<< Предыдущая

стр. 11
(из 52 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

неодушевленные предметы и вообще на все существующее.
Действие же Святого Духа ни в каком случае не простирается
на предметы неодушевленные или на одушевленные, но
бессловесные существа; не простирается оно и на существа
разумные, которые пребывают во зле и не обратились к
лучшему. Действие Святого Духа, по моему мнению,
простирается только на тех, которые уже обращаются к лучшему
и ходят путями Иисуса Христа, т.е. живут в добрых делах и
пребывают в Боге.


вз
(Из письма Юстиниана к Мине: «Бог и Отец, содержа все,
воздействует на каждое существо, сообщая каждому бытие от
Своего собственного бытия, ибо Он есть сущий. Меньше Отца
Сын, деятельность Которого простирается только на разумные
существа, ибо Он - второй от Отца. Еще меньше Святой Дух,
воздействующий только на святых. Поэтому сила Отца больше
силы Сына и Святого Духа, и сила Сына больше силы Святого
Духа, и, опять, гораздо выше сила Святого Духа, чем прочих
святых».
Из письма Иеронима к Авиту: «Сын меньше Отца, потому
что Он второй от Отца; Святой же Дух ниже Сына и пребывает
в святых. При таком порядке могущество Отца больше могущества
Сына и Святого Духа; могущество же Сына, в свою очередь,
больше, чем могущество Святого Духа, и, последовательно,
сила Святого Духа больше силы прочих существ, называемых
святыми»).
6. А так как действие Отца и Сына простирается и на святых,
и на грешников, то отсюда ясно, что все разумные существа
причастны Слову, т.е. разуму, и, таким образом, носят в себе
как бы некоторые семена Премудрости и Правды, которая есть
Христос. И в том, Кто истинно существует и Который сказал
через Моисея: «Я есмь Сущий» (Исх. 3.14), участвует все
существующее: и это участие в Боге Отце простирается на всех,
как на праведников, так и на грешников, как на разумные, так
и на неразумные существа, - словом, на все существующее.
Действительно, и апостол показывает, что все имеют участие
во Христе, когда говорит: «Не говори в сердце твоем: кто
взойдет на небо? то есть Христа свести; или: кто сойдет в
бездну? то есть Христа из мертвых возвести. Но что говорит
Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем»
(Римл. 10.6-8). Этими словами апостол показывает, что Христос,
как Слово или разум, находится в сердце всех, и именно по
участию в Нем они разумны. В Евангелии также сказано: «Если
бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь
не имеют извинения в грехе своем» (Иоанн 15.22). Кто знает,
до каких пор человек не имеет греха, и с какого возраста он
бывает виновен за грех, тот ясно увидит из этих слов, в каком
смысле говорится, что люди имеют грех вследствие участия в
Слове или в разуме. Дело в том, что от Него они получили
способность к разумению и знанию, и, собственно, уже
вложенный внутрь их разум производит в них различие добра
и зла. Поэтому, если они делают зло, уже сознавши, что оно

2"
64
такое, то они делаются повинными в грехе. Это именно и
означают слова (Спасителя), что люди не имеют извинения в
своем грехе с тех пор, как божественное Слово или разум начало
показывать им в сердцах (их) различие добра и зла, дабы они
могли избегать и остерегаться всякого зла, потому что «ведущему
добро творити и не творящему грех ему есть» (Иак. 4.17). Далее,
Евангелие научает также и тому, что все люди - не вне общения
с Богом. Оно говорит словами Спасителя следующее: «Не
придет Царствие Божье приметным образом, и не скажут: вот
оно здесь, или. .рот оно там. Ибо вот, Царствие Божье внутри
вас есть» (Лука17.20-21). Не то же ли самое означают и слова
Бытия: «И вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек
душой живою» (Быт. 2.7). Если понимать их в приложении ко
всем вообще людям, то, значит, все люди имеют участие в Боге.
7. Но если понимать это выражение в приложении к
Святому Духу, - потому что, по мнению некоторых, и Адам
пророчествовал, - то это участие должно считать уже не общим,
но принадлежащим только святым. И во время потопа, когда
всякая плоть извратила путь Божий, Бог, как написано, сказал
о недостойных и грешниках: «Не вечно Духу Моему быть
пренебрегаемым человеками; потому что они плоть» (Быт. 6.3).
Здесь ясно показывается, что от каждого недостойного Дух
Святой отнимается. Также в псалмах написано: «Отнимешь дух
их - умирают, и в персть свою возвращаются; пошлешь Дух
Твой - созидаются, и Ты обновляешь лице земли» (Псал.
103.29-30). Это говорится, очевидно, о Святом Духе, Который,
по удалении и уничтожении грешников и недостойных, Сам
сотворил Себе новый народ и обновит лицо земли, когда люди,
сложивши с себя, при помощи благодати Духа, ветхого человека
с делами его, начнут ходить в обновлении жизни. И посему
правильно говорится о Святом Духе, что Он будет обитать не
во всех и не в тех, кои суть плоть, но в тех, земля которых будет
обновлена. Поэтому же, наконец, через возложение рук
апостольских после крещения подавалась благодать и откровение
Святого Духа. И Спаситель наш, после воскресения, когда все
ветхое уже прешло и все сделалось новым, Сам, будучи новым
человеком и перворожденным из мертвых, говорил Своим
апостолам, тоже обновленным верою в Его воскресение:
«Примите Духа Святого» (Иоанн 20.22). Это именно указывал
Сам Господь Спаситель и в Евангелии, когда говорил, что новое
вино нельзя влить в мехи ветхие, и ввиду этого повелевал, чтобы
мехи были новые (Матф. 9.16-17), т.е. чтобы люди ходили в

