<< Предыдущая

стр. 120
(из 121 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

[637]
Цит. по: Апель К.-О. Трансформация философии. С. 242.
[638]
См.: T. Nagel, ‘What Is It Like to Be a Bat?’, Philosophical Review, 83:4, 1974, 435 – 36.
[639]
В принципе можно понятия психического и ментального могут различаться своими объемами:
например, существует тенденция ограничивать объем ментального только когнитивными
процессами. Можно исходить из того, что ментальные процессы или состояния суть только те,
которые имеют дело с мышлением, интеллектуальными способностями, познанием и тому
подобным, но не включают все остальные виды процессов, состояний и свойств, относящихся к
сфер психического, таких, например, как ощущения или чувства. Мы, однако, не будем здесь
следовать какому-то подобному строгому разграничению, полагая, что, даже в том случае, если
«ментальное» понимается как синоним «психического» и психофизическая проблема включает
проблему связи сознания с материальным миром, эта проблема приобретает именно те черты,
которые вызывают наибольший философский интерес, какой бы широкий объем психического по
сравнению с ментальным мы ни допускали.
[640]
Ср. в этой связи, в частности: Э. Гуссерль, «Феноменология внутреннего сознания времени»,
Гнозис, М., 1994.
[641]
Правда в этом случае концепция интроспекции сближает психологию с абстрактными
дисциплинами и философией.
[642]
«Четвертый ответ Арно».
[643]
«Принципы философии».
[644]
«Опыт о человеческом разумении», книга вторая, глава 1.
[645]
Письмо к Арно.
[646]
«Опыт о человеческом разумении», § 19.
[647]
См.: G. Guzeldere, “Approaching Consciousness” (“The Many Faces of Consciousness: A Field
Guide”), The Nature of Consciousness, N. Block, O. Flanagan, G. Guzeldere (eds.), A Bradford Book,
The MIT Press, Cambridge, Masachusetts, 1997, 12 – 13.
[648]
См. описание этого спора там же, 14.
[649]
Churchland, P. S., ‘Consciousness: The Transmutation of a Concept’, Pacific Philosophical Quarterly,
64, 1983, 80.
[650]
W. James, ‘Does ‘Consciousness’ Exist?’, перепечатано с оригинального издания 1904 года в:
Essays in Radical Empiricism, R. B. Perry (ed.), N.-Y.: Dutton and Co., 4.
[651]
Г. Райл, Понятие сознания, ДИК, Идея-Пресс, 1999.
[652]
Ср. в этой связи критику концепции правила Л. Виттгенштейном («Философские
исследования»).
[653]
Можно разделять в этом вопросе и радикальную позицию, определяя все предикаты как
диспозиционные, включая и такие, как «растворился», поскольку и они могут быть
перефразированы в терминах, обозначающих некие более «атомарные» события – например,
событие восприятия сахара растворенным на некоем промежутке времени; ср.: Б. Рассел,
Человеческое познание: его сфера и границы, «Ника-Центр», «Вист-С», Киев, 1997, 93 – 95.
[654]
J. B. Watson, ‘Psychology as the Behaviorist Views It’, Psychological Review 20, 1913, 158 – 77.
[655]
J. B. Watson, Behaviorism, N.-Y., Norton and Co., 1970, оригинальное издание – 1924.
[656]
B. F. Skinner, Science and Human Behavior, N.-Y., Macmillan, 1953, p. 28.
[657]
K. S. Lashley, ‘The Behavioristic Interpretation of Consciousness: I’, The Psychological Review, 30:4,
1923, 341.
[658]
E. Holt, The Freudian Wish and Its Place in Ethics, N.-Y.: Henry Holt, 1915.
[659]
E. Tolman, ‘A Behaviorist’s Definition of Consciousness’, The Psychological Review 34, 1927, 435.
[660]
B. F. Skinner, Science and Human Behavior, N.-Y., Macmillan, 1953, 35.
[661]
И даже так: если наш обычный психологический дискурс не имеет своим референтом
поведение, он должен быть реформирован в соответствие с научными требованиями.
