<< Предыдущая

стр. 121
(из 140 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

ражения и тренирует тем самым ум; она возвышает, показывая,
что человек не просто часть природы, но созидатель мира свободы». 2
Мифопоэтическая метафизика к а к альтернатива рационально-
экспериментальному ее варианту предусматривается самим Кантом:
«Поэзия играет видимостью, которую порождает по своему усмот­
рению, не вводя, однако, в заблуждение, так как само свое занятие
она провозглашает лишь игрой, которая тем не менее может быть
целесообразно применена рассудком для его дела». 3


1
Гулыга А. А. Кант. М.: Соратник, 1994. С. 192.
2
Там же. С. 192.
3
Там же. С. 192.
668 Ю. БЫТИЕ И ЕСТЕСТВО
?. ?????????.

Философ Кант, осознавая недостаточность результатов своей
деятельности, обращается к своему ученику — поэту Фр. Боутер-
веку, пытавшемуся популяризовать кантовские взгляды: «Для рас­
пространения своих идей я всегда мечтал найти поэтическую натуру,
которая обладала бы способностью создать живую картину, соот­
ветствующую чистым понятиям рассудка, но не надеялся на это,
так к а к талант, соединяющий школьную точность в определении
понятий с блистательной популярностью, которую дает сила вооб­
ражения, попадается столь редко, что нельзя рассчитывать на бы­
1
струю встречу с ним».
В этих признаниях Канта открывается новая перспектива по­
нимания оснований и задач онтологии и метафизики. Кантовские
мечтания не оказались пустыми. Метафизика как поэтика мысле-
образов, действительно нуждающаяся в особом таланте, восполня­
ющем талант логического систематика, постоянно развивалась в
истории. В кантовское время эту задачу решали Шиллер и Гёте,
позднее Хайдеггер, у нас — Флоренский, Лосев и многие другие.
Онтология как разумное слово о бытии естественно отражается в
метафизике к а к своей живой картине.




1
Гулыга А. А. Кант. С. 195.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи




РОМАНЕНКО Юрий Михайлович



ОНТОЛОГИЯ И МЕТАФИЗИКА
КАК ТИПЫ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

специальность 09.00.01 —
онтология и теория познания




АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени
доктора философских наук




Санкт-Петербург
2000 г.
670 Ю. БЫТИЕ И ЕСТЕСТВО
?. ?????????.

Работа выполнена на кафедре онтологии и теории познания
философского факультета Санкт-Петербургского
государственного университета




Официальные оппоненты:

Доктор философских наук, профессор О. Е. Иванов

Доктор философских наук, профессор В. А. Карпунин

Доктор философских наук, профессор Г. Л. Тульчинский


Ведущая организация: Российский государственный педагоги­
ческий университет им. А. И. Герцена.

Защита состоится 27 июня 2000 г. в 16 часов на заседании
диссертационного совета Д. 063. 57. 0 1 . по защите диссертаций на
соискание ученой степени доктора философских наук в Санкт-
Петербургском государственном университете по адресу: 199034,
Санкт-Петербург, Менделеевская линия, д. 5, философский факуль­
тет.


С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке
Санкт-Петербургского государственного университета.



Автореферат разослан 25 мая 2000 г.




Ученый секретарь
диссертационного совета Л. М. Райкова
АВТОРЕФЕРАТ 671

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Обоснование темы и ее актуальность

