<< Предыдущая

стр. 25
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

12. Считать недействующим приказ и.о. Генерального прокурора Российской Федерации от 18 августа 1994 г. № 44 "О повышении качества и эффективности участия прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства в условиях судебной реформы".
Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Генерального прокурора Российской федерации Колмогорова В. В.
Приказ направить прокурорам субъектов Российской федерации, приравненным к ним военным и другим специализированным прокурорам, прокурорам городов и районов, иным территориальным, военным и специализированным прокурорам.

ПРИКАЗ
ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации"
от 15 декабря 1998 г. № 90
В целях обеспечения надлежащей организации работы по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений (далее - обращения), совершенствования деятельности органов прокуратуры на этом направлении, руководствуясь ст. 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, начальникам структурных подразделений этих прокуратур, прокурорам городов и районов организовать работу таким образом, чтобы каждое обращение получило своевременное, объективное и окончательное разрешение в той прокуратуре, к компетенции которой относится решение вопроса.
Работу по рассмотрению обращений подчинить решению задач защиты прав и свобод человека, укрепления законности и правопорядка. Принимать исчерпывающие меры к удовлетворению обоснованных обращений и пресечению нарушений законов, используя в полном объеме полномочия прокурора, предусмотренные ст. 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".
2. Во всех прокуратурах обеспечить соблюдение установленного порядка приема, регистрации и прохождения устных и письменных обращений, полученных на личном приеме, по почте, факсимильной связи, телеграфу или иным путем, контроль за своевременным и правильным их разрешением. При этом каждый довод, изложенный в обращении, должен быть объективно проверен и заявителю направлен юридически грамотный и мотивированный ответ.
Руководителям прокуратур, начальникам управлений и отделов определять порядок проверки обращений, обеспечивающий наиболее полное, оперативное и квалифицированное рассмотрение поставленных в них вопросов.

493
Устные обращения граждан регистрировать в книге личного приема, там же отражать содержание ответа, если он давался в устной форме. По требованию гражданина ему должен быть направлен письменный ответ.
При установлении фактов недобросовестного отношения к работе с обращениями, их необоснованного по этим причинам отклонения, ненадлежащего исполнения поручений вышестоящих прокуратур решать вопрос об ответственности допустивших нарушения работников.
Ответственность за организацию работы с обращениями несут руководители прокуратур, управлений и отделов Генеральной прокуратуры и прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур.
3. В органах прокуратуры разрешать обращения граждан Российской Федерации, иностранцев и лиц без гражданства, руководителей и должностных лиц государственных органов, иных предприятий и организаций, депутатов, содержащие сведения о нарушениях законов, прав и свобод человека и гражданина, проверять сообщения об этом средств массовой информации.
Жалобы на действия следователей, органов дознания, прокуроров, связанные с расследованием уголовных дел, а также на приговоры, решения, определения и постановления судов проверять в порядке и в пределах полномочий, предусмотренных процессуальным законодательством.
Обращения, не связанные с вопросами исполнения или нарушения законов, разрешению в органах прокуратуры не подлежат. Обращения по вопросам, подведомственным суду, могут разрешаться при необходимости защиты общественного (неперсонифицированного) интереса либо прав наименее социально защищенных лиц.
4. Обращения, не подлежащие разрешению в органах прокуратуры, в пятидневный срок, а обращения депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в трехдневный срок с момента поступления направлять по принадлежности, извещая об этом заявителей, или разъяснять им, куда следует обратиться.
Обращения передавать из одного подразделения в другое по договоренности их руководителей с обязательной регистрацией на картотеке, либо с использованием иных форм учета.
Обращения, разрешение которых не входит в компетенцию данной прокуратуры, подлежат пересылке соответствующему прокурору с уведомлением рб этом заявителей. При пересылке обращений вышестоящему прокурору прилагать к ним имеющиеся по этому вопросу материалы, необходимые для их разрешения.
5. Запретить направление обращений в прокуратуры, не имеющие полномочий на их разрешение, или в те прокуратуры, руководители которых принимали решения по поставленным в обращениях вопросам. При необходимости давать им поручения с указанием подлежащих проверке конкретных обстоятельств и сроков исполнения. К информациям

