<< Предыдущая

стр. 47
(из 52 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

понятным все то, что говорится в Бытии о разных истинных
родах душ и как бы о племенах, находящихся то близко, то
далеко от Израиля, тогда станет понятно и удаление семидесяти
душ в Египет, чтобы сделаться там многочисленными, как
звезды небесные, но так как не все они служат светом мира, -
«ибо не все те израильтяне, которые от Израиля» (Римл. 9.6),
- то некоторые из семидесяти делаются как неисчислимый песок
на берегу моря.

286
(Р) Отходящие из этого мира через обыкновенную смерть
распределяются соответственно своим делам и заслугам и по
достоинству назначаются - одни в место, называемое преисподней,
другие на лоно авраамово, и (вообще) все - по разным местам
или обителям. Так, может быть, и те, которые, если можно так
выразиться, как бы умирают там, нисходят из тех высших мест
в эту преисподнюю.
(Из письма Иеронима к Авиту: «И как умирающие в этом
мире, вследствие разделения тела и души, получают различные
места в преисподней, сообразно с различием (своих) дел: так,
может быть, и те, которые, так сказать, умирают в области
небесного Иерусалима, нисходят оттуда в преисподнюю нашего
мира, чтобы получить на земле разные места, сообразно с
качеством (своих) заслуг»).
Ради этого именно различения, как я верую, тот ад, куда
отводятся души людей, умирающих здесь, называется в Писании
адом преисподнейшим, как говорится в Псалмах: «Ты избавил
душу мою от ада преисподнего» (Псал. 85.13). Итак, каждому
из тех, которые нисходят на землю, сообразно с его заслугами
или с тем местом, которое он занимал там, в этом мире
определяется родиться в разных странах, среди разных народов,
в разных отношениях, с такими или иными слабостями, и
произойти или от богобоязненных, или от менее благочестивых
родителей; при этом иногда случается, что израильтянин
попадает в число скифов, а бедный египтянин изводится (из
Египта) в Иудею. Однако Спаситель наш пришел собрать
погибших овец дома израилева; но так как большинство
израильтян не приняли Его учения, то были призваны язычники.
Отсюда, очевидно, следует, что пророчества, обращенные к
разным народам, должно относить больше к душам и к различным
небесным обитателям их. Нужно также исследовать и
рассмотреть повествование о событиях, какие случались с
народом израильским или с Иерусалимом, или с Иудеей, при
нападении на них тех или других народов: так как весьма многие
из этих событий не совершились телесно, то указанные
повествования гораздо более приложимы к тем духовным
народам, которые обитали на этом, как говорится, преходящем
небе, а может быть, и теперь еще живут там.
(Из письма Иеронима к Авиту: «И так как души, преходящие
из этого мира в преисподнюю, мы сравнили с теми душами,
которые как бы умирают, переходя из высшего неба в наши
обиталища, то нужно осторожно исследовать, не можем ли мы

287
сказать то же самое и о рождении каждой отдельной души, а
именно: как души, рождающиеся на этой нашей земле, или,
благодаря исправлению, выходят из преисподней в высшие
(места) и принимают человеческое тело, или же нисходят к нам
из лучших мест; точно так же, может быть, и высшие места на
тверди занимают разные души, причем одни души поднялись в
эти лучшие места из наших жилищ, а другие ниспали на твердь
из жилищнебесных, хотя и не согрешили настолько, чтобы быть
низверженными в те места, где живем мы»).
Если же кто потребует от нас очевидных и достаточно ясных
доказательств на это из Священного Писания, то должно
ответить, что у Святого Духа было намерение скрыть это
(учение о небесных народах) в повествованиях как бы о
различных (земных) событиях, и притом скрыть поглубже; в
этих повествованиях говорится, что одни люди сходят в Египет
или уводятся в плен в Вавилон и в этих самых странах
подвергаются чрезвычайному уничижению, и делаются рабами
господ, другие же в самых местах пленения жили в славе и
великолепии, так что имели власть и начальство и управляли
народами, которые нуждались в управлении. Все это, как мы
сказали, содержится скрытым и затаенным в повествованиях
Св.Писания, потому что «подобно Царство Небесное сокровищу,
скрытому на поле, которое нашед человек утаил, и от радости
о нем идет и продает все, что имеет и покупает поле то».
Рассмотри поприлежней, не указывается ли в этих словах то,
что самая, так сказать, почва и поверхность Писания, т.е. что
читается по букве, есть поле, наполненное и цветущее растениями
всех родов, а высший и глубочайший духовный смысл - это те
скрытые сокровища мудрости и знания, которые Св.Дух, через
Исайю, называет сокровищами тайными, невидимыми и
скрытыми. Чтобы найти эти сокровища, необходима помощь
Божья, так как один только Бог может сокрушить медные
ворота, которыми они заперты и скрыты, и разломать железные
замки и засовы, заграждающие доступ ко всему тому, что
прикровенно написано в Бытии о разных родах душ и о тех
поколениях и племенах, которые принадлежат к родству Израиля,
или же далеко отстоят от его племени. Только при помощи
Божьей можно открыть и то, что означает нисшествие в Египет
семидесяти душ. Эти семьдесят душ в Египте размножаются,
как звезды небесные. Но так как не все, принадлежавшие к ним,
служат светом мира, - «ибо не все те израильтяне, которые от



