стр. 40 |
ров, при превышении которых положение системы может зна
чительно измениться.
Управляющие воздействия в ряде случаев могут быть направ
лены на предотвращение превышения пороговых значений индика
торов, если нашей целью является сохранение стабильности.
В некоторых случаях можно целенаправленно стремиться к
превышению пороговых значений индикаторов, если это соот
ветствует поставленным перед системой задачам.
Одним из наиболее важных результатов использования
этой разновидности метода сценариев, как, впрочем, и других
его разновидностей, является лучшее понимание анализируе
мой ситуации и основных закономерностей и особенностей ее
развития.
Заслуживает внимания разновидность метода сценариев,
предложенная Абтом, Фостером и Ри [1].
Авторы подчеркивают, что их метод разработки сценариев
относится скорее к анализу возможного, а не вероятного буду
щего. .
Действительно, полученное в процессе разработки прогно
за более глубокое понимание ситуации предполагает в качест
ве следующего шага выработку системы воздействий, которая
может изменить рассмотренные сценарии развития ситуации.
И вероятное будущее может оказаться скорректированным.
Разработанный авторами метод предусматривает отбор
только тех переменных, которые имеют непосредственное от
ношение к развитию анализируемой системы, будь то система
контроля за окружающей средой или система управления тех
нологическим процессом в действующем производстве и т. д.
238 Раздел 8 Ситуационный анализ
Далее предполагается разработка достаточно детальных
сценариев для выявления опасностей, угрожающих системе, и
необходимого противодействия им.
Предусматривается отбор среди множества возможных сце
нариев, наиболее пригодных для последующего анализа, а так
же процедуры использования ЭВМ для разработки неискажен
ных сценарных прогнозов.
Рассмотрим перечисленные процедуры более детально.
Прежде чем приступить к разработке сценария, предполагает
ся провести анализ ситуации с определением основных дейст
вующих сил, основных взаимоотнощений между основными
действующими в ней факторами, необходимую детализацию и
структуризацию ситуации.
Отбор переменных в этом методе предполагает использова
ние экспертов.
Анализируются с возможным использованием контент-ана
лиза прогнозы развития ситуации и выделяются переменные,
являющиеся частью логических рассуждений экспертов, и их
взаимосвязи.
Основной задачей при этом является получение набора су
щественных переменных, достаточно полно определяющих
развитие анализируемой ситуации.
Следующим этапом является определение для каждой пере
менной соответствующей щкалы, в которой она могла бы быть
измерена.
Поскольку в реальных ситуациях наряду с количественны
ми переменными используются и качественные, предполагает
ся разработка для каждой переменной вербально-числовой
щкалы, содержащей как численные значения градаций, так и
их содержательное описание.
Содержательное описание позволяет расщирить состав пе
ременных, включая в него переменные, действительно отража
ющие характер анализируемой ситуации, хотя и не имеющие
количественной природы.
Количественные значения переменных позволяют более
надежно определять возможные опасности.
Если переменные непрерывны, то целесообразно выделе
ние характерных их значений для использования при анализе
ситуации.
В некоторых случаях информация о переменных может пред
ставляться в виде некоторого тезауруса, в котором отражается
основная информация, как количественная, так и описательная,
позволяющая достаточно полно представить переменную.
Тема 3. Метод сценариев 239
Неоправданное увеличение числа переменных затрудняет
возможность анализа ситуации, в то же время излишнее их
обобщение (агрегирование) также затрудняет проведение ана
лиза.
Основная задача сценария — дать ключ к пониманию проблемы.
При анализе конкретной ситуации переменные, ее характе
ризующие, принимают соответствующие значения — те или
иные градации вербально-числовых шкал каждое из перемен
ных.
Определяются все значения парных взаимодействий между
переменными, которые оказывают взаимное влияние при раз
витии данной ситуации.
Такое взаимодействие между переменными, как правило,
представляется в матричном виде.
После разработки и представления сценария с помощью
переменных и оценки их взаимодействия и внутренней согла
сованности возможен с использованием вербально-числовых
шкал переход к представлению сценария в виде содержатель
ного описания.
Такая форма нередко оказывается более удобной при под
готовке отчета о проделанной работе.
Иногда целесообразно включение в состав сценария преды
стории развития анализируемой ситуации.
Отличительной особенностью излагаемого метода является
многовариантность, т. е. рассмотрение нескольких альтерна
тивных вариантов возможного развития ситуации с учетом ба
зисных сценариев.
Группируя сценарии в классы, можно определить рацио
нальную стратегию воздействия на ситуацию.
Как правило, данные о нескольких возможных сценариях разви
тия ситуации более информативны, чем один-единственный сце
нарий, и способствуют принятию более эффективных решений.
Особенность этого метода состоит также в том, что стано
вится возможной оценка значения взаимодействия перемен
ных лишь на границах области допустимых значений, а не по
всей области, как это предполагается в методе, использующем
матрицы взаимовлияний.
Использование специальных программ для ЭВМ, а также
датчиков случайных чисел с последующим отсечением невоз
можных ситуаций для генерирования альтернативных вариан
тов сценариев расширяет горизонт анализа возможных в буду
щем ситуаций.
240 Раздел 8 Ситуационный анализ
Разработанный широкий спектр возможных альтернативных
вариантов развития ситуации позволяет более полно определить
критические ситуации для принятия решений, а также возмож
ные последствия предлагаемых альтернативных вариантов реше
ний с целью их сопоставления и выбора наиболее эффективного.
Профессионально разработанный и периодически актуализи
руемый прогноз — неотъемлемая составляюш,ая процесса выра
ботки и принятия важных управленческих решений.
