<< Предыдущая

стр. 9
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Тем же Законом в Основы уголовного судопроизводства была введена дополнительная норма (351), предусматривающая возможность прослушивания телефонных и иных переговоров, ведущихся с телефонов и других переговорных устройств. Закон предусматривает следующие условия осуществления этого оперативного действия: - оно допускалось лишь в отношении подозреваемого, обвиняемого и иных причастных к преступлению лиц; если возникала необходимость прослушивания переговоров иных участников процесса, в частности, потерпевших и свидетелей, то это возможно было сделать только с их согласия; - прослушивание могло быть произведено лишь по возбужденному уголовному делу; в период проверки, предшествующей возбуждению уголовного дела, применение этого оперативного средства
не допускалось; - прослушивание осуществлялось лишь в соответствии с определением суда при наличии достаточных оснований полагать, что в результате прослушивания будут получены сведения, имеющие
существенное значение по уголовному делу; - прослушивание осуществлялось лишь в соответствии с постановлением об этом следователя или органа дознания· с санкции
прокурора;
' См.: ВВС СССР. 1990. № 26. Ст. 495.




173
- прослушивание могло осуществляться в течение шести месяцев, независимо от сроков следствия, объема обвинения и числа обвиняемых по уголовному делу.
Закон от 12 июня 1990 г. предусматривал необходимость детального правового регулирования в масштабах союзных республик. Впредь до принятия Закона РФ правоохранительные органы руководствовались ведомственным актом - Рекомендациями по применению средств видео-, звукозаписи, кинофотоаппаратуры, телефонной связи и использованию полученных результатов при раскрытии и расследовании преступлений, разработанными и утвержденными 30 июля 1990 г. Министерством юстиции СССР, Верховным Судом СССР, КГБ СССР и МВД СССР. В Рекомендациях было предусмотрено применение указанных криминалистических и иных технических средств как до возбуждения уголовного дела, так и в процессе расследования преступления. Безусловно, этот нормативный акт на определенное время и в определенной мере восполнял пробел уголовно-процессуального закона, но тем не менее он не мог заменить закона, поэтому сразу же после принятия Закона от 12 июня 1990 г. началась активная подготовка проекта Закона об оперативно-розыскной деятельности. При этом была поставлена задача - отделить деятельность оперативного характера от розыска скрывавшегося или неустановленного преступника. Розыск обвиняемого при неизвестности его местонахождения может осуществляться не только оперативно-розыскной службой, но и следователями органов дознания и предварительного следствия (ст. 196 УПК).
При оперативно-розыскной деятельности ставится цель установить неизвестных следствию лиц, совершивших преступление, а также выяснить обстоятельства содеянного, при розыскной же деятельности речь идет об установлении местонахождения лица, совершившего преступление. Производство розыскных действий - прерогатива как органов дознания (ст. 118 УПК), так и органов расследования (ст. 196 УПК). Лицо, производящее дознание, как и следователь, обязано принять все зависящие от него меры к установлению местонахождения преступника. В этих целях органы дознания и следователи располагают целым арсеналом процессуальных средств, которые должны в полной мере использовать. И только тогда, когда они не достигнут поставленной цели, они вправе дать соответствующие поручения оперативно-розыскной службе.
Следователи не могут осуществлять оперативно-розыскную деятельность, так как они не обладают необходимыми для этого профессиональными знаниями и практическими навыками, они не располагают технико-криминалистическими средствами, необходимыми для проведения оперативных мероприятий.
Принятый 13 марта 1992 г. Верховным Советом РСФСР Закон "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации"




174





строго разграничивал компетенцию следственных органов и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность'.
В настоящее время, как уже отмечалось, действует Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности"2 от 12 августа 1995 г. с поправками, внесенными в него Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы" от 21 июля 1998 г. и Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" от 5 января 1999 г.
Закон не только определяет содержание оперативно-розыскной
деятельности, но и закрепляет систему гарантий законности при ее осуществлении. Эта деятельность осуществляется как гласными, так и негласными методами. Она имеет целью защиту жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Оперативно-розыскная деятельность основана на принципах соблюдения законности; уважении прав и свобод личности; конспирации выполнения каких-либо действий оперативно-розыскного характера; сочетании гласных и негласных методов (ст. 3).
Закон не только провозглашает принципы оперативно-розыскной деятельности, но и определяет ее правовую основу. Эту основу составляют: Конституция Российской Федерации, настоящий Закон, УПК и УК, иные правовые акты РФ. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своей компетенции по согласованию с Генеральной прокуратурой и Верховным Судом РФ вправе издавать правовые акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий. Эти нормативные акты не могут противоречить действующим законам.
Закон об оперативно-розыскной деятельности обеспечивает гарантии прав и интересов тех лиц, в отношении которых эти меры применяются. Если лицо считает, что были допущены нарушения или ограничения его прав и свобод, оно вправе обратиться с жалобой в вышестоящий орган или в суд.
В целях обеспечения полноты и всесторонности рассмотрения
дела орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, по требованию судьи обязан предоставить необходимые оперативно-служебные материалы, за исключением данных о,лицах, конфиденциально содействовавших проведению оперативно-розыскных мероприятий ('сюда относятся и должностные лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, и агентура, выполнявшая задания, исходящие от этой службы).


' См.: ВВС РФ. 1992. № 30. Ст. 1792; 1992. № 33. Ст. 1912. 2 СЗ РФ. 1995. № 33 Ст. 3349; 1997. № 29. Ст. 3502.




