прокурорами, способными решать вопросы на высоком профессиональном уровне.
5. Возложить на отделы (группы) по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе следующие основные обязанности:
- рассмотрение поступивших из других подразделений данной прокуратуры и подчиненных прокуратур материалов, требующих реагирования в форме иска в арбитражные суды; оформление исковых заявлений (заявлений) в защиту государственных и общественных интересов; направление исковых заявлений (заявлений) согласно установленным правилам о подсудности споров;
- участие в рассмотрении дел, возбужденных по искам прокуроров, в арбитражных судах первой инстанции; апелляционное и кассационное обжалование решений, определений и постановлений по этим делам, участие в их рассмотрении в апелляционной и кассационной инстанциях;
- рассмотрение обращений о проверке законности и обоснованности вступивших в законную силу судебных актов по арбитражным делам от лиц, участвующих в деле, а также от лиц, не привлеченных к участию e деле, если суд принял решение об их правах и обязанностях;
- постановка перед прокурором (заместителем прокурора) вопроса о запросе из арбитражного суда на срок до пяти рабочих дней арбитражного дела в целях реализации права на обращение к Генеральному прокурору Российской Федерации или его заместителю с представлением о принесении протеста в порядке надзора;
- изучение по поручению Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурора (заместителя прокурора), в том числе в арбитражном суде, дел, судебные акты по которым могут быть пересмотрены в порядке надзора;
подготовка представлений об опротестовании в порядке надзора незаконных и необоснованных судебных постановлений;
- анализ, изучение и проверка работы подчиненных прокуратур;
координация работы подразделений аппарата по подготовке и предъявлению исков в защиту государственных и общественных интересов; распространение передового опыта, участие в мероприятиях по повышению деловой квалификации работников прокуратуры.
6. Обеспечить качество, правовую и фактическую обоснованность обращений в арбитражный суд, оформление процессуальных документов в строгом соответствии с требованиями законодательства.
В целях реального исполнения решений судов, минимизации материального и иного ущерба, причиняемого правонарушениями, во всех

473






необходимых случаях ставить перед судом вопрос о применении мер по обеспечению иска.
7. Принимать обязательное участие в судебном разбирательстве всех дел, возбужденных по искам и заявлениям прокуроров, в первой, апелляционной и кассационной инстанциях.
7.1. Эту обязанность выполнять, как правило, силами аппаратов прокуратур субъектов Российской Федерации по месту нахождения арбитражного суда, рассматривающего дело.
7.2. Прокурору, обратившемуся с исковым заявлением (заявлением), апелляционной или кассационной жалобой в арбитражный суд не по месту нахождения данной прокуратуры (если в деле не обеспечено участие подчиненных ему работников), одновременно с направлением материалов в суд высылать копии документов соответствующему прокурору субъекта Российской Федерации с извещением о необходимости участия в процессе работников данной территориальной прокуратуры, а также информировать об этом арбитражный суд.
7.3. Прокурору, получившему такое извещение, обеспечить участие в процессе при рассмотрении арбитражных дел, возбужденных по инициативе прокурора другого субъекта Российской Федерации.
7.4. Прокурор, направивший исковое заявление (заявление), апелляционную или кассационную жалобу в арбитражный суд другой территории, должен незамедлительно извещаться о результатах их рассмотрения прокурором, принимавшим участие в суде.
8. На всех стадиях арбитражного процесса позицию прокуроров определять в строгом соответствии с требованиями закона, материалами дел и внутренним убеждением, последовательно отстаивать ее, руководствуясь принципами законности, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон.
Своевременно обжаловать в апелляционном и кассационном порядке незаконные и необоснованные судебные решения. Постановку вопросов в жалобах увязывать с определенными законом полномочиями апелляционной и кассационной инстанций по пересмотру состоявшихся решений.
В необходимых случаях заявлять перед арбитражным судом кассационной инстанции ходатайство о приостановлении исполнения решения, постановления, принятых в первой и апелляционной инстанциях.
9. Использовать все имеющиеся процессуальные возможности в целях реального исполнения решений арбитражных судов по делам по искам прокуроров.
10. При рассмотрении обращений лиц, указанных в п. 5 настоящего приказа, о проверке законности и обоснованности решений, определений и постановлений арбитражных судов, вступивших в законную силу, активнее использовать полномочия по проведению проверок доводов заявителей.
• При наличии оснований для принесения протеста в порядке надзора обращаться с соответствующим представлением к Генеральному прокурору Российской федерации или его заместителю, обеспечить представление дополнительных документов и иных доказательств в подтверждение доводов о необходимости пересмотра состоявшихся судебных

