<< Предыдущая

стр. 108
(из 140 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Статьи и выступления. М.: Республика, 1993. С. 232.
2
Хайдеггер М. Поворот // Там же. С. 253.
3
Хайдеггер М. Вопрос о технике. С. 234.
598 Ю. М. РОМАНЁНКО. БЫТИЕ И ЕСТЕСТВО

Осознание опасности уже дает возможность увидеть «ростки
спасительного». Сама мысль об опасности техники производит некий
«поворот» в отношении человека к природе. И этот «поворот»
находится в самой природе, сущность которой как раз и заключается
в постоянном оборачивании к своему основанию.
Понятие «поворот» очень важно для творческого мышления
Хайдеггера; ему он посвятил одноименную работу, где утверждается
следующее: «Существо постава есть опасность к а к таковая. Опас­
ность заключается в том, что бытие в за-бывании его существа
отворачивается от этого существа и тем самым оборачивается против
истины своего существа. В сфере опасности правит этот еще не
осмысленный поворот. В существе опасности таится поэтому воз­
можность и такого поворота, когда забывание существа бытия обер­
нется той своей стороной, когда вместе с этим поворотом истина
бытия в его существе вернется в область сущего.
Скорее всего, однако, этот поворот, превращающий забывание
бытия в хранение истины бытия, совершится только тогда, когда
опасность, обратимая в своей потаенной сути, впервые наконец
выйдет на свет в качестве опасности, к а к а я она есть. Возможно,
мы уже стоим под надвигающейся тенью события этого поворота.
Как и когда он совершится в нашей истории, не знает никто. Да
и нет нужды знать о таких вещах. Знание этого рода было бы даже
гибельным для человека, коль скоро его существо в том, чтобы
быть хранителем, который ходит за существом бытия, обдуманно
оберегая его. Только когда человек как пастух бытия ходит за
истиной бытия, он может желать и ждать прихода события бытия,
1
не опускаясь до пустой любознательности».
Мотив обращения четко держится в мысли Хайдеггера: «Когда
опасность постава выступает к а к опасность, вместе с таким пово­
2
ротом забывание оборачивается хранением бытия, событием мира».
Воздействуя на природу экспериментально-технически, человек
рассекает двоицу естества в намерении достичь единое бытие, по­
вторив креативный акт Перво-Творца. Но на самом деле он еще
дальше отворачивает себя от истины бытия. Следовательно, мыш­
ление должно найти точку опоры и приложить усилие к развороту
в ином направлении, адекватном движущей силе самой природы
скрывания-раскрывания бытия: «Если среди грозящей нам опас­
ности совершится такой поворот, он сможет произойти без посред­
ников. Ибо рядом с бытием нет ничего подобного ему. Оно не
подлежит воздействию со стороны и не действует само. Никогда
бытие не включено в рамки причинно-следственных взаимосвязей.
Способу, к а к и м оно, бытие само по себе, посылает нам себя, не

1
Хайдеггер М. Поворот. С. 255.
2
Там же. С. 256.
КНИГА II. ГЛАВА 3. § 2. ?. ХАЙДЕГГЕР 599

предшествует никакая причина в порядке бытия, равно как из него
1
не вытекает никакого следствия для бытия».
Истина бытия потаена в кругообращении природы, и высветле­
ние этой истины возможно при следовании направлению этого
естественного кругообращения. Только таким образом, свершив
полный круг своего осуществления, природа может стать прозрач­
ной для узрения бытия. И это спонтанное раскрытие может про­
изойти для человека лишь непроизвольно. А точнее — при задей­
ствовании воли к воздержанию от воли к власти над природой.
Истина приходит сама, нужно только найти силы дождаться ее
прихода. Хайдеггер припоминает платоновский момент «вдруг»:
«Резко и внезапно являя свою истинную суть, потаенность, сбыва­
ется бытие, определяя этим событием свою эпоху. Мы не должны
поэтому забывать: Поворот, превращающий опасность в спасение,
совершится вдруг. При этом повороте внезапно высветлится свет
бытийной сути. Внезапное просветление есть молниеносная озарен­
ность. Она являет себя в принесенной и явленной ею прозрачности.
Когда при повороте опасности молниеносно озарится истина бытия,
высветится существо бытия. Тогда возвратится истина бытийной
сути». 2
Смыслообразующее отношение понятий «бытие» и «естество»,
равно к а к и онтологии и метафизики, становится понятным через
понятие «возвращение»: «Куда совершится такое возвращение? Ни­
куда более, как в само же бытие, пребывающее до сих пор в
забвении своей истины. Но само же бытие пребывает в качестве
существа техники. Существо техники есть постав. Возвращение в
бытие к а к событие поворота, обращающего забывание в хранение,
возвратит нас к существу нынешней эпохи бытия. Истинным су­
ществом никогда не бывает то или иное сущее. Что собственно
есть, т. е. живет и пребывает в истине к а к таковой, так это един­
ственно бытие. Только бытие "есть" к а к существо истины, только
в бытии и в качестве бытия сбывается то, что сказано словом "есть";
то, что есть — это бытие в его существе». 3 Или, позволим мы
уточнить выражение Хайдеггера — «бытие в его естестве».
Спекулятивный метод приводит Хайдеггера к пониманию есте­
ства как «живого зеркала» бытия. «Молниеносное озарение истины
бытия есть прозрение. Истину бытия мы осмысливали через све­
чение мира как зеркальную взаимоотраженность четверицы неба
и земли, смертного и божественного». 4 Последняя цитата отсылает
читателя к работе «Вещь», занимающей центральное положение в


