<< Предыдущая

стр. 39
(из 65 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Если расхождения в полученных результатах значительны,
то имеет смысл установить причину возникших расхождений.
Полученные при обработке данных результаты, а также ре­
зультаты оценки проведенных экспертиз используются при
подготовке материалов для ЛПР о проведенном ситуационном
анализе.
Оценка результатов экспертизы, включая обработку данных
при оценке качества экспертов, может использоваться и для
расчета их рейтинга. На основании рейтинга экспертов прини­
маются решения о последующем привлечении экспертов к
проведению ситуационного анализа.
Результатом работы экспертов на этом этапе ситуацион­
ного анализа является оценка полученных при проведенном
ситуационном анализе альтернативных вариантов управленче­
ских решений, определение рекомендаций и предложений для
ЛПР по результатам проведенной работы.
Этап 7. Подготовка аналитических материалов по результа­
там ситуационного анализа
Этот этап является заключительным. В нем подводится
итог всей проделанной работы. Основная задача этого этапа
состоит в том, чтобы подготовить аналитические материалы,
содержащие рекомендации по:
принятию стратегических и тактических решений в анали­
зируемой ситуации,
механизмам их выполнения,
контролю за исполнением решений,
сопровождению хода реализации принимаемых решений,
анализу результатов, включающему оценку эффективности
принятых решений и их выполнения.
Вся работа по организации и проведению ситуационного
анализа на всех этапах, его методическому и информационно­
му сопровождению осуществляется аналитической и рабочей
группами соответственно с поставленными перед ними зада­
чами и делегированными им полномочиями.
232 Раздел 8 Ситуационный анализ


Так, в частности, к числу задач, решаемых аналитической и
рабочей группами, относятся:
разработка системы отслеживания возникновения критиче­
ских ситуаций, требующих проведения ситуационного
анализа;
создание мониторинга по отслеживаемым направлениям
деятельности;
подбор, адаптация и разработка методов анализа и система­
тизации информации;
подбор и адаптация модуля статистического анализа дан­
ных;
определение и актуализация перечня отслеживаемых на­
правлений деятельности;
определение эталонных ситуаций для каждого отслеживае­
мого направления деятельности;
формирование и актуализация банка ситуаций (как эталон­
ных, так и проанализированных ранее);
формирование и актуализация банка экспертов;
подготовка инструментария, включая математический ап­
парат, для определения факторов, характеризующих раз­
витие ситуации, и индексов оценки их состояния;
определение и актуализация факторов, характеризующих
состояние ситуации, оценка их сравнительной важности,
разработка индексов оценки состояния ситуации;
подбор и адаптация методов формирования оценочных си­
стем;
подбор и адаптация методов организации, проведения и
определения результатов "мозговой атаки" по оценке си­
туации, включая:
схемы подачи информации;
схемы достижения стабилизации мнений и прекращения
"мозговой атаки";
определение выработанных альтернативных вариантов;
подбор и адаптация методов экспертного прогноза измене­
ния показателей и индексов, характеризующих ситуацию;
подбор и адаптация методов разработки сценариев;
подбор и адаптация методов определения результатов кол­
лективных экспертных оценок;
подбор и адаптация методов оценки степени согласованно­
сти экспертных суждений и определения "коалиций" экс­
пертов-единомышленников;
Тема 3 Метод сценариев 233



