<< Предыдущая

стр. 118
(из 121 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Gardenfors P. Knowledge in Flux. Modeling the Dynamics of Epistemic States. The MIT Press,
Cambridge – London, 1988.
[451]
Еще раз подчеркнем, что здесь важно отвлечься от той эмоциональной окрашенности, с
которой чаще всего связано употребление слова "убеждение" в обыденном (русском) языке (в
таких словосочетаниях как "идейные убеждения", "стойкие убеждения" и т.п.). В контексте
последующего изложения данный термин лишен какой бы то ни было этической или
идеологической нагрузки и понимается исключительно в смысле "те положения, которые субъект в
данный момент считает истинными".
[452]
Ibid. – P.9.
[453]
Дальнейшее изложение опирается не только на книгу Герденфорса, но и на другие работы,
посвященный проблеме критического пересмотра убеждений, см. напр. Alchourron, C.E.,
P.Gardenfors and D.Makinson. On the Logic of Theory Change: Partial Meet Contraction and Revision
Functions // Journal of Symbolic Logic, 50, 1985. – P.510-530. Hansson, S.O. A Textbook of Belief
Dynamics. Kluwer Academic Publishers: Dordrecht / Boston/ London, 1999.
[454]
Ср. послулаты В1 и В2 для оператора убеждения в § 9.3.
[455]
Таким образом, из двух критериев рациональности первый является желательным, а второй
обязательным. Если требование непротиворечивости еще может быть нарушено (хотя это и
нежелательно), то нарушение условия замкнутости по отношению следования просто невозможно.
[456]
См. Gardenfors P. Knowledge in Flux... – P. 60-66.
[457]
Академический скептицизм (который в нашей философии не совсем удачно, а также
исторически и терминологически не вполне адекватно, часто называют "агностицизмом")
необходимо отличать от скептицизма пирроновского толка, который, не отрицая в целом
возможности знания, обращает внимание на принципиальную погрешимость любого нашего
утверждения и отстаивает невозможность выработки четких и несомненных критериев,
разграничивающих истину и ложь (ср.: Bernecker, S. and F. Dretske (eds.). Knowledge. Readings in
Contemporary Epistemology, Oxford University Press, 2000. – P.301).
[458]
См. Bernecker, S. and F. Dretske (eds.). Knowledge. Readings in Contemporary Epistemology,
Oxford University Press, 2000. – P.301.
[459]
Этот последний аргумент получил в современной аналитической философии обозначение
"мозги в бочке", поскольку он иногда формулируется в форме своего рода мысленного
эксперимента, утверждающего, что опыт, поставляемый нашими органами чувств, вполне
совместим с "опытом" лишенного тела и помещенного в особую питательную среду мозга,
нервные окончания которого подключены к своего рода суперкомпьютеру, который имитирует
(моделирует) внешнюю реальность. Каким образом, – спрашивает скептик, – можем мы доказать,
что мы не являемся такими "мозгами в бочке"? Изложение и детальную критику этого аргумента
см.: Putnam, H. Brains in a Vat // Reason, Truth and History, Cambridge, Cambridge University Press,
1981. – P.1-21.
[460]
Ibid. – P.302.
[461]
См. Kripke, S. Naming and Necessity, Cambridge, MA., Harvard University Press, 1980.
[462]
White A. Truth. Anchor Books, Doubleday. Garden City, N.Y. 1970. P. ix.
[463]
См.: Rescher N. The Coherence Theory of Truth. Ox., 1973.
[464]
См.: Ayer A.J. 'The Criterion of Truth' — Analysis, v.3, No.3, Jan.1936.
[465]
См.: Chisholm R. Theory of Knowledge. Englewood Cliffs, 1977.
[466]
Devitt M. Realism and Truth. Princeton, N.J. 2nd ed., 1997. P. 26.
