<< Предыдущая

стр. 27
(из 65 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

В соответствии с имеющейся у него информацией об оце­
ниваемом объекте и используемой им оценочной системе экс­
перт определяет, к какому из классов оцениваемый объект
принадлежит.
После завершения процедуры последовательного предъяв­
ления оцениваемых атьтернативных вариантов эксперту может
быть предъявлен результат его оценки в виде распределения
всех оцененных им альтернативных вариантов по классам.
На этом этапе эксперту, как правило, предоставляется воз­
можность, исходя из общего результата классификации, вне­
сти коррективы в данные им оценки.
Если проводится коллективная экспертиза, то результаты
экспертной классификации, указанные каждым из экспертов,
160 Раздел 6 Многокритериальный выбор и оценочные системы


обрабатываются с целью получения результирующей коллек­
тивной экспертной оценки.
В зависимости от целей экспертизы может возникнуть не­
обходимость отнесения альтернативных вариантов к упорядо­
ченным классам.
Скажем, необходимо отнести оцениваемые объекты к соот­
ветствующим категориям, причем так, чтобы более предпочти­
тельные объекты были отнесены к более предпочтительным
категориям.
Естественно, это отражается на процедуре экспертной
классификации. Но главное, чтобы эксперт однозначно пони­
мал поставленную перед ним задачу.
Если число классов, на которое должны быть разбиты аль­
тернативные варианты, заранее не оговаривается, то целесооб­
разно использование следующей процедуры.
Эксперту предъявляется пара альтернативных вариантов и
предлагается определить, относятся ли они к одному классу
или к разным.
После этого эксперту последовательно предлагаются оце­
ниваемые альтернативные варианты и выясняется, может ли
каждый из них быть отнесен к одному из образовавшихся к
тому времени к,аассов или необходимо для данного альтерна­
тивного варианта образовать новый класс.
Процедура завершается после того, как эксперту будут
предъявлены все альтернативные варианты.
2. Метод парных сравнений
Метод парных сравнений является одним из наиболее рас­
пространенных методов оценки сравнительной предпочти­
тельности альтернативных вариантов.
При методе парных сравнений эксперту последовательно
предлагаются пары альтернативных вариантов, из которых он
должен указать более предпочтительный.
Если эксперт относительно какой-либо пары объектов за­
трудняется это сделать, он вправе посчитать сравниваемые
альтернативные варианты равноценными либо несравнимыми.
После последовательного предъявления эксперту всех пар
альтернативных вариантов определяется их сравнительная
предпочтительность по оценкам данного эксперта.
В результате парных сравнений, если эксперт оказался по­
следовательным в своих предпочтениях, все оцениваемые аль­
тернативные варианты могут оказаться проранжированными
по тому или иному критерию, показателю, свойству.
Тема 6 Количественные и качественные экспертные оценки 161


Если эксперт признал некоторые альтернативные варианты
несопоставимыми, то в результате будег получено лиг11ь их ча­
стичное упорядочение.
В практике использования метода парных сравнений не­
редко приходится сталкиваться с непоследовательностью и да­
же противоречивостью оценок эксперта.
В этих случаях необходимо проведение специального ана­
лиза результатов экспертизы.
Отметим также, что при достаточно большом числе оцени­
ваемых альтернативных вариантов процедура парного сравне­
ния всех возможных их пар становится трудоемкой для экс­
перта. В этом случае целесообразно применение соответству­
ющих модификаций метода парных сравнений.
Например, если предположить непротиворечивость оценок
эксперта, то практически достаточно однократного предъявле­
ния каждого альтернативного варианта в паре с каким-либо
другим.
3. Ранжирование альтернативных вариантов
Достаточно распространенной процедурой является также
непосредственное ранжирование экспертом по предпочтитель­
ности оцениваемых альтернативных вариантов.
В этом методе эксперту предъявляются отобранные для
сравнительной оценки альтернативные варианты, но жела­
тельно не более 20—30 для их упорядочения по предпочти­
тельности.
Если альтернативных вариантов больше, то целесообразно
использование соответствующих модификаций метода ранжи­
рования.
Например, ранжированию альтернативных вариантов мо­
жет предшествовать их разбиение на упорядоченные по пред­
почтению классы с помощью метода экспертной классифика­
ции.
Ранжирование сравниваемых объектов эксперт может осу­
ществлять различными способами. Приведем два из них.
В соответствии с первым эксперту предъявляется весь на­
бор альтернативных вариантов, и он указывает среди них наи­
более предпочтительный. Затем эксперт указывает наиболее
предпочтительный альтернативный вариант среди оставшихся
и т. д., пока все оцениваемые альтернативные варианты не бу­
дут им проранжированы
162 Раздел 6 Многокритериальный выбор и оценочные системы