474


Приложения






актов. При отказе в таком обращении составлять мотивированное заключение по делу, сообщать об этом заявителям.
11. Учитывая, что ст. 51 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" предусматривает порядок, согласно которому судьи арбитражного суда осуществляют правосудие в мантиях, прокуроры, участвующие в заседаниях арбитражного суда и имеющие классные чины, должны быть с форменном обмундировании.
12. Управлению по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации постоянно изучать и направлять деятельность нижестоящих прокуратур по реализации ими полномочий в арбитражном процессе, принимать меры к ее совершенствованию. Обеспечить взаимодействие в этой работе, с другими управлениями и отделами, научными организациями и учебными заведениями Генеральной прокуратуры.
13. Оценивать деятельность прокуроров по участию в арбитражном судопроизводстве исходя из совокупности данных, характеризующих оперативность и обоснованность подготовки и предъявления исков, качество поддержания их в суде, эффективность обжалования решений и постановлений об отказе в удовлетворении исковых требований, обоснованность представлений об опротестовании в порядке надзора судебных постановлений.
14. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова С. Г.
Приказ направить прокурорам республик, краев, областей, гг. Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, Волжскому природоохранному прокурору, прокурорам городов и районов, военным, транспортным и иным специализированным прокурорам.
Считать недействующим приказ и. о. Генерального прокурора Российской Федерации от 01.08.95 № 41 "О задачах органов прокуратуры по . реализации полномочий в арбитражном процессе".

ПРИКАЗ
ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О совершенствовании прокурорского надзора за соблюдением законов'при исполнении уголовных наказаний и в следственных изоляторах"
' от 26 февраля 1997 г. № 8
В учреждениях пенитенциарной системы Российской Федерации продолжает оставаться кризисная ситуация, характеризующаяся нарастанием социально-психологической напряженности, ухудшением материально-бытового и санитарно-медицинского обеспечения содержащихся под стражей лиц, сопровождающаяся постоянными и массовыми нарушениями прав человека, общепризнанных принципов и правовых норм, закрепленных во Всеобщей Декларации при человека и Конституции Российской Федерации. Условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений не всегда обеспечивают уважение человеческого достоинства. Не изжиты случаи произвола и грубости со стороны сотрудников исправительных учреждений, следственных изоляторов, вступления их в запрещенные связи с осужденными и заключенными. Не обеспечивается право осужденных на личную безопасность.
Прокурорский надзор за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний, а также Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", несмотря на некоторую активизацию, все. еще недостаточно действен. Прокуроры не всегда используют предоставленные им законом полномочия для фактического устранения вскрытых нарушений, повышения ответственности должностных лиц исправительных учреждений, следственных изоляторов и органов управления уголовно-исполнительной
системы.
В целях усиления прокурорского надзора за состоянием законности при исполнении уголовных наказаний и в следственных изоляторах
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, прокурорам по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях организовать действенный надзор за соблюдением уголовно-исполнительного законодательства, Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и других законов, регламентирующих исполнение и отбыва-

476 Приложения
ние наказания, нацелить его на своевременное выявление, пресечение и предупреждение нарушений законности и режима содержания, прав и законных интересов лиц, находящихся в местах лишения свободы.
2. При проверках состояния законности в исправительных и воспитательных колониях, следственных изоляторах особое внимание обращать на факты унижения человеческого достоинства, произвола, жестокого обращения по отношению к осужденным и заключенным со стороны работников учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, необоснованного водворения в штрафные помещения, обеспечение гуманных условий содержания, соответствующих Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными.
3. Организовать жесткий контроль за фактическим устранением выявленных нарушений законности.
Не оставлять без реагирования факты неисполнения администрацией исправительных учреждений и следственных изоляторов предписаний прокуратуры.
В полной мере использовать властные прокурорские полномочия для повышения ответственности руководителей органов внутренних дел за соблюдение законности в учреждениях и органах, исполняющих приговоры судов.
4. Постоянно анализировать практику прокурорского надзора за законностью исполнения уголовных наказаний, учитывая при этом материалы расследования уголовных дел о преступлениях в исправительных и воспитательных колониях. Результаты использовать для совершенствования организации и повышения эффективности прокурорского надзора.
5. В целях обеспечения законности и обоснованности, а также соблюдения сроков содержания граждан под стражей проверять следственные изоляторы не реже одного раза в месяц. Проверки проводить, как правило, во взаимодействии с отраслевыми управлениями и отделами. Принимать безотлагательные меры к восстановлению нарушенных прав, немедленному освобождению незаконно содержащихся под стражей и наказанию виновных в нарушении закона.
6. Осуществляя надзор за исполнением законов об оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях и следственных изоляторах, руководствоваться требованиями Федерального закона Российской Федерации от 12.08.95 № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", приказами и указаниями Генерального прокурора Российской Федерации. Особое внимание уделять законности проводимых мероприятий по своевременному выявлению и предотвращению преступных проявлений, раскрытию совершенных преступлений, пресечению недозволенных связей сотрудников уголовно-исполнительной системы с осужденными и заключенными.
Для предупреждения массовых беспорядков, захватов заложников, умышленных убийств и иных преступных проявлений в местах лишения свободы активнее применять уголовно-правовые методы борьбы с нарушителями режима содержания.