' Там же.
2
Там же.
3
Там же.
1
Там же. С. 256-257.
600 Ю. ?. ?????????. БЫТИЕ И ЕСТЕСТВО

анализируемом нами тематическом разделе хайдеггеровского на­
следия.
В прорицательно-ясновидческой работе «Вещь» М. Хайдеггер
моделирует мир как основную тему философии, в свете четырех­
мерной структуры, состоящей из следующих моментов: божества,
смертные, небо и земля; а также дает феноменологическое описание
вещи как таковой, встроенной в систему направленных на нее
четырех зеркал, представляющих собой полюса четверицы мира.
«Земля и небо, божества и смертные, сами из себя единясь друг с
другом, взаимопринадлежат в односложности единой четверицы.
Каждый из четырех по-своему зеркально отсвечивает в своей соб­
ственной сути внутри единосложной простоты чертверых. Эта зер­
кальность — не изображение какого-то отображения. Зеркальность,
освещая каждого из четырех, дает их собственному существу сбыть­
ся в простом вручении себя друг другу. В этой своей осуществляюще-
освещающей зеркальности каждый из четырех играет на руку каж­
дому из остальных. Осуществляюще-вручающая зеркальность от­
пускает каждого из четверых на свободу его собственной сути, но
привязывает свободных к простоте их сущностной взаимопринад­
лежности.
Обязывающая свободой зеркальность — игра, вверяющая каж­
дого из четверых каждому, от складывающей поддержки взаимного
вручения. Ни один из четырех не окаменевает в своей специфической
отдельности. Каждый из четверых, скорее, разобособлен, внутри
их взаимной врученности, до своей собственной сути. В этом раз-
обособляющем взаимовручении собственной сути — зеркальная игра
1
четверицы. От нее — доверительность простого единства четырех».
Каждый из четырех полюсов мира, взятый обособленно, является
«неткой» — несуществующей возможностью видения. И только
нечаянная радость совпадения всех возможностей дарит одновре­
менное видение вещи к а к мира и мира как вещи. Это событие
сопровождается световыми эффектами — воссиянием, сверканием.
«Что станет вещью, сбудется из окружения зеркальной игры мира.
Только тогда — вероятно, внезапно — мир явится как мир, воссияет
тот круг, из которого выпростается в ладность своей односложной
простоты легкое окружение земли и неба, божеств и смертных». 2
Отношения в арифмологической четверице не являются отноше­
ниями изолированных арифметических единиц, насильственно под­
гоняемых в искусственных математических операциях к «четвер­
ке». Учение об онтологическо-метафизической четырехмерности ми­
ра отличается полнотой, формализованностью и наглядностью, и в

1
Хайдеггер М. Вещь // Историко-философский ежегодник'89. М.:
Наука, 1989. С. 278-279.
2
Там же, с. 280.
60]_
КНИГА II. ГЛАВА 3. § 2. ?. ХАЙДЕГГЕР

силу этих критериев претендует на истинность. Однако данная тема
не исчерпывается применением арифмологического метода, который
в ином отношении модифицируется в топологический метод.
Арифмологическая тетрактида топологически представлена
квадратом, в вершинах которого расположены полюса мира: небо,
земля, божества и смертные. Отношение между выделенными мо­
ментами, имеющими свое самостоятельное существование, прово­
дится по сторонам и диагоналям квадрата. Подобно тому как «ло­
гический квадрат» моделирует в логике отношения между сужде­
ниями и служит для наглядности и облегчающего запоминания,
так же и квадрат «мировой четверицы» используется Хаидеггером
для наглядного представления отношений между предметами он­
тологии и метафизики. В точке пересечения диагоналей квадрата
осуществляется имманентизация трансцендентных друг другу че­
тырех полюсов мира в чем-то едином. Это — то место, где вещь
дается в ее подлинности, феноменально свидетельствуя о бытии.
В точке пересечения диагоналей состоявшегося мирового квадрата
сбывается вещь как Вещность (а точнее и радикальнее — как
Вечность), что топологически преобразует квадрат в круг. Таково
решение Хаидеггером извечной проблемы «квадратуры круга» в
акте угадывающе-медитативного представления структуры Р а я .
Предлагаемая структура дает возможность соотнести онтологию
и метафизику. Попутно онтологической презентации бытия в свете
четверицы мира Хайдеггер оставляет место для воможной метафи­
зической экспликации естества. Дело в том, что когда Хайдеггер
говорит о «простой односложности мира», о «простом вручении
себя друг другу» каждого из четырех моментов мира вплоть до
«сияния их простоты», под словом «простота» подразумевается
«естественность» осуществления гармонии мира.
Напомним, что фундаментальным определением «фюсис», со­
гласно аристотелевской «Физике» (В-1) и хайдеггеровскому ком­
ментарию к ней, является естественная внутренняя «зеркальность»
природно сущего, т . е . некое «врожденное стремление к совпадению»
(метаболе) природно сущего с самим собой на фоне постоянных
превращений стихий, пронизывающих его и дающих живую энер­
гию, но не разрывающих (диа-боле) его до тех пор, пока сохраняется
его естественная простота. Задержимся на этой зеркальности «фю­
сис» и обратим внимание на настойчиво повторяемые Хаидеггером
в приведенных цитатах некие зеркальные эффекты, возникающие
в мировой четверице и свидетельствующие о гармонии между ее
моментами. Каждый из элементов четверицы определяется Хаидег­
гером в следующих образах:
«Земля растит и носит, питает, плодит, хранит воды и камни,
растения и животных».
??. ?. ?????????. БЫТИЕ И ЕСТЕСТВО
602