При втором способе эксперту первоначально предъявляют­
ся два альтернативных варианта или больше, которые ему
предлагается упорядочить по предпочтениям.
Если эксперту первоначально предлагается несколько аль­
тернативных вариантов для упорядочения по предпочтениям,
то он на этом этапе может воспользоваться первым способом
ранжирования.
После проведения первоначального ранжирования экспер­
ту последовательно предлагаются новые, еще не оцененные им
альтернативные варианты. Эксперт должен определить место
вновь предъявленного альтернативного варианта среди про-
ранжированных ранее.
Процедура завершается после предъявления и оценки по­
следнего альтернативного варианта.
4. Метод векторов предпочтений
Этот метод чаще используется при необходимости получе­
ния коллективного экспертного ранжирования. Эксперту
предъявляется весь набор оцениваемых альтернативных вари­
антов и предлагается для каждого альтернативного варианта
указать, сколько, по его мнению, других альтернативных вари­
антов превосходит данный.
Эта информация представляется в виде вектора, первая
компонента которого — число альтернативных вариантов, ко­
торые превосходят первый, вторая компонента — число аль­
тернативных вариантов, которые превосходят второй, и т. д.
Если оценивается 10 альтернативных вариантов, то вектор
предпочтений может выглядеть так:
( 3 , 7 , 0 , 4 , 8 , 6 , 1,9,5,2).
Если в векторе предпочтений каждое число встречается
ровно один раз, то экспертом указано строгое ранжирование
альтернативных вариантов по предпочтениям.
В противном случае полученный результат не является
строгим ранжированием и отражает затруднения эксперта при
оценке сравнительной предпочтительности отдельных альтер­
нативных вариантов.
Метод векторов предпочтений отличается сравнительной
нетрудоемкостью и может использоваться с учетом характера
экспертизы.
Этот метод может быть применен и в случае, когда у экс­
перта имеются затруднения при использовании других мето­
дов оценки сравнительной предпочтительности альтернатив­
ных вариантов.
Тема 6 Количественные и качественные экспертные оценки 163


При коллективной экспертизе, проводимой с использова­
нием метода векторов предпочтений, целесообразно рассчи­
тать результирующее коллективное ранжирование, отражаю­
щее коллективную точку зрения всех экспертов [3|.
5. Дискретные экспертные кривые
Если целью является разработка прогнозов или анализ ди­
намики изменения показателей, характеризующих объект вы­
работки и принятия управленческого решения, то целесооб­
разно воспользоваться дискретными экспертными кривыми.
При построении дискретной экспертной кривой определя­
ется набор характерных точек, в которых наблюдается или
ожидается смена тенденции изменения значений показателя
от рассматриваемого параметра, а также значения показателя
в характерных точках.
На участках между характерными точками предполагается,
что значения показателя изменяются линейно, т. е. две сосед­
ние характерные точки кривой могут быть соединены отрезка­
ми прямой линии.
Если есть достаточно веские основания для того, чтобы оп­
ределить нелинейные изменения значений показателя на уча­
стках кривой между соседними характерными точками, имеет
смысл от дискретных экспертных кривых перейти к эксперт­
ным кривым.
При построении экспертных кривых отрезки прямых линий
могут быть заменены отрезками нелинейных кривых либо
кривых, построенных непосредственно экспертами.
Заметим, однако, что далеко не всегда мы располагаем ин­
формацией, позволяющей надежно судить о поведении кривой
на участках между характерными точками.
К тому же обработка результатов экспертных оценок, и в
частности определение результирующей коллективной экс­
пертной оценки, более надежна для дискретных экспертных
кривых.
Использование экспертных кривых позволяет более нагляд­
но и надежно представить различные сценарии развития ситу­
ации, что часто бывает необходимым при разработке прогно­
зов.
В качестве примера дискретной экспертной кривой приве­
дем экспертную кривую ожидаемого изменения темпов ин­
фляции в период с октября 1995 по март 1996 г., разработан­
ную экспертами в июне 1995 г. (рис. 6.4).
164 Раздел 6 Многокритериальный выбор и оценочные системы




