<< Предыдущая

стр. 41
(из 52 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

всех (людей). Притом же Он предсказал и подтвердил это
своими божественными откровениями, как это ясно из следующих
Его слов: «И поведут вас к правителям и царям за Меня для
свидетельства передними и язычниками». Иеще:« И проповедано
будет сие Евангелие Царства по всей вселенной во свидетельство
всем народам». И еще: «Многие скажут Мне в тот день:
«Господи, Господи», не от Твоего ли имени мы пророчествовали
и не Твоим ли Именем бесов изгоняли и не Твоим ли именем
многие, многие чудеса творили?» И скажу им: «Я никогда не
знал вас, отойдите от Меня, делающие беззаконие». Если бы это
так было сказано Им, то предсказание Его не исполнилось бы,
то, может быть, слова Его показались бы не истинными и не
имеющими никакого авторитета. Но теперь, когда предсказание
Его, высказанное с такою властью и авторитетом, осуществляется
наделе, с полною ясностью обнаруживается, что, действительно,
вочеловечившийся предал людям спасительные заповеди.
3. (Ф) Что нужно сказать также и относительно пророчества
о Христе, что не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от
чресл его, доколе не придет Примиритель, и Ему покорность
народов? (Быт. 49.10.) Ведь из истории и из того, что делается
теперь, ясно видно, что от времен Иисуса у иудеев нет царей,
и все иудейские отличия, которыми гордились (иудеи),
уничтожены, - я разумею храм, жертвенник, установленное
богослужение, одежды первосвященника. Таким образом,
исполнились слова пророчества: «Ибо долгое время сыны
Израилевы будут оставаться без царя, и без князя, и без
жертвы, и без жертвенника, без ефода и терафима» (Осии 3.4).
Этими словами мы пользуемся против тех, которые, встречая
затруднения в словах Иакова к Иуде в Бытии, говорят, что князь
из колена Иудина иногда еще управляет народом, и что вожди
от семени Иуды не оскудеют до пришествия Христа, какое они
себе воображают. В самом деле, если «долгое время сыны
Израилевы будут оставаться без царя, и без князя, и без
жертвы, и без жертвенника, без ефода и терафима», то ясно, что
с тех пор, как был разрушен храм и не стало ни жертвы, ни
жертвенника, ни жречества, князь от Иуды и вождь от чресл его
оскудел. Но так как пророчество говорит, что «Не отойдет

250
скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не придет
Примиритель, и Ему покорность народов», то, очевидно, уже
пришел Тот, Кому определено, Кто составляет чаяние народов.
И это ясно из множества народов, уверовавших в Бога через
Христа.
(Р) Что затем нужно сказать относительно пророческого
предсказания о Христе, что не прекратятся князья от Иуды и
вожди от чресл его, доколе не придет Тот, кому определено, -
т.е. определено царство, - и доколе не придет чаяние народов?
Ведь из самой истории, из того, что мы видим теперь, весьма
ясно открывается, что со времен Христа у иудеев уже не
существует более царей. Но вместе с тем уничтожены и все
предметы иудейской гордости, которыми иудеи больше всего
хвалились и которыми тщеславились, каковы - красота храма,
отличия жертвенника, все головные священнические уборы и
первосвященнические одежды. Таким образом, исполнились
слова пророчества: «Ибо долгое время сыны израилевы будут
оставаться без царя, и без князя, и без жертвы, и без
жертвенника, без ефода и терафима». Этими свидетельствами
мы пользуемся против тех, которые, по-видимому, соглашаются
относительно слов Иакова в Бытии, что они сказаны об Иуде,
но говорят, что князь от Иуды еще пребывает, - именно тот,
который служит начальником их народа и которого они называют
патриархом, и что не может быть недостатка в потомках его до
пришествия того Христа, какого они сами себе рисуют в
воображении. Но если верно слово пророка о том, что «Ибо
долгое время сыны израилевы будут оставаться без царя, и без
князя, и без жертвы, и без жертвенника, без ефода и терафима»,
- то, конечно, вполне несомненно, что с тех пор, как разрушен
храм, с тех пор, как не приносятся жертвы, не существует
жертвенник и нет священства, князь от Иуды, как написано,
оскудел, оскудел и «законодатель от чресл его, доколе не придет
Примиритель, и Ему покорность народов». Итак, ясно, что Тот,
Кому определено и в Ком чаяние народов, уже пришел.
Исполнение этого ясно видно из множества людей, которые из
разных народов уверовали в Бога через Христа.
4. (Ф) В песни Второзакония пророчески указывается
будущее избрание глупых народов за грехи прежнего народа,
которое и совершилось не через кого-нибудь иного, но именно
через Христа. «Они, - говорит, - раздражили Меня не Богом,
суетными своими'огорчили Меня: и Я раздражу их не народом,
народом бессмысленным огорчу их» (Второз. 32.21). Можно

