<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

права членов крестьянского хозяйства, которые передали этому
хозяйству земельные доли, полученные ими при реорганизации
колхозов и совхозов. При создании крестьянского хозяйства на
землях запаса или фонда перераспределения размер земельного
участка определялся в каждом конкретном случае с учетом его
численного состава. Принимая во внимание все обстоятельства
формирования земельного участка для ведения крестьянского
хозяйства, ГК РФ и
13
См.: Гражданский кодекс Российской Федерации.
Часть первая. Научно-практический комментарий. С. 422 (автор
комментария ст. 257 - В. В. Устю-кова).
90
установил в качестве диспозитивной норму о совместной
собственности членов на этот земельный участок.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации,
регулируя деятельность крестьянского хозяйства в рамках
предпринимательской деятельности гражданина, исправил
«ошибку законодателя», «юридическое недоразумение»,
содержащиеся в Законе «О крестьянском (фермерском)
хозяйстве», который признал это хозяйство как таковое
юридическим лицом. В связи с этим Ю. Н. Андреев сделал
вывод о том, что новый Гражданский кодекс положил конец
спорам юристов о целесообразности наделения крестьянских
хозяйств статусом юридического лица14. Однако такое
утверждение оказалось преждевременным. Во-первых,
некоторые авторы критически восприняли перемену статуса
крестьянского хозяйства15. Во-вторых, участники X съезда
Ассоциации крестьянских хозяйств и кооперативов России
(АККОР), проходившего весной 1999 г., потребовали
возвращения им статуса юридического лица, поскольку статус
индивидуального предпринимателя ухудшил отношение к ним
чиновников всех уровней, партнеров по хозяйственной
деятельности, а также населения. Позиция фермеров,
заявленная на съезде, нашла отражение в Постановлении
Правительства РФ от 3 мая 1999 г. «О государственной
поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств в 1999 году», в
п. 9 которого записано: «Министерству сельского хозяйства и
продовольствия Российской Федерации, Министерству
юстиции Российской Федерации, Министерству экономики
Российской Федерации совместно с Ассоциацией крестьянских
(фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов
России в месячный срок внести в Правительство Российской
Федерации предложения о внесении изменений и дополнений в
Гражданский кодекс Российской Федерации по вопросу
придания крестьянским (фермерским) хозяйствам статуса
юридического лица»16.
По моему мнению, предложение фермеров о возврате им
статуса юридического лица, который они получили в самом
начале аграрной
14
См.: Андреев Ю. Н. Судебная защита прав участников
сельскохозяйственных коммерческих организаций. Воронеж,
1999. С. 63.
15
См., напр.: Харитонов Н. С. Организационные основы
фермерского хозяйства. М, 1996. С. 10. Л СЗ РФ. 1991. № 19. Ст.
2348.
91
реформы, отражает их неудовлетворенность
современным состоянием законодательства о крестьянском
хозяйстве. Это законодательство противоречиво, пробельно,
нестабильно. Как уже отмечалось, Закон «О крестьянском
(фермерском) хозяйстве» устарел. Было разработано несколько
проектов его новой редакции, но ни один из них до сих пор не
принят.
Гражданский кодекс не стал основополагающим актом
для определения статуса крестьянского хозяйства как субъекта
гражданского права. Статья 23 ГК РФ определила этот статус
противоречиво, что отрицательно отразилось на практике. В
соответствии с п. 2 этой статьи предпринимателем признается
глава крестьянского хозяйства с момента государственной
регистрации этого хозяйства, осуществляющего деятельность
без образования юридического лица. Поскольку гражданин
вправе заниматься предпринимательской деятельностью с
момента государственной регистрации в качестве
индивидуального предпринимателя, то в ряде регионов страны
муниципальные органы стали требовать наряду с регистрацией
крестьянского хозяйства отдельной регистрации его главы.
Такая же позиция отражена в Федеральном законе от 8 января
1998 г. «О несостоятельности (банкротстве)», в котором
установлено, что с момента принятия решения о признании
крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом и об
открытии конкурсного производства государственная
регистрация главы крестьянского (фермерского) хозяйства в
качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу17.
Пункт 2 ст. 23 ГК РФ, признавая главу крестьянского
хозяйства предпринимателем, ставит тем самым других членов
хозяйства в положение вкладчиков и наемных работников, что
приемлемо для товарищества на вере, но противоречит
сущности крестьянского хозяйства как добровольного семейно-
трудового объединения лиц, совместно ведущих
сельскохозяйственное производство. Глава крестьянского
хозяйства избирается его членами и представляет его интересы
в различных правоотношениях, в том числе гражданских.
Следовательно, крестьянское хозяйство, осуществляющее
предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица, является совокупным (совместным)
предпринимателем, имущество которого принадлежит

