<< Предыдущая

стр. 31
(из 140 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

ствие произошло при актуализации чувства вкуса, когда Адам и
Ева нарушили запрет вкушать плод с Древа познания добра и зла.
Как было все это, по сюжету известно. Змей-искуситель, созданный
самим же Яхве, спровоцировал первую женщину сорвать плод, т. е.
совершить онтологическое действие, в результате которого появился
«отдельный» предмет (отделенный от целого Древа). В этом действии
первые люди повторяют творение из небытия, деля неделимое
бытие. Теперь этот единичный плод должен поглотиться целиком.
Говоря с точки зрения математической теории чисел, здесь впервые
вводится начало счета — «единица». А если этот плод вкушает и
Адам — то, значит, задан и весь потенциальный ряд натуральных
целых чисел, искусственных по определению. Плодов с Древа Жиз­
ни, естественно дарующих вечную жизнь, Адам и Ева так и не
вкусили, сделав выбор в пользу Древа познания добра и зла.
За нарушение запрета Господь Бог одевает первых людей в
кожаные одежды, снятые с жертвенных животных, т. е. облекает
их тела плотью, делая их смертными. Одновременно с этим данным
актом устанавливается институт жертвоприношений как временный
способ ранящим плоть касанием (ударом) возвратиться к Богу-
Теперь люди готовы к изгнанию из Рая, к самостоятельной трудовой
??. ?. ?????????. БЫТИЕ И ЕСТЕСТВО
172

и бренной жизни различения добра и зла. Изгнание свершается, а
у входа в Эдем оставлен херувим с пламенным обращающимся
мечом для охраны Древа Ж и з н и . Пройти обратно в Рай мимо
стража можно, лишь зная законы вращения меча, разделяющего
единое чутье на дифференцированные чувства отдельного человека,
но эти законы находятся внутри Рая.
Творение есть дар бытия. Адам и Ева присвоили этот дар, сорвав
плод с Древа познания добра и зла под искушением и по допущению,
думая что этот плод никому не принадлежит и дается даром. Этот
плод мог и без отрыва естественно упасть к их ногам созревшим.
Но тогда это был бы плод с Древа Ж и з н и , так как оба Древа
зеркальны друг другу. Адам и Ева были в Боге, принявшем их в
сотворении их из небытия. Они могли бы оставаться у него целую
вечность, но, сорвав плод, подтвердили свою сотворенность из не­
бытия, куда и вернулись, но уже имея внутри себя вкушенный
плод бытия. Отныне человек стал творческой личностью, способной
творить из небытия, где он, собственно говоря, сейчас и пребывает,
держась за плоды своей креативной деятельности. Будет ли это
творчество благодарением за дар? Это главный вопрос истории.
Таким образом, к а к космогенез, так и антропогенез представлены
в Библии двумя способами описания: метафизическим (естественно-
сверхъестественным) и онтологическим (бытийно-креативным). Ес­
тественное описание в дальнейшем пошло по пути развития есте­
ственнонаучного знания (включающего и эволюционную теорию).
Онтологическое описание выделяет символы творения Космоса и че­
ловека, что предполагает иную методологию. Эти два способа не про­
тиворечат и не отменяют друг друга, они просто разные, как раз­
ными являются два райских Древа. Приведем несколько иллюстра­
ций, намекающих на эту разность. Например, такой специфический
онтологический признак человека, как прямохождение и прямостоя-
ние (homo erectus), не объяснить никакими естественными причи­
нами. Действительно, почему вдруг примат встал с четверенек и
выпрямился? Ведь это менее устойчивая и менее скоростная форма
передвижения, не помогающая в «естественном отборе» и не позво­
л я ю щ а я адаптироваться к условиям среды. Для человека не было
никаких естественных предпосылок встать вертикально поверхно­
сти, homo erectus сотворен к прямохождению из небытия. Вертикаль
предполагает напряженность между полюсами верха и низа. Гори­
зонталь естественно складывается в форму круга, хотя замыкание
круга в одной (первой и последней) точке требует дополнительной
энергии, берущейся из ничего. Вертикаль и горизонталь находятся
по отношению друг к другу ортогонально, т. е. контрадикторно.
Горизонталь охватывает землю, вертикаль опоясывает небо.
В Библии эта топология перекрещивающихся поверхностей, куда
вброшен человек после грехопадения, передается в символическом
КНИГА I. ГЛАВА 2. § 1. БИБЛИЯ 173