477
В случаях возникновения в исправительных учреждениях, следственных изоляторах чрезвычайных происшествий руководителям прокуратур республик, краев, областей незамедлительно выезжать на места для проверки обстоятельств, выяснения и устранения причин и условий, вызвавших происшествия, и решения вопроса о привлечении виновных к ответственности.
7. Постоянно осуществлять надзор за законностью приказов, распоряжений и постановлений, издаваемых администрацией исправительных учреждений и следственных изоляторов, а также органами управления уголовно-исполнительной системы, и незамедлительно опротестовывать в случае несоответствия их закону.
' 8. Регулярно проверять законность досрочного освобождения от отбывания наказания, а также установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.
9. Установить четкое взаимодействие в работе прокуратур по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях с территориальными прокуратурами, особенно в вопросах борьбы с преступностью.
10. Обеспечить прокурорский надзор за исполнением наказания в виде исправительных работ, добиваться от соответствующих органов принятия мер к повышению эффективности этого вида наказания.
11. Усилить надзор за соблюдением законов о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан администрацией исправительных учреждений, следственных изоляторов, а также органами внутренних дел, в подчинении у которых находятся эти учреждения. Работу с поступающими жалобами рассматривать как важнейшую составную часть деятельности по укреплению законности при исполнении уголовных наказаний, защите прав осужденных и заключенных. Добиваться по каждому обоснованному обращению принятия исчерпывающих мер, решительно изживать проявления бюрократизма и волокиты. Жалобы о наиболее серьезных нарушениях проверять с выездом на место.
12. Прокурорам субъектов Российской Федерации, их заместителям регулярно участвовать в проверках соблюдения законности в исправительных и воспитательных учреждениях, следственных изоляторах.
При необходимости вопрос о состоянии законности при исполнении уголовных наказаний вносить на рассмотрение в местные органы исполнительной власти.
Повысить спрос с прокуроров по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, оказывать им необходимую помощь. Запретить отвлечение этих работников для выполнения обязанностей, не связанных с надзором за законностью исполнения уголовных наказаний.
13. В целях обеспечения гласности в работе установить деловые связи с общественными организациями, занимающимися проблемами исполнения наказаний, оказывать необходимую помощь и содействие в выполнении ими своих обязанностей.
14. Управлению по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний Генеральной прокуратуры развивать контакты с научными

478 Приложения
учреждениями и учебными заведениями Генеральной прокуратуры, совершенствовать организацию прокурорского надзора на данном направлении. Систематически анализировать состояние прокурорского надзора и законности в местах лишения свободы, глубже вникать в деятельность подчиненных прокуратур, оказывать практическую помощь, выявлять и распространять положительный опыт работы. Принять меры к улучшению организации профессиональной учебы отраслевых кадров. Обеспечить действенный надзор за законностью в деятельности центральных органов управления уголовно-исполнительной системы МВД России, добиваясь фактического устранения нарушений законности в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания, создания условий содержания подследственных и осужденных, отвечающих международным нормам и российскому законодательству.
В целях создания наиболее благоприятных условий для исправления осужденных, соблюдения прав человека, вытекающих из межгосударственных соглашений (права на родной язык, обычаи, религию, культуру), осуществлять тесное взаимодействие с компетентными органами зарубежных стран в вопросах передачи осужденных для отбывания наказания на Родине.
Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Колмогорова В. В.
Приказ направить прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, военным прокурорам и прокурорам по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.
Считать недействующим приказ и. о. Генерального прокурора Российской Федерации от 15.12.94 № 67.

ПРИКАЗ
ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием"
от 18 июня 1997 г. №31
Вступление в законную силу нового Уголовного кодекса Российской Федерации, внесение существенных изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс требуют корректировки организации прокурорского надзора за расследованием и раскрытием преступлений.
Первостепенное значение приобретает охрана жизни и здоровья, собственности граждан, интересов общества и государства от преступных посягательств. В то же время многие тяжкие и особо тяжкие преступления, в том числе убийства, терроризм, бандитизм, разбойные нападения, остаются нераскрытыми. Распространены нарушения требований закона о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств при расследовании уголовных дел.
Допускается применение незаконных методов расследования. Некоторые прокуроры районного звена не выполняют свои профессиональные обязанности о своевременной отмене незаконных постановлений следователей и дознавателей, не проявляют настойчивости и принципиальности в привлечении начальников следственных подразделений и органов дознания к ответственности за ненадлежащий контроль деятельности подчиненных им следователей и дознавателей. Недостаточно используются возможности прокурорского надзора в повышении эффективности оперативно-розыскной работы при раскрытии преступлений. В некоторых аппаратах республиканских, краевых, областных и приравненных к ним прокуратур отсутствует четкая система' надзора и контроля, вдумчивый анализ состояния законности при расследовании уголовных дел. '
В целях надлежащей организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и другим специализированным прокурорам, прокурорам городов и районов, другим территориальным, военным и иным специализированным прокурорам:
1.1. Обеспечить единый подход к организации прокурорского надзора за всеми органами предварительного следствия и дознания незави-

