<< Предыдущая

стр. 2
(из 65 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

решений.
Одной из характерных особенностей современного менедж­
мента является необходимость высокого профессионального
уровня управленца, возросшая интеллектуализация управлен­
ческого труда.
Основное предназначение менеджера — обеспечить эффек­
тивное функционирование, устойчивое развитие или выжива­
ние организации.
Внешняя и внутренняя среда, в которой функционирует
организация, подвержена непрерывным изменениям, степень
значимости которых различна. Чтобы не оказаться в ситуации
водителя, не заметившего резкого поворота дороги, контроль
за состоянием внешней и внутренней среды организации дол­
жен осуществляться непрерывно.
Профессионально принятому решению всегда предшеству­
ет анализ ситуации и ожидаемого хода ее изменения в буду­
щем. Это служит основанием для выработки программы дей­
ствий организации.
Одна из основных управленческих функций — планирова­
ние предполагает (впрочем, как и другие управленческие
функции) в процессе выработки и принятия решения исполь­
зование высококвалифицированных специалистов — экспер­
тов. Это делает принимаемые решения более обоснованными
и эффективными.
Для руководителя большое значение имеет умение правиль­
но организовать работу экспертов, обеспечить корректное по­
лучение экспертной информации, выработку коллективного
решения.
Задачи и проблемы, которые стоят перед организацией,
должны учитываться при формировании ее структуры.
Поскольку каждое решение — это проекция в будущее, а
будущее всегда содержит элемент неопределенности, то для
руководителя важно правильно определить степень риска, с
которым сопряжена реализация принятых решений.
8 Предисловие


Риск-менеджмент — одна из основных составляющих уп­
равленческой деятельности. Только правильно оценив воз­
можные потери и выигрыши, можно принять эффективное
управленческое решение.
Перечисленные проблемы нашли отражение в соответству-
юших разделах книги.
Специальный раздел посвяшен управлению качеством про­
дукции и качеством принимаемых решений. Только высокий
уровень качества позволит выстоять в жесткой конкурентной
борьбе.
И еще одно важное отличие современного менеджмента —
эффективному управлению можно научиться! Таково мнение
многих ведущих специалистов в этой области.
Уходит в прошлое и становится все более опасным прин­
цип старого руководителя: "Знаю все сам", поскольку резко
возросла цена ошибки.
В книгу включен раздел, посвященный технологиям страте­
гического управления, четко и понятно определяется, что та­
кое стратегия, показывается, как в практике управления ис­
пользуются стратегические решения.
В учебнике впервые дается систематизированное и доста­
точно полное изложение основ ситуационного анализа.
В разделе "Кадровые решения" обсуждаются основные
проблемы, возникающие при управлении персоналом. Приво­
дятся технологии разработки, принятия и реализации решений
по кадровой политике.
Автор считает своим долгом выразить признательность
Э. М. Короткову за поддержку идеи написать книгу, Р. Я. Дроз­
дову, Л. К. Зелинской, Н. Г. Сизовой за неоценимую техниче­
скую помощь при подготовке книги к печати.
Автор выражает признательность читателям за интерес,
проявленный к этой книге (первое издание вышло в 2000 г.),
и надеется, что она будет полезна многим российским управ­
ленцам в их практической работе. А тем, кто только начинает
изучать основы управления, она поможет лучше понять слож­
ный, но очень интересный мир принятия управленческого ре­
шения, без которого сегодня невозможен успех ни в одной
сфере деятельности.
Практическим занятиям по менеджменту посвящена новая
книга автора "Практические занятия по управлению. Мастер-
класс", которая готовится к изданию в 2002 г. В нее впервые
включен раздел "Великие упраааенцы прошлого" с анализом их
управленческой деятельности.
ИСТОРИЯ НАУКИ
ОБ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ
РЕШЕНИЯХ



Тема 1
ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ
ОС УПРАВЛЕНИИ

Управление в человеческом обществе существовало испо­
кон веков. Любое государственное устройство, любая органи­
зованная человеческая деятельность предполагает, что сущест­
вует объект управления (то, чем управляют) и субъект управ­
ления (тот, кто управляет).
Без эффективно организованной управленческой деятель­
ности невозможно было ни строительство египетских пира­
мид, ни создание висячих садов Вавилона, ни ведение войн,
ни возникновение и расцвет городов и государств.
Практическое управление возникло тогда, когда появи­
лись организации. Однако организации древности во многом
отличались от современных. Основные отличия старых орга­
низаций от современных: малое количество крупных органи­
заций, относительно небольшое число руководителей, прак­
тическое отсутствие руководителей среднего звена, занятие
руководящих постов по праву рождения или путем захвата
силой, упор на приказ и интуицию, малое количество людей,
которым было дано право принимать важные для организа­
ции решения [6].
Однако с древних времен люди больше внимания уделяли
тому, как приобрести большую власть, как заработать деньги
и т. д., и меньше задумывались над тем, как эффективно осу­
ществлять процесс управления, который в конечном счете мог
бы более надежно привести их к цели.
10 Раздел 1 История науки об управленческих решениях