[662]
C. G. Hempel, “The Logical Analysis of Psychology”, первое англоязычное издание – в: H. Feigl,
W. Sellars (eds.), Readings in Philosophical Analysis, N.-Y.: Appleton-Century-Crofts, 1949, 373 – 384.
[663]
Там же, сноска 1 в переработанном варианте статьи, в: N. Block (ed.), Readings in Philosophy of
Psychology, V. 1, Harvard University Press, Cambridge, Massachusetts, 1980, 22.
[664]
Там же, 20 – 21.
[665]
H. Putnam, ‘Brains and Behavior’, R. J. Butler (ed.), Analytical Philosophy, vol. 2, Oxford, Blackwell,
1965.
[666]
Это – так сказать, постпозитивистские коррективы, на которые необходимо делать скидку в
обсуждении проблем метода.
[667]
B. F. Skinner, Behavior of Organisms, N.-Y.: Appleton-Century-Crofts, 1938, 9.
[668]
См.: N. Chomsky, ‘A Review of B. F. Sckinner`s Verbal Behavior’, Language 35, no. 1, 1959, 26 – 58.
[669]
Подробнее критику этого рода см. в: N. Block, J. Fodor, ‘What Psychological States Are Not’,
Philosophical Review 81, no. 2, 1972, 159 – 181.
[670]
См.: D. M. Armstrong, ‘The Nature of Mind’, C. V. Brost (ed.), The Mind/Brain Identity Theory,
London, Macmillan, 1970, 67 – 79.
[671]
Там же, 77 – 79.
[672]
См., например: T. Nagel, ‘Armstrong on the Mind’, Philosophical Review 79, 1970, 394 – 403.
[673]
В классическом варианте критерия это – все возможные контексты; но его можно и ослабить,
оставив в релевантном синонимии объеме только определенный класс контекстов. Для случая
психофизической редукции в качестве такого интересного класса контекстов принимается класс
контекстов объяснения.
[674]
H. Putnam, ‘Philosophy and Our Mental Life’, Mind, Language, and Reality: Philosophical Papers, vol.
2, London, Cambridge University Press, 1975, 291 – 303.
[675]
Последняя включает в себя обычно совпадение условий истинности и логических импликаций.
[676]
См.: Д. Локк, Опыт о человеческом разумении, книга 3, особенно, глава 4.
[677]
Локк иллюстрирует это примером решения вопроса о том, являются ли летучие мыши птицами,
в разделе 7 главы 11, третьей книги Опытов. Экспозицию этой проблемы применительно к
современной философской ситуации см.: R. Boyd, ‘Materialism without Reductionism: What
Physicalism Does Not Entail’, N. Block (ed.), Readings in Philosophy of Psychology, V. 1, Harvard
University Press, Cambridge, Massachusetts, 1980, 67 – 106.
[678]
См.: S. Kripke, ‘Naming and Necessity’, D. Davidson, G. Harman (eds.), Semantics of Natural
Language, Dordrecht: Reidel, 1972, 253 – 355.
[679]
R. Boyd, ‘Materialism without Reductionism: What Physicalism Does Not Entail’, N. Block (ed.),
Readings in Philosophy of Psychology, V. 1, Harvard University Press, Cambridge, Massachusetts, 1980,
82 – 83.
[680]
S. Kripke, Naming and Necessity, Cambridge: Harvard University Press, 1980.
[681]
См.: R. Boyd, ‘Materialism without Reductionism: What Physicalism Does Not Entail’, N. Block (ed.),
Readings in Philosophy of Psychology, V. 1, Harvard University Press, Cambridge, Massachusetts, 1980,
84.
[682]
Заметим, что не только тождество токенов может не предполагать тождество типов, но и
тождество типов, предположительно, может не иметь своим необходимым следствием тождество
всех релевантных токенов.
[683]
D. Davidson, ‘Mental Events’, L. Foster, J. W. Swanson (eds.), Experience and Theory, Amherst:
University of Massachusetts Press, 1970, 79 – 101.
[684]
См. обсуждение различных концепций не редуктивной зависимости в: Brian P. McLaughlin,
‘Varieties of supervenience’, Savellos and Yalcin (eds.), Supervenience, Cambridge University Press,
1995.