175
В то же время Закон содержит весьма важное положение о том, что организация и тактика проведения оперативно-розыскных мероприятий составляют государственную тайну. При всех условиях Закон требует от оперативно-розыскных органов особого хранения сведений при выполнении этой деятельности.
У некоторых оппонентов эта норма вызывает недоверие, они. заявляют, что сам по себе закон - это пустая декларация, что как было ранее сугубо засекречено это производство, таким оно остается и сегодня. Это неверно: сама оперативно-розыскная деятельность регламентирована законодательно, прокуроры осуществляют надзор за ее законностью, судьи вправе истребовать материалы и сведения о результатах ее проведения. Однако при всем при этом эти органы не вправе обнародовать прежде всего агентуру и лиц, осуществляющих внешнее наблюдение, виды криминалистическо-технических средств, применение которых позволило получить те или иные данные. Иначе пришлось бы ликвидировать весь сложившийся аппарат оперативно-розыскной деятельности, без которого успешное выявление, пресечение и расследование "многих преступлений невозможно.
В законе предусмотрены основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Важно отметить, что результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы в целях раскрытия преступлений, для выполнения следственных действий, а также для предупреждения и пресечения преступлений. Сведения, установленные оперативно-розыскной службой, могут быть использованы в качестве доказательств только после их проверки следственным путем в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.
Закон весьма обстоятельно регламентирует правовые обязанности органов и должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. При этом законодатель делает основной акцент на соблюдении требований по всемерной охране прав и законных интересов граждан, а также обеспечению конспирации этой деятельности.
Какой бы сильной и хорошо технически оснащенной ни являлась оперативно-розыскная служба, она не может обойтись без содействия граждан, общественных организаций и должностных лиц. Конкретные лица привлекаются к участию в проведении оперативно-розыскных мероприятий только с их согласия. Эта деятельность является сугубо добровольной. Поэтому нарушением установленного законом порядка являются случаи, когда органы дознания, в особенности служба уголовного розыска, "вербуют" агентуру из числа лиц подозреваемых в совершении преступлений и даже обвиняемых. Ценой их освобождения от уголовной ответственности и работой "на эти органы". Как показывает практика, от работы такого рода агентов мало толку в раскрытии и расследовании преступлений.




176





Закон предусматривает очень важное правило: лицо, участвующее в оперативно-розыскной деятельности, обязано сохранять в тайне сведения, полученные этой службой, а последняя, в свою очередь, обязана сохранять конфиденциальность участия этого лица в оперативно-розыскной деятельности.
При этом Закон обеспечивает гражданам, содействующим органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, социальную и правовую защиту. Государство принимает на себя эти обязанности. Сюда включаются охрана жизни и здоровья этих граждан, пенсионное обеспечение, получение вознаграждения, в случае гибели лица, сотрудничавшего по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, его семье выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания погибшего. В установленном законом порядке семье назначается пенсия по случаю потери кормильца (ст. 18).
В целях соблюдения установленного Законом порядка производства оперативно-розыскных мероприятий определены формы контроля и надзора за этой деятельностью. Сюда относится прежде всего парламентский контроль, осуществляемый соответствующими комитетами, а также контроль ведомственного характера. На Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров возложен надзор за соблюдением законности в этой деятельности (ст. 21).
Задачи, стоящие перед органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, определяются общими задачами правоохранительных органов по раскрытию и расследованию преступлений. Они определяются ст. 2 УПК: быстрое и полное раскрытие преступления, изобличение виновных и обеспечение правильного исполнения закона с тем, чтобы каждый, совершивший преступление, был подвергнут справедливому наказанию и в то же время ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден. В соответствии с этим, согласно ст. 2 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", общими задачами оперативно-розыскной деятельности являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших их; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от отбывания назначенного судом наказания, а также розыска без вести пропавших граждан; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
Осуществляя надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности, прокуроры следят за тем, чтобы эта деятельность не выходила за пределы, определенные уголовно-процессуальным законом и Законом об оперативно-розыскной деятельности. В случае выявления такой деятельности прокурору необходимо внести пред-




177
ставление руководителю соответствующих органов внутренних дел с предложением прекратить оперативно-розыскную деятельность в рамках закона.
Органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается предпринимать какие-либо действия в интересах политических партий, различного рода общественных формирований, религиозных организаций, зарегистрированных в установленном порядке. Оперативно-розыскные мероприятия проводятся только тогда, когда иным путем невозможно раскрыть и расследовать преступление, а также установить местонахождение скрывшегося от следствия или суда преступника.
Некоторые теоретики права говорят, что нет таких преступлений, которые невозможно было бы раскрыть. Практика борьбы с преступностью убедительно опровергает это утверждение: такие преступления есть, и с годами их становится все больше и больше. Все более изощренными становятся способы совершения преступлений, правонарушители при осуществлении своего преступного замысла готовятся заранее не только к совершению преступления, но и предпринимают меры к сокрытию следов преступления. И это им нередко удается.
Практике известны преступления, успешно раскрыть и расследовать которые можно было бы только с применением оперативно-розыскных средств. К числу этих преступлений с полным основанием можно отнести умышленное убийство из корыстных побуждений, совершенное в г. Екатеринбурге. Неизвестные преступники ночью ворвались в дом врача-стоматолога, убили его, жену, двоих детей и родственницу, которая приехала их навестить. При осмотре места происшествия не было установлено каких-либо признаков, свидетельствующих об убийстве из корыстных побуждений. На грудь убитого врача была положена записка антисемитского содержания (убитый по национальности был евреем). Совершенное преступление вызвало бурную реакцию общественности города. Предварительное следствие проводилось в соответствии с избранной в начале следствия версией - об убийстве на межнациональной почве. Преступление долгое время оставалось нераскрытым, пока не были включены в раскрытие преступления органы оперативно-розыскной деятельности. В преступную среду города и области была "внедрена" опытная агентура. И один из агентов вышел на одного из преступников. Затем был установлен и его соучастник. Произведенным расследованием была доказана их виновность в содеянном. Они признали свою вину в совершенных убийствах, выдали орудие преступления, а также деньги и иные ценности, похищенные в доме убитых, все это было надежно укрыто ими с намерением лишь через два года воспользоваться похищенным.
Можно привести и иные примеры, когда только при участии оперативно-розыскной службы можно было успешно раскрыть и расследовать преступления, носящие особо опасный характер.





