<< Предыдущая

стр. 133
(из 140 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

4) назначить Ведущим научным учреждением Российский госу­
дарственный педагогический университет им. А. И. Герцена,
г. Санкт-Петербург.
ПРОГОЛОСОВАЛИ: «За» — 13; «против» — нет; «воздержал­
ся» - 1.
Заведующий кафедрой онтологии и теории познания философ­
ского факультета СПбГУ проф. Б. И. Липский
Секретарь А. М. Усачев

У Ч Е Н Ы Й СЕКРЕТАРЬ
Поступил отзыв ведущей организации — кафедры философии
Российского государственного педагогического университета
им. А. И. Герцена, подписанный зав.кафедрой, д. ф. н., профессо­
ром Стрельченко В. И. и утвержденный проректором по научной
работе РГПУ им. А. И. Герцена профессором Лаптевым В. В.
739
СТЕНОГРАФИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

УТВЕРЖДАЮ
Проректор по научной работе Российского
государственного педагогического университета
им. А. И. Герцена
проф. Лаптев В. В.
5 июня 2000 г.


ОТЗЫВ

ведущей организации о диссертации
РОМАНЕНКО Юрия Михайловича
«Онтология и метафизика как типы философского знания»,
представленной на соискание ученой степени
доктора философских наук по специальности:
09.00.01 — онтология и теория познания.

Выбор автором темы диссертационного исследования обусловлен
рядом обстоятельств развития современной философии. Обращение
к основаниям онтологии и метафизики, образующим теоретическое
ядро философского знания, особенно актуально в настоящее время,
когда наблюдается переоценка ценностей и ориентиров философст­
вования в отечественной и мировой традициях. Существенной про­
блемой, которую ставит и пытается решить автор, является про­
блема внутреннего самоопределения философии. Многообразие то­
чек зрения и толкований, представленных различными авторами
и направлениями по данной тематике, зачастую конфронтирующи-
ми между собой, настоятельно ставит задачу обобщения и типоло-
гизации онтологических и метафизических учений прошлого и
настоящего. Решение данной задачи принципиально важно для
понимания перспектив становления философии в себе самой и в
отношении с другими мировоззренческими формами — наукой,
религией, искусством, мифом и т. д. Автору диссертации можно
поставить в заслугу актуализацию проблемы соотношения онтоло­
гии и метафизики в историческом и теоретико-познавательном ас­
пектах, поскольку при всем обилии литературы по онтологии и
метафизике вопрос о содержании их взаимосвязи редко ставится
и с большим трудом решается. Проблема усложняется еще и тем,
что по данной теме у нас еще не наработан достаточный контекст
обсуждения и отсутствует общеприемлемый целостный подход. Сле­
дует согласиться с автором, что по настоящее время термины «он­
тология» и «метафизика» применяются фактически как взаимоза­
меняемые синонимы, без достаточного осмысления их собственных
познавательных установок, без должного ограничения и отрефлек-
740 Ю. ?. ?????????. БЫТИЕ И ЕСТЕСТВО

тированного пересечения их предметных областей. Из предприня­
того диссертантом обзора литературы видно, что комплексные ис­
следования данной проблемы практически отсутствуют, хотя исто­
рия философии демонстрирует многочисленные примеры ее пони­
мания под разными углами зрения. Для четкого осознания
существенности рассматриваемой проблемы необходимо обращение
к началу возникновения философии с целью последовательного
изучения становления онтологии и метафизики как дополнительных
типов философского знания в едином контексте.
Общий объем и композиция работы позволили автору раскрыть
заявленную тему. Структурно диссертация состоит из двух разделов
(включающих в себя по три главы), которые посвящены исследо­
ванию стадиального развития методов онтологии и метафизики
соответственно. Привлеченные исторические источники (учения
Парменида и Гераклита, Платона и Аристотеля, Ансельма Кентер-
берийского, Декарта, Фихте, Гегеля, Хайдеггера, Флоренского, Ло­
сева и др.) послужили необходимым материалом для проверки
нетривиальных теоретических гипотез, выдвинутых диссертантом,
а также стали основой для формирования собственной концепции,
обладающей определенной новизной и имеющей научную ценность.
Диссертацию характеризует высокий профессионализм в поста­
новке и решении объективно сложных задач. Автор предлагает
рассмотреть содержание онтологии через призму категориальной
триады «бытие—ничто—творение», а метафизику трактует к а к фи­
лософское учение о «естестве» (фюсис) в целом, включающее в себя
систему отношений умопостигаемого и чувственно-воспринимаемого
(мета-фюсис). При этом категория «бытие» понимается как «еди­
ное», а понятие «естество» — к а к неделимая «двоица», что вполне
соответствует традиционным определениям этих категорий начиная
с античности. Согласно автору, ссылающемуся на первоисточники,
понятие «бытие» выражает самотождественную покоящуюся сущ­
ность, а понятие «естество» выражает самодвижение сущности в
процессе ее воплощения в сущем. При таком истолковании данных
понятий, определяющих содержание онтологии и метафизики, по­
является возможность их теоретического взаимосоотношения. Дан­
ный подход, оправданный исторической традицией, к а к убедительно
демонстрирует диссертант, является достаточно оригинальным, по­
скольку рассматриваемые идеи исторически не всегда были выра­
жены явно, требуя своего дополнительного истолковывающего рас­
крытия.
Во «Введении» к диссертации дан краткий обзор определений
онтологии и метафизики и их ключевых, «беспредпосылочных»
понятий — «бытие» и «естество», а также установлены рамки
методологического подхода, основанного на принципе единства ис­
торического и теоретического, адекватном для решения поставлен-
СТЕНОГРАФИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ 741