«Небо — это путь Солнца, бег Луны, блеск звезд, времена года,
свет и сумерки дня, тьма и ясность ночи, милость и негостепри­
имство погоды, череда облаков и синеющая глубь эфира».
«Божества — это намекающие посланцы божественности. Из
нее, потаенно правящей, является Бог в своем существе, которое
изымает его из всякого сравнения с присутствующим».
«Смертные — это люди. Они зовутся смертными, потому что
могут умирать. Умереть — значит осилить смерть как смерть. Толь­
ко человек умирает. Животное кончается. У него нет смерти ни
впереди него, ни позади него. Смерть есть ковчег Ничто — т. е. того,
что ни в каком отношении никогда не есть нечто просто сущее, но
что тем не менее существует, и даже — в качестве самого Бытия». 1
Все перечисленное находится в отношении непредставимого зер­
кального взаимоотражения, реализующего принцип «всеединст­
ва» — нераздельно-неслиянного присутствия всего во всем. Таин­
ственность гармонии мира связана каким-то образом с загадочно­
стью зеркала. Из текста ясно только, что оно обладает парадок­
сальным сочетанием исключающих друг друга свойств — способ­
ности отражать и одновременно быть прозрачным. Кроме этого,
данное зеркало является источником света. Подобные характерис­
тики, приписываемые естественному зеркалу, явно выделяют его
из класса привычных нам в быту искусственных зеркал, способных
отражать только внешний свет. «Скрещение существует к а к дающая
быть собой зеркальная игра четырех, односложно вверяющих себя
друг другу. Скрещение существует как мирение мира. Зеркальная
игра мира — хранящий хоровод. Потому и охватывает четверых
их хоровод не извне наподобие обруча. Хоровод этот — круг,
который окружает все, зеркально играя. Осуществляя, он проясняет
четверых до сияния их простоты. Своим воссиянием круг вручает
четверых, отовсюду открытых, загадке их существа. Собранное
существо кружащей так зеркальной игры мира есть само окружение.
В окружении зеркально-играющего круга четверо льнут к своему
единому и тем не менее всегда собственному существу. Так льнущие,
ладят они, ладно миря, мир». 2
В зеркальной нераздельной неслиянности (или, как говорит
Хайдеггер, в «разобособляющем взаимовручении») четверицы мира
естественно сбывается бытие. На основе такого понимания вырастает
вывод — онтология и метафизика взаимно конституируют друг
друга совместным применением методов спекуляции, арифмологии,
топологии и т. п., применявшихся в построеннии данной четверицы.
Предметные поля онтологии и метафизики зеркально пересекаются,
исчерпывая сферу философского знания. Образом данного пересе-

1
Хайдеггер М. Вещь. С. 278.
2
Там же. С. 279.
603
КНИГА II. ГЛАВА 3. § 2. ?. ХАИДЕГГЕР

чения, как это обнаруживается в тексте Хайдеггера, является крест
(«скрещение»).
Четырехконечный крест символизирует одоление смерти; шес­
тиконечный крест выражает смысл жизнетворения. Его структура
наводит на понимание таких нерационализируемых проблем онто­
логии и метафизики, как соотношение неподвижности и сдвига
Бытия, удвоения единого Бытия в зеркале диады Естества, взаимо­
отношения эманации и креации (вертикальная линия, естественно
пересекающая не-бытийный перепад между бытием Творца — верх­
нюю горизонтальную перекладину, и сдвинутым бытием сотворен­
ного существа — нижнюю наклонную перекладину). Данная
креативно-эманативная модель дает возможность онтологическо-

<< Предыдущая

стр. 108
(из 140 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>