описании проклятия Господом Богом змея [Быт. 3, 14-15]: «...ты
будешь ходить на чреве твоем» — мотив пресмыкающегося движе­
ния по горизонтали; «и будешь есть прах во все дни жизни твоей» —
указание на то, что горизонталь представляет собой оболочку земли,
которую должен будет постоянно обрабатывать человек, выращивая
себе плоды для пропитания; потомок первой женщины — Чело­
век — «будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в
пяту» — создание условий для прямохождения человека в контексте
земного притяжения. Этот фрагмент напоминает гераклитовский:
«Ползущее бичом пасется» (Фр. 11 DK).
Вот так, вероятно, можно истолковать символику одного из
самых загадочных мест Библии. Хождение на двух ногах действи­
тельно онтологический процесс, так как человек, занося ногу, за­
висает практически над бездной, ибо нет абсолютных гарантий, что
он не упадет. И опуская ногу на землю, он ее касается не с необ­
ходимостью — почва может вдруг уплыть из-под ног. Когда первая
нога становится на твердь, вторая тотчас должна естественно от­
толкнуться, ибо она «ужалена в пяту». Первый шаг сделан, за ним
второй — иначе упадешь, затем по инерции третий и т. д., в со­
ответствии с натуральным рядом целых чисел. Человек научился
считать, естественно, в процессе ходьбы. Но первый шаг был сделан
через небытийную границу, которая будет оставаться до тех пор,
пока будет продолжаться ходьба — естественный и одновременно
творческий процесс. В Библии человеческое движение, бытийно
отличающее его от животных, даже летающих в небе близко к
Богу птиц, символически называется «хождением пред Господом».
Подобным образом можно онтологически истолковать и ряд
других символов Священного Писания. Но сейчас это не входит в
наши задачи. Главное, что усвоен метод и продемонстрированы
возможности онтологической монотриады, при наложении ее на
конкретный источник знания, каковым является Библия. С помо­
щью понятия «естество» можно выяснить иные характеристики
прямохождения, такие как сила тяготения земли, размер шага,
плотность давления ступни на поверхность и т. д. Но никак не
объяснить естественнонаучно, что человек именно ходит, а иногда
танцует, ставя себя в еще более неравновесные условия. Танец
сродни «пойезису» по творческим возможностям. Хотя уже в самом
элементарном и примитивном факте ходьбы заключена вся онто­
логическая монотриада, нужно только уметь распознать это и об­
ратить внимание на собственную походку: куда тянет? Развивший
в себе онтолого-мифологическое чутье А. Ф. Лосев признается:
«Однажды я сам заметил, что у меня изменилась походка; и,
поразмысливши, я понял, отчего это случилось».' Аристотель не

