<< Предыдущая

стр. 31
(из 52 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

учитель, видя усердие его намерения, надлежащим образом
пообещает избавить его от всякого невежества и сообщить ему
знание: он обещается сделать это не тому ученику, который
отказывается или сопротивляется, но ученику преданному и
совершенно послушному. Так и божественное слово обещает
приступающим к нему исторгнуть (у них) каменное сердце, но,
конечно, не у тех, кто не слушает его, а у тех, кто принимает
заповеди учения его, как и в Евангелиях мы находим, что
больные приступали к Спасителю, прося о получении здоровья,
и таким образчм исцелялись. И если, например, слепые
исцелялись и видели, то это исцеление есть дело самих
исцелившихся, именно в том (отношении), что они просили
Спасителя и веровали в возможность исцеления от Него; но оно
есть дело Спасителя - в том отношении, что им возвращается
зрение. В таком же смысле и в рассматриваемом изречении
божественное слово обещает дать научение через отнятие
каменного сердца, то есть посредством уничтожения порока,
чтобы через это (люди) могли ходить в божественных повелениях
и хранить заповеди закона.
16. (Ф) Потом следовало изречение из Евангелия, где
Спаситель сказал, что внешним он говорит в притчах для того,
кто «своими глазами смотрят и не видят; своими ушами слышат
и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи»
(Марк 4.12). Противник скажет: «Если некоторые люди
обращаются и делаются достойными отпущения грехов именно
потому, что услышали яснейшие (слова), услышать же яснейшие
слова заключается не в их власти, а во власти учителя, и если
другим людям он для того не проповедует более ясно, чтобы они
не увидели и не разумели, то спасение не зависит от самих
людей. Если же это так, то мы не властны в своем спасении и
погибели». Если бы небыли прибавлены слова: «да не обратятся,
и прощены будут им грехи», тогда против этого возражения
была бы убедительна такая защита: Спаситель не хотел, чтобы
люди, которые не будут прекрасными и добрыми, знали тайны
и потому говорил им в притчах. Но теперь, при наличности
следующих слов: «да не обратятся, и прощены будут им грехи»,
защита труднее. Итак, прежде всего нужно отметить это место,
(как полезное в борьбе) против инославных. Они собирают из
Ветхого Завета такие места, где, как они осмеливаются говорить,
выражается жестокость Творца, мстительное и строго-

188
справедливое расположение Его по отношению к грешникам,
или как еще хотят они назвать это, лишь бы только сказать, что
в Творце нет благости. "С Новым же (Заветом) они поступают
не так и не беспристрастно; они пропускают в нем места,
подобные тем, какие они считают достойными порицания в
Ветхом Завете. Между тем вышеприведенные слова Евангелия,
как и сами они говорят, ясно показывают, что Спаситель не
проповедовал ясно для того, чтобы люди не обратились и,
обратившись, не сделались достойными прощения грехов, а это
в своем роде нисколько не хуже подобных же изречений Ветхого
Завета, порицаемых (ими). Если же они стараются защищать
Евангелия, то нужно сказать им следующее: разве не достойно
порицания поступают они, не одинаково относясь к одинаковым
вопросам, именно, когда Новым Заветом не соблазняются, но
стараются его защитить, в Ветхом же Завете порицают подобные
места, тогда как следовало бы защищать их наравне с изречениями
Нового Завета? Посредством таких сравнений мы приведем их
к той мысли, что все Писания принадлежат одному Богу. Теперь
по возможности обратимся к предлежащей защите.
(Р) Потом мы предположили рассмотреть еще слова
Спасителя из Евангелия: «так что они своими глазами смотрят
и не видят; своими ушами слышат и не разумеют, да не
обратятся, и прощены будут им грехи». По поводу этих слов
противник скажет в ответ следующее. Совершенно исправятся
и обратятся именно те люди, которые будут слышать более
ясное учение, и притом они обратятся так, что станут достойны
получить прощение грехов; слышать же ясное учение не
находится в их власти, но учить более или менее открыто и ясно,
конечно, во власти учителя; в то же время учитель, по его
собственным словам, другим людям не проповедует ясно для
того, чтобы они не услышали, не уразумели, не обратились и не
спаслись: все это показывает, что спасение не зависит от самих
людей. Если же это так, то мы не властны ни в (своем) спасении,
ни в погибели. Если бы не были прибавлены слова Спасителя:
«да не обратятся, и прощены будут им грехи», то ответить (на
это возражение) было бы легче: тогда мы сказали бы, что
Спаситель не хотел, чтобы люди, которые, как он знал наперед,
не будут добрыми, разумели тайны царства небесного, и потому
говорил им в притчах, но теперь при этой прибавке: «да не
обратятся, и прощены будут им грехи», толкование делается
труднее. И, прежде всего, нам должно обратить внимание на то,
какою крепостью против еретиков может служить это место.