480 Приложения
симо от их ведомственной принадлежности, безусловное реагирование на выявленные нарушения законов на всех этапах уголовно-процессуальной деятельности с момента поступления заявления, сообщения о деянии, имеющем признаки преступления, до принятия прокурором окончательного решения (утверждения обвинительного заключения, направления дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера или воспитательного воздействия, проверки законности решения о прекращении, а также об отказе в возбуждении уголовного дела).
1.2. Считать важнейшей обязанностью прокуроров защиту прав и законных интересов потерпевших от преступлений. Внимательно подходить к рассмотрению их жалоб и заявлений, принимать все необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, возмещению морального и материального вреда.
1.3. Обеспечивать своевременную проверку законности решений следователей и дознавателей по каждому сообщению о преступлении. Не допускать промедления в возбуждении уголовного дела при очевидных признаках преступления, проведения не вызванных необходимостью проверочных действий. Отменять постановления о возбуждении дела в случае признания их незаконными.
В соответствии с требованием п. 1 ст. 211 Уголовно-процессуального кодекса проводить проверки исполнения законов при приеме, регистрации, учете заявлений и сообщений о преступлениях не реже одного раза в месяц.' В ходе проверок использовать сводки органов внутренних дел, сигналы средств массовой информации, обращения граждан, сведения медицинских учреждений и т.п.
Результаты проверок анализировать. При выявлении нарушений порядка приема, регистрации, учета заявлений и сообщений о преступлениях, фальсификации материалов доследственной проверки принимать меры по привлечению виновных лиц к ответственности вплоть до возбуждения уголовного дела.
1.4. При получении сообщения об убийстве, террористическом акте, бандитизме, массовых беспорядках обеспечивать выезд прокуроров или их заместителей либо других ответственных работников прокуратуры на место происшествия.
Принимать меры к проведению качественного осмотра места происшествия, неотложных следственных и оперативно-розыскных действий, организационному обеспечению квалифицированного расследования и раскрытия преступления, к должному взаимодействию следователей и органов дознания. При необходимости определять подследственность уголовного дела и поручать расследование группе следователей.
1.5. Своевременно проверять законность задержания подозреваемых, предъявления обвинения и применения мер пресечения.
При осуществлении прокурорского надзора за законностью и обоснованностью задержаний и арестов граждан исходить из того, что эти действия, связанные с ограничением конституционного права на свободу и личную неприкосновенность, должны проводиться в точном соответствии с нормами уголовно-процессуального законодательства.

481
1.6. Ежедневно проверять законность содержания подозреваемых, обвиняемых в изоляторах временного содержания и на гауптвахтах, практиковать проверки в нерабочее время. Незамедлительно принимать меры по жалобам на незаконность задержания. При получении заявления задержанного о применении незаконных методов следствия немедленно проводить проверку всех доводов с принятием решения о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела.
1.7. Пресекать задержание подозреваемых в совершении преступлений на основании протоколов об административных правонарушениях. Устанавливать фактическое время водворения граждан в ИВС по протоколам об административном задержании. В случае нарушений законности решать вопрос об ответственности виновных.
1.8. Не допускать использования задержания и ареста как средства получения от подозреваемого или обвиняемого признания вины в совершении преступления.
1.9. При избрании меры пресечения в виде заключения под стражу учитывать в первую очередь имеющиеся для этого основания, предусмотренные ст. ст. 89, 91, ч. 1 ст. 96 Уголовно-процессуального кодекса.
При аресте обвиняемых по мотиву одной лишь опасности преступления строго руководствоваться перечнем преступлений, указанных в
ч. 2 ст. 96 Уголовно-процессуального кодекса.
С особой тщательностью рассматривать вопросы о необходимости применения ареста в отношении граждан, которые совершили иные преступления или не нуждаются в изоляции от общества.
Освобождать из-под стражи обвиняемых, когда отпали основания
для их ареста.
1.10. При решении вопроса о санкционировании ареста прокурору
(заместителю, помощнику), как правило, допрашивать лицо, подлежащее аресту. Тщательно проверять доводы обвиняемого о невиновности, оказании на него давления, нарушении права на защиту и другие. Обращать внимание на заявления о явке с повинной с выяснением обстоятельств их подачи. В случае, когда лицо, фактически невиновное, было вынуждено обратиться с заявлением о явке с повинной, принимать меры к объективному расследованию происшедшего с привлечением виновных
к ответственности.
Перед дачей санкции на арест во всех случаях лично допрашивать
несовершеннолетних обвиняемых.
Решение об отказе в санкции на арест с указанием его мотивов излагать на постановлении об избрании меры пресечения или в отдельном документе, который подлежит приобщению к материалам уголовного дела.
1.11. Не реже одного раза в квартал изучать практику избрания
меры пресечения в виде заключения под стражу с точки зрения законности и обоснованности принимаемых решений. Особое внимание обращать на причины оставления на свободе лиц, совершивших впоследствии новые тяжкие и особо тяжкие преступления, скрывшихся от следствия и суда или взятых судом под стражу при вынесении приговора. По

