<< Предыдущая

стр. 40
(из 65 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

циального характера, а также пороговые значения индикато­
ров, при превышении которых положение системы может зна­
чительно измениться.
Управляющие воздействия в ряде случаев могут быть направ­
лены на предотвращение превышения пороговых значений индика­
торов, если нашей целью является сохранение стабильности.
В некоторых случаях можно целенаправленно стремиться к
превышению пороговых значений индикаторов, если это соот­
ветствует поставленным перед системой задачам.
Одним из наиболее важных результатов использования
этой разновидности метода сценариев, как, впрочем, и других
его разновидностей, является лучшее понимание анализируе­
мой ситуации и основных закономерностей и особенностей ее
развития.
Заслуживает внимания разновидность метода сценариев,
предложенная Абтом, Фостером и Ри [1].
Авторы подчеркивают, что их метод разработки сценариев
относится скорее к анализу возможного, а не вероятного буду­
щего. .
Действительно, полученное в процессе разработки прогно­
за более глубокое понимание ситуации предполагает в качест­
ве следующего шага выработку системы воздействий, которая
может изменить рассмотренные сценарии развития ситуации.
И вероятное будущее может оказаться скорректированным.
Разработанный авторами метод предусматривает отбор
только тех переменных, которые имеют непосредственное от­
ношение к развитию анализируемой системы, будь то система
контроля за окружающей средой или система управления тех­
нологическим процессом в действующем производстве и т. д.
238 Раздел 8 Ситуационный анализ


Далее предполагается разработка достаточно детальных
сценариев для выявления опасностей, угрожающих системе, и
необходимого противодействия им.
Предусматривается отбор среди множества возможных сце­
нариев, наиболее пригодных для последующего анализа, а так­
же процедуры использования ЭВМ для разработки неискажен­
ных сценарных прогнозов.
Рассмотрим перечисленные процедуры более детально.
Прежде чем приступить к разработке сценария, предполагает­
ся провести анализ ситуации с определением основных дейст­
вующих сил, основных взаимоотнощений между основными
действующими в ней факторами, необходимую детализацию и
структуризацию ситуации.
Отбор переменных в этом методе предполагает использова­
ние экспертов.
Анализируются с возможным использованием контент-ана­
лиза прогнозы развития ситуации и выделяются переменные,
являющиеся частью логических рассуждений экспертов, и их
взаимосвязи.
Основной задачей при этом является получение набора су­
щественных переменных, достаточно полно определяющих
развитие анализируемой ситуации.
Следующим этапом является определение для каждой пере­
менной соответствующей щкалы, в которой она могла бы быть
измерена.
Поскольку в реальных ситуациях наряду с количественны­
ми переменными используются и качественные, предполагает­
ся разработка для каждой переменной вербально-числовой
щкалы, содержащей как численные значения градаций, так и
их содержательное описание.
Содержательное описание позволяет расщирить состав пе­
ременных, включая в него переменные, действительно отража­
ющие характер анализируемой ситуации, хотя и не имеющие
количественной природы.
Количественные значения переменных позволяют более
надежно определять возможные опасности.
Если переменные непрерывны, то целесообразно выделе­
ние характерных их значений для использования при анализе
ситуации.
В некоторых случаях информация о переменных может пред­
ставляться в виде некоторого тезауруса, в котором отражается
основная информация, как количественная, так и описательная,
позволяющая достаточно полно представить переменную.
Тема 3. Метод сценариев 239



