<< Предыдущая

стр. 35
(из 52 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

нам Богом возможности находится в нашей власти, ибо
несомненно, что при всяком искушении мы имеем возможность
перенести его, если только надлежащим образом пользуемся
данною нам силой. Ведь не одно и то же иметь силу для победы
и побеждать, как и сам апостол дал понять это осторожнейшим
выражением, говоря, что даст Бог «облегчение, так чтобы вы
могли перенести», а не просто «перенести», ибо многие не
переносят, но в искушении побеждаются. Бог дает не то, чтобы
мы перенесли, иначе, очевидно, не было бы никакой борьбы, но
чтобы мы «могли» перенести. А мы со своей стороны, благодаря
способности свободной воли, пользуемся этой силой, данною
нам затем, чтобы мы могли побеждать, пользуемся или прилежно,
и тогда побеждаем, или лениво, и тогда терпим поражение. Но
если бы нам была дана полная возможность непременной
победы, так чтобы мы никоим образом не могли быть побеждены,
то в чем же тогда заключался бы смысл борьбы для того, кто не
может быть побежден? Или какая заслуга в победе, когда у
противника отнимается способность защиты и победы? Если же
всем нам одинаково дается возможность победы, в нашей же
власти заключается то, как нам воспользоваться этою
возможностью, т.е. или старательно, или лениво, то и вина
побежденного, и награда победителя будут справедливы. Таким

212
образом, из наших посильных рассуждений, думаю, стало ясно,
что есть некоторые грехи, совершаемые нами безо всякого
побуждения со стороны злых, и есть другие грехи, которые
влекут нас к какому-нибудь излишеству и неумеренности, при
возбуждении со стороны злых сил. Поэтому теперь следует
заняться вопросом о том, каким образом сами противные силы
производят в нас эти возбуждения?
4. Мы находим, что помыслы, исходящие из нашего сердца,
или воспоминание о каких-нибудь событиях, или представление
о каких-либо вещах и делах иногда происходят от нас самих,
иногда возбуждаются противными силами, иногда же внушаются
Богом или святыми ангелами. Но, может быть, это кажется
баснословным, если не будет подтверждено свидетельствами
божественного Писания. Итак, о происхождении помысла от
нас самих свидетельствует Давид* в Псалмах, говоря: «гнев
человеческий обратится во славу Тебе: остаток гнева Ты
укротишь» (Псал. 75.11). О том же, что помыслы обыкновенно
происходят и от противных сил, свидетельствует Соломон в
Екклезиасте следующим образом: «Если гнев начальника
вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего; потому что
кротость покрывает и большие проступки» (Еккл. 10.4). И
апостол Павел свидетельствует о том же, говоря: «ниспровергаем
замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания»
Христова (2 Кор. 10.4-5). О происхождении помыслов от Бога
свидетельствует Давид в Псалмах, говоря: «блажен человек,
которого сила в Тебе, и у которого в сердце стези направлены
к Тебе» (Псал. 83.6). И апостол говорит, что Бог вложил «в
сердце Титово» (2 Кор. 8.16). Нечто внушают человеческим
сердцам также и ангелы, добрые и злые. На это указывает ангел,
сопровождавший Товию, а также слово пророка, который
говорит: «и сказал мне ангел, говоривший со мною» (Захар.
1.14). То же самое указывает и книга Пастырь; здесь говорится,
что каждого из людей сопровождают по два ангела, и если в
нашем сердце появятся добрые мысли, то эти мысли, по словам
П а с т ы р я , в н у ш а ю т с я добрым ангелом, если же -
противоположные, то это - внушение злого ангела. То же
возвещает и Варнава в своем послании, когда говорит, что есть
два пути, один - путь света, другой - тьмы, которыми, говорит,
и управляют известные ангелы: путем света - ангелы Божьи,
путем же мрака - ангелы сатаны. Впрочем, от внушения нашему
сердцу добра или зла, с нами, нужно думать, не происходит
ничего иного, кроме одного только волнения и возбуждения,