Там же. 1998.
№ 2. Ст. 222.
17
92
его членам на праве общей собственности (ст. 257).
Глава крестьянского хозяйства выступает от его имени и
должен действовать в интересах представляемого им хозяйства
добросовестно и разумно. Наделять его статусом
индивидуального предпринимателя нет необходимости.
Гражданское законодательство не содержит
однозначного ответа на вопросы имущественной
ответственности крестьянского хозяйства. Поскольку глава
крестьянского хозяйства признается предпринимателем в ст. 23
ГК РФ, имеющей название «Предпринимательская деятельность
гражданина», то, следовательно, глава крестьянского хозяйства
в соответствии с ГК РФ является предпринимателем-
гражданином и на него распространяется ст. 24, регулирующая
имущественную ответственность гражданина. Эта статья в
равной мере относится к гражданам, не связанным с
осуществлением предпринимательской деятельности, и к
гражданам-предпринимателям. В соответствии со ст. 24
гражданин отвечает по своим обязательствам всем
принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества,
на которое в соответствии с законом не может быть обращено
взыскание. Как отмечает В. В. Устюкова, «складывается
парадоксальная ситуация, когда взыскание по обязательствам
хозяйства должно обращаться не на имущество хозяйства как
таковое, а на долю в этом имуществе главы хозяйства и на его
личное имущество. Вряд ли такой подход можно признать
правильным»18.
Недостаток ст. 23 ГК РФ состоит прежде всего в том, что
она предусматривает только одну форму предпринимательской
деятельности без образования юридического лица, а именно
предпринимательскую деятельность конкретного гражданина, и
распространяет эту форму на крестьянское хозяйство. Поэтому
статусом предпринимателя она искусственно наделяет главу
крестьянского хозяйства, а не само это хозяйство. Однако
именно крестьянское хозяйство в целом, а не только его глава,
осуществляет предпринимательскую деятельность, т. е.
деятельность самостоятельную, на свой риск, направленную на
систематическое получение прибыли от пользования имуще-
18
Устюкова В. В. Гражданско-правовое регулирование
создания и функционирования крестьянских (фермерских)
хозяйств как субъектов предпринимательской
деятельности/ЯТредпринимательская деятельность в сельском
хозяйстве России. Правовые вопросы. С. 32.
93
ством, продажи товаров, выполнения работ или оказания
услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в
установленном законом порядке (ст. 2 ГК РФ).
Крестьянское хозяйство без образования юридического
лица -это самостоятельная форма предпринимательской
деятельности граждан, имеющая свои особенности. Поэтому в
гл. 3 ГК РФ целесообразно включить дополнительную ст. 25'
«Предпринимательская деятельность крестьянского
(фермерского) хозяйства», в которую следует включить пункты,
определяющие понятие крестьянского хозяйства как субъекта
предпринимательской деятельности, устанавливающие
ответственность крестьянского хозяйства по своим
обязательствам в первую очередь имуществом, находящимся в
общей собственности крестьянского хозяйства, а также правила
о несостоятельности (банкротстве) крестьянского хозяйства.
Кроме того, в этой статье аналогично п. 3 ст. 23 необходимо
записать, что к предпринимательской деятельности
крестьянского хозяйства, осуществляемой без образования
юридического лица, соответственно применяются правила ГК
РФ, которые регулируют деятельность юридически^ лиц,
являющихся коммерческими организациями, если иное не
вытекает из закона, иных правовых норм или существа
правоотношения.
В предлагаемой ст. 25' ГК РФ следует также в
соответствии со сложившейся практикой записать, что правовое
положение крестьянского хозяйства, права и обязанности
членов и главы крестьянского хозяйства определяются
настоящим Кодексом и Законом о крестьянском (фермерском)
хозяйстве.
При включении в ГК РФ специальной статьи о
крестьянском хозяйстве п. 2 ст. 23 становится ненужным.

<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