Месяц

Рис. 6.4. Экспертная кривая ожидаемого изменения темпов инфляции

Экспертные кривые могут эффективно использоваться как
при анализе ситуации принятия решения, так и непосредст­
венно при выработке и принятии управленческих решений.



Литература

1. Литвак Б. Г. Экспертная информация; Методы получения и
анализа. М.. Радио и связь, 1982.
2. Литвак Б. Г. Экспертные оценки и принятие решений. М.; Па­
тент, 1996.
3. Кини Р. Л., Райфа X. Принятие решений при многих критериях:
предпочтения и замещения. М.. Радио и связь, 1981.
4. Петровский А. Л/., Панкова Л. А., Шнейдерман М В. Организа­
ция экспертных процедур. М.: Наука, 1984.



Контрольные вопросы

1 Какова роль оценивания при выработке и принятии управлен­
ческих решений''
2. Что такое многокритериальная оценка''
3. Что такое скалярный и векторный критерии?
4. Приведите пример дерева критериев
5 Назовите свойства, которым должна удовлетворять система
критериев.
6. Охарактеризуйте метод "стоимость — эффективность".
7. Чем отличается метод "затраты — прибыль" от метода "стои­
мость — эффективность"?
8 Что может составлять обобщенную "прибыль" в методе "затра­
ты — прибыль"''
Тема 6 Количественные и качественные экспертные оценки 165


9 Как определить наиболее предпочтительный альтернативный
вариант решения при использовании метода "стоимость — эффек­
тивность'"'
10 Какие альтернативные варианты решений образуют множест­
во Парето''
11 Как определить наиболее предпочтительный альтернативный
вариант решения при использовании метода "затраты — прибыль'"'
12 Что такое оценочная система и каков ее состав''
13 Приведите пример оценочной системы
14 Как формируется набор критериев оценочной системы''
15 Какие методы формирования перечня критериев вы знаете''
16 Как определяется сравнительная важность критериев оценоч­
ной системы''
17. Что такое обобщенный критерий''
18. Всегда ли можно определить наиболее предпочтительный ва­
риант, используя множество Парето''
19 Что такое лексикографический выбор''
20. Можно ли использовать при многокритериальных оценках не­
однородные критерии?
21. Как сделать сопоставимыми неоднородные критерии''
22 Как осуществляется выбор с помощью обобщенного крите­
рия?
23. Какие виды шкал вы знаете?
24 Могут ли с помощью шкал осуществляться качественные (не­
количественные) измерения?
25. Что такое вербально-числовая шкала''
26 Приведите пример вербально-числовой шкалы
27. Как формируются вербально-числовые шкалы?
28. Охарактеризуйте методы получения количественных эксперт­
ных оценок.
29. Какие методы получения количественных экспертных оценок
вы знаете?
30. Охарактеризуйте методы получения качественных (неколиче­
ственных) экспертных оценок

<< Предыдущая

стр. 27
(из 65 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>