1
Лосев А. Ф. Диалектика мифа. С. 461.
??. ?. ?????????. БЫТИЕ И ЕСТЕСТВО
174

зря был перипатетиком: внимательно прислушиваясь к собствен­
ному хождению, он понял, что такое Перводвигатель.
Разумеется, предпринятое нами толкование некоторых симво­
лов — только одно из возможных, поскольку символ допускает
бесконечное толкование. Например, образ змея с точки зрения
этики интерпретируется как носитель зла, а с точки зрения гносео­
логии — к а к хранитель оккультного знания. Если мы выбрали
определенный метод истолкования, то следует пройти весь ряд
символов систематически и так, чтобы при использовании данной
методологии символы не исключали друг друга.
Рассмотрим онтологические и метафизические мотивы в их со­
четании еще в одном плане. Экзегеты разъясняют различие Имен
Бога следующим образом: Яхве есть «преимущественное имя Бога
Завета, Бога Промыслителя и Искупителя... В этом смысле оно
отличается от другого употребительного Божественного имени "Эло-
хим", означающего Бога как Всемогущего Творца вселенной». 1 Ве­
роятно, Элохим ('elohim) осуществляет направленное действие эма­
нации, будучи выражением «квинтэссенции, высшей степени ка­
чества, полноты божественности в лице единого Бога, вобравшего
в себя всех до того бывших богов». 2 По всей видимости, имя Элохим,
обозначает принцип «всеединства», так как это слово стоит в форме
множественного числа (буквально: боги), но те глаголы и прилага­
тельные, которые ему (им) приписаны, парадоксально представлены
в единственном числе. Грамматически это некорректно («Боги тво­
рит»), но вполне адекватно смыслу сверхрационального принципа
«всеединства». Множественная форма имени Бога свидетельствует
о многообразии сил, переполняющих его полноту и изливающихся
в виде множества эманации. Элохим при создании мира насыщает
его «естеством», материальностью, поэтому в философской рецепции
Он (Они) может быть интерпретирован с точки зрения метафизики.
Можно предположить, что функции Элохим равнозначны действиям
языческого Пантеона по собиранию энергий хаоса в Космос. Если
Элохим в русском переводе звучит как Бог, то Яхве переводится
к а к Господь. Сочетание их дает Господь Бог. Это не форма дуализма
или плюрализма. В функции Яхве входит естественное внесение
онтологической триады в «естество» — «божественную природу».
Каждая эманация получает свою форму, пределы распространяе­
мости, границу с другими эманациями. Установление подобной
границы в Завете, промыслительное ведение сущего вдоль всей этой
границы и искупление за трансцензус через эту границу находятся
в сфере компетенции Яхве. В то время как Элохим представляется
безличным божеством, соответствующим своей божественной при-

Новая толковая Библия. Т. 1. С. 271 (экзегетический комментарий).
2
Меилах ?. Б. Элохим // Мифы народов мира. Т. 2. С. 660.
КНИГА I. ГЛАВА 2. § 1. БИБЛИЯ 175

роде и эволюционирующим в процессе эманации, Яхве произвольно
распоряжается эманациями, инволюционируя их в целостные сущ­
ности. Несмотря на то, что эманации множество, онтологическая
схема, накладываемая на них, одна и та же; специфицируется
лишь способ ее применения в соответствии с избранным качеством.
Вот почему процесс создания-сотворения космоса и человека опи­
сывается в Библии дважды: в первой и второй главах книги «Бы­
тие». Человек и космос естественно произошли в соответствии с
природой и вместе с тем сотворены из небытия. Вот в чем заклю­
чается проблема, фиксируемая философскими понятиями «бытие»
и «естество».
Итак, в процессе творения вносится личностный момент. И в
этом смысле Господь Бог (Яхве Элохим) является личным Богом,
будучи сам Личностью, обладая всеми ее атрибутами: Умом, Чув­
ствилищем, Волей. Яхве Элохим, в единстве онтологических и
метафизических аспектов, выражается как Вседержитель, если из­
брать за ведущую способность всеединое «касание». Этот атрибут
представлен в первом пункте Православного Символа Веры: «Верую
во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым
же всем и невидимым». 1
Василий Великий, истолковывая 28-й псалом, в котором раз­
вивается тема Голоса Бога, указывает на оптико-акустический
трансцензус. Комментируется, в частности, третий стих: «Глас Гос­
подень над водами; Бог славы возгремел, Господь над водами мно­
гими» [Пс. 28, 3]. В целом 28-й псалом посвящен перечислению
творящих голосовых способностей над «естеством», в том числе и
над водою. Обратим внимание, к а к в псалме разделены имена Бог и
Господь. Василий Великий задается вопросом: «Что же такое глас
Господень?». 2 Что в человеке слышит этот творящий Голос? По ана­
логии с тем, к а к иногда во сне или в представлении звучит внут­
ренний голос, без задействования ушей, так и творящий Голос
чудесно воздействует на целостное существо, преображая его: «Глас
сей совершенно инаго рода, и слышащим его представляет себя вла-
дычественное в том человеке, которому Бог хочет явить собственный
Свой глас; так что представление сие имеет сходство с тем, что
бывает нередко во сне? Ибо к а к без сотрясения воздуха, вследствие
представлений бывающих во сне, удерживаем в памяти некоторые
слова и звуки, не чрез слух приняв голос, потому что он напечатлен
в самом сердце нашем; так чем-то подобным сему должно пред­
ставлять и тот глас, который бывает к пророкам от Бога». 3 Ока-


