<< Предыдущая

стр. 16
(из 52 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

твари, которые настолько удалились друг от друга вследствие
разнообразия душ, Он приводит к некоторому согласию в
деятельности и желаниях, чтобы они, хотя и различными
движениями своих душ, но все-таки работали для полноты и
совершенства единого мира и чтобы самое разнообразие умов
служило к достижению одной общей цели совершенства.
Единая сила связывает и содержит все разнообразие мира и из
различных движений образует одно целое; иначе столь великое
мировое дело распалось бы вследствие разногласий душ. И
поэтому мы думаем, что Отец всего, Бог, для блага всех Своих
тварей, неизреченным разумом Своего Слова и Премудрости
так управляет этими различными существами, что все отдельные
духи или души - словом, все разумные субстанции, как бы их
мы ни назвали, не принуждаются силою делать, вопреки своей
свободе, то, что не согласно с их собственными побуждениями, -
и у них, таким образом, не отнимается способность свободной
воли. В противном случае, у них было бы изменено, конечно,
уже самое качество их природы. При этом различные движения
их воли искусно направляются к гармонии и пользе единого
мира; так, одни существа нуждаются в помощи. Другие могут
помогать, иные же возбуждают брани и состязания против
преуспевающих - и все это затем, чтобы в борьбе лучше
обнаружилось усердие этих последних, а после победы надежнее
сохранилось состояние, приобретенное ими путем затруднений
и страданий.
3. Итак, хотя в мире существуют различные должности,
однако в нем не должно мыслить разногласия и беспорядка. Как
наше тело, будучи единым, сложено из многих членов и
содержится одною душою, так, думаю я, и весь мир нужно
считать как бы некоторым необъятным и огромным животным,

96
которое содержится как бы единою душою, силою и разумом
Божьим. Я думаю, что на это именно указывает и Священное
Писание, когда словами пророка говорит: «Не наполняю ли Я
небо и землю? - говорит Господь» (Иерем. 23.24), а также в
другом месте: «Небо - престол Мой, а земля - подножие ног
Моих» (Исайи 66.1). То же самое, конечно, выразил и Спаситель,
когда сказал, что не должно клясться «ни небом, потому что оно
престол Божий, ни землею, потому что она подножие ног Его»
(Матф. 5.34-35), и апостол Павел, когда проповедовал афинянам,
говоря, что «Им живем, и движемся, и существуем» (Деян..
17.28). В каком же смысле, спрашивается, мы живем, и
движемся, и существуем в Нем, как не в том, что Он обнимает
и содержит Своею силою весь мир? Далее, почему, согласно
словам Самого Спасителя, небо - престол Божий и земля -
подножие ног Его, как не потому именно, что сила Его
наполняет все и на небе, и на земле, как об этом говорит и
Господь? Итак, на основании показанного, я думаю, всякий без
труда согласится, что именно в этом смысле Отец всего, Бог,
наполняет и содержит полнотою силы весь мир. Но так как
предшествующее рассуждение показало, что причиною
разнообразия в этом мире послужили различные движения
разумных тварей и различные намерения их, то нужно
рассмотреть, не предстоит ли этому миру также и конец,
подобный такому началу? И действительно, не подлежит
сомнению, что при конце этого мира будет великое разнообразие
и различие и это разнообразие, полагаемое нами в конце этого
мира, послужит причиною и поводом новых различий в другом
мире, имеющем быть после этого мира.
4. Если же это так, то теперь, кажется, следует нам
раскрыть также и учение о телесной природе, потому что
разнообразие мира не может существовать без тел. Из
наблюдения над самими вещами ясно, что телесная природа
принимает различные и разнообразные перемены, так что из
всего она может превращаться во все; так, например, дерево
превращается в огонь, огонь - в дым, дым - в воздух, а масляная
жидкость - в огонь. Да и пища, как людей, так и животных, разве
не представляет подобных же изменений? Ведь всякое
питательное вещество, какое только мы принимаем, превращается
в субстанцию нашего тела. При этом нетрудно было бы
изложить также и то, каким именно образом вода изменяется
в землю или воздух, а воздух, в свою очередь, - в огонь или
огонь - в воздух или воздух - в воду. Но в настоящем месте