[467]
Если обоснованными, то, очевидно, токенами полаганий. В дальнейшем при обсуждении этой
предполагаемой эквивалентности я буду опускать "токены" также для предложений, высказываний
и т.п.
[468]
См., напр.: Austin J.L. 'Truth' — Proceedings of the Aristotelian Society, Suppl. XXIV (1950), pp. 111-
128; Strawson P. 'Truth' — Ibid., pp. 129-156.
[469]
См.: Moore G.E. Some Main Problems of Philosophy. L., 1953. Ch. 14.
[470]
См.: Devitt M. Realism and Truth. P. 26.
[471]
См.: Kripke S. Naming and Necessity. 2nd ed. Cambridge MA, 1980.
[472]
См.: Donnelan K. 'Proper Names and Identifying Descriptions' — In: Davidson D., Harman G. (eds)
Semantics of Natural Language. Dordrecht, 1972.
[473]
См.: Putnam H. Mind, Language and Reality. Philosophical Papers, Vol. 2. Cambridge University
Press, 1975.
[474]
См.: Goldman A. Epistemology and Cognition. Cambridge MA, 1986.
[475]
См.: Dretske F. Knowledge and the Flow of Information. Cambridge MA, 1981.
[476]
См.: Nozick R. Philosophical Explanations. Cambridge MA, 1981.
[477]
См.: Papineau D. Reality and Representation. Ox., 1987.
[478]
См.: Millikan R. Language, Thought and Other Biological Categories: New Foundations for Realism.
Cambridge MA, 1984.
[479]
О некоторых из них см.: Лебедев М.В., Черняк А.З. Онтологические проблемы референции. М.,
2000; Devitt M. Realism and Truth.
[480]
Аристотель. Метафизика. Кн. 7, гл.7 (1011b), 25-28. Cобр. соч., т.1, М., 1976. С.141.
[481]
Putnam H. The Meaning of Meaning — In: Mind, Language, and Reality. P. 236.
[482]
См.: Ramsey F.P. 'Facts and Propositions' — In: The Foundations of Mathematics. L., 1931.
[483]
Ayer A.J. 'The Criterion of Truth' — Analysis, v.3, No.3, Jan.1936. Pp.28-29. См. также: Ayer A.J.
Language, Truth, and Logic. 2nd ed. L., 1946. Ch. 5.
[484]
Quine W.V. Philosophy of Logic. Englewood Cliffs, Prentice Hall. 1970. Р. 10.
[485]
См.: Leeds S. 'Theories of Reference and Truth' — Erkenntnis 13, 1978. Pp. 111-129.
[486]
См.: Horwich P. Truth. Oxford, 1990.
[487]
См.: Grover D., Camp J., Belnap N. 'A Prosentential Theory of Truth' — In: Philosophical Studies, 27,
1975; Grover D. A Prosentential Theory of Truth. Princeton, N.J. 1992.
[488]
См.: Brandom R. 'Pragmatism, Phenomenalism, and Truth Talk' — In: French P., Uehling T.,
Wettstein H. (eds) Midwest Studies in Philosophy, vol. XII: Realism and Antirealism. Minneapolis, 1988.
Pp. 75-93.
[489]
См.: Dummet M. 'Truth' — In: Truth and Other Enigmas. Cambridge MA, 1978, pp. 1-25.
[490]
См.: Stoljar D. Deflationary Theory of Truth. URL: http://plato.stanford.edu/entries/truth-deflationary
[491]
Horwich P. Truth. Р. 2.
[492]
Devitt M. Realism and Truth. P. 32.
[493]
См.: Peirce C.S., 5.53, 5.565. Цитаты по изданию: Collected Papers of Charles Sanders Peirce.
Vols. 1-8. Cambridge MA, 1931-1958.
[494]
Peirce C.S., 7.319.
[495]
Dewey D. Reconstruction in Philosophy. N.Y., 1920. Ch. 6.
[496]
См.: Rorty R.' The World Well Lost' — Journal of Philosophy, 69, 1972. Pp. 649-666.