494


Приложения






о выполнении поручений (заключениям) прилагать проверочные материалы, копии документов прокурорского реагирования, а если потребуется - надзорные производства (дела).
Решения по обращениям, в которых обжалуются действия прокурорских работников, принимать вышестоящим по отношению к ним должностным лицам.
6. Обращения граждан, не содержащие сведений о фамилии и месте жительстве заявителя, признавать анонимными, оставляя без рассмотрения, а при наличии в таких обращениях сообщений о готовящихся или совершенных преступлениях - направлять в соответствующие правоохранительные органы.
При отсутствии в обращениях достаточных для их разрешения сведений (об органе, принявшем обжалуемое решение, времени его принятия и т. п.) разъяснять заявителям необходимость восполнения недостающих данных, а также, куда им следует для этого обратиться.
Обращение может быть оставлено без рассмотрения в следующих случаях:
если повторное обращение не содержит новых данных, все изложенные в нем доводы ранее полно и объективно проверялись и ответ на предыдущие обращения был дан прокурором субъекта Российской Федерации, прокурором города, района или приравненным к ним прокурором с разъяснением заявителю права обращаться к вышестоящему прокурору;
если содержание обращения лишено логики и смысла;
если обращение содержит выражения, оскорбляющие честь и достоинство других лиц, а также нецензурные выражения, о чем, если не принимается иное решение, извещать авторов с предупреждением, что при поступлении подобных обращений переписка может быть прекращена.
Переписка может быть прекращена в случае неоднократного поступления обращений, оставленных без рассмотрения по перечисленным основаниям с составлением мотивированного заключения, утверждаемого прокурором субъекта Российской Федерации, города, района, военным прокурором или прокурором иной специализированной прокуратуры, а в Генеральной прокуратуре - одним из заместителей Генерального прокурора Российской Федерации. О прекращении переписки сообщается заявителю (за исключением лиц, признанных психически больными).
7. Обращения, свидетельствующие о многочисленных грубых нарушениях законов, систематическом ущемлении прав граждан, не получившие должной оценки местных правоохранительных органов, проверять, как правило, с выездом на места. Результаты проверок и принятые меры, представляющие общественный интерес, делать достоянием гласности, активно используя возможности средств массовой информации.
8. Для обеспечения объективности и полноты проверок обращений решать вопрос о необходимости привлечения к их проведению заявителей и специалистов. По окончании проверок по просьбе заявителей знакомить их с материалами проверок и документами, непосредственно затрагивающими их права и свободы, в той мере, в которой это не про-

495
тиворечит требованиям законодательства об охране государственной или иной охраняемой законом тайны и законным интересам других граждан.
При рассмотрении обращений запрещается распространять сведения о частной жизни граждан без их согласия. По мотивированной просьбе гражданина не подлежат разглашению его анкетные данные и домашний адрес.
9. Отказ в удовлетворении обращений аргументировать нормами закона, конкретными доказательствами со ссылкой на материалы проверок, уголовных, гражданских и других дел.
В случаях отмены постановлений органов следствия и дознания, принесения протестов, предъявления исков и т. п. сообщать заявителям, где впоследствии они могут получить информацию о результатах окончательного разрешения вопросов, поставленных в их обращениях.
10. Принять меры к безусловному соблюдению установленных законодательством сроков рассмотрения обращений граждан.
Обращения, поступившие от Президента Российской Федерации и его помощников, Председателя Правительства Российской Федерации и его заместителей, Руководителя Администрации Президента, Секретаря Совета Безопасности, Председателей Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, их заместителей, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, руководителей федеральных министерств и ведомств, обращения, взятые на контроль председателями комитетов и комиссий палат Федерального "Собрания Российской Федерации, депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации, а также иные обращения, взятые на контроль Генеральным прокурором Российской Федерации (обращения особого контроля), рассматривать безотлагательно.
При необходимости проверки или дополнительного изучения вопроса информировать депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания в трехдневный срок с момента поступления обращения, окончательный ответ представлять им не позднее 20 дней. Ответ на депутатский запрос, направленный в установленном законом порядке, давать не позднее 15 дней со дня его получения.
Обращения военнослужащих и членов их семей, поступающие в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, разрешать в срок до 15 дней, а поступающие в районные и городские прокуратуры, военные прокуратуры армий, соединений, гарнизонов, иные специализированные прокуратуры - безотлагательно, но не позднее 7 дней со дня их поступления.
Остальные обращения граждан и должностных лиц разрешать в срок не позднее месяца со дня поступления в прокуратуру, а не требующие дополнительного изучения и проверки - не позднее 15 дней, если иной срок не установлен федеральным законодательством или законодательством субъекта Российской Федерации.
Срок разрешения обращения может быть продлен прокурором либо его заместителем с обязательным уведомлением заявителей, а также органа или лица, направившего обращение, о причинах задержки и ха-

