<< Предыдущая

стр. 28
(из 52 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

есть добро, и чего требует от тебя Господь: действовать
справедливо, любить дела милосердия». И Моисей говорит так:
«вот я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло,
чтобы ты избрал добро и ходил в нем». Исайя же говорит так:
«Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли.
Если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас:
ибо уста Господни говорят». И в Псалмах написано так: «О, если
бы народ мой слушал Меня, и Израиль ходил Моими путями!
Я скоро смирил бы врагов их, и обратил бы руку Мою на
притеснителей их». Этими словами (псалмопевец) показывает,
что слушать и ходить путями Божьими было во власти народа.
Также и Спаситель говорит: «А я говорю вам, не противься

169
злому». И: «всякий, гневающийся на брата своего напрасно,
подлежит суду», и еще: «всякий, кто смотрит на женщину с
вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем».
Давая эти и разные другие заповеди, Спаситель показывает не
что иное, как именно то, что возможность исполнения этих
заповедей находится в нашей власти. И поэтому мы справедливо
делаемся повинными суду, если нарушаем то, что конечно могли
исполнить. Посему-то Сам Спаситель говорит: «всякого, кто
слушает слова Мои и исполняет их, уподоблю мужу благо­
разумному, который построил дом свой на камне; а всякий, кто
слушает сии слова мои и не исполняет их, уподобится человеку
безрассудному, который построил дом свой на песке» и т.д.
Также слова Его стоящим по правую руку Его: «придите,
благословенные Отца Моего» и пр., «ибо алкал Я, и выдали Мне
есть; жаждал, и вы напоили Меня». Эти слова ясно показывают,
что в самих людях заключается причина того, что одни стали
достойны похвалы, исполняя заповеди и (за то) получая
обетования, а другие стали достойны наказания и услышали и
получили противоположное, потому что им говорится: «идите
от Меня, проклятые, в огонь вечный». Посмотрим еще, как
говорит с нами апостол Павел, как с (людьми), которые
обладают властью самоопределения и в себе самих имеют
причины или спасения, или погибели: «Или, говорит он,
пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения
Божья, не разумея, что благость Божья ведет тебя к покаянию?
Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе
собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от
Бога, который воздаст каждому по делам его: тем, которые
постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия,
- жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются
истине, но предаются неправде, - ярость и гнев. Скорбь и
теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых,
иудея, потом и эллина». В Священном Писании ты найдешь
бесчисленное множество и других изречений, ясно пока­
зывающих, что мы обладаем властью свободной воли. Иначе,
если в нас нет способности исполнять заповеди, было бы нелепо
и давать их нам для того, чтобы мы могли или спастись чрез
исполнение их, или же подвергнуться осуждению за их
нарушение.

7. (Ф) Но некоторые изречения Ветхого и Нового Заветов
клонятся к противоположному, т.е. (к той мысли), что не в
нашей власти соблюдать заповеди и спасаться или нарушать их

170
и погибать. Поэтому мы отчасти приведем некоторые из этих
изречений и рассмотрим решение их, чтобы кто-нибудь, собравши
себе все места, по-видимому, отвергающие свободу воли, мог
найти разъяснение их по образцу тех изречений, какие предлагаем
мы. Так, многих смущает сказанное о фараоне, о котором Бог
говорит много раз: «Я ожесточу сердце фараона» (Исх. 4.21
и др.), Ведь если (фараон) ожесточается Богом и грешит именно
вследствие этого ожесточения, то сам он уже не виновен в своем
грехе; если же это так, то фараон не свободен. А кто-нибудь
скажет, что подобным же образом и погибающие не свободны
и погибают не сами собой. У пр. Иезекииля сказано: «и возьму
из плоти их сердце каменное, и дам сердце плотяное», чтобы они
ходили по заповедям Моим и соблюдали уставы Мои» (Иезек.
11.19-20). Эти слова могут внушить кому-нибудь мысль, будто
ходить в заповедях и хранить суды дает Бог именно тем, что
отнимает каменное сердце, препятствующее этому, и влагает
лучшее, плотяное сердце. Посмотрим также из Евангелия, что
отвечает Спаситель тем, которые спрашивали (у Него), почему
толпе Он говорит в притчах. Он говорит: «своими глазами
смотрят и не видят; своими ушами слышат и не разумеют, да
не обратятся, и прощены будут им грехи» (Марк 4.12). Еще у
Павла (читаем): «помилование зависит не от желающего и не
от подвизающегося, но от Бога милующего» (Римл. 9.16). И в
других местах: «Потому что Бог производит в вас и хотение и
действие по Своему благоволению. Итак, кого хочет, милует; а
кого хочет, ожесточает. Ты скажешь мне: за что же еще
обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?» (Фил. 2.13. Римл.
9.18-19). Еще: «вера от призывающего, а не от нас. А ты кто,
человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему
его: зачем ты меня так сделал? Не властен ли горшечник над
глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного
употребления, а другой для низкого?» (Римл. 9.20-21). Эти
слова сами по себе способны многих смутить, как будто человек
не свободен, но Бог спасает и губит, кого хочет.
(Р) Но в самих божественных Писаниях есть некоторые
такие выражения, на основании которых, по-видимому, можно
думать нечто противоположное. Поэтому мы приведем их,
обсудим по правилу благочестия и представим разрешение их,
чтобы из этих немногих изречений, какие толкуем мы, ясно
было решение и другихдподобных же изречений, которыми, по-
видимому, исключается свобода воли. Так, очень многих смущает
сказанное Богом о фараоне. Бог очень часто говорил: «Я