ных задач. Концептуальная линия работы обусловлена данным
принципом, повлиявшим на расположение глав и параграфов.
Первая глава первого раздела посвящена исследованию предпо­
сылок возникновения онтологии в античности. В силу того, что
древнегреческие философы началом философии считали удивление,
исходным онтологическим методом античности, по мнению диссер­
танта, является угадывание образа бытия. Эта идея проверяется
на материале философии Парменида, Платона, Аристотеля и нео­
платоников в соответствующих параграфах. В результате текстоло­
гического анализа и комментирования этих доктрин показано, что
Парменид открыл возможность онтологического дискурса постули­
рованием принципа актуальности бытия и принципа тождества
бытия и мышления в инициационно-энигматическом плане. Мотив
угадывания представлен в платоновской модели диалектики, изло­
женной в диалоге «Парменид», с точки зрения игры, позволяя
оценить в этом направлении трактовку античной философией идеи
творения из небытия. Эти же темы обнаруживаются в аристотелев­
ской концепции творческого воображения и поэтической логики,
средствами которых устанавливается онтологическая триада. Ито­
гом развития античной онтологии являются неоплатонические сис­
темы, основанные на принципе «всеединства», интерпретируемого
в контексте мифа «вечного возвращения», присущего античному
мировоззрению и культуре в целом.
Во второй главе утверждается, что подготовленные античностью
предпосылки онтологии были реализованы и развернуты в полной
мере в эпоху Средневековья в контексте теистического креациониз­
ма, опирающегося на метод «доверия воле Творца». Основополага­
ющим источником средневековой онтотеологии является текст Биб­
лии, в котором идея творения проявляется в символическом опи­
сании создания Богом космоса и человека. Определение религиозной
веры имеет онтологический характер. В пределах средневекового
теоцентризма важное значение имели сочинения Дионисия Арео-
пагита, в которых была совершена попытка объединения принципов
«всеединства» и «творения» посредством диалектики апофатики и
катафатики, итогом чего стал выход на уровень «мистического
богословия». Рационально-теологическая традиция представлена
разбором онтологического доказательства бытия Бога, сформулиро­
ванного Ансельмом Кентерберийским, с последующим освещением
истории дискуссий по поводу онтологического аргумента. Опреде­
ленным итогом развития средневековой онтологии является тради­
ция паламизма, в которой мистические аспекты были выражены
в форме догмата о различии сущности и энергии творения, име­
ющего важное значение для понимания возможностей онтологи­
ческой триады.
742 Ю. БЫТИЕ И ЕСТЕСТВО
?. ?????????.

Анализ онтологии Нового и новейшего времени представлен в
третьей главе. В эпоху антропоцентризма, с точки зрения диссер­
танта, вырабатывается новый онтологический метод — расположен­
ность к феномену бытия. Действие этого метода и функционирование
онтологической триады иллюстрируется на примерах философских
учений Фихте и Хайдеггера, представителей маргинальной фило­
софии и русской идеалистической философии XX века. Существен­
ное значение имеет параграф, посвященный М. Хайдеггеру, в твор­
честве которого все моменты онтологической триады получили свое
классическое освещение. В заключении первого раздела диссертации
автор выводит исторические онтоантропологические модели, т. е.
онтологические определения человека, присущие каждой исследу­
емой эпохе.
Завершив анализ основных исторических концепций онтологии,
центральным вопросом которых был вопрос о «бытии», автор пере­
ходит к рассмотрению условий формирования метафизических сис­
тем, в которых на метауровне решается проблема отношения мо­
ментов двоичного «естества» — умопостигаемого и чувственно-
воспринимаемого. Во введении ко второму разделу обосновывается
правомерность философской трактовки понятия «естество» и уточ­
няется методология исследования на новом этапе.
В первой главе второго раздела автор снова обращается к началу
возникновения философии в античности, в замысле двойного рас­
смотрения общего процесса самообосновывающегося становления
предмета философского знания. В главе рассматривается специфика
античного понимания «фюсис», начальным методом постижения
которой является «чутье», т. е. целостная интуиция природы. В ка­
честве представителя античных «фисиологов» правомерно выбира­
ется Гераклит, сумевший выразить суть интуитивного подхода к
«естеству», не разделяемого на субъективное и объективное. Дис­
курсивное познание, открытое в период софистики, установило
некоторую отстраненность в отношении к «фюсис». Философские
учения Платона и Аристотеля с разных ракурсов констатировали
метафизический дуализм между миром идей и миром вещей, по-
разному пытаясь его объяснить и преодолеть. Отношение к «есте­
ству» в Средневековье обусловлено религиозным пониманием при­
роды как сотворенной Богом самодвижной сущности.
Во второй главе рассматриваются условия возможности экспе­
риментального подхода, заключающегося в искусственном разделе­
нии двоичного естества. В параграфе о Платоне анализируется
специфика спекулятивной методологии, в рамках которой осущест­
вляется мысленный эксперимент, воспроизводящий процесс созда­
ния Демиургом космоса. Материально-техническое эксперименти­
рование с природными объектами, служащее основой становления
естествознания в Новое время, отразилось в философии Декарта, с
743
СТЕНОГРАФИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