18»
Они обыкновенно собирают из Ветхого Завета те изречения, в
которых, как им кажется на основании собственного понимания,
Богу-Творцу приписывается что-нибудь жестокое и бес­
человечное, где, например, изображается чувство мести или
мздовоздаяния, словом, что-нибудь такое, на основании чего
они отрицают Благость в Творце, как бы они ни называли это.
Но почему же они не судят с такою же мыслью и с таким же
чувством так же и о Евангелиях? Почему они не замечают, что
и в Евангелиях есть такие места, какие они осуждают или
порицают в Ветхом Завете? Ведь в этой главе, как сами они
говорят, с очевидностью показывается, что Спаситель для того
не говорил ясно, чтобы люди не обратились и, обратившись, не
получили бы прощения грехов. И, конечно, если понимать это
место только по букве, то оно нисколько не будет уступать тем
местам, какие порицают они в Ветхом Завете. Если же им самим
думается, что такие изречения, встречающиеся в Новом Завете,
нуждаются в истолковании, то будет последовательным и
необходимым оправдать подобным же толкованием и те
изречения, какие они порицали в Ветхом Завете, дабы таким
образом доказать, что написанное в том и другом Заветах
принадлежит одному и тому же Богу. Но обратимся, насколько
можем, к предположенному исследованию.
17. (Ф) Рассуждая о фараоне, мы говорили, что более скорое
излечение иногда бывает не ко благу врачуемым именно тогда,
когда, подвергшись несчастью, они тотчас же освобождаются от
того, чему подверглись: думая, что зло удобоизлечимо, они не
берегутся от впадения в него и вследствие этого могут
подвергнуться ему снова. Поэтому вечный Бог, Владыка их,
знающий тайны, знающий все прежде совершения, по благости
Своей отсрочивает скорейшую помощь таким людям и, так
сказать, помогая не помогает им, так как это полезно для них.
Итак, может быть, Спаситель видел, что внешние, о которых
теперь (идет) речь, не будут тверды в обращении, если услышат
более ясную проповедь, и поэтому устроил так, чтобы они не
слышали более ясного учения о глубочайших тайнах; иначе,
быстро обратившись и исцелившись получением прощения, они
признали бы раны греха легкими и удобоизлечимыми и скоро
снова подверглись бы им. А может быть, они (тогда) не отбыли
еще времени наказания за прежние грехи, которые они совершили
против добродетели, оставив ее (добродетель), и божественное
попечение оставило их, чтобы они, пресытившись собственным
злом, посеянным ими, впоследствии были призваны к более

190
прочному раскаянию и уже не впали бы скоро (в те грехи), каким
были подвержены прежде, позоря свое благородное достоинство
и предаваясь порокам. Называемые внешними, конечно, по
сравнению с внутренними, не очень далеко отстоят от этих
последних: правда, внутренние слышат ясное учение, внешние
же слышат учение неясное, потому что оно излагается им в
притчах, однако они все-таки слышат. Некоторые же из внешних,
называемые тирянами, будучи, вероятно, гораздо ниже внешних
по достоинству, не слышат даже и того, что слышат внешние,
хотя Спасителю было известно, что в древности они покаялись
бы, сидя во вретише и пепле, если бы Он находился вблизи
пределов их: они услышат более благовременно и раскаются
более плодотворно в другое время, когда слово будет более
удобоприемлемо для них, чем для тех, которые не приняли слова
и в числе которых Спаситель упомянул и тирян. И смотри: когда
мы всячески стараемся доказать, что даже и в таких (изречениях,
как только что рассмотренное) содержится мысль о разнообразном
промышлении Божьем, пекущемся о бессмертной душе, то
разве мы не заботимся всячески о соблюдении благоговения к
Богу и ко Христу Его и, кроме того, разве не обнаруживаем
больше способности к исследованию? Но, может быть, кто-
нибудь спросит относительно порицаемых: вот они, видя чудеса
и слыша божественные слова, не получают никакой пользы,
между тем как тиряне раскаялись бы, если бы подобное
произошло и было сказано у них; зачем же, спросит он,
Спаситель проповедовал им на их погибель, чтобы грех их
считался более тяжким? Ему должно сказать следующее. Бог
знает чувства всех тех, которые обвиняют Его промысел, будто
они не уверовали по вине промысла, потому что (промысел
Божий) не дал им увидеть то, что даровал созерцать другим, и
не предоставил им случая услышать то, что слышали и другие
и получили от этого пользу; желая изобличить неразумность
этого оправдания, Бог дает порицающим Его управление то,
чего они требовали; тогда, получивши это, и, тем не менее,
изобличенные в крайнем нечестии, так как они не успели
извлечь из того никакой пользы себе, они оставляют такую
дерзость и, тем самым освободившись, научаются, что иногда
Бог действительно откладывает и медлит благотворить некоторым
людям, но при этом Он не дает им видеть и слышать именно то,
что, услышав и увидев, люди отягчают и увеличивают свой грех,
если даже после того не уверуют.


