<< Предыдущая

стр. 8
(из 52 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

понимаю, как может кто-нибудь описать или назвать цвет ума,
как именно ума, действующего умственно? Для подтверждения
и уяснения того, что мы сказали об уме, или о душе, именно,
о превосходстве ума над всей телесной природой, можно
прибавить еще следующее. Каждому телесному чувству подлежит
некоторая соответственная (ему) чувственная субстанция, на
которую и простирается самое телесное чувство. Например,
зрению подлежат цвета, формы, величина; слуху - слова и звуки;
обонянию - запах гари, хорошие и дурные запахи; вкусу - вкусы;
осязанию - все холодное и горячее, твердое и мягкое, шероховатое
и гладкое. Но для всех ясно, что чувство ума гораздо выше тех
чувств, о которых мы сказали. Итак, не странно ли, что низшим
чувствам подлежат субстанции, на которые простирается их
деятельность, высшей же силе, т.е. чувству ума, не подлежит
ничего субстанциального, но сила интеллектуальной природы
составляет случайную принадлежность или следствие тел? Те,
которые утверждают это, без сомнения, унижают субстанцию,
которая в них самих является сравнительно лучшей. А этим
наносится оскорбление и Самому Богу, Который, с их точки
зрения, оказывается постижимым при помощи телесной
субстанции, а следовательно, сообразно с ними и Сам есть тело,
есть то, что может быть постигнуто и познано при помощи тела.
Они не хотят понять, что ум до некоторой степени родственен
Богу, что он служит умственным образом Его и именно поэтому
может знать кое-что о природе Божества, особенно если он чист
и отрешен от телесной материи.

45
8. Но, может быть, эти доказательства имеют мало авторитета
для тех, кто познание о божественных вещах желает почерпать
из Св. Писания и именно из Писания старается удостовериться,
каким образом природа Бога превосходит природу телесную.
Итак, смотри, не то же ли самое говорит и апостол, когда
выражается о Христе следующим образом: «Который есть образ
Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари» (Колос.
1.15). Нельзя думать, вместе с некоторыми, что будто бы
природа Бога для одного видима, а для прочих невидима. Ведь
апостол не сказал: «Образ Бога, не видимого для людей или для
грешников», - но совершенно твердо возвещает о самой природе
Бога, когда говорит: «Образ Бога невидимого». Также и Иоанн,
говоря в Евангелии: «Бога не видел никто никогда» (Иоанн
1.18),- ясно возвещает всем, кто может понимать, что нет такой
природы, для которой Бог был бы видим; он не говорит, что Бог,
будучи видим по своей природе, не доступен только зрению
слабейшей твари, но - что по самой своей природе Он не может
быть видим. Если ты спросишь у меня, что думаю я о Самом
единородном: ужели, по моему мнению, и для Него не видима
природа Божья, невидимая по самому естеству Своему? - то не
считай тотчас же этой мысли нечестивою или глупою, потому
что мы сейчас же укажем и основание ее.
(Из письма Иеронима к Иаммахию: «Ибо как не прилично
сказать, что Сын может видеть Отца, так нельзя думать, что Дух
Святой может видеть Сына»).
Иное дело видеть и иное - знать. Быть видимыми и видеть -
свойственно телам, быть же познаваемым и познавать
свойственно умственной природе. Итак, что свойственно телам,
того не должно думать ни об Отце, ни о Сыне: во взаимных
отношениях Отца и Сына есть только то, что свойственно
природе Божества. И, наконец, Сам Спаситель в Евангелии не
сказал, что никто не видит Отца, кроме Сына, ни Сына, кроме
Отца, но сказал: «Никто не знает Сына, кроме Отца, и Отца не
знает никто, кроме Сына» (Матф. 11.27). Этим ясно указывается,
что то, что в отношении к телесным существам называется:
«Быть видимым и видеть», - это в отношении к Отцу и Сыну
называется: «Познаватьи быть познаваемым», -конечно, силою
знания, а не бренною видимостью. Итак, в отношении к
бестелесной и невидимой природе нельзя говорить ни о видении,
ни о видимости; поэтому-то в Евангелии и не говорится, что
Отец видит Сына и Сын видит Отца, но говорится, что они знают
(друг друга).

46
9. Кто-нибудь спросит нас: почему же сказано: «Блаженны
чистые сердцем, ибо они Бога узрят»? (Матф. 5.8). Но это
изречение, как я думаю, еще больше подтверждает нашу мысль:
ибо что значит видеть Бога сердцем, как не понимать и
познавать Его умом, как это изложили мы выше? Вообще,
названия чувственных членов часто относятся к душе; отсюда
видеть очами сердца - это значит познавать что-нибудо умственное
силою мысли. Точно так же - слышать ушами означает чувство
глубочайшего понимания. Мы говорим также, что душа может
пользоваться зубами, когда вкушает и ест хлеб жизни, сходящий
с неба. Говорится точно так же, что душа пользуется
отправлениями и других членов, которые применяются к ее
силам, как и Соломон говорит: «найдешь познание о Боге»
(Притч. 2.5). Соломон знал, что в нас есть два рода чувств, один
род чувств - смертный, тленный, человеческий; другой род -
бессмертный и духовный, это тот, который он назвал
божественным. Этим-то божественным чувством - не очей, но
чистого сердца, т.е. ума - и могут видеть Бога все те, которые
достойны (Его). Вообще, во всех Писаниях Ветхого и Нового
Заветов ты найдешь много мест, в которых сердце упоминается
вместо ума, т.е. вместо познавательной силы. Поразмыслив
таким образом о природе Бога - хотя и гораздо хуже, чем
следовало бы, конечно, по причине недостаточности
человеческого разумения, - мы теперь займемся рассмотрением
того, что означает имя Христа.