261
весьма ясно понять, каким образом евреи, по слову Писания,
раздражавшие Бога не Богом, но прогневившие Его идолами
своими, были возбуждены к зависти не народом, - народом
неразумным: этот народ Бог избрал через пришествие Христа
и через учеников Его. Действительно, мы видим «братия, кто
призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много
сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира,
чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы
посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего
не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее» (1 Кор.
1.26-28). И пусть не хвалится пред Богом Израиль по плоти,
называемый у апостола плотью.
(Р) В песни Второзакония пророчески указывается, что за
грехи прежнего народа будет избран народ неразумный, и,
конечно, это - не иное избрание, как то, которое совершилось
через Христа. Пророчество говорит так: «Они раздражили
Меня не Богом, суетными своими огорчили Меня: и Я раздражу
их не народом, народом бессмысленным огорчу их». Довольно
ясно можно понять, каким образом евреи, по слову пророка,
раздражившие Бога не богами, но прогневившие Его идолами
своими, сами были возбуждены к зависти неразумным народом,
который Бог избрал через пришествие Иисуса Христа и через
учеников Его. Ибо апостол говорит так: «посмотрите, братия,
кто вы призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много
сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира,
чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы
посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего
не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее». Итак,
пусть не хвалится плотской Израиль, ибо апостол взывает: «Да
не похвалится всякая плоть пред Богом».
5. (Ф) А что должно сказать относительно пророчества
Христа в Псалмах, между которыми одна песнь надписана: «О
Возлюбленном»? «Язык» Его (Возлюбленного), - говорится в
этой песни, - трость скорописца: прекраснее сынов человеческих,
благодать излилась из уст Его» (Псал. 44.2-3). Доказательством
же благодати, излившейся в устах Его (Иисуса Христа), служит
то, что учение Его и богопочтение, установленное Им, наполнили
всю вселенную, хотя время Его учительства было
непродолжительно, так как Он учил какой-нибудь год с
несколькими месяцами. Явились «во дни Его» (Иисуса Христа)
праведники и обилие мира, который пребудет до совершения,
названного (в псалмах) отнятием луны, и Он «будет обладать

262
от моря до моря и от рек до конца вселенной» (Псал. 71.7-8).
Дано и знамение дому Давидову: ибо Дева во чреве приняла и
родила Сына, и имя Ему - Эммануил, что значит: «С нами Бог»
(Исайи 7.14). Исполнились слова того же пророка: «С нами Бог;
разумейте, народы, и покоряйтесь, могучие, покоряйтесь»
(Исайи 8.9), - ибо покорены и побеждены мы, плененные из
(разных) народов благодатью слова Его. В книге пророка Михея
предсказано также и место рождения Его: «И ты, говорит,
Вифлеем, земля Иуды, - не самая малая между предводителями
Иуды, ибо из тебя произойдет Вождь, Который будет пасти
народ Мой, Израиля» (Мих. 5.2-4). Исполнились и семьдесят
седьмин до Христа-Вождя, по Даниилу (Дан. гл.9). Пришел Тот,
Кто, по Иову, победил великого кита и дал власть истинным
Своим ученикам наступать на змей и скорпионов, и на всякую
силу вражью, не терпя от них никакого вреда. Пусть кто-нибудь
обратит внимание также и на путешествия повсюду апостолов,
посланных Иисусом для проповеди Евангелия, - и он увидит (в
этой проповеди) и мужество вышечеловеческое, и волю Божью.
Если же мы рассмотрим то, каким образом люди, слушая новые
учения и чуждую речь, присоединялиськ этим мужам (апостолам),
побежденные, в своем желании повредить им, какою-то
божественною силой, охранявшею их, то мы не будем
сомневаться, правда ли они творили чудеса, так как Бог
подтверждал слова их знамениями и чудесами, и различными
силами.
(Р) А что должно сказать относительно пророчеств о Христе
в Псалмах, особенно в том, который надписывается: «Песнь о
Возлюбленном»? Здесь говорится, что «Язык» Его - «трость
скорописца: прекраснее сынов человеческих, благодать излилась
из уст» Его. Доказательством же благодати, излившейся в устах
Его, служит то, что вся вселенная наполнилась Его учением и
благочестивою верою, хотя Он провел (в учительстве) недолгое
время, ибо Он учил год с несколькими месяцами. Явились «во
дни Его» (Иисуса Христа) праведники и обилие мира, которое
пребудет до совершения, названного (в псалмах) отнятием
луны, и Он «будет обладать от моря до моря и от рек до конца
вселенной». Дано и знамение дому Давидову, ибо Дева зачала
во чреве и родила Эммануила, что значит: «С нами Бог».
«Разумейте, народы, и покоряйтесь»: и, действительно, покорены
и побеждены мы, принадлежащие к (разным) народам,
составляющие как бы некоторую добычу Его победы, и
склонившие шеи свои благодати Его. Предсказано также место

