<< Предыдущая

стр. 23
(из 52 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

О МИРЕ И О ДВИЖЕНИЯХ РАЗУМНЫХ
Т В А Р Е Й , КАК Д О Б Р Ы Х , ТАК И З Л Ы Х ,
И О ПАДЕНИЯХ ИХ

1: Теперь возвратимся к предположенному плану
рассуждения и рассмотрим начало твари, каким бы ни созерцал
это начало ум Творца - Бога.
(Из письма Юстиниана к Мине: «В умопостигаемом начале
Бог, по Своей воле, установил такое число разумных существ,
какое могло быть достаточным. Ибо - нужно сказать - и Божье
могущество ограничено, и под предлогом прославления Бога не
должно отвергать ограниченность существа (Его). В самом деле,
если бы могущество Божье было безгранично, то оно по
необходимости не знало бы само себя, потому что по природе
безграничное - непознаваемо. Итак, Он сотворил столько,
сколько мог познать и содержать в Своих руках, и управить
Своим промыслом. Равным образом Он сотворил столько
материи, сколько мог украсить»).
Должно думать, что в этом начале Бог сотворил такое число
разумных, или духовных тварей (или как бы ни назвать те твари,
которые мы наименовали выше умами), сколько, по Его
предведению, могло быть достаточно. Несомненно, что Бог
сотворил их, наперед определивши у Себя некоторое число их.
Ведь не должно думать, что тварям нет конца, как этого желают
некоторые, потому что где нет конца, там нет и никакого
познания, и невозможно никакое описание. Если бы это было
так, то Бог, конечно, не мог бы содержать сотворенное или
управлять им, потому что бесконечное по природе - непознаваемо.
И Писание говорит: «Бог сотворил все мерою и числом» (Прем.
Солом. 11.21), - и, следовательно, число правильно прилагается
к разумным существам или умам - в том смысле, что их столько,
сколько может распределить, управлять и содержать
Божественный промысел. Сообразно с этим нужно приложить
меру и к материи, которая - нужно веровать - сотворена Богом
в таком количестве, какое могло быть достаточно для украшения
мира. Итак, вот что - должно думать - было сотворено Богом в
138
начале, т.е. прежде всего. Мы думаем, что на это (творение)
указывает то начало, которое таинственно вводит (в свое
повествование) Моисей, когда говорит: «В начале сотворил Бог
небо и землю» (Быт. 1.1). Ведь здесь говорится, конечно, не о
тверди и не о суше, но о том небе и земле, от которых
заимствовали свои названия эти видимые небо и земля.
2. Но так как те разумные существа, сотворенные, по
вышесказанному, в начале были сотворены из ничего, то именно
потому, что они прежде не существовали, а потом начали
существовать, они получили по необходимости совратимое и
изменчивое бытие; ведь добродетель, привзошедшая в их
субстанцию, не была присуща им по природе, но была произведена
по милости Творца. И самое бытие у них - не собственное и не
всегдашнее, но данное от Бога, потому что они не всегда
существовали; все же, что дано, может быть отнято и
прекратиться. Причина же этого прекращения будет заключаться
в том, что движения душ направляются не согласно с законом
и правдою. Ибо Творец предоставил созданным Им умам
произвольные и свободные движения, конечно, для того, чтобы
добро было собственным их добром в том случае, если оно будет
сохраняться по собственной (их) воле. Но леность и
нерасположение к труду в деле сохранения добра, а также
отвращение и пренебрежение к лучшему положили начало
отступлению от добра. Отступить же от добра означает не что
иное, как сделать зло: ибо известно, что зло есть недостаток
добра. Отсюда вытекает, что в какой мере кто-нибудь отпадал
от добра, в такой же мере он предавался злу. Следовательно,
каждый ум, пренебрегая добром в большей или меньшей
степени, сообразно со своими движениями, вовлекался в
противоположное добру, что, без сомнения, и есть зло. Отсюда,
кажется, Творец всех (существ) получил некоторые семена и
причины различия и разнообразия, так что сотворил мир
различным и разнообразным, соответственно различию умов,
т.е. разумных тварей, - тому различию, которое эти твари
получили, нужно думать, по вышеуказанной причине. А что
именно мы называем различным и разнообразным, это мы
сейчас укажем.