Закон Божий. Вторая книга о православной вере. Репринтное вос-
произв. издания ИМКА-ПРЕСС. Париж. С. 16.
2
Василий Великий. Беседы на псалмы // Творения... Ч. 1. С. 233.
3
Там же.
??. ?. РОМАНЕНКО. БЫТИЕ И ЕСТЕСТВО
176

зывается, что творящий Голос слышат даже не уши, они могут
быть повреждены случайно, а центральный орган тела — сердце,
сохраняющее жизнь. Если творящий Голос достигает сердца, в этот
момент наступает созерцание полного Света, даже если повреждены
органы зрения.
Упоминание о творящем Голосе Господа встречается в Библии,
к а к правило, на фоне какого-либо «естества»: воды, воздуха, земли
(пустыни). Потоп как эманация преизбытка «естества» воды кон­
тролируется Господом, по-видимому, онтологическим касанием:
«Господь восседал над потопом, и будет восседать Господь царем
вовек» [Пс. 28, 10]. Слова третьего стиха «Бог славы возгремел»
Василий Великий истолковывает в том смысле, что «Господь своею
силою содержит влажное естество». 1 Подвергается также воздейст­
вию Гласа Господня «естество» воздуха: «Итак, Господь, сущий на
водах и творящий великие громовые удары, и в нежном естестве
воздуха производит такую чрезмерность треска». 2
Видение преображения естества под действием творящего звука
засвидетельствовано при вручении десяти заповедей: «Весь народ
видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся; и,
увидев то, народ отступил, и стал вдали» [Исх. 20, 18]. Неподго­
товленность к видению-слышанию Голоса слабым сердцем чревато
разрушением, если только существо не приобрело образ источника
звучания: «Посему не во всяком раздается глас такового грома, но
разве кто достоин именоваться колесом; ибо сказано: глас грома
Твоего в колеси [Пс. 76, 19]» — «Глас грома Твоего в круге небесном;
молнии освещали вселенную; земля содрогалась и тряслась». Стихии
естества упорядочиваются творящим актом в пределах идеальной
фигуры круга, иначе они эманируют в пустоту в соответствии со
своей природой.
Символ колеса и колесницы у архаических народов означал
жертвоприношение. Здесь сразу вспоминается «скрежет оси во втул­
ке» парменидовской поэмы «О природе». Этот образ отсылает также
к мистическому видению пророка Иезекииля [Иез. 1, 15-16].
Инспирирование творческим голосом духовного видения приво­
дится в Евангелии: «Глас вопиющего в пустыне» Иоанна Крестителя
[Мф. 3, 3] предвещает видимое Предтечей явление Голоса с раз­
верзшегося круга небес над крестильными водами Иордана: «И се,
глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в
Котором Мое благоволение» [Мф. 3, 17]. Но только явление Голоса,
согласно Новому Завету, происходит уже не в виде катастрофичес­
ких природных эффектов, а в предстоянии человека и Человека —
Сына Божьего. Человеческий голос, по всем данным, является

Василий Великий. Беседы на псалмы. С. 234.
2
Там же. С. 235.
КНИГА I. ГЛАВА 2. § 1. БИБЛИЯ 177

искаженным эхом Божественного, вследствие грехопадения. Чело­
век, исключая пророков, не может повторить голосом «то же самое»,
так как «естества» разделены в нем непроходимыми границами и
еще не претворены. Для осознания этого факта человеку вручается

<< Предыдущая

стр. 31
(из 140 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>