<< Предыдущая

стр. 17
(из 65 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

ется генеральная цель — цель 0-го уровня, а затем последова­
тельно цели более низких иерархических уровней, "раскрыва-
юшие" непосредственно предшествующие им цели более вы­
сокого иерархического уровня.
В процессе формирования целей можно использовать такие
подходы [2], как аналитическое изучение, каузальный эмпиризм,
изучение литературы.
Аналитическое изучение предполагает построение модели изу­
чаемой системы для получения более четкой картины о входных
и выходных переменных. Такой анализ позволяет получить более
четкое представление о целях соседних иерархических уровней.
Подход каузального эмпиризма предполагает наблюдение за
процессом принятия решений и выявление целей различного иерар­
хического уровня в результате таких наблюдений.
Подход изучения литературы не нуждается в дополнитель­
ных комментариях.
Процесс формирования целей может идти и в противопо­
ложном направлении — от целей менее высокого иерархиче­
ского уровня к целям более высокого иерархического уровня
(снизу вверх).
При таком подходе может быть использован метод состав­
ления аналитических обзоров, поскольку он может дать много
Тема 3 Оценка степени достижения цели, метод блок-схем 99


целей более низких иерархических уровней, которые впослед­
ствии обобщаются до уровня целей более общего характера.
Высказанную нами точку зрения относительно требования
измеримости целей разделяют и авторы работы |81. Они счи­
тают, что словесная (вербальная) характеристика цели является
только первой стадией ее выражения.
Ограничиваться лишь словесным описанием при формулировке
цели недопустимо. "Деревья цели", состоящие только из слов,
приносят скорее вред, чем пользу. Не больше пользы от де­
ревьев цели, состоящих из иерархически упорядоченных квад­
ратиков, внутри которых помещены словесные описания.
Скажем, одна и та же цель "ритмичность производства"
различными авторами понимается по-разному.
Одна из причин того, что цели не выражаются в количест­
венной форме, — трудность количественного выражения це­
лей. Тем не менее для эффективного управления организаци­
ей это необходимо.
При построении дерева целей считается нецелесообразным
переходить к целям более низкого иерархического уровня до
тех пор, пока:
не сделано не только словесное, но и количественное опи­
сание цели;
цель не развернута во времени;
для всех целей не определены коэффициенты их относи­
тельной важности.
В процессе формирования дерева целей:
рассматривались различные альтернативные варианты це­
лей;
исключались маловажные мероприятия (еще одно исполь­
зование коэффициента относительной важности целей);
исключались мероприятия с относительно низкой эффек­
тивностью;
исключались мероприятия из-за нехватки ресурсов для их
выполнения.
Но если дерево целей построено, оно оказывается гораздо эф­
фективнее набора мероприятий, построенного традиционными
методами.
Поскольку цель — это состояние объекта управления, к до­
стижению которого стремится организация, то, для того что­
бы иметь возможность реального управления объектом, необ­
ходимо уметь измерить степень достижения цели.
100 Раздел 4 Определение целей организации