История развития мышления, выражающего себя в слове, при­
вела к образованию понятий «онтология» и «метафизика», которые
представляют теоретическую часть философии. Изначально фило­
софия как «любовь к мудрости» возникла для обозначения внут­
ренне присущего человеку стремления к чему-то запредельному
для его обыденного опыта. Так Пифагор догадался придумать имя
«философия», дав ей возможность возникнуть в истории и удержать
присущее ей настроение и направленность, результатом чего стало
превращение философии в универсальный образ знания. Теорети­
ческая концептуализация философского стремления к трансцен­
дентному (и даже «прорыва» к нему, по выражению П. П. Гайденко)
принесла свои плоды в виде устойчивых форм познания человеком
смысла собственной жизни и сущности мира. Обобщение и систе­
матическое накопление подобного рода познавательных усилий со­
ставляет внутреннее содержание онтологии и метафизики. Уже в
XX веке М. Хайдеггер засвидетельствовал, что метафизика и он­
тология стали судьбой европейской мысли и культуры, а не просто
формальными обозначениями центральных философских дисцип­
лин. В настоящем исследовании делается попытка проследить про­
цессы возникновения, развития, функционирования и соотношения
онтологии и метафизики с точки зрения используемых в них методов
и формируемых в их тематических горизонтах типов знания. Ак­
туальность избранной темы заключается в освещении тех способов,
которыми онтология и метафизика реактуализируются в каждом
историческом интервале своего становления вплоть до нынешнего
дня. Наиболее интересным и трудным вопросом в рамках такого
исследования оказывается выяснение возможности самообоснова­
ния онтологии и метафизики собственными средствами. Разумеется,
философия получает и перерабатывает материал из таких разных
источников и форм отношения к действительности, как наука,
искусство, миф, религия, повседневный здравый смысл и т. д.
Однако она и автономна в формировании собственного вполне кон­
кретного предмета в своем вполне конкретном опыте. Какова спе­
цифика философского самоопределения, что изучают онтология и
метафизика, в чем состоит тождество и отличие их предметов?
Данные вопросы преследуют философию на протяжении всей ее
истории, оставаясь актуальными поныне. Постоянное обращение
философии к собственным основаниям, противоречиво восприни­
маемое с внешней точки зрения, осуществляется онтологией и
метафизикой, являясь исходным образом ее реактуализации в ис­
тории. Теоретическая фиксация данного образа присуща филосо-
672 Ю. М. РОМАН EH КО. БЫТИЕ И ЕСТЕСТВО

фии, в отличие от нефилософских познавательных форм. Самообо­
снованность философского знания значима не только для филосо­
фии, но и для окружающего ее комплекса конкретных наук, вы­
ступая для них методологическим образцом. Прежде чем проводить
обзор существующих вариантов онтологических и метафизических
концепций, сначала необходимо провести типологическое сопостав­
ление самих онтологии и метафизики в целостном философском
контексте. Без предварительного решения этих задач не могут быть
решены последующие насущные проблемы философии.

Состояние и степень разработанности проблемы

В отечественной философской литературе XX века отношение
к онтологии и метафизике радикально менялось на противополож­
ное как минимум дважды. В дореволюционных академических и
неинституциализированных направлениях философствования воз­
никли перспективные подходы к разрешению существенных про­
блем онтологии и метафизики, параллельно развиваемые и в ми­
ровом философском научном сообществе. В течениях «метафизики
всеединства», «софиологии», «ономатодоксии», трансцендентально-
феноменологической школы и др. разрабатывались оригинальные
проекты интерпретации философии, осваивался мировой опыт, и в
целом российские философы готовы были предложить самобытные
версии развития философского знания. В далеко не полный список
можно включить имена Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, В. С. Со­
ловьева, С. Н. и Е. Н. Трубецких, П. А. Флоренского, Г. Г. Шпета,
В. Ф. Эрна, Н. О. Лосского, С. Л. Франка и др., в произведениях
которых был достигнут тот уровень мышления, который называется
в мировой практике онтологическим и метафизическим. Проблемы
свободы и творчества, смысла бытия, онтологического статуса по­
нятия «ничто», смерти и бессмертия, природы и общества, крити­
ческого познания определяют круг интересов в трудах отечествен­
ных мыслителей.
В советский период «онтология» и «метафизика» были пред­
ставлены в контексте марксистско-ленинской философии в образе
диалектического и исторического материализма, явно или косвенно
использующего основные онтолого-метафизические принципы, ка­
тегории и методы. В интересующем нас отношении, делая поправки
на время, в работах советских философов были разработаны клю­
чевые вопросы собственно онтологии и метафизики, несмотря на
то, что метафизика трактовалась тогда как антидиалектический
метод, а основное понятие онтологии — бытие — замещалось аб­
солютизированной категорией материи. В произведениях Г. С. Ба-
тищева, В. С. Библера, Ю. М. Бородая, Ф. Ф. Вяккерева, П. П. Гай-
денко, Э. В. Ильенкова, В. А. Лекторского, А. Ф. Лосева, М. К. Ма-
АВТОРЕФЕРАТ 673

