<< Предыдущая

стр. 22
(из 65 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

динамическое программирование, рассчитанное на реше­
ние многоступенчатых оптимизационных задач;
целочисленное программирование, позволяюш,ее решать
оптимизационные задачи, в том числе задачи оптимально­
го распределения ресурсов, при дискретных (целочислен­
ных) значениях переменных и др.
Таблица 5 2
ВЕРТИКАЛЬНАЯ МАТРИЦА РЕШЕНИЙ
ДЛЯ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Стадия исследований Продукт Заказчик Ресурсы
и разработок

Открытие
Создание
Воплощение
Разработка

В инструментарий нормативного прогнозирования входят
методы построения деревьев целей, методы типа ПАТТЕРН
и др.
Метод построения деревьев целей может быть использован
также и в модели ожидаемой ценности.
В этом случае каждой из рассматриваемых целей приписы­
ваются количественные весовые коэффициенты, а для каждо­
го проекта оценивается вклад в достижение каждой из целей,
если он ненулевой. Степень вклада впоследствии умножается
на весовой коэффициент цели.
Эта процедура может быть проиллюстрирована следующим
примером (табл. 5.3).
Естественно, для реализации целесообразно выбрать про­
ект, представляющий наибольшую ценность.
Раздел 5 Прогнозирование
130


Таблица 5 3
ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ МОДЕЛИ ОЖИДАЕМОЙ ЦЕННОСТИ ПРОЕКТОВ
Наименование проекта Цель
Обеспечение
Обеспечение
ритмичности
качества
производства
продукции
Вес цели
0,4
0,6

Проект А (вклад в цель) 5
8
Проект В (вклад в цель) 7
4
Проект С (вклад в цель) 6
6


Ценность проекта А = 0,6 х 8 + 0,4 х 5 = 6,8;
ценность проекта 5 = 0,6 х 4 + 0,4 х 7 = 5,2; (5.8)
ценность проекта С = 0,6 х 6 + 0,4 х 6 = 6,0.


Литература
1. Абт К. Ч., Фостер Р Н., Ри Р. Г. Методика составления сце­
нариев: Руководство по научно-техническому прогнозированию. М.:
Прогресс, 1977.
2. Виханский О. С, Наумов А. И. Менеджмент. М.. Фирма "Гар-
дарика", 1996.
3 Жерардэн Л. Исследование альтернативных картин будущего:
Метод составления сценариев. Руководство по научно-техническому
прогнозированию. М . Прогресс, 1977.
4. Литвак Б. Г. Экспертные оценки и принятие решений. М.: Па­
тент, 1996.
5. Литвак Б. Г. О некоторых проблемах экспертного прогнозиро­
вания / / Тезисы докладов конференции "Пути повышения качества
прогнозов". М.; Л , 1990.
6. Мартино Дж. Технологическое прогнозирование. М.: Прог­
ресс, 1977.
7. Моисеев Н. Н. Математические задачи системного анал"иза. М.:
Наука, 1981.
8. Саркисян С. А., Акопов П. Л., Мельникова Г. В. Научно-техни­
ческое прогнозирование и профаммно-целевое планирование в ма­
шиностроении. М.: Машиностроение, 1987.
9. Сидельников Ю. В. Теория и организация экспертного прогно­
зирования. М : ИМЭМО АН, 1990.
10. Тейл Г. Экономические прогнозы и принятие решений. М.:
Статистика, 1971.
Тема 5 Нормативное прогнозирование 131


11. Янч Э. Прогнозирование научно-технического прогресса. М •
Професс, 1974.
12. Kahn Н. De 1 Escalade, Metaphors et Scenarios. Paris, Caiman-
Levy, 1966.



Контрольные вопросы

1 Какова роль прогнозирования в управленческом процессе?
2 Что понимается под искусством и наукой прогнозирования'^
3 Как и когда возникла наука прогнозирования''
4. Что вы знаете о первых работах в области прогнозирования?
5 Что такое технологическое прогнозирование?
6 Чем различаются изыскательское и нормативное прогнозиро­
вание''
7 Приведите примеры кривых, используемых в изыскательском
прогнозировании
8 Как используется метод матриц решений в нормативном про­
гнозировании''
9 Что такое экспертное прогнозирование''
10 Как осуществляется подготовка к разработке прогноза?
11. Какова роль ретроспективной информации при разработке
прогноза''
12 Как определяются наиболее вероятные варианты развития
ситуации''
13 Как используется экспертная информация при разработке
прогноза?
14. Какие методы получения экспертной информации использу­
ются при разработке прогноза''
15. Почему необходимо рассматривать альтернативные варианты
развития ситуации при разработке прогноза''
16 Чем объясняется востребованность экспертных методов
прогнозирования на современном этапе развития российской эко­
номики?
17 Что такое" экспертная кривая''
18 Как оценить точность прогноза?
19 Что такое априорная и апостериорная оценки точности про­
гноза''
20. Что вы знаете о дифференциальном и интегральном методах
оценки качества прогноза''
21. Что такое активный прогноз?
22. Какие критерии оценки точности прогноза вы знаете''
23 Зачем нужен мониторинг хода реализации прогнозируемых
событий?
1Ршш^(В^ (В
МНОГОКРИТЕРИАЛЬНЫЙ ВЫБОР
И ОЦЕНОЧНЫЕ СИСТЕМЫ




Тема 1
МНОГОКРИТЕРИАЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ,
ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМАМ КРИТЕРИЕВ

