<< Предыдущая

стр. 30
(из 52 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

очиститься и получить разрешение; в противном случае он не

181
знал бы, что по благодати дано ему то, чем он обладает, и
божественную милость считал бы собственным добром; а это
состояние, без сомнения, порождает в свою очередь высокомерие
души и тщеславие и снова делается для него причиной падения.
Так именно должно думать о дьяволе: преимущества, какие он
имел, будучи непорочным, он признал своими собственными, а
не данными от Бога, и, таким образом, на нем исполнилось
изречение, которое говорит, что «всякий, возвышающий сам
себя, унижен будет». Поэтому-то божественные тайны, мне
кажется, скрыты от премудрых и разумных для того, как говорит
Писание, «чтобы никакая плоть не хвалилась перед Богом»; но
они открыты младенцам или тем, которые сначала сделались
детьми и младенцами, т.е. возвратились к простоте и смирению
младенцев, а потом стали преуспевать и, достигши совершенства,
помнят, что они наследовали блаженство не своими силами, но
при помощи Благодати и по милости Бога.
13. (Ф) Таким образом, оставляемый оставляется по суду
Божьему, и Бог долготерпит некоторым из грешников не без
основания: ведь душа предназначена к бессмертию и к
бесконечному веку, и им (грешникам) полезно не скоро получить
помощь в деле спасения, но быть доведенными до него медленно,
после искушения многими бедствиями. Известно, что врачи
могут излечить кого-нибудь очень скоро; но, подозревая в теле
присутствие яда, они поступают для излечения противоположным
образом, делая это из желания вернейшего излечения. Они
думают, что для больного лучше подольше побыть в жару и
слабости, но зато получить вернейшее выздоровление, чем
вылечиться, по-видимому, очень скоро, а потом опять заболеть,
так, чтобы скорое исцеление было только временным (на
время). Может быть, таким же образом поступает и Бог: зная
тайны сердца и предвидя будущее, Он попускает в своем
долготерпении и, посредством внешних событий, извлекает
(наружу) скрытое зло, чтобы таким образом очистить человека,
нерадением собравшего (в себе) семена греха; при этом, хотя
бы человек находился в величайших грехах, но, извергши эти
грехи, вышедшие на поверхность, он может впоследствии снова
научиться, получив очищение после греха. Бог же управляет
душами, имея в виду, что они предназначены не к каким-нибудь
пятидесяти годам здешней жизни, но к бесконечному веку, ибо
Он сотворил разумную (душу) нетленною по природе и сродною
Себе, и (после смерти) разумная душа не лишается врачевания,
как и в этой жизни.

182
(Р) Итак, кто должен быть оставлен, тот оставляется по
суду Божьему, и Бог долготерпит к некоторым грешникам, но
однако не без определенного основания. Самое это долготерпение
свое Бог обращает к пользе грешников, потому что душа, о
которой Он заботится и промышляет, бессмертна, а бессмертное
и вечное, хотя бы и не скоро излечивалось, не отстраняется,
однако, от спасения, которое (только) откладывается до более
удобного времени. И, может быть, людям, более или менее
глубоко зараженным отравою зла, даже полезно получить
(спасение) попозднее. Ведь врачи, хотя иногда и могут затянуть
рубцы ран очень скоро, однако откладывают и отдаляют настоящее
здоровье ради лучшего и более прочного выздоровления. Они
знают, что лучше подольше поддерживать опухоль на ранах и
на некоторое время допустить истечение гноя, нежели спешить
к поверхностному излечению и заключать в скрытых жилах
заразу вредоносного гноя, который, будучи лишен свободного
выхода, без сомнения, пройдет внутрь членов, проникнет в
важнейшие жизненные члены и причинит уже не болезнь телу,
но погибель самой жизни. Таким же образом (поступает) и Бог.
Зная тайны сердца и предвидя будущее, он с великим терпением
допускает совершение того, что, действуя на людей извне,
может обнаружить и вывести на свет страсти и пороки их,
скрывающиеся внутри, дабы таким образом могли очиститься
и излечиться люди, которые вследствие великого небрежения
и беззаботности приняли в себя корни и семена грехов:
выброшенные вон и вызванные на поверхность, эти грехи уже
могут быть как бы извергнуты и переварены, и, в таком случае,
даже человек, зараженный, по-видимому, самыми тяжкими
болезнями, страдающий судорогами во всех членах, некогда все-
таки может освободиться от своих болезней, пресытиться злом
и, таким образом, после многих страданий возвратиться в свое
(первоначальное) состояние. Бог же управляет душами, имея в
виду не это только краткое время нашей жизни, заключающееся
в пределах около шестидесяти лет или немного более, но
бесконечное и вечное время; Сам вечный и бессмертный, Он
промышляет о бессмертных душах. Ибо Он сотворил разумную
природу быть нетленною, создавши ее по образу и подобию
Своему; и поэтому, будучи бессмертной, душа не лишается
божественных попечений и врачеваний, несмотря на кратко­
временность этой нашей жизни.
14. (Ф) Возьмем еще такое сравнение из Евангелия. Вот -
скала с небольшим поверхностным слоем земли. Если на нее