96 з-
достаточно только напомнить обо всем этом тому, кто хочет
рассуждать о природе телесной материи. Разумеем же мы здесь
ту материю, которая лежит в основе тел, именно ту, из которой,
с прибавлением к ней качеств, состоят тела. Качеств же -
четыре: теплота, холод, сухость, влажность. Эти-то четыре
качества, вложенные в материю - так как сама по себе материя
не имеет этих названных выше качеств, - и образуют различные
виды тел. Но хотя материя сама по себе бескачественна, как
сказали мы выше, однако она никогда не существует без всякого
качества. Эта материя такова и ее существует столько, что
количества ее достаточно для всех тел мира, которым Бог
восхотел дать бытие; она повинуется и служит Творцу для
образования всяких форм и видов, так как принимает в себя
качества, какие только угодно Богу придать ей. Об этой материи
некоторые даже великие мужи - не знаю только почему - думали,
что она не сотворена Самим Богом, Создателем всего, а
составляет, по их словам, некоторую случайную природу и
силу. И я удивляюсь, каким же образом эти именно люди могут
ставить в вину всем, отрицающим или Бога-Творца, или
Провидение об этой вселенной, именно то, что они будто бы
высказывают нечестивое мнение, когда полагают, что столь
великое дело мира существует помимо Творца или Промыслителя.
Ведь и сами они, признавая материю не происшедшею и
совечною нерожденному Богу, впадают в подобное же нечестие.
В самом деле, коль скоро с точки зрения их мнения мы допустим,
для примера, что материи не было - как это утверждают они
сами, когда говорят, что Бог ничего не мог создать, когда еще
ничто не существовало, -то, значит, Бог должен был оставаться
только праздным. Ведь Он не имел материи, из которой Он мог
бы производить, - той именно материи, которая - как они
думают - явилась не по Его Промыслу, а случайно. При этом им
кажется, что и того, что произошло случайно, могло быть
достаточно Богу для столь громадного дел, и что все, что,
воспринимая разум всей Его премудрости, расположилось и
устроилось в мире, (могло быть достаточно) для могущества Его
силы. Но мне подобное мнение кажется нечестивым; оно, мне
думается, присуще людям, которые совершенно отвергают в
нерожденной природе силу и даже разум. И чтобы нам яснее
можно было видеть суть дела, допустим хотя на малое время,
что материи не было и что Бог в тот момент, когда еще ничего
не было, привел в бытие то, что хотел. Что же мы будем думать?
Какою Бог должен был бы сотворить тогда ту материю, которую


4-2959 97
Он произвел (по допущенному предположению) Своею силою
и премудростью, чтобы существовало то, чего прежде не было:
лучшею и высшею, или иного какого-нибудь рода, или низшею
и худшею, или подобною и совершенно такою же, какова
(материя), называемая ими непроисшедшею? Я думаю, всякий
весьма легко поймет, что формы и виды этого мира не могла бы
принять ни лучшая, ни худшая материя, но только такая, какая
приняла их. Итак, разве не будет нечестием называть не
происшедшим то, что, будучи сотворено Богом, оказывается,
без сомнения, таким же, каково и то, что не произошло?
5. Но чтобы поверить этому также на основании авторитета
Писания, послушай, как утверждается этот догмат в книгах
Маккавейских, где мать семи мучеников убеждает одного из
сыновей к перенесению мучений; она говорит: «Молю тя, чадо,
да воззриши на небо и землю и вся, яже в них, и видящ
уразумеши, яко от не сущих сотвори сия Бог» (2 Маккав. 7.28).
И в книге «Пастырь», в первой заповеди, говорится так:
«Прежде всего верь, что есть один Бог, Который все сотворил
и устроил, и произвел все из небытия». Может быть, сюда же
относятся и слова псалма: «Той рече, и быша, Той повеле, и
создашася» (Псал. 148.5 стар, ред.), ибо слова «Той рече, и
быша» указывают, кажется, на субстанцию всего существующего;
слова же «Той повеле, и создашася» указывают, по-видимому,
на качества, посредством которых этой субстанции приданы
разные формы.



