<< Предыдущая

стр. 122
(из 140 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

посредством которого онтология и метафизика осуществляют вза­
имную поддержку друг друга в их совместном намерении автоно-
мизировать философию. Исследование имеет сквозной характер,
включая в себя обзор и интерпретацию основных прецедентов он­
тологических и метафизических концепций в истории. Полнота
анализа и формализация полученных результатов достигаются вы­
ведением смысловых формул в виде категориальных схем, модели­
рующих онтологический и метафизический дискурсы в последова­
тельности исторических эпох.

Цель и задачи исследования

Цель настоящего исследования заключается в смысловом сопо­
ставлении беспредпосылочных фундаментальных понятий филосо­
фии — Бытия и Естества, — в концентрированной форме выража­
ющих предметные области онтологии и метафизики соответственно,
а также служащих основой их типологического сравнения в позна­
вательном отношении. В диссертации предлагается ввести в фило­
софский оборот полузабытое понятие «естество», этимологически
происходящее от греч. «?????», для обозначения того круга фило­
софской проблематики, который связан с изучением естественных
процессов действительности. Один из определяющих вопросов дис­
сертационного исследования: что такое «естественное»? Термины
«фюсис», «натура», «природа», связанные различными коннота­
циями в определенных практиках и контекстах их употребления,
обладают как своими достоинствами, так и недостатками. Сущест­
вует принципиальная историко-культурная проблема сравнения,
перевода и смысловой соизмеримости греч. «фюсис» и лат. «натуры»
(А. В. Ахутин). Автором делается попытка обобщения основных
вопросов данной проблематики в свете понятия «естество», имею­
щего концептуальное преимущество в прагматике философского
я з ы к а с точки зрения сопоставительного анализа онтологии и ме­
тафизики. В общую цель входит выработка интерпретативных схем
для аутентичного понимания значимости метафизики и онтологии
в философских учениях прошлого и настоящего. В пределах общей
цели конкретные задачи подразделяются на два разряда: истори-
675
АВТОРЕФЕРАТ

ческий и теоретический. В историческом аспекте предполагается
на материале классических философских систем и направлений
продемонстрировать явное, скрытое и «попутное» обращение фи­
лософов к онтологическим и метафизическим допущениям. К за­
дачам теоретического характера относятся: упорядочение философ­
ского знания в свете онтологических и метафизических принципов,
служащих целям философского самообоснования, выявление кри­
териев отличения философского знания от конкретно-научного и
обыденного. Целостность предмета философии проявляется в срав­
нении с иными формами отношения к действительности — рели­
гией, мифом, наукой, искусством и пр.

Положения, выносимые на защиту:

1. В результате анализа процесса самоопределяющегося станов­
ления предмета философского знания автором выделены истори­
ческие стадии развития онтологии и метафизики, основанные на
следующих методологических установках:
а) онтология: угадывание образа бытия (античность), доверие
воле Творца бытия (Средневековье), расположенность к феномену
бытия (Новое и новейшее время);
б) метафизика: чутье естества (античность и Средневековье),
экспериментальное преобразование «натуры» (Новое время), куль­
тура сохранения естества (современность).
2. Предметная область онтологии, центрированная категорией
«бытия», формируется в соответствии с принципом единства бытия,
мышления и языка, утверждающим возможность выражения мыш­
ления бытия словом. Конституирующей категориальной схемой
онтологии, явно или косвенно присутствующей в различных ее
вариантах, является триада «бытие—ничто—творение». Теорети­
ческой задачей метафизики является целостное осмысление диады
«естества», представляющей творение с двоичной точки зрения.
3. Поставленная философской традицией ключевая проблема
соотношения категории «бытие» (?????, esse), выражающей транс­
цендентную самотождественную сущность и беспредпосылочное на­
чало всего сущего (ov, ens), и категории «естество» (?????, natura),
выражающей самодвижное становление бытия в процессе его им­
манентного воплощения в сущем, решается в свете принципа «все­
единства», задающего область пересечения предметных интенций
онтологии и метафизики.
4. В познавательном отношении онтология и метафизика срав­
ниваются по внутренне присущим им типам знания: гнозиса бытия
и эпистемы естества как взаимообусловленных способов трансцен-
Дирования безликого и анонимного повседневного существования
человека в свободную естественность его личностного бытия. Онто-
676 Ю. БЫТИЕ И ЕСТЕСТВО
?. ?????????.

логия и метафизика, в совокупности применяемых в них методов,
образуют двуединое ядро философского знания, определяя в целом
теоретический горизонт философии.
5. Как антропологические следствия данной концепции выво­
дятся историко-онтологические модели человека, репрезентиру­
ющие его самого в разные эпохи и закрепленные в следующих
формулах: «человек есть эманация Космоса» (античность), «человек
есть творение Бога» (Средневековье), «человек есть жизненный мир
человека» (Новое и новейшее время).

