<< Предыдущая

стр. 18
(из 65 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

моделирование. М.: Радио и связь, 1981.
4. Виханский О.С, Наумов А.И. Менеджмент. М.: Фирма "Гарда-
рика", 1996.
5. Кини Р. Л., Райфа X. Принятие решений при многих критериях:
предпочтения и замешения. М.: Радио и связь, 1981.
6. Клуб директоров: опыт профзммно-целевого управления пред­
приятиями / Под ред. А. Г. Аганбегяна, В. С. Рапопорта, В. Д. Рени­
на и др. М.: Экономика, 1989.
7. Короткое Э. М Концепция менеджмента. М.: ДеКа, 1996.
Тема 3 Оценка степени достижения цели, метод блок-схем 105


8. Мартина Дж. Технологическое прогнозирование. М. Прог­
ресс, 1977.
9 Мескон М X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента
М.: Дело, 1998.
10 Мушик Э , Мюллер П Методы принятия технических решений.
М.: Мир, 1990.
11. Рейльян Я. Р. Аналитическая основа принятия управленческих
решений. М.: Финансы и статистика, 1989.



Контрольные вопросы

1. Какие определения цели вам известны''
2 Приведите примеры стратегических и тактических целей.
3 Что предшествует определению цели организации?
4 Какова роль приоритетов в определении стратегии организа­
ции?
5. Кто оказывает влияние на формирование целей организации''
6. Как соотносятся приоритеты и цели?
7. Какова роль системы ценностей при определении целей ор­
ганизации?
8. Приведите пример классификации системы ценностей.
9 Что такое миссия организации и как она влияет на формиро­
вание целей организации?
10. Чем отличаются траекторные и точечные цели''
11. Как строится дерево целей''
12. Что такое взаимно нейтральные, кооперирующиеся, конкури­
рующие цели''
13. Каким требованиям должны удовлетворять цели?
14. Как оценивается степень достижения цели?
15. В каких областях формируются цели организации?
16. Какие подходы и процессы формирования целей организации
используются в практике управления?
17. Что такое измеримость цели''
18 Что такое дерево критериев''
19. Что такое блок-схема последовательности выполнения задач?
20 Приведите пример блок-схемы последовательности выполне­
ния задач
21. Какова роль ресурсного обеспечения при достижении поста­
вленных организацией целей?
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ




Тема 1
ИСКУССТВО
И НАУКА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

Прогнозирование — одна из основных составляющих управлен­
ческого процесса. Без прогнозирования, без представления об
ожидаемом ходе развития событий невозможно принятие эф­
фективного управленческого решения.
Государственные деятели прошлого, полководцы, бизнес­
мены принимали подчас блестящие управленческие решения.
При этом, как правило, использовались элементы прогнозиро­
вания, относящиеся скорее к искусству прогнозирования.
Ведь науки о прогнозировании, как и науки управления, во­
обще не существовало.
Мы не говорим здесь о даре предсказания, хотя и этому в
истории имеются блестящие подтверждения. За тысячи лет до
нашей эры халдеи обладали значительными познаниями в ас­
трономии и умели достаточно точно предсказывать положение
звезд на небе, солнечные и лунные затмения и т. д.
Правда, область действия тачного астрономического зна­
ния и основанного на нем прогноза была, пожалуй, с излиш­
ней легкостью распространена на человеческие судьбы. Счи­
талось, что расположение Солнца, Луны, звезд оказывает не­
посредственное воздействие на судьбы народов и отдельного
человека.
Астрологами в зависимости от положения звезд предсказы­
вались (прогнозировались) войны, наводнения, урожаи, голод,
процветание и гибель народов.
Древнее учение "мантика" было учением о предсказаниях
грядущих событий посредством земных событий. Оно как бы
Тема 1 Искусство и наука прогнозирования 107