[685]
D. Davidson, ‘Mental Events’, L. Foster, J. W. Swanson (eds.), Experience and Theory, Amherst:
University of Massachusetts Press, 1970, 87.
[686]
См.: Н. Гудмен, «Факт, фантазия и предсказание», Н. Гудмен, Способы создания миров, М.
Праксис, 2001, 90 (и далее).
[687]
D. Davidson, ‘Mental Events’, L. Foster, J. W. Swanson (eds.), Experience and Theory, Amherst:
University of Massachusetts Press, 1970, 90 – 91.
[688]
R. Boyd, ‘Materialism without Reductionism: What Physicalism Does Not Entail’, N. Block (ed.),
Readings in Philosophy of Psychology, V. 1, Harvard University Press, Cambridge, Massachusetts, 1980,
87 – 88.
[689]
Там же, 94.
[690]
См. там же: 99 – 100.
[691]
Там же, 101.
[692]
См.: N. Block, ‘What is Functionalism?’, N. Block (ed.), Readings in Philosophy of Psychology, V. 1,
Harvard University Press, Cambridge, Massachusetts, 1980.
[693]
G. Mandler, ‘Consciousness: Respectable, Useful, and Probably Necessary’, R. Solso (ed.),
Information Processing and Cognition: The Loyola Symposium, Hillsdale: Erlbaum Press, 1975, 229.
[694]
Ср.: G. Guzeldere, “Approaching Consciousness” (“The Many Faces of Consciousness: A Field
Guide”), The Nature of Consciousness, N. Block, O. Flanagan, G. Guzeldere (eds.), A Bradford Book,
The MIT Press, Cambridge, Masachusetts, 1997, 17.
[695]
T. Shallice, ‘Dual Funсtions of Consciousness’, The Psychological Review, 79:5, 1972, 383 – 393.
[696]
См.: G. Guzeldere, “Approaching Consciousness” (“The Many Faces of Consciousness: A Field
Guide”), The Nature of Consciousness, N. Block, O. Flanagan, G. Guzeldere (eds.), A Bradford Book,
The MIT Press, Cambridge, Masachusetts, 1997, 18.
[697]
D. Lewis, ‘An Argument for the Identity Theory’, Journal of Philosophy, 63, 1, 1966, 166.
[698]
D. M. Armstrong, ‘The Causal Theory of the Mind’, Neue Heft fur Philosophie, no. 11, 1977, 88.
[699]
См.: N. Block, ‘What is Functionalism?’, N. Block (ed.), Readings in Philosophy of Psychology, V. 1,
Harvard University Press, Cambridge, Massachusetts, 1980, 175 – 177.
[700]
Там же, 177 и далее.
[701]
D. Lewis, ‘Psychophysical and Theoretical Identifications’, Australasian Journal of Philosophy 50,
1972, 249 – 258.
[702]
D. Lewis, ‘Mad Pain and Martian Pain’, Readings in Philosophy of Psychology, V. 1, Harvard
University Press, Cambridge, Massachusetts, 1980, 216 – 222.
[703]
D. Lewis, ‘Psychophysical and Theoretical Identifications’, Readings in Philosophy of Psychology, V.
1, Harvard University Press, Cambridge, Massachusetts, 1980, 208 – 209.
[704]
D. Armstrong, ‘The Nature of Mind’, C. V. Brost (ed.), The Mind/Brain Identity Theory, London,
Macmillan, 1970, 67 – 79.
[705]
В: H. Putnam, ‘The Nature of Mental States’, W. H. Capitan and D. D. Merrill (eds.), Art, Mind, and
Religion, Pittsburgh, University of Pittsburgh Press, 1967, 37 – 48.
[706]
Jaegwon Kim, ‘Physicalism and the Multiple Realisability of Mental States’, “Phenomenal Properties,
Psychophysical Laws, and the Identity Theory”, Monist 56, no. 2, 1972, 177 – 192.