Управление до возникновения науки
об управлении
Наука об управлении начала интенсивно развиваться лишь
с начала XX в. От более ранних периодов деятельности чело­
вечества до нас дошли лишь отрывочные, разрозненные сведе­
ния, содержащие анализ и обобщение опыта управления.
Так, например, книга "Поучение Птаххотепа" (Древний
Египет, 2000—1500 гг. до н. э.) содержит советы начальнику —
субъекту управления: "...будь спокоен, когда слушаешь ты сло­
ва просителя; не отталкивай его прежде, чем он облегчит ду­
шу от того, что хотел сказать тебе. Человек, пораженный не­
счастьем, хочет излить свою душу даже больше, чем добиться
благоприятного решения своего вопроса" [1, 3].
Аналогичные советы мы можем найти и в современной уп­
равленческой литературе (см., например, [16, 10] и др.).
В Древней Греции о необходимости специализации произ­
водственных процессов говорил Платон. Сократ, анализируя
деятельность управленцев в различных сферах деятельности,
говорил о том общем, что составляет основу мх труда: "Глав­
ная задача — поставить нужного человека на нужное место и
добиться выполнения своих указаний" [1].
В Древнем Риме Катон Старший (234—149 гг. до н. э.) со­
ветовал владельцу земли "посмотреть, как далеко продвину­
лась работа, что сделано и что осталось сделать. После этого
он должен потребовать у управляющего отчет о проделанной
работе и объяснения, почему часть ее не выполнена". Предла­
галось также дать управляющему план работ на год.
Управленческие ноу-хау передавались из поколения в по­
коление в узких кругах управленческой элиты.
Существенный вклад в развитие управленческой мысли
внес итальянский государственный деятель Макиавелли
(1469—1527 гг.). Он, в частности, говорил: "Об уме правителя
первым делом судят по тому, каких людей он к себе прибли­
жает; если это люди преданные и способные, то можно всегда
быть уверенным в его мудрости, ибо он сумел распознать их
способности и удержать их преданность".
Он говорил также: "Есть один безошибочный способ уз­
нать, чего стоит помощник. Если помощник больше заботит­
ся о себе, чем о государстве, и во всяком деле ищет своей вы­
годы, он никогда не будет хорошим слугой государю".
Тема 1 Возникновение науки об управлении 11



Макиавелли принадлежит и эта блестящая управленческая
мысль: "Многие полагают, что кое-кто из государей, слыву­
щих мудрыми, славой своей обязаны не себе самим, а доб­
рым советам своих приближенных, но мнение это ошибочно.
Ибо правило, не знающее исключения, гласит: государю, ко­
торый сам не обладает мудростью, бесполезно давать благие
советы" [5].
В России значительную роль сыграли реформы государст­
венного управления Петра I, что сказалось на различных об­
ластях управленческой деятельности. Интересны рекоменда­
ции руководителю производства того времени: "Управителю,
по окончании каждого года, а именно в декабре месяце, о
припасах и работниках, конечно оных и к чему, потребно со­
чинять ведомости не позже как 20-го числа, дабы о покупках
припасов на ярмарках и о прочем можно рассудить и опреде­
ление, не упуская времени, учинить. А ежели оных на то чис­
ло подано не будет, то за оное с управителя за всякий умед­
ленный день удержать надлежит по гривне" [8].
Дальнейшее развитие управленческая мысль получила пос­
ле промышленной революции, которая совершилась в Европе
в середине XVIИ в. Последовавшее за ней бурное развитие
производства привело к внедрению сборочного комбайна и
взаимозаменяемых частей машин, использованию (Э. Уитни)
методов контроля качества, специализации производственных
рабочих (Ч. Бэббидж) и т. д.
На разных этапах развития человеческого общества пред­
принимались попытки систематизации управленческой дея­
тельности или ее составляющих. Отметим в соответствии с
[19] основные вехи.
Первый вклад в систематизацию управленческой деятель­
ности, значение которого трудно приуменьшить, был внесен в
древнем Шумере в 5-м тысячелетии до н. э. — это введение
письменности.
Впервые появилась возможность передавать и накапливать
информацию. Это послужило стимулом к интенсификации
управленческой деятельности того времени. Возник класс
жрецов-бизнесменов, с одной стороны, владевших письмен­
ностью, а с другой стороны, принимавших участие в торговых
операциях и коммерческих отчетах, в создании и упорядоче­
нии системы управления стихийно складывающимися торго­
выми отношениями в древнем Шумере.
12 Раздел 1 История науки об управленческих решениях


Во время правления вавилонского царя Хаммурапи (1792—
1750 гг. до и. э.) был разработан и введен в действие Свод за­
конов управления государством. В соответствии с этим Сво­
дом законов управление в государстве переходило от религи­
озного к светскому стилю управления. Был усилен контроль и
ответственность за выполнение работ.
При правлении Навуходоносора II (605—562 гг. до н. э.)
произошло соединение государственных методов управления с
управлением, и прежде всего контрольными его функциями, в
сфере производства и строительства.
Достаточно полная хронология развития управленческой
мысли и систематизации управленческой деятельности дана
Б. Карлофом [20]. Приведем ее.
Таблица 1 1
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Год Индивидуум Основной вклад
или этническая группа в развитие менеджмента
1 2 3
До н/э
5000 Шумеры Письменность, регистрация фактов
Египтяне Признание необходимости планирования,
4000
организации и контроля
Египтяне Децентрализация в организации управле­
2600
ния
Использование свидетелей и письменных
Хаммурапи
1800
документов для контроля, установление ми­
нимальной заработной платы, признание не­
допустимости перекладывания ответственно­
сти
Евреи Концепция организации, скалярный прин­
1491
цип
Контроль за производством и стимулиро­
Навуходоносор
600
вание через заработную плату
Формулировка принципа универсальности
Сократ
400
менеджмента
Признание менеджмента как особого вида
Ксенофонт
400
искусства
Использование описаний работ
Кат он
175
Н/э
Единоначалие Золотое правило Челове­
Иисус Христос
20
ческие отношения
Требования к менеджеру
Газали
1100
Тема 1 Возникновение науки об управлении 13


Продолжение табл 1 1
3

<< Предыдущая

стр. 2
(из 65 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>