183
упадут семена, то скоро всхсдят; но, взошедши, они погибают
от зноя и засыхают при появлении солнца, так как не имеют
корня (Матф. 13.15):- Эта скала есть человеческая душа,
ожесточившаяся вследствие нерадения и окаменевшая под
влиянием порока, потому что Бог никому не создал каменного
сердца, но сердце становится таким от порочного направления.
Итак, если бы кто-нибудь, видя, что семена, посеянные где-либо
на каменистой земле, уже взошли, стал упрекать земледельца
за то, что он не сеет поскорее семена в каменистую землю, то
земледелец ответил бы: «Я засею эту землю попозже, набросавши
на нее слой почвы, которая могла бы держать семена, потому
что более поздняя жатва на такой земле будет лучше и вернее,
нежели (жатва) на земле с посевом более ранним и поверхностным
(неглубоким)». И нужно согласиться с земледельцем, так как он
говорит разумно и поступает на основании опыта. Так и великий
Земледелец всей природы отсрочивает благодеяние, которое
можно бы оказать скорее, чтобы оно не было поверхностным.
Но, может быть, кто-нибудь возразит нам на это: зачем же
некоторые семена падают в душу, имеющую землю только на
поверхности и подобную камню? На это нужно сказать следующее.
Если какая-нибудь душа возжелала как можно скорее (достигнуть)
лучшего, но шла не тем путем, какой ведет к нему, то для такой
души лучше получить то, чего она пожелала: тогда, осудив при
этом себя, она в терпении, сообразно с природой, станет
возделывать землю, чтобы впоследствии, по истечении долгого
времени, получить (жатву). Можно сказать, что у нас -
бесчисленное множество душ, а у этих душ - безграничное число
характеров, множество движений, расположений, намерений,
стремлений, и единый наилучший распорядитель их есть Бог и
Отец всяческих, знающий времена и подходящие вспомогатель­
ные средства, направления и пути; Он знает и то, как нужно
воспитывать фараона посредством столь великих чудес и
потопления, которым (однако) не оканчивается промышление о
фараоне: ведь, потонувши, фараон не уничтожился, «в руку бо
Бога и мы, и словеса наша, и всякий разум, и дел художество»
(Прем. Солом. 7.16). Об ожесточении сердца фараонова и о
словах: «кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает» (Римл.
9.18) - достаточно и того, (что сказано).
(Р) Но возьмем также из Евангелия те сравнения, которые
подтверждают наши слова. В Евангелии говорится, будто «есть
какая-то скала с малым и незначительным количеством земли;
если на нее упадет семя, то последнее скоро всходит; но,