3-2959 65
обновлении жизни, дабы могли воспринять таким образом новое
вино, т.е. обновление благодати Святого Духа. Таким образом,
действие силы Бога Отца и Сына простирается на всякую тварь
безразлично; в Святом же Духе, как мы нашли, имеют участие
только святые. Вот почему, конечно, и сказано: «Никто не
может назвать Иисуса Господом, как тцлько Духом Святым»
(1 Кор. 12.3). Да и сами апостолы едва удостоверились некогда
услышать: « Примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый»
(Деян. 1.8). Поэтому же, конечно, - как я думаю, - и всякий
согрешающий против Сына человеческого достоин прощения: в
самом деле, кто имеет участие в Слове Божьем или в разуме и
перестает в то же время жить разумно, тот впадает как бы в
неразумие или глупость и потому, собственно, заслуживает
прощения; но кто заслужил участие в дарах Святого Духа и
обратился вспять, тот, - как это говорится в Писании, - уже
самим делом произнес хулу на Святого Духа. Впрочем, на
основании того, что мы сказали, а именно, что Святой Дух
помогает только святым, благодеяния же или действия Отца и
Сына простираются на добрых и злых, праведных и неправедных,
пусть никто не думает, что этим самым мы выразили предпочтение
Святому Духу перед Отцом и Сыном, или признали за Ним
высшее достоинство; во всяком случае подобное заключение
совсем не вытекает из предыдущего (рассуждения): ведь мы
описали там только особенность благодати и действия Святого
Духа. В Троице, конечно, не должно мыслить ничего большего
или меньшего, так как источник единого Божества Словом и
разумом Своим содержит всю вселенную, а Духом уст Своих
освящает все, достойное освящения, как написано в псалме:
«Словом Господа сотворены небеса, и Духом уст Его - все
воинство их» (Псал. 32.6). У Бога Отца есть, впрочем, и еще
некоторое преимущественное действие наряду с тем, при
посредстве которого Он сообщает всем существам бытие по
естеству. И у Господа Иисуса Христа есть некоторое особенное
служение по отношению к тем, кому Он сообщает разумную
природу, - такое служение, посредством которого Он помогает
существам быть добрыми. Есть также иная благодать и у
Святого Духа - такая благодать, которая подается (от Него)
достойным, устраивается при посредстве Христа, а совершается
Отцом, смотря по заслугам всех тех, которые делаются
способными к ее восприятию. А что это так, весьма ясно
указывается апостолом Павлом, когда он говорит об одной и той
же силе Троицы: «Дары различны, но Дух один и тот же; и

ее 3-2
служения различны, а Господь один и тот же; и действия
различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но
каждому дается проявление духа на пользу» (1 Кор. 12.4-7).
Здесь весьма ясно указывается, что в Троице нет никакого
обособления; что называется даром Духа, то обнаруживается
через Сына и действует через Бога Отца. «Все сие производит
один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно»
(1 Кор. 12.11).
8. От этих свидетельств о единстве Отца, и Сына, и Святого
Духа возвратимся теперь к тому, о чем мы, собственно, начали
рассуждать. Бог Отец дает всем существам бытие; участие же
во Христе, как Слове или разуме, делает существа разумными.
Отсюда следует, что эти существа достойны или похвалы, или
наказания, так как они способны к добродетели и пороку.
Поэтому существует также и благодать Святого Духа, дабы
существа, которые не святы по природе, делались святыми
через участие в этой благодати. Итак, существа имеют свое
бытие от Бога Отца, разумность от Слова, святость же от
Святого Духа. Причем к восприятию Христа, как правды
Божьей, делаются способными те существа, которые
предварительно освятились, через Святого Духа; да и те,
которые уже удостоились достигнуть этой ступени
(нравственного перерождения) через освящение Святого Духа,
все равно будут получать дар премудрости по силе и действию
Святого Духа. Эту мысль, по моему мнению, и выражает
апостол Павел, когда говорит, что некоторым дается слово
премудрости, другим же - слово знания тем же Духом. Но при
всем этом, указывая строго определенное различие даров,
апостол относит все эти дары к источнику всего и говорит: «и
действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во
всех» (1 Кор. 12.6). Вот почему и действие Отца, сообщающее
всем существам бытие, оказывается особенно славным и
величественным в том случае, когда каждый преуспевает и
восходит на высшие ступени совершенства, посредством участия
во Христе, как Премудрости, знании и освящении; действие
Отца бывает особенно славным также и тогда, когда кто-нибудь,
достигнув большей степени чистоты и справедливости через
участие в Святом Духе, по достоинству воспринимает благодать
Премудрости и знания и, по уничтожении и очищении всех
пятен порока и невежества, достигает такой совершенной
праведности и чистоты, при которых полученное им от Бога
бытие становится вполне достойным Бога. А Бог, собственно,