Литература
1. Абт К. Ч, Фостер Р. Н., Ри Р. Г. Методика составления сце
нариев: Руководство по научно-техническому прогнозированию. М.:
Прогресс, 1977.
2. Азгальдов Г. Г. Квалиметрия в архитектурно-строительном про
ектировании. М.: Стройиздат, 1989.
3. Боумэн К. Основы стратегического менеджме^<та. М.: Банки и
биржи, ЮНИТИ, 1997.
4. Жерардэн Л. Исследование альтернативных картин будущего:
Метод составления сценариев: Руководство по научно-техническому
прогнозированию. М.: Професс, 1977.
5. Кунц Г., Доннел С. Управление: системный и ситуационный
анализ управленческих функций. В 2 т. М.: Професс, 1981.
6. Литвак Б. Г. Экспертные оценки и принятие решений. М.: Па
тент, 1996.
7. Литвак Б. Г. Экспертная информация: Методы получения и
анализа. М.: Радио и связь, 1982.
8. Мескон М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.
М.: Дело, 1998.
9. Трухаев Р. И., Горшков И. С. Факторный анализ в организаци
онных системах. М.: Радио и связь, 1985.
10. Kahn Н. De 1 Escalade, Metaphors et Scenarios. Paris, Caiman-
Levy, 1966.
11. Метод ситуационного анализа. Методические указания. М.:
ИМЭМО, 1985.
Контрольные вопросы
1. Что такое ситуационный анализ?
2. Как соотносятся ситуационный анализ и стратегическое упра
вление''
Тема 3 Метод сценариев 241
3 Верно ли, что текущие проблемы являются препятствием для
стратегического управления?
4 Каковы основные составляющие ситуационного подхода''
5 Какова роль экспертных технологий при проведении ситуаци
онного анализа''
6 Почему такую важную роль играет определение основных фак
торов, характеризующих развитие ситуации''
7 Охарактеризуйте метод "мозговой атаки"
8 В чем состоит метод двухтурового анкетирования?
9. Какие задачи решает факторный анализ?
10. Как используется в ситуационном анализе метод многомер
ного шкалирования?
11 Как осуществляется моделирование анализируемой ситуа
ции?
12 Какие методы моделирования используются в ситуационном
анализе''
13. Как используется граф решений?
14. Каковы основные понятия, используемые при ситуационном
анализе''
15. Охарактеризуйте основные этапы ситуационного анализа
16 В чем состоит подготовка к ситуационному анализу?
17. Назовите основные проблемы анализа информации при ситу
ационном анализе''
18. Как проводится анализ ситуации''
19. Как оцениваются ситуации''
20. Как проводится обработка данных при ситуационном ана
лизе''
21. Как оцениваются результаты экспертиз при ситуационном
анализе?
22 В чем состоит этап подготовки материалов при ситуационном
анализе?
23 Каковы задачи аналитической и рабочей групп при проведе
нии ситуационного анализа''
24 В чем состоит метод сценариев?
25 Какие реализации метода сценариев вам известны?
26 Какие возможности открывает использование метода сцена
риев при разработке управленческих решений?
РАЗРАБОТКА И КОНТРОАЬ
РЕАЛИЗАЦИИ РЕШЕНИЙ
Тема 1
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ
И ТАКТИЧЕСКОЕ ПААНИРОВАНИЕ
Реализаи,ия управленческих функций организации осуществля
ется в значительной степени с использованием стратегического
и тактического планирования, специально разрабатываемых про
грамм и проектов и четко отслеживаемого хода их выполнения.
Стратегическому планированию предшествует определение
целей и задач, стоящих перед организацией, детально обсуж
денное в разд. 4. Оно основа разработки управленческих реше
ний. Такие управленческие функции, как организация, моти
вация, контроль, могут быть в полной мере реализованы лишь
после того, как выработан четкий стратегический план.
Стратегическое планирование лежит в основе целенаправ
ленной деятельности организации. При стратегическом пла
нировании решаются, в частности, организационные пробле
мы, проблемы стратегического прогнозирования, распределе
ния ресурсов, адаптации к внешней среде, внутренней коор
динации действий.
Без наличия надежных прогнозов разработка эффективных
управленческих решений затруднена и напоминает действия
человека, двигающегося вслепую.
Ресурсы, которыми располагает организация, достаточно
разнообразны. К их числу относятся сырье, материалы, энер
гетические ресурсы, технологии, персонал, а также информа
ция, которая используется при подготовке управленческих ре
шений.
Одной из основных особенностей ресурсов различной при
роды, которыми располагает организация, является, как пра-
Тема 1 Стратегическое и тактическое планирование 243
ВИЛО, их ограниченность. Поэтому от того, насколько рацио
нально ресурсы распределены, во многом зависит степень до
стижения целей, стоящих перед организацией.
Одной из основных задач при стратегическом планирова
нии является адаптация организации к внешней среде. Она за
ключается в непрерывном соверщенствовании технологий,
обеспечивающем устойчивый сбыт продукции, в контактах с
общественными и государственными учреждениями, в прове
дении эффективной рекламной кампании и т. д.
Необходимым условием успешных действий по адаптации
организации к внешней среде является четкое знание ситуа
ции, ее возможностей и опасностей, которые в ней таятся.
Однако реализация целей организацией невозможна без
эффективной внутренней координации, без концентрации ре
сурсов и усилий на наиболее важных участках, без принятия
решений, обеспечивающих решение производственных и
иных задач.
Для эффективной внутренней координации деятельности
организации необходимо четко представлять ситуацию внутри
организации, ее слабые и сильные стороны, основные меха
низмы и активные силы, действующие внутри ее.
Как показывает опыт ([3], [2] и др.), организации, планиру
ющие свою деятельность, функционируют более успешно, чем
организации, не планирующие свою деятельность.
стр. 40 |