Глава вторая

О Н Е П Р Е Р Ы В Н О М СУЩЕСТВОВАНИИ
ТЕЛЕСНОЙ П Р И Р О Д Ы

1. В этом пункте (учения) некоторые обыкновенно
спрашивают: нельзя ли предполагать между разумными
существами и телесной материей некоторый союз и близость
наподобие того, как Отец рождает нерожденного Сына и
изводит Святого Духа - не в том, конечно, смысле, будто бы
(Сын или Дух) прежде не существовали, но (в том смысле), что
Отец есть начало и источник Сына и Святого Духа и что в Них
нельзя мыслить ничего предшествующего или последующего?
Чтобы полнее и тщательнее исследовать этот предмет, исходным
началом рассуждения они обыкновенно ставят такой вопрос:
4-2
98
эта самая телесная природа, носящая жизнь и содержащая
движения духовных и разумных существ, будет ли вечно
существовать вместе с. ними или же, по отделении (от них),
уничтожится и погибнет? Чтобы можно было раздельнее понять
это, прежде всего, кажется, нужно спросить, возможно ли
разумным существам, по достижении ими высшей степени
святости и блаженства, оставаться совершенно бестелесными,
что кажется мне очень маловероятным и почти невозможным,
или же они необходимо должны быть всегда соединены с
телами? Если бы кто-нибудь мог указать основание, по которому
им возможно существовать совершенно без тел, тогда, конечно,
нужно было бы сделать такое заключение, что телесная природа,
сотворенная из ничего на определенную продолжительность
времени, коль скоро прекратится пользование ее услугами,
перестанет существовать точно так же, как она не существовала
до своего сотворения.
2. Если же никоим образом нельзя доказать этого, т.е. того,
что какое-нибудь иное существо, кроме Отца, и Сына, и Святого
Духа, может жить вне тела, то последовательность и разум
необходимо заставляют признать ту мысль, что первоначально
были сотворены разумные существа, материальная же субстанция
только в представлении и в мысли отделяется от них и только
кажется сотворенной или прежде, или после них; на самом же
деле разумные существа никогда не жили и не живут без нее
(телесной природы), ибо жить бестелесной жизнью свойственно,
конечно, одной только Троице. Как сказали мы выше, эта
материальная субстанция мира сего имеет природу, способную
ко всевозможным превращениям. Когда она привлекается к
низшим существам, то образует более или менее грубые и
плотные тела и, таким образом, различает собою (все) эти
видимые и разнообразные роды (существ) мира. Когда же она
служит существам более совершенным и блаженным, то блистает
сиянием небесных тел и украшает одеждами духовного тела
либо ангелов Божьих, либо сынов воскресения. Из всех этих
(тел) будет составлено разнообразное и разновидное состояние
единого мира. Но если угодно полнее обсудить это, то необходимо
будет еще более внимательно и тщательно, со всяким страхом
Божьим и благоговением, исследовать (уже) Божественные
Писания и посмотреть, не может ли сообщить чего-нибудь об
этих предметах тайный и скрытый смысл (этих Писаний),
нельзя ли, собравши побольше свидетельств об этом самом
предмете, найти что-нибудь поданному вопросу в таинственных

99
4*
и прикровенных изречениях, которые Святой Дух объясняет
только людям достойным.


Глава третья

О НАЧАЛЕ М И Р А И П Р И Ч И Н А Х ЕГО

1. После этого нам остается исследовать, был ли иной мир
прежде этого мира, существующего теперь; и если был, то был
ли он таким же, каков нынешний мир, или несколько отличался
от него, или был ниже его, или же вовсе не было мира, но было
нечто подобное тому, как мы представляем будущий всеобщий
конец, когда царство будет предано Богу и Отцу? Такой же
конец имел, разумеется, и тот иной мир, после которого начал
существовать этот мир, но разнообразное падение разумных
существ побудило Бога к созданию этого разновидного и
разнообразного мира. Я думаю, нужно исследовать также и то,
будет ли после этого мира для тех, которые не желали
повиноваться слову Божьему, какое-нибудь врачевание и
исправление, конечно, очень суровое и полное страдания, -
врачевание посредством научения и разумного наставления,
при помощи которого они получат возможность возвыситься до
более плодотворного постижения истины по примеру тех,
которые в настоящей жизни предались подвигам и, достигши
очищения (своих) умов, уже здесь получили способность к
постижению божественной мудрости? И после этого не наступит
ли опять всеобщая кончина и для исправления и усовершения
тех, которые нуждаются в них, не появится ли опять новый мир,
или подобный настоящему, или даже лучший, или, напротив,
гораздо худший? И каков бы ни был этот последующий мир - как
долго он будет существовать? И настанет ли когда-нибудь такое
время, когда вовсе не будет мира? Или, может быть, было и
такое время, когда вовсе не было мира? Или же - и было, и будет
еще много миров? И бывает ли так, что один мир выходит во всем
похожим на другой до безразличия?
(Из письма Иеронима к Авиту: «Во второй книге (Ориген)
утверждает, что миров бесчисленное множество; что эти весьма
многие миры вопреки Эпикуру не существуют одновременно и
не сходны между собой, но по окончании одного мира получает
начало другой; что прежде этого нашего мира был иной мир, а
после него будет еще иной, после же того еще иной - и т.д. один
100 4-4
за другим. Он сомневается, будет ли один мир во всем столь
похож на другой, что, по-видимому, они ни в чем не будут
различаться между соб.ой, или же никогда один мир не будет
совершенно походить на другой до полного безразличия»),
2. Но чтобы яснее было, существует ли телесная материя
только в течение известных периодов времени и разрешится ли
она снова в ничто подобно тому, как не существовала прежде,
мы посмотрим сначала, может ли кто-нибудь жить без тела. Ведь
если кто-нибудь может жить без тела, то и все могут существовать
без тела, тем более, что и предшествующее рассуждение
показало, что все направляется к одному концу. Если же все
существа могут быть без тел, то без сомнения телесная
субстанция не будет существовать, когда в ней не будет никакой
нужды.
(Из письма Иеронима к Авиту: «Если, как требует самый
порядок рассуждения, все существа будут жить без тел, то вся

<< Предыдущая

стр. 16
(из 52 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>