496 Приложения
рактере принимаемых мер. В исключительных случаях после выяснения причин несвоевременного разрешения обращения и принятия мер к виновным, если это произошло ввиду небрежного отношения к выполнению поручения, срок разрешения может быть продлен повторно с обязательным извещением заинтересованных лиц.
При необходимости срок разрешения обращений военнослужащих и членов их семей может быть продлен в установленном выше порядке, но не более чем на 15 дней.
11. Установить порядок направления ответов на обращения, согласно которому:
ответ заявителю с сообщением об удовлетворении его требований, а также с разъяснением направляет прокурор, рассматривавший обращение, либо другое должностное лицо по поручению руководителя прокуратуры;
в прокуратурах городов и районов, других территориальных, военных и иных специализированных прокуратурах принимать решения об отклонении обращения и давать ответы заявителям может прокурор или его заместитель;
в прокуратурах субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратурах первичные обращения отклоняют начальники управлений и отделов; по повторным обращениям на необоснованный отказ в удовлетворении требований ответы заявителям направляются руководством этих прокуратур, а по жалобам на вступившие в законную силу судебные постановления по уголовным, гражданским и иным делам решения об отказе в удовлетворении требований принимают руководители этих прокуратур в соответствии с их процессуальными полномочиями, они же дают ответ заявителю; '
ответы на обращения, поступившие от Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, Руководителя Администрации Президента Российской Федерации, Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации, Председателей Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также на другие обращения, взятые на контроль Генеральным прокурором Российской Федерации, направляются за его подписью, если Генеральным прокурором Российской Федерации не установлен иной порядок их разрешения;
промежуточные "ответы депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации по их обращениям могут направляться за подписью старших помощников Генерального прокурора Российской Федерации.
12. Прием граждан проводить в течение всего рабочего дня преимущественно тем работникам, которые будут разрешать обращения.
Прием в вечернее время и выходные дни устанавливается руководителем соответствующей прокуратуры.
Руководителям прокуратур лично проводить прием населения не реже одного раза в неделю. Принимать решения по жалобам и давать по ним ответы должны те руководители прокуратур, к которым обратился заявитель на личном приеме.

497
13. Обеспечить не реже одного раза в полугодие комплексный анализ работы по рассмотрению обращений, изучение причин поступления обоснованных обращений, поданных на личном приеме. На этой основе принимать меры к совершенствованию правозащитной деятельности органов прокуратуры, устранению ошибок и недостатков. Состояние работы с жалобами и заявлениями проверять при выездах на места.
14. Отделу писем и Приемной Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Главной военной прокуратуре, прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним прокурорам наладить эффективную работу отделов, групп и старших помощников по рассмотрению писем и приему граждан, обеспечить их реальное влияние на положение дел, устранение нарушений в работе с обращениями.
15. Принять к сведению, что действие приказа не распространяется на:
порядок рассмотрения и разрешения поступающих на заключение
ходатайств о помиловании;
порядок рассмотрения и разрешения обращений о реабилитации по делам о контрреволюционных, воинских и общеуголовных преступлениях 30-50-х годов.
16. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя
Генерального прокурора Российской Федерации Колмогорова В. В., начальников отдела писем, Приемной и организационно-контрольного управления.
Считать утратившим силу приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 30 июля 1992 г. № 33.
Приказ направить прокурорам субъектов Российской Федерации, городов, районов, военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур. -