178
В целях наиболее быстрого и полного раскрытия преступлений оперативно-розыскные действия могут выполняться на протяжении всего уголовного судопроизводства: одновременно с выполнением следователем процессуальных действий, но с обязательным извещением следователя о результатах и ходе их проведения.
Между тем некоторые ученые и практики сводят оперативно-розыскную деятельность и ее результаты, главным образом, к избранию и построению версий, утверждая, что версии могут строиться только с учетом данных, полученных оперативно-розыскным
путем.
С подобным ограничением возможностей оперативно-розыскной деятельности согласиться нельзя. Практика оперативно-розыскной и следственной деятельности, как было сказано выше, убедительно подтверждает, что некоторые преступления, совершенные в условиях неочевидности, невозможно не только раскрыть, но и расследовать без проведения хорошо организованной, на высоком профессиональном уровне оперативно-розыскной деятельности, которая охватывает весьма широкий круг задач, а не только избрание версии. Поэтому суживать назначение оперативно-розыскной деятельности не следует. Пока не будет раскрыто и расследовано преступление, органы оперативно-розыскной деятельности не могут считать себя свободными от выполнения возложенных на них обязанностей.
На практике возникает вопрос о полномочиях следователя знакомиться с материалами оперативно-розыскной деятельности. Некоторые следователи отвергают эту возможность, ссылаясь на то, что это может оказать влияние на формирование у следователя обвинительного уклона, что впоследствии материалы и весь ход расследования он будет "подгонять" под результаты оперативно-розыскной деятельности. Поэтому, утверждают сторонники этой позиции, следователь должен знать только результаты оперативно-розыскной деятельности.
Было бы неправильным отвергать эту позицию. Когда следователь знакомится с материалами оперативно-розыскной деятельности в полном объеме, он вольно или невольно подпадает под их влияние и при расследовании преступления идет в "фарватере" их результатов и выводов. Не случайно некоторые сотрудники оперативно-розыскной службы "специально предоставляют следователям эти материалы. Такие факты установлены в Краснодарском крае, Витебской, Иркутской областях, когда органы дознания фальсифицировали уголовные дела, привлекая к ответственности лиц, невиновных в совершении преступлений. Более того, чтобы' получить от прокурора санкцию на арест невиновного или лица, виновность которого недостаточно доказана, ему вместе с материалами дела предоставляются материалы оперативного характера, что оказывает на прокурора соответствующее воздействие. Такие "тактические" при-

.


179
емы нередко "срабатывают", а затем оказывается, что лицо невиновно в предъявленном ему обвинении.
Необходимо отметить, что ни Закон об оперативно-розыскной деятельности, ни ведомственные акты прокуратуры и органов внутренних дел не определяют порядка использования следователем материалов и выводов, к которым пришли оперативно-розыскные органы. Это, возможно, сделано правильно. Надо иметь объективное критическое отношение к материалам оперативно-розыскной деятельности, чтобы непредвзято оценить как сами материалы, так и выводы (результаты) проведенных оперативно-розыскных мероприятий.
Ни закон об оперативно-розыскной деятельности, ни ведомственные акты не предоставляют следователям возможности знакомиться с материалами оперативно-розыскной деятельности, это - прерогатива прокурора. Но когда следователю предоставляется такая возможность, ее нельзя не использовать. Тем не менее, прокурор обязан предостеречь следователей от безграничного доверия к выводам и результатам оперативно-розыскной деятельности. Если у следователя при ознакомлении с материалами оперативно-розыскной деятельности возникнут сомнения в ее объективности или применении недозволенных методов при ее осуществлении, следователь обязан доложить об этом прокурору, чтобы тот присущими ему средствами проверил соблюдение законности при ее производстве.
За последние годы, когда организованная преступность приобрела широкие масштабы, сотрудники оперативно-розыскной службы включаются в состав бригад по раскрытию и расследованию опасных преступлений. В таких случаях эти работники становятся членами этих бригад. Их деятельность постоянна, на всех этапах раскрытия и расследования преступления связана с выполнением поручений следователя в связи с различного рода процессуальными действиями. В таких случаях деятельность оперативно-розыскной службы тесно связана с выполнением следователем процессуальных действий. Такие тесные контакты дают весьма ощутимые положительные результаты. Именно по такой схеме было организовано раскрытие и расследование ряда умышленных убийств из корыстных побуждений и других опасных преступлений. Совместная слаженная работа следственного аппарата, прокуроров-криминалистов и сотрудников оперативно-розыскной службы позволяет в сравнительно короткий промежуток времени раскрыть, а затем полно, объективно и всесторонне расследовать все эпизоды совершенных тяжких преступлений.
При этой оценке производства по раскрытию и расследованию преступления фигура сотрудника оперативно-розыскной службы как бы остается "за кадром". Его имя не фигурирует в материалах уголовного дела.





