<< Предыдущая

стр. 3
(из 65 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

1 2

1835 Маршалл, Логмаи Признание и обсуждение относительной
важности менеджмента
1881 Джозеф Вартон Разработка для колледжа курса предпри­
нимательского менеджмента
Фредерик У Тейлор Научный менеджмент, системный подход,
1900
кадровый менеджмент, необходимость ко­
операции между трудом и менеджментом,
функциональная организация, оценка
Первая полная теория менеджмента, его
1916 Генри Файоль
функции, принципы, признание необходимо­
сти преподавания менеджмента
Александр Г Черн Функциональная концепция менеджмента
1919 Различные области использования ме­
Моррис Л Кук
неджмента
1927 Социологическая концепция групповых
Элтон Мейо
устремлений
1943 Сведение воедино и корреляция принци­
Линделл Урвик
пов менеджмента
Норберт Винер Разработка системного анализа в теории
1949
информации
1976 Ромари Стюарт Альтернатива и ограничение действий ме­
неджера в различных ситуациях
Отношение к потребителям как к людям, а
1985 Том Петере
к персоналу организации как к важному ре­
сурсу развития бизнеса

Приведенная таблица показывает наиболее существенные
этапы развития управленческой мысли. И если, по всей види­
мости, вехи, относящиеся к глубокой древности, не подверга­
ются сегодня сомнению, то акценты и интерпретация вклада в
развитие управленческой мысли, более близкие к нам по вре­
мени, могут быть расставлены и по-другому.
При этом мы не можем отрицать явного всплеска управ­
ленческой мысли, приходящегося именно на наще время.

Наука об управлении Тейлора
Но первый настоящий прорыв в развитии теории управле­
ния был совершен благодаря трудам американского инженера
Фредерика Уинслоу Тейлора (1856—1915). Этому в значитель-
14 Раздел 1 История науки об управленческих решениях


Н Й степени способствовала обстановка, сложившаяся к нача­
О
лу XX в. в США.
Для США этого периода характерно бурное развитие про­
мышленности. Сеть железных дорог превратила страну в один
огромный рынок рабочей силы, которая нуждалась в эффек­
тивном управлении. Процветали прежде всего те предприятия,
на которых предприниматели уделяли должное внимание ме­
тодам управления.
Естественно, прогрессивному предпринимателю не препо­
давались азы менеджмента. Однако здравый смысл и опыт
предшественников, в особенности на предприятиях, имевших
длительную предысторию, безусловно, сослужили им хорошую
службу.
Тем не менее управленческое искусство приходило лишь с
опытом, а обучение осуществлялось лишь на собственных
ошибках и находках предпринимателей.
Все это создавало необходимые предпосылки для возник­
новения науки об управлении.
Современная наука об управлении начинается с момента
выхода в 1911 г. книги Тейлора "Принципы научного управ­
ления".
Тейлор предложил систему "научного управления", кото­
рую характеризовал так: "Наука вместо традиционных навыков;
гармония вместо противоречий; сотрудничество вместо индиви­
дуальной работы; максимальная производительность вместо ог­
раничения производительности; развитие каждого отдельного
рабочего до максимальной доступной ему производительности и
максимального благосостояния " [12].
Основные ее положения можно сформулировать следую­
щим образом [13]:
1. Создание научного фундамента, заменяющего собой ста­
рые, традиционные, практически сложившиеся методы рабо­
ты, научные исследования каждого ее элемента.
2. Отбор рабочих на основе научных критериев, их трени­
ровка и обучение.
3. Сотрудничество между администрацией и рабочими в де­
ле практического внедрения научно разработанной системы
организации труда.
4. Равномерное распределение труда и ответственности ме­
жду администрацией и рабочими.
Тема 1 Возникновение науки об управлении 15