УКАЗАНИЕ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Об организации прокурорского надзора за производством протокольной формы досудебной подготовки материалов"
от 23 декабря 1997 г. № 75/36
Для обеспечения надлежащей организации прокурорского надзора за исполнением законов, регламентирующих порядок производства протокольной формы досудебной подготовки материалов,
ПРЕДЛАГАЮ:
1. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и другим специализированным прокурорам, прокурорам городов и районов, другим территориальным, военным и иным специализированным прокурорам установить действенную систему надзора, гарантирующую исполнение требований закона о досудебном производстве в протокольной форме.
2. При осуществлении надзора исходить из того, что порядок производства по материалам в протокольной форме определяется общими правилами Уголовно-процессуального кодекса РСФСР за изъятиями, установленными статьями тридцать четвертой главы.
2.1. Принимать во внимание, что досудебное производство в протокольной форме производится органами дознания по делам о преступлениях, перечисленных в статье 414 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, в десятидневный срок с момента поступления заявления или сообщения о преступлении, или непосредственного его обнаружения до направления дела прокурору.
2.2. В случаях, когда в установленный законом десятидневный срок невозможно обеспечить всесторонность" и полноту исследования обстоятельств совершения преступления, то учитывать, что начальник органа дознания или прокурор вправе возбудить уголовное дело для проведения дознания.
Аналогичные решения принимать по материалам, возвращенным судами в связи с изменением законодательства для возбуждения уголовных дел.
2.3. При выявлении преступлений, предусмотренных статьями 115, 116, частью 1 статьи 129 и статьей 130 Уголовного кодекса Российской Федерации, заявления граждан с материалами, подтверждающими факт совершения преступлений, без возбуждения дела, направлять в суд для

499
рассмотрения по -существу либо при наличии обстоятельств, указанных в статье 27 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, прокурору возбуждать уголовное дело в общем порядке.
2.4, Исходить из того, что в соответствии со статьей 417 Уголовнопроцессуального кодекса РСФСР досудебная подготовка материалов в протокольной форме не проводится в случаях совершения преступлений несовершеннолетними или лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту.
3'. По поступившему уголовному делу прокурору или его заместителю в срок, не превышающий трех суток, принимать решение о направлении уголовного дела в суд, о прекращении дела, о направлении дела для производства дознания или предварительного следствия. При направлении дела в суд составлять сопроводительное письмо; при прекращении дела - постановление о прекращении дела; при направлении дела для производства дознания или предварительного следствия - письменное указание или постановление о возбуждении уголовного дела.
3.1. При изучении уголовного дела обращать внимание на то, чтобы не нарушалось право лица, совершившего преступление, на защиту.
3.2. Иметь в виду, что в протоколах доказательства должны излагаться с указанием документов, в которых они зафиксированы.
3.3. Учитывать, что в описательной части постановления о возбуждении дела следует отражать все обстоятельства, входящие в предмет доказывания, и оно должно соответствовать содержанию протокола.
4. Контроль за исполнением указания возложить на заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Катышева М. Б.
Указание направить прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и другим специализированным прокурорам, прокурорам городов и районов, другим территориальным, военным и .иным специализированным прокурорам, а также в Министерство внутренних дел Российской Федерации. С указанием ознакомить оперативных работников центрального аппарата.






Борис Васильевич Коробейников,
Владимир Иванович Басков

Издательство "Зерцало"
Лицензия № 064300 от 14 ноября 1995 г.
Подписано в печать 04.09.2000.
Формат 60х90/16. Усл. печ. л. 32,0.
Тираж 5 000 экз. Заказ № 545
Отпечатано с готового оригинал-макета
в ППП "Типография "НАУКА"
121099, Москва, Шубинский пер., 6
ISBN 5-8078-0064-8
9 "785807"800?40


<< Предыдущая

стр. 25
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