180







Сейчас, когда оперативно-розыскная деятельность получила законодательную регламентацию, было бы целесообразным включить в число участников уголовного процесса (гл. 3 УПК) должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность при раскрытии и расследовании преступлений. Прокурор, осуществляющий надзор за законностью следствия, сможет взять на себя такую ответственность только тогда, когда он в полном объеме будет посвящен в характер оперативно-розыскных мероприятий, применяемых в целях обнаружения преступления, и лиц, их совершивших; знать, оправданны ли эти средства как в оперативном, так и в процессуальном плане; не противоречат ли они закону; не повлекли ли они за собой нарушение прав и законных интересов подозреваемого (обвиняемого), потерпевшего, свидетелей и иных участников процесса. Только при соблюдении этих условий прокурор может не допустить нарушения закона в виде применения оперативно-розыскных мероприятий.
Особое внимание при осуществлении надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности необходимо придавать сохранению тайны источника получаемой информации, а также средств установления различного рода обстоятельств. Применяя способы негласного характера, оперативный работник стремится сохранить в тайне сведения об источнике получаемой им информации и тактических средствах, применяемых для их получения. Он опасается в будущем лишиться и этого источника, и применяемых тактических средств. Эти опасения вполне обоснованны, поэтому прокурор без крайней необходимости не должен требовать информации по
этим вопросам.
При организации прокурорского надзора важно определить взаимоотношения между следователем и соответствующими должностными лицами оперативно-розыскных органов. Давая указания о выполнении оперативно-розыскных действий, следователь обязан указать лишь конечную цель этой деятельности, не предписывая при этом, какими средствами это должно быть достигнуто. Неправильно поступают некоторые следователи, когда в своих письменных поручениях предписывают оперативным органам производство конкретных оперативно-розыскных действий, способы и тактические средства их выполнения. Давая поручение, следователь указывает срок их выполнения с тем, чтобы эти действия укладывались в общий срок расследования преступления. В течение указанного срока следователь вправе запросить предварительные результаты этой деятельности, он может также дать дополнительные указания или сделать уточнения по первоначальному заданию.
Давая указания о выполнении оперативно-розыскных действий, следователь не обязан указывать мероприятия, необходимые для установления соответствующих данных. Их выбор - прерогатива сотрудников оперативно-розыскных органов. Однако следова-




181
тель, так же как и прокурор, должен знать возможные оперативно-розыскные мероприятия. Их примерный перечень обозначен в Законе об оперативно-розыскной деятельности (ст. 6). К их числу относятся: опрос граждан; наблюдение, в том числе наружное; исследование предметов и документов; цензура корреспонденции осужденных; контроль почтовых отправлений; прослушивание телефонных и иных переговоров; снятие информации с технических каналов связи и др.
В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие .технические средства, не причиняющие вреда жизни, здоровью личности и окружающей среде.
При оперативно-розыскной деятельности может быть использована помощь специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными познаниями. Помощь граждан на гласной и негласной основе может быть использована только с их согласия (агентура).
Эти лица обязаны хранить в тайне сведения, ставшие им известными в ходе подготовки или проведения оперативно-розыскных мероприятий, и не предоставлять заведомо ложной информации указанным органам.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, могут заключать контракты с совершеннолетними дееспособными лицами независимо от их гражданства, национальности, пола, образования, принадлежности к общественным объединениям, социального, должностного и имущественного положения, политических и религиозных убеждений.
Органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается использовать конфиденциальное содействие на контрактной основе народных депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений.
Закон об оперативно-розыскной деятельности предусматривает перечень оснований для производства оперативно-розыскных действий. Среди них: наличие возбужденного уголовного дела; поручение следователя, указание прокурора или определение суда; запросы международных правоохранительных организаций и иностранных государств (в соответствии с договором о правовой помощи) и некоторые другие.
Успешное выполнение задач, стоящих перед оперативно-розыскными органами, во многом определяется правильно организованным прокурорским надзором за исполнением закона, регулирующим эту деятельность. Осуществление прокурором надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности относится к числу основных направлений в деятельности органов прокуратуры (ст. 29 Закона о прокуратуре).




182







Полномочия прокуроров по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, определяются уголовно-процессуальным законодательством, ст. 21 Закона об оперативно-розыскной деятельности; а также приказом Генерального прокурора Российской федерации № 48 от 9 августа 1996 г. "Об организации надзора за исполнением Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности". Задачи прокурорского надзора в данном направлении прокурорской деятельности определяются Законом о прокуратуре.
В случаях нарушения органом или должностным лицом, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов физических и юридических лиц, прокуроры обязаны принять меры к восстановлению этих прав и законных интересов. Если при этом причинен материальный ущерб, эти органы обязаны принять меры к его возмещению.
Одним из наиболее эффективных средств обеспечения законности оперативно-розыскных мероприятий является судебное санкционирование производства оперативно-розыскных мероприятий, которые затрагивают конституционные гарантии и законные интересы граждан. Только с санкции суда допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий, затрагивающих охраняемые законом тайну переписки, телефонных и иных переговоров, телеграфных сообщений, а также право на неприкосновенность жилища. В случаях, когда проведение оперативно-розыскных мероприятий не терпит отлагательства, они могут быть проведены на основании мотивированного постановления одного из руководителей соответствующего органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с уведомлением соответствующего суда в течение 24 часов и получением санкции в течение 48 часов.
В соответствии с Законом о прокуратуре (ст. 29) и на основании Закона об оперативно-розыскной деятельности прокурор вправе дать органам оперативно-розыскной службы указания о выполнении оперативно-розыскных мероприятий. Указания прокурора о выполнении каких-либо мер оперативно-розыскного характера должны быть четкими, определенными и конкретными, не допускающими их неправильного понимания исполнителем. При этом прокурор вовсе не обязан называть конкретные средства оперативно-розыскного характера, применением которых органы внутренних дел могут установить то или иное обстоятельство. Указания прокурора должны быть обязательно в письменной форме. При этом прокурору в ряде случаев необходимо указать обстоятельства (мотивы), в силу которых прокурор предлагает выполнить оперативно-розыскные мероприятия. Письменные указания прокурора дисциплинируют работника органа дознания, в то же время дают самому прокурору возможность осуществлять контроль за результатами выполнения оперативно-розыскных мероприятий. Указания прокурора должны быть