его принципом методического сомнения и концепцией сознания
трансцендентального субъекта. В философской системе Гегеля ста­
тус природы определен творческой активностью «абсолютной идеи».
Гегелевское учение о «хитрости разума» истолковывается как во­
ображаемый эксперимент по преобразованию природы.
В третьей главе утверждается возможность естественного,
культурно-сохранительного отношения к естеству, имманентного
ему самому и противоположного экспериментальному подходу.
В качестве примеров, демонстрирующих осознание важности есте­
ственного отношения к природе в целом (в единстве ее внутренних
и внешних моментов), выбирается «конкретная метафизика»
П. Флоренского, учение о «мировой четверице» М. Хайдеггера и
идея «абсолютного мифа» А. Лосева. Этим авторам, при всей раз­
ности их методологических позиций, свойственно общее понимание
соотношения природы и культуры, естественного и искусственного.
В заключении диссертации подводится итог рассмотрения ос­
новных прецедентов онтологических и метафизических способов
философствования в теоретико-познавательном плане. Онтология и
метафизика как взаимодополняющие типы философского знания
истолковываются в антропологическом измерении. Диссертация на­
писана хорошим литературным слогом. Автора отличает вдумчивая
работа с философским языком, помогающая выразить сложные
проблемы доступно.
В работе обнаруживаются следующие недостатки:
— В первую очередь необходимо заметить, что обоснование
отдельных положений параграфов дается сжато и неразвернуто,
абстрактно, заставляя читателя додумывать не высказанное явно
автором. По этой причине текст в некоторых местах воспринимается
неотчетливо.
— К содержательным упущениям нужно отнести отсутствие при
характеристике избранных историко-философских концепций изу­
чения влияющего на их построение конкретно-научного контекста;
без учета и перечисления научных достижений в каждую эпоху
сложно оценить специфику соответствующих вариантов онтологии
и метафизики.
— Недостаточно, на наш взгляд, охарактеризованы оценки он­
тологии и метафизики, данные Кантом, Гуссерлем и др. филосо­
фами, неполно учитываются новейшие источники по данной тема­
тике.
— Вызывает дискуссию сближение автором мифического и на­
учного компонентов в философском познании.
Оценивая в целом диссертационное исследование, следует отме­
тить, что поставленные задачи автором решены. Возникшие в про­
цессе рецензирования замечания обусловлены сложностью рассмат­
риваемой проблемы, большим объемом привлекаемого материала
744 Ю. М. РОМАНЕНКО. БЫТИЕ И ЕСТЕСТВО

и неоднозначностью имеющихся в современной литературе интер­
претаций тех или иных аспектов раскрываемой темы. Выводы, к
которым приходит диссертант, в достаточной степени убедительны
и соответствуют современному уровню и тенденциям развития фи­
лософского познания. Есть все основания квалифицировать диссер­
тацию Ю. М. Романенко как целостное, завершенное исследование
фундаментальной философской проблемы, воплотившееся в ориги­
нальной авторской концепции, разработанной с новаторским под­
ходом и высокой научной эрудицией.
Материал, представленный в диссертации, может быть исполь­
зован в педагогической практике, в рамках лекционных курсов и
спецкурсов по «онтологии и теории познания», «метафизике», «ис­
тории философии», «антропологии»; в качестве методологических
оснований междисциплинарных исследовательских программ; идеи
и выводы диссертации могут способствовать новому пониманию
статуса онтологии и метафизики в научно-образовательной области.
Автореферат и опубликованные работы соискателя отражают

<< Предыдущая

стр. 133
(из 140 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>