Глава вторая

О ХРИСТЕ

1. Прежде всего нам нужно знать, что во Христе, иное дело -
природа Его Божества, потому что Он есть единородный Сын
Божий; и иное дело - человеческая природа, которую Он
воспринял в последнее время согласно домостроительству.
Ввиду этого сначала должно рассмотреть, что же такое
единородный Сын Божий. Известно, что Он называется многими
и различными именами,смотря по обстоятельствам и по понятиям
называющих. Так Он называется Премудростью, как это мы
встречаем в словах Соломона: «Господь имел меня началом пути
Своего прежде созданий Своих, искони; От века я помазана, от
начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда еще не

47
существовали бездны, когда еще не было источников, обильных
водою, я родилась прежде, нежели водружены были горы,
прежде холмов» (Притч. 8.22-24). Называется Он и
перворожденным, как говорит апостол: «рожденный прежде
всякой твари» (Колос. 1.15). И однако перворожденный не есть
иной по природе, чем Премудрость, но один и тот же (с Нею).
Наконец, апостол Павел говорит: «Христос Божья сила и Божья
премудрость» (1 Кор. 1.24).
2. Однако пусть никто не думает, что, называя Сына
Премудростью Божьей, мы признаем Его чем-то не суб­
станциальным, будто мы, например, считаем Его не каким-либо
разумным живым существом, но некоторою вещью, которая
может делать (людей) мудрыми и сообщаться умам тех, которые
делаются восприимчивыми к свойствам и к пониманию ее. Итак,
если однажды принято надлежащим образом, что единородный
Сын Бога есть Премудрость Его, существующая субстанциально,
то, по моему мнению, наш разум уже не должен блуждать в
догадках вроде той, не имеет ли самая, т.е. субстанция Сына,
чего-либо телесного; ведь все телесное имеет или вид, или цвет,
или величину, но какой же здравомыслящий человек будет
искать цвет или величину размера в Премудрости как именно
премудрости? Бог Отец никогда, ни на один момент не мог,
конечно, существовать, не рождая этой Премудрости: так
должен думать и веровать всякий, кто только умеет благочестиво
думать и мыслить о Боге. В самом деле, если Бог родил к бытию
Премудрость, прежде не существовавшую, то Он или не мог
родить Ее прежде, нежели родил, или мог, но не хотел родить.
Но этого нельзя сказать о Боге: всем ясно, что то и другое
предположение и нелепо, и нечестиво, в том и другом случае
обнаруживается, что Бог или возвысился из состояния
неспособности в состояние способности, или же, при
предположении Его способности, Он медлил и откладывал
родить Премудрость. Вот почему мы всегда признаем Бога
Отцом единородного Сына Своего, от него рожденного и от Него
получающего бытие, однако без всякого начала, не только
такого, которое может быть разделено на какие-либо временные
протяжения, но и такого, какое обыкновенно созерцает один
только ум сам по себе и которое усматривается, так сказать,
чистою мыслью и духом. Итак, должно веровать, что Премудрость
рождена вне всякого начала, о каком только можно говорить или
мыслить. В этой самой ипостаси Премудрости находились вся
сила и предначертание будущего творения - и того, что