Это необходимо по многим причинам, в частности, только
имея возможность оценить степень достижения цели, можно
вовремя скорректировать управленческие воздействия.
Оценить степень достижения цели можно лишь с помощью
соответствующего критерия.
Критерий, с одной стороны, должен адекватно отражать
степень достижения цели (все основные аспекты), а с дру­
гой — быть измеримым.
В частности, это может быть количественный показатель,
характеризующий экономическую эффективность деятельно­
сти предприятия; это может быть критерий, позволяющий ис­
пользовать для получения количественной оценки качествен­
ную оценку состояния объекта; это может быть информация,
позволяющая проранжировать состояния объекта по предпоч­
тительности.
В то же время критерий должен позволять оценивать имен­
но степень достижения цели, к которой стремится организа­
ция.
Так, например, если целью является сокращение числа ав­
томобильных катастроф за счет введения ремней безопасно­
сти, то критерий "количество разбитых автомобилей в год" не
будет адекватно отражать степень достижения этой цели, по­
скольку трудно отграничить воздействие этого фактора от дру­
гих, также влияющих на дорожно-транспортные происшест­
вия.
Если целью является сокращение срока окупаемости про­
екта по сравнению с принятым в бизнес-плане, то критерием
служит сокращение срока ввода объекта в действие по сравне­
нию с ранее намеченным.
Если целью банка является привлечение новых вкладчиков,
то критерием может служить число вновь привлеченных
вкладчиков за истекший квартал и т. д.
Многие критерии, которые используются для оценки сте­
пени достижения цели, носят объективный характер: сущест­
вует понятная шкала и уровень значения критерия однознач­
но определяется.
Однако в ряде случаев можно лишь воспользоваться субъ­
ективными критериями, которые соответствуют системам цен­
ности управленца (ЛПР). Например, если бизнесмен ставит
перед собой цель существенно увеличить прибыль, то для од­
ного существенное увеличение прибыли — это 100 тыс. долл.,
а для другого — это 100 млн. долл.
Тема 3 Оценка степени достижения цели, метод блок-схем 101



Или, скажем, для цели "повысить престиж организации"
оценить степень ее достижения можно, лишь введя специаль­
но разработанную шкалу, которая будет соответствовать систе­
ме ценностей ЛПР и иметь вербально-числовой характер.
Соответствующая шкала может, например, содержать такие
градации, как "крайне низкий престиж" или "всемирная из­
вестность продукции организации" и т. д., за которыми стоят
количественные значения градаций.
Таким образом, чтобы система целей, сформированная орга­
низацией, была измеримой, необходимо, чтобы существовал набор
критериев, а для каждого критерия — соответствующая ему
шкала, которые позволяют определить степень достижения ка­
ждой из целей.
Только при наличии такой системы критериев и шкал, а
также коэффициентов, позволяющих оценить сравнительную
важность различных целей, а значит, и соответствующих им
критериев, можно эффективно осуществлять процесс управле­
ния.
Действительно, устанавливать наличие значительных от­
клонений в ходе реализации принятых управленческих реше­
ний, осуществлять корректировку принятых ранее решений, в
полной мере задействовать механизм обратной связи можно,
лишь имея эффективный инструментарий для своевременного
установления отклонений в ходе реализации решений, в ходе
достижения поставленных организацией целей.
Если деятельность организации достаточно сложна и разно­
образна и цели, к достижению которых она стремится, пред­
ставлены в виде дерева целей, то в виде дерева могут быть
представлены и критерии, с помощью которых оценивается
степень достижения целей, входящих в состав дерева целей.
Такое представление системы критериев позволяет более
эффективно отслеживать ход реализации поставленных орга­
низацией целей.
Формирование дерева критериев наиболее целесообразно
осуществлять параллельно с формированием дерева целей ор­
ганизации. Одновременный процесс формирования деревьев целей
и деревьев критериев способствует более точному определению
целей, стоящих перед организацией.
Дополнительную информацию при формировании целей
дает определение способа оценки степени их достижения.
Структура дерева критериев аналогична структуре дерева
целей организации.
102 Раздел 4 Определение целей организации