[497]
Peirce C.S., 8.12.
[498]
Возможно, и Пирс, и плехановцы были равно привлечены сциентистской окраской гносеологии
Когена, где идея бесконечного приближения к истине подчеркнуто параллельна математической
теории бесконечно малых чисел и, таким образом, восходит далее к Ньютону и Лейбницу.
[499]
Peirce C.S., 5.565.
[500]
См.: Peirce C.S., 5.384; Peirce C.S. Selected Writings. N.Y., 1966. P. 398.
[501]
См.: Peirce C.S., 2.138, 2.141-142, 2.775.
[502]
Peirce C.S., 5.408; см. также 5.257, 7.336.
[503]
Peirce C.S., 8.15.
[504]
См.: Kirkham R. Theories of Truth. P. 85.
[505]
См.: Gupta A. "Truth and Paradox" — Journal of Philosophical Logic, 1982, 11, рр. 1 – 60; Gupta A.
and Belnap N. The Revision Theory of Truth. Cambridge MA: The MIT Press, 1993; Herzberger Н. "Notes
on Naive Semantics" — Journal of Philosophical Logic, 1982, 11, рр. 61 – 102; Herzberger H. "Naive
Semantics and the Liar Paradox" — Journal of Philosophy, 1982, 79, рр. 479 – 97; Martin R. (ed.) Recent
Essays on Truth and the Liar Paradox. Oxford: Oxford University Press, 1984.
[506]
В русской логической терминоглогии принято вместо "бикондиционал" употреблять термин
"эквивалентность".
[507]
См.: Meiland J. Concepts of Relative Truth. — The Monist, 60 (1977).
[508]
См.: Swoyer C. "True for". — In: Meiland J., Krausz M. (eds.) Relativism: Cognitive and Moral. Notre
Dame, 1982. P. 84.
[509]
Meiland J. Concepts of Relative Truth. P. 572-573.
[510]
Ibid, р. 574.
[511]
См.: Siegel H. Relativism Refuted: A Critique of Contemporary Epistemological Relativism. Dordrecht,
1987. Рр. 13 - 14
[512]
См.: Davson-Galle P. The Possibility of Relative Truth. Avebury Series in Philosophy, Aldershot,
1998.
[513]
См.: Linsky L. Natural Kinds and Natural Kinds Terms. Stanford, 1975. Рр. 7-35.
[514]
См.: Siegel H. Relativism Refuted: A Critique of Contemporary Epistemological Relativism. Р. 12.
[515]
См.: Edwards S. Relativism, Conceptual Schemes and Categorial Frameworks. Avebury Series in
Philosophy, Aldershot, 1990.
[516]
См.: Davidson D. On the Very Idea of a Conceptual Scheme. — Inquiries into Truth and
Interpretation. Ox., 1984. Pp. 183-198.
[517]
См.: Swoyer C. "True for". P. 92.
[518]
См.: Лебедев М. В., Черняк А. З. Конвенция: опыт генетического анализа. — Философские
исследования, 1996, № 3.
[519]
См.: Putnam H. Reason, Truth and History. Cambridge Mass., 1981. Р. 115.
[520]
См.: Meiland J. On the Paradox of Cognitive Relativism. — Metaphilosophy, 11, (1980). Рp. 115-126.
[521]
Davson-Galle P. Neo-Meilandian Truth-Relativism of a Weak Sort. Electronic Journal of Analytic
Philosophy, 2:1, 1994. [38]
[522]
См.: Davidson D. A Nice Derangement of Epitaphs. — In: Lepore E. (ed.) Truth and Interpretation:
Perspectives on the Philosophy of Donald Davidson. Ox., 1986. P. 434.
[523]
См.: Edwards S. Relativism, Conceptual Schemes and Categorial Frameworks; Davson-Galle P. The
Possibility of Relative Truth.
[524]
См.: Walker R.S. The Coherence Theory of Truth. L. — N.Y.: Routledge, 1989.