Научная новизна результатов исследования

Онтологии и метафизике посвящено множество исследований.
В настоящей работе последовательно и систематически рассматри­
вается их взаимное отражение друг в друге. В диссертации выявлена
заданность соотношения онтологии и метафизики в свете теорети­
ческого сополагания категорий «бытие» и «естество» в качестве
опорных понятий и мысле-образов целостного философского знания.
В результате рассмотрения онтологии и метафизики не только в
научном плане, но и в ориентации к мифу, религии, искусству,
здравому смыслу инновационный характер диссертационного ис­
следования заключается в следующем. Показана эвристическая зна­
чимость онтологической триады «бытие—ничто—творение», выде­
ленной в анализе историко-философского процесса через методоло­
гическую схему «угадывание—доверие—полагание» в соответствии
с традиционным членением истории на эпохи античности, Средне­
вековья, Нового и новейшего времени. Определено содержание по­
нятия «естество» в методологической схеме «чутье — эксперимент—
сохранение», что позволяет представить дефиницию метафизики
как философского учения об отношении «умопостигаемого» и «чув-
ственновоспринимаемого» под углом зрения категориальных оппо­
зиций «естественное—искусственное» и «естественное—сверхъесте­
ственное». Историко-философская значимость диссертационного ис­
следования заключается в предложенных новых формах интерпрета­
ции и текстологического анализа специально отобранных первоис­
точников, способствующих конкретной реализации принципа един­
ства исторического и теоретического, благодаря чему выявлены ори­
гинальные точки зрения известных философов на поставленную в
диссертации проблему.

Практическая и теоретическая значимость исследования

Материалы диссертации могут быть использованы в качестве
теоретической основы для решения существенных проблем фило­
софии, антропологии, культурологии. Прикладное значение пред-
677
АВТОРЕФЕРАТ

ставленных идей состоит в возможности построения историко-
онтологических моделей человека. На основе проведенного иссле­
дования становится возможным определить основные ориентиры и
тенденции философского познания. Предложенный в работе язык
описания может быть использован в организации диалога между
различными традициями. Результаты исследования могут практи­
чески применяться для учебно-методической работы, формирования
учебных программ для студентов и аспирантов философских фа­
культетов, при чтении лекций по курсам истории философии, тео­
рии познания, онтологии и метафизики, способствуя их институ-
циализации в научно-академической и образовательной сферах.

Апробация исследования

Результаты исследования неоднократно обсуждались на между­
народных и всероссийских конференциях, на которых диссертант
выступал с докладами, в том числе: на ежегодных конференциях
«Универсум платоновской мысли» (1993-1999 гг., СПб.), «Человек.
Природа. Общество. Актуальные проблемы» (1995-1997 гг., СПб.),
«Человек в мире диалога» (1990, 1993, СПб.), «Проблема первона­
чала мира в науке и теологии» (1991 г., СПб.), «Символ и культура»
(1992, СПб.), «Философия образования и традиции русской школы»
(1995, СПб.), «Философия религии и религиозная философия: Рос­
сия. Запад. Восток» (1995, СПб.), «Смыслы культуры» (1996, СПб.),
«Современная логика: проблемы теории, истории и применения в
науке» (1996, 1998, СПб.), «Высшее образование в современных
условиях» (1996, СПб.), «Структура философского знания и его
эволюция в течение XX века в России» (1996, СПб.), «Современная
зарубежная философия: проблемы трансформации на рубеже XX-
XXI веков» (1996, СПб.), «Философия преступления» (1997, СПб),
«Метафизика исповеди. Пространство и время исповедального сло­
ва» (1997, СПб.), «Наука, философия и культура в России и на за­
паде: XVIII-XX век» (1997, СПб.), «Философия гуманитарного зна­
ния: российская академическая традиция и современность» (1997,
СПб.), «Грани культуры» (1997, СПб.), «Проблемы метафизики на
рубеже веков» (1997, СПб.), «Воображение Европы» (1998 — Гре­
нобль, Франция — международная), «Мифология и повседневность»
(1998, 1999, СПб.), а также на первом Российском философском
конгрессе «Человек. Философия. Гуманизм» (1997, СПб.).
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании
кафедры онтологии и теории познания философского факультета
СПбГУ (20 апреля 2000 г.). Основное содержание отражено в 40 пуб­
ликациях (в том числе в параграфе учебного пособия «Основы
онтологии» и в монографии).
БЫТИЕ И ЕСТЕСТВО
678 ??. ?. ?????????.