482 Приложения
каждому факту необоснованного оставления на свободе лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, принимать необходимые меры.
1.12. Осуществляя надзор за раскрытием преступлений, и в первую очередь тяжких и особо тяжких, акцентировать внимание на качестве и своевременности проведения неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления, получения и надлежащей фиксации доказательств, использования возможностей оперативно-розыскных мероприятий.
1.13. Обеспечить немедленную проверку законности по каждому случаю проведения обыска без санкции прокурора.
По всем фактам незаконных обысков либо незаконного изъятия предметов, заведомо не относящихся к делу, принимать меры прокурорского реагирования.
1.14. Следить за недопустимостью использования доказательств, полученных с нарушением установленного законом порядка.
Исключать из процесса доказывания доказательства, полученные с нарушением требований Конституции Российской Федерации, уголовно-процессуального законодательства.
1.15. С целью обеспечения объективности расследования приобщать к материалам уголовного дела жалобы и заявления потерпевших, гражданских истцов, их представителей, подозреваемых, обвиняемых, их защитников и представителей, а также ответы должностных лиц о результатах проверки доводов заявителей.
1.16. В целях предупреждения принятия незаконных решений в обязательном порядке проверять в ходе расследования все уголовные дела.
Безотлагательно отменять постановления о приостановлении и прекращении дел, если не исчерпаны все возможности для сбора доказательств и изобличения преступников.
1.17. Давать согласие на освобождение лица от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием, примирением с потерпевшим, изменением обстановки, возможностью исправления несовершеннолетнего путем применения принудительных мер воспитательного воздействия только после тщательного изучения всех материалов, не ограничиваясь ознакомлением с постановлением следователя или органа дознания.
Выяснять доказанность факта совершения преступления и соблюдение предусмотренных законом условий для прекращения дела.
Проверять, не является ли заявление потерпевшего о прекращении дела результатом незаконного воздействия.
1.18. Средствами прокурорского надзора добиваться повышения ответственности руководителей следственных подразделений и органов дознания за ненадлежащую реализацию своих процессуальных полномочий по осуществлению контроля за законностью действий следователей и дознавателей, за качественным расследованием и раскрытием преступлений.
1.19. Проверять, реализуются ли в полной мере возможности процессуального взаимодействия следователей и органов дознания. В соот-

483
ветствии с Федеральным законом Российской Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности" активно использовать предоставленное законом право давать письменные указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий для получения информации о лицах, совершивших преступления, местонахождении похищенного или подлежащего аресту имущества, розыска скрывшихся обвиняемых и подозреваемых, других обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.
1.20. Проверять исполнение законов о мерах по установлению и розыску лиц, совершивших преступления, по делам, приостановленным производством на основании пп. 1 и 3 ч. 1 ст. 195 Уголовно-процессуального кодекса, не реже одного раза в месяц. Анализировать причины и условия, способствовавшие уклонению обвиняемого от следствия и суда, принимать необходимые меры к их устранению и предупреждению.
1.21. Ежемесячно проверять достоверность статистических показателей о состоянии преступности, следствия и дознания, соблюдение учетно-регистрационной дисциплины, обеспечить точное, отражение в статистических отчетах данных о прокурорском надзоре за расследованием преступлений, оперативно-розыскной деятельностью и на этой основе принимать необходимые управленческие решения.
2. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и другим специализированным прокурорам сосредоточить усилия на оказании практической помощи подчиненным прокуратурам.
2.1. Заслушивать на заседаниях коллегий или оперативных совещаниях отчеты прокуроров, их заместителей, руководителей управлений и отделов о работе по надзору за исполнением законов органами следстьия и дознания при расследовании уголовных дел, проведении оперативно-розыскной деятельности.
2.2. Управлениям (отделам), на которые возложен надзор за расследованием преступлений, постоянно взаимодействовать в работе с управлениями по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам, за законностью исполнения уголовных наказаний и отделами по делам несовершеннолетних и молодежи с целью совершенствования практики прокурорского надзора за расследованием и раскрытием преступлений.
2.3. По делам, представляющим особую сложность в расследовании, по которым преступники не установлены в течение месяца со дня возбуждения дела, практиковать обсуждение хода работы для выработки конкретных согласованных действий по раскрытию преступлений с участием работников, осуществляющих оперативно-розыскные мероприятия.
2.4. Управлениям (отделам) по надзору за расследованием преступлений, по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам обеспечивать своевременное изучение уголовных дел в отношении лиц, которым в качестве меры пресечения избиралось содержание под стражей, а затем производство по делу было прекращено в стадии следствия или судом, и дел, по которым вынесены оправдательные приговоры. Не позднее чем в месячный срок со дня принятия оконча-

