<< Предыдущая

стр. 43
(из 52 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

научения, то отсюда и происходит то, что они никогда не
начинают знать. Если же нет недостатка ни в прилежании, ни
в учителе, если человек исследует Писание, как божественное,
т.е. набожно и благочестиво, и при этом больше веет надеется
на помощь откровения Божьего, - так как все это, конечно,
весьма трудно и таинственно для человеческого ума, - если кто
так ищет, тот, может быть, найдет, наконец, то, что можно
найти.
10. (Ф) А что нужно сказать о пророчествах, которые, как
все мы знаем, наполнены загадочными и темными выражениями?
Если мы обратимся к Евангелиям, то и точное разумение этих
(книг), как разумение Христово, возможно только при помощи
благодати, какая дана была сказавшему: «Мы имеем ум Христов,
дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от
человеческой мудрости изученными словами, но изученными от
Духа Святого» (1 Кор. 2.16.12-13). Читая же откровение
Иоанна, кто не будет поражен сокровенностью неизреченных
тайн, представляющихся тому, кто не понимает написанного?
Точно так же какому человеку, умеющему исследовать мысли,
покажутся ясными и легко понимаемыми послания апостолов,
когда и здесь - бесчисленное множество мест, представляющих,
как бы через окно, немалый материал для величайших и
многочисленнейших размышлений? Посему, если это так и если
множество людей заблуждаются, то небезопасно кому-нибудь
объявить, что, при чтении (Писания), он будто бы легко
понимает то, для чего нужен ключ разумения, находящийся, по
слову Спасителя, у законников. Между прочим, некоторые
утверждают, что до пришествия Христова люди не владели

262
истиной; пусть же они объяснят, каким образом Господь наш
Иисус Христос говорит, что ключ разумения находится именно
у тех, которые, по их словам, не имеют книг, содержащих
неизреченные и совершенные тацны знания? Ибо изречение
гласит так: «Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения,
сами не вошли и входящим воспрепятствовали» (Лука 11.52).
(Р) Но не должно думать, что эта трудность присуща только
пророческим речам, • так как всем известно, что пророческая
речь усеяна образами и загадками: не то же ли самое мы находим
и в Евангелиях? Разве в них не скрывается внутренний смысл,
как смысл божественный, который открывается только при
посредстве той благодати, какую получил сказавший: «Мы
имеем ум Христов, дабы знать дарованное нам от Бога, что и
возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами,
но изученными от Духа Святого». Читая же Откровение
Иоанново, кто не будет поражен столь великою сокровенностью
неизреченных тайн, содержащихся в этой книге? Даже люди,
которые не могут понять, что именно скрывается в этих
откровениях, ясно, однако, понимают, что здесь что-то скрывается.
А послания апостольские, - которые некоторым, впрочем,
кажутся более ясными, - разве не наполнены столь глубокими
мыслями, что для тех, которые могут понимать мысль
божественной Премудрости, через эти послания, как бы через
какое-то небольшое отверстие, вливается, как им кажется,
сияние сильнейшего света? Посему, если все это так, и если
многие в этой жизни заблуждаются, то,' я думаю, небезопасно
легкомысленно сказать, что кто-нибудь знает или понимает то,
для открытия чего нужен ключ разумения, - тот ключ, который,
по слову Спасителя, находится у законников. Между прочим,
некоторые говорят, что до пришествия Спасителя у людей,
живших под законом, не было истины, теперь, хотя и не совсем
кстати, я считаю нужным спросить у них, каким образом
Господь наш Иисус Христос говорит, что ключи разумения
находятся у людей, имеющих в руках книги пророков и закона?
Ведь Он сказал так: «Горе вам, законникам, что вы взяли ключ
разумения, сами не вошли и входящим воспрепятствовали».
11. (Ф) Итак, способ чтения Писаний и отыскания смысла
их, предлагаемый нами, основывается на самих изречениях
(Писания) и состоит в следующем. У Соломона в Притчах мы
находим такое предписание относительно божественных
догматов, записанных (в священных книгах): «Не писал ли я
тебе трижды в советах и наставлении, чтобы научить тебя

