<< Предыдущая

стр. 3
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

дить, что он является бенефициаром в отношении распределяемых диви-
дендов. В отсутствие соглашения ставка составляет 25%.

С 2005 г. ставка корпоративного налога понижена с 34,5% до 31,5% (для
годовой прибыли до 22 тыс. евро – пониженная ставка 27%). В 2006 г.
ставка составит 30,5%, в 2007 г. - 30%. Рассматривается проект отмены
налога на капитал с 2006 г.


Швеция

С 2004 г. действует новый налоговый режим для холдингов: при выпол-
Шведский холдинг
нении определенных условий от налога освобождаются получаемые
шведской компанией дивиденды и прирост капитала, а также распреде-
ляемые ею дивиденды (однако при распределении дивидендов в офшор-
ную зону налог у источника всегда возникает - 30%). Одновременно вве-
дено в действие новое законодательство о контролируемых иностранных
компаниях, предусматривающее включение в налоговую базу шведской
компании нераспределенных доходов ее дочерних компаний в низкона-
логовых юрисдикциях.




Страница 7
© ROCHE & DUFFAY 2005
Франция

В 2004 г. Европейский суд (орган ЕС) признал французский «налог на
L'administration fiscale
выход» несоответствующим закрепленным договором о создании ЕС
принципам. Налог взимался с нереализованного прироста капитала при
потере физическим лицом статуса налогового резидента (при переезде в
другую страну ЕС).

С 2005 г. внесены изменения в налоговое законодательство: поэтапная
отмена надбавки к корпоративному налогу, изменение налогообложения
прироста капитала, новый режим для контролируемых иностранных ком-
паний (вводится в действие с 2006 г). Кроме того, отменен «налог на вы-
ход» в соответствии с решением Европейского суда.


Страны Европейской ассоциации свободной торговли
(EFTA)

Европейская ассоциация свободной торговли (EFTA) включает четыре
EFTA
страны, не входящие в ЕС: Исландию, Лихтенштейн, Норвегию и Швей-
царию.

Европейское экономическое пространство (EEA) включает все страны ЕС
EEA
(в настоящее время их 25) и три страны EFTA: Исландию, Лихтенштейн и
Норвегию. Однако Швейцария отказалась от вхождения в EEA по резуль-
татам референдума.


Исландия

Исландия – не член ЕС, но член EFTA и EEA.

До недавнего времени была возможна регистрация в Исландии междуна-
International Trading Companies
родных торговых компаний («офшорных»), облагаемых налогом по льгот-
ной ставке 5%. Они довольно широко использовались в качестве инстру-
ментов налогового планирования.

В феврале 2004 г. ЕС (в лице EFTA Surveillance Authority) принял решение
EFTA Surveillance Authority
о несоответствии налогового режима международных торговых компаний
Исландии договору о создании EEA (а именно, положению о запрете госу-
дарственной помощи). Исландии было предписано ликвидировать данный EFTA Court
режим и, более того, возместить с компаний суммы незаконно предостав-
ленных им льгот. Исландия, однако, этого не сделала, в результате дело
было передано на рассмотрение суда EFTA, который вынес решение не в
пользу Исландии..

Так или иначе, фактически регистрация международных торговых компа-
ний в Исландии прекратилась.


Норвегия

Норвегия – не член ЕС, но член EFTA и EEA.

С 2004 г. введены в действия изменения в налоговом законодательстве,
Taxes in Norway
направленные на увеличение привлекательности норвежских компаний в
качестве европейских холдингов. Система налоговых вычетов заменена
для юридических лиц системой освобождения дивидендов от налога. А
именно, полностью освобождены от налога дивиденды, получаемые от
компаний из стран EEA. При тех же условиях освобожден от налога при-
рост капитала (обычная ставка - 28%). Кроме того, дивиденды, распре-
деляемые компаниям в страны EEA, освобождены от налога у источника
(обычная ставка – 25%).

Отметим также, что в Норвегии полностью отсутствуют налоги у источни-
ка на роялти и проценты.




Страница 8
© ROCHE & DUFFAY 2005
Швейцария

Швейцария – член EFTA, но не Европейского союза или EEA.
Taxation of savings


В ноябре 2004 г. был подписан ряд соглашений Швейцарии с ЕС, включая
Швейцария подписывает Шен-
соглашение о присоединении к Шенгенскому союзу, а также о принятии
генское соглашение и соглашение о
Швейцарией директивы ЕС о налоге на сбережения. Однако процесс ра- налогообложении сбережений
тификации грозит затянуться, ввиду чего вступление в силу директивы с
1 июля 2005 г. может оказаться под вопросом.


Другие страны


Багамские острова

Багамские острова – независимое государство в Карибском море. В 2004
The Government
г. был принят ряд законов, направленных на модернизацию сектора фи-
нансовых услуг. В частности, принят закон о компаниях с разделенными
счетами. Компания с разделенными счетами (в других юрисдикциях из-
вестна также как компания с разделенными портфелями или компания с
защищенными ячейками) – представляет собой компанию, разделенную
на несколько «ячеек», каждая обладающая ограниченной ответственно-
стью. Как предполагается, новый корпоративный инструмент будет поле-
зен для создания страховых компаний и инвестиционных фондов. В на-
стоящее время подобное законодательство действует в таких офшорных
финансовых центрах как Гернси, Маврикий, Каймановы острова, Берму-
ды.


Британские Виргинские острова

БВО – заморская территория Великобритании (в Карибском море). Как и
The Government
другие зависимые территории Великобритании, они были вынуждены
присоединиться к директиве ЕС о налоге на сбережения, хотя сами и не
входят в ЕС. Это значит, что они должны будут либо предоставлять нало-
говым органам стран ЕС информацию о вкладчиках из этих стран, либо
взимать с процентов налог у источника. К моменту вступления в силу
соответствующей директивы ожидается имплементация ее положений в
законодательство соответствующих юрисдикций.