484 Приложения
тельного решения по делу составлять мотивированное заключение о законности и обоснованности ареста и привлечения к уголовной ответственности лица, в отношении которого принято решение о прекращении дела по реабилитирующим основаниям. Копии заключений по делам областной подсудности незамедлительно направлять в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, а военным прокурорам окружного звена по всем делам - в Главную военную прокуратуру. Вместе с заключением представлять дела на лиц, в отношении которых сроки содержания под стражей продлевались Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителями.
2.5. Систематически изучать, обобщать и распространять положительный опыт прокурорского надзора за расследованием преступлений и оперативно-розыскной деятельностью, регулярно проводить учебно-методические семинары, специальные занятия по вопросам организации и осуществления надзора, изучению методики проверок, форм и методов реагирования на выявленные нарушения законности.
2.6. Не реже одного раза в полугодие анализировать состояние прокурорского надзора за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью с использованием материалов прокурорской практики, конкретных уголовных дел. По результатам анализа принимать меры, направленные на улучшение его организации.
3. Управлению кадров, Главному следственному управлению, управлениям по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах, по делам несовершеннолетних и молодежи, по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, Второму управлению, Главной военной прокуратуре, Институту повышения квалификации руководящих кадров, Институту повышения квалификации прокурорско-следственных работников, руководителям региональных учебных центров Генеральной прокуратуры Российской Федерации принимать меры к совершенствованию учебного процесса по повышению квалификации прокурорских работников, осуществляющих надзор за расследованием преступлений и оперативно-розыскной деятельностью, с целью максимального приближения его к потребностям практики. Предусматривать в программах для прокуроров, не имеющих опыта следственной работы, специальные занятия по следственной тактике и методике расследования преступлений.
Практиковать специализированные наборы слушателей с учетом их квалификации, опыта работы, улучшать качество обучения, привлекать к проведению занятий, наиболее подготовленных и квалифицированных работников, в том числе и ветеранов, внедрять в учебный процесс современные методы и активные формы обучения, основанные на глубоком изучении практики, передового опыта прокурорского надзора и научных рекомендаций. Регулярно изучать эффективность учебного процесса, применения полученных знаний на практике.
4. НИИ проблем укрепления законности и правопорядка, учебным институтам Генеральной прокуратуры Российской Федерации проводить исследования по перспективным вопросам прокурорского надзора за


485
расследованием преступлений и оперативно-розыскной деятельностью, а также разработку предложений по совершенствованию законодательства, регламентирующего прокурорский надзор, его полномочия и функции.
Контроль за выполнением приказа возложить на соответствующих
заместителей Генерального прокурора Российской Федерации.
Приказ направить прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и другим специализированным прокурорам, прокурорам городов и районов, другим территориальным, военным и иным специализированным прокурорам, директорам институтов Генеральной прокуратуры Российской Федерации. .
Считать недействующим приказ и.о. Генерального прокурора Российской федерации от 21.02.95 № 10.

ПРИКАЗ
ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О задачах прокуроров, участвующих в рассмотрении судами уголовных дел"
от 24 ноября 1998 г. № 82
В связи с проводимыми в стране преобразованиями, направленными на формирование правового государства и системы правосудия, основанной на общепризнанных демократических принципах, значительно возросла роль и усложнились задачи прокуроров, участвующих в. судебном производстве по уголовным делам, и прежде всего при поддержании государственного обвинения.
Участие прокурора в судебных стадиях уголовного процесса не ограничивается уголовным преследованием. Государственный обвинитель должен быть гарантом соблюдения прав и законных интересов лиц, вовлеченных в сферу судопроизводства, в том числе жертв преступлений.
В условиях состязательного процесса объективность, профессиональная грамотность прокурора при осуществлении обвинительной функции, его активность в представлении и исследовании доказательств становятся решающим фактором в обеспечении неотвратимости наказания за совершенное преступление.
Выполняя обязанности государственного обвинителя, прокурор должен всемерно способствовать всестороннему исследованию обстоятельств дела, правильному его разрешению, поддерживать обвинение лишь в меру его доказанности.
Участвуя в судебных стадиях уголовного судопроизводства, прокурор руководствуется принципом верховенства закона. Это требует соблюдения правовых предписаний прежде всего самим государственным обвинителем, а также возлагает на него обязанность реагировать на любые нарушения закона, чьи бы интересы они ни ущемляли. Неправосудные судебные постановления должны быть своевременно опротестованы. ·
Реализация стоящих перед участвующим в деле прокурором задач требует укрепления корпуса государственных обвинителей, повышения ответственности руководителей прокуратур, отраслевых управлений и отделов за улучшение деятельности прокуроров в судопроизводстве.