дополняло астрологию, основывающую свои заключения на
расположении небесных тел.
Значительных высот достигла астрология в средние века.
До настоящего времени для нас небезынтересны, скажем,
"Центурии" и "Знамения" Нострадамуса.
Однако все перечисленное выще, за исключением доста­
точно точных астрономических прогнозов, не может считать­
ся наукой в современном смысле этого слова, а предсказания,
подтвержденные последовавщими событиями, мы можем от­
нести в лучщем случае к искусству прогнозирования.
Тем не менее нередко именно на основании такого рода
прогнозов в древние и средние века принимались важные уп­
равленческие решения.
Прогнозирование как наука начало формироваться лишь в
середине XX в. До второй мировой войны грань между про­
гнозированием возможного технологического прогресса, веду­
щего к будущему, и обыкновенной фантазией была малораз­
личима.
Недостаточное внимание уделялось анализу и оценке дей­
ствительной реализуемости предсказываемых событий.
Что же такое прогнозирование в сегодняшнем понимании?
Согласно Г. Тейлу [10, 9], прогноз — "это некоторое суждение
относительно неизвестных, особенно будущих событий". Тер­
мины "суждение " и "событие" получают здесь свободное тол­
кование. Совершенно необязательно, скажем, чтобы это суж­
дение появилось в письменной форме.
Одной из первых работ, предшествовавших формированию
прогнозирования как современной науки, является опублико­
ванное известным американским инженером-металлургом
Фернасом в 1936 г. собрание технологических прогнозов [11].
В своей работе Фернас ограничился только тем, что пытал­
ся исследовать шансы достижения целей при автоматическом
процессе развития. При этом был недостаточно точен. Так, от­
носительно создания телевидения, несмотря на то что неза­
долго до этого была продемонстрирована электронно-лучевая
трубка, он говорил: "Я жду, когда у меня будет телевизор, но
я не могу жить вечно".
Он проводил аналогию с появлением радио, когда от мо­
мента первой передачи радиоимпульсов в 1840 г. до первого
прозвучавшего по радио выступления прошло около 80 лет.
Другим известным ученым, внесшим существенный вклад в
создание науки прогнозирования, был Джилфиллан. Он в
108 Раздел 5 Прогнозирование



1937 г. также указал на принципиальную возможность созда­
ния телевидения, однако высказал неуверенность в том, что
его примут массы, а самое главное, что они согласятся за не­
го платить.
Однако уже в следующем году в Англии начались регуляр­
ные телевизионные передачи.
Джилфиллан в своей работе проанализировал опубликован­
ные ранее прогнозы, сделанные Эдисоном, Штейнмецем, им
самим в период 1910—1920 гг., и установил, что не менее 75%
из них оказались правильными.
В 1952 г. Джилфиллан публикует солидный обзор состоя­
ния технологического прогнозирования, где впервые подчер­
кивает принцип соответствия запросам удачного момента.
При этом он перечисляет основные этапы прогнозирова­
ния, получившие в дальнейшем название изыскательских.
В своей работе он, в частности, проанализировал судьбу
19 наиболее полезных изобретений, внедренных в течение 25
лет до начала первой мировой войны, и указал на значитель­
ные временные лаги (запаздывания) от момента возникнове­
ния первой идеи до реализации изобретения.
Для указанных изобретений этот период оказался равным
176 годам.
Для более чем 200 важных изобретений, сделанных в пери­
од между 1787 и 1935 гг., этот период колебался в среднем от
33 до 38 лет.
Говоря о технологическом прогнозировании, мы имеем в
виду не традиционное, а расширенное понимание термина
"технология", означающее широкую область целенаправлен­
ного применения физических наук, наук о жизни и наук о по­
ведении [11].
Технологии разбиты на 8 уровней, начиная от возникнове­
ния первой идеи (уровень, условно названный "Научные ре­
сурсы") и кончая широкой ее реализацией в обществе (уро­
вень, условно названный "Общество").
Основные уровни технологий представлены в табл. 5.1 в
порядке возрастания их общественного значения и стадии ре­
ализации идеи.
Переход от более низкого уровня реализации идеи к более вы­
сокому называется перемещением технологии. Для реализовав­
шихся важных идей характерно последовательное перемещение
технологий от низшего до высшего уровня.
Тема 2 Классификация основных методов прогнозирования 109