3. Миром мы теперь называем все, что находится выше
небес, или на небесах, или на земле, или в так называемой
преисподней, и вообще все какие бы то ни было места и всех
тех, которые живут в них, - все это называется миром. В этом
мире есть некоторые существа вышенебесные, т.е. помещенные

139
в блаженнейших обиталищах и облеченные в небесные блестящие
тела; да и среди этих самих существ есть много различий, как
об этом, например, говорит даже апостол, когда выражается,
что «иная слава солнца, иная слава Луны, и иная звезд, и звезда
от звезды разнится в славе» (1 Кор. 15.41). Некоторые же
существа называются земными, и между ними, т.е. между
людьми тоже, существует немалое различие: ибо одни из них -
варвары, другие - греки, и из варваров некоторые - свирепы и
жестоки, другие же - сравнительно кротки. И некоторые люди,
как известно, пользуются весьма похвальными законами, другие
более низкими и суровыми, а иные пользуются скорее
бесчеловечными и жестокими обычаями, чем законами.
Некоторые от самого своего рождения находятся в унижении и
подчинении и воспитываются по-рабски, будучи поставлены
под начальство господ, или князей, или тиранов; другие же
воспитываются более свободно и разумно; у некоторых -
здоровые тела, у других же - больные от самого детства; одни
имеют недостаток в зрении, другие - в слухе, иные - в голосе;
одни родились такими, другие получили повреждение этих
чувств тотчас после рождения или же потерпели это уже в
зрелом возрасте. Впрочем, зачем мне раскрывать и перечислять
все человеческие бедствия, от которых свободны одни и
которым подвержены другие, когда всякий даже и сам может
рассмотреть их и взвесить? Есть также некоторые невидимые
силы, которым поручена забота о земных существах. И, нужно
верить, среди этих существ тоже есть немалое разнообразие,
как оно существует и между людьми. Апостол Павел также
указывает, что есть еще некоторые существа преисподние, и в
них, без сомнения, подобным же образом можно найти
разнообразие. О животных же бессловесных и о птицах, а также
о животных водяных, кажется, излишне и рассуждать, так как
известно, что их должно считать не первоначальными, но уже
последующими.
4. Все, что сотворено, сотворено, как говорят, через Христа
и во Христе, как весьма ясно показывает и апостол Павел в
словах: «Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое
и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти
ли - все Им и для Него создано» (Колос. 1.16-18). То же самое
показывает и Иоанн в Евангелии, когда говорит: «В начале было
Слово, и Слово было у Бога, Слово было Бог. Оно было вначале
у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало
быть, что начало быть» (Иоанн 1.1-2). И в псалме написано: «Все

140
соделал Ты премудро» (Псал. 103.24). Но Христос есть не
только Слово и Премудрость, но также и Правда; отсюда
несомненно, что сотворенное Премудростью и Словом сотворено
также и Правдою, которая есть Христос; иначе сказать, в
сотворенном не должно усматривать ничего несправедливого,
ничего случайного, но в нем все существует так, как требует
правило нелицеприятной правды. Но каким образом столь
великое различие и столь великое разнообразие вещей можно
признать совершенно справедливым и нелицеприятным, этого,
я уверен, нельзя изъяснить человеческим умом и человеческой
речью, если только мы, павши ниц, коленопреклоненные не
будем умолять само Слово, и Премудрость, и Правду, т.е.
единородного Сына Божьего, чтобы Он, благодатью Своею
вливаясь в наши сердца, удостоил осветить темное, отворить
замкнутое и изъяснить тайное - конечно, подтем условием, если
окажется, что мы столь достойно ищем, или просим, или стучим,
что заслуживаем, прося - получить, или ища - найти, или стуча -
дождаться приказания об открытии (дверей). Итак, не в надежде
на свой ум, но при помощи Премудрости, сотворившей все, и
Правды, по вере нашей, присущей всему, мы, хотя не можем
чего-нибудь утверждать, однако, надеясь на милосердие
(Премудрости и Правды), попытаемся поискать и исследовать,
каким образом это столь великое различие и разнообразие мира
существует, по-видимому, вполне согласно со справедливостью
и имеет смысл. Я разумею здесь только общий смысл, ибо искать
частный смысл отдельных вещей свойственно неопытному, а
указывать его свойственно безумному.
5. Когда мы говорим, что в мире существует разнообразие
и что мир сотворен Богом, Бога же называем и благим, и
праведным, и нелицеприятным, то очень многие, особенно
вышедшие из школы Маркиона, Валентина и Василида и
слышавшие, что природа душ различна, обыкновенно возражают
нам: каким образом можно согласить с Правдою Бога,
сотворившего мир, то, что некоторым Он дает обитель на
небесах, и не только дает им лучшую обитель, но в то же время
предоставляет и какую-нибудь высшую и почетнейшую степень:
одним дает начальство, другим - власть, иным уделяет господство,
иным предоставляет славнейшие престолы небесных судилищ,
а иные блистательно светят и сияют звездным блеском; и одним
из них дана слава сол*нца, другим - слава луны, иным - слава
звезд, и звезда от звезды разнится во славе? В общих чертах
и кратко можно выразить возражение так: если Бог - Творец -