487
В целях реализации задач, стоящих перед прокурорами, участвующими в рассмотрении судами уголовных дел, руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам других специализированных прокуратур, прокурорам городов и районов, иным территориальным, военным и специализированным прокурорам считать участие в рассмотрении судами уголовных дел одним из приоритетных направлений в деятельности органов прокуратуры.
Принимать меры к постоянному совершенствованию государственного обвинения как одного из действенных средств борьбы с преступностью, а непосредственное участие в поддержании государственного обвинения считать важнейшей служебной обязанностью прокурора.
Руководителям прокуратур личным участием в рассмотрении судами уголовных дел подчеркивать высокую степень значимости этой работы.
2. Обеспечить поддержание государственного обвинения, помимо дел, рассматриваемых судом присяжных, по всем делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, по делам о преступлениях несовершеннолетних, а также в тех случаях, когда участие прокурора признает обязательным суд. По остальным делам обвинение поддерживать, исходя из их важности, сложности либо общественной значимости и с учетом реальной возможности обеспечить качественное участие государственного обвинителя в судебном процессе.
3. Руководителям прокуратур назначать государственных обвинителей заблаговременно. При этом учитывать характер, объем и сложность дела, квалификацию и опыт работы прокурора, которому поручается поддержание обвинения.
Обеспечить активное участие прокуроров в исследовании доказательств при судебном разбирательстве, повысить их личную ответственность за правильность занимаемой позиции и соответствие ее результатам судебного следствия, обоснованность заключений по всем возникающим при рассмотрении дела вопросам, опротестование в кассационном порядке каждого незаконного или необоснованного судебного постановления.
По наиболее сложным, многоэпизодным делам, с большим количеством лиц, привлеченных к уголовной ответственности, решать вопрос о создании группы государственных обвинителей. Распределять обязанности среди членов группы применительно к особенностям каждого конкретного дела.
В регионах, где действует суд присяжных заседателей, в качестве государственных обвинителей назначать специально подготовленных прокуроров, обладающих навыками ораторского мастерства.

488


Приложения




Для-участия в рассмотрении дел судами субъектов Российской Федерации и приравненными к'ним военными судами назначать прокуроров, как правило, из числа работников республиканских, краевых, областных и приравненных к ним прокуратур, а где созданы отделы государственных обвинителей, - из работников этих отделов.
4. Прокурорам войсковых частей, транспортным, природоохранным прокурорам и прокурорам по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях поддерживать государственное обвинение в военных и территориальных судах по делам, за расследованием которых они осуществляли надзор, руководствуясь при этом положениями пп. 2 и 3 настоящего приказа. В остальных случаях о направлении дела в суд уведомлять соответствующего территориального прокурора с передачей ему надзорного производства.
5. Строго соблюдать принцип процессуальной самостоятельности государственного обвинителя, позиция которого не связана выводами обвинительного заключения и должна быть основана на результатах исследования обстоятельств дела в судебном заседании. Заключения и ходатайства прокурора должны основываться на нормах права, быть аргументированными. В необходимых случаях их следует представлять суду в письменной форме.
Неукоснительно следовать требованиям закона об отказе от обвинения при отсутствии убедительных доказательств вины подсудимого.
6. Государственным обвинителям при определении своей позиции по вопросу назначения наказания строго руководствоваться требованиями закона о его соразмерности и справедливости с учетом характера и степени общественной опасности преступления и личности виновного, в том числе обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание, а также влияния назначенного наказания на исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений.
Во всех необходимых случаях ставить перед судом вопрос о назначении дополнительных наказаний, о возмещении причиненного преступлением материального ущерба и компенсации морального вреда.
7. Обеспечить неуклонное исполнение требований закона об опротестовании в кассационном порядке каждого незаконного или необоснованного приговора, определения или постановления суда, для чего организовать работу таким образом, чтобы ни одно дело, рассмотренное без участия государственного обвинителя, не осталось без соответствующей проверки в кассационный срок. Исходить из того, что обязанность принесения в вышестоящий суд кассационного или частного протеста возлагается в первую очередь на государственного обвинителя, а также на прокурора или его заместителя в пределах их компетенции.
Прокурор, принесший кассационный или частный протест, может лично поддержать его. Если в суде кассационной инстанции по поручению соответствующего прокурора участвует другой прокурорский работник, он не связан доводами протеста и дает заключение, руководствуясь требованиями закона и своим внутренним убеждением, основанным на материалах дела. При отсутствии оснований для поддержания