288 9*
Израиля», - то некоторые из этих семидесяти душ делаются, как
бесчисленный песок на берегу моря.
24. (Римл. 9.6). Это .нисшествие святых отцов в Египет, т.е.
в этот мир, можно думать, было допущено промыслом Божьим
для просвещения прочих (душ) и для наставления рода
человеческого, дабы прочие души получили от них помощь
через просвещение: ведь израильтянам первым были вверены
слова Божьи, и один только этот народ, по слову Писания, видит
Бога, - так как это означает имя Израиля в переводе (с
еврейского языка). Соответственно этому (толкованию
переселения израильтян в Египет) нужно применять и объяснять
и то обстоятельство, что Египет поражается десятью казнями,
дабы он дозволил выйти народу Божьему. В этом же духе
следует объяснять и те события, какие происходят с народом в
пустыне, и то, что из приношения всего народа устраивается
скиния, или приготовляется священническая одежда, а также
все то, что говорится о богослужебных сосудах. Все это, как
написано, поистине содержит в себе тень и образ небесного, -
так как Павел ясно говорит об иудеях, что они - «которые служат
образу и тени небесного» (Евр. 8.5). В этом же самом законе
содержится и то, по каким законам и по каким установлениям
должно жить в святой земле. Здесь представлены также и
угрозы для тех, кто будет нарушать закон, а для людей, которые
нуждались в очищении, - как будто они должны были очень
часто оскверняться, - здесь устанавливаются различные роды
очищения, чтобы через эти очищения они достигали того
единого очищения, после которого уже нельзя оскверниться. В
законе исчисляется народ, но не весь, так как детские души,
согласно божественному повелению, еще не имеют должного
возраста для исчисления; не считаются и те души, которые не
могут сделаться главою другой (души), но сами подчинены
другим, как главе. Такими Писание назвало женщин, которые
поэтому и не включаются в исчисление, заповеданное Богом.
Считаются только те, которые называются мужами, и это,
очевидно, показывает, что женщины не могут считаться отдельно,
но подразумеваются в тех, кто называется мужами. Но
преимущественно к священному числу относятся люди, готовые
выступить на войны израильские, способные сражаться против
тех неприятелей и врагов, которых Отец покорил Сыну, сидящему
одесную Его, чтобы Он разрушил всякое начальство и власть.
Через эти именно отряды Своих воинов, которые, воинствуя за



289
10-2959
Бога, не затрудняют себя житейскими делами, Бог ниспровергает
царства противника.
(Из письма Иеронима к Авиту: «При конце всех вещей, когда
мы возвратимся в небесный Иерусалим, противные силы
восстанут войною против народа Божьего, чтобы сила людей
Божьих не осталась праздною, но чтобы они упражнялись в
борьбе и имели случай проявить свое мужество; а этого случая
они, конечно, не могут получить, если прежде всего не восстанут
мужественно на противников, которые, как мы читаем в книге
Числ, были побеждены разумным, стройным и искусным
сопротивлением»).
Эти воины носят с собою щиты веры и пускают стрелы
мудрости; на них блистает шлем надежды и спасения и броня
света защищает (их) грудь, исполненную Богом. Вот какими
воинами назначаются быть и вот к каким войнам приготовляются,
по моему мнению, те, которых Бог повелевает исчислить в
священных книгах. Но те, у кого, по слову Писания, исчислены
даже волосы головы, изображаются гораздо более славными и
совершенными, чем эти (воины Ветхого Завета). Наказанные
же за грехи, - те, чьи тела пали в пустыне, - подобны, кажется,
тем, которые, хотя и немало преуспели, но совсем не могли
достигнуть конца совершенства, по разным причинам, потому
ли, говорят, что возроптали, или ж стали почитать идолов, или
впали в прелюбодеяние, или сделали что-нибудь такое, о чем
даже нельзя догадаться умом. По моему мнению, не чуждо
таинственности и то, что некоторые (израильтяне), имеющие
много скота и много животных, идут впереди и прежде других
занимают место, богатое пастбищами и кормом для скота, - то
место, которое прежде всех (других мест) утвердила за собою
военная сила Израиля. Испросившие себе у Моисея это место
отделяются (от прочих, поселяясь) по ту сторону Иордана и
устраняются от обладания святою землей. Этот Иордан, как
образ небесных (вещей), можно думать, орошает и наполняет
жаждущие души и умы, прилежащие к нему. Далее, кажется,
не лишено таинственного смысла и то обстоятельство, что
Моисей от (Самого) Бога выслушивает то, что написано в
левитском законе, а народ делается слушателем Моисея во
Второзаконии и у него учится тому, чего не мог слышать от
(Самого) Бога. По этой причине Второзаконие называется как
бы вторым законом: по мнению некоторых, это название
означает, что первым преходящим законом, какой был дан
Моисеем, по-видимому, предизображается второе законо-