При разработке управленческих решений важно правильно
оценить сломсившуюся ситуацию и альтернативные варианты
решений с целью выбора наиболее эффективного решения, соот­
ветствующего целям организации и ЛПР.
Правильная оценка способствует достимсению поставленных
целей, в то время как ошибочная оценка и как следствие невер­
но принятое решение затрудняют или вообще делают его невоз­
можным.
Ниже мы обсудим технологии оценивания при принятии
управленческих решений.
Оценочный процесс при принятии решений является пре­
рогативой человека-управленца. Поэтому мы будем говорить
прежде всего о технологиях экспертного оценивания, посколь­
ку основным субъектом оценочного процесса в нашем случае
чаше всего является высококвалифицированный специалист в
области управления — эксперт.
А поскольку в разных случаях будут осуществляться оцен­
ки достаточно широкого круга проблем, начиная of весьма
разнообразных ситуаций, встречающихся в управленческой
деятельности, и кончая не менее разнообразными альтерна­
тивными вариантами управленческих решений, обсуждая ин­
струментарий оценивания, мы будем говорить об объекте оце­
нивания, или об объекте экспертизы.
В практике оценивания все большее значение приобретают
многокритериальные оценки объектов экспертизы, которые во
Тема 1 Многокритериальные оценки, требования к системам критериев 133



многих случаях обеспечивают получение более достоверной
экспертной информации.
Действительно, во многих случаях объект характеризуется
не одним критерием, а несколькими. Скажем, при оценке
конкурентоспособности число таких критериев может дохо­
дить до ста и более.
Наряду с термином "критерий" могут использоваться также
термины "фактор", "показатель", "частный критерий" и т. д.
Если говорить о многокритериальном оценивании при при­
нятии решений, то мы прежде всего хотим отметить связь, су­
ществующую между критериями и целями.
Организация, ЛПР при принятии решений руководствуют­
ся целями, которые они стремятся достигнуть. Каждой цели,
как уже говорилось выше, должен соответствовать критерий, с
помощью которого может быть оценена степень достижения
цели.
Так, например, если целью является обеспечение высокого
качества выпускаемого предприятием изделия, то в роли инте­
грального критерия может выступать качество изделия, а в ро­
ли частных критериев — показатели, характеризующие функ­
циональные возможности изделия, экономические, экологи­
ческие, эргономические, а также показатели надежности, без­
опасности и др.
Естественно, что, оценив предварительно значения частных
критериев для объекта, мы с большей достоверностью можем
говорить об оценке качества объекта в целом.
Иногда единственный критерий, используемый для оценки
объекта экспертизы, называют скалярным, а совокупность
критериев, характеризующих объект экспертизы, — вектор­
ным критерием [1].
Цели ЛПР при принятии решений относительно как про­
стых, так и в большей степени достаточно сложных объектов
экспертизы нередко представляют в виде дерева целей, отра­
жающего иерархическую структуру системы целей ЛПР.
А поскольку для оценки степени достижения каждой цели
используется соответствующий ей критерий, то для представ­
ления системы критериев, предназначенных для оценки объе­
кта, также целесообразно использовать дерево критериев, от­
ражающее структуру их иерархической подчиненности. Более
детально проблемы формирования деревьев цели и деревьев
критериев обсуждались нами ранее.
134 Раздел 6 Многокритериальный выбор и оценочные системы



Если вернуться к рассмотренному выше примеру, дерево
критериев для интегрального критерия "качество изделия"
схематически может быть представлено следующим образом.




йЖййЖй шш
Рис. 6 . 1 . Дерево критериев для интегрального критерия
"качество изделия"


Критерии третьего иерархического уровня дерева, приве­
денного на рис. 6.1, образуют показатели, непосредственно ха­
рактеризующие функциональные возможности изделия, эко­
номические показатели и т. д.
Для того чтобы рассчитать для оцениваемого объекта зна­
чения критериев более высокого иерархического уровня, необ­
ходимо предварительно рассчитать значения критериев более
низкого иерархического уровня.
Способы расчета значения критерия по значениям крите­
риев более низкого иерархического уровня в настоящее время
достаточно хорощо разработаны.
Набор критериев, предназначенный для оценки объекта
экспертизы, должен обладать рядом свойств, делающих его ис­
пользование оправданным. В литературе по принятию управ­
ленческих решений они хорошо известны.
/. Полнота. Критерии, входящие в набор, должны обеспе­
чивать адекватную оценку объекта экспертизы либо оценку
степени достижения цели, стоящей перед ЛПР, если набор
критериев предназначен для этого.
Иными словами, в наборе критериев должны быть предста­
влены критерии, характеризующие все основные аспекты
оценки объекта экспертизы либо степени достижения стоящей
перед ЛПР цели.
Тема 1 Многокритериальные оценки, требования к системам критериев 135


Получив значения оценок эксперта по каждому из критери­
ев, входящих в состав набора, мы должны иметь возможность
определить требуемую оценку объекта экспертизы.
2. Действенность (операционность). Поскольку критерии
предназначены для оценок объектов при принятии решений,
они должны быть однозначно понимаемы как экспертами, так
и ЛПР и способствовать выработке и принятию эффективных
решений, т. е. характеризовать основные аспекты анализируе­
мой ситуации и быть доступными для получения оценок по
ним.
3. Разложимость. Принцип разложимости отражает тот
факт, что эксперту либо ЛПР удобнее работать с небольшим
числом критериев. Если анализируемая ситуация такова, что

<< Предыдущая

стр. 22
(из 65 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>