<< Предыдущая

стр. 21
(из 52 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

и что прежде было свободным, то, вследствие продолжительного
упражнения, обратилось в природу. Таким образом, должно
веровать, что во Христе была человеческая и разумная душа, и

125
в то же время нужно думать, что эта душа не имела никакого
расположения или возможности ко греху.
6. Но для полнейшего разъяснения дела, кажется, не
излишне воспользоваться каким-нибудь подобием, хотя в столь
возвышенном и столь трудном вопросе нельзя найти много
подходящих примеров. Однако без всякого предубеждения
представим такой пример. Металл железа может воспринимать
и холод и жар. Итак, допустим, что какое-нибудь количество
железа всегда лежит в огне и, всеми своими порами и всеми
своими жилами воспринимая огонь, все сделалось огнем. Если
огонь никогда не отделяется от этого железа и оно не отделяется
от огня, то неужели мы скажем, что этот кусок железа, который
по природе, конечно, есть железо, находясь в огне и постоянно
пылая, может когда-нибудь принять холод? Напротив, мы
говорим, и это вернее, что скорее весь (этот кусок железа)
сделался огнем, потому что в нем не усматривается ничего
иного, кроме огня, как это мы часто наблюдаем (своими) глазами
в печах, и если кто попробует тронуть или пощупать (его), то
почувствует силу огня, а не железа. Таким же образом и та
душа, как железо - в огне, всегда находится в Слове, всегда в
Премудрости, всегда в Боге, и поэтому все, что она делает, что
чувствует, что мыслит, есть Бог. Вот почему эта душа не может
быть названа совратимою и изменчивою: она получила
неизменяемость вследствие непрерывного и пламенного единения
со Словом Божьим. Конечно, и на всех святых, нужно думать,
нисходит некоторая теплота Слова Божьего: но в этой душе
субстанциально почил самый Божественный огонь, от которого
исходит некоторая теплота на прочих. Ведь и слова «помазал
Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих»
показывают, что иначе помазывается елеем радости, т.е. Словом
Божьим и Премудростью, та душа и иначе помазываются
соучастники ее, т.е. святые пророки и апостолы. Эти, как
говорится, ходили только в благоухании благовоний Божьих, а
душа Христа была сосудом самого благовония, от благоухания
которого, посредством участия в нем, достойные люди сделались
пророками и апостолами. Иное дело - субстанция благовония,
а иное дело - запах его; точно так же иное дело - Христос, а иное
дело - соучастники Его. И как самый сосуд, который содержит
субстанцию благовония, никаким образом не может принять
какого-нибудь зловония, тогда как участвующие в запахе его,
если более или менее удалятся от благоухания его, могут
принять зловоние: так и Христос, будучи самим сосудом, в

126
котором была субстанция благовония, не мог принять противного
запаха; соучастники же Его тем более будут способны к
восприятию запаха, чем ближе будут находиться к сосуду.
7. Я думаю, что Иеремия-пророк, разумея именно то, какова
в Нем природа Премудрости Божьей и какова природа, которую
Он воспринял ради спасения мира, сказал: «Дыхание жизни
нашей, помазанник Господень пойман в ямы их, тот, о котором
мы говорили: под тенью Его будем жить среди народов» (Плач
Иер. 4.20). Тень нашего тела неотделима от тела и неуклонно
воспроизводит все движения и действия тела. В этом-то смысле,
я думаю, пророк, желая показать дело и движение души
Христовой, которое неотделимо было присуще ей и выполняло
все сообразно с движением и волею Христа, назвал эту душу
тенью Христа Господа, в которой мы можем жить среди народов,
потому что в тайне этого приятия (Слова Божьего душою)
живут народы, которые достигают спасения, подражая этой
душе через веру. Подобное же, думается мне, показывает и
Давид, говоря: «помяни, Господи, поношение (мое), имже
поносиша (мя) изменению Христа Твоего» (Псал. 88.51-52
стар.ред.). Не то же ли разумеет и Павел, когда говорит: «жизнь
ваша сокрыта со Христом в Боге» (Колос. 3.3). И в другом месте
он говорит: «Вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит
во мне» (2 Кор. 13.3). Значит, Христос, по его словам, теперь
сокрыт в Боге. В этом изречении можно указать такой же смысл,
какой, как сказали мы выше, заключается в словах пророка о
тени Христа; или же, может быть, он превосходит понимание
человеческого ума. В Священном Писании мы находим много и
других изречений о значении тени. Таковы, например, слова
Гавриила к Марии в Евангелии от Луки: «Дух Святый найдет
на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» (Лука 1.35). Также
и апостол говорит о законе, что имеющие плотское обрезание
служат «образу и тени небесного» (Евр. 8.5). И в другом месте
говорится: «наши дни на земле тень» (Иов 8.9). Итак, если и
закон, который на земле есть тень, и мы живем среди народов
в тени Христа, то нужно рассмотреть, не познается ли истина
всех этих теней в том откровении, когда все святые удостоятся
созерцать славу Божью, а также причины и истину вещей уже
не через зеркало и не гадательно, но лицом к лицу? Получивши
уже залог этой истины через Святого Духа, апостол говорил:
«если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем»
(2 Кор. 5.16). Итак, вот что мы могли представить, рассуждая
в настоящее время о столь трудных предметах, т.е. о воплощении


127
и о Божестве Христа. Если кто может найти что-нибудь лучшее
и подтвердить свои слова более очевидными доказательствами
из Священного Писания, то, конечно, нужно принять лучше эти
последние, чем наши (доказательства).