183







приобщены к уголовному делу (помимо тех, которые исполнитель получает от прокурора лично или через руководителя отдела дознания). Копия этих указаний должна находиться на контроле у прокурора и помещается в наблюдательное производство по уголовному делу.
Чтобы не превращать сотрудника оперативно-розыскной службы в слепого исполнителя воли прокурора, последнему в необходимых случаях надо лично встретиться с исполнителем и разъяснить суть поставленных перед ним задач.

§ 6. Надзор за соблюдением конституционных прав и законных интересов граждан при осуществлении дознания и предварительного следствия
Прокурорско-следственная практика показывает, что при проведении дознания и предварительного следствия нередко допускаются ошибки, промахи, упущения и даже нарушения норм уголовного процесса, вследствие чего ущемляются права и законные интересы граждан. По любому уголовному делу можно обнаружить противоречия в доказательствах, разночтения в показаниях одного и того же лица, допрошенного в разное время, какие-либо ошибки технического порядка (нет подписи следователя на протоколе допроса, не указана или неточно указана дата и т. п.). Поэтому, когда идет речь об оценке опасности того или иного нарушения норм уголовного процесса, следует подходить к этому разумно и дифференцирование. При этом следует учитывать степень существенности нарушений, влияние их на принятие окончательного решения по уголовному делу. Разумеется, любое нарушение закона недопустимо и не должно быть оставлено без реагирования прокурора. Но при всех условиях нетерпимы те из них, которые затрагивают закрепленные в Конституции Российской Федерации права и законные интересы граждан, связанные с нарушениями принципов и условий судопроизводства, обеспечивающих установление истины по делу и принятие по делу законного и обоснованного решения.
Когда речь идет о нарушениях норм уголовно-процессуального закона, следует иметь в виду, что понятие существенности нарушения уголовно-процессуального законодательства, данное в ст. 345 УПК, носит универсальный характер, то есть имеет одинаковое отношение к любой стадии уголовного процесса, в том числе к стадии предварительного следствия. Существенными нарушениями уголовно-процессуального закона, говорится в ст. 345, признаются такие нарушения требований Уголовно-процессуального кодекса, которые путем лишения или стеснения гарантированных законом прав участников процесса при рассмотрении дела или иным путем помешали СУДУ всесторонне разобрать дело и повлияли или могли повлиять на постановление законного и обоснованного приговора. Таким образом,




184







при оценке установленного нарушения закона прокурор исходит из указанных выше критериев. Необходимо особо строго подходить к тем нарушениям закона, которые связаны с обеспечением конституционных гарантий прав и законных интересов граждан, которые наряду с иными правами образуют правовой статус личности в обществе. Эти гарантии имеют не только процессуальный, но и политический характер.
Наиболее важным конституционным правом, которое должно строго соблюдаться следователем и прокурором, является неприкосновенность личности. Конституция Российской Федерации (ст. 22), гарантируя гражданам неприкосновенность личности, указывает: "Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность".
Уголовно-процессуальное законодательство весьма обстоятельно определяет условия, при которых гражданин может быть задержан (ст. 122, 1221 УПК) и арестован (ст. 96, 96' УПК). Некоторые следователи и работники органов дознания расценивают задержание и арест не как процессуальное действие, связанное с пресечением преступной деятельности подозреваемого или попытки скрыться от следствия или суда, а как средство доказывания обнаруженного, но еще не раскрытого преступления. Задержание используется этими работниками для того, чтобы получить "нужные" этим работникам доказательства, заставить задержанного признать свою вину, если даже лицо невиновно и выдвигает при этом какие-либо убедительные доводы в свое оправдание.
Осуществляя надзор за законностью задержаний и арестов, прокурор исходит из требований уголовно-процессуального законодательства, приказов и указаний Генерального прокурора РФ, а также Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" от 15 июля 1995 г.1 Важно подчеркнуть, что деятельность органов внутренних дел и прокуратуры по осуществлению задержаний и арестов регламентируется не актами административного характера, а законодательными актами. Закон требует от прокуроров такой организации надзора, чтобы задержание граждан производилось не иначе, как в порядке и по основаниям, указанным в законе (ст. 122, 1221 УПК). При этом необходимо учитывать, что задержание по подозрению в совершении преступления отличается по своей процессуальной природе от задержания в административном порядке, когда оно осуществляется для проверки личности правонарушителя. Задержание может быть применено к подозреваемому только после возбуждения уголовного дела. Задержание подозреваемого до возбуждения уголовного дела является грубым нарушением закона.
В целях обеспечения законности задержания целесообразно установить строгий порядок по извещению прокуроров о произве-

' СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2759.