184
взошедши, зелень, говорится, погибает от зноя и засыхает при
появлении солнца, потому что (семя) не пустило корня в
глубину. Эта скала, без сомнения, означает человеческую душу,
ожесточившуюся вследствие нерадения и окаменевшую под
влиянием порока, потому что Бог никому не сотворил каменного
сердца, но, говорят, у каждого сердце делается каменным
вследствие злобы и непокорности. Итак, если кто-нибудь, видя,
что семена, посеянные где-нибудь на каменистой земле, быстро
взошли, станет бранить земледельца, почему он не посеял
поскорее семена в каменистую землю, то земледелец, конечно,
скажет в ответ: «Я для того позже засеваю эту землю, чтобы она
могла сохранить принятые ею семена; такую землю полезно
засевать попозже, иначе слишком скоро взошедшая жатва,
держась на поверхности неглубокой почвы, не в состоянии
будет выдержать солнечного зноя». Не согласится ли прежний
порицатель с разумностью и опытностью земледельца и не
похвалит ли он как разумно сделанное то, что прежде казалось
ему непоследовательным? Точно так же и Бог, искуснейший
Земледелец всей своей твари, замедляет и откладывает, без
сомнения, до другого времени (исцеление) тех тварей, которые,
по нашему мнению, должны бы получить выздоровление поскорее,
- замедляет для того, чтобы не исцелилась больше поверхность
их, нежели внутренность. Но, может быть, кто-нибудь возразит
нам на это: зачем же некоторые семена падают на каменистую
землю, т.е. в какую-нибудь жестокую и каменную душу? На это
возражение должно сказать, что это, конечно, не может
происходить без предусмотрения Божественного промысла, ибо
только через это познается, какое осуждение влечет за собой
неосмотрительное слушание и ненадлежащий порядок
исследования, только через это познается и то, сколько пользы
в учении по порядку. Именно отсюда происходит, что душа
сознает свой порок, осуждает сама себя и последовательно
соблюдает и отдает себя для работы (над собою), т.е. она видит,
что сначала (ей) нужно отсечь у себя пороки, а потом уже
перейти к назиданию знанием. Но как бесчисленны души, так
бесчисленны и нравы и намерения их, а также различные
влечения, желания и побуждения отдельных душ, и это
разнообразие их ни в каком случае не может постигнуть
человеческий ум; посему одному только Богу должно предоставить
искусство, умение и власть такого управления. Он один может
знать лекарства для каждой души и определять время врачеваний.
Таким образом, один только Бог, как мы сказали, знает пути


185
каждого смертного; Он знает и то, каким путем нужно было
привести фараона, который сначала был наказан величайшими
казнями и доведен даже до потопления в море, дабы через^него
имя Божье прославлялось по всей земле. Однако нужно думать,
промышление Божье о фараоне, конечно, не окончилось этим
потоплением, потому что утонувши фараон - нужно, думать - не
погиб вместе с тем и субстанциально: «в руку бо Его и словеса
наша, и всякий разум, и дел художество», как говорит Писание.
Вот что сказали мы, по мере наших сил, рассматривая ту главу
Писания, где говорится, что Бог ожесточил сердце фараона, а
также слова (апостола): «кого хочет, милует; а кого хочет,
ожесточает».
15. (Ф) Рассмотрим еще слова из (книги) Иезекииля,
который говорит: «и возьму из плоти их сердце каменное, и дам
сердце плотяное, чтобы они ходили по заповедям Моим и
соблюдали уставы Мои» (Иезек. 11.19). Если Бог, когда хочет,
исторгает каменные сердца и влагает плотяные, чтобы хранились
повеления Его и соблюдались заповеди, то оставить порок - не
в нашей власти, ибо отнятие каменных сердец означает не что
иное, как именно то, что Бог отнимает у кого хочет тот порок,
каким кто-нибудь ожесточается; равным образом вложение
плотяного сердца, чтобы человек ходил в повелениях Божьих и
хранил заповеди Божьи, означает не что иное, как то, что
человек делается уступчивым, не противится истине и
осуществляет добродетели. Если же Бог (Сам) обещается
сделать это и прежде, чем он отнимет каменные сердца, мы не
освобождаемся от них, то ясно, что остановить порок - не в
нашей власти. И если мы со своей стороны ничего не делаем для
того, чтобы в нас было плотяное сердце, но это есть дело Божье,
то и добродетельная жизнь будет не нашим делом, но всецело
божественным даром. Так будет говорить тот, кто отвергает
принадлежащую нам свободу воли на основании голых изречений
Писания. Но мы ответим, что эти слова должно понимать так.
Если человек, пребывающий в невежестве и необразованности,
сознает свои недостатки или вследствие побуждения со стороны
учителя, или по иной причине, то он по своей воле отдает себя
тому, кого считает способным руководить его в учении и
добродетели. Когда же такой человек отдаст себя (воспитателю),
то воспитатель обещается уничтожить (в нем) невежество и
вложить (в него) знание, однако не так, чтобы поручивший себя
заботам (учителя) со своей стороны ничего не делал для своего
образования и для избавления от невежества: учитель обещается

