<< Предыдущая

стр. 49
(из 52 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

также слова апостола: «Он, будучи образом Божьим, не почитал
хищением быть равным Богу, но умалил себя самого, приняв

298
образ раба» (Филип. 2.6-7), утверждают на том основании, что
Сын Божий, посредством наилучших примеров и наставлений,
без сомнения, восстановил в этой душе образ Божий и воззвал
ее в ту полноту, откуда Он унизил Себя. Как через участие в
Сыне Божьем кто-либо усыновляется и через участие в
Премудрости делается мудрым в Боге, так и через участие в
Святом Духе он делается святым и духовным. При этом
принимать участие в Светом Духе - одно и то же, что (принимать
участие) в Отце и Сыне, потому что природа Троицы едина и
бестелесна. Что сказали мы об участии души, то же самое в
подобном же смысле, как и о душах, нужно думать и об ангелах
и о небесных силах, так как всякая разумная тварь нуждается
в участии в Троице. В своем сочинении мы, по мере возможности,
говорили также и о том, в чем состоит сущность этого видимого
мира, потому что об этом обыкновенно спорят даже особенно
много, - говорили ради тех, которые в нашей вере обыкновенно
ищут еще основания для верования, и ради тех, которые
возбуждают против нас еретические споры и постоянно
пустословят на ветер о материи, хотя сами еще не смогли понять
даже того, что такое материя. Я считаю необходимым кратко
напомнить об этом и теперь.
33. И, во-первых, должно знать, что наименования материи,
в смысле субстанции, лежащей в основе тел, мы доселе не
нашли в канонических Писаниях. В словах же Исайи: «как огонь
истребляет солому и пламя съедает сено», - т.е. вещество
(Исайи 5.24), - говорится о людях, подверженных наказаниям,
и слово «материя» употребляется вместо «грехи». И в других
местах, где, может быть, встречается слово «материя», оно
никогда, как я думаю, не опознает того, о чем мы рассуждаем
теперь, разве только в Премудрости, называемой Соломоновой,
каковую книгу, правда, не все уважают. Там мы находим
следующие слова: «Не не можаше бо, - говорит, - всесильная
рука Твоя, яже сотвори мир от безобразного вещества, послати
на них множество медведей или лютых львов» (Прем.Солом.).
Очень многие думают, что эта самая материя вещей указывается
в том, что написал Моисей в начале Бытия: «В начале сотворил
Бог небо и землю, земля же была невидима и неустроена» (Быт.
1.1). По их мнению, невидимою и неустроенною землею Моисей
называет не что иное, как бесформенную материю. Если
материя, действительно, такова, то отсюда ясно, что начала тел
- не неизменны. Те же, которые признают началами телесных
вещей атомы, т.е. или то, что не может делиться на части, или

299
то, что делится на равные части, или же какой-нибудь один
элемент, не могут причислить к началам имя материи, т.е. то,
что в собственном смысле означает материю. Но когда в основе
всякого тела они (все-таки) полагают материю, субстанцию
превращаемую, изменяемую и делимую, то они, конечно, не
будут считать ее бескачественною, по ее свойству. В этом и мы
соглашаемся с ними. Мы совершенно отвергаем нерожденность
или несотворенность материи, как мы доказали это выше,
насколько могли; там мы показали, что из воды, земли, воздуха
и тепла происходят разные плоды, смотря по различным
породам деревьев, и высказали, что огонь, воздух, вода и земля
взаимно изменяются друг в друга, и один элемент разрешается
в другой по некоторому взаимному сродству, а также доказали,
что субстанция тела и у людей и у животных состоит из пищи,
и что влага естественного семени обращается в твердое тело и
кости. Все это свидетельствует, что телесная субстанция
изменяема и из любого состояния переходит во всякое другое.
34. Однако нужно знать, что субстанция никогда не
существует без качества: один только разум усматривает, что
материя есть то, что лежит в основе тел и может принимать (то
или иное) качество. Но некоторые, желая глубже исследовать
этот вопрос, осмелились сказать, что телесная природа есть не
что иное, как качества. Ведь если (говорят они) твердость и
мягкость, теплота и холод.влажность и сухость - качества, по
отнятии же тех или иных качеств такого рода, разумеется, не
остается никакой другой основы, то, очевидно, качества
составляют все. Отсюда утверждающие это попытались доказать
еще следующее: так как все, называющие материю несотворенною,
признают качества (ее) сотворенными Богом, то, стало быть, и
по их мнению, материю нельзя считать несотворенною, потому
что качества составляют все, а качества все беспрекословно
признают сотворенными Богом. Желающие же доказать, что
качества извне приданы материи, как некоторой основе,
пользуются такими примерами. Павел, без сомнения, или
молчит, или говорит, или бодрствует, или спит, и находится в
каком-нибудь определенном телесном положении, т.е. или
сидит, или стоит, или лежит. Это - случайные свойства у людей,
без которых они не находятся почти никогда. Однако наш разум,
очевидно, не определяет Павла по какому-либо из этих признаков,
но мы думаем и судим о нем так, что совершено не принимаем
во внимание (различных) его состояний, т.е. бодрствует он или
спит, говорит или молчит, и других случайных состояний,