489
протеста до его рассмотрения судом прокурор, участвующий в кассационном рассмотрении дела, уведомляет об этом прокурора, принесшего протест.
Прокурорам войсковых частей, транспортным, природоохранным прокурорам и прокурорам по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях опротестовывать незаконные судебные постановления по делам, в рассмотрении которых они участвовали. Обязанность принесения протестов по другим делам возложить на территориальных либо военных прокуроров. Ими же опротестовываются судебные постановления, вступившие в законную силу, в том числе по представлениям специализированных прокуроров.
Возложить проверку в кассационные сроки законности судебных постановлений по делам, рассмотренным без участия государственных обвинителей, на соответствующих территориальных либо военных прокуроров.
Прокуроры войсковых частей, являющиеся прокурорами закрытых административно-территориальных образований, осуществляют надзор за законностью постановлений судов, функционирующих в указанных образованиях, исходя из объема прав и полномочий, предоставленных ст. 36 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" соответствующим территориальным прокурорам.
Всем территориальным прокурорам, военным и иным специализированным прокурорам по вопросам,, возникающим в практике обеспечения участия прокуроров в рассмотрении судами уголовных дел и опротестования неправосудных судебных постановлений, поддерживать постоянное взаимодействие.
Улучшить качество кассационных и частных протестов, обращая особое внимание на строгое соответствие закону и материалам дела приводимых в них доводов, конкретность и аргументированность позиции по делу.
Обеспечить участие в суде прокурора, как правило, по всем делам, рассматриваемым в кассационном порядке, их своевременное и тщательное изучение с учетом доводов, содержащихся в жалобах и протестах.
8. При оценке качества и эффективности участия прокурора в рассмотрении дела судом исходить из его реального вклада в исследование обстоятельств дела, учитывать проявленные им при этом активность и профессиональное мастерство, объективность позиции и влияние на законность и обоснованность принятого по делу судебного решения.
Стремиться к тому, чтобы оценка деятельности прокурора способствовала развитию его творческой инициативы, служила стимулом к выполнению им служебного и нравственного долга.
9. Не допускать поверхностного, формального отношения к разрешению жалоб на судебные постановления; вступившие в законную силу. Проверку жалоб проводить, как правило, с истребованием уголовных дел и составлением мотивированных заключений с учетом изложенных в них доводов. Аргументированное сообщение о принятом решении своевременно направлять заявителю. Решения об отказе в опротестовании

490 Приложения
приговоров, определений и постановлений судов, вступивших в законную силу, в республиканских, краевых, областных и приравненных к ним прокуратурах принимать руководителям этих прокуратур.
Незаконные и необоснованные судебные постановления опротестовывать в порядке надзора либо входить с представлением об опротестовании к вышестоящему прокурору, имеющему право принесения протеста.
10. Управлению по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним прокурорам, отраслевым управлениям и отделам регулярно анализировать практику участия прокуроров в рассмотрении судами уголовных дел, опротестования незаконных и необоснованных приговоров, определений и постановлений судов, работу по рассмотрению и разрешению жалоб на вступившие в законную силу постановления судов, используя результаты анализа для совершенствования деятельности подчиненных прокуратур, повышения качества государственного обвинения. В полной мере использовать материалы судебной и прокурорской практики для устранения ошибок, допускаемых при расследовании уголовных дел.
Обратить особое внимание на совершенствование профессионального мастерства государственных обвинителей, в первую очередь прокуроров, не имеющих достаточного опыта участия в судебных процессах. В этих целях организовать надежную систему профессиональной учебы;
постоянно совершенствовать учебно-методический процесс, привлекая к участию в проведении учебных мероприятий опытных практических работников, а там, где это возможно, - ученых-юристов; изучать и распространять положительный опыт работы; внедрять в практику деловые игры и другие положительно зарекомендовавшие себя нетрадиционные формы обучения; развивать и поощрять творческую активность и стремление к самосовершенствованию; повышать роль и ответственность руководителей прокуратур городского и районного звена за качественную подготовку государственных обвинителей к участию в судебных заседаниях.
Использовать средства массовой информации для пропаганды деятельности государственных обвинителей. Обеспечить достоверность материалов, подлежащих опубликованию, их юридическую грамотность.
11. Управлению по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам Генеральной прокуратуры Российской Федерации постоянно совершенствовать организацию руководства нижестоящими прокуратурами и контроля за их деятельностью. Регулярно анализировать состояние работы по участию прокуроров в рассмотрении судами уголовных дел, практику применения уголовного и уголовно-процессуального законодательства, своевременно выявлять тенденции ее изменения и вырабатывать соответствующие рекомендации.
Совместно с НИИ проблем укрепления законности и правопорядка, с учетом потребностей практики разрабатывать пособия и рекомен-

491
дации для прокуроров, участвующих в судебном разбирательстве уголовных дел.

<< Предыдущая

стр. 24
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>