Неоправданное увеличение числа переменных затрудняет
возможность анализа ситуации, в то же время излишнее их
обобщение (агрегирование) также затрудняет проведение ана­
лиза.
Основная задача сценария — дать ключ к пониманию проблемы.
При анализе конкретной ситуации переменные, ее характе­
ризующие, принимают соответствующие значения — те или
иные градации вербально-числовых шкал каждое из перемен­
ных.
Определяются все значения парных взаимодействий между
переменными, которые оказывают взаимное влияние при раз­
витии данной ситуации.
Такое взаимодействие между переменными, как правило,
представляется в матричном виде.
После разработки и представления сценария с помощью
переменных и оценки их взаимодействия и внутренней согла­
сованности возможен с использованием вербально-числовых
шкал переход к представлению сценария в виде содержатель­
ного описания.
Такая форма нередко оказывается более удобной при под­
готовке отчета о проделанной работе.
Иногда целесообразно включение в состав сценария преды­
стории развития анализируемой ситуации.
Отличительной особенностью излагаемого метода является
многовариантность, т. е. рассмотрение нескольких альтерна­
тивных вариантов возможного развития ситуации с учетом ба­
зисных сценариев.
Группируя сценарии в классы, можно определить рацио­
нальную стратегию воздействия на ситуацию.
Как правило, данные о нескольких возможных сценариях разви­
тия ситуации более информативны, чем один-единственный сце­
нарий, и способствуют принятию более эффективных решений.
Особенность этого метода состоит также в том, что стано­
вится возможной оценка значения взаимодействия перемен­
ных лишь на границах области допустимых значений, а не по
всей области, как это предполагается в методе, использующем
матрицы взаимовлияний.
Использование специальных программ для ЭВМ, а также
датчиков случайных чисел с последующим отсечением невоз­
можных ситуаций для генерирования альтернативных вариан­
тов сценариев расширяет горизонт анализа возможных в буду­
щем ситуаций.
240 Раздел 8 Ситуационный анализ


Разработанный широкий спектр возможных альтернативных
вариантов развития ситуации позволяет более полно определить
критические ситуации для принятия решений, а также возмож­
ные последствия предлагаемых альтернативных вариантов реше­
ний с целью их сопоставления и выбора наиболее эффективного.
Профессионально разработанный и периодически актуализи­
руемый прогноз — неотъемлемая составляюш,ая процесса выра­
ботки и принятия важных управленческих решений.


Литература

1. Абт К. Ч, Фостер Р. Н., Ри Р. Г. Методика составления сце­
нариев: Руководство по научно-техническому прогнозированию. М.:
Прогресс, 1977.
2. Азгальдов Г. Г. Квалиметрия в архитектурно-строительном про­
ектировании. М.: Стройиздат, 1989.
3. Боумэн К. Основы стратегического менеджме^<та. М.: Банки и
биржи, ЮНИТИ, 1997.
4. Жерардэн Л. Исследование альтернативных картин будущего:
Метод составления сценариев: Руководство по научно-техническому
прогнозированию. М.: Професс, 1977.
5. Кунц Г., Доннел С. Управление: системный и ситуационный
анализ управленческих функций. В 2 т. М.: Професс, 1981.
6. Литвак Б. Г. Экспертные оценки и принятие решений. М.: Па­
тент, 1996.
7. Литвак Б. Г. Экспертная информация: Методы получения и
анализа. М.: Радио и связь, 1982.
8. Мескон М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.
М.: Дело, 1998.
9. Трухаев Р. И., Горшков И. С. Факторный анализ в организаци­
онных системах. М.: Радио и связь, 1985.
10. Kahn Н. De 1 Escalade, Metaphors et Scenarios. Paris, Caiman-
Levy, 1966.
11. Метод ситуационного анализа. Методические указания. М.:
ИМЭМО, 1985.


Контрольные вопросы

1. Что такое ситуационный анализ?
2. Как соотносятся ситуационный анализ и стратегическое упра­
вление''
Тема 3 Метод сценариев 241