Интересны его, носившие революционный характер, пред­
ложения по организации производства и труда в целом и зара­
ботной платы в частности:
заработная плата начисляется человеку, а не месту;
установление расценок должно быть основано на точном
знании, а не на догадках;
расценки, основанные на точном знании, должны быть
единообразными;
благодаря установленным таким образом расценкам товары
производятся дешевле, а рабочие получают более высокую
заработную плату, чем обычно;
заработная плата, основанная на точном знании, создает
лучших рабочих, дает им возможность больше заработать,
уничтожает причины умышленной медлительности в ра­
боте, пробуждает интерес рабочих и предпринимателей к
сотрудничеству [14J.
От линейной, по типу армейской, системы организации,
когда рабочий получал распоряжения от одного-единственно-
го начальника, Тейлор предложил перейти к системе, в кото­
рой работа мастера и бригадира была разделена на восемь ча­
стей и рабочий вместо одного начальника непосредственно
общался с восьмью "узкими" специалистами, которые гораз­
до более профессионально знали свой участок работы. Это
приводило к резкому увеличению административно-управ­
ленческого персонала, но в целом было несомненным шагом
вперед и обеспечивало значительный рост производительно­
сти труда.
Как и все принципиально новое, работы Тейлора были
приняты в штыки. Профсоюзы увидели в гейлоризме средст­
во усиления эксплуатации трудящихся. Не менее отрицатель­
ной была и реакция со стороны крупных предпринимателей,
поскольку использование новой системы организации труда,
предложенной Тейлором, требовало отказа от старых, тради­
ционных, привычных способов и технологий управления про­
изводством, пересмотра собственного поведения, значитель­
ных усилий по внедрению новой системы.
Однако, как и становлению многих других прогрессивных
нововведений, признанию науки об управлении помогла сама
жизнь.
16 Раздел 1 История науки об управленческих решениях


Первые опыты по внедрению системы Тейлора на пред­
приятиях США были достаточно впечатляющими. Но пере­
ломную роль в признании системы Тейлора сыграл получив­
ший широкий общественный резонанс конфликт между же­
лезнодорожными компаниями, бывшими гордостью страны,
и группой фирм — отправителей грузов, происшедший в
1910 г. Железнодорожные компании под предлогом высоких
издержек на заработную плату стремились повысить тарифы,
с чем не были согласны отправители. С помощью системы
Тейлора удалось показать, что издержки железнодорожных
компаний могут снижаться на 1 млн. долл. (в ценах 1910 г.)
ежедневно. Железнодорожные компании в этом споре потер­
пели поражение.
Это послужило стимулом для более внимательного отноше­
ния со стороны широких предпринимательских кругов к
принципиально новым управленческим идеям Тейлора. Идеи
научного управления получили широкое признание. Уже в
1912 г. в 55 отраслях бизнеса, включая транспорт и строитель­
ство, были внедрены методы научного управления. Одним из
основных, краеугольных для вновь создаваемой науки об уп­
равлении положений Тейлора явилось то, что он впервые от­
делил процесс планирования работы от самой работы. Таким
образом, Тейлором была впервые выделена одна из основных
управленческих функций.
В развитие методов научного управления значительный
вклад внесли и последователи Тейлора. Так, супруги Гилбрет
разработали метод анализа микродвижений рабочего, в ос­
нове которого — кинограммы движений рабочего с последу­
ющим определением их стандартных последовательностей и
наборов. Ими было выделено 17 основных движений кисти
руки, названных терблигами (Гилбрет в обратном прочте­
нии).
Г. Гант ввел в практику управления линейный график, по­
зволявший планировать и проверять выполнение достаточно
сложных комплексов работ. График, или, как его иначе назы­
вают, диаграмма, Ганта, стал предшественником широко ис­
пользуемых сегодня в практике планирования сетевых графи­
ков, являясь их составной частью. А диаграммы Ганта широ­
ко используются и в современном календарном планировании
деятельности предприятий.
Тема 2 Формулировка принципов и целей управления 17



Тема 2
ФОРМУЛИРОВКА ПРИНЦИПОВ
И ЦЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ

Авенадцать принципов Эмерсона
Основное направление работ Эмерсона посвящено повы­
шению производительности труда не рабочих, а управленцев.
Он справедливо считал, что основной причиной, по которой рас­
точаются природные богатства и человеческие возможности,
является неправильная организация [9].
Примечательна точка зрения на целесообразное сочетание
результатов и усилий, направленных на их достижение.
Эмерсон считал вопреки многим его современникам, что
максимальные результаты труда достигаются при минималь­
ных усилиях. Напряжение же, наоборот, дает довольно ощути­
мые результаты лишь при усилиях ненормальных. Таким об­
разом, по его мнению, между напряжением и производитель­
ностью существует связь, но обратная.
Согласно Эмерсону, мастер работает на заводе не для то­
го, чтобы снять напряжение с заведующего, а для того, чтобы
руководить рабочими, директор-распорядитель существует для
обслуживания заведующих и т. д., т. е. он впервые осознал истин­
ную миссию и назначение управленческого труда.
Сформулированные Эмерсоном [17, 1] двенадцать целей и
по сегодняшний день не потеряли своей актуальности. На­
помним их.
1. Отчетливо поставленные цели. Правильно ориентирован­
ные и согласованные цели участников производственного
процесса позволяют добиться колоссальных результатов. Не­
согласованность целей приводит к большим потерям.
2. Здравый смысл. В основе организации производства
должна быть не погоня за тоннажем, не стремление вложить в
дело больше капитала, а разумная организация производства,
решение проблем организации на основе здравого смысла.
3. Компетентная консультация. Эмерсон предлагал органи­
зовывать на каждом предприятии отдел, который "занимался
18 Раздел 1 История науки об управленческих решениях


бы выработкой рекомендаций по совершенствованию управ­
ления во всех подразделениях".
Это положение Эмерсона вполне соответствует пониманию
роли менеджмента на современном предприятии.
4. Дисциплина. Должны существовать инструкции, каж­
дый работник должен их знать и выполнять. Отклонение от
них — шаг в сторону анархии.
5. Справедливое отношение к персоналу. Работникам
должны быть обеспечены улучшение условий труда, повыше­
ние его оплаты, постоянное повышение квалификации. Долж­
ны обеспечиваться хорошие отношения на производстве. Ра­
ботники должны тщательно отбираться, при этом должны
учитываться внутренние склонности и способности человека.
6. Быстрый, надежный, полный, точный и постоянный
учет. Эмерсон считал, что только тот, кто учитывает количест­
во продукции, цены, эффективность, может достигнуть высо­
кой производительности и выполнять другие принципы.
7. Диспетчирование. Диспетчирование представляет собой
часть планирования. Практика показывает, что лучше диспет-
чировать даже неспланированную работу, чем планировать ра­
боту и не диспетчировать ее.
8. Нормы и расписания. Нормирование позволяет опреде­
лять резервы производительности и работать над сокращени­
ем потерь. Определение рациональных трудовых норм должно
производиться на основании хронометража всех операций,
эффективного планирования, участия таких специалистов, как
психологи, физиологи и т. д.
Примитивная сдельщина, поштучная оплата стимулируют
чрезмерное напряжение сил работника и в конечном счете не
оправдывают себя.
9. Нормализация условий. Нормализация условий необхо­
дима для точного и полного учета, а также при планировании
работ. Она обеспечивает расчет будущего на основании знания
настоящего.
10. Нормирование операций. Нормирование операций спо­
собствует, с одной стороны, стандартизации производства, что
позволяет внедрять автоматизацию производства, а с другой —
нормированию времени на выполнение операций.
11. Письменные стандартные инструкции. По Эмерсону,
сборник стандартных письменных инструкций является коди­
фикацией законов и практики предприятия. Это необходимо
Тема 2 Формулировка принципов и целей управления 19


для того, чтобы успехи, достигнутые на предприятии, закреп­
лялись письменно Мнение, что стандартные инструкции уби­
вают инициативу, ошибочно Наоборот, выполнение рутин­
ных операций самым быстрым и легким способом освобожда­
ет мозг для изобретения и разработки новых способов.

<< Предыдущая

стр. 3
(из 65 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>