185
денном задержании. Это должно быть сделано в течение суток и непременно в письменном виде. В сообщении должны содержаться основания задержания и данные о личности задержанного. В течение 48 часов прокурор или освобождает задержанного, или дает санкцию на его арест. Одним из действенных средств прокурорского надзора за законностью и обоснованностью задержания, устранения и предупреждения нарушений права неприкосновенности личности являются систематические проверки законности задержания и содержания задержанных в изоляторах временного содержания, осуществляемые прокурорами. Это требование вытекает из приказа Генерального прокурора РФ № 8 от 26 февраля 1997 г. "О совершенствовании прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и в следственных изоляторах". Проверки, проводимые прокурорами в изоляторах временного содержания задержанных, должны быть не только и не столько заранее запланированными, регулярность которых известна работникам органов внутренних дел, сколько внезапными, проводимыми в разное время суток (ночью, рано утром, до начала рабочего дня и т.д.). При этом прокурор не ограничивается проверкой содержания задержанных в специально отведенных для этого местах, а ему необходимо также обойти все помещения и ознакомиться со всеми лицами, находящимися там в момент проверки. Заведомо незаконно задержанных граждан работники милиции часто не водворяют в изоляторы временного содержания, а помещают в рабочих кабинетах или иных помещениях органов внутренних дел. Там нередко укрываются незаконно задержанные лица.
Проверяя законность содержания задержанных, прокурор знакомится с документами, на основе которых лица подвергнуты задержанию, и производит допрос задержанных. Он также проверяет исполнение законов, регулирующих порядок и условия содержания задержанных. Прокурор следит за тем, чтобы по каждому задержанию был составлен протокол по установленной форме с указанием времени, места и оснований задержания: объяснение задержанного, данные о его личности, разъяснение прав и обязанностей задержанного. Прокурор освобождает задержанного, если усматривает, что он задержан необоснованно или в этом не было процессуальной необходимости (ст. 122, 1221 УПК).
Задержание подозреваемого предшествует, как правило, избранию в отношении его меры пресечения. Из всех мер пресечения, установленных законом (ст. 89 УПК), заключение под стражу (арест) является наиболее ограничивающим права задержанного. Заключение под стражу допускается при соблюдении условий, содержащихся в законе (ст. 96 УПК). Эта мера пресечения применяется, как правило, к лицам, которым уже предъявлено обвинение (ст. 90 УПК). Лишь в исключительных случаях, когда сам подозреваемый и совершенное им преступление представляют повышенную опасность,




186







но доказательств вины добыто недостаточно, заключение по стражу может последовать и до предъявления обвинения. В этом случае предъявление обвинения должно состояться не позднее десяти суток с момента избрания меры пресечения. Если за этот срок не добыто достаточных данных о виновности лица, он освобождается из-под стражи.
Санкция прокурора на арест обвиняемого - это ответственное процессуальное действие, которое в существенной мере ограничивает права обвиняемого и вместе с тем в определенной мере предопределяет его дальнейшую судьбу. Давая санкцию на арест, прокурор в каждом случае обязан ознакомиться с материалами уголовного дела и убедиться в процессуальной необходимости этой меры пресечения. При этом прокурор проверяет соответствие постановления следователя об аресте обвиняемого материалам уголовного дела. При даче санкции на арест прокурор в необходимых случаях допрашивает обвиняемого, а несовершеннолетнего обвиняемого - во всех случаях (ст. 96 УПК). Прокурор следит за тем, чтобы при аресте обвиняемого следователем были приняты меры попечения о несовершеннолетних детях арестованного и по охране его имущества и жилища. Об аресте извещаются близкие родственники обвиняемого. В случаях производства местного или всероссийского розыска скрывшегося обвиняемого его этапирование должно быть санкционировано прокурором субъекта РФ. Нижестоящие прокуроры такими полномочиями не обладают.
Прокурор учитывает некоторые дополнительные условия задержания и арестов иностранцев. Они регулируются Инструкцией, утвержденной Генеральным прокурором СССР, Председателем Верховного Суда СССР, Министром внутренних дел СССР, Министром иностранных дел СССР и Председателем КГБ СССР 5 июня 1987 г. (Инструкция действует и в настоящее время). О задержании (свыше суток) и об аресте иностранца за совершение преступления извещаются дипломатические и консульские представительства. Прокурор, давший санкцию на арест или продливший задержание иностранца, сообщает об этом непосредственно Генеральному прокурору РФ. Получив сведения о задержании, прокурор немедленно проверяет законность такого задержания. При этом прокурор обязан допросить иностранца. Если задержание будет признано незаконным или необоснованным, то прокурор освобождает задержанного. Представитель посольства или консульства вправе незамедлительно посетить задержанного или арестованного и провести с ним беседу. Если арестованный отказывается от встречи с этим представителем, а последний настаивает на встрече, этот вопрос решается по согласованию с МИД РФ. Арестованному предоставляется право письменного обращения в свое посольство или консульство. При отказе в санкции на арест прокурор указывает мотивы принятого решения. Это дает возможность следователю обжаловать это решение вышесто-