191
(Р) Раньше, рассуждая о фараоне, мы говорили, что иногда
очень скорое излечение не ведет к добру, особенно если болезнь
сильно развивается во внутренних членах. Поэтому Бог, знающий
тайны, знающий все прежде совершения, по великой Своей
милости, отсрочивает излечение таких (людей), продолжает
врачевание очень долго и, так сказать, врачует их не врачуя,
дабы поспешное исцеление не сделало их неисцелимыми. Итак,
возможно, что Господь и Спаситель наш посредством
прикровенной речи скрыл свидетельство о глубочайшем таинстве
от внешних, к которым было слово Его, (скрыл) потому, что,
испытуя сердца и утробы, Он предвидел, что они еще не
способны воспринять учение в более ясном выражении; в
противном случае, быстро обратившись и исцелившись, т.е.
скоро получивши прощение своих грехов, они легко впали бы
снова в ту же болезнь, которая, как они испытали, была
излечена без всякого труда. Если же совершается это (второе
падение), то наказание удваивается и обилие зла умножается,
как это несомненно для каждого, потому что в этом случае не
только повторяются грехи, по-видимому, оставленные, но и
самый двор добродетели оскверняется, если его попирают
коварные и нечистые мысли, полные скрытого внутри лукавства.
И какое лекарство найдется когда-нибудь для таких людей,
которые, после нечистой и гнусной пищи зла, вкусили сладости
добродетели, приняли сладость её своими устами, а потом снова
обратились к ядовитой и смертоносной пище непотребства? И
кто будет сомневаться, что для них лучше быть отстраненными
и на время оставленными? Может быть, когда-нибудь они
пресытятся злом и ужаснутся той нечистоты, какою теперь
наслаждаются; тогда-то, наконец, слово Божье и откроется им
надлежащим образом. И, таким образом, святыня не будет дана
псам, и жемчуг не будет брошен перед свиньями, которые
попирают его ногами и, сверх того, обратившись, нападают на
тех, которые проповедовали им слово Божье, и разрывают их.
Таковы люди, называемые внешними, без сомнения, по сравнению
с внутренними, которые, как говорит (Писание), более ясно
слышат слово Божье. Впрочем, и внешние слышат слово, хотя
и прикрытое иносказаниями и затемненное притчами. Но, кроме
внешних, есть еще другие Люди, называемые тирянами; эти
совершенно не слышат (слова Божьего), хотя даже Спаситель
знал о них, что некогда они покаялись бы, лежа в прахе и пепле,
если бы у них были совершены чудеса, какие были совершены
у других; и однако они не слышат даже того, что слышат

192 6*
внешние, потому я уверен, что разряд этих людей гораздо ниже
и непотребнее во зле, чем разряд так называемых внешних, т.е.
таких, которые находятся все-таки недалеко от внутренних и
удостоившихся слышать слово, хот^ и в притчах; кроме того,
может быть, исцеление их было предназначено в то время, когда
в день суда им будет отраднее, нежели тем, у кого были
совершены описанные чудеса: тогда, наконец, освободившись
от бремени своих грехов, они легко и свободно направятся по
пути спасения. Но я желаю напомнить своим читателям, что в
отношении к таким слишком трудным и темным местам мы с
величайшим усердием стараемся не столько о том, чтобы найти
совершенно ясное решение вопросов, это каждый будет делать
настолько, насколько даст ему высказаться Дух, но (главным
образом) о том, "чтобы яснейшим доказательством поддержать
правило благочестия; именно, мы стараемся показать, что
промысел Божий, справедливо управляющий всем, также и
бессмертными душами управляет по справедливейшим
распоряжениям, сообразно с заслугами и виновностью каждого:
ведь домостроительство о людях не заключается в пределах
жизни этого века, но степень предшествующих заслуг всегда
служит основанием будущего состояния и, таким образом,
бессмертным и вечным судом правды и управлением
божественного промысла бессмертная душа приводится к
высшему совершенству. Но кто-нибудь возразит нам следующим
образом. Если слово проповеди, как мы говорим, нарочито
удаляется от людей сравнительно дурных и негодных, то зачем
же слово было проповедовано тем, по сравнению с которыми
предпочитаются (даже) тиряне, которые, как известно, были
(однако) оставлены в пренебрежении? Ведь этим было увеличено
их бедствие, и осуждение их сделано более тяжким, потому что
услышали слово такие люди, которые не могли уверовать. На
это, кажется, должно ответить следующим образом. Бог,
Создатель всех умов, предвидел жалобы против Его промысла
преимущественно со стороны тех, которые говорят: как могли
мы уверовать, когда не видали того, что видели другие, и не
слыхали того, что было проповедовано другим? Мы совершенно
не виноваты: ведь, кому было возвещено слово и показаны
знамения, те нисколько не замедлили, но уверовали, пораженные
самою силою чудес. Желая обличить случаи таких жалоб и
показать, что причиною гибели для них служит не пренебрежение
со стороны Божественного промысла, но произволение
человеческого духа, Бог даровал благодать своих благодеяний

193
7-2959
также и недостойным и неверным, дабы поистине заградились
всякие уста и человеческий ум сознал бы, что не Бог оставляет
его, но только сам он не радеет о себе. А так как презревший
оказанные ему божественные благодеяния осуждается тяжелее,
чем тот, кто не удостоился получить их или услышать (о них),
то вместе с тем (ум человеческий) должен уразуметь и сознать
еще и следующее. Если Бог иногда медлит дать (возможность)

<< Предыдущая

стр. 31
(из 52 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>