263
рождения Его, в словах пророка Михея: «И ты, Вифлеем, земля
Иуды, не мала между предводителями Иуды, ибо из тебя
произойдет Вождь, чтобы царствовать над народом Моим,
Израилем». Исполнились и седьмины лет до Христа-Вождя,
предсказанные пророком Даниилом. Точно так же - пришел Тот,
Кто, по словам книги Иова, должен был истребить великого
зверя: Он и дал ближайшим ученикам Своим власть наступать
на змей и скорпионов, и на всякую силу вражью, не терпя
никакого вреда от них. Если же кто обратит внимание на
путешествия апостолов Христовых по разным местам, где они,
посланные Христом, проповедовали Евангелие, то найдет, что
и дело, к которому они осмелились приступить, выше сил
человеческих, и то, что они могли выполнить, дано от Бога. Если
же мы рассмотрим то, каким образом люди, слыша от них
проповеди нового учения, могли принимать их, а часто даже,
желая погубить их, были укрощаемы какою-то божественною
силою, помогавшею им, то найдем, что в этом деле ничего не
было совершено человеческими силами, но все - божественною
силою и промыслом, так как очевидные и несомненные знамения
и силы свидетельствовали в пользу их слова и учения.
6. (Ф) Доказывая кратко божество Иисуса и приводя
пророческие слова о Нем, мы, вместе с тем, доказываем, что
Писания, пророчествовавшие о Нем, боговдохновенны, что
божественны книги, возвещающие Его пришествие и учение, -
книги, изложенные с полною силою и властью и потому
покорившие лучших людей из (разных) народов. Но нужно
сказать, что боговдохновенность пророческих слов и духовный
смысл Моисеева закона сделались ясными (только) с
пришествием Христа. До пришествия Христа не было полной
возможности представить ясные доказательства боговдохно-
венности ветхозаветных Писаний. Пришествие же Христово
тем, которые могли предполагать, что закон и пророки не
божественны, представило очевидное доказательство того, что
они написаны силою небесной благодати. Впрочем, кто прилежно
и внимательно читает пророческие слова, тот, при самом чтении
своем, почувствует след божественного вдохновения и
посредством этого своего опыта убедится, что Писания,
признаваемые словами Бога, (действительно) - не человеческие.
Таким образом, свет, принадлежащий закону Моисееву, (но)
закрытый (в нем) покрывалом, воссиял с пришествием Христа,
когда покрывало было снято и постепенно обнаружились те
блага, тень которых содержала буква.

254
(Р) Доказавши кратко это, т.е. божество Иисуса Христа и
исполнение всех пророчеств о Нем, мы, как я думаю, вместе с
тем доказали и то, что самые Писания, которые пророчествовали
о Нем и предсказали Его пришествие, и могущество Его учения,
и принятие (в церковь) всех народов, что эти Писания -
боговдохновенны. К этому нужно прибавить, что божественность
и боговдохновенность пророческого прорицания и Моисеева
закона стали особенно ясны и несомненны со времени пришествия
Христа в этот мир. Конечно, пророчества были истинны и
боговдохновенны и прежде исполнения того, что было
предсказано ими, однако доказать их истинность было нельзя,
потому что они еще не подтвердились исполнением. Пришествие
же Христово показало, что слова пророчеств истинны и
боговдохновенны, тогда как раньше считалось сомнительным,
исполнится ли предсказанное. Впрочем, если кто со всем
усердием и должным благословением будет исследовать
пророческие слова, то, при самом чтении и тщательном
исследовании, он, наверное, испытает в своем уме и чувстве
действие некоторого божественного веяния и, таким образом,
узнает, что читаемые им слова произошли не от людей, но суть
слова Божьи, и в себе самом почувствует, что (священные)
книги написаны не с человеческим искусством и не смертным
языком, но, так сказать, божественным слогом. Итак, свет
Христова пришествия, освещающий закон Моисеев сиянием
истины, снял лежащее на законе покрывало буквы и для всех
верующих во Христа открыл все блага, прежде закрытые
покровом слова.
7. (Ф) Было бы долго собирать теперь древнейшие пророчества
о каждом будущем событии, чтобы сомневающийся, будучи
поражен их боговдохновенностью, оставил всякое сомнение и
нерешительность и всею душою предался словам Божьим. Если
же неопытным кажется, что в разных местах Писания
встречаются мысли, не превышающие человеческого разума, то
это нисколько не удивительно. Между делами промысла,
обнимающего весь мир, некоторые (дела) очень ясно
представляются, как именно дела промысла, другие же так
скрыты, что, по-видимому, дают место недоверию, действительно
ли всем управляет Бог с неизреченным искусством и силою.
Так, созидательная мысль Промыслителя не столь ясна в
предметах земных, как в солнце, и луне, и звездах, не так ясна
в человеческих происшествиях, как в душах и телах животных,
- особенно для тех, кто старается отыскать, зачем и ради чего

256
у животных (существуют) именно такие стремления, желания,
природа, зачем (именно такое) устройство тел. Но как промысел
для тех (лиц), которые однажды признали его надлежащим
образом, не уменьшается вследствие неизвестного, так и
божественность Писания, простирающаяся на все Писание,
ничего не теряет от того, что наша немощь не может найти в
каждом изречении скрытый свет догматов, заключенный в
ничтожном и презренном слове. «Сокровище мы носим в
глиняных сосудах» (2 Кор. 4.7), чтобы воссияло величие силы
Божьей и не показалось бы, что (это сокровище) принадлежит
нам, людям. Ведь если бы Библия побеждала людей обычными

<< Предыдущая

стр. 41
(из 52 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>