<< Предыдущая

стр. 38
(из 65 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

стояния ситуации с точки зрения ЛПР и стратегических целей
развития ситуации.
Тема 2 Основные этапы ситуационного анализа 225



Для того чтобы было обеспечено реальное использование
сформированных для проведения ситуационного анализа оце­
ночных систем, необходимо определение щкал, в которых
предполагается измерение каждого из основных факторов,
включенных в оценочную систему.
После того как установлены основные факторы, определя­
ющие развитие сигуации, их сравнительная значимость и щка-
лы, в которых предполагается измерение каждого фактора,
можно переходить к формированию рещающих правил для
оценки ситуации.
Примером применения решающего правила может являть­
ся использование приведенной выще зависимости, характери­
зующей экономическую деятельность предприятия с помощью
таких основных факторов, влияющих на прибыль, получаемую
предприятием, как конкурентоспособность выпускаемой про­
дукции, объем производства, себестоимость выпускаемой про­
дукции и текущий спрос на продукцию на рынках сбыта.
Если прибыль оказывается в запланированных диапазонах, то
необходимость в дополнительных управляюш^их воздействиях от­
сутствует.
Если же прибыль оказалась ниже допустимого порогового
значения, то необходимо принятие мер, которые способство­
вали бы более успешной экономической деятельности пред­
приятия.
Как видно из приведенного выще примера, наряду с крите­
рием, которым является зависимость, характеризующая эко­
номическую успещность деятельности предприятия, в решаю­
щем правиле должно присутствовать пороговое значение (по­
роговые значения), с помощью которого определяется необхо­
димость принятия того или иного управленческого решения.
Пороговые значения в решающем правиле соответствуют
различным уровням состояния ситуации — от критического (не­
допустимого) до наиболее предпочтительного.
В решающем правиле пороговых значений может быть не­
сколько. В зависимости от того, какое значение приняла зави­
симость, характеризующая состояние ситуации, и как оно со­
относится с пороговыми значениями, анализируемая ситуация
получает ту или иную оценку, те или иные рекомендации мо­
гут быть даны по целесообразности действий, которые стоит
предпринять.
226 Раздел 8 Ситуационный анализ


Именно с использованием решающих правил определяют­
ся состояния ситуации, в которых необходимо применение тех
или иных управляющих воздействий.
При формировании решающих правил могут использовать­
ся индексы, характеризующие состояние ситуации.
Одной из основных задач этого этапа ситуационного ана­
лиза является проведение анализа ключевых профильных про­
блем ситуации, включая оценку
слабых и сильных сторон,
опасностей и рисков,
перспектив развития ситуации в рамках рассматриваемых
проблем.
Результатом такого анализа является более четкое предста­
вление проблем, возникающих для организации в связи со
сложившейся ситуацией.
Анализ профильных проблем ситуации, позволяющий при
принятии управленческих решений достаточно полно предста­
вить основные проблемы, которые должны решаться руковод­
ством организации, позволяет перейти к анализу ситуации в
целом.
Проведение анализа ситуации в целом также предполагает
оценку
слабых и сильных сторон ситуации в целом,
опасностей и рисков,
перспектив развития ситуации.
Задача этапа анализа ситуации считается выполненной, ес­
ли в результате его проведения ЛПР получит четкое, достаточ­
но полное представление о ситуации, необходимое для приня­
тия важных управленческих решений.
Самым лучшим результатом проведения ситуационного
анализа будет, если, основываясь на нем, ЛПР или аналитиче­
ская группа смогут увидеть путь, обеспечивающий достижение
стоящих перед организацией целей с наименьшими затратами
ресурсов.
Завершает этап анализа ситуации оценка устойчивости си­
туации к возможным изменениям внешней и внутренней сре­
ды, к наиболее вероятным изменениям показателей, характе­
ризующих динамику развития ситуации.
Тема 2. Основные этапы ситуационного анализа 227



