<< Предыдущая

стр. 51
(из 52 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

АЛЕКСАНДРИЙСКОГО

(185-254 гг.)
Христианский мыслитель и богослов Ориген родился в
Александрии в 185 году в христианской семье греческого
происхождения. О его жизни и деятельности дошло до нас немало
сведений, собранных церковным историком Евсевием.
Отец его Леонид был учителем грамматики христианского
училища. Начальное образование Ориген получил у него: оно
состояло в заучивании наизусть текстов из Священного Писания
и вопросов-ответов о символе веры. Мальчик удивлял своего отца
глубиной проникновения в текст Библии.
В 202 г. при императоре Септимии Севере было объявлено
жестокое гонение на христиан, особенно на Египетскую церковь.
Предписывалось уничтожение церквей, богослужебных книг,
заключение в тюрьму представителей христианских общин,
пресвитеров, жестокие казни. Как и многие александрийские
христиане, попал в темницу и отец Оригена Леонид.
Горячо любивший отца юный Ориген стремился разделить его
участь, добровольно сдать себя властям. Даже любимая мать не
могла удержать Оригена от этого шага. Только спрятав одежды
сына, она вынудила его остаться дома. Свои высокие христианские
чувства Ориген излил в письме к отцу, убеждая его сохранить
твердость духа и не испытывать колебаний в вере. В мученичестве
за веру, в полном соответствии с духом Евангелий и Посланий
апостолов видел Ориген высшее счастье человека, высшую цель
земной жизни. Не раз, уже будучи в зрелом возрасте, посещал он
христиан, томящихся в тюрьмах, укрепляя их дух, сопровождал к
месту казни, подвергаясь при этом смертельной опасности.
После смерти отца 17-летний Ориген остается старшим в
семье. На его попечении, кроме матери, еще шестеро детей, его
младших братьев. Вследствие конфискации имущества казненного
семья терпит крайнюю нужду. Средства для содержания близких
Ориген зарабатывает уроками, а в 203 г. он становится учителем
грамматики знаменитой Александрийской катехизической школы,
преемником Климента Александрийского (1).
Позже Ориген приглашает к себе в помощники для низших
классов Иракла, брата своего первого ученика Плутарха, будущего
мученика за христианскую веру.
В 209-210 гг Ориген слушал лекции Аммония Сакка (175-242гг.),