После того как сформированы цели, стоящие перед органи­
зацией, и критерии, позволяющие оценить степень их дости­
жения, необходимо определить задачи, решение которых поз­
волит организации реализовать поставленные цели.
Задачи в виде конкретных заданий ставятся перед непосред­
ственными исполнителями. При этом задание должно быть яс­
но и четко сформулировано, чтобы, с одной стороны, у испол­
нителя была полная ясность, как оно должно выполняться, и
чтобы, с другой стороны, была возможность проконтролиро­
вать ход выполнения задания и результаты его выполнения.
Мы уже столкнулись с тем, что достаточно сложный и раз­
нообразный характер имеют цели, которые ставит перед собой
организация, и критерии, с помощью которых оценивается
степень их достижения.
Не менее сложные и разнообразные ситуации возникают и
при выполнении задач, решение которых необходимо для до­
стижения поставленных целей.
Сотрудником "РЭНД корпорейшн" Г. Линстоуном были
впервые разработаны блок-схемы последовательности выпол­
нения задач.
В первый раз они были применены для обеспечения дости­
жения определенного типа целей военного характера.
Однако этот метод может быть успешно использован и для
решения задач самого произвольного характера. А предостав­
ляемая им возможность систематизации решаемых задач, вы­
явления их оптимальной последовательности с последующим
определением затрат, необходимых для их реализации, и ожи­
даемых трудностей делает использованный Г. Линстоуном ме­
тод блок-схем эффективным инструментарием оперативного
планирования [II].
Метод блок-схем последовательности выполнения задач за­
ключается в схематическом изображении всех альтернативных
вариантов последовательностей, с помощью которых задача
или конкретное задание могут быть выполнены.
На каждом пути блок-схемы (альтернативный вариант ре­
шения задачи) выявляются все существенные этапы их выпол­
нения. После этого блок-схема переформировывается и стано­
вится полной.
Дополнительный анализ с учетом необходимых ресурсов и
ожидаемых трудностей позволяет отбросить заведомо некон­
курентоспособные пути решения задач или заданий и оставить
для дальнейшего анализа и возможного тактического маневра
Тема 3 Оценка степени достижения цели, метод блок-схем 103


альтернативные варианты решения, представляющие наиболь­
ший интерес.
В качестве иллюстративного примера, демонстрирующего
возможности применения блок-схем при оперативном плани­
ровании выполнения задач или заданий, приведем блок-схему
возможных маршрутов пути от дома до работы (рис. 4.2).
Особую роль при определении как целей, стоящих перед орга­
низацией, так и задач и заданий по реализации поставленных це­
лей играет ресурсное обеспечение.
При этом при формировании стратегии и тактики органи­
зации должны учитываться ресурсы не только в обычном по­
нимании, но и в обобщенном смысле.
Так, под ресурсами могут пониматься и материалы, и техно­
логии, и люди, и информация [5], а также имеющиеся деловые
связи, положение на рынке сбыта и т. д., т. е. все то, что мо­
жет быть задействовано и мож:ет способствовать достижению
поставленных целей.
Часто ресурсы бывают ограниченны. При этом в зависимо­
сти от конкретной ситуации "узким местом" могут быть раз­
личные виды ресурсов.




Рис. 4 . 2 . Пример применения блок-схем
при оперативном планировании выполнения задач
104 Раздел 4, Определение целей организации


Так, если цели влекут большие материальные затраты, то
приходится ограничиваться теми целями и средствами их до­
стижения, которые укладываются в бюджет организации.
Если речь идет о финансировании проектов, то необходи­
мо в соответствии с установленными приоритетами отобрать
те из них, которые в наибольшей степени соответствуют стра­
тегии организации, финансируюшей реализацию проектов.
Поскольку обеспечить все предлагаемые проекты необхо­
димым финансированием, как правило, не удается, то должны
отбираться наиболее перспективные.
Проблемы организации и проведения инвестиционных
конкурсов сегодня относятся к числу наиболее актуальных.
В зависимости от конкретной ситуации "узким местом"
может быть наличие необходимого оборудования, технологий,
энергетических ресурсов, поддержки во внешней среде или
внутри организации и т. д.
Одним из основных умений современного управленца является
умение рационально распределить и воспользоваться имеющими­
ся в распоряж:ении организации ресурсами.
Проблема рационального распределения ресурсов — одна из ос­
новных проблем планирования деятельности современной органи­
зации.
Однако никогда не следует забывать о том, что основной
смысл постановки любой цели — в ее достижении. А достигну­
та цель может быть только при условии эффективной реализа­
ции планов, в соответствии с которыми организация действует.


Литература

1. Ansoff Н. Igor. Strategic Management. New York: Wiley, 1979.
2. Браун P., Мэзон P., Фламгольц Э. и др. Исследование операций:
В 2 т. М.: Мир, 1981.
3. Вилкас Э. Й., Майминас Е. 3. Решения: теория, информация,

<< Предыдущая

стр. 17
(из 65 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>