187
ящему прокурору. Если следователь или лицо, производящее дознание, при дальнейшем расследовании приходят к выводу о необходимости отменить или изменить содержание под стражей на более мягкую меру пресечения, они обязаны сообщить прокурору о принятом решении, и только с его согласия могут сделать это.
Прокуроры регулярно проверяют законность и обоснованность содержания арестованных под стражей. При этом прежде всего проверяется правильность и своевременность водворения арестованных в следственный изолятор. Особое внимание обращается на соблюдение требований закона, когда речь идет об аресте несовершеннолетнего (ст. 393 УПК). Прокурор проверяет соблюдение установленных законом сроков содержания под стражей и порядка продления этих сроков (ст. 97 УПК). При этом учитывается порядок исчисления сроков содержания обвиняемого под стражей по уголовным делам, возвращенным судами на дополнительное расследование, когда судом сохраняется прежняя мера пресечения - содержание под стражей (ст. 97 УПК). Проверяется также соблюдение администрацией следственных изоляторов порядка содержания лиц под стражей, обеспечение изоляции, если того требуют условия производства дознания или предварительного следствия.
Прокурору предоставлено право в соответствии с п. 2 ст. 33 Закона о прокуратуре немедленно освобождать лиц, содержащихся под стражей, если предусмотренный законом срок их содержания истек или не продлен в установленном порядке. Следует отметить, что проверяющие прокуроры весьма редко используют это свое право и, обнаружив отсутствие постановления о продлении сроков содержания арестованного под стражей, ограничиваются тем, что ставят об этом в известность вышестоящего прокурора, который принимает соответствующее решение (освобождает арестованного из-под стражи, изменяет ему меру пресечения или продлевает срок содержания по стражей). Приняв решение об освобождении обвиняемого из-под стражи, прокурор ставит об этом в известность следователя, избравшего эту меру пресечения.
Проверяя законность и обоснованность содержания лиц в следственном изоляторе, прокурор может выявить такие нарушения, как оставление лиц, осужденных к лишению свободы, в следственном изоляторе для хозяйственного обслуживания. В таких случаях, во-первых, оставляют в следственных изоляторах осужденных, которым назначены наказания в виде лишения свободы; во-вторых, некоторым осужденным из их числа создаются благоприятные условия, и они не выполняют никаких работ или выполняют обязанности каких-либо работников исправительно-воспитательных учреждений; в-третьих, определенное число осужденных после отбытия назначенного судом наказания оставляется в следственном изоляторе для "хозобслуги" по той причине, что эти лица не имеют определенного места жительства, родных и близких, к которым они




188

могли бы возвратиться из мест лишения свободы. Среди этой части осужденных есть престарелые, инвалиды, о которых необходимо по отбытии ими наказания проявить заботу в устройстве их быта.
Прокуроры осуществляют надзор за неукоснительным соблюдением гарантированных Конституцией РФ прав и законных интересов граждан при задержаниях и арестах. Для обеспечения эффективности этого надзора установлены весьма действенные формы контроля вышестоящих прокуроров за законностью избрания подчиненными прокурорами такой меры пресечения, как содержание под стражей. Дела, по которым избрана эта мера пресечения и которые были впоследствии прекращены производством за отсутствием состава или события преступления либо за недоказанностью участия обвиняемого в совершении преступления, а также дела, по которым судами постановлены оправдательные приговоры, в двухнедельный срок со дня вынесения постановления или вступления приговора в законную силу подлежат направлению для проверки в вышестоящую прокуратуру. Помимо этого прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним военные и иные прокуроры систематически проверяют в подчиненных прокуратурах состояние надзора за законностью задержания и арестов, лично разбираются в каждом случае допущенного нарушения закона.
Весьма существенной гарантией законности и обоснованности избрания меры пресечения в виде содержания под стражей является судебный контроль за законностью и обоснованностью содержания обвиняемого под стражей, а также продления срока содержания под стражей (ст. 2201, 2202 УПК). Судья вправе своим постановлением отменить меру пресечения в виде заключения под стражу и освободить из-под стражи обвиняемого. Если судья признает содержание под стражей законным и обоснованным, он оставляет жалобу без удовлетворения.
Складывающаяся практика судебного контроля за избранием меры пресечения в виде содержания под стражей свидетельствует о том, что подавляющее большинство постановлений судей об освобождении обвиняемых из-под стражи (таких постановлений принимается около 20% от общего числа рассмотренных жалоб) являются законными, обоснованными и мотивированными. Однако немало и таких постановлений судей, которые не отвечают этим требованиям. В отдельных случаях постановления судьи не основаны на законе; в некоторых из них не содержится какого-либо обоснования принимаемого решения; в ряде случаев освобождаются опасные преступники, которые по освобождении скрываются от следователя и суда, продолжают совершать преступления. Некоторые судьи не извещают прокуроров о дне рассмотрения жалобы обвиняемого об изменении меры пресечения. Отдельные судьи выходят за пределы рассматриваемого вопроса и обсуждают вопросы, связанные с доказанностью или недоказанностью преступления, его юридической




189
оценкой и даже возможной мерой уголовного наказания. Немало случаев, когда судьи, освободив обвиняемого из-под стражи, не избирают в отношении него иной, более мягкой меры пресечения, что весьма затрудняет дальнейшее расследование уголовного дела. Поскольку следователи не всегда ставятся и известность о принятом судьей решении об освобождении обвиняемого из-под стражи, они не имеют возможности избрать в отношении обвиняемого иную меру пресечения: подписку о невыезде, залог и т.д.
Прокурор обязан представлять по запросу судьи материалы, свидетельствующие о законности и обоснованности избрания в отношении обвиняемого меры пресечения в виде содержания под стражей. Некоторые прокуроры, да и следователи относятся к представлению таких материалов формально, и нередко эти материалы не убеждают судью в обоснованности принятого следователем и прокурором решения о содержании обвиняемого под стражей. Прокуроры должны принимать обязательное участие в рассмотрении судьей жалобы на незаконность избрания меры пресечения или продления срока содержания под стражей. В этих случаях прокурор путем рабочих контактов с судьями района или города устанавливает такой порядок, чтобы судьи в каждом случае путем направления письменного извещения или телефонограммой сообщали прокурору о дне слушания жалобы. Отдельные прокуроры, участвуя при судебном рассмотрении жалобы, дают недостаточно обоснованные заключения, которые не убеждают судью в законности содержания обвиняемого под стражей. Заключение прокурора во всех случаях должно быть обоснованным, объективным, мотивированным и законным.
С целью исправления судебных ошибок при решении данного вопроса прокурор может использовать свое право опротестования в кассационном порядке незаконного или необоснованного постановления судьи1. Кассационный протест подлежит направлению в вышестоящий суд, который вправе отменить или изменить принятое нижестоящим судьей постановление или оставить постановление в силе, отклонив протест прокурора.
Прокурорский надзор за законностью производимых обысков. Статья 25 Конституции РФ гарантирует гражданам неприкосновенность жилища: "Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения". Основания и порядок производства обыска установлены в УПК. Обыск может быть произведен лишь в тех случаях, когда следователь имеет достаточные основания полагать, что в каком-либо помещении, или в ином месте, или у какого-либо лица