263
точным словам истины, дабы ты мог передавать слова истины
посылающим тебя?» (Притч. 22.21). Следовательно, мысли
священных книг должно записывать в своей душе трояким
образом: простой верующий должен назидаться как бы плотью
Писания (так мы называем наиболее доступный смысл); сколько-
нибудь совершенный (должен назидаться) как бы душою его; а
еще более совершенный и подобный тем, о которых говорит
апостол: «Мудрость же мы проповедуем среди совершенными,
но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих. Но
проповедуем Премудрость Божью, тайную, сокровенную, которую
предназначал Бог прежде веков к славе нашей, которой никто
из властей века сего не познал» (1 Кор. 2.6-7), - такой человек
должен назидаться духовным законом, содержащим в себе тень
будущих благ. Ибо как человек состоит из тела, души и духа,
точно так же и Писание, данное Богом для спасения людей,
состоит из тела, души и духа. Сообразно с этим мы толкуем и
повествование книги «Пастырь», пренебрегаемой некоторыми.
Здесь есть рассказ о том, что Эрм получил приказание написать
две книги и потом возвестить пресвитерам церковным то, чему
он научился от Духа. Вот самое изречение: «Напиши две книги
и дай одну Клименту и одну Грапте; Грапта наставит вдов и
сирот, Климент пошлет (книгу) во внешние города, ты же
возвестишь пресвитерам церковным». Грапта, наставляющая
вдов и сирот, есть голая буква, научающая людей, которые еще
остаются детьми по душе и еще не могут признать Бога своим
Отцом, а потому и называются сиротами; буква же научает и
тех женщин (т.е. те души), которые уже не живут с незаконным
мужем, но вдовствуют, еще не сделавшись достойными жениха.
Климент, уже оставивший букву, по словам Пастыря, посылает
книгу во внешние города: под этими городами мы разумеем
души, пребывающие вне телесных и земных помышлений. Сам
же ученик Духа получает приказание возвестить пресвитерам
всей церкви Божьей, поседевшим в мудрости, - возвестить уже
не через письмена, но живыми словами.
(Р) Но как мы начали говорить, правильным путем к
пониманию Писаний и к отысканию смысла их нам представляется
тот путь, который указывает нам самое Писание, научающее,
как именно нужно мыслить о нем. У Соломона в Притчах мы
находим такое предписание о благоговейном отношении к
Священному Писанию: «Не писал ли я тебе трижды в советах
и наставлении, чтобы научить тебя точным словам истины, дабы
ты мог передавать слова истины посылающим тебя?» Итак,

284
мысль божественных Писаний каждый должен записывать в
своей душе трояким образом: простые люди должны назидаться
самим, так сказать, телом Писания (так мы называем обычный
и исторический смысл); кто начал несколько преуспевать и
может созерцать нечто большее, тот должен назидаться душою
Писания; совершенные же и подобные тем, о которых говорит
апостол: «Мудрость же мы проповедуем среди совершенными,
но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих. Но
проповедуем Премудрость Божью, тайную, сокровенную, которую
предназначал Бог прежде веков к славе нашей, которой никто
из властей века сего не познал», - такие должны назидаться как
бы духом, духовным законом, содержащим в себе тень будущих
благ. Таким образом, как человек, говорят, состоит из тела,
души и духа, так и Священное Писание, данное божественною
щедростью для спасения людей, тоже состоит из тела, души и
духа. Это, как мы видим, указывается и в книге «Пастырь»,
некоторыми, по-видимому, пренебрегаемои. Здесь Эрм получает
приказание написать две книги и потом возвестить пресвитерам
церковным то, чему он научился от Духа. Это приказание
выражено словами: «И напиши, говорит, две книги, и дай одну
Клименту и одну Грапте; Грапта пусть увещевает вдов и сирот,
Климент же пусть пошлет по всем внешним городам; а ты
возвестишь пресвитерам церковным». Грапта, получающая
приказание увещевать сирот и вдов, есть простой смысл самой
буквы, которым назидаются детские души, еще не удостоившиеся
иметь Бога (своим) отцом, а потому и называемые сиротами.
Вдовы же - это те души, которые оставили незаконного мужа,
с каким они были соединены противозаконно, но остаются
вдовами, потому что еще не усовершились до соединения с
небесным Женихом. Далее, Климент получает приказание
послать сказанное (ему) во внешние города, т.е. тем, кои уже
отступили от буквы, или, иначе сказать, тем душам, которые,
будучи научены этими словами, уже оставили телесную заботу
и плотские желания. Сам же Эрм, научившийся от Святого
Духа, получает приказание возвестить пресвитерам церковным,
т.е. людям, имеющим зрелое чувство благоразумия, способное
к духовному учению, - возвестить уже не через письмена, не
через книгу, но живым голосом.
12. (Ф) Но так как есть некоторые Писания, вовсе не
имеющие телесного смысла, как мы покажем это впоследствии,
то в некоторых местах Писания должно искать только душу и
дух. И, может быть, именно поэтому водоносы, поставленные