3 Верно ли, что текущие проблемы являются препятствием для
стратегического управления?
4 Каковы основные составляющие ситуационного подхода''
5 Какова роль экспертных технологий при проведении ситуаци­
онного анализа''
6 Почему такую важную роль играет определение основных фак­
торов, характеризующих развитие ситуации''
7 Охарактеризуйте метод "мозговой атаки"
8 В чем состоит метод двухтурового анкетирования?
9. Какие задачи решает факторный анализ?
10. Как используется в ситуационном анализе метод многомер­
ного шкалирования?
11 Как осуществляется моделирование анализируемой ситуа­
ции?
12 Какие методы моделирования используются в ситуационном
анализе''
13. Как используется граф решений?
14. Каковы основные понятия, используемые при ситуационном
анализе''
15. Охарактеризуйте основные этапы ситуационного анализа
16 В чем состоит подготовка к ситуационному анализу?
17. Назовите основные проблемы анализа информации при ситу­
ационном анализе''
18. Как проводится анализ ситуации''
19. Как оцениваются ситуации''
20. Как проводится обработка данных при ситуационном ана­
лизе''
21. Как оцениваются результаты экспертиз при ситуационном
анализе?
22 В чем состоит этап подготовки материалов при ситуационном
анализе?
23 Каковы задачи аналитической и рабочей групп при проведе­
нии ситуационного анализа''
24 В чем состоит метод сценариев?
25 Какие реализации метода сценариев вам известны?
26 Какие возможности открывает использование метода сцена­
риев при разработке управленческих решений?
РАЗРАБОТКА И КОНТРОАЬ
РЕАЛИЗАЦИИ РЕШЕНИЙ




Тема 1
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ
И ТАКТИЧЕСКОЕ ПААНИРОВАНИЕ

Реализаи,ия управленческих функций организации осуществля­
ется в значительной степени с использованием стратегического
и тактического планирования, специально разрабатываемых про­
грамм и проектов и четко отслеживаемого хода их выполнения.
Стратегическому планированию предшествует определение
целей и задач, стоящих перед организацией, детально обсуж­
денное в разд. 4. Оно основа разработки управленческих реше­
ний. Такие управленческие функции, как организация, моти­
вация, контроль, могут быть в полной мере реализованы лишь
после того, как выработан четкий стратегический план.
Стратегическое планирование лежит в основе целенаправ­
ленной деятельности организации. При стратегическом пла­
нировании решаются, в частности, организационные пробле­
мы, проблемы стратегического прогнозирования, распределе­
ния ресурсов, адаптации к внешней среде, внутренней коор­
динации действий.
Без наличия надежных прогнозов разработка эффективных
управленческих решений затруднена и напоминает действия
человека, двигающегося вслепую.
Ресурсы, которыми располагает организация, достаточно
разнообразны. К их числу относятся сырье, материалы, энер­
гетические ресурсы, технологии, персонал, а также информа­
ция, которая используется при подготовке управленческих ре­
шений.
Одной из основных особенностей ресурсов различной при­
роды, которыми располагает организация, является, как пра-
Тема 1 Стратегическое и тактическое планирование 243


ВИЛО, их ограниченность. Поэтому от того, насколько рацио­
нально ресурсы распределены, во многом зависит степень до­
стижения целей, стоящих перед организацией.
Одной из основных задач при стратегическом планирова­
нии является адаптация организации к внешней среде. Она за­
ключается в непрерывном соверщенствовании технологий,
обеспечивающем устойчивый сбыт продукции, в контактах с
общественными и государственными учреждениями, в прове­
дении эффективной рекламной кампании и т. д.
Необходимым условием успешных действий по адаптации
организации к внешней среде является четкое знание ситуа­
ции, ее возможностей и опасностей, которые в ней таятся.
Однако реализация целей организацией невозможна без
эффективной внутренней координации, без концентрации ре­
сурсов и усилий на наиболее важных участках, без принятия
решений, обеспечивающих решение производственных и
иных задач.
Для эффективной внутренней координации деятельности
организации необходимо четко представлять ситуацию внутри
организации, ее слабые и сильные стороны, основные меха­
низмы и активные силы, действующие внутри ее.
Как показывает опыт ([3], [2] и др.), организации, планиру­
ющие свою деятельность, функционируют более успешно, чем
организации, не планирующие свою деятельность.

<< Предыдущая

стр. 40
(из 65 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>