' См.: постановление Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности положений ст. 331 и 464 УПК РСФСР от 2 июля 1998 г. // Российская газета. 1998. 14 июля.





190







находятся орудия преступления, предметы и ценности, добытые преступным путем, а также другие предметы и документы, имеющие значение для дела.
Производится обыск по мотивированному постановлению следователя и только с санкции прокурора. В случаях, не терпящих отлагательств, обыск может быть произведен без санкции прокурора, но с последующим сообщением прокурору в суточный срок о произведенном обыске (ст. 168 УПК), в таких случаях прокурор обязан проверить не только достаточность оснований на производство обыска, но и установить причины, в силу которых следователь или лицо, производящее дознание, не получило заранее санкцию прокурора на его производство. Следует отметить, что иногда обыски производятся без необходимости. В таких случаях прокурор проверяет также соблюдение установленного законом порядка производства обыска и его результат.
Осуществляя надзор, прокурор учитывает некоторые особенности в законодательном регулировании порядка производства выемки (ст. 167 УПК), которые должны учитываться следователями. Выемка определенных предметов или документов производится самостоятельно следователем по его мотивированному постановлению. В нем должно быть указано, какие предметы или документы подлежат изъятию, какое процессуальное значение по делу они имеют, у кого, в каком помещении они находятся. Санкция прокурора требуется лишь в тех случаях, когда производится изъятие документов, содержащих сведения, являющиеся государственной тайной. Это процессуальное действие должно быть согласовано с руководителями соответствующего учреждения. Выемка, так же как и обыск, производится в присутствии понятых. При обыске и выемке должно быть обеспечено присутствие лица, у которого производится обыск или выемка.
Органы дознания и следователи, чаще органы дознания, с тем, чтобы произвести большее эмоциональное воздействие на присутствующих, иногда производят обыски глубокой ночью, когда надо поднимать с постели не только взрослых, но и детей, и престарелых, хотя закон (ст. 170 УПК) позволяет производство обыска в ночное время (от 22 часов до 6 часов утра) только в случаях, не терпящих отлагательства. Впоследствии оказывается, что не только не следовало производить обыск ночью, но в его производстве вообще не было процессуальной необходимости. Случаются и такие обыски, которые производятся "на всякий случай", а вдруг что-нибудь "криминальное" и будет обнаружено. Чаще всего такие обыски производятся тогда, когда нет достаточных доказательств виновности обвиняемого.
Осуществляя надзор за исполнением законов органами дознания и расследования, прокурор проверяет соблюдение конституционного права граждан на тайну переписки (ст. 23 Конституции РФ).




191
Прокурор должен следить за недопущением нарушений этого права, выявлять их и решительно устранять. В соответствии со ст. 174 УПК наложение ареста на корреспонденцию и выемка ее в почтово-телеграфных учреждениях производится только с санкции прокурора либо по определению или постановлению суда. Если необходимо наложить арест на корреспонденцию и произвести ее осмотр и выемку, следователь выносит об этом постановление. Только после санкционирования прокурором указанного постановления следователь направляет постановление в почтово-телеграфное учреждение. Предложив задерживать поступающую корреспонденцию, он должен уведомить о времени прибытия для осмотра и изъятия поступившей и задержанной корреспонденции. Осмотр и выемка корреспонденции производятся обязательно в присутствии понятых из числа работников почтово-телеграфного учреждения. В необходимых случаях для осмотра корреспонденции может быть приглашен специалист.
Следователь обязан своим постановлением отменить наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию, когда в этом отпадает процессуальная необходимость и во всяком случае, когда расследование по делу окончено.
Прокурор должен выявлять и устранять нарушения указанных требований закона. .
Один из важнейших принципов уголовного судопроизводства, за соблюдением которого прокурор осуществляет надзор, это закрепленный в ст. 49 Конституции РФ принцип презумпции невиновности.
В ст. 49 Конституции РФ говорится: "Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда".
Необходимые правовые основы для соблюдения этого принципа закладываются в стадии предварительного следствия. Прокуроры, осуществляющие надзор за законностью производства дознания и предварительного следствия, должны добиваться того, чтобы в суд направлялись уголовные дела, расследованные всесторонне, полно и объективно. Всесторонность предварительного следствия означает, что следователь проверяет все возможные версии по уголовному делу, не оставляя без внимания любое показание обвиняемого, которое он дает в свое оправдание, в том числе выдвигаемое им алиби. Произвести расследование полно означает, что следователь исходит из требований, содержащихся в ст. 68 УПК о предмете доказывания по уголовному делу (событие преступления, виновность обвиняемого, обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности, характер и размеры ущерба, причины и условия, способствовавшие совершению преступления). Если в ходе рассле-




192



<< Предыдущая

стр. 9
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>