В 2004 г. внесен ряд изменений в законодательство о компаниях между-
Изменения в законодательстве
народного бизнеса («офшорных»), направленных на повышение их «про- Британских Виргинских островов
зрачности». В частности, обязательно хранить по юридическому адресу (2004)
реестр акционеров и директоров, введены ограничения на использование
акций на предъявителя.

В 2005 г. произведена радикальная реформа корпоративного законода-
Закон о коммерческих компаниях
тельства. Принят новый закон о коммерческих компаниях, по которому БВО: радикальное изменение корпо-
будут регистрироваться как местные, так и нерезидентные компании. При ративного законодательства (2005)
этом для обоих видов компаний вводится освобождение от налога на до-
ходы. Закон действует с 1 января 2005 г., но до 31 декабря возможна
также регистрация по старому корпоративному законодательству. С 1
января 2007 г. все компании будут автоматически перерегистрированы
по новому закону.


Гернси, Джерси, Остров Мэн

Эти три островные европейские британские зависимые территории не
входят в ЕС (хотя для целей НДС и таможенных Остров Мэн фактически
является частью ЕС как ассоциированная с Великобританией террито-
рия). Тем не менее им пришлось принять условия директивы ЕС о налоге
на сбережения.

Все три юрисдикции вынашивают планы налоговой реформы, суть кото-
Нулевое налогообложение дохо-
рой сводится к отмене корпоративного налога на доход – как для рези- да корпораций на Джерси
дентных компаний, так и для нерезидентных. Это должно стать ответом
на претензии ЕС в отношении существующих безналоговых («офшор-


Страница 9
© ROCHE & DUFFAY 2005
ных») корпоративных режимов. ЕС недоволен – это не совсем то, чего
они ожидали – но очевидного юридического повода для претензий к ре- Остров Мэн планирует корпора-
формам нет, так как данные юрисдикции не являются частью ЕС (в отли- тивную реформу
чие от Гибралтара).

Так, Остров Мэн намерен ввести нулевое налогообложение уже с 2006 г.
Пока же на острове введена нулевая ставка налога на ряд видов дея-
тельности, включая управление фондами, страхование, судоходство, а
также исследование космоса. Джерси собирается установить нулевую
ставку налога в 2008 г. (для финансовых услуг ставка будет 10%). План
аналогичной реформы на Гернси изначально предусматривал те же сро-
ки, но в настоящее время находится, по-видимому, в меньшей степени
готовности.


Израиль

В 2004 г. проведена налоговая амнистия в отношении доходов зарубеж-
Tax Reform
ных трастов (в том числе учрежденных на британских зависимых терри-
ториях), учредителями или бенефициарами которых являются израильтя-
не. При добровольном раскрытии властям информации о таких трастах с
полученных ими (пассивных) доходов взимался налог по льготной ставке
(до 25%).

Амнистия последовала за налоговой реформой 2003 г., введшей систему
налогообложения всемирного дохода, включая доход контролируемых
иностранных компаний.


Науру

Науру – независимое островное государство в Тихом океане, одно из са-
Науру ликвидирует офшорные
мых маленьких в мире (10 тыс. жителей). После того, как в 2003 г. под банки
давлением мирового сообщества был ликвидирован офшорный банков-
ский сектор, страна утратила источники финансирования. В 2004 г. госу-
дарство, по существу, обанкротилось, и Австралия взяла под свой кон-
троль финансы острова.


Ниуэ

Правительство Ниуэ (самоуправляемая территория в ассоциации с Новой
Ниуэ закрывает оффшорный
Зеландией) приняло решение о закрытии офшорной зоны. В 2005 г. реги- финансовый центр
страция компаний международного бизнеса прекращена в 2005 г. Суще-
ствующим компаниям предоставлен переходный период до конца 2006 г.,
в течение которого они должны перерегистрироваться в другую юрисдик-
цию, стать резидентными компаниями или быть распущены.


Организация экономического сотрудничества и развития
(OECD)

ОЭСР - международная организация, занимающаяся вопросами экономи-
OECD
ческого сотрудничества. В нее входит 30 государств, включая основные
развитые (Россия в ОЭСР не входит).

В 2004 г. были внесены изменения в модельный договор ОЭСР об исклю-
чении двойного налогообложения. Были добавлены положения, облег-
чающие обмен налоговой информацией между договаривающимися стра-
нами. В частности, предусмотрен обмен информацией, хранящейся у бан-
ков, финансовых организаций, номинальных владельцев и доверенных
лиц; при этом нельзя ссылаться на банковскую тайну как причину отказа
от предоставления информации. Положения модельного соглашения но-
сят рекомендательный характер.

Помимо прочего, ОЭСР ведет (с 2002 г.) список офшорных зон, приме-
List of Un-cooperative Tax Havens
няющих «некорректную налоговую конкуренцию». К особо злостным на-
рушителям планируется применение международных санкций. Большин-
ство офшорных зон мира согласились на условия ОЭСР по обмену налого-
вой информацией с развитыми странами, в результате чего не были


Страница 10
© ROCHE & DUFFAY 2005
включены в список. Обмен такой информацией с членами ОЭСР должен
быть обеспечен до конца 2005 г. «Черный список» ОЭСР в настоящее
время включает следующие юрисдикции: Андорра, Либерия, Лихтен-
штейн, Монако, Маршалловы острова.

<< Предыдущая

стр. 3
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>