265
ради очищения иудейского, как читаем в Евангелии от Иоанна,
вмещают по две или по три меры (Иоанн 2.6), Этот рассказ
прикровенно указывает на тех, кого апостол называет «иудеями
в тайне» (Римл. 2.20); именно он показывает, что эти иудеи
очищаются словом Писаний, которые по местам заключают в
себе две меры, т.е. так сказать, душевный и духовный смысл,
по местам же три меры, так как некоторые места, кроме
вышеуказанных, имеют еще телесный смысл, который тоже
может назидать. А шесть водоносов означают, вероятно,
очищающихся в мире, который произошел в шесть дней (это
число - совершенное). Что первый (телесный) смысл сам по себе
может быть полезным, об этом свидетельствует множество
людей, уверовавших истинно, но просто. Примером же
толкования, возводимого как бы к душе Писания, служит
следующее место у апостола Павла в первом послании к
коринфянам: «Писано, - говорит он, - не заграждай рта у вола
молотящего» (1 Кор. 9.9). Потом, объясняя этот закон, он
прибавляет: «О волах ли печется Бог? Или для нас говорится?
Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с
надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить
ожидаемое» (1 Кор. 9.10). Такой же характер имеют и весьма
многие (другие) общеизвестные изречения, приспособленные к
толпе и назидающие людей, которые не могут слушать высшего
(учения).
(Р) Не нужно забывать, что в Писании есть места, в
которых, как мы покажем это впоследствии, не всегда сказывается
то, что мы назвали телом, т.е. не бывает последовательности
исторического смысла, - есть такие места, где должно разуметь
только вышеупомянутую душу и дух. Это, я думаю, указывается
и в Евангелиях, когда там говорится о шести водоносах,
поставленных ради очищения иудейского и заключавших в себе
по две или по три меры; как я сказал, евангельский рассказ, по-
видимому, указывает этим на тех, кого апостол называет
«иудеями в тайне»; именно он показывает, что эти иудеи
очищаются словом Писания, принимая иногда две меры, т.е. по
вышесказанному, воспринимая смысл душевный и духовный,
иногда же - три, когда (известный) отдел Писания может быть
назидательным еще и по смыслу телесному, или историческому.
А шесть водоносов означают тех, которые очищаются, находясь
в этом мире, - потому что, как мы читаем, этот мир и все, что
в нем, совершены в шесть дней (это число - совершенное). Какая
великая польза в этом первом смысле, названном нами
историческим, об этом свидетельствует все множество тех
верующих, которые веруют и с достаточною твердостью и в
простоте; при том, что ясно открыто для всех, то и не нуждается
в многочисленных доказательствах. Что же касается того
смысла, который мы назвали выше как бы душою Писания, то
многочисленные примеры его представил апостол Павел, -
например, в первом послании к коринфянам. Там написано: «не
заграждай рта у вола молотящего». Потом, объясняя, как
должно понимать это предписание, апостол прибавляет, говоря:
«О волах ли печется Бог? Или для нас говорится? Так, для нас
это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто
молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое». И
другие весьма многие изречения такого же рода, взятые из
закона и истолкования таким способом, доставляют великое
назидание служителям.
13. (Ф) Духовное толкование доступно тому, кто может
показать: образу и тени каких небесных вещей служили иудеи
по плоти, и тень каких будущих благ имеет закон. И вообще, по
апостольскому повелению, во всем нужно искать мудрость, в
тайне сокровенную, «которую предназначал Бог прежде веков
к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал»
(1 Кор. 2.7-8). В другом месте тот же апостол, приведши
некоторые изречения из Исхода и Чисел, говорит, что, «все это
происходило с ними, как образы, а описано» ради нас, «достигших
последних веков» (1 Кор. 10.11), - и (потом) он дает указания
на то, образами чего именно служили эти события; он говорит:
«Пили из духовного последующего камня, камень же был
Христос» (1 Кор. 10.4). В другом послании, излагая повеления
относительно скинии, апостол приводит слова: «Сделай все по
образу, показанному тебе на горе» (Евр. 8.5, Исх. 25.40). В
послании же к галатам апостол как бы порицает тех, которые
считают нужным читать закон, но не понимают его, и заявляет,
что не понимают закона именно те, которые думают, что в
написанном нет иносказаний. «Скажите мне,» - говорит он, -
«желающие быть под законом, разве вы не слушаете закона?
Ибо написано, Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а
другого от свободной. Но который от рабы, тот рожден по плоти,
а который от свободной, тот по обетованию. В этом есть
иносказание. Это два завета» (Галат. 4.21 -24) и так далее. В этом
изречении нужно обратить внимание на каждое отдельное
выражение апостола. Он говорит: «желающие быть под законом»,
- и не «под законом сущие», и: «разве вы не слушаете закона?»

2в7
Эти выражения показывают, что слушание (закона) заключается
в разумении и познании. В послании к холоссянам, кратко
выражая смысл всего закона, он говорит: «никто да не осуждает
вас за пищу или питье, или за какой-нибудь праздник или
новомесячье или субботу: это есть тень будущего» (Колос.
2.16-17). Еще в послании к евреям, рассуждая об обрезанных,
он пишет: «которые служат образу и тени небесного» (Евр. 8.5).
Но, может быть, лица, однажды признавшие апостола мужем
божественным, на основании этих его свидетельств уже не
будут сомневаться относительно пяти книг, носящих имя
Моисея. Хотите ли вы удостовериться, что и прочие исторические
события служили прообразами? Нужно обратить внимание на
следующее место из послания к римлянам: «соблюл Себе семь
тысяч человек, которые не преклонили колена пред Ваалом»
(Римл. 11.4). Эти слова, находящиеся в третьей книге Царств,
Павел применил к израильтянам по избранию, - в том смысле,
что от пришествия Христова получили пользу не только
язычники, но и некоторые из народа Божьего.
(Р) Духовное толкование получается тогда, когда кто-
нибудь может показать образам и тени каких небесных вещей
служат иудеи по плоти, и тень каких будущих благ содержит
закон, - а также может объяснить значение и других предметов,

<< Предыдущая

стр. 43
(из 52 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>