311
основателя неоплатонической школы в Александрии, из которой
вышел Плотин(2).
214 годом датируется поездка Оригена в Аравию по приглашению
тамошнего префекта для беседы о христианской вере.
Во время гонений на Александрийскую церковь при императоре
Каракалле в 216 г. друзья Оригена уговорили его удалиться в
Палестину, в Кесарию, где два преданных ему епископа - Александр
Иерусалимский и Феоктист Кесарийский - дали ему надежное
прибежище. По их просьбе он, мирянин, не имевший еще
иерархического сана, изъяснял Священное Писание в храмах в
присутствии епископов, что допускалось в первохристианских
общинах. Однако Александрийский епископ Димитрий усмотрел в
этом нарушение субординации и потребовал возвращения Оригена
к должности школьного учителя. Вернувшись з Александрию в 217
г., Ориген в течение десяти последующих лет преподавал в школе
и одновременно писал богословские и научные сочинения.
Большую помощь в литературном творчестве оказал ему друг
Амвросий, талантливый человек, бывший валентинианец (3),
обращенный Оригеном в христианство. В это время появляются
Оригеновы «Строматы» в 10 книгах - пояснения различных мест
Библии. Примерно 223-229 годами датируется создание его главного
богословско-догматического трактата *0 Началах».
В 230 г. Ориген совершает путешествие в Грецию и на Восток.
По предположению Блаженного Иеронима(4), целью этой поездки
было увещание еретиков. На обратном пути Ориген, остановившись
у своих кесарийских друзей, по их совету, во избежание
неудовольствия Александрийского епископа Димитрия, принял
пресвитерский сан. Но епископ увидел и в этом посягательство на
свои права и, собрав местный собор, лишил Оригена должности
учителя и изгнал его из Александрии. Кроме дисциплинарных
нарушений, Ориген обвинялся и в отступлениях от некоторых
церковных догматов, принятых в те времена. Решение
Александрийских соборов против Оригена поддержала только
Римская церковь; в Палестине, Финикии, Аравии, Ахайи их не
приняли во внимание. Изгнав Оригена в 230г., епископ Димитрий
в том же году умирает. Преемником становится Иракл, бывший
соратник Оригена по катехизической школе, его друг и сподвижник.
В 231 г. Ориген поселяется в Кесарии Палестинской, где
продолжает учительствовать. Из Александрии вдогонку ему идут
обвинения. В одном из писем своим александрийским друзьям
Ориген отвергает возводимую на него клевету. О тяготах
учительского труда, которые Ориген, прозванный Адамантовым,
продолжал нести в Кесарии, написано у его выдающегося ученика
св. Григория Чудотворца. Этот ученый епископ составил первый
христианский панегирик в честь Оригена, который способствовал
312
распространению его идей повсюду, в том числе и в Малой Азии.
Св. Григорий Чудотворец писал в похвальном слове Оригену, что
тот «поощрял к добродетели более делами своими, чем словами».
В 232 г., по приглашению матери императора, Ориген ездил в
Антиохию для бесед о христианской вере.
В 236 г. император Максимилиан издал указ о преследовании
христиан. Сподвижники Оригена, пресвитеры Кесарийской общины
Амвросий и Протоктет, будучи посажены в тюрьму, подверглись
серьезной опасности. Обращаясь к своим друзьям в сочинении
«Увещание к мученичеству», Ориген укреплял их дух
многочисленными примерами из Библии, содержащими описания
подвигов мучеников за веру. Обращаясь к сердцам близких людей,
Ориген возбуждал в них отвращение к отречению от Христа.
Будучи сыном мученика, сам жаждавший мученичества за веру,
мог ли он написать иначе? «Преследуемый за веру под пытками
теснейшим союзом соединяется с тем, кого он публично исповедует».
«Если желаем мы свою душу спасти, дабы ее снова получить не в
виде души, а в лучшем виде, то должны мы потерять ее в
мученичестве. Если мы сложим душу к стопам Христа, то доставим
ей истинное спасение». (Ориген, «Увещание к мученичеству»).
В 230-240 гг. Ориген в различных диспутах побеждает адопциан
(5) и гипнопаннихитов (учивших об одновременной смерти души
и тела и об одновременном воскрешении их), часть их которых
присоединяется к христианству.
В 40-е годы вновь начинаются нападки на систему Оригена. И,
наконец, на 70-м году своей жизни, во время гонений на христиан
при императоре Декие, Оригену довелось испить чашу мученичества
за имя Иисуса Христа. Его заковали в цепи, тяжко истязали и хоть
и выпустили позже на свободу, но из-за перенесенных пыток
Ориген вскоре скончался. Это случилось в г. Тире в 254 году.
Погребен был Ориген в тамошнем храме Христа Спасителя.
Литературное наследие Оригена огромно. Количество
написанных им книг исчисляется тысячами, вызывает изумление
его колоссальная работоспособность. До нашего времени дошла
лишь незначительная часть его трудов, напечатанных в знаменитой
патрологии Миня в 1857 г. в Париже (тт. 11-17) на греческом
языке. На русском йзыке в прошлом веке были изданы лишь
некоторые сочинения Оригена: «О молитве», «Увещание к
мученичеству», «О Началах». Последнее в переводе Н. Петрова
было напечатано и позже - в 1936 г. в Риге.
До 1917 г. на русском языке выходили не только труды
Оригена, но и монографии о нем:
Болотов В.В. Учение Оригена о Св. Троице. - СПБ, 1879.
Елеонский Ф. Учение Оригена о божестве Сына Божия.
М. 1879
313
Певницкий Б.Ф. Сотрудники Оригена. Труды Киевской Духовной
академии. 1883.
Лебедев Н. Сочинение Оригена «Против Цельса». - М. 1878.
После 1917 г. имя Оригена упоминается лишь мельком в
энциклопедиях и в курсах истории философии.
Судьба идей Оригена в истории христианского богословия
была трудной и драматичной. В период с 250 по 320 г. воззрения
Оригена достигли максимального распространения. После его
кончины церковь, которой были отданы все духовные силы, усмотрела
в его системе поругание христианства. Ориген был осужден как
еретик в VI веке, в правление Юстиниана, при личном участии
императора.
П-й анафематизм пятого Вселенского Собора 553 г. поразил
память Оригена, шестой и седьмой Соборы подтвердили это
осуждение.
Однако философская система Оригена оставила неизгладимый
след в умах богословов и неизменно присутствует в трудах многих
последующих догматистов и мыслителей. Сохранилось, в частности,
впервые обоснованное Оригеном понимание Библии в трех смыслах:
буквальном, душевном (моральном) и духовном (философски-
мистическом). Выработанная им терминология использовалась и
позже при построении церковной догматики. Например, именно у
Оригена впервые встречается термин «богочеловек». Три ипостаси
и одна Троица - эта формула, впервые в христианстве произнесенная
Оригеном, стала неотъемлемой частью богословия. Приверженцами
Оригена были многие отцы церкви: Евсевий Кесарийский (263-340
гг.), св. Григорий Богослов (330-390гг.) и в особенности св.
Григорий Нисский (335-394 гг.), философское мировоззрение
которого сложилось под определяющим влиянием Оригена. Идеи
Оригена об апокатастасисе, то есть конечном восстановлении и
спасении всякой твари, включая и осужденных на страшные муки
падших ангелов, развивал известный протестанский теолог и
философ Ф. Шлейермахер (1768-1834 гг.). Русский богослов
С.Булгаков (1871-1944 гг.) верил во всеобщее спасение без
ограничений, но только с многообразием и многостепенностью
(«Невеста Агнца»). Нравственно неприемлемой идею вечных
мучений считал Ф.М.Достоевский. В.С.Соловьев называл учение
о вечных муках «гнусным догматом».
Труд «О Началах» сохранился полностью только в латинском
переводе Руфина (6), который в работе над текстом смягчал
слишком резкие, на его взгляд, высказывания Оригена, считая их
позднейшими еретическими вставками. Кроме этого перевода
сохранились еще отдельные греческие цитаты из сочинения
«О Началах», содержащиеся в трудах многих отцов церкви.