186
исправить того, кто (сам) желает (исправиться). Так и
божественное слово обещается уничтожить у приходящих (к
нему) порочность, которую (пророк) назвал каменным сердцем,
но не помимо их желания, а под тем условием, если они
предоставят самих себя врачу страждущих. В Евангелиях
рассказывается о больных, которые приходили к Спасителю,
просили исцеления и исцелялись. И, например, прозрение
слепых, поскольку слепые испросили (себе) исцеление, есть
дело веровавших в возможность (этого) исцеления; поскольку
же оно есть восстановление зрения, оно есть дело нашего
Спасителя. Итак, вот в каком смысле слово Божье обещает
внушить знание приходящим к нему, отнявши (у них) каменное
и жестокое сердце, т.е. порочность, чтобы человек ходил в
божественных заповедях и хранил Божьи повеления.
(Р) Теперь рассмотрим то, что утверждает Иезекииль, когда
говорит: «и возьму из плоти их сердце каменное, и дам сердце
плотяное, чтобы они ходили по заповедям Моим и соблюдали
уставы Мои». Если Бог, когда хочет, исторгает каменное сердце
и дает плотяное, чтобы исполнялись повеления Его и сохранялись
заповеди, то оставить порок, по-видимому, не в нашей власти,
ибо отнятие каменного сердца означает, кажется, не что иное,
как то, что Бог отсекает у кого хочет порок, каким кто-нибудь
ожесточается; равным образом вложение плотяного сердца,
чтобы человек ходил в повелениях Божьих и хранил заповеди
Божьи, означает не что иное, как то, что человек делается
покорным, не противится истине и совершает добродетельные
дела. Итак, если Бог сам обещается сделать это и прежде, чем
сам он отнимет каменное сердце, мы не можем освободиться от
него, то, следовательно, оставить порок - не в нашей власти, но
во власти Бога. И опять, если не от нашей деятельности зависит,
чтобы в нас было плотяное сердце, но это есть дело одного
только Бога, то и добродетельная жизнь, по-видимому, будет не
нашим делом, но всецело делом благодати Божьей. Так говорят
те, которые желают доказать на основании свидетельства
божественного Писания, что ничего не находится в нашей
власти. Но мы ответим, что эти слова Иезекииля должно
понимать не так, а следующим образом. Допустим, что
какой-нибудь неопытный и неученый человек или по чьему-нибудь
убеждению, или побуждаемый соревнованием с какими-либо
умными людьми, сознает бесчестье своего невежества и поручает
себя кому-нибудь, от кого он надеется получить тщательное
наставление и надлежащее научение. Если этот человек, раньше

187
косневший в невежестве, с полным вниманием, как мы сказали,
отдается учителю и обещает во всем повиноваться (ему), то

<< Предыдущая

стр. 30
(из 52 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>