213
призывающего нас или к добру, или ко злу. Но когда злая сила
начнет подстрекать нас ко злу, мы можем отвергнуть лукавые
внушения, воспротивиться злейшим советам и вовсе не совершить
ничего преступного. И с другой стороны, когда божественная
сила призовет нас к добру, мы тоже можем не последовать
(этому призванию). В том и другом случае у нас сохраняется
свобода воли. Выше мы говорили, что или Божественным
промыслом, или противными силами нам внушаются еще
некоторые воспоминания или о добрых, или о дурных предметах.
Так в книге Эсфирь рассказывается, что Артаксеркс не помнил
об услугах праведного Мардохея, но однажды ночью, утомленный
б е с с о н н и ц е й , получил от Бога мысль п р и п о м н и т ь
достопримечательные события, записанные в летописях;
осведомившись из этих летописей о заслугах Мардохея, он
приказал повесить врага его Амана, самому же (Мардохею) -
воздать великолепные почести, а всему народу святых даровал
спасение от опасности, уже грозившей ему. Противною же
силой дьявола, нужно думать, было внушено памяти священников
и книжников то, что они сказали, пришедши к Пилату: «Господин!
мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал,
после трехдней воскресну» (Матф. 27.63). Мысль Иуды предать
Господа Спасителя также произошла не от одной только злобы
его ума, ибо Писание засвидетельствовало, что «дьявол уже
вложил в его сердце (Иуды) предать Его» (Иоанн 13.2). Поэтому
и Соломон правильно научает, говоря: «больше всего хранимого
храни сердце твое» (Притч. 4.23). И апостол Павел говорит:
«Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному,
чтобы не отпасть» (Евр. 2.1). Он еще говорит: «не давайте места
дьяволу» (Ефес. 4.27), показывая этим, что известным действием
или некоторою беспечностью дается в душе место дьяволу, так
что он, однажды вошедши в душу, или овладевает нами, или,
будучи не в силах овладеть вполне, по крайней мере оскверняет
душу, бросая в нас свои огненные стрелы, которые иногда
глубоко ранят нас, иногда же только воспламеняют. Конечно,
редко и только некоторые немногие люди угашают эти огненные
стрелы его, так что не получают от них ран; именно угашает их
тот, кто покрыт надежнейшим и крепчайшим щитом веры. Что
же касается слов из послания к ефесянам: «наша брань не
против крови и плоти, но против начальств, против властей,
против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы
поднебесных» (Ефес. 6.12), то их нужно будет понимать так.
Апостол сказал: «наша брань», т.е. брань (ведется) у меня,