[707]
N. Block, ‘Troubles with Functionalism’, C. W. Savage (ed.), Perception and Cognition. Issues in the
Foundations of Psychology, Minnesota Studies in the Philosophy of Science, vol. 9, Minneapolis:
University of Minnesota Press, 1978, 261 – 325.
[708]
S. Shoemaker, ‘Functionalism and Qualia’, Philosophical Studies 27, 1975, 291 – 315.
[709]
Критик может счесть не вполне убедительным этот переход от качественных характеров к
качественным состояниям: почему иметь определенный качественный характер, находясь в том
или ином ментальном состоянии, должно означать нахождение в определенном качественном
состоянии?
[710]
N. Block and J. Fodor, ‘What Psychological States Are Not?’, Philosophical Review 81, no. 2, 1972,
159 – 181.
[711]
N. Block, ‘Troubles with Functionalism’, C. W. Savage (ed.), Perception and Cognition. Issues in the
Foundations of Psychology, Minnesota Studies in the Philosophy of Science, vol. 9, Minneapolis:
University of Minnesota Press, 1978, 261 – 325.
[712]
См.: J. Fodor, The Language of Thought, N. Y. Crowell, 1975, особенно: Ch. 2.
[713]
M. Tye, ‘A Representational Theory of Pains and their Phenomenal Character’, J. Tomberlin (ed.),
Philosophical Perspectives, Vol. 9, Atascadero: Ridgeview Publishing Co., 1990, 236.
[714]
См.: M. Davis, ‘Externalism and Experience’, A. Clark, J. Ezquerro, and J. M. Larrazabal, Philosophy
And Cognitive Science: Categories, Consciousness, and Reasoning, Dordrecht: Kluwer Academic
Publishers, 1996, 1 – 33.
[715]
C. Peacocke, A Study of Concepts, Cambridge, MA.: MIT Press, 1992, 61 – 62.
[716]
G. Evans, The Varieties of Reference, Oxford, Oxford University Press, 1982, 104, n. 22.
[717]
См.: N. Block, ‘Mental Pictures and Cognitive Science’, Philosophical Review, 93, 1983, 499 – 542.
[718]
См.: M. Tye, ‘A Representational Theory of Pains and their Phenomenal Character’, J. Tomberlin
(ed.), Philosophical Perspectives, Vol. 9, Atascadero: Ridgeview Publishing Co., 1990.
[719]
Там же, 225.
[720]
C. Peacocke, ‘Sensation and Content of Experience: A Distinction’, Sense and Content, Oxford:
Clarendon Press, 1983, 4 – 26.
[721]
J. Hintikka, ‘Information, Causality and the Logic of Perception’, The Intentions of Intentionality and
Other New Models for Modality, Dordrecht: Reidel, 1975, 60.
[722]
См.: C. Peacocke, ‘Sensation and Content of Experience: A Distinction’, Sense and Content, Oxford:
Clarendon Press, 1983, 4 – 26.
[723]
F. Brentano, Psychology from an Empirical Sandpoint, N. Y., Humanities Press, 1973 (оригинальное
издание 1874 г.), 88 – 89, 121.
[724]
J. Fodor, ‘Too hard for our kind of mind?’, London Review of Books, 13:12, 1991, 12.
[725]
D. Searle, The Rediscovery of the Mind, Cambridge: MIT Press, 1992, 132.
[726]
Более подробную экспозицию этих споров см.: G. Guzeldere, “Approaching Consciousness” (“The
Many Faces of Consciousness: A Field Guide”), The Nature of Consciousness, N. Block, O. Flanagan, G.
Guzeldere (eds.), A Bradford Book, The MIT Press, Cambridge, Masachusetts, 1997, 22 – 23.
[727]
L. Wittgenstein, The Blue and Brown Books, Basil Blackwell, Oxford, 1958, 172 – 173.
[728]
Такую классификацию предлагает: C. McGinn, ‘Consciousness and Content’, The Nature of
Consciousness, N. Block, O. Flanagan, G. Guzeldere (eds.), A Bradford Book, The MIT Press,
Cambridge, Masachusetts, 1997, 295 – 307.
[729]

<< Предыдущая

стр. 120
(из 121 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>