141
не лишен ни желания высшего и благого дела, ни способности
к совершению его, то, спрашивается, по какой причине, творя
разумные существа, т.е. такие, для которых Он Сам становится
причиной их бытия, одни существа Он сотворил высшими,
другие - второстепенными или третьестепенными, а иные
сотворил низшими и худшими на много степеней? Затем, они
возражают и относительно земных существ; они указывают, что
на долю одних выпадает более счастливый жребий рождения,
чем на долю других; так, например, один происходит от Авраама
и рождается по обетованию, другой также - от Исаака и Ревекки,
и, еще находясь во чреве матери, запинает своего брата, и Бог
любит его еще прежде рождения. Или - совершенно то же самое
замечается в том обстоятельстве, что один рождается между
евреями, у которых находит наставление в божественном
законе, другой же рождается между греками, людьми мудрыми
и не малой учености, а иной рождается среди эфиопов, у
которых есть обычай питаться человеческим мясом, или среди
скифов, у которых отцеубийство совершается как бы по закону,
или у тавров, которые приносят в жертву иностранцев. Итак,
нам говорят: если таково различие вещей, если столь различны
и разнообразны условия рождения, свободная же воля в этом
случае не имеет места (потому что никто ведь не выбирает себе
сам, где или у кого, или в каких условиях ему родиться), то это,
говорят они, происходит от различия душ, так что душа злой
природы назначается к дурному народу, добрая же душа
посылается к добрым (людям), или все же это, думают они,
совершается случайно. Конечно, если принять это последнее
предположение, то уже нельзя веровать, что мир сотворен
Богом и управляется Его промыслом, и, следовательно, уже не
должно будет ожидать суда Божьего над делами каждого.
Впрочем, в чем именно состоит истина в этом вопросе - это знает
только Тот, Кто испытывает все, даже глубины Божьи (1 Кор.
2.10).
6. Что же касается нас, людей, то мы (с тою целью, чтобы
молчанием не ,'ать пищи высокомерию еретиков) на возражения
их ответим тс, что может представиться нам по мере наших
сил, • ответим следующим образом. Мы часто доказывали теми
доводами, какими могли воспользоваться из божественных
Писаний, что Бог, Творец вселенной, благ, и справедлив, и
всемогущ. Когда Он вначале творил то, что хотел сотворить, т.е.
разумные существа, то Он не имел никакой другой причины для
творения, кроме Самого же Себя, т.е. кроме Своей благости.

142
Таким образом, Он был причиной бытия тварей. Но в Нем - >
было никакого разнообразия, никакой изменчивости, ника˜. о
бессилия; поэтому всех, кого Он сотворил, Он сотвор '
равными и подобными, потому что для Него не существовало
никакой причины разнообразия и различия. Но так как разумные
твари - как часто мы показывали и в своем месте еще покажем, -
одарены способностью свободы, то свобода воли каждого или
привела к совершенству через подражание Богу, или повлекла
к падению через небрежение. И в этом, как мы уже говорили
выше, состоит причина различия между разумными тварями:
это различие получило свое начало не от воли или решения
Создателя, но от определения собственной свободы тварей. Бог
же, признающий справедливым управлять Своим творением
сообразно с его заслугами, направил это различие умов к
гармонии единого мира; из различных сосудов, или душ, или
умов Он создал как бы один дом, в котором должны находиться
сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные, и
глиняные, и одни сосуды - для почетного употребления, другие
же - для низкого. Таковы-то, я думаю, причины разнообразия в
мире, Божественный же промысел управляет каждым существом
соответственно его движениям или расположению души. При
таком понимании Творец не оказывается несправедливым, так
как Он поступает с каждым по заслугам, сообразно с
предшествующими причинами, счастье или несчастье рождения
каждого и все прочие условия не признаются случайными, и,
наконец, не утверждается существование различных творцов
или различие душ по природе.
7. Но, мне кажется, и Священное Писание также не
умолчало совершенно о смысле этой тайны. Так, апостол Павел,
рассуждая об Иакове и Исаве, говорит: «Ибо когда они еще не
родились и не сделали ничего доброго или худого - дабы
изволение Божье в избрании происходило не от дел, но от
призывающего, сказано было ей: больший будет в порабощении
у меньшего, как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава
возненавидел» (Римл. 9.11-13). И после этого сам себе отвечает
и говорит: «Что же скажем? Неужели неправда у Бога?» (Римл.
9.14) И чтобы дать нам случай к исследованию этого (вопроса)
я к рассуждению о том, каким образом это бывает не без
основания, он отвечает самому себе и говорит: «Да не будет».
Тот же самый вопрос, какой предлагается об Иакове и Исаве,
мне кажется, можно поставить и относительно всех тварей
небесных, земных и преисподних. И как апостол говорит в том

143
изречении: «когда они еще не родились и не сделали ничего
доброго или худого», так, мне кажется, и о всех прочих
(существах) можно сказать подобным же образом: «Когда они
еще не были сотворены и не сделали ничего доброго или худого -
дабы изволение Божье было по избранию (как думают
некоторые), -одни существа сотворены были небесными, другие -
земными, а иные - преисподними, не от дел (как думают те), но
от Призывающего. Итак, что же скажем, если это так? Неужели
неправда у Бога? Никак». Таким образом, при тщательном
исследовании слов Писания относительно Иакова и Исава
оказывается, что нет неправды у Бога, если прежде, чем они
(Иаков и Исав) родились или совершили что-нибудь в этой

<< Предыдущая

стр. 23
(из 52 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>