мардашвили, А. М. Мостепаненко, И. С. Нарского, В. И. Свидер-
ского и др. онтология и метафизика постепенно восстанавливались
в своих правах.
В последние годы состояние исследований характеризуется не­
определенностью статуса и содержательных рамок онтологии и
метафизики. Если онтология в настоящее время утверждена в ка­
честве ведущей философской специальности, то метафизика еще
подвержена скептической и критической оценкам, вызывая потреб­
ность изучить возможности ее научного и мировоззренческого по­
тенциала, выявить критерии реальности ее результатов, учитывая
ее прошлые и настоящие достижения. Сейчас накоплен большой
исторический и теоретический материал, с разных ракурсов гене­
рируются идеи, нуждающиеся в систематизации и классификации.
Обращают на себя внимание работы А. В. Ахутина, В. В. Бибихина,
А. Л. Доброхотова, Н. В. Мотрошиловой, А. П. Огурцова, В. А. По-
дороги, С. С. Хоружего и многих других, где, с одной стороны,
востребуется и продолжает развиваться отечественная традиция, с
другой стороны, учитываются достижения инноваций мировой фи­
лософии XX века. Что касается зарубежной философии, то здесь
трудно переоценить значение фундаментальных идей Н. Гартмана,
Э. Гуссерля, Г. Гадамера, Э. Жильсона, Э. Кассирера, Ж . - П . Сартра,
М. Хайдеггера, П. Тейяра де Шардена, М. Шелера и многих других,
уточнивших предметность онтологии и метафизики в научно-
теоретическом и мировоззренческом аспектах. Кардинально постав­
ленный М. Хайдеггером вопрос о Бытии и развернувшиеся вокруг
него дискуссии, вплоть до деконструкции «онто-лого-центризма»
Ж. Деррида, определяют духовную и интеллектуальную атмосферу
XX века. Критика онтологии и метафизики в позитивизме, марк­
сизме, научном материализме и иных направлениях, демаркирую­
щих философию и конкретно-научное знание, пошла им на пользу,
способствуя их самоопределению.

Методология, теоретические источники и
концептуальная основа исследования

Подход к исследуемому предмету определяется потребностью
целостного упорядочения философского знания в его самопроиз­
вольной творческой активности. Развитие философии основывается
на действии ее имманентных методов, открытых в историческом
процессе. Опорой исследования является принцип единства исто­
рического и теоретического (проявляющегося в онтологии к а к прин­
цип историзма бытия), применение которого служит воспроизвод­
ству и сохранению инвариантности предмета философии в его ис­
торических преобразованиях. В пределах обозначенной проблемы
автором предлагаются модификации таких традиционных философ-
674 Ю. БЫТИЕ И ЕСТЕСТВО
?. ?????????.

ских методов, как диалектика, феноменология, герменевтика. Оп­
ределяются эти модификации как экземплификационно-ономато-
логический и энергийно-арифмологический методы. Суть первого
состоит в приведении в процессе доказательного рассуждения при­
мера (поименованного экземпляра) как методического образца, фе­
номенологически выражающего присутствие сущностного в факти­
ческом; суть второго — в фиксации степеней и уровней целостности
философской системы. Немаловажную роль в исследовании имеет
изучение характеристик и возможностей спекулятивного метода,

<< Предыдущая

стр. 121
(из 140 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>