Этап 4. Разработка сценариев возможного развития ситуа­
ции
Разработка сценариев начинается с содержательного описа­
ния и определения перечня наиболее вероятных сценариев
развития ситуации.
Для решения этой задачи может быть использован метод
"мозговой атаки". Определение перечня наиболее вероятных
сценариев развития ситуации формирует основную направ­
ленность аналитической работы по определению наиболее ве­
роятных направлений развития ситуации.
Наиболее распространенные способы разработки сценари­
ев, в том числе и те, которые будут приведены ниже (тема 3
данного раздела), предполагают формирование перечня основ­
ных факторов, влияющих на развитие ситуации.
С использованием выявленных факторов формируются мо­
дели развития ситуации. При формировании моделей ситуа­
ции могут использоваться индексы, характеризующие ее со­
стояние.
Различные варианты изменения значений факторов в соот­
ветствии с разработанными моделями приводят к различным
вариантам изменения ситуации — к различным сценариям ее
развития.
Естественно, что в первую очередь будут рассматриваться
те изменения значений факторов, которые представляются
экспертам наиболее вероятными.
Ожидаемые изменения основных факторов, характеризую­
щих развитие ситуации, служат основой для разработки про­
гноза.
Прогнозные оценки изменения значений основных факто­
ров определяются экспертами. При определении динамики из­
менения значений факторов может использоваться метод по­
строения экспертных кривых.
Согласно этому методу, эксперты последовательно указыва­
ют критические моменты времени, в которые могут произой­
ти изменения тенденций развития ситуации, скачки в значе­
ниях факторов и т. д. После того как определены критические
точки изменения значений показателей, экспертами определя­
ются ожидаемые значения факторов в критических точках и
ожидаемые тенденции изменения этих значений. Тем самым
осуществляется разработка альтернативных сценариев разви­
тия ситуации.
228 Раздел 8 Ситуационный анализ


Полученные результаты должны быть подвергнуты допол­
нительному анализу со стороны экспертов. Эксперты после
досконального изучения динамики развития ситуации, выска­
зывания суждений в защиту предлагаемого ими сценария раз­
вития ситуации, а со стороны оппонентов — возражений по
поводу реальности того или иного варианта развития могут
вносить коррективы в прогнозируемые варианты развития си­
туации.
Разработанные варианты развития ситуации должны быть
подвергнуты тщательному анализу с точки зрения выявления
основных опасностей, рисков, сильных сторон, перспектив
при развитии ситуации.
Результатом работы экспертов на этом этапе является раз­
работка экспертного прогноза изменения факторов и индексов,
характеризующих ситуацию, представленного в виде наиболее
вероятных сценариев развития ситуации.
Этап завершается оценкой ож:идаемой устойчивости ситуа­
ции для разработанных альтернативных сценариев ее развития.
Этап 5. Оценка ситуации
После того как определены наиболее вероятные сценарии
возможного развития ситуации, выявлены основные опасно­
сти, риски, сильные стороны и перспективы, экспертами да­
ется их оценка с точки зрения возможности достижения це­
лей, стоящих перед организацией.
Оценка развития ситуации на этом этапе дается как экспер­
тами 1-го уровня в части профильных проблем, возникающих
при ожидаемом развитии ситуации, так и экспертами 2-го
уровня в части развития ситуации в целом с точки зрения до­
стижения целей, стоящих перед организацией.
Оценка ситуации может, в зависимости от предусмотрен­
ной процедуры, осуществляться экспертами индивидуально, а
может — в процессе коллективной работы экспертной комис­
сии.
Параллельно с оценкой наиболее вероятных сценариев раз­
вития ситуации на этом этапе предполагается также генериро­
вание предложений для выработки альтернативных вариантов
тактических рещений по ключевым профильным проблемам
ситуации экспертами 1-го уровня и экспертами 2-го уровня —
для выработки альтернативных вариантов стратегических и так­
тических решений в анализируемой ситуации.
Тема 2 Основные этапы ситуационного анализа 229