171
ожесточу сердце фараона». Ведь если фараон ожесточается
Богом и грешит именно вследствие этого ожесточения, то сам
он уже не служит для себя причиною греха. Но если это так,
то, по-видимому, фараон не имеет свободы воли, и потом этим
примером последовательно можно доказать, что и другие
погибающие (люди) находят причину погибели не в свободе
своей воли. Точно так же у Иезекииля сказано: «и возьму из
плоти их сердце каменное, и дам сердце плотяное, чтобы они
ходили по заповедям Моим и соблюдали уставы Мои». Эти
слова могут смутить кого-нибудь, потому что и ходить в
заповедях Его, и хранить оправдания Его, по-видимому, дается
Богом, так как Сам Бог отнимает каменное сердце,
препятствующее сохранению заповедей, и посылает и влагает
сердце лучшее и более чувствительное, называемое в приведенном
месте плотяным. Смотри еще, что говорит в Евангелии Господь
и Спаситель тем, которые спрашивали у Него, почему народу
Он говорил в притчах. Он сказал: «своими глазами смотрят и
не видят; своими ушами слышат и не разумеют, дане обратятся,
и прощены будут им грехи». Апостол Павел также говорит:
«помилование зависит не от хотящего и не от подвизающегося,
но от Бога милующего». И в другом месте: «Потому что Бог
производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению».
«Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает. Ты
скажешь мне: за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет
воле Его?» Еще: «вера от призывающего, а не от нас. А ты кто,
человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему
его: зачем ты меня так сделал? Не властен ли горшечник над
глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного
употребления, а другой для низкого?» Эти и подобные изречения,
кажется, очень многих могут немало устрашить и привести к
мысли, что ни один человек не имеет свободы воли, но, по-
видимому, каждый и спасается, и погибает по воле Бога.
8. (Ф) Итак, начнем со слов о фараоне, которого Бог
ожесточил, чтобы он не отпускал народа; вместе с тем мы
рассмотрим и апостольское изречение: «кого хочет, милует; а
кого хочет, ожесточает» (Римл. 9.18). Этими словами пользуются
некоторые из инославных, которые почти отрицают свободу и
признают одних существ по природе погибающими, не
способными к спасению, других же по природе спасаемыми, не
могущими погибнуть. Фараон, говорят они, был погибающей
природы и потому был ожесточен Богом, Который милует
духовных и ожесточает земных. Итак, рассмотрим, что они

172
говорят. Спросим у них, земной ли природы был фараон? Когда
же они ответят (утвердительно), то мы скажем, что человек
земной природы совершенно не покорен Богу; но если он не
покорен, то какая нужда ожесточать его сердце, и это - не
однажды, а много раз? Очевидно, возможно было убедить его,
и он, пораженный чудесами и знамениями, мог совершенно
смягчиться, потому что он не был земным; но так как он (сам)
слишком упорствовал, то Бог и пользуется им, чтобы показать
Свое величие для спасения многих, и ради этого ожесточает его
сердце. Это сказано против них, прежде всего для опровержения
того их мнения, будто фараон был погибающей природы. То же
самое нужно сказать им и относительно слов апостола. Кого
ожесточает Бог? Или погибающих, и в таком случае они могли
бы смягчиться, если бы не были ожесточены, или же спасаемых,
очевидно, потому, что они не погибающей природы. Кого Он
милует? Конечно, спасаемых. Но зачем нужно им второе
помилование, если они однажды приготовлены ко спасению и
по самой природе предназначены к блаженству? Ясно, что без
помилования они принимают погибель и потому именно
милуются, дабы им не подвергнуться погибели, к которой они
способны, но быть в земле спасаемых. Вот что сказано (нами)
против этих (еретиков).
(Р) Итак, начнем с того, что было сказано фараону, который,
говорят, был ожесточен Богом, чтобы не отпускать народ;
вместе с тем мы рассмотрим и апостольское изречение: « кого
хочет, милует; а кого хочет, ожесточает». На этих словах по
преимуществу основываются еретики, когда говорят, что спасение
- не в нашей власти, но души по природе бывают таковы, что
непременно или погибают, или спасаются, и душа злой природы
никаким образом не может сделаться доброю, душа же доброй
природы не может сделаться злою. Так как, говорят они дальше,
фараон был погибшей природы, то поэтому он и ожесточается
Богом, который ожесточает людей земной природы, милует же
людей природы духовной. Итак, рассмотрим, каково это их
положение, и, прежде всего, спросим их: пусть они ответят нам,
признают ли они, что фараон был земной природы, которую они
называют погибшею? Без сомнения, они ответят: да, земной. Но
если он был земной природы, то вследствие противодействия
природы он совсем не мог веровать Богу или повиноваться Ему.
Если же эта непокорность была присуща ему по природе, то
зачем нужно еще ожесточать его сердце, и это - не однажды, но
часто? Очевидно, возможно было убедить его; ведь ожесточается