Глава с е д ь м а я

О СВЯТОМ ДУХЕ

1. После тех первых рассуждений об Отце, и Сыне, и Святом
Духе, предложенных по требованию дела, в начале сочинения,
нам показалось нужным снова повторять и показать, что один
и тот же Бог - и Творец мира и Отец Господа нашего Иисуса
Христа, т.е. что один и тот же Бог, как закона и пророков, так
и Евангелий. Потом еще нужно было показать относительно
Христа, что именно тот, который выше был представлен Словом
и Премудростью Божьей, сделался человеком. Остается, по
возможности кратко, повторить также и о Святом Духе. Итак,
теперь время, по мере сил наших, сказать немного о Святом
Духе, Которого Господь и Спаситель наш в Евангелии от Иоанна
назвал Утешителем (2 Кор. 14.26). Как Сам Бог - один и тот же,
и Христос - один и тот же, так один и тот же - Святой Дух,
Который был и в пророках и в апостолах, т.е. как в тех людях,
которые веровали в Бога еще до пришествия Христа, так и в тех,
которые прибегали к Богу через Христа. Мы слышали, что
еретики дерзнули говорить и о двух богах, и о двух Христах, но
мы не знаем, чтобы кто-нибудь когда-нибудь проповедовал о
двух Святых Духах. И действительно, как могли они подтвердить
это Священным Писанием или какое различие могли они
указать между одним Святым Духом и другим, если только
вообще можно найти какое-нибудь определение или описание
Святого Духа? В самом деле, допустим с Маркионом или
Валентином, что можно вводить различия в Божестве и иною
изображать природу благого, иною же природу справедливого:
но что (тот и другой еретик) придумает и какое основание
найдет, чтобы доказать различие Святого Духа? Я думаю, что
они ничего не могут найти для доказательства какого бы то ни
было различия.
2. Что касается нас, то мы думаем, что в Святом Духе так
же, как в Премудрости Божьей и в Слове Божьем, принимает
участие всякая разумная тварь, без какого бы то ни было
128 4'
различия. Впрочем, я вижу, что преимущественное нисхождение
Святого Духа к людям обнаруживается после вознесения
Христа на небеса более, чем до пришествия Его. Раньше дар
Святого Духа подавался одним только пророкам и немногим из
народа в том случае, если кто заслуживал (его). После же
пришествия Спасителя, как написано, исполнилось сказанное
в книге пророка Иоиля, что будет в последние дни, «Излию от
Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать» (Иоиль
2.28), а это, конечно, равносильно следующим словам: «Все
народы будут служить Ему» (Псал. 71.11). Итак, вместе со
многими другими, через благодать Святого Духа обнаруживается
и то величественное (дарование), что до Христа только немногие,
т.е. сами пророки и едва один из всего народа, могли возвыситься
над телесным пониманием пророческих писаний или закона
Моисеева и уразуметь в законе или пророках нечто большее,
именно некоторый духовный смысл; теперь же бесчисленное
множество верующих, которые, хотя и не все могут по порядку
и ясно раскрывать духовный смысл, но, однако, все имеют
убеждение, что не должно понимать в телесном смысле ни
обрезания, ни субботнего покоя, ни пролития крови скота, ни
рассказа о том, что Бог давал наставления Моисею касательно
всего этого. И такое понимание дается всем без сомнения,
силою Святого Духа.
3. О Христе существуют многочисленные понятия. Он,
конечно, есть Премудрость, но, однако, не во всех действительно
производит и поддерживает премудрость, а только в тех, кто сам
заботится о премудрости, наподобие того, как и врач не по
отношению ко всем действует, как врач, но тояько по отношению
к тем, кто, сознавши свою болезнь, прибегает к его милосердию,
чтобы получить здоровье. Точно так же я думаю и о Святом
Духе, в Котором заключаются всевозможные роды даров. В
самом деле, одним Святой Дух дает слово премудрости, другим -
слово знания, иным веру (1 Кор. 12.8), и так для каждого,
могущего принять Святого Духа, Он сам делается тем или
познается в том отношении, в чем и в каком отношении
нуждается человек, заслуживший участие в Нем. Некоторые
же, слыша, что Дух Святой называется в Евангелии Утешителем,
но не обратив внимания на эти разделения или различия и не
рассудив, за какое дело или действие Он называется Утешителем,
приравнили Его я даже не знаю к каким низким духам и
постарались возмутить этим церкви Христовы, так что произвели
немаловажные разногласия между братьями. Между тем,