Естественно, что должны генерироваться именно те пред­
ложения, которые в максимальной степени могут обеспечить
достижение целей, стоящих перед организацией.
При генерировании предложений также рекомендуется ис­
пользование метода "мозговой атаки", хотя при этом могут
использоваться и другие методы организации и проведения
экспертиз.
Если управленческие решения, принимаемые по результа­
там ситуационного анализа, представляют для организации
большую важность, целесообразно проведение специальных
экспертиз для сравнительной оценки альтернативных вариан­
тов тактических решений по ключевым профильным пробле­
мам ситуации и выбору из них наиболее предпочтительных.
Целесообразно проведение экспертиз по сравнительной
оценке альтернативных вариантов стратегических и тактиче­
ских решений для анализируемой ситуации в целом и выбору
из них наиболее предпочтительных экспертами 2-го уровня.
Основная цель проведения экспертиз на этом этапе — генери­
рование для дальнейшего рассмотрения и анализа обоснованных
управленческих решений и управляющих воздействий для дости­
жения стоящих перед организацией целей.
Этап 6. Обработка данных и оценка результатов экспертизы
Разработка сценариев возможного развития ситуации тре­
бует соответствующей обработки данных, в том числе матема­
тической. В частности, обязательная обработка данных, полу­
ченных от экспертов, требуется при коллективной экспертизе,
когда необходимо определение результирующего мнения экс­
пертов.
Обработка данных требуется при определении факторов,
установлении зависимостей и индексов, характеризующих си­
туацию. Математическая обработка данных требуется и при
разработке прогнозов, когда строятся экстраполяционные за­
висимости, экспертные кривые, определяются наиболее веро­
ятные тенденции изменения значений основных факторов и
т. д.
Перечислим наиболее важные случаи, когда обработка дан­
ных необходима для определения результатов коллективных
экспертных оценок в ситуационном анализе. Она необходима
при:
структуризации информации,
формировании экспертных комиссий.
230 Раздел 8 Ситуационный анализ


отбраковке и систематизации информации,
формировании оценочной системы,
разработке экспертных прогнозов развития ситуации,
разработке альтернативных сценариев развития ситуации,
генерировании альтернативных вариантов стратегических и
тактических решений,
сравнительной оценке альтернативных вариантов стратеги­
ческих и тактических решений.
После того как предварительные данные результатов экс­
пертиз при ситуационном анализе получены, необходимо про­
ведение работы по их анализу.
Полученная экспертная информация анализируется с точки
зрения согласованности мнений экспертов, участвовавших в
экспертизе. Степень согласованности оценок экспертов позво­
ляет судить о надежности результата экспертизы, а также по­
лучать содержательную интерпретацию основных точек зрения
экспертов при наличии между ними расхождений.
При сравнительной оценке нескольких альтернативных ва­
риантов возможного развития событий, нескольких возмож­
ных альтернативных вариантов управляюш,их воздействий и
решений, с помош,ью которых они могут быть реализованы,
возможно появление противоречий в оценках экспертов. Та­
кие противоречия должны выявляться и по возможности уст­
раняться.
В некоторых случаях оказывается целесообразным допол­
нительная проверка точности высказанных экспертами оце­
нок. Оценка точности экспертных оценок бывает априорной,
когда она проводится до наступления оцениваемого события,
и апостериорной — после наступления оцениваемого события.
Таким образом, обработка данных при анализе результатов
экспертиз необходима для:
оценки согласованности экспертов,
оценки степени противоречивости экспертных оценок,
априорной и апостериорной оценки точности экспертных
оценок.
Добиться повышения надежности полученных в результате
экспертизы рекомендаций и предложений можно также путем
сопоставления результатов сравнительной оценки альтерна­
тивных вариантов стратегических и тактических решений,
Тема 2 Основные этапы ситуационного анализа 231


полученных с использованием различных методов обработки
данных.
Если результаты обработки данных с помощью различных
методов оказываются достаточно близкими, это повышает уве­
ренность в надежности полученного результата.

<< Предыдущая

стр. 38
(из 65 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>