173
другим, говорят, только тот, кто сам по себе не был жестоким.
Но если он не был жесток сам по себе, то, следовательно, он не
был и земной природы, но был таким, что пораженный знамениями
и силами мог и уступить. Фараон был необходим Богу для того,
чтобы ради спасения многих на нем показать ему Свою Силу,
в то время как он противился многочисленнейшим знамениям
и сопротивлялся воле Божьей, и вследствие этого сердце его,
как говорится в Писании, ожесточалось. Это сказано против
еретиков прежде всего для того, чтобы разрушить то положение
их, будто фараон был погибшим по природе. Но подобным же
образом мы будем рассуждать против них и о словах апостола
Павла. Кого, по вашему мнению, ожесточает Бог? Конечно, тех,
кого вы называете погибшими по природе, но которые, как я
думаю, делали бы что-нибудь другое, если бы не были ожесточены.
Если же они приходят к погибели вследствие ожесточения, то
они погибают уже не по природе, но по случайным
обстоятельствам. Затем, скажите нам, кого милует Бог? Конечно,
тех, которые должны спастись. Но зачем же нужно это второе
помилование тем, кои должны спастись уже по природе и
достигают блаженства естественным образом? Отсюда видно,
что они могли погибнуть и потому именно получают помилование,
дабы, таким образом, не погибнуть, но достигнуть спасения и
овладеть царством благочестивых. Это сказано против тех,
которые в своих баснословных вымыслах вводят добрые и злые,
т.е. земные и духовные природы, и говорят, что именно
благодаря такой или иной природе каждый или спасается, или
погибает.
9. (Ф) Нужно еще спросить у людей, думающих, что они
понимают выражение «ожесточил», что означает, по их словам,
ожесточение сердца Богом и с какой целью Бог делает это? При
этом пусть они сохранят понятие о Боге, воистину праведном
и благом, или, если не хотят, согласимся на этот раз с ними,
(только) праведном. И пусть они покажут, каким образом благой
и праведный, или только праведный, оказывается справедливым,
когда ожесточает сердце человека, погибающего именно
вследствие этого ожесточения, и каким образом праведный
делается виновником погибели и непокорности тех, кого Сам же
Он наказывает за ожесточение и непокорность Себе? За что еще
Он порицает фараона, говоря: «ты не хочешь отпустить народ
Мой, вот я поражу всех первенцев в Египте и первенца твоего»
(Исход 9.17, 12.12, 11.5), и прочее, что по Писанию Бог говорил
фараону через Моисея? Ведь кто верует, что Писания истинны

174
и что Бог справедлив, тот, если он верует разумно, необходимо
должен показать, каким образом в таких изречениях можно
находить ясную мысль о справедливости Бога. Если же кто
открыто и решительно считает Творца злым, то с ним нужно
рассуждать иначе.
(Р) Теперь нужно ответить еще тем, кто считает Бога закона
только справедливым, но не благим. Зачем и с какой целью, по
их мнению, Бог ожесточает сердце фараона? При этом должно
сохранить воззрение и представление о Боге, по нашему
учению, справедливом и благом, а по их мнению, только
справедливом. Итак, пусть они покажут нам, справедливо ли
поступает Бог, которого они сами исповедуют праведным,
справедливо ли поступает Он, когда ожесточает сердце человека,
чтобы вследствие этого ожесточения он согрешил и погиб? И
каким образом можно защитить в этом случае правду Божью,
если Сам Бог был причиною погибели тех, кого потом Он же
осудил властью судьи за то, что они, вследствие ожесточенности,
сделались маловерными? За что еще обвиняет Он фараона,
говоря: «так как ты не хочешь отпустить народ Мой, вот я
поражу всех первенцев в Египте и первенца твоего», и прочее,
что по Писанию Бог говорил фараону через Моисея? Всякий,
кто признает сообщения Священного Писания истинными и
хочет доказать, что Бог закона и пророков справедлив, должен
дать себе отчет во всем этом - каким образом это нисколько не
уничтожает правды Божьей? Ведь они, хотя и отрицают благость
Бога, но исповедуют Его справедливым судьей и творцом мира.
Но иным порядком нужно отвечать тем, которые Творца этого
мира признают злым, т.е. дьяволом.
10. (Ф) Но так как, по их словам, они считают Бога
справедливым, а мы - вместе и благим и справедливым, то
посмотрим, каким образом благой и праведный мог ожесточить
сердце фараона? Итак, смотри, не можем ли мы одним примером,
которым воспользовался апостол Павел в послании к евреям,
показать, каким образом Бог одним и тем же действием одного
милует, а другого ожесточает, причем Бог не задается целью

<< Предыдущая

стр. 28
(из 52 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>