48
существует с самого начала мира, и того, что происходит
впоследствии; все это было предначертано и расположено в
Премудрости силою предвидения. В виду этих-то творений,
которые были как бы предуказаны и предначертаны в Самой
Премудрости, Премудрость и говорит через Соломона о Себе
Самой, что она сотворена началом путей Божьих или что тоже
содержит в Себе начала, или формы, или виды всего творения.
3. Итак, когда говорится, что Премудрость есть начало
путей Божьих и что она сотворена, - это, по нашему пониманию,
значит, что Премудрость предначертывает и содержит в Себе
начала всей твари. Так же должно понимать и наименование
Премудрости Словом Божьим, а именно в том смысле, что
Премудрость открывает всем прочим (существам), т.е. всей
твари, познание тайн и всего сокровенного, содержащегося
внутри Божьей Премудрости: Она называется Словом потому,
что служит как бы толкователем тайн духа. Поэтому мне
представляется правильным изречение, написанное в «Деяниях
Павла»: «Сей есть Слово, существо живое». Что касается
Иоанна, то он говорит еще возвышеннее и прекраснее, когда в
начале своего Евангелия дает собственное определение, что
Слово есть Бог. Он так говорит: «И Слово было Бог, и Слово
было у Бога» (Иоанн 1.1). Но кто при этом приписывает начало
Слову Божьему, или Премудрости Божьей, тот, очевидно,
простирает свое нечестие даже и на Самого нерожденного Отца,
так как тогда будет отрицать ту истину, что Он всегда был
Отцом и рождал Сына и имел Премудрость во все
предшествующие времена или века, словом, в продолжение
всего того, что может быть, как бы то ни было обозначено на
человеческом языке.
4. Этот Сын есть Истина и Жизнь всего существующего - и
по справедливости. В самом деле, каким бы образом могли жить
все сотворенные существа, как не благодаря только Жизни?
Или как стояли бы они в истине, если бы не происходили от
Истины? Или как могли бы быть разумными существами, если
бы прежде них не существовало Слово, или Разум? Или как
мудрствовали бы, если бы не было Премудрости? Но так как
некоторым тварям предстояло отпасть от жизни и причинить
самим себе смерть - именно самим отпадением от жизни (ибо
смерть есть не что иное, как отпадение от жизни), и так как в
т
о же время было бы, конечно, непоследовательно, если бы
°днажды сотворенное Богом для жизни совершенно погибло, то
ввиду этого прежде еще смерти должна была существовать

49
такая сила, которая могла бы разрушить эту будущую смерть
и быть воскресением. Это воскресение и осуществилось в
Господе и Спасителе нашем - именно то воскресение, которое
пребывало в Самой Премудрости Божьей, и в Слове, и в Жизни.
Так как, далее, некоторым сотворенным существам, не
восхотевшим навсегда остаться непреклонными, неизменными
и пребывающими с одинаковым и спокойным равновесием в
одних и тех же благах, предстояло впоследствии совратиться,
измениться и ниспасть из своего состояния, вследствие того,
конечно, что добро присуще им не по природе, т.е. не
субстанциально, но в качестве случайного свойства, то ввиду
этого Слово и Премудрость Божья и сделалась путем.
Премудрость потому называется путем, что она приводит к
Отцу приходящих чрез Нее. Итак, что мы сказали о Премудрости
Божьей - все это вполне можно применить и к наименованию
Сына Божьего Жизнью, Словом, Истиною, Воскресением, потому
что все эти наименования взяты от дел и сил Его, и ни в одном
из этих наименований даже самая поверхностная мысль не
может разуметь ничего телесного, имеющего величину, или
форму, или цвет. Сыны человеческие, видимые нами, или дети
других животных соответствуют семени своих отцов или
матерей, в чреве которых они образуются и питаются; от них
они имеют все то, что приносят с собою при появлении на этот
свет. Но сравнивать Бога Отца в рождении единородного Сына
Его и в даровании Ему бытия с каким-либо родителем из числа
людей или других существ и нечестиво, и беззаконно.'Рождение
сына есть нечто исключительное и достойное Бога; для него
нельзя найти никакого сравнения не только в вещах, но и в
мысли, и в уме, так что человеческая мысль не может понять,
каким образом нерожденный Бог делается Отцом единородного
Сына. Ведь это рождение - вечное и непрерывающее наподобие
того, как сияние рождается от света. Ибо Сын не есть Сын по
усыновлению извне чрез Святого Духа, но Сын по природе.
5. Однако мы должны посмотреть, каким образом сказанное
подтверждается авторитетом божественного Писания. Так,
апостол Павел говорит, что единородный Сын есть образ Бога
невидимого и что Он есть перворожденный прежде всякой твари
(Колос. 1.15), а в послании к евреям пишет, что Он «есть сияние
славы и образ ипостаси Его» (Евр. 1.3). Также в Премудрости,
называемой Соломоновой, находим следующее изображение
Премудрости Божьей. Она «есть пара силы Божия и излияние
Вседержителя славы чистое; сего ради ничтоже осквернено на

so
ию нападает. Сияние бо есть света присносущнаго и зерцало
непорочно Божия действия, и образ благостыни Его» (Премудр.
7.25-26). Премудрость же, повторяем, имеет свое существование
не иначе, как в Том, Кто есть начало всего. От Него родилась
всякая премудрость, потому что Он есть единственный Сын по
природе и посему называется единородным.
6. Посмотрим, как нужно понимать также и то, что Сын
называется образом Невидимого, - это для того, конечно, чтобы
выяснить, в каком именно смысле Бог справедливо называется
Отцом Своего Сына. И прежде всего рассмотрим, что люди
обыкновенно называют образами. Иногда образом называется
то, что обыкновенно изображается или высекается на каком-
нибудь материале, т.е. на дереве или камне. Иногда же образом
называется рожденный по отношению к родившему, именно
когда черты родившего совершенно похожи на черты рожденного.
В первом смысле, по моему мнению, образом можно назвать
человека, сотворенного по образу и подобию Божьему. Это
обстоятельнее мы и рассмотрим, когда будем, с помощью
Божьей, изъяснять относящееся сюда место из книги Бытия.
Второе же значение образа приложимо к Сыну Божьему, о

<< Предыдущая

стр. 8
(из 52 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>