214
Павла, и у вас, ефесян, а также у всех тех, у кого нет брани с
плотью и кровью: у этих именно людей идет брань против
начальств и властей, против правителей тьмы мира сего, не так,
как было у коринфян, у которых шла еще борьба с плотью и
кровью, которых постигло еще только человеческое искушение.
5. Но не должно думать, что каждый отдельный человек
борется против всех этих противных сил: выдерживать борьбу
зараз со всеми ними, думаю я, невозможно ни для какого
человека, хотя бы он был святым; а если бы это случилось
каким-нибудь образом, чего, конечно, не может быть, то
невозможно, чтобы человеческая природа могла вынести это
без величайшего вреда для себя. Ведь если бы, например, какие-
нибудь пятьдесят воинов говорят, что им угрожает борьба
против других пятидесяти солдат, то это не должно понимать
так, что каждый их них будет сражаться против (всех) пятидесяти
(неприятелей); однако каждый из них правильно говорит, что им
предстоит сражение против пятидесяти (неприятелей), именно
- всем против всех. Точно так же нужно понимать слова
апостола (о том), что всем борцам и воинам Христовым должно
бороться против всех (сил), перечисленных им: всем.(нужно
бороться), но - или каждому в отдельности предстоит борьба
только против отдельных противных сил, или же, как доказано
было выше, помощником в этой борьбе будет (Сам) праведный
Бог. Я думаю, что человеческая природа имеет определенную
меру. И хотя о Павле сказано: «он есть Мой избранный сосуд»
(Деян. 9.15), хотя Петра не одолеют врата ада, хотя Моисей -
друг Божий, но никто из них не мог бы выдержать зараз все
множество противных сил без своей погибели, если бы в нем не
действовала сила Того, Кто один только сказал: «мужайтесь, Я
победил мир» (Иоанн 16.33). В надежде на Него апостол Павел
с уверенностью говорил: «Все могу в укрепляющем меня
Христе» (Филип. 4.13). И еще «я более их всех потрудился, не
я, впрочем, а благодать Божья, которая со мною» (1 Кор. 15.10).
В сознании этой, конечно, нечеловеческой силы, действовавшей
и говорившей в нем, Павел говорил: «я уверен, что ни смерть,
ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни
будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может
отлучить нас от любви Божьей во Христе Иисусе, Господе
нашем» (Римл. 8.38-39). Ведь одна человеческая природа сама
по себе, я думаю, не может вести борьбу против ангелов, против
высоты и глубины и прочей твари. Но когда она почувствует,
что в ней присутствует и обитает Бог, тогда, в надежде на


21S
божественную помощь, она скажет: «Господь - свет мой и
спасение мое: кого мне бояться? Господь - крепость жизни моей:
кого мне страшиться? Если будут наступать на меня злодеи,
противники и враги мои, чтобы пожрать плоть мою, то они сами
преткнутся и падут. Если ополчится против меня полк, не
убоится сердце мое; если восстанет на меня война, и тогда буду
надеяться» (Псал. 23.1 -3). Поэтому я думаю, что человек, может
быть, никогда не может победить противную силу сам по себе,
не пользуясь божественной помощью. Потому и говорится, что
ангел боролся с Иаковом (Быт. 32.24). Мы понимаем это так,
что борьба ангела с Иаковом - не то же, что борьба против
Иакова. Но тот, кто послужил Иакову причиной спасения, кто,
узнав его преуспеяние, дал ему даже имя Израиля, этот борется
с ним, т.е. вместе с ним находится в состязании и помогает ему
в борьбе; причем тот, против кого он сражался, против кого у
него велась борьба, был, без сомнения, (кто-то) иной. Также и
Павел не сказал, что у нас - брань с началами и со властями,
но к началам и ко властям (против начальств, против властей).
Значит, если Иаков боролся, то, без сомнения, боролся против
какой-нибудь из тех сил, которые, по учению Павла, враждуют
и воздвигают брани против человеческого рода, преимущественно
против святых. Поэтому Писание и говорит о нем, что он
«боролся с ангелом и укрепился к Богу» (Быт. 32.24,28. стар,
ред.). Это значит, что борьба была выдержана при помощи
ангела, награда же за совершенство возводит победителя к
Богу.
6. Не должно думать, что подвиги этого рода совершаются
телесной силой и упражнениями в состязательном искусстве:
нет, (в этой борьбе) дух сражается против духа, как указывает
Павел, говоря, что у нас брань - против начальств и властей и
правителей тьмы мира сего. Самый же способ борьбы нужно
понимать так. Когда против нас воздвигаются убытки, опасности,
поношения клеветы, то противные силы делают это не для того,
чтобы подвергнуть нас только этим бедствиям, но для того,
чтобы посредством их привести нас или к великому гневу, или
к чрезмерной печали, или к крайнему отчаянию, или же, что,
конечно, важнее, заставить нас, утомленных и побежденных
тоскою, жаловаться на Бога, как будто Он небеспристрастно и
несправедливо управляет человеческой жизнью; противные
силы стремятся к тому, чтобы под влиянием всех этих искушений
мы или ослабели в вере, или отпали от надежды, или принуждены
были отступить от истины догматов и согласились думать что-