подбор, адаптация и разработка методов оценки качества
экспертных заключений, включая оценку точности;
подбор и адаптация методов анализа чувствительности си­
туации.
Эффективное использование ситуационного анализа для
решения управленческих проблем, представляющих особую
важность для организации, невозможно сегодня без соответст­
вующего компьютерного сопровождения.
Проведение ситуационного анализа на современном техно­
логическом уровне требует разработки и использования бан­
ков данных (ситуаций, сценариев, экспертов, результатов си­
туационного анализа поступившей информации) и специаль­
ных автоматизированных систем, предназначенных для обра­
ботки данных и сопровождения основных процедур ситуаци­
онного анализа.
К числу таких систем относятся автоматизированные систе­
мы поддержки ситуационного анализа, основанные на методе
аналогий, автоматизированные системы диагностики ситуаций,
обработки статистической информации, многомерного шкали­
рования, факторного анализа, кластер-анализа, автоматизиро­
ванные системы оценки ситуаций, автоматизированные систе­
мы экспертного оценивания (АСЭО), предназначенные для по­
лучения, обработки и анализа экспертной информации, и т. д.
Если при выработке управленческих решений в организации
ситуационный анализ занимает значительное место и проводит­
ся регулярно, то целесообразно создание специальной организаци­
онной структуры, основной задачей которой является обеспече­
ние и сопровождение ситуационного анализа.
В частности, может оказаться целесообразным создание
центра ситуационного анализа или ситуационной комнаты.


Тема 3
МЕТОД СЦЕНАРИЕВ

При разработке управленческих решений широкое исполь­
зование находит метод сценариев (см., например, работу [6]),
также дающий возможность оценить наиболее вероятный ход
развития событий и возможные последствия принимаемых ре­
шений.
234 Раздел 8. Ситуационный анализ


Разрабатываемые специалистами сценарии развития анали­
зируемой ситуации позволяют с тем или иным уровнем досто­
верности определить возможные тенденции развития, взаимо­
связи между действующими факторами, сформировать карти­
ну возможных состояний, к которым может прийти ситуация
под влиянием тех или иных воздействий.
С одной стороны, профессионально разработанные сцена­
рии позволяют более полно и отчетливо определить перспек­
тивы развития ситуации как при наличии различных управля­
ющих воздействий, так и при их отсутствии.
С другой стороны, сценарии ожидаемого развития ситуа­
ции позволяют своевременно осознать опасности, которыми
чреваты неудачные управленческие воздействия или неблаго­
приятное развитие событий.
Сопоставление и оценка возможных сценариев развития
ситуации под влиянием как различных управляющих воздей­
ствий, так и фоновых факторов, не зависящих от действий
ЛПР, способствуют принятию подчас единственно верных ре­
шений.
Высказывается мнение [4], что необходимость в предвиде­
нии наиболее вероятного развития ситуации впервые возник­
ла с появлением промышленного производства, поскольку при
сезонно повторяющемся сельскохозяйственном производстве
в этом не было никакой необходимости.
Полностью согласиться с такой точкой зрения трудно, по­
скольку испокон веков человечество воевало, время от време­
ни вело грандиозное строительство, и без представления воз­
можного развития ситуации такие целенаправленные действия
вряд ли были бы возможны.
В то же время прототипы метода сценариев мы нередко на­
ходим в разные времена в разных странах.
Так, в примере, приводившемся нами раньше, Кутузов, со­
бравший военный совет в Филях и прослушавший различные
варианты возможных действий, оценивал различные сценарии
развития войны с французами, предлагавшиеся военачальни­
ками. Он, сопоставив их сильные и слабые стороны, пришел
к тяжелому, но, пожалуй, единственно верному решению —
оставить Москву, обрекая ее на пожары и разрушения.
Однако последующее развитие событий подтвердило его
правоту. Предпочтенный им сценарий развития событий пол-
Тема 3. Метод сценариев 235