67
з-
и бытие-то дает для того, чтобы оно было чистым и совершенным,
чтобы оно было столь же достойным, как и даровавший его Бог.
Таким образом, и силу - всегда существовать и вечно пребывать -
получит от Бога, собственно, тот, кто окажется таким, каким он
должен быть по воле создавшего его Бога. Впрочем, чтобы
совершилось это и чтобы сотворенные существа неизменно и
неразлучно предстояли перед Сущим, их непременно должна
наставлять и изучать Премудрость и возводить их к совершенству
через утверждение Святым Духом и через постоянное освящение,
при посредстве которого они и могут держаться одного только
Бога. Итак, при постоянном действии Отца, и Сына, и Святого
Духа, возобновляемом на всех ступенях совершенства, мы,
может быть, когда-нибудь, хотя и с трудом, получим возможность
созерцать святую и блаженную жизнь. Когда же при этом, после
продолжительных подвигов, нам удастся приблизиться к этой
жизни, то мы должны быть твердыми уже настолько, чтобы
нами никогда не могло овладеть пресыщение этой жизнью;
напротив, при постепенном, все большем и большем
проникновении в это блаженство в нас все более и более должна
увеличиваться и возрастать жажда к нему, под условием,
конечно, все более и более горячего и ревностного восприятия
и хранения в себе Отца, и Сына, и Святого Духа. Впрочем, если
кем-нибудь из находящихся в высшем и совершеннейшем
состоянии и овладеет пресыщение, то я не думаю, чтобы он
опустел и отпал от него внезапно: он необходимо должен падать
понемногу и постепенно. Следовательно, если кто-нибудь иногда
случайно подвергнется легкому падению, но скоро одумается и
придет в себя, то он, собственно, не может совершенно
разрушить свое нравственное состояние, но может снова
восстать и возвратиться на прежнюю ступень; он может снова
восстановить то, что было потеряно им по небрежности.



Глава четвертая

ОБ УМАЛЕНИИ ИЛИ ПАДЕНИИ

1. Но чтобы яснее представить это умаление или падение
тех, кто жил относительно небрежно, не излишне, кажется,
воспользоваться подходящим сравнением. Допустим, что кто-
нибудь мало-помалу, например, в геометрии или медицине
приобрел такую опытность и искусство, что дошел до
68 3-4
совершенства, а именно путем продолжительных наставлений
и упражнений в совершенстве усвоил знание вышеупомянутого
искусства. Конечно, .с таким человеком никогда не может
случиться так, чтобы он, заснувши опытным, проснулся
несведущим. (И нужно заметить, что в данном случае нельзя
иметь в виду или упоминать все то, что случается или
вследствие какого-нибудь повреждения или же расслабления,
потому что все это не подходит к избранному сравнению и
примеру). Итак, по нашему предположению, пока тот медик или
геометр упражняется в размышлениях о своем искусстве и в
разумных занятиях, у него сохраняется, конечно, и знание
науки. Если же он уклоняется от упражнений и пренебрегает
прилежанием, то мало-помалу, вследствие нерадения, у него
теряется сначала немногое, потом же - больше, и, таким
образом, через значительный период времени все приходит в
забвение и совершенно улетучивается из памяти. Конечно,
может случиться и так, что человек опомнится и сравнительно
скоро придет в себя, при самом еще начале падения, когда
проявится еще ничтожная степень небрежения; и в таком
случае он может даже восстановить утраченное вследствие еще
незначительного забвения. Теперь мы можем применить это
(сравнение) к тем, которые отдавались знанию о Боге и
мудрости - той мудрости, которая со стороны изучения и
трудности несравненно превосходит все остальные науки, - и,
соответственно приведенному подобию, может усмотреть, в чем
заключается усвоение этого знания и к чему сводится потеря
его, в особенности если будем иметь в виду, что, по словам
апостола, совершенные будут созерцать славу Господа лицом к
лицу, вследствие откровения тайн (2 Кор. 3.18).
2. Впрочем, из желания показать божественные благодеяния
по отношению к нам - те благодеяния, которые подаются Отцом,
и Сыном, и Святым Духом, этой Троицей, источником всякой
святости, - мы несколько уже отступили в сторону; но мы сочли
нужным, хотя вкратце, коснуться души, потому что дальше
будет речь о разумной природе вообще. В своем же месте, при

<< Предыдущая

стр. 11
(из 52 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>