216
нибудь нечестивое о Боге. Нечто подобное написано об Иове,
(именно) когда (рассказывается, что) дьявол просил у Бога,
чтобы ему была дана 'власть над имуществом Иова. Это
повествование научает нас тому, что если нас поражают иногда
подобные потери имения, то мы подвергаемся не каким-нибудь
случайным нападениям; равным образом не случайно кто-
нибудь из нас уводится в плен, не случайно происходят
разрушения домов, в которых погребаются наши близкие. При
всех таких происшествиях каждый верующий должен говорить:
«ты не имел бы надо Мной никакой власти, если бы не было дано
тебе свыше» (Иоанн 19.11). Смотри: ведь дом Иова не упал бы
на сыновей его, если бы дьявол предварительно не получил
власти над ними, и всадники бы не напали тремя отрядами,
чтобы похитить верблюдов его или волов и прочих животных,
если бы их не побудил тот дух, которому они подчинили свою
волю, сделавшись, таким образом, слугами его. Так же и тот, кто
казался огнем, или то, что было принято за молнию, конечно,
не упало бы на овец Иова, если бы дьявол прежде не сказал Богу:
«Не ты ли кругом оградил его, и дом его, и все, что у него? Но
простри руку Твою и коснись всего, что у него, благословит ли
он Тебя?» (Иов. 1.10-11).
7. Все это показывает, что все, происходящее в этом мире
и признаваемое безразличным, будет ли оно печальным или еще
каким-нибудь, происходит хотя не от Бога, но, однако, и не без
Бога, так как Бог не только не запрещает злым и противным
силам, желающим совершать это, но и позволяет им делать это,
только - в определенные времена и с известными лицами. Так,
в той же книге Иова говорится, что именно в известное время
было решено унизить Иова пред другими людьми и дом его
отдать на расхищение грешникам. Поэтому божественное
Писание учит нас - все, случающееся с нами, принимать, как
дело Божье, зная, что без Бога ничего не бывает. А что это так,
т.е. что без Бога ничего не бывает, как можем мы сомневаться
в этом, когда Господь и Спаситель возвещает и говорит: не два
ли воробья продаются за ассарий? И ни один «из них не упадет
на землю без воли Отца вашего», Который на небесах (Матф.
10.29). Необходимость заставила нас уклониться больше, чем
можно, от борьбы, которую противные силы ведут против
людей: именно мы рассуждали еще о бедствиях, какие случаются
с родом человеческим, т.е. об искушениях этой жизни, как
говорит Иов: «не искушение ли все житие человеку на земле?»
(Иов. 7.1. стар, ред.), рассуждали затем, чтобы яснее раскрыть,

217
как происходят эти искушения и как нужно благочестиво
мыслить о них. Теперь посмотрим, каким образом люди
уклоняются еще в грех ложного знания или с какой целью
противные силы обыкновенно борются против нас еще и
посредством этого ложного знания?


Глава третья

О Т Р О Я К О Й МУДРОСТИ

1. Святой апостол, желая научить нас чему-то великому и
таинственному относительно знания и премудрости, говорит в
первом послании к коринфянам: «Мудрость же мы проповедуем
между совершенными, но мудрость не века сего и не властей
века сего преходящих. Но проповедуем Премудрость Божью,
тайную, сокровенную, которую предназначал Бог прежде веков
к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал;
ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы» (1 Кор.
2.6-8). В этом месте, желая указать различия премудростей,
апостол пишет, что есть какая-то премудрость мира сего и есть
некоторая премудрость князей мира сего, а от той и другой
отлична Премудрость Божья. Но когда апостол говорит:
«премудрость властей века сего», то, я думаю, он говорит не о
какой-нибудь общей премудрости всех князей мира сего, но, мне

<< Предыдущая

стр. 35
(из 52 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>