314
1. Климент Александрийский - христианский учитель. Род. в
150 г. в Афинах, умер в 215 г. в Каппадокии, куда бежал в 202 г.
от преследований Септимия Севера. Автор сочинений «Увещания
язычникам», «Педагог», «Строматы». Его труды содержат
пространные цитаты из 360 греческих философов, являясь
ценнейшим источником античной мысли. Климент Александрийский
считается наставником Оригена, его предшественником в
Александрийской катехизической школе.
2. Плотин (204-270 гг.) - греческий философ, основатель
неоплатонизма, род. в Ликополе (Египет), в 232 г. стал учеником
Аммония Сакка. Лекции Плотина обработаны и изданы его учеником
Порфирием в шести «Эннеадах». Идеализм Плотина оказал сильное
влияние на раннехристианскую философию. Идея непостижимого
и невыразимого первоединого начала делает Плотина представителем
негативного богословия. Идеи Плотина оказали влияние на
Шеллинга, Гегеля, Гете.
3. Валентин - самый выдающийся гностический философ, род.
в Египте, прибыл в Рим в 140 г., ум. на о. Кипр в 160 г. Фрагменты
его сочинений дошли в трактате св. Иринея Лионского. В основе
системы Валентина - общегностическая идея абсолютной полноты
(плеромы) вечного бытия или мира эонов, из которого исходит и
в который возвращается все способное к восприятию истины.
Валентин создал грандиозную систему сотворения мира,
совмещающую античные и христианские элементы, не сводимую
ни к античности, ни к христианству.
4. Иероним, род. в 347 г. в Стридоне (Далмация), ум. в 419 г.
в Вифлееме. Происходил из богатой христианской семьи, изучал
античную и христианскую литературу, был в 382-385 гг. советником
папы Дамасия. Не будучи избранным преемником папы, в 386 г.
поселился отшельником в Вифлееме, основал несколько монастырей.
Известна картина Дюрера «Иероним в келье». Блаженный Иероним
перевел Библию на латинский язык с текста оригинала. Он же
перевел богословский трактат Оригена «О Началах», написал три
книги-апологии против Руфина Аквилейского.
5. Адопционе - разновидность антитринитартского течения в
христианстве, берущего начало у алогоз (не признававших Иисуса
Христа вторым лицом Троицы). Появление адопцианства связывают
с приходом в Рим в 190-х гг. из Византии Феодота-Кожевника,
учившего, что «Христос был простой человек, родился от Девы по
воле Отца, отличался благочестием, пр-и крещении сошел на Него
в виде голубя Христос свыше». Феодотиане утверждали, что это и
есть учение апостольское, которое держалось в церкви до римского

316
епископа Виктора (189-199 гг.), 13-го от апостола Петра, и было
искажено при папе Зефирине (199-217 гг.). Папа Виктор отлучил
от церкви Феодота. В 210-220-х гг. последователем Феодота был
Артемон, перенесший свою деятельность из Рима на Восток, где
его считали отцом ереси Павла Самосатского (епископа Сирийского).
Адопцианство принимал епископ Берилл Бострийский, которого
обличил и вернул к церкви Ориген. Павел Самосатский был
низложен на соборе 268 г. Противоположную позицию занимал
Савелий, учивший о тождестве Отца и Сына. Савелий отлучен от
церкви при папе Каллисте (217-222 гг.) нипнопаннихитов (учивших
об одновременной смерти души и тела и одновременном воскресении
их), часть из которых присоединяется к христианской церкви.
6. Руфин Аквилейский - переводчик греческих богословских
сочинений на латинский язык. Род. в Конкордии близ Аквилеи ок.
345 г., ум. в 410 г. в Мессине. Значение переводов Руфина велико
в связи с тем, что греческие оригиналы в основном утеряны. В
собственных сочинениях «Апология кпапе Анастасию» и «Апология
от нападок Иеронима» Руфин защищает свой перевод Оригена.




316
ОГЛАВЛЕНИЕ
Сочинение Оригена «О Началах»
Историко-критический очерк 3
Предисловие пресвитера Руфина к книгам Оригена
«О Началах» 32

КНИГА ПЕРВАЯ 35
Глава первая. О Боге 39
Глава вторая. О Христе 47
Глава третья. О Святом Духе 60
Глава четвертая. Об умалении или падении 68
Глава пятая. О разумных существах 70
Глава шестая. О конце или совершении 77
Глава седьмая. О бестелесных и телесных
существах 83
Глава восьмая. Об ангелах 88

КНИГА ВТОРАЯ 94
Глава первая 94
Глава вторая. О непрерывном существовании
телесной природы 98
Глава третья. О началах мира и причинах его 100
Глава четвертая. О том, что один Бог закона

<< Предыдущая

стр. 51
(из 52 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>