290 10-2
дательство, которое Моисей нарочито предоставляет Иисусу,
своему преемнику. Моисей же, по нашему верованию, служит
образом Спасителя нашего, Который Своим вторым законом,
т.е. евангельскими заповедями, все приводит к совершенству.
25. (Из письма Юстиниана к Мине: «Но кажется, название
Второзакония лучше объяснить так. Как во Второзаконии
законодательство излагается очевиднее и яснее, чем в книгах,
написанных раньше, так и тем пришествием Спасителя, какое
Он совершил в уничижении, приняв образ раба, указывается
более славное и величественное второе пришествие Его во
славе Отца; в этом-то (втором) пришествии и осуществится
образ Второзакония, так как в Царстве Небесном все святые
будут жить по законам вечного евангелия. И как первым
пришествием Своим Он исполнил закон, имевший тень будущих
благ, так и тем славным пришествием будет исполнена и
приведена к совершенству тень этого (первого) пришествия.
Пророк говорит об этом так: «Дыхание жизни нашей, помазанник
Господень, тот, о котором говорим: под тенью Его будем жить
среди народов» (Плач Иерем. 4.20), - т.е. «поживем» тогда, когда
от временного евангелия Христос переведет всех святых к
евангелию вечному. На это вечное евангелие указал Иоанн в
Апокалипсисе (Апок. 14.6). «Но если кто будет исследовать еще
о страдании, то покажется дерзким задаваться вопросом о
страданиях Христа в небесных странах. Однако между небесными
(существами) есть, ведь, духи злобы; потому, как мы не
етыдимся исповедовать Распятого здесь для разрушения того,
что Он разрушил (Своим) страданием, так не устрашимся
допустить, что и там, до окончания всего века, постоянно
совершается нечто подобное».
Из письма Иеронимак Авиту: «Тенью евангелия Он (Христос)
исполнил тень закона, но весь закон есть образ и тень небесных
священнодействий. Поэтому должно особенно тщательно
исследовать, правильно ли мы думаем, что и небесный закон и
священнодействия высшего служения не имеют полноты, но
нуждаются в истине того евангелия, которое в Апокалипсисе
Иоанна названо вечным, - конечно, по сравнению с этим нашим
евангелием, которое временно и проповедано в преходящем
мире и веке».
«А если мы пожелаем исследовать еще и о страдании
Господа Спасителя, то, конечно, дерзко и безрассудно будет
спрашивать о страдании Его на небе. Однако, если между
небесными существами есть духи злобные и если мы не

281
ю*
стыдимся исповедовать крест Господа для разрушения того, что
Он разрушил Своим страданием, то почему бы нам бояться
предположить нечто подобное и в высших местах, в конце веков,
чтобы Его страданием спаслись народы всех мест?»).
26. Впрочем, во всем этом для нас должно быть достаточным
согласовать свою мысль с правилом благочестия и о словах
Святого Духа думать так, что наилучшая речь не блистает
слабым человеческим красноречием, но, как написано, «вся
слава дщери царя внутри» (Псал. 44.14), и сокровище
божественных мыслей заключается в бренном сосуде презренной
буквы. Но если кто из любопытства ищет объяснения частностей,
то пусть он придет и вместе с нами послушает апостола Павла.
Исследуя глубину божественной Премудрости и знания при
помощи Святого Духа, проницающего даже глубины Божьи
(1 Кор. 2.10), и будучи не в силах достигнуть цели и, так сказать,
внутреннейшего познания, в отчаянии об этом деле и в
изумлении он восклицает и говорит: «О, бездна богатства и
премудрости и ведения Божьего!» (Римл. 11.33). А что он
воскликнул это вследствие отчаяния в совершенном познании,
слушай, что говорит он сам: «Как непостижимы судьбы Его, и
неисследимы пути Его» (Римл. 11.33). Он не сказал, что нелегко
постигнуть судьбы Божьи, но - совсем нельзя, и не сказал, что
трудно исследовать пути Его, но - нельзя исследовать. В самом
деле, сколько бы кто ни подвигался вперед в исследовании,
сколько бы ни преуспевал с самым искренним усердием, однако
даже вспомосществуемый благодатью Божьей и просвещенный
умом, он не будет в состоянии совершенно и до конца постигнуть
то, что исследуется, - и никакой сотворенный ум никаким
образом не может познать (этого): лишь только он найдет что-
нибудь из того, что ищет, он опять видит иное, что еще только
нужно исследовать; если же он достигнет и этого, то опять
гораздо больше увидит такого, что еще должно подвергнуть
изысканию. Поэтому и мудрейший Соломон, премудростью
созерцая природу вещей, говорит: «Я сказал: буду я мудрым, но
мудрость далека от меня. Далеко то, что было, глубоко - глубоко:
кто постигнет его? (Еккл. 7.24-25). Также Исайя знал, что

<< Предыдущая

стр. 47
(из 52 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>