Таблица 5 1
ОСНОВНЫЕ УРОВНИ ТЕХНОЛОГИЙ И СТАДИИ РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕЙ
Стадии реа­ Уровни перемещения
Примеры
лизации идеи технологии

Уровни 1 Научные ресурсы Обнаружение естественного
разработки полупроводимости явления
2 Технологические Методы диффузии, пленочные
методы
ресурсы
3 Элементарная Технология твердотельных эле­
технология ментов, интегральных схем
Системы связи на твердотель­
4 Функциональные
ных элементах и функциональные
подсистемы
5 Применения Рынок для систем связи
6 Окружающая среда Отрасли промышленности, про­
изводящие средства связи
7. Социальные сис­
Уровни Оборона и другие общенацио­
воздействия нальные аспекты
темы
8. Общество Воздействие средств связи
на общество




Тема 2
КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ
МЕТОДОВ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

Технологическое прогнозирование подразделяется на изыска­
тельское (иногда его называют еще поисковым) и нормативное.
В основе изыскательского прогнозирования лежит ориентация
на представляющиеся возмож:ности, установление тенденций
развития ситуаций на основании имеющейся при разработке про­
гноза информации.
Изыскательскому прогнозированию соответствует перемеще­
ние в пространстве технологий от технологий более низкого
уровня к технологиям более высокого уровня. Иными словами, от
средств и возможностей к потребностям и целям.
Примером изыскательского прогнозирования может слу­
жить прогнозирование в области электроники, когда прогно­
зируемый процесс представляется в виде последовательного
перемещения технологий, начиная от квантовой электродина­
мики и кончая мгновенно осуществляемой всемирной связью.
110 Раздел 5 Прогнозирование


В основе нормативного прогнозирования лежит ориентация на
миссию организации, на те потребности и цели, к достижению
которых она стремится. Нормативному прогнозированию соот­
ветствует перемещение в пространстве технологий от техноло­
гий более высоких уровней к технологиям более низких уровней.
Иными словами, от потребностей и целей к средствам их реа­
лизации.
Примером нормативного прогнозирования может служить
прогнозирование в области космоса, когда прогнозируемый
процесс представляется в виде последовательного перемещения
технологий от понимания проблемы космоса как среды, кото­
рая должна служить на благо человеку, до конкретных средств
ее решения — условий для ядерного деления и количества вы­
свобождающейся при этом энергии, термодинамического преи­
мущества газов с низким молекулярным весом и т. д.
В рамках технологического прогнозирования решаются та­
кие задачи, как разработка прогнозов в области экономиче­
ской и коммерческой активности, социальной и политической
деятельности.
Одной из центральных проблем при разработке прогнозов
является эффективное сочетание методов изыскательского и
нормативного прогнозирования.
Для изыскательского прогнозирования характерно исполь­
зование таких методов, как экстраполяция, моделирование,
метод исторической аналогии, написание сценариев и т. д.,
базирующихся на анализе точных эмпирических данных.
При использовании методов изыскательского прогнозиро­
вания предпочтение отдается количественной информации,
хотя использование качественной (неколичественной) инфор­
мации в изыскательском прогнозировании также возможно.
Примером тому является использование интуитивных ме­
тодов, того же метода сценариец или метода экспертных кри­
вых, позволяющих определять наметившиеся тенденции изме­
нения ситуации, базируясь не только на эмпирических дан­
ных, но и на опыте высококвалифицированных специалистов-
экспертов.

<< Предыдущая

стр. 18
(из 65 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>