300
обычно испытываемых людьми. Таким образом, если кто мыслит
Павла без всех этих случайных признаков, то он может мыслить
также и подлежащее (субстанцию) без качеств. Итак, когда наш
ум, оставив мысль о всяком качестве, созерцает самую, так
сказать, точку одной только субстанции и держится на ней, не
обращая никакого внимания на мягкость или твердость, теплоту
или холод, влажность или сухость субстанции, тогда, посредством
такого искусственного приема мышления, он, кажется, и
созерцает материю свободною от всех этих качеств.
35. Но, может быть, кто-нибудь спросит, можем ли мы найти
для этой мысли какое-нибудь основание в Писании? Мне
кажется, нечто подобное указывается в псалмах, когда пророк
говорит: «Несоделанное Твое видели очи мои» (Псал. 138.16).
По-видимому, дух пророка в прозорливом созерцании
рассматривал начала вещей и, чистым умом и мыслью отделяя
материю от качеств, усмотрел несоделанное Божье, которое,
разумеется, было «соделано» через присоединение качеств.
Также и Енох в своей книге говорит: «Я дошел даже до
несовершенного». Я думаю, это можно понимать подобным же
образом, т.е. ум пророка, исследуя и обсуждая различные
видимые вещи, дошел до того начала, где увидел несовершенную
материю без качеств. При этом в той же книге записаны еще
такие слова Еноха: «Я познал все материи». Это (выражение)
имеет, конечно, тот смысл, что он рассмотрел подразделения
материи, все разные виды, на какие разделена единая материя,
т.е. виды людей, животных, неба, солнца - словом, всего, что
есть в этом мире. После этого мы, по мере возможности,
доказали в своем сочинении, что все существующее сотворено
Богом и нет ничего несотворенного, кроме природы Отца, и
Сына, и Святого Духа; мы также доказали, что Бог, благой по
природе, желал иметь тех, кому бы делать благодеяния и кто бы
радовался получить Его благодеяния, и что именно вследствие
этого желания Он сотворил достойных тварей, т.е. таких,
которые могли бы достойным образом вмещать Его; Бог даже
говорит, что Он родил их, как сынов. Он сотворил все числом
и мерою, ибо у Бога нет ничего без границ или без меры. Своею
силою Он содержит все, Сам же не может быть обнят умом
никакой твари, так как Его природа известна только самой себе.
Один только Отец знает Сына, и один только Сын знает Отца,
и один только Дух Святой исследует глубины Божьи.
(Из письма Юстиниана, к Мине: «Никто пусть не соблазняется
словом, если мы полагаем меру и Божьей силе. Ибо обнять

301
безграничное невозможно по (самой) природе (его). Но если то,
что содержит Сам Бог, имеет границы, то необходимо должен
быть предел того, на какое количество ограниченного у Него
достаточно сил. Если Отец объемлет все, в числе же всего
находится и Сын, то ясно, что Он объемлет и Сына. Но кто-
нибудь спросит, правда ли, что Бог познает Сам Себя так же,
как познается Он Единородным? И тогда обнаружится, что
изречение: Отец, пославший Меня, более Меня - истинно во
всех отношениях, так что и в познании Отец познает Сам Себя
больше, яснее и совершеннее, нежели познает Его Сын».
Из письма Иеронима к Авиту: «Если Сын познает Отца, то,
кажется, по тому самому, что Он знает Его. Он может и
постигнуть Его - в том смысле, в каком мы говорим, что дух
художника знает меру искусства. И нет сомнения, что если
Отец в Сыне, то Он и постигается Тем, в Ком Он находится.
Если же постижением мы называем то, что Тот, Кто знает, не
только объемлет мыслью и премудростью, но и содержит силою
и могуществом все, (что Он знает): то мы не можем сказать, что
Сын постигает Отца. Отец же постигает все; но в числе всего
находится и Сын, следовательно, Он постигает и Сына.
Любознательный читатель пусть расследует, так ли Отец
познает Сам себя, как познается Он Сыном; и, зная, что
написанное: Отец, пославший Меня, более Меня (Иоанн 14.28)
- во всех отношениях истинно, он согласится и скажет, что и в
познании Отец больше Сына, так как Сам Себя Он познает
совершеннее и чище, чем познает Его Сын»).
Итак, всякая тварь распределяется у Него в границах
определенного числа и меры, будет ли это число разумных
существ или мера телесной материи. Разумной природе
необходимо было пользоваться телами. Ведь эта природа, как
известно, изменчива и превратна вследствие самой своей
тварности, (ибо что не существовало, а (потом) начало
существовать, то по этому самому отличается изменчивой
природой); посему она имеет как добродетель, так и злобу - не
субстанциальную, но случайную. Итак, разумная природа, как
мы сказали, была изменчива и превратна; поэтому она и должна
была пользоваться различною одеждою тела того или иного
качества, сообразно со своими заслугами. Но так как Бог
наперед знал будущие различия как душ, так и духовных сил,
то Он необходимо должен был создать телесную природу так,
чтобы по воле Творца она могла изменяться посредством
перемены качеств во всякие состояния, каких потребуют