Государственный деятель, занимающий ответственный
пост, бизнесмен, принимающий важное для судьбы проекта
рещение, финансист, анализирующий фондовый рынок, хи­
рург накануне сложной нетрадиционной операции, конструк­
тор, закладывающий основы принципиально нового объекта,
при принятии важных решений, как правило, пытаются пре­
дугадать возможный сценарий развития событий, с тем чтобы
принять рещение, обеспечивающее успех.
Считается [4], что сценарии для прогнозирования развития
сложных систем первым использовал Герман Кан [Ю]. Первые
из разработанных сценариев носили преимущественно описа­
тельный характер. Впоследствии метод сценариев был в значи­
тельной степени развит за счет использования более точных
качественно-количественных моделей.
Метод сценариев предполагает создание технологий разра­
ботки сценариев, обеспечивающих более высокую вероятность
выработки эффективного решения в тех ситуациях, когда это
возможно, и более высокую вероятность сведения ожидаемых по­
терь к минимуму в тех ситуациях, когда потери неизбежны.
В настоящее время известны различные реализации метода
сценариев, такие, как:
получение согласованного мнения,
повторяющаяся процедура независимых сценариев,
использование матриц взаимодействия и др. (см., напри­
мер, работы [1, 10, 6].
Метод получения согласованного мнения является, по сущест­
ву, одной из реализаций метода Делфи, ориентированной на
получение коллективного мнения различных групп экспертов
относительно крупных событий в той или иной области в за­
данный период будущего.
К негативным моментам этого метода можно отнести недо­
статочное- внимание, уделяемое взаимозависимости и взаимо­
действию различных факторов, влияющих на развитие собы­
тий, а также динамике развития ситуации.
Метод повторяющегося объединения независимых сценариев
состоит в составлении независимых сценариев по каждому из
аспектов, оказывающих существенное влияние на развитие
ситуации, и повторяющемся итеративном процессе согласова­
ния сценариев развития различных аспектов ситуации.
Достоинством этого метода является более углубленный
анализ взаимодействия различных аспектов развития ситуа-
236 Раздел 8 Ситуационный анализ



ции; недостатком — слабая разработанность и методическая
обеспеченность процедур согласования сценариев.
Метод матриц взаимовлияний, разработанный Гордоном и
Хелмером, предполагает определение на основании эксперт­
ных оценок потенциального взаимовлияния событий рассмат­
риваемой совокупности.
Оценки, связывающие все возможные комбинации собы­
тий по их силе, распределению во времени и т. д., позволяют
уточнить первоначальные оценки вероятностей событий и их
комбинаций.
К недостаткам метода можно отнести трудоемкость получе­
ния большого количества оценок и корректной их обработки.
В работе |4] предлагается методология составления сцена­
риев, предполагающая предварительное определение про­
странства параметров, характеризующих систему.
Состояние системы в момент времени / является точкой
S(t) в этом пространстве параметров. Определение возможных
тенденций развития ситуации позволяет определить вероятное
направление эволюции положения системы в пространстве
выявленных параметров S{t) в различные моменты времени в
будущем: S{t + 1), S{1 + 2) и т. д.
Если управляющие воздействия отсутствуют, то предпола­
гается, что система будет эволюционировать в наиболее веро­
ятном направлении.
Управляющие воздействия эквивалентны воздействию сил,
способных изменить направление траектории S{t).
Естественно, что управляющие воздействия должны рас­
сматриваться с учетом ограничений, накладываемых как
внещними, так и внутренними факторами.
Предлагаемая технология разработки сценариев предпола­
гает рассмотрение положения системы в дискретные моменты
времени t, t + \, t + 2, ... .
При этом предполагается, что точка, соответствующая си­
стеме S{t) в пространстве параметров, расположена в конусе,
расширяющемся при удалении от исходного момента време­
ни /.
В некоторый момент времени t + Г ожидается, что система
будет расположена в сечении конуса, соответствующем мо­
менту времени t + Т.
Все точки этого сечения могут считаться вероятным распо­
ложением системы в пространстве параметров. Естественно,
Тема 3 Метод сценариев 237



ЧТО наиболее вероятным считается положение системы на
центральной оси конуса.
Управляющие воздействия приводят к смещению положе­
ния системы в пространстве параметров. В этом случае также
целесообразно рассматривать лишь дискретные точки, наи­
большее внимание уделяя при этом наиболее вероятным точ­
кам. При таком анализе необходимо предвидеть возможность
возникновения дополнительных внутренних напряжений меж­
ду элементами системы, поскольку они также могут изменять
положение системы в пространстве параметров.
Для оценки напряжений могут быть использованы соответ­
ствующие индикаторы, в частности, экономического или со­

<< Предыдущая

стр. 39
(из 65 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>