Внедрение материалов и результатов исследования осуществля­
лось в университетском лекционном курсе «Онтология и теория
познания», а также при чтении специальных курсов «Введение в
метафизику и онтологию» (1993-1999) и «Онтология мифа» (1994-
2000) — для студентов дневного и вечернего отделений философского
факультета СПбГУ. Содержание данных курсов представлено в учеб­
ных программах с методическими указаниями.

Гранты:

1. В 1996-1997 гг. тема диссертационного исследования полу­
чила финансовую поддержку Российского гуманитарного научного
фонда (грант № 96-03-04141).
2. В 1995 г. за исследовательский инициативный проект «Он­
тология мифа» автор получил грант Правительства Санкт-
Петербурга и Госкомвуза РФ (№ 19-1.3).
3. В 1996 г. за исследовательский инициативный проект «Эк-
земплификационный и энергийно-арифмологический методы в
историко-философском исследовании» автор получил грант Прави­
тельства Санкт-Петербурга и Госкомвуза РФ (№ 26-1.3).
4. В 1998 г. — первая премия за учебную программу «Онтология
и теория познания» (в соавторстве) в конкурсе Северо-Западного
отделения Российской Академии образования (номер проекта —
Б(05)4-22.12.97).

Структура диссертации

Структура работы определяется задачами иследования, которое
расслаивается на два тематических раздела, названных «Бытие» и
«Естество» и посвященных соответственно онтологии и метафизике,
что дает возможность направить стереоскопический взгляд на ис­
торию и теорию философии в целом. Каждый из разделов имеет
три главы, располагаемых в соответствии с исторической последо­
вательностью. Диссертация открывается введением, определяющим
замысел исследования. Заключение содержит основные гносеоло­
гические выводы диссертации и намечает перспективы дальнейших
поисков.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во «Введении» рассматриваются имеющиеся в настоящее время
в философской литературе характерные определения онтологии и
метафизики и показывается, что в некоторых из них допускается
сведение к рационализированному дефинированию, основанному на
АВТОРЕФЕРАТ 679

субъект-объектном разделении, и подразумевается отнесение «пред-
метностей» онтологии и метафизики к объективной реальности,
существующей вне познающего субъекта. Такое редуцирование не­
корректно в отношении к онтологии и метафизике как формам
философского стремления. Как правило, инаковость онтологии и
метафизики и одновременно соотнесенность их в целом философии
редко делается предметом обсуждений, а если и делается, то данная
проблема сводится к тому, чтобы формально установить их различие
по родо-видовому признаку или по функциональному предназначе­
нию конвенционально, в результате чего теряется их собственная
исходная цель, заключенная в их именах.
«Бытие» и «естество» являются беспредпосылочными исходны­
ми понятиями, которые невозможно определить, поскольку именно
благодаря им определяются все остальные понятия, категории и
принципы философии, направляя дефинирующую деятельность фи­
лософа к той цели, каковой они же и являются. Бытие ускользает
от рассудочного определения в свое естественное место, которое
постулативно полагается как монотриада категорий «бытие—ни­
что—творение». Онтологическая триада является философским от­
кликом на религиозный догмат творения (в контексте теистического
креационизма), а понятие «бытие» выступает философским корре­
лятом теологическому понятию Бога. Областью пересечения фило­
софии и богословия является онтотеология. Таким образом, онто­
логия, понимаемая как учение об укорененности в бытии Логоса
и одновременно о логосности Б ы т и я (что на русском языке буквально
звучит как «сущее слово» и, обратимо, как «слово сущего»), вы­
ступает философским истолкованием религиозного вероучительного
догмата о творении бытия из ничего, выраженного как истина
Откровения во 2-й Маккавейской книге [2 Мак. 7, 28].
Во «Введении» дается предварительный набросок возможного
понимания понятий «бытие», «ничто», «творение», а также «есте­
ство» (греч. — «фюсис»). Отмечается, что префикс «мета-» в слове
«метафизика» имеет нетривиальный смысл, не сводимый только к
значению внешнего отношения «над-», «сверх-», «после-» и т. д.
В конструкции имени «метафизика» префикс «мета-» в сочетании
с «фюсис» указывает на цельную самодвижность «естества». В то
же время словом «бытие» именуется самодостаточная неподвижная
сущность. В любом имени есть два момента, вытекающих из того
простого факта, что по имени зовут и на имя откликаются. В он­
тологическом понимании каждое имя «зовет» к бытию из небытия.
И прежде всего это относится к имени самого Б ы т и я . Отсюда

<< Предыдущая

стр. 122
(из 140 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>