[525]
Эпистемологическая позиция Куайна вообще довольно часто описывается как когерентистская,
хотя другие ее признаки, особенно требование, что эпистемология должна быть натурализована
(редуцирована до психологии) позволяют отнести ее скорее к некоторой версии
фундаментализма.
[526]
Коллингвуд Р. Автобиография. Идея истории. М., 1989. С.151.
[527]
Russell B. 'On the Nature of Truth' — Proceedings of the Aristotelian Society VII, 1906-7, pp. 33-34.
[528]
См.: BonJour L. The Structure of Empirical Knowledge. Cambridge, 1985. Pp. 93-100.
[529]
Термин был введен Муром для выражения отношения вида "Если А истинно, то В истинно",
отличного от материальной импликации.
[530]
См.: Young J.O. Global Anti-realism. Avebury, Aldershot, 1995.
[531]
См.: Putnam H. Reason, Truth and History. Cambridge, 1981.
[532]
См.: Blanshard B. The Nature of Thought. L., 1939.
[533]
См.: Lebedev M. Coherence Theory of Truth and the Realist/Anti-Realist Controversy. —
Proceedings of the III European Congress of Analytic Philosophy. Maribor, 1999.
[534]
См.: Blanshard B. The Nature of Thought.
[535]
См.: Young J.O. Coherence Theory of Truth. — In: Stanford Encyclopedia of Philosophy. URL:
http://plato.stanford.edu/entries/truth-coherence/
[536]
См.: White A.R. Truth. Anchor Books, Doubleday. Garden City NY, 1970. Pp. 109-122.
[537]
См.: Davidson D. A Coherence Theory of Truth and Knowledge. — In: LePore E. (ed.) Truth And
Interpretation. Perspectives on the Philosophy of Donald Davidson. Ox., 1986. Рр. 307-319.
[538]
См.: Fumerton R. Metaepistemology and Skepticism. Lanham, Maryland, 1995. P. 142.
[539]
См.: Resher N. The Coherence Theory of Truth. Ox., 1973. Pp. 1-4.
[540]
Davidson D. A Coherence Theory of Truth and Knowledge. — In: Truth and Interpretation, ed. by E.
Lepore. Ox., 1986. P. 307.
[541]
Я употребляю этот термин, объединяя иногда разводимые в англоязычной литературе понятия
justification и warrant. Употребление последнего (например, в известной одноименной книге Алвина
Плантинги) призвано отличить некоторое строгое эпистемологическое обоснование — "гарантию"
— от бытового, житейского; т.е. это примерно такое же различение, как между языком теории и
обыденным языком. Так, в приведенном примере со светом в соседской квартире (вообще в
примерах Гетье) у нас было такое бытовое обоснование, но не было эпистемологической
гарантии. В дальнейшем, говоря об обосновании, будем иметь в виду, что мы берем его именно в
строгом смысле, предъявляя к нему те же требования, что и к хорошей научной теории — прежде
всего требование эксплицитности логической формы.
[542]
Rorty R. Philosophy and the Mirror of Nature. Princeton, N.J., 1979. P. 280. (рус.пер. — с. 218-219).
[543]
См.: Davidson D. 'The Structure and Content of Truth' — Journal of Philosophy, 87, 1990, рр. 307-
308
[544]
См.: Rorty R. Consequences of Pragmatism. Minneapolis, 1982. Pp. xxv - xxviii.
[545]
См.: Kirkham R. Theories of Truth. P.52.
[546]
См.: Grattan-Guinness I. 'On Popper's Use of Tarski's Theory of Truth' — Philosophia 14, 1984,
pp.129-135.
[547]
См.: Harman G. 'The Inference to the Best Explanation' — Philosophical Review 74, 1965, pp. 88 –
95; Harman G. Thought. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1973, pp.155-173.
[548]

<< Предыдущая

стр. 118
(из 121 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>