302
обстоятельства. Эта телесная природа необходимо должна
существовать до тех пор, пока существуют те твари, которые
нуждаются в телесной одежде. Но разумные существа,
нуждающиеся в телесной одежде, будут существовать всегда.
Следовательно, всегда будет существовать и телесная природа,
одеянием которой необходимо должны пользоваться разумные
твари. Впрочем, кто-нибудь, может быть, думает, что возможно
какими-нибудь положениями доказать, что разумная природа
может вести жизнь без всякого тела. Но выше, рассуждая о
каждом предмете порознь, мы показали, как трудно и даже
почти невозможно для нашего разума (доказать это).
(Из письма Юстиниана к Мине: «Необходимо признать, что
телесной природы сначала не было, но она существует по
временам (через известные промежутки времени), по причине
падений, бывающих с разумными существами, которые
нуждаются в телах. По совершении же очищения, телесная
природа снова должна разрешиться в ничто. И так должно быть
всегда».
Из письма Иеронима к Авиту: «Если бы кто-нибудь мог
доказать, что бестелесная и разумная природа, сбросивши с
себя тело, живет сама по себе и что, облекаясь в тела, она
находится в худшем положении, отлагая же их - в лучшем: тогда
не осталось бы сомнения в том, что тела не существуют от
начала, но образуются через известные промежутки времени и
по причине разных движений разумных тварей, дабы ими
облеклись нуждающиеся в них, и опять разрешаются в ничто,
когда (эти существа) от развращения и падений направляются
к лучшему, - и, таким образом, изменяются в постоянном
превращении»).
36. Я думаю, не будет в противоречии с этим нашим трудом,
если мы, насколько возможно короче, повторим еще и о
бессмертии разумных существ. Всякий, кто участвует в чем-
нибудь, без сомнения, имеет одну субстанцию и одну природу
с тем, кто участвует в той же самой вещи. Например, все глаза
участвуют в свете; и потому все глаза, участвующие в свете, -
одной природы. Но хотя в свете участвует всякий глаз, однако
не всякий глаз одинаково участвует в свете, потому что один
видит острее, другой - тупее. И опять, всякий слух воспринимает
голос или звук, и потому всякий слух - одной природы. Но,
соответственно качеству чистого и здорового слуха, каждый
слышит то скорее/ то медленнее. Теперь от этих чувственных
примеров перейдем к умственному созерцанию. Всякий ум,

зоз
участвующий в интеллектуальном свете, без сомнения, должен
быть одной природы со всяким другим умом, который подобным
же образом участвует в интеллектуальном свете. Значит, если
небесные силы, через участие в премудрости и освящении,
принимают участие в интеллектуальном свете, т.е. в
божественной природе, и в том же свете и премудрости
получили участие также человеческие души, то эти души и
небесные силы • одной природы и одной сущности.
(«Интеллектуальную (духовную) и разумную природу
чувствует (в Себе) Бог, и Единородный Сын Его, и Святой Дух,
ее же чувствуют (в себе) ангелы, и власти, и прочие силы,
чувствует и внутренний человек, созданный по образу и
подобию Божьему. Отсюда вытекает, что Бог и эти существа
некоторым образом - одной сущности»).
Но небесные силы - нетленны и бессмертны; значит, и
субстанция человеческой души, несомненно, бессмертна и
нетленна. Но этого мало. Так как самая природа Отца, и Сына,
и Святого Духа, от которой одной всякая тварь и получает
участие в интеллектуальном свете, нетленна и вечна, то отсюда
необходимо следует, что и всякая (другая) субстанция,
участвующая в этой вечной природе, пребывает всегда нетленною
и вечною, дабы вечность божественной благости познавалась и
в ней, именно в том, что (существа), получающие ее благодеяния,
тоже вечны. Но подобно тому, как в (вышеприведенных)
примерах удержано различие в восприятии света - так как
зрение смотрящего, сказано там, бывает то тупее, то острее, -
точно так же нужно признать различным и участие в Отце, и
Сыне, и Святом Духе, соответственно напряжению чувства или
восприимчивости ума. Если же это не так, то посмотрим, не
будет ли нечестивым (думать), что ум, способный к восприятию
Бога, может подвергнуться субстанциальной погибели, как
будто для вечности ему не достаточно того, что о˜л может
познавать и чувствовать Бога. Притом же, хотя ум, по нерадению
отпадающий, уже не принимает в себя Бога чисто и целостно,
однако он всегда имеет в себе как бы некоторые семена для
восстановления и возобновления лучшего понятия (о Боге), так
как внутренний человек, называемый также и разумным,
обновляется по образу и подобию Бога, сотворившего его.
Поэтому-то и пророк говорит: «Вспомнят и обратятся к Господу
все концы земли, и поклонятся пред Тобой все племена
язычников» (Псал. 21.27).
37. Если же кто осмеливается приписывать субстанциальную

304
тленность тому, кто сотворен по образу и подобию Божьему, то
он, как я думаю, распространяет свое нечестие даже на Самого

<< Предыдущая

стр. 49
(из 52 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>