129
5-2959
Евангелие приписывает Ему такое величие и власть, что
говорит, что апостолы могли принять то, чему хотел их научить
Спаситель, не иначе, как после пришествия Святого Духа,
Который, вливаясь в их души, мог просветить их относительно
познания и веры в Троицу. Они же, вследствие неопытности
своего ума, не только сами не могут последовательно изложить
то, что составляет истину, но не могут даже приурочить свое
внимание к тому, что говорим мы; поэтому, мысля недостойное
о Его Божестве, они предавались заблуждениям и обманам,
скорее совращенные духом обольстителем, нежели наученные
наставлениями Святого Духа, как говорит апостол: внимающие
«духам обольстителям и учениям бесовским», «запрещающих
вступать в брак», к погибели и падению многих, и без нужды
«удалятися от брашен (стар.ред.)», чтобы соблазнить души
невинных тщеславием строжайшего воздержания (1 Тимоф.
4.1-3).
4. Итак, нам должно знать, что Святой Дух есть Утешитель,
научающий большему, чем можно выразить словом, - что, так
сказать, неизреченно и что «человеку нельзя пересказать»
(2 Кор. 12.4), - т.е. что не может быть выражено человеческой
речью. Сказано же: «Нельзя» (не позволительно), а не «нельзя» -
как мы думаем - в том смысле, в каком это сказано и в другом
месте: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне
позволительно, но не все назидает» (1 Кор. 10.23), - т.е. нам,
говорит, позволительно то, на что мы имеем право, вследствие
чего мы можем иметь это. Утешителем же (Параклетом) Святой
Дух называется от утешения, потому что Параклет означает
Утешителя. Ведь кто удостоился участия в Святом Духе, тот,
познавши неизреченные тайны, без сомнения, получает утешение
и сердечную радость. Когда, по указанию Святого Духа, он
познает основание всего, что делается - именно почему и как это
делается, - то, конечно, душа его уже ничем не будет смущаться
и не примет в себя никакого чувства печали; и тогда он уже
ничего не страшится, так как, пребывая в Слове и Премудрости
Божьей, называет Иисуса Господом во Святом Духе. Мы
упомянули об Утешителе и, по мере наших сил, объяснили, как
должно понимать это наименование. Но и Спаситель наш
называется Утешителем (Параклетом) в послании Иоанна: «А
если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая (paracletum) пред
Отцом Иисуса Христа, Праведника: Он есть умилостивление за
грехи наши» (1 Иоан. 2.1-2). Рассмотрим, не различный ли
смысл соединяется с названием Параклета в приложении к

130
Спасителю и в приложении к Святому Духу? В отношении к
Спасителю Параклет означает, кажется, ходатая, так как по-
гречески параклет означает то и другое: и ходатая, и утешителя.
Действительно, последующее изречение «Он есть умилостив­
ление за грехи наши», по-видимому, дает основание понимать
имя Параклета, по отношению к Спасителю, в значении ходатая,
ибо Он, говорится, умоляет Отца за наши грехи. В отношении
же к Святому Духу имя Параклета нужно понимать в том
смысле, что Он дает утешение душам, которым открывает
разумение духовного знания.


Глава восьмая

О ДУШЕ

1. После этого, по требованию плана, мы должны исследовать
учение о душе вообще и, начиная с низших, взойти к высшим
существам. Ведь никто, я думаю, не сомневается, что душа есть
в каждом животном, даже в тех животных, которые пребывают
в водах. И это убеждение действительно поддерживается общим
мнением всех людей; оно подтверждается и авторитетом
Священного Писания, так как здесь говорится, что «и сотворил
Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся,
которых произвела вода, по роду их» (Быт. 1.21). На основании
же общего сознания разума это убеждение утверждают те,
которые дают точное определение души. По их определению,
душа есть субстанция (фантастике) и (орметике), а это по-
латыни, хотя и не совсем точно, можно выразить словами:
sensibilis и mobillis, т.е. чувствующая и подвижная. Но такое
понятие о душе можно применить, конечно, ко всем животным,
даже к живущим в воде; оно оказывается приложимым также
и к животным летающим. Писание подкрепляет авторитет еще
и другого мнения, когда говорит: «Не ешьте крови ни из какого
тела, потому что душа всякого тела есть кровь его», - и не ешьте
душу с телами (Лев. 17.13-14); здесь совершенно ясно
показывается, что кровь всех животных есть душа их. Но кто-
нибудь при этом может спросить: каким образом слова, что
душа всякой плоти есть кровь ее, можно применить к пчелам,
осам, муравьям, а также к живущим в воде устрицам, улиткам
и к прочим животным, которые лишены крови, но, однако, по
яснейшему указанию Писания, одушевленны? На это нужно
5* 131
ответить, что у животных этого рода